Научная статья на тему 'ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ТАНЦА ДРАКОНА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КИТАЯ'

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ТАНЦА ДРАКОНА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ВОССОЗДАНИЕ ТАНЦА / АТРИБУЦИЯ / АРТЕФАКТЫ / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / DANCE RECREATION / ATTRIBUTION / ARTIFACTS / SEARCH ACTIVITY / PEDAGOGICAL RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Цзяньсюнь

Артефакты нематериального культурного наследия Китая требуют атрибуции, культурологического анализа и сохранения в современном пространстве культуры и искусства. Автор принял участие в процессе поиска и воссоздания древнего танца провинции Хэбэй, что определило технологию проведенного исследования как педагогический ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF STUDYING THE SYMBOLISM OF THE DRAGON DANCE AS A FACTOR IN PRESERVING THE INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE OF CHINA

Artifacts of China's intangible cultural heritage require attribution, cultural analysis and preservation in the modern space of culture and art. The author took part in the process of searching and recreating the ancient dance of Hebei province, which determined the technology of the research as a pedagogical resource.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ТАНЦА ДРАКОНА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КИТАЯ»

УДК 378.22

Цзянъсюнъ Ли

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СИ М ВОЛИКИ ТАНЦА ДРАКОНА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ НЕ МАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КИТАЯ

Артефакты нематериального культурного наследия Китая требуют атрибуции, культурологического анализа и сохранения в современном пространстве культуры и искусства. Автор принял участие в процессе поиска и воссоздания древнего танца провинции Хэбэй, что определило технологию проведенного исследования как педагогический ресурс.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие; воссоздание танца; атрибуция; артефакты; поисковая деятельность, педагогический ресурс

Для цитирования: Ли Ц. Опыт исследования символики танца дракона как фактор сохранения нематериального культурного наследия Китая // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.159 -164.

Jlanxun LI THE EXPERIENCE OF STUDYING THE SYMBOLISM OF THE DRAGON DANCE AS A FACTOR IN PRESERVING THE INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE OF CHINA

Artifacts of China's intangible cultural heritage require attribution, cultural analysis and preservation in the modern space of culture and art. The author took part in the process of searching and recreating the ancient dance of Hebei province, which determined the technology of the research as a pedagogical resource.

Key words: Intangible cultural heritage; dance recreation; attribution; artifacts; search activity, pedagogical resource

For citation: Li J. The experience of studying the symbolism of the dragon dance as a factor in preserving the intangible cultural heritage of China // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.159 -164.

Введение

Актуальность исследования заключается в проблеме сохранения аутентичности исполняемых музыкально-хореографических композиций, имеющих культурологическое значение и являющихся частью нематериального культурного наследия КНР. Проблема сохранения артефактов является научно-методологической темой для современного педагогического сообщества, так как процесс сохранения, воссоздания и популяризации образцов национальной культуры становится педагогическим ресурсом в деле образования и обучения поколения молодых специалистов.

Степень научной разработанности проблемы. В основе настоящего исследования лежат известные труды китайских ученых по истории культуры, фольклористике, краеведению, этнографии и искусствоведению: Чжан Хэн, Тун Даньдань, Гао Бинчжун,Чжан Лиюй, Чэн Лоюй, Чжан Цзичэнь, Цзилинь.

В специальной и научной литературе, посвященной теме исследования, значатся общественные и политические факторы, воздействующие на патриархальный уклад жизни людей в провинции Хэбэй Китая, что освещено в трудах исследователей А. С. Королевой, И. В. Казаковой, Рам, М. Валеева, Р. 3. Валиевой и др.

Влияние социальных преобразований на культурные процессы в обществе, внесшие коррективы в музыкально-фольклорное бы-

тование артефактов, описано в трудах Чжан Хэна, H.A. Виноградовой, Б.В. Веймарна.

Формирование новых культурных связей этнических сообществ и определение вектора их дальнейшего взаимодействия определено в трудах таких ученых, как H. A. Виноградова, A. Д. Чегодаев, H. A. Дмитриева, В. В. Шлеев, И. М . Лосева, Ю. Д. Колпинский, Б. В. Веймарн, Т. П. Каптарева, A. Г. Подольский, М . Е. Кравцова.

Существенный вклад в сбор этнографического материала внесли H. И. Виноградова, Ли Цзяньсюнь, H. П. Aндреева.

Особенности китайского музыкального и хореографического фольклора, его этикоцен-тризм, антропологизм, онтологизм нашли свое отражение в трудах Т. И. Кондрашовой, И.В. Казаковой, Е. H. Полякова, К. Б. Кочеры-гиной, В. В. Федорченко, Э. Вернера, Юань Кэ.

Эмпирическая база исследования. Экспедиционная и исследовательская деятельность осуществлялись в провинции Хэбэй Китайской Сродной Республики, где были проведены сбор и фиксация документальной информации (локации деревень и малые поселения провинции).

Методология исследования

Теоретико-методологическую основу решения проблем становления и развития музыкально-фольклорного искусства Китая составили труды Го Ваньцзиня, Лу-синя, A. Кай-ева, И. Колесницкой, Л. Пушкарева, Л. Земля-новой, Б. Рифтина.

Вопросы формирования различных сегментов китайской музыкально-фольклорной

культуры рассматривались в работах Хуан Чжи-ган, ЦзыЧэнь, ЧжэнЧжэнь-до, Чжуп Цзин-вэнь.

Исследованиям ученых предшествовала активная работа по сбору музыкального и хореографического этнического материала с помощью культурологов, педагогов, студентов Хэбэйского университета и его подструк-турного отделения - хореографического колледжа университета.

Объект исследования - образная музыкально-пластическая система изображения фольклорного символа Дракона в культуре Китая.

Предмет исследования - музыкально-фольклорная традиция в изображении артефактов нематериального культурного наследия Китая на примере символического танца «Фонарей Дракона в виде китайских иероглифов».

Целью настоящего исследования является представление образной системы в изображении Дракона в музыкально-фольклорной традиции Китая в контексте воссоздания и сохранения артефактов нематериального культурного наследия.

Задачи исследования:

1. Раскрыть специфику национальной китайской традиции в музыкально-фольклорном изображении Дракона с культурологических позиций;

2. Приобщить к данной работе поисковые материалы, посвященные исследованию специфики образной системы музыкально-фольклорного изображения символа Дракона;

3. Обозначить основные направления исследования этнокультурного нематериального наследия Китая в области музыкально-хореографического фольклора;

4. Рассмотреть основные тенденции развития музыкальной, театральной и хореографической культуры в создании образной системы символа Дракона;

5. Представить опыт воссоздания танца «Фонарей Дракона в виде китайских иероглифов» как процесс сохранения нематериального культурного наследия Китая;

6. Показать своеобразие концертно-исполнительской и театрально-хореографической деятельности на базе Хэбэйского университета КНР как технологию планирования и решения творческих задач.

База исследования: хореографический колледж Хэбэйского университета, Китай; кафедра музыкального образования и воспитания ИМТиХ РГПУ имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Методы исследования

Среди методов настоящего исследования значится анализ условий возникновения проблемной ситуации, заключающейся в трансформации артефактов нематериального культурного наследия и воссоздания музыкально-хореографических фольклорных композиций в адаптационном виде в современное время. Диахронический метод позволил рассмотреть процесс музыкального оформления пластическо-хореографической композиции «Танец Фонарей Дракона в виде китайских иероглифов» во временной последовательности. Биографический метод выражается в использовании архивных документов и частных свидетельств участников поисковой и исследовательской деятельности по поиску достоверных сведений о бытовании древнейшего танца Дракона в провинции Хэбэй КНР. Сравнительно-исторический метод позволил произвести анализ культурных связей носителей различных мелодико-ритмических, интонационных и исполнительских фольклорных традиций в образной системе изображения символа Дракона. Концептуальное моделирование как метод исследования при анализе исторических эпох Древнего Китая позволил смоделировать социокультурные условия, в которых создавался артефакт музыкально-хореографической фольклорной композиции «Танца Фонарей Дракона в виде иероглифов» с целью воссоздания для исполнения в публичном формате в современное время. етод наблюдения использовался при знакомстве с технологиями воссоздания музыкально-фольклорной композиции, посвященной изображению Дракона в виде иероглифов в «Танце Фонарей», другими формами коммуникации образовательных и культурных учреждений. Аксиологический метод позволит выявить ценностные основания, необходимые для актуализации артефакта, его воссоздания, сохранения, популяризации и передачи новому поколению образцов нематериального культурного наследия. Системный метод использовался с целью выявления причинно-следственных связей процесса поиска, анализа, воссоздания артефакта и ценностных ориентаций участников твор-

ческого коллектива исследователей, сотрудников, исполнителей, педагогов и студентов. Сравнительно-аналитический метод позволил сопоставить российский и китайский опыт по актуализации, сохранению, воссозданию и передаче образцов нематериального культурного наследия. етод заключался в сравнении различных подходов в технологии воссоздания артефакта, в определении этапов исследовательской деятельности, поисковой работе и образовательной музыкально-театральной деятельности. Социокультурная реконструкция танца использовалась в качестве метода для осуществления деятельности по воссозданию артефакта, определения технологического процесса и логической цепочки создания современной интерпретации танца «Фонарей Дракона в виде китайских иероглифов» в соответствии с результатами проведенного поискового исследования.

Основные результаты исследования

Исследование определило, что применяемые методы анализа опыта поисковой и воссоздающей деятельности образной системы музыкально-пластического изображения древнего артефакта выбраны правильно и привели к теоретическому осмыслению глубинного фольклорного содержания танца и практической реализации проекта воссоздания танца в студенческой среде.

Научная новизна исследования. Исследование руководствовалось научными методами поиска, сбора, анализа аутентичных материалов, что позволило теоретически обосновать данную деятельность как педагогический ресурс и форму образовательной и воспитательной деятельности в современном университете на факультете искусств [6].

Практическая значимость исследования. Создание педагогических условий для проведения настоящего исследования позволило получить практические результаты по поиску, анализу, обработке документальных свидетельств бытования народного танца с изображением Дракона в названной местности. Примененные теоретические методы исследования продуцировали обобщение полученных данных, что в свою очередь позволило создать технологию сохранения, воссоздания и популяризации аутентичного музыкально-хореографического произведения древней китайской культуры. В образовательной и воспитательной деятельности значатся культурные мероприятия, позволяю-

щие увеличить контакты с историко-культурным наследием Древнего Китая, выстроить процесс педагогического включения в изучение аутентичного материала музыки и танца, привлечь внимание историков, культурологов, архивистов, специалистов в области современной музыки и хореографии с целью сохранения и передачи артефактов нематериального культурного наследия. Местная специфика бытования артефактов стала основным звеном поиска в данной исследовательской работе, что сформировало практические цели и задачи по воссоздания танца. Вновь созданный танец стал образцом совместной деятельности педагогов и студентов; полномасштабное сотрудничество позволило создать технологию по освоению, развитию, сохранению и популяризации нематериального культурного наследия в качестве канала передачи фактов культуры от поколения к поколению [7, с. 109].

Исследование определило характер музыкального оформления пластической композиции (с участием народных инструментов): символический музыкально-фольклорный язык способствует выражению образа Дракона в величественном стиле и придает его изображению особое пафосное, ритуальное музыкальное звучание. Среди документальных источников исследования значатся архивные материалы о недавней археологической находке. В 2000 году обнаружен музей музыкальных инструментов, созданных 2 тысячи лет назад, в эпоху династии Хань. Оказалось, что почти все 150 найденных экспонатов находятся в хорошем состоянии (радиоуглеродный метод определяет достаточно точно дату изготовления и бытования музыкальных артефактов), - чаще всего атрибутируются свистульки и костяные дудочки. При археологических раскопах находятся древние музыкальные инструменты в виде шаров -окарины: глиняные носят название сюнь, ли-тофоны - цин, бронзовые колокольчики -чжун [5].

Исследование показало, что найденные фольклорные материалы служат базой для создания новых партитур в решении творческих задач по изображению Дракона в фольклорной композиции. В музыке бережно сохраняется древняя элементика исполнения интонационного оборота крика лодочников, достаточно эмоционально исполняющих свои произведения на празднике Драконьих лодок.

Почти истошный крик далеко разносится по реке, и современное музыкальное оформление учитывает данный аутентичный факт исполнения, внося его в партитуру сопровождения возгласов [4, с. 174].

Современное прочтение музыкального фольклорного материала становится источником развития; «своим эмоциональным накалом музыка помогает выразить основное содержание хореографического произведения. Красочные звуковые эффекты симфонического оркестра и хора, а также особенности современной оркестровки придают музыкальному оформлению композиции особую индивидуальность. В частности, Го Вэньцзин включает национальные ударные инструменты в симфонический инструментальный состав. При этом элементы музыкального языка органично вписываются в современные приемы творчества» [11, с. 165].

Известно, что танец «Фонарей Дракона в форме китайских иероглифов» исполнялся хранителями дворянского мавзолея во время праздников в императорском дворце для знати, вельмож и дворянства. То есть у обычных людей не было возможности соприкоснуться с подобными аутентичными представлениями. Очевидно, древняя иерархическая социальная система также привела к тому, что культурный пласт для широкого зрителя был в определенной степени заблокирован. В конце правления династии Цин танец «Фонарей Дракона в форме китайских иероглифов» потерял свою адресную аудиторию и был вынужден изменить свой первоначальный формат исполнения. В период становления Китайской Народной Республики танец «Фонарей Дракона в форме китайских иероглифов» постепенно стал праздничным представлением, украшением торжеств и других культурных мероприятий, потеряв сакральное значение и аутентичность заложенных в нем смыслов. Таким образом, произошла определенная деформация и видоизменение танца «Фонарей Дракона в форме китайских иероглифов». Изменение, развитие и трансформация танца определяются в соответствии с требованиями времени [3, с. 103].

В современном обществе танец «Фонарей Дракона в форме китайских иероглифов» также должен соответствовать тенденциям развития современной хореографии. В этой связи от работников искусства, культурологов, музыкантов, хореографов, преподавате-

лей пластических искусств, бутафоров и реквизиторов также требуется чувство социальной ответственности в стремлении сохранить образец «нематериального культурного наследия» Древнего Китая, включая современные элементы в традицию изображения образной системы Дракона с возможностью привлечь внимание зрителя новыми способами исполнения танца [2, с. 96].

Социокультурный процесс восстановления танца «Фонарей Дракона в форме китайских иероглифов» неразрывно связан с приверженностью Хэбэйского университета к модернизации и новаторству, которое определяется мастерством педагогов и продуцируется гуманистической целью сохранения артефактов «нематериального культурного наследия» Древнего Китая. Педагоги и студенты в процессе воссоздания добавили элементы современного и классического танца. Например, движение, адаптированное к изображению «поднимания секции фонарей Дракона», отличается от первоначальной необработанности и устремляется к совершенству, обогащая изящную позу современного и чистоту классического танца. В изображении иероглифов фонарями танцоры могут создать также разнообразные другие иероглифы, такие как иероглифы « ир на родине» и «китайский Дракон». Эти и другие инновации современных хореографов, касающиеся сюжета танца «Фонарей Дракона в форме китайских иероглифов», делают его более современным, художественным и более легким для понимания смысла танца и принятия современной аудиторией [10, с. 226].

Выводы

Нематериальное культурное наследие является общим культурным богатством для всего человечества. Танец «Фонарей Дракона в форме китайских иероглифов» вернулся к публике благодаря исследованию глубоких исторических корней музыкально-пластического повествования и уникальной форме исполнения. В процессе изучения семиотики танца «Фонарей Дракона в форме китайских иероглифов» было получено определенное представление о древнем искусстве провинции Хэбэй, что в определенной степени сыграло свою роль в содействии развитию народного искусства провинции в настоящее время [9, с.34].

Среди выводов и результатов проведенной работы значится важное педагогическое ре-

шение осуществлять современные постановки на основе оригинала, что позволит эффективно решать проблемы культурного разрыва поколений и сохранит максимум артефактов «нематериального культурного наследия» Китая, в первую очередь, народную музыку и народный танец во всем их многообразии [12].

Педагогический ресурс поисковой исследовательской и воссоздающей деятельности позволяет образовывать личность человека, способную воспринимать непреходящие духовные ценности, быть адекватной по отношению к современным глобальным вызовам, сохранять собственную и групповую социально-культурную стабильность, понимать форматы национальной самоидентичности, осуществлять механизмы саморазвития и самосовершенствования, быть толерантной к

традиционным культурным событиям, находится в диалоге культур полиэтнического, поликонфессионального современного мира [1, с. 61].

Заключение

Китайская народная музыка является одним из древнейших искусств в мире; в ее основе лежит пятизвуковая система - пентатоника. Развитие музыкального искусства сопровождалось появлением семиступенчатого лада. Исследование требует продолжения изучения музыкально-фольклорной традиции изображения Дракона в Китае и художественно-музыкального оформления древнейших танцев с помощью таких инструментов, как пипа, эрху, цисяньцин, хуцинь, ди, шэн, а также большого разнообразия флейт [8, с. 314].

Литература:

1. Андреева Н.П. Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества : дис. & канд. пед. наук : спец. 13.00.05 / Н. П. Андреева. Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2005.181 с.

2. Бекина С. И. Myзыкa и движение. Moсквa: «Просвещение», 1983. 208 с.

3. Валукин Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве/Е.П.Валукин. M осква: ГИТИС, 1992. 169 с.

4. Виноградова Н. А. Искусство Китая. M осква: Изобразительное искусство, 1988. 255 с.

5. Искусство Китая [Электронный ресурс]. Moсквa :DirectMediaPublishing, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM].

6. Искусство Китая. [Электронный ресурс]// Искусствоед.ру - сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. 2020. URL: https://iskusstvoed.ru/2020/ll/28/iskusstvo-kitaja/ (дата обращения: 5.10.2023).

7. Королева А. С., Валеев Р. M . Интерпретация образа дракона в системе декоративно-прикладного искусства и быта Китая // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. 2017. № 2. С.108-112.

8. Кравцова M. Е. Mирoвaя художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. СШ.: Издательства «Лань», «ТРИАДА», 2004. 960 с.

9. Базарова П.П., Mей Б.П. «Азбука классического танца». Санкт-Петербург: изд-во «Лань», изд-во «Планета музыки», 2008. С. 34.

10. Ли Ц., Андреева Н. П., Валиева Р. З. Традиционное изображение китайского дракона в современном театре / ВЕСТНИК НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Изд-во: ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», Набережные челны, Россия. Maтериaлы конференции. 2022. С. 225-227.

11. Ma Шухао. Китайская литература в произведениях современного композитора Го Вэньцзина // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10. № 2. С. 162-174.

12. На Жи Су, Чай Ла Ган. Влияние истории развития народной музыки на русские и китайские народные танцы // Philharmonica. International Music Journal, 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/vliyanie-istorii-razvitiya-narodnoy-muzyki-na-russkie-i-kitayskie-narodnye-tantsy (датаобращения: 13.05.2022].

References:

1. Andreeva N.P. Realizacija fol'klornogo nasledija v pedagogike teatral'nogo samodejatel'nogo tvorchestva : dis. & kand. ped. nauk : spec. 13.00.05 / N. P. Andreeva. Sankt-Peterburg: SPbGUKI. 2005.181 c.

2. Bekina S.I. Muzyka i dvizhenie. Moskva: «Prosveshhenie», 1983. 208 c.

3. Valukin E.P. Problemy nasledija v horeograficheskom iskusstve/E.P.Valukin. Moskva: GITIS, 1992.169 s.

4. Vinogradova N.A. Iskusstvo Kitaja. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1988. 255 s.

5. Iskusstvo Kitaja [Jelektronnyj resurs]. Moskva :DirectMediaPublishing, 2004.1 jelektron. opt. disk (CD-ROM].

6. Iskusstvo Kitaja. [Jelektronnyj resurs] // Iskusstvoed.ru - setevoj resurs ob iskusstve i kul'ture : [sajt]. 2020. URL: https://iskusstvoed.ru/2020/ll/28/iskusstvo-kitaja/ (data obrashhenija: 5.10.2023].

7. Koroleva A.S., Valeev R.M. Interpretacija obraza drakona v sisteme dekorativno-prikladnogo iskusstva i byta Kitaja // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstva. 2017. № 2. S.108-112.

8. Kravcova M.E. Mirovaja hudozhestvennaja kul'tura. Istorija iskusstva Kitaja: Uchebnoe posobie. — SSh.: Izdatel'stva «Lan'», «TRIADA», 2004. 960 s.

9. Bazarova P.P., Mej B.P. «Azbuka klassicheskogo tanca», Sankt-Peterburg: izd-vo «Lan'», izd-vo «Planeta muzyki», 2008. S. 34.

10. Li С., Andreeva N.P., Valieva R.Z. Tradicionnoe izobrazhenie kitajskogo drakona v sovremennom teatre / VESTNIK NABEREZhNOChELNINSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGIChESKOGO UNIVERSITETA. Izd-vo: FGBOU VO

«Naberezhnochelninskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», Naberezhnye chelny, Rossija. Materialy konferencii. 2022. S. 225-227.

11. Ma Shuhao. Kitajskaja literatura v proizvedenijah sovremennogo kompozitora GoVjen'czina // Vestnik muzykal'noj nauki. 2022. T. 10. № 2. S. 162-174.

12. Na Zhi Su, Chaj La Gan. Vlijanie istorii razvitija narodnoj muzyki na russkie i kitajskie narodnye tancy // Philharmonica. International Music Journal, 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/vliyanie-istorii-razvitiya-narodnoy-muzyki-na-russkie-i-kitayskie-narodnye-tantsy (dataobrashhenija: 13.05.2022].

УДК793

4. Хуан

КО M ПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМ ИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИИ: ДИАГНОСТИКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ В СИСТЕ МЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье осуществляется глубокий анализ актуальной проблемы формирования профессиональных навыков у будущих учителей хореографии, исследуя этот вопрос в контексте компетентностного подхода. Исходными данными для исследования выступают современные методологические и педагогические концепции, а также эмпирические данные, собранные с помощью анкетирования и наблюдения среди студентов и преподавателей высших и средних специализированных учебных заведений. Предметом исследования являются механизмы диагностики и моделирования профессиональных навыков в системе танцевального образования. Целью работы является выявление наиболее эффективных методик и подходов к обучению, а гипотеза заключается в том, что применение компетентностного подхода может значительно оптимизировать существующие учебные программы и методики. Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности интеграции компетентностного подхода в учебные программы с целью повышения качества профессиональной подготовки учителей хореографии. Научный вклад работы заключается в разработке новых критериев и методик для оценки и формирования профессиональных навыков. Эти результаты могут быть применены для оптимизации учебных программ и методик обучения не только в высших, но и в средних специализированных учебных заведениях.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные навыки, учителя хореографии, диагностика, моделирование, танцевальное образование, методология, эмпирические данные, учебные программы, профессиональная подготовка

Для цитирования: Хуан Ч. Компетентностный подход в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии: диагностика и моделирование в системе танцевального образования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С. 164 -169.

Chenchen Huang COMPETENCE APPROACH IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF FUTURE TEACHERS OF CHOREOGRAPHY: DIAGNOSTICS AND MODELLING IN THE SYSTEM OF DANCE EDUCATION

This article analyses in depth the actual problem of forming professional skills of future teachers of choreography, investigating this issue in the context of competence-based approach. The initial data for the study are modern methodological and pedagogical concepts, as well as empirical data collected through questionnaires and observation among students and teachers of higher and secondary specialised educational institutions. The subject of the study is the mechanisms of diagnostics and modelling of professional skills in the system of dance education. The aim of the work is to identify the most effective methods and approaches to training, and the hypothesis is that the application of the competence approach can significantly optimise existing training programmes and methods.

The results of the study indicate the high efficiency of integrating the competence approach into training programmes in order to improve the quality of professional training of choreography teachers. The scientific contribution of the work lies in the development of new criteria and methodologies for the assessment and formation of professional skills. These results can be applied to optimise curricula and teaching methods not only in higher, but also in secondary specialised educational institutions.

However, it is worth noting some limitations of this study. It was conducted on a limited sample and in a specific cultural and educational context, which may affect the universality of the findings. As directions for future research, it is suggested to expand the empirical base and adapt the developed methodologies for different educational and cultural contexts, which will allow clarifying and complementing the findings.

Key words: competency-based approach, professional skills, choreography teachers, diagnostics, modeling, dance education, methodology, empirical data, curricula, professional preparation

For citation: Huang Ch. Competence approach in the formation of professional skills of future teachers of choreography: diagnostics and modelling in the system of dance education // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С. 164-169.

Введение

В современном образовательном пространстве одной из наиболее актуальных задач является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных адапти-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

роваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности.

Это особенно важно в сфере искусства и культуры, где требования к профессиональным навыкам и компетенциям постоянно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.