отработать потраченные деньги, вобрав от занятий максимум пользы - ему нечего терять. Поэтому, совместно с академией, на сайте "Первого студенческого агентства" открыт фотожурнал для публикации материалов учеников "ФОТОЖУР".
ПСА — это официально зарегистрированное СМИ, поэтому его молодые авторы чувствуют ответственность и гордость за свою работу. При этом портал читают такие же студенты, как и те, что в нём работают, так что имеется возможность оттачивать здесь мастерство, не будучи ещё профессионалами своего дела. ПСА для молодых журналистов — это их среда, которую они любят, где хотят проявить способности и выделиться среди остальных. Именно это их мотиватор на обучение и труд — площадка для самопрезентации и самореализации. Соответственно, достижение нашей цели осуществляется с помощью такого механизма вовлечения в образовательную деятельность, путём повышения мотивации к обучению. Он включает в себя создание бесплатной академии фотожурналистики в связке с вовлекающим в интересную и почётную для студентов деятельность фотожурналом на портале СМИ.
Предварительные результаты предполагают не только повышение квалификации молодых журналистов в аспекте фотографии и решение проблемы с нехваткой фотографов в редакционном пуле. Ожидается, что журнал поднимет общий уровень вовлечённости аудитории СМИ "Первое студенческое агентство" в культурную жизнь
города Москвы, поскольку в этом заключается специфика журнала, его тема — культура. Предполагается, что эстетичные фотографии: репортажи с мероприятий столицы, фотопроекты на данную тематику и пр. — способны вызвать у молодёжи больший интерес к культурной жизни города и желание активнее в ней участвовать.
Благодаря использованию описанного механизма, у студентов появляется интерес к созданию фотографий, а также изучению теоретических основ фотожурналистики для того, чтобы их работы были качественными и даже лучшими. Кроме того, этот же механизм позволяет ученикам получать опыт практической деятельности, нарабатывать умение и начинать работать в ПСА не только в качестве автора текстов, но и фотокорреспондента.
Литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.
2. Чулюков В. А., Сидорова О. А., Дубов В. М. Новые технологии эффективного вовлечения обучающихся в процесс обучения. -Воронеж, 2019 г.
3. Биджиева С.Х., Урусова Ф.А.-А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/34PDMN420.pdf (доступ свободный).
НЕКОТОРЫЕ ВЫРАЖЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСПОЛНЕНИЯ ТАНЦЕВ В КИТАЕ: ОТ ТРАДИЦИЙ К СОВРЕМЕННОСТИ
Сунь И
магистрант
кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, преподаватель Юньнаньского университета для национальностей, Специалист по физическим танцам, Китай.
Научный руководитель: Козилова Лидия Васильевна, доцент, доктор педагогических наук, оцент кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, Москва ORCID: 0000-0002-7650-2432, SPIN-код 4869-2989
SOME PRONOUNCED FEATURES AND SPECIFIC CHARACTERISTICS OF DANCE PERFORMANCE IN CHINA: FROM TRADITION TO MODERNITY
Sun Yi, Master
's student of the Department of Management of Educational Systems named after T.I. Shamova ISGO MPSU lecturer at Yunnan University for Nationalities, Sports dance major, China.
Scientific supervisor: Kozilova Lidiya Vasilievna, Associate Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Educational Systems Management named after T.I. Shamova ISGO MPSU, Moscow,
ORCID: 0000-0002-7650-2432, SPIN-^ 4869-2989
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2022.3.75.564
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются некоторые выраженные особенности и специфические характеристики исполнения народных танцев в Китае с учетом многовековой истории. Описаны приоритетные танцы в Китае в настоящее время, примеры китайского народного танца, исполнение важных этапов танца. Представлены общие методические положения, объединяющие советы и рекомендации большинства китайских педагогов, для танцоров. Описаны методы обучения этническим танцам (по C. Lei), которые используются на практике в современных условиях Китая. А также некоторые рекомендации для совершенствования преподавания танца. Авторы приходят к выводу о том, что источником китайской национальной традиции хореографии является биологическая структура человеческого организма в сочетании с традиционной философией и эстетикой Китая. Одной из специфических характеристик китайского танца - это его язык, данный факт связан с сочетанием культуры, традиций танца в процессе его исполнения, а также гармонии тела и духа.
ABSTRACT
The article reveals some pronounced features and specific characteristics of the performance of folk dances in China, taking into account the centuries-old history. Priority dances in China at the present time, examples of Chinese folk dance, performance of important dance stages are described. The general methodological provisions combining the tips and recommendations of most Chinese teachers for dancers are presented. The methods of teaching ethnic dances (according to C. Lei), which are used in practice in modern conditions of China, are described. As well as some recommendations for improving dance teaching. The authors come to the conclusion that the source of the Chinese national tradition of choreography is the biological structure of the human body in combination with the traditional philosophy and aesthetics of China. One of the specific characteristics of Chinese dance is its language, this fact is associated with a combination of culture, dance traditions in the process of its performance, as well as harmony of body and spirit.
Ключевые слова: национальный танец, исполнение народных танцев, национальные традиции.
Keywords: national dance, performance of folk dances, national traditions.
Культура каждой страны имеет в своем развитии национальное искусство, обладающее выраженной спецификой и особенностью народа. Многовековая культура китайского искусства восхищает национальным танцем, никого не оставляя равнодушным. На современном этапе развития искусства в Китае главным его направлением является исполнение народных танцев, которые основаны многовековом опыте. Фундаментальной основой исполнения народных танцев является роль традиций, связанных с ритуалами, обращенными к богам и природе. Особенность исполнения народных танцев в Китае основана на сочетании многогранности эмоциональной составляющей в процессе исполнения и использовании движений «замирания», после которых новые движения исполняются с нарастающим эффектом с целью демонстрации зрителю уникальности
хореографических движений в китайских танцах.
Хореографическое искусство позволяет не только поддерживать здоровый образ жизни, но и сделать танец символом жизненных приоритетов, а также развить моральные и физические качества, в том числе и дух. Конфуцианство и даосизм -главные факторы, которые оказали огромное влияние на особенности идеологии китайских танцев, а приоритетными атрибутами при исполнении китайских танцев выступают веер, меч (заимствованы из ритуальных танцев и обрядов) и рукава (заимствованы из спектаклей и оперы).
Хореография исполнения китайских танцев основана на понятии «Шэнь Юнь», которое предполагает под собой использование внешних и внутренних источников мастерства.
Приоритетные танцы в Китае в настоящее время: «танец льва», «танец дракона», «придворный танец». Первые два танца исполняются в канун Нового года, третий сопутствует чествованию руководства страны или боевой армии. Исполнение танцев в Китае в первую очередь сопутствует конкретным событиям. Например, в рамках встречи значимого для страны гостя, победа в сражении и т.д. Примерами китайского народного танца служат:
• Танец Созвездий исполнялся при сборе семян зерна;
• Танец Гарпуна исполнялся при рыбной ловле;
• Танец Плуга исполнялся при работе на поле;
• Янге - танец, распространенный в Северном Китае;
• Танец фонарей - танец, распространенный в Южном Китае;
• Errenzhuan - Народный танец из группы меньшинств Китая.
Также в Китае исполняются танцы этнических меньшинств:
• Танец Байшоу - танец народа туцзя;
• Монгольский танец с чашами (Ш Ш Ш) -танец, в котором девушки-танцоры балансируют на головах нескольких чаш во время танца;
• Длинный танец с барабанами (Д ШШ) -танец народа Яо, вдохновивший оркестровую композицию Танец народа Яо;
• Санам - уйгурский танец;
• Лхамо - тибетская опера с танцами и пением;
• Танцы в театре;
• Танцующие в составе Пекинской оперы в спектакле «Небесная дама разбрасывает цветы»
(Л-кШЩ.
В связи с проживанием на территории Китая большого числа этнических групп и регионов, в стране широко представлен ряд этнических танцев, характеризующийся спецификой исполнения в зависимости от традиций и культуры этноса.
Анализ классификации танцев в Китае в результате их развития показал, что их принято разделять на следующие виды:
• парадные танцы - сопутствуют молитвам богам;
• драматические танцы - исполняются в процессе передачи преданий и исторических событий;
• боевые танцы - сопутствую демонстрации боевых приемов;
• сельскохозяйственные танцы - связаны с природными явлениями и земледелием. 1
Важная особенность развития китайских танцев - китайская культура характеризуется высоким уровнем преемственности, а также непрерывностью развития в отличие от культуры других стран. Непрерывность развития китайских танцев обеспечивается функционированием школ танцев и музыки на каждом из представленных этапов. Анализ особенностей развития танцев в Китае показал, что период наивысшего расцвета китайского хореографического искусства - период правления династии Тан (618 - 907 гг. нашей эры).
В процессе подготовки танца, тренировки и исполнения китайского танца следует отметить, что начинающие танцоры овладевают следующими качествами, навыками работы:
• почувствовать заложенные в теле противоречия: силу и нежность, способность быть прямым и изогнутым;
• понять траектории перехода из одного движения в другое;
• методы перехода от движения к спокойствию и от спокойствия к движению.
В исполнении китайского танца важны все детали и его этапы, но особое внимание танцоров направлено на окончание выступления («Лянсян»), которое связано с традициями. Момент, начинающий движение из точки, также имеет особое название - Ци фань эр, которое можно понимать, как препарасьон в классическом балете. В связи с этим, каждый учащийся стремится понять особенности Син, чтобы затем через систему упражнений, имеющей направление от простых упражнений к сложным, достичь грациозности движений. Это одна из основных педагогических
основ развития национальных традиций хореографии Китая.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что источником китайской национальной традиции хореографии является биологическая структура человеческого организма в сочетании с традиционной философией и эстетикой Китая.
В 2017 году Государственный совет КНР разработал «Проект по развитию и сохранению богатой традиционной культуры Китая», в котором предоставляются следующие наставления:
• создать систему учебных программ и учебных материалов по вопросам китайской культуры, особое внимание уделяется дошкольным, начальным и средним школам;
• предоставить поддержку авторам китайских культурных детских книг;
• проект «Юные наследуют китайскую традиционную добродетель», предполагающий создание серии рисунков, детских рифм, песен, анимации и т. др.;
• проработать систему музыкального образования с учетом национальных особенностей «древнее для современного» для развития местной музыкальной культуры, осуществить ознакомление с передовыми методиками преподавания музыки за рубежом «иностранное для меня», а также способами популяризации национального культурного наследия и продвижения национальной культуры Китая. 2
В настоящее время в Китае используются общие методические положения, объединяющие советы и рекомендации большинства китайских педагогов, приоритетные из них:
• Основными элементами китайского этнического танца являются: техника, совокупность приемов акробатики, отработка одного танцевального движения и его последующее выполнение, характер танцора и его эмоциональное развитие.
• Совокупность акробатических элементов, таких как прыжки, перевороты и т. д. Особое значение придается имитации боевых приемов, нанесения ударов, что связано с ролью боевых искусств в культуре Китая.
• «Округление» как одна из главных форм танца. Сущность данного элемента заключается в том, что все движения народных танцев исполняются по круговой траектории. В этом и состоит отличие китайского танца, например, от балета, в котором все движения строятся на прямых линиях.
• Физическая форма как основа техники танцора. Тренировка танцора представляет собой
1 На Ж., Чай Л. Влияние истории развития народной музыки на русские и китайские народные танцы // PHILHARMONICA. International Music Journal. - 2021. - № 4. - С. 34 - 53. DOI: 10.7256/2453-613X.2021.4.36351 URL:
https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=363 51
2 Мирное развитие Китая. Белая книга. 2017г. Режим ввода:
https://www.mfa.gov.cn/ce/ceby/rus/
ZTZZFBPSZT868717.HTM (Дата обращения: 10.01.2022)
изнурительный и сложный процесс, поэтому не каждый человек может с ним справиться. Поэтому необходимо исходить из индивидуальных характеристик каждого обучающегося для достижения наиболее эффективного результата.
• Манера движений, при исполнении которых необходимо отражать внутренний темперамент национальной культуры Китая. В то же самое время пластику тела надо предоставлять зрителю просто для воображения.
Китайский педагог по хореографии C. Lei разработал методы обучения этническим танцам, которые в настоящее время используются на практике [4]:
• Метод единства. Его сущность заключается в преподавании конкретного вида национального танца, а также в стилевой подготовке. Цель обучения состоит в формировании навыков чувства ритма, стиля, а также выражения эстетики национальной культуры.
• «Всесторонний» метод обучения. Сущность данного метода заключается в преподавании основ всех видов национальных танцев с постепенным развитием мышечной памяти обучающихся посредством сначала базовых, а затем и профессиональных тренировок.
• «Музыкальный» метод обучения. Его основой является изучение не только техники, истории, эстетики национальных танцев, но и теории музыки. В результате у обучающихся формируются не только танцевальные навыки, но и навыки музыкальной интерпретации, равно как и критическое, эстетическое и музыкальное мышление. Примером эффективной подготовки китайских танцоров является программа обучения Пекинской академии танца, которая именуется как «метод элементов».
В качестве совершенствования процесса преподавания танцев в Китае рекомендуется освоение теоретических знаний о народных танцах, изучение таких дисциплин как литература, музыка, хореография, этнология, архитектура, психология,
философия и др. с целью развития таланта и вкуса к языку танца. Важным является развитие эмоциональной сферы танцора, которая основана на том, чтобы с помощью танцев можно напрямую выражать собственные эмоции, а также отражать эстетическое воспитание человека.
Таким образом, одна из специфических характеристик китайского танца - это его язык, данный факт связан с сочетанием культуры и танца в процессе его исполнения, а также гармонии тела и духа. Такое сочетание достигается путем осознания каждого движения изнутри, а также понимания взаимосвязи культуры страны и движений, совершаемых в процессе исполнения танца. Таким образом, современное китайское танцевальное искусство в качестве фундамента использует ритуальные аспекты, а исполнение на высоком уровне требует длительного срока обучения.
Список литературы
1. Мирное развитие Китая. Белая книга. 2017г. Режим ввода:
https://www.mfa.gov.cn/ce/ceby/rus/
ZT/ZFBPS/T868717.HTM (Дата обращения: 10.01.2022)
2. На Ж., Чай Л. Влияние истории развития народной музыки на русские и китайские народные танцы // PHILHARMONICA. International Music Journal. - 2021. - № 4. - С. 34 - 53. DOI: 10.7256/2453-613X.2021.4.36351 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=363 51
3. Юйтун Ч., Вань Линь С. Китайский народный танец как средство приобщения к Великой китайской культуре / Ч. Юйтун, С. Вань Линь // МНКО. - 2017. - №5 (66). - С. 206-208.
4. Lei, C. An Empirical Study on the Curriculum Design for Dance Teachers in China / С. Lei // Asian Studies Journal. - 2021. - № 3. - Pp. 91-117.
5. Zhang, L. The Problems and Solutions of Dance Education in Universities / L. Zhang // Open Journal of Social Sciences. - 2019. - № 7. -Pp. 240-245.