DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-3-281-289
Роль музыки в этническом танце Китая
Л.Л. Вэй
Институт музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
196084, г. Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2
Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen State Pedagogical University of Russia
Kakhovskogo side str., 2, Saint Petersburg 196084 Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: искусство, история танца, традиционная музыка, национальная песня, ритм, китайское народное творчество, Китай.
Key words: art, dance history, traditional music, national song, rhythm, Chinese folk art, China.
Резюме: Настоящая статья посвящена краткому анализу взаимосвязи национального танца и национальной музыки Китая. Автор обращается к истории развития музыки и танца в период Древнего Китая, а также уделяет внимание особенностям китайского этнического танца: уникальности стиля, широкому спектру направлений и развития, непосредственной связи с музыкой.
Abstract: This article is devoted to a brief analysis of the relationship between national dance and national music of China. The author refers to the history of music and dance development in the period of Ancient China, and also pays attention to the peculiarities of Chinese ethnic dance: the uniqueness of the style, the wide range of directions and development, and the direct connection with music.
[Wei L.L. The role of music in ethnic dance in China]
В жизни человека искусство так или иначе играет особую роль. Оно формирует сознание, наполняет духовный мир и расширяет кругозор. Одним из видов искусства является хореография. Этот вид деятельности всегда был тесно связан с музыкой. В китайском народном творчестве танец и музыка неотделимы, они дополняют друг друга, привлекая своей яркостью и самобытностью. Танец усиливает привлекательность исполняемой музыки, а музыка в свою очередь помогает передать атмосферу и энергию танца.
Этнический танец и традиционная музыка Китая являются одними из древнейших проявлений народного творчества. Они имеют долгую непрерывную историю, которая насчитывает несколько тысячелетий. Сейчас доподлинно неизвестно каким оно было в эпоху существования древнейшего китайского государства Шан-Инь (1600 - 1046 гг. до н. э.), однако обнаруженные артефакты указывают на приоритетную роль музыки в китайском этническом танце. У Ген-Ир отмечает, что «до первого тысячелетия до нашей эры на обширной территории Китая начали формироваться главнейшие приметы светской и придворной музыки, основанные на синтезе слова, пения и танца. Не случайно, что во многих старинных летописях часто встречаются такие словосочетания, как “юэву” (“музыка и танец”), гэву (“песня и танец”)» (Ген-Ир, 2009: 141).
С. Кучера утверждает, что в древнекитайской культуре отсутствовало разграничений понятий «танец», «песня», «музыка» (Кучера, 2010: 343). Этот комплекс являлся неотъемлемой принадлежностью ритуальной деятельности. По словам Л.С. Васильева, «музыка <...> считалась неотъемлемой частью жертвенного ритуала, да и вообще сколько-нибудь значимого обряда» (Васильев, 1988: 197). А.Б. Вац по этому поводу пишет: «При этом в характеристиках музыкального комплекса очевидный приоритет отдается музыкальному компоненту» (Вац, 2011: 462). Исследователь ссылается на работы современных китайских авторов, которые «при анализе древнекитайского (до конца I тысячелетия до н.э.) исполнительского искусства употребляют специальный термин - юэ-у樂舞 (досл. “музыка [и] танец”), подчеркивая тем самым невозможность опознания музыкальных и танцевальных произведений» (Вац, 2011: 462).
В Чжоускую эпоху (1046 - 256 гг. до н. э.) - периода мощного развития рабовладельческого государства, танцы и музыка стали использоваться для различных ритуальных церемоний (светских и религиозных). На основании древнего конфуцианского трактата «Чжоу ли» («Ритуалы Чжоу») возможно предположить дальнейшее развитии музыки и танца согласно разнообразию этнических групп, и в соответствии с жизнью и религиозными убеждениями каждой. Постепенно начинали складываться уникальные особенности национальной музыки и танца - пышность и зрелищность. Праздничные представления процветали при дворах знати, привлекая к массовому обучению бедняков и рабов. С этой целью впервые в истории Китая правящая династия Чжоу учредила специальное Музыкальное Ведомство - школу для подготовки танцоров и музыкантов, где обучалась талантливая молодежь в течении семи лет.
На протяжении последующих столетий (эпохи Цинь, Хань, Троецарствие) происходит процесс расширения культурных и экономических связей Древнего Китая с различными государствами, особое внимание уделяется совершенствованию многих видов искусства. Важным событием для развития национальной музыкальной и танцевальной китайской культуры стало открытие Музыкальной Палаты «Юэфу» в 112 г. до н. э. Учреждение занималось исполнительской деятельностью, просветительством, являлось своеобразным исследовательским центром, руководило музыкальной жизнью страны. Оно курировало около 800 танцоров и певцов, просуществовало 106 лет.
Богатая история развития китайских традиционных танцев и музыки способствовала обогащению их уникальных характеристик и особенностей. Первые танцы отражали быт и повседневную жизнь населения, различные верования и ритуалы разных этнических групп. Так в танцах прослеживалась сельскохозяйственная деятельность, скотоводство, речной и водный промысел, охота. Помимо эмоционального окраса исполнителем, танец отражал социальные правила и условности. Современные специалисты так описывают уникальные особенности этнического китайского танца: «Китайцы делают акцент идеальной координации каждой части тела, широком использовании реквизита, стилизованных шагах и жестах, уникальном акценте на движении под музыку» (История китайского танца).
Отметим специфику китайского национального танца, которая заключается в уникальности стиля, широком спектре направлений и развития, непосредственной связи с музыкой.
1. Уникальный национальный стиль.
Огромная территория китайского государства, различные регионы, населенные разными этническими группами, многообразные обычаи и привычки побудили к формированию различных этнических культур, тем самым, разнообразив этнические хореографию и музыку. Например, танец фонарей в Юнане имеет яркие черты юга реки Янцзы. Этот танец легкий и свободный, в нем есть живой и яркий ритм. Танцевальная музыка состоит из двух или четырех ударов (большие барабаны). Используются также другие ударные инструменты. Приведем в качестве примера еще один национальный танец - танец павлина. Аньши Вэй в своей статье пишет, что это «довольно уникальный и редкий танец среди остальных национальных танцев, и очень распространен за границей» (Вэй Аньши, 2009: 17). Этот танец берет свое начало от народного танца Дай. Он исполняется мужчинами. Во время выступления используются такие атрибуты, как маски, золотые шлемы и павлиньи крылья. Музыка исполняется с помощью таких инструментов, как ножные барабаны, гонги и другие инструменты.
Среди национальных танцев также есть знаменитые китайские этнические танцы. Они полностью выражают все своеобразие, простоту и героические характеристики китайского народа. Сопровождающая эти танцы музыка зачастую очень мелодичная, с высоким, чистым и громким голосом. А сам танец элегантный, сдержанный, мягкий, плавный, и, несмотря на это, в то же время торжественный. Таким образом мелодичная музыка делает сам танец пластичным, а танец подчеркивает ритм музыки.
2. Широкий спектр направлений и развития.
Как и любые народные танцы, китайские этнические танцы зародились в результате попыток людей отвлечься от своих обязанностей, дел и отдохнуть с их помощью. Танцы помогают взбодриться, снять усталость и получить удовольствие. Конечно, благодаря этому, каждый танец имеет свои сильные и яркие народные черты. Многие этнические танцевальные и музыкальные действия происходят среди народа. Чаще всего все мероприятия и их организация происходят спонтанно, поэтому имеют большую степень вовлечения самих людей. Эти события повлияли на широкое распространение танцев и песен, а также обеспечили сильную поддержку для развития национальных песен и танцев.
Песни и танцы исполняются на многих площадках: крупных и мелких фестивалях, праздниках. Форма и стиль их исполнения также были сохранены. Благодаря широкому участию и выступлениям людей передаются их самые прекрасные чувства и пожелания. Например, китайский этнический сельскохозяйственный музыкальный танец, который построен на импровизации, исполняется в промежутке между тяжелыми сельскими работами. В качестве музыкальных инструментов используются плоские барабаны, которые легки в переноске, а потому их можно практически всегда иметь с собой. А значит, что танцы могут быть организованы в любой момент. Еще одним примером танца с ударными инструментами является танец Нонг. В нем ведущий танцор задает ритм ударами в гонг и направляет других танцоров. На протяжении всего процесса исполнения актеры поют и танцуют.
3. Взаимосвязь китайского этнического танца с национальной музыкой.
Отличительной чертой этнического танца Китая является его гармоничное взаимодействие с традиционной музыкой (как инструментальной, так и вокальной). При этом музыка оказывает решающую роль на стиль и структуру танца. Как отмечает Лей Чжан, «национальный танец и национальная музыка являются традиционным искусством, но их представление одного и того же содержания заключается в том, чтобы показать их различные формы» (Чжан, Лэй, 2013: 25). Бытование народного танца тесно связано с местным фольклором - песенным и инструментальным. Разнообразие и гибкость мелодии, уникальная ритмическая составляющая становятся важнейшими характеристиками народного творчества. Уникальный стиль национального танца отражает неповторимость местной музыки.
Что касается национальной музыки, то в большинстве случаев она проявляется в тесной связи с танцем, который в свою очередь определяется характером и особенностями традиционной музыки. В реальном исполнении ритм музыки, стиль и т. д. оказывают большое влияние на скорость танца, движения и стиль. Например, Шаньдун Янгэ, который имеет яркие характеристики ханьских песен, богатых в мелодическом отношении. Ритм этой музыки сильный, теплый и эмоциональный. Сама мелодия очень живая, даже с веселым юмором. Гармоничное соединение этих музыкальных характеристик определяет амплитуду танцевальных движений, красочная форма которых обладает сильной взрывной силой, что также в определенной степени отражает Шаньдунский стиль Цзяодун. В отличие от Шаньдунских народных песен, сам танец сопровождается элегантными и устойчивыми шагами монгольского стиля, а форма пения обладает уникальной глубокой эмоциональностью.
Важно также учитывать интеграцию национального танца и национальной музыки. По мнению Сяоли Чжан, «на первый взгляд национальный танец и национальная музыка - это две разные формы искусства, но симбиотическое сосуществование этих двух форм в значительной степени показывает, что время танца и музыки имеет взаимный контраст, взаимную интеграцию отношений, и точка соответствия между ними - разумное понимание ритма» (Чжан Сяоли, 2018: 50).
Музыкальные ритмы, берущие свое начало в народном творчестве, занимают важное место в песне и танце, являются важным условием формирования танцевального стиля. Ритм является не только скелетом музыки, но и скелетом танца, и только правильное понимание этого скелета делает интеграцию двух направлений идеально сочетающейся. Так, например, с точки зрения использования четвертных нот в качестве ритма, китайский этнический танец в основном пунктирный, а тибетский танец использует синкопу. Кроме того, отметим большое различие с точки зрения ритма в песнях и танцах разных этнических групп.
Важным обстоятельством, характеризующим бытование китайского этнического танца, является большой эмоциональный отклик у зрителей-слушателей. Музыкальное сопровождение осуществляется на различных инструментах (народных, ударных, струнных) соло или ансамблем. Во многих провинциях распространено не только инструментальное исполнение, но и народные песни, характерные как для своей провинции, так и многих других провинций Китая. Музыкальный аккомпанемент не всегда сопровождает танцы.
Например, хуагудэн - разновидность танца янгэ. По словам Ян Сяо Сюй, «песенные и танцевальные разделы в хуагудэн вполне самостоятельны. Иными словами, эпизоды, в которых артисты поют, не сопровождаются танцем, и наоборот - танцевальные разделы лишены песенного “аккомпанемента”. Песни и танцы обычно чередуются, что сообщает представлению яркость, контрастность, зрелищность» (Сяо Сюй, 2011: 18).
Таким образом, проведенное исследование показало, что между китайским национальным классическим танцем и музыкой всегда существовала тесная связь. Эти виды народного творчества развивались на протяжении тысячелетий, выражая самобытную эстетику народа. Взаимосвязь и интеграция этнического танца и музыки Китая оказали существенное влияние на развитие богатой традиционной китайской культуры и искусства. Анализ и понимание особенностей и взаимосвязи между этими видами народного творчества помогают нам лучше понять коннотацию традиционного китайского танца, который имеет большое значение для наследования и развития традиционной национальной культуры и искусства.
ЛИТЕРАТУРА
Вац А.Б. 2011. Особенности осмысления танцевального искусства в китайской теоретической мысли. - Мир науки, культуры, образования. 6 (31): 464-464.
Васильев Л.С. 1988. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи». - В cб.: Этика и ритуал в традиционном Китае: сб. статей. М.: Наука. 331 с.
Вэй Аньши. 2009. Исследование взаимосвязи музыки и китайского этнического танца как отношение между рыбой и водой. - Народное искусство. № 1007-5828: 16-19.
Ген-Ир У. 2009. Формирование музыкальной культуры в Древнем Китае. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 89: 139-147.
Кучера С. 2010. Музыка и культ в Древнем Китае: проблемы восприятия музыки и ее исполнения во время религиозных действ. Установления династии Чжоу (Чжоу ли). Пер. с китайского, вступ. ст., коммент. и прил. С. Кучеры. - Небесные чиновники. Цзюань 1. М.: Восточная литература РАН. Разд. 1. 494, [1] с.
Сяо Сюй. 2011. Ян. Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая: специальность 17.00.02 «Искусствоведение»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург. 23 с.
Чжан Лэй. 2013. Методика обучения детей младшего возраста национальным танцам и музыке. - Голос Хуаньхэ. № 1004-6127: 10-40.
Чжан Сяоли. 2018. Музыкальное пространство и время. - Мир музыки. № 1008-3359: 34- 66.
История китайского танца. [Электронный ресурс]. - URL: Режим доступа: https://4dancing.ru/blogs/190614/1782/ [15.12.2020].
Получена / Received: 06.03.2021
Принята / Accepted: 10.03.2021