УДК 37+78
АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ТАНЦА В КИТАЕ
© 2021 Вэй Ли Ли
аспирант e-mail: [email protected]
Институт музыки, театра и хореографии Российского государственного университета им. А. И. Герцена
В настоящей статье рассматриваются актуальные методики преподавания этнических танцев в китайских учебных заведениях. Предложены пути совершенствования современных образовательных технологий на основе метода единства, «всестороннего» метода, а также «музыкального» метода. Определены основные характеристики китайских народных танцев.
Ключевые слова: этнический танец, Китай, методика, методы преподавания, развитие, обучение, обучающиеся
CURRENT TEACHING METHODS ETHNIC DANCE IN CHINA
© 2021 Wei Li Li
Graduate Student e-mail: [email protected]
Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen State Pedagogical University of Russia
This article discusses the current methods of teaching ethnic dance in Chinese educational institutions. The ways of improving modern educational technologies based on the following methods are proposed: the unity method, the "all-round" method, and the "musical" method. The main characteristics of Chinese folk dances are defined.
Keywords: ethnic dance, china, methodology, teaching methods, development, training, students
В настоящее время этнические танцы Китая представляют собой духовное богатство, которое создавалось предками на протяжении человеческой истории. Их можно охарактеризовать как своего рода энциклопедию, предоставляющую возможность глубже понять национальную культуру. Танцы являются видимым, динамичным, а также нематериальным наследием, которое необходимо передавать из поколения в поколение.
Изучение этнических танцев стало одним из направлений современного образования и воспитания здоровой нации во многих странах, включая Китай. Л. Инь полагает, что китайские этнические танцы, являясь важной составляющей сферы культуры, могут предоставить большое количество информации относительно ценностей, эстетических стандартов, моральных норм, обычаев, ритуалов и т. д. [Инь Л. 2011: 1]. Они олицетворяют социальную жизнь, которая основана на поведении
человека и его эмоциональных чувствах, в связи с чем и вызывают интерес для изучения в рамках настоящего исследования.
Ч. Юйтун и С. Вань Линь отмечают, что еще в доисторические времена предки использовали танцы для выражения собственных эмоций, настроения, поэтому они проникли во все области жизни, такие как труд, война, охота, жертвоприношение и т. д. [Юйтун, Вань Линь 2017: 206]. Из этого можно сделать вывод о том, что танцы являются результатом интеграции социальных культур.
Благодаря особому историческому развитию, китайская культура отличается неповторимым разнообразием. Ее традиции, моральные устои, ритуалы и обряды самобытно отражаются в танцах. Именно поэтому их сохранение можно охарактеризовать как важную гарантию реализации устойчивого развития национальной культуры и китайской цивилизации в целом. А. С. Малиновский считает, этнические танцы способствуют культурному обмену разных стран, что также является насущной необходимостью в условиях глобализации [Малиновский 2013]. Их защита и наследование представляет собой конечную цель, которая заключается в создании платформы для построения гармоничного общества.
Современные исследования в области этнических танцев, которые проводятся китайскими учеными, в основном сосредоточены на вопросах усовершенствования существующей модели обучения в данной области. Однако по сей день не предложены какие-либо новаторские идеи, образовательные модели или технологии. Именно поэтому, как утверждает И. Бовэнь, многие педагоги занимаются преподавательской деятельностью «в исходных» рамках на фоне международной волны реформ обучения [Бовэнь 2019: 40]. В связи с этим настоящее исследование направлено на предложение новаторских методов преподавания китайского этнического танца. Среди путей улучшения данного процесса предлагается сформировать новые стратегии и ориентиры.
Исследователь в области танцевального образования в вузах Китая L. Zhang отмечает, что до недавнего времени в колледжах и университетах, не связанных со сферой искусства, методике преподавания этнического танца уделялось мало внимания. В настоящее время этот вопрос становится все более проработанным, в результате чего его изучение отделяется от музыкальной специальности и китайский народный танец становится самостоятельным курсом. L. Zhang пишет о том, что «не существовало также и единых учебных материалов, систем обучения и т. д., что вызывало опасения у многих педагогов» [Zhang 2019: 240]. Учителя танцев прилагали большие усилия, в связи с чем танцевальное образование становилось все более нормативным, основанным на разработках и инновациях. Результатом нового подхода стало создание особых стилей преподавания с точки зрения философии, а также педагогического образования.
Признавая колоссальные достижения колледжей и университетов, как связанных, так и не связанных с искусством, необходимо понимать, что до сих пор существует множество проблем в области изучения этнического танца, которые необходимо разрешить.
Обучение китайскому этническому танцу постепенно развивается, однако данный процесс замедляется в связи с выбором учебных материалов, а также их содержанием. Многие из учебников просто копируют содержание из уже существующих, а педагоги при формировании образовательных программ и стратегий не пытаются подстроить их под условия конкретного учебного заведения. Необходимо также отметить, что достаточное внимание уделяется только техникам танца, но не его теории. Педагоги концентрируются только на чем-то одном, в результате чего студенты занимаются или теоретической, или практической деятельностью. Кроме того,
обучающиеся слепо следуют западному содержанию танцев и придают малое значение китайским народным. В связи с этим мы предлагаем создание баланса как между практической и теоретической деятельностью, так и между изучением национальных и зарубежных танцев.
Необходимо также создавать единую рамочную методику обучения народным танцам, которая основывается на устном общении обучающегося с преподавателем, а также физическими упражнениями. Примечательно, что она уже давно применяется в учебных заведениях, не связанных с искусством, и получает положительные отзывы среди китайских ученых. Так, Л. Ишэнь в своей книге «Обучение танцам» указывает, что «устное общение с физическими упражнениями является уникальным методом обучения танцу ввиду того, что сочетание таких методов позволяет сразу объяснять или показывать то или иное движение» [Ишень 2005: 230]. Между тем в «Методике обучения китайским народным танцам», которая была сформирована П. Чжитао, указывается, что синтез практической и теоретической деятельности в занятиях танцем позволяет во много раз повысить уровень академических результатов обучающихся [Чжитао 2003].
В свою очередь, методика оценивания образовательных результатов должна представлять собой комплекс методов, направленных на улучшение контроля качества учебного процесса. Поиск современных форм оценивания представляет собой длительный процесс. В связи с этим педагогическую оценку можно разделить на две категории:
- традиционная - основное внимание уделяется только полученным оценкам и количественным знаниям;
- современная - основное внимание уделяется не только полученным оценкам и количественным, но и объективным знаниям. Сущность данной методики заключается в том, что обучающихся необходимо развивать как личностей на основе антропологического принципа обучения как предлагает Ь. БИаоИш [БИаоИш 2020].
Личностное развитие молодого поколения и решение возникающих проблем в процессе их обучения не менее важны, однако они редко освещаются в современной китайской педагогической литературе. Z. Weili также подчеркивает, что проблеме формирования эстетического мировоззрения и мышления у обучающихся уделяется мало внимания, в результате чего у них отсутствует владение навыками выражения собственных чувств ^еШ 2020]. При этом необходимо понимать, что выражение собственных чувств и эмоций является необходимым элементом китайских этнических танцев. Такие критерии тоже необходимо включать в программу оценки знаний обучающихся, так как в настоящее время ей не хватает полноты и объективности, в результате чего оцениваются только технические навыки.
Особое внимание педагоги в процессе своей деятельности должны уделять философии образовательного процесса, что включает в себя понимание педагогики, характера предлагаемых курсов, а также собственное поведение с обучающимися. Кроме того, инновации в области образовательного процесса можно внедрять только тогда, когда у педагогов сформируется их понимание.
Для этого предлагаются следующие пути улучшения обучения китайским этническим танцам:
• предоставление необходимого количества теоретических знаний о народных танцах. Сущность данного предложения заключается в том, что владения только техническими навыками в области танцев недостаточно. Необходимо эстетическое понимание данного вида искусства, в результате чего у студентов появится возможность по-новому взглянуть на тот или иной танец;
• междисциплинарное развитие таланта. Для этого необходимо изучать не только танец, но и эстетику как науку, литературу, музыку, хореографию, этнологию, архитектуру, естественные науки, психологию, философию и т. д.;
• развитие эмоциональной сферы обучающихся. Сущность данного предложения основана на том, что с помощью танцев можно напрямую выражать собственные эмоции, а также отражать эстетическое воспитание человека. Примечательно, что танец - это прямой способ выражения человеческого настроения с помощью движений. Таким образом, можно сделать вывод, что эмоции - это необходимая составляющая любого танца, в том числе этнического китайского;
• создание открытой системы учебных материалов. Дело в том, что учебные материалы можно охарактеризовать как носителей образовательных идей, методов, стратегий, которые являются основными инструментами в процессе обучения танцам. Учебники, которые давно зарекомендовали себя, необходимо сохранять, однако в то же самое время их необходимо постоянно обновлять, так как современная реформа образования предъявляет разные требования к учебным материалам по танцам в XXI в. На это указывает Ь. Ь. 2017].
Ранее упоминавшиеся проблемы в области преподавания китайских этнических танцев связаны с многообразием их стилей, форм, а также танцевальной лексики. Однако в настоящее время существуют общие методические положения, объединяющие советы и рекомендации большинства китайских педагогов. Назовем некоторые из них.
1. Основными элементами китайского этнического танца являются: техника, совокупность приемов акробатики, отработка одного танцевального движения и его последующее выполнение, характер танцора и его эмоциональное развитие.
2. Совокупность акробатических элементов, таких как прыжки, перевороты и т. д. Особое значение придается имитации боевых приемов, нанесения ударов, что связано с ролью боевых искусств в культуре Китая.
3. «Округление» как одна из главных форм танца. Сущность данного элемента заключается в том, что все движения народных танцев исполняются по круговой траектории. В этом и состоит отличие китайского танца, например, от балета, в котором все движения строятся на прямых линиях.
4. Физическая форма как основа техники танцора. Тренировка танцора представляет собой изнурительный и сложный процесс, поэтому не каждый человек может с ним справиться. Поэтому необходимо исходить из индивидуальных характеристик каждого обучающегося для достижения наиболее эффективного результата.
5. Манера движений, при исполнении которых необходимо отражать внутренний темперамент национальной культуры Китая. В то же самое время пластику тела надо предоставлять зрителю просто для воображения [Dongfang 2018].
На основе вышеприведенных рекомендаций китайским педагогом С. Ье1 были предложены следующие методы обучения этническим танцам:
• Метод единства. Его сущность заключается в преподавании конкретного вида национального танца, а также в стилевой подготовке. Цель обучения состоит в формировании навыков чувства ритма, стиля, а также выражения эстетики национальной культуры.
• «Всесторонний» метод обучения. Сущность данного метода заключается в преподавании основ всех видов национальных танцев с постепенным развитием мышечной памяти обучающихся посредством сначала базовых, а затем и профессиональных тренировок.
• «Музыкальный» метод обучения. Его основой является изучение не только техники, истории, эстетики национальных танцев, но и теории музыки. В результате у обучающихся формируются не только танцевальные навыки, но и навыки музыкальной интерпретации, равно как и критическое, эстетическое и музыкальное мышление [Lei 2021].
Примером эффективной подготовки китайских танцоров является программа обучения Пекинской академии танца, которая именуется как «метод элементов». Ее сущность заключается в разделении образовательного процесса на части, в рамках которых изучаются различные аспекты народных танцев: история, техника движений, эстетика и т. д. Именно такая основа является способом эффективного изучения искусства танца. С помощью данного метода также предоставляется возможность гибкого формирования образовательного процесса на основе дисциплин, которые необходимы не только для повышения уровня знаний в области народных танцев, но и для развития обучающегося как самостоятельной и индивидуальной личности. Необходимо также отметить, что методики преподавания зависят от факультета, которых в Пекинской академии танца всего девять: китайский классический танец, народный танец, европейский классический танец, балетоведение, социальный танец, художественное оформление, художественная коммуникация и художественное воспитание, мюзикл, хореография.
В результате нашего исследования мы приходим к следующим выводам. Этнические танцы Китая являются сокровищницей национальной культуры, которую необходимо сохранять и передавать из поколения в поколение. Ввиду того, что их изучение стало одним из направлений воспитания здоровой нации, необходимо создание новых методик преподавания, равно как и совершенствование существующих. Было также установлено, что современная педагогическая оценка полученных знаний основывается не только на формировании технических навыков в области народных танцев, но и на воспитании обучающихся как индивидуальных и самостоятельных личностей. Философия образовательного процесса также играет большую роль, так как включает в себя понимание педагогики, характера предлагаемых курсов, а также поведение преподавателя с обучающимися. В статье были также определены основные характеристики этнических танцев, которые являются основой многих методик. В отношении последних было установлено, что в настоящее время при изучении этнических танцев Китая применяются следующие методы: метод единства, «всесторонний» метод обучения, а также «музыкальный метод обучения».
Исследование инноваций в области преподавания этнических танцев Китая имеет важное значение для наследования и развития культуры страны, которая также требует глубокого изучения. Рассмотренные методики преподавания и предложенные пути решения проблемы в области обучения народным китайским танцам могут стать основой для дальнейших исследований. Только детально изучив китайские этнические танцы, разработав инновационные методы преподавания, многие педагоги смогут совместными усилиями привнести что-то новое в данную область педагогики и приобщить большое количество молодого поколения к традиционному китайскому танцу.
Библиографический список
Бовэнь, И. Особенности и проблемы изучения классического танца в китайском вузе / И. Бовэнь // МНКО. - 2019. - №4 (77). - С. 40-41.
Инь, Л. Характерные черты китайских народных танцев / Л. Инь // Наука и современность. - 2011. - №9-1. - С. 1-6.
Ишень, Л. Обучение танцам / Л. Ишень. - Пекин : Издательство Пекинской академии танца, 2005. - 336 с.
Малиновский, А. С. Культурная глобализация (глокализация). Локальное и транснациональное / А. С. Малиновский // Вестник ТГПУ. - 2013. - №1 (129). -С. 176-180.
Чжитао, П. Методика обучения народным танца / П. Чжитао. - Пекин : Издательство Пекинской академии танца, 2003. - 271 с.
Юйтун Ч., Вань Линь С. Китайский народный танец как средство приобщения к Великой китайской культуре / Ч. Юйтун, С. Вань Линь // МНКО. - 2017. - №5 (66). -С. 206-208.
Di, L. Research on Chinese traditional dance combined with acrobatic performance / L. Di // Agro Food Industry Hi-Tech. - 2017. - № 28. - Pp. 1582-1586.
Dongfang, Z. Innovative Education Method of the Integration of Cultural Communication and Dance Art Design / Z. Dongfang // Educational Sciences: Theory & Practice. - 2018. - № 18. - Pp. 23-36.
Lei, C. An Empirical Study on the Curriculum Design for Dance Teachers in China / С. Lei // Asian Studies Journal. - 2021. - № 3. - Pp. 91-117.
Shaohui, L. The Chinese dance: a mirror of cultural representations / L. Shaohui // Research in Dance Education. - 2020. - № 21. - Pp. 1-16.
Weili, Z. China's Education, Curriculum Knowledge and Cultural Inscriptions: Dancing with The Wind / Z. Weili //Asian Studies Journal. - 2020. - № 6. - Pp. 43-61.
Zhang, L. The Problems and Solutions of Dance Education in Universities / L. Zhang // Open Journal of Social Sciences. - 2019. - № 7. - Pp. 240-245.