https://doi.org/10.23672/HSCP.2023.38.42.018
УДК 008
Чень Цзе
аспирант,
Саньминский университет;
Краснодарский государственный институт культуры
Chen Jie
Postgraduate student,
Sanmin University;
Krasnodar State Institute of Culture
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АРХЕТИПЫ КАК УНИВЕРСАЛИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
ETHNOCULTURAL ARCHETYPES AS UNIVERSALS OF CHOREOGRAPHIC ART
Аннотация. Современные трансформации, происходящие во всех сферах общества, и социально-культурный кризис, приводящий к унификации культуры, актуализируют исследование фольклорных образов, воссоздание утраченных смыслов и локальных характеристик хореографического искусства как неотъемлемого элемента культуры любого этноса. Автором проанализированы этнокультурные архетипы в качестве основ хореографического искусства, являющихся культурными универсалиями, но имеющих свою уникальную специфику, сформированную за счет различных внешних и внутренних факторов. Они рассмотрены как средства выразительности и коммуникации, а также феномены, присущие в разной степени и содержании всем этническим общностям. Определена роль этнокультурных архетипов в формировании и сохранении как самого этноса, так и особенностей компонентов танцевального искусства. Представлены универсальные функции хореографии, базирующиеся на базе архитипических паттернов. На примере нескольких народов Китая рассмотрены архетипы хореографического искусства.
Ключевые слова: этнокультурные архетипы, культурные универсалии, хореографическое искусство, Китай, культурологический анализ, традиционная хореография.
Abstract. Modern transformations in all spheres of society and the socio-cultural crisis leading to the unification of culture actualize the study of folklore
images, the reconstruction of lost meanings and local characteristics of choreographic art as an integral element of the culture of any ethnic group. Ethno cultural archetypes are analyzed as the foundations of choreographic art, which are cultural universals, but have their own unique specifics, formed due to various external and internal factors. They are considered as means of expression and communication, as well as phenomena inherent in all ethnic communities to varying degrees and content. The role of ethno-cultural archetypes in the formation and preservation of both the ethnos itself and the features of the components of dance art is determined. The universal functions of choreography based on the basis of archetypal patterns are presented. The archetypes of choreographic art are considered on the example of several peoples of China.
Key words: ethno cultural archetypes, cultural universals, choreographic art, China, cultural analysis, traditional choreography.
Искусство, наряду с наукой, религией, политикой, моралью и правом, занимает особое место и значение в жизни общества, являясь способом обобщения, переработки и отражения ее специфики. Оно выступает в качестве неисчерпаемого источника познания, а также, формы взаимодействия с окружающей реальностью в высших чувственных проявлениях восприятия природы, мыслей и идей различных этносов народов и национальностей.
Одним из первых видов искусства является хореография - ее генезис начался в глубокой древности, но во все времена она остается важным структурным компонентом социально-культурной системы каждого общества и значимым пластом культуры любого этноса, участвующим в формировании и сохранении его самобытности.
В выразительных, художественных и символических средствах танца, костюма, музыки, жестов и других элементов отражается специфика жизнедеятельности и мировоззренческого контекста народа, особенности его общественных отношений и процессов идентификации. Образная природа этого вида искусства представляется общепонятным инструментом коммуникации, способствующим эффективной трансляции культурной памяти и аккумуляции универсалий.
Исследователи Каржаубаева А.И. и Е.А. Политова определяют, что хореография способна выражать самобытность любой общности, ее дух, темперамент, прошлое и настоящее [1, с. 50]. Это возможно, благодаря наличию в любой культуре основ национального и этнического самосознания - архетипов, которые вбирают в себя культурный код и не утрачивают свои смысловые значения, проходя через исторические и культурные трансформации. Со временем они обогащают, модернизируют или
утрачивают свои сущностные смыслы, но продолжают функционировать в искусстве и культуре, изменяясь в своем содержании.
Хореографическое искусство непрерывно модифицируется и развивается, так как каждое поколение привносит новые элементы в состав и в восприятие давно существующих и актуальных форм. Однако научно-технический прогресс, информатизация, современные тенденции универсализации культуры, интернационализации искусства, в совокупности приводят к исчезновению изначально заложенной этнической специфики и разрыву с его началами, что актуализирует исследование с культурологической точки зрения основ, особенностей и общих черт хореографии.
Существует необходимость восстановления утраченных смыслов, а также, выявления и анализа фольклорных образов, локальных характеристик хореографического искусства в целях сознательного сохранения культурного наследия определенных народов и этносов. Вопрос об его основах ставится культурологами, искусствоведами, хореографами и другими специалистами.
В российской науке этнохореология, начало которой было заложено во второй половине XIX столетия различными этнографами, обладает большой научной, практической и просветительской важностью в разработке проблем народного танца. Это междисциплинарное научное направление, совмещающее этнографию и хореографию, нацелено на объяснение причин специфики и общих черт в этнической танцевальной традиции различных народов мира. Однако, как отмечает Бадмаева Т.Б., существует недостаточная разработанность этой концепции, проявляющаяся в понятийном и методологическом аппарате [2, с. 25]. Лишь в начале прошлого века основа методики и методологии была сформирована армянским хореоэтнографом С.С. Лисициан, и только в 1976 году Т.А. Устиновой создан первый фундаментальный труд «Лексика русского танца».
Одним из важных аспектов развития этой дисциплины является культурологический анализ, результатом которого становится выведение общечеловеческих закономерностей возникновения, развития и современного существования различных аспектов хореографической культуры. Джабраилова А.Ш. делает вывод о том, что культурологический подход в исследовании хореографического искусства позволяет понять роль хореографии в жизни социума [3].
Анализ основ танца и других компонентов этого вида искусства и их взаимодействие с общими культурными и историческими процессами предоставляет возможность увидеть многочисленные факты в его истории как части культуры в целом.
Так, исследование этой темы обуславливает применение метода выявления культурных архетипов, так как обращение к ним способствует
пониманию этнокультурных универсалий, глубинных культурных образцов, свойственных определенному этносу. Предусмотрение будущих форм развития культуры и искусства возможно в результате анализа особенностей их существования в прошлом.
Идеи, предшествующие всем вещам и выступающие их основами, были осмыслены впервые Платоном, и, в дальнейшем, развиты в различных теориях.
Архетип, определенный как научная категория Карлом Густавом Юнгом, является базисным концептом культуры, который создает константные модели духовной сферы социума. Согласно концепции швейцарского психиатра базовыми архетипами, порождающими другие различные образы, являются: Самость, Великая Мать, Анима, Тень, Трикстер и другие. В совокупности, они представляют устойчивые мотивы, повторяющиеся в жизни этноса, определяющие его мировоззрение. Благодаря этой конструкции этнос сохраняет этническую прочность, а её носители осознают связь с родной культурой.
Следует отметить, что этнокультурные архетипы отличаются от общего понимания - универсального, общечеловеческого смысла, заложенного К. Юнгом. Они позволяют выявить уникальные специфические черты этнических культур и представляют собой центральные стержневые ценности этнического и национального культурного Универсума, которые обуславливают его потенциальное и актуальное содержание.
Этнокультурные архетипы основаны на мировом культурном опыте, однако их специфика сформирована локальными факторами, в которых произошел этногенез, дальнейшее существование и жизнедеятельность общности.
Можно сделать вывод о том, что становление этноса происходит под влиянием множества условий - как внешних, так и внутренних. Географическое положение, климатическая и ландшафтная среда, отношения с другими субъектами, особенности хозяйственного уклада отражены в архетипах, которые являются универсальным инструментом адаптации, способствующим сохранению особенностей менталитета на протяжении множества веков. Этот вид архетипов представляют собой основание традиционной культуры этноса, влияющие на духовно-нравственный прогресс общества и воздействующие на национально-культурные и этнические процессы самоидентификации.
Хореографические выразительные средства выступают своеобразными микрочипами, хранящими архетипы и транслирующие информацию культуры в телесном выражении через поколения. Само понятие «хореография» было создано в 1700 году для обозначения системы стенографии танцев, а позже стало применяться в качестве названия
искусства, в целом. В настоящее время, в этот комплексный вид искусства включены различные формы и компоненты. Однако его основы на самом раннем этапе становления имели форму пластических ритмов, через которых происходило чувственное и мысленное выражение.
Итак, в качестве пластической реакции на окружающий мир выступают движения и жесты, определяемые физическими особенностями тела, спецификой чувственного восприятия. Посредством них человек взаимодействует с внешним миром [4, с. 35]. Эта форма коммуникации рассматривается как «пластические интонации». В совокупности, они образуют художественные основы в хореографическом искусстве.
Следовательно, хореография является синтетическим видом искусства, каждый его аспект сформирован в соответствии с архетипами. Оно включает:
- пластику тела, которая состоит из движений, поз, жестов, мимики;
- танцевальную лексику, подразделяемую на традиционную, образную, естественно-подражательную;
- пространственную композицию танца;
- музыку, имеющую содержательное значение;
- сценическое оформление в форме костюма, грима, света, декорации [5, с. 13].
За счет архетипов - наследуемого культурного бессознательного, выработанного и отобранного в качестве значимого опыта в виде моделей поведения и ментальных стандартов, осуществляется воспроизводство и развитие этнокультурной общности. Опора на существующие практики способствует воспроизводству этнической культуры.
Нами были определены и другие универсальные типологические характеристики и функции этнического искусства хореографии, такие как:
- социализация;
- адаптация к динамичным условиям трансформации культуры;
- социально-культурная интеграция и идентификация; трансляция эстетических норм и их ценностных оснований;
- релаксация как выражение эмоционального состояния; сопровождение праздничных традиций и ритуалов;
- реализация и визуализация обрядов и ритуалов;
- воспитание и образование [6].
Как отмечает Ю.М. Слонимский, в каждой из них заключается конкретный неповторимый смысл и формируются особенности выразительности танца и других хореографических компонентов [7, с. 300].
Говоря об основах этнической хореографии, следует отметить, что в качестве антропологической базы этого искусства выступает символическая деятельность человека, посредством которой осуществляется его гармонизация с окружающим миром и своим внутренним естеством.
Искусство, основанное на этнокультурных архетипах, зачастую иметь форму ритуальной, охотничьей, трудовой хореографии.
Следует определить, что хореография является выразительным средством искусства, однако, так как главным инструментом выступает тело, обладающее большим потенциалом в изобразительности, оно наиболее близко к изобразительному виду [8, с. 6].
Культурологический подход обуславливает исследование данной темы с семантической, семиотической, а также феноменологической и герменевтической точки зрения. Так, в работе Атитановой Н.В. представлено, что танец может рассматриваться как универсалия в смысловом аспекте [9]. Она проявляется в нравственных, регенерационных, развивающих, обучающих, воспитательных и других функциях.
Итак, танец является знаковой системой, способной объективировать культурные смыслы определенного периода, а также, способствующей формированию специфики этнической культуры, становящейся ее реальностью.
Хореографии присуща двойственность, так как ее знаки могут быть средством выражения определенных феноменов, а также, многозначными символами, выражающими большой спектр и степень эмоциональной и чувственной глубины. Можно определить, что этнокультурный архетип является первотекстом, порождающим мировоззрение и менталитет народа [10].
Петроченко Н.В. отмечает, что танец представляет собой текст, отражающий специфику культуры, существующую в определенной культурно-исторической эпохе и географических условиях [11, с. 270]. Контекст как его необходимый элемент формирует конкретную культурную парадигму, в рамках которой он выступает в качестве транслятором наиболее ценной информации культуры. Хореографический текст представляет собой целостный феномен, состоящий из изобразительных и выразительных знаков, каждый из которых несет определенный смысл.
Можно сделать вывод о том, что фольклорный этнический танец как одна из первых форм в хронологическом аспекте хореографии наиболее насыщен архетипическими паттернами, так как в нем закреплены ключевые специфики народности, темперамент, характер. Архетипы и их восприятие, специфика которых зависит от определенных этнических контекстов, позволяют танцу выступать как культурная и цивилизационная память, связующим элементом для прошлого и будущего, локального.
Обращение к общей специфике этнокультурных архетипов становится все более актуальным. Современные реалии преумножают интенсивность кросс-культурных коммуникаций. Универсалии, выступающие в качестве присущих культурам востока и запада всеобщих черт, выступают духовной
базой в культурном диалоге различных стран, например, России и Китая. Так, например, исследование этнокультурных архетипов в качестве культурных универсалий обладает преимуществами в полиэтнических странах, таких как Россия и Китай, так как культура их многочисленных народов складывалась на протяжении множества веков их различных этнических источников.
Культура Китая представляет большой научный интерес в исследовании этнокультурной специфики искусства хореографии. За счет автохтонного характера развития китайской культуры была сформирована этноцентричность. В настоящее время в стране сформировано 56 этнических общностей, имеющих свое уникальное искусство, в котором можно обнаружить и общие мотивы.
Ли Янян отмечает, что национальная хореографическая традиция складывалась на протяжении более четырех тысяч лет как синтез фольклорно-бытовых, идейно-символических, религиозных и официально-этикетных основ [12, с. 379]. На специфику китайской этнической культуры повлияли религиозные верования в виде буддизма, конфуцианства, даосизма, что определило формирование большого количества танцев вокруг ритуальных архетипов и представлений.
Можно сделать вывод о том, что хореографическое искусство Китая является разнообразным по содержанию и характеру, зависит от множества факторов - географического местоположения, мировоззрения и вероисповедания, гендерной принадлежности,
Чжан Юйтун и Сюй Вань Линь отмечают, что важная роль в культурах этносов отводится хореографическому искусству, потому как его элементы отражают как общие для всего человечества темы, так и особенности быта, культуры и истории данной народности [13 с. 65]. Так, например, танцевальное искусство народности чжуан основано на рудиментах архаических религиозных представлениях и синтезе буддизма, даосизма и даже христианства [14].
Хореографическое искусство этноса восходит к имитации охоты, а основным архетипом выступает шаманы. Большое количество танцев через подражание движениям, характерным для рабочей деятельности, основываются на архетипах любви к жизни и труду. Существуют танцы, посвященные темам сбора чая, открытия земледельческого сезона, цветения гортензии и листьев персика, рыболовному промыслу и другие. Распространены и анималистические мотивы: выделяется хореографическое представление «Банбан дэн», в качестве главного элемента в котором выступает бумажная голова быка. Он имеет сходства с «Танцем Льва», «Танцем Дракона». Для многочисленных танцев создаются атрибуты,
традиционные костюмы, музыкальное оформление, танцевальные постановки, украшения.
Архитипичным элементом, сопровождающим рассказ определенного сюжета через хореографическое искусство, выступает веер для другого народа - хуэй, специфика этноса которого складывалась в географических условиях, близких к водным и сухопутным путям, что определило их занятия и мировоззрения [15]. Искусство этой крупной общности представляет собой сложнейшую художественную категорию. Однако можно отметить особое значение в ней архетипов, созданных вокруг гостеприимства, проявляющихся через универсалии щедрости, радушия, заботы. Через танец они реализуются в виде особенностей движений рук, головы, бедер, специфики утонченного костюма.
Таким образом, анализ хореографического искусства различных этнических групп и народностей Китая, выявление их архетипов и универсалий, безусловно, требует дальнейшей фундаментальной разработки. Несмотря на это, можно определить общие черты. Они отражаются в похожих чертах в темах любви, ревности, войны, соперничества, скромности, богатства, прощения, материнского благословения и значимости родственных связей. Архетипы проявляются через движения, сюжетное повествование танца, цветовое оформление костюма и декораций, музыкальное сопровождение и другие выразительные средства.
Резюмируя результаты исследования, можно сделать вывод о том, что хореографическое искусство, основанное на этнокультурных архетипах, может рассматриваться в качестве специфического языкового выражения, культурного текста, феномена, а также как результат знаковой деятельности.
Этнокультурные архетипы представляют собой универсалии, так как они содержатся в любой культуре в разных формах и уровнях развития, однако их специфика и содержание зависит от множества факторов. Формирование культурных архетипов осуществляется на базе общечеловеческих универсалий, таких как красота, природа, добро, любовь и других. В результате культурологического анализа архетипов возможно наиболее полно и глубоко представить особенности танцевального искусства этносов, увидеть определенные черты проявления.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Рецензия Review
Все статьи проходят рецензирование в All articles are reviewed in the double-blind peer review
формате double-blind peer review (рецензенту format (the reviewer does not know the name and
неизвестны имя и должность автора, автору position of the author, the author does not know the
неизвестны имя и должность рецензента). name and position of the reviewer). The review can be
Рецензия может быть предоставлена provided to interested persons upon request. заинтересованным лицам по их запросу.
Литература:
1. Каржаубаева А.И, Е.А. Политова. Танцевальное искусство как часть традиционной культуры народа // Традиции и инновации в хореографическом образовании: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 45 летию каф. хореографии.(Улан-Удэ, 29-30 мая 2017 г.) / науч. ред. И.С. Цыремпилова. Улан-Удэ, 2017. С. 49-52.
2. Бадмаева, Т. Б. Междисциплинарные аспекты изучения этнической хореографии // Традиционная танцевальная культура народов Урало-Поволжья: исследование, образование, искусство, бытование : материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 06-09 декабря 2012 года. Казань: ИИЦ "Культура", 2013. - С. 23-34.
3. Джабраилова А. Ш.От архетипа к симулякру // Философия и культура. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-arhetipa-k-simulyakru (дата обращения: 22.03.2023).
4. Уразымбетов Д. Д.Семиотические аспекты хореографии // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. №1 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskie-aspekty-horeografii (дата обращения: 21.03.2023).
5. Капрепенко И.А., Артемова Е.С. Выразительные средства и законы зрительского восприятия хореографического произведения // Культура и время перемен. 2019. №2 (25). С. 13.
6. Лаво Р. С., Чэнь Цзе Этническая хореографическая культура и ее функции // Социология. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-horeograficheskaya-kultura-i-ee-funktsii (дата обращения: 22.03.2023).
7. Слонимский Ю.И. В честь танца. М.: Иск-во, 1968. 371 с.
8. Дьяконова Л. Т. Танец как феномен культуры // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tanets-kak-fenomen-kultury (дата обращения: 22.03.2023).
9. Атитанова Н. В. Танец как смысловая универсалия : От выразительного движения к «движению» смысла : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01. Саранск, 2000. 163 с.
10 Абакарова Р. М. Универсальные паттерны в мифологии и религиозной культуре этноса // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-patterny-v-mifologii-i-religioznoy-kulture-etnosa (дата обращения: 22.03.2023).
11. Петроченко Н. В. Культурная парадигма как методологическое средство исследования хореографического искусства : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Кемерово, 2005. 247 с.
12. Ли, Я. Из истории национального танца в Китае / Я. Ли // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика : V Международная научно-практическая конференция, Минск, 11 ноября 2020 года. Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020. С. 379-382.
13. Чжан Юйтун, Сюй Вань Линь Китайский народный танец как средство приобщения к Великой китайской культуре // МНКО. 2017. №5 (66). URL: https://cyberleninka.ru/articleM/kitayskiy-narodnyy-tanets-kak-sredstvo-priobscheniya-k-velikoy-kitayskoy-kulture (дата обращения: 22.03.2023
14. Ю Линь. Эстетические особенности традиционных китайских народных танцев разных национальностей // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверстэта культуры i мастацтвау. 2011. №1. C. 198-201.
15. Тягунова, Е. Г. Танцевальное искусство малочисленных народов Китая (на примере народности хуэй) // Молодёжь XXI века: шаг в будущее : материалы XVIII региональной научно практической конференции (18 мая 2017 года) 2017. С. 1330 - 1331.
References:
1. Karzhaubaeva A. I. Politova. E.A. Dance art as a part of the traditional culture of the people // Traditions and innovations in choreographic education: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, dedication. 45th anniversary of the choreography department.(Ulan-Ude, May 29-30, 2017) / scientific ed. by I.S. Tsyrempilov. Ulan-Ude, 2017. pp. 49-52.
2. Badmaeva T. B. Interdisciplinary aspects of the study of ethnic choreography // Traditional dance culture of the peoples of the Ural-Volga region: research, education, art, existence : materials of the International scientific and practical Conference, Kazan, 06-09 December 2012. - Kazan: IIC "Culture", 2013. - pp. 23-34.
3. Dzhabrailova A. S.From archetype to simulacrum // Philosophy and Culture. 2018. No.4. URL: https://cyberleninka.ru/articleM/ot-arhetipa-k-simulyakru (accessed: 03/22/2023).
4. Urazymbetov D. D.Semiotic aspects of choreography // Bulletin of the Vaganova Academy of Russian Ballet. 2015. No. 1 (36). URL: https://cyberleninka.ru/articleM/semioticheskie-aspekty-horeografii (accessed: 03/21/2023).
5. Kaprepenko I. A., Artemova E. S. Expressive means and laws of spectator perception of a choreographic work // Culture and time of change. 2019. No.2 (25). p. 13.
6. Lavo R. S., Chen Jie ethnic choreographic culture and its functioNS // Sociology. 2023. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-horeograficheskaya-kultura-i-ee-funktsii (date of address: 03/22/2023).
7. Slonimsky Yu. I. In honor of the dance. Moscow: Isc-vo, 1968. 371 p.
8. Dyakonova L. T. Dance as a phenomenon of culture // Society. Wednesday. Development (Terra Humana). 2011. No.3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tanets-kak-fenomen-kultury (accessed: 03/22/2023).
9. Atitanova N. V. Dance as a semantic universal : From expressive movement to the "movement" of meaning : dissertation ... Candidate of Philosophical Sciences : 24.00.01. Saransk, 2000. 163p.
10. Abakarova R. M. Universal patterns in the mythology and religious culture of an ethnic group // Bulletin of Dagestan State University. Series 3: Social Sciences. 2019. No.4. URL: https://cyberleninka.ru/articleM/universalnye-patterny-v-mifologii-i-religioznoy-kulture-etnosa (date of reference: 03/22/2023).
11. Petrochenko N. V. Cultural paradigm as a methodological tool for the study of choreographic art : Dis. ... cand. of Cultural Sciences : 24.00.01 : Kemerovo, 2005. 247p.
12. Li, Ya. From the history of national dance in China / Ya. Li // Actual problems of art: history, theory, methodology : V International Scientific and Practical Conference, Minsk, November 11, 2020. Minsk: Educational Institution "Maxim TankBelarusian State Pedagogical University", 2020. pp. 379-382
13. Zhang Yutong, Xu Wan Lin Chinese folk dance as a means of familiarization with the Great Chinese culture // MNKO. 2017. No.5 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskiy-narodnyy-tanets-kak-sredstvo-priobscheniya-k-velikoy-kitayskoy-kulture (accessed: 03/22/2023).
14. Yu Lin. Aesthetic features of traditional Chinese folk dances of different nationalities // Vesnik Belaruskaga dzyarzhaunaga universiteta kultury i mastatsvau. 2011. №1. C. 198-201.
15. Tyagunova E. G. Dance art of the small peoples of China (on the example of the Hui people) // Youth of the XXI century: a step into the future : materials of the XVIII regional scientific and practical conference (May 18, 2017) 2017. pp. 1330 -1331