Interference of folk heritage and ethnic culture on the formation of the dance vocabulary Polesie
Section 5. Cultural studies
Gordeev Vladimir Anatolievich, Lecturer of the Chair of Choreography of Rivne State Humanitarian University E-mail: [email protected]
Interference of folk heritage and ethnic culture on the formation of the dance vocabulary Polesie
Abstract: The article deals with consideration of the peculiarities of dance culture of Polesye. The scientific sources on the issues of Ukrainian choreographic art and culture and dance culture of Polesye were systematized. The author considers the lexical peculiarities of choreographic culture of Polesye region. The effect of folklore heritage and ethnic peculiarities of the forming the sources of Polesye dance development.
Key words: choreography, dance, choreographic culture, Polesye, folklore, ethnic culture, dance culture.
Гордеев Владимир Анатолийович, старший преподаватель кафедры хореографии Ровенского государственного гуманитарного университета
E-mail: [email protected]
Взаимовлияние фольклорного достояния и этнокультуры на формирование танцевальной лексики Полесья
Аннотация: В статье рассматривается особенности развития танцевальной культуры Полесья. Систематизированы научные источники по вопросам исследования хореографического искусства и культуры Украины, а также танцевальной культуры Полесья. Автор рассматривает лексические особенности хореографической культуры Полесского региона. Выявлено влияние фольклорного достояния и этнических особенностей на формирование источников развития Полесского танца.
Ключевые слова: хореография, танец, хореографическая культура, Полесье, фольклорный, этнокультура, танцевальная лексика.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими заданиями. Создание хореографического искусства народа неотъемлемо связано с общим процессом формирования этноса и его культуры. В процессе танцевального ритма находится язык пластики, чувство такта и восприятия прекрасного. История танца начинается с так называемой игры, забавы примитивного человека, в которомэлемент забавы глубоким способом сообщается с методами интенсификации и самого полного использования человеческой энергии, которые только в последнее время стали предметами соединенных физических и технических опытов. Словесный текст является одним из составных элементов того комплекса ритмичного движения, который служит одновременно эстетическим потребностям чело-
века («забава») и его техническим заданиям («подъем энергии») [5, с. 61]. Формирование целей статьи. Целью настоящего исследования является определение факторов влияния фольклорного наследия, а также роли этнической и культурной обусловленности на формирование танцевальной лексики Полесья.
Анализ основных публикаций и исследований. Исследованиемхореографического искусства и культуры Украины занимались такие ученые: В. Н. Верхо-винец исследовал особенности танцевальных движений в совокупности с песней, а также классификацию видов украинских танцев [3]; А. И. Гуменюк исследует народно-хореографическое искусство Украины и особенности фольклорных традиций на формирование танцевальной лексики [6]; Л. И. Каминазани-малась исследованием региональных особенностей
55
Section 5. Cultural studies
формирования украинского народногосценического танца [7] и др.
Вопросы исследования танцевальной культуры Полесья поднимались в работах следующих ученых: В. Н. Годовский исследует историю, специфику танцев Полесья в разные исторические периоды, рассматривает элементы хореографии и влияние народных традиций на формирование танцевальной культуры полесья [4]; В. П. Ковальчук исследует танцевальную хореографию Полесья в рамках этнокультурного наследия Ровненского Полесья [9]; А. В. Самохвалова исследует особенности хореографии свадебного обряда Ровненского Полесья [10] и др.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящена данная статья.В современной украинской хореографии пока еще даже не задан вопрос об исследовании связей танца с общими законами этноспецифики, хоть эти связи очевидны: танец пульсирует в соответствия с ритмами, своейственными человеческому организму, регламентируется канонами симметрии и гармонии, опирается на правила и нормы музыки. Как отдельная отрасль искусствоведения, наука о народной хореографии сформировалась на украинской почве сравнительно недавно, в двадцатые годы ХХ века. Отсутствие надежной наработанной в досоветские времена научной базы и вынужденная зависимость от доминирующих в советском культурном пространстве идеологических доктрин обусловили специфику ее развития. В частности, украинская наука о народном танцевальном искусстве отмечается определенной односторонностью, поскольку длительное время была вынуждена ограничиватьсяразработкой научно-методических проблем хореографии, значительно меньше внимания уделяя направлениям историко-культурного характера. Следствием этой односторонности является «непрописанность» народной хореографии в общей истории и теории национальной культуры. В последнее время особенное внимание уделяется национально-культурному фактору в формировании самобытности и традиций народа. Соответственно, возникает необходимость исследования особенностей и национальной обусловленности влияния этнических факторов территории и фольклора Полесья на танцевальную культуру указанного территориального региона.
Изложение основного материала исследования вместе с полным обоснованием полученных научных результатов. Танец принадлежит к самым давним средствам подъема коллективного настроения,
энергии и социальной солидарности. Танцевальная культура Полесья формировалась под влиянием хореографической культуры четырех государств: Беларуси, Польши, России и Украины, что связано с географическим расположением территории.
Феномен Полесского танца как доныне живого, функционального, популярного синкретического искусства открывает широкие возможности для исследования природы и эволюции синкретизма народной культуры и путей становления на его базе отдельных жанров.
Формулу синкретической специфики Полесского танца можно обозначить как динамическое единство трех компонентов: движение и тема танца — ритмика и мелодика (музыка) — текстовое строение. При этом первичным организующим началом является хореографическое, на основе которого формируется ритмика и мелодика, и на которую налагаются соответствующие тексты. На территории Полесья распространены такие танцы как «Полесский гопак» и «прутняк». Танцевальная специфика Полесской зоны характеризует шагами с прискоком — характерными для украинской танцевальной традиции, но на хореографию Полесья повлияла традиции Польши и Белоруссии. Танцы в Полесье можно классифицировать на две основные группы: автохонные и заимствованные. Как указывает В. Камин, «танец Полесья подчиняется определенному ритму, художественности и красоте поз и жестов, которые в совокупности позволяют отобразить гамму чувств и эмоционального состоянии. Динамизм танца, характер манеры выполнения свидетельствуют о фольклорных традициях украинского танца» [8].
На каком-то этапе своей эволюции народный Полесский танец предопределяет рождение характерного украинского виртуального «танца-мысли». Полесский танец (синкретическое искусство) можно рассматривать как ключ к пониманию хороводов: производительная энергия танцевальной составляющей, владея неограниченными возможностями «расширения сюжетности», может иметь сколько угодно смысловых наслоений, не обязательно похожих на те, которые дошли до нас сегодня.
В украинском хороводе Полесья общепринято выделять три четко отмеченные тематические группы:
— первая -хороводы с ярко выраженным отражением трудовых процессов;
— вторая- хороводы, в которых воспевается родная природа, отображаются характер, темперамент домашних животных, зверей, птиц;
56
Interference of folk heritage and ethnic culture on the formation of the dance vocabulary Polesie
— третья — хороводы, в которых воспроизводятся родственные и бытовые взаимоотношения с раскрытием характера человека в разных ситуациях (лирические, шутливые).
К. Ю. Василенко утверждает, что «лексика и композиция в хороводах несложная, ведь выполнялись они под открытым небом, тексты помогали воспроизводить действие, а мелодия — раскрывать эмоциональное содержание и художественные образы» [2].
Можно согласиться с оценкой К. Ю. Василенком [2] лексики и композиции в хороводах, однако понятие «простота» является неправомерным в оценке их семантики. На примере синкретического Полесского танца можно выделить лексику хоровода, которая характеризуется, главным образом, изображением динамизма трудовой деятельности.
Полесский танец, согласно с установившейся традицией, относится к бытовым, следовательно, производным от хороводов.Из традиционных украинских танцев он самый популярный, — это визитная карточка Полесского края. Разнообразие названий, очевидно, происходит от этнографической территории. Пластичные образы народного танца воспроизводят коллективный портрет этноса, причем не статический, а динамический, ретроспективную глубину которого мы детерминируем той мерой, которую позволяют постичь наши знания, интуиция, воображение.
Полесский хоровод родился и функционировал как информативный и коммуникативный феномен. Речь танца была языком общения между человеком и одухотворенной природой в контексте конкретного социума. При этом, как обозначает М. С. Грушевский [5, c. 64] пластичный жест наделялся магической силой, преумноженной магией ритма. Ведя речь о магическом содержании древнейших хороводов, имеем в виду не только наивную веру в то, что можно «выплясывать» себе урожай или победу над врагом, но и то, что еще в давности люди почувствовали силу влияния танцевального искусства и научились ею управлять. В их среде выделились жрецы-волхвы, которые владели техникой танцевальной магии, творили и интерпретировали ее.
Полесские танцы выполняются легко, плавно, с незначительным пригибанием колена, они отмечаются простотой, их строение не имеет особенных украшений. Это наблюдается в небольшом количестве шагов и их вариантов; структуру танца составляют одна или две фигуры. Движения танцующих не ограничены; основным шагом является оборотный шаг в парах или целым кругом. Полесские массовые танцы
ведутся преимущественно за солнцем — слева направо, сольных танцев здесь нет. Темп их, подобно к целому ряду украинских танцев, нарастает к окончанию.
Остановившись детальнее на народной хореографии Полесского края, мы хотели проиллюстрировать мысль об удивительном богатстве и разнообразии украинского народного танца. Кроме отличий региональных, едва ли не каждое село, в котором сохранилась танцевальная традиция, может прибавить какие-то своеобразные краски и оттенки к общей характеристике национального пластичного искусства. В разных регионах Украины сохранились фрагменты самых древних и последующих форм народной хореографии, что открывает возможности, путем сопоставления уцелевших элементов когда-то единственного целого, реконструировать с большей, чем доныне, полнотой эволюцию народного танца от самых древних времен до настоящего времени.
Мотивы Полесского танца берут начало из новогодних колядок, проводов зимы и встречи весны. Эти и другие мотивы наводят на мысль о самых давних источниках Полесского народно-сценического танца, влиянии на формирование фольклорных форм профессионального хореографического искусства, танцевальных сюжетов разного происхождения и других фольклорных элементов. Обряды, разнородно переплетаясь между собой в разных вариантах в местностях, распространялись все новые параллельные мотивы- религиозные, магические и символические образы.
Пластика танцевального жеста Полесья не менее красноречива, чем пластика архитектурных форм: да и та несет насыщенную информацию о стиле и характере эпох, к которым принадлежат. Хореографический образ не редко содержит в себе будто в спрессованном виде самые разнообразные символы: зооморфные, антропоморфные, астральные, аграрные, брачные и др. О тесных связях с конкретными явлениями далекого прошлого напоминают иногда лишь отдельные компоненты структуры танца.
Бытовые танцы в хореографии Полесья возникли в результате исполнения многочисленных танцевальных песен, которые со временем потеряли свой смысл в понятийном определении поэтического слова, отдельных ритмизованных возгласов, прибауток и др.
Постепенно выделив четко определенные разновидности: гопаки, казачки, метелицы, гуцулки и тому подобное, они значительно расширили амплитуду лексики, композиции, мелодичную и ритмичную музыкальную структуру.
57
Section 5. Cultural studies
Если в понятие Полесский танец включить широкое содержание виртуозного этнографического танца, то можем констатировать, что этот танец стал сценическим в результате его постановок деятелями украинского профессионального театра (например, ансамбля им. П. П. Вирского).
Выводы исследования и перспективы дальнейших разработок в этом направлении.Исследование особенностей взаимовлияния фольклорного достояния и этнокультуры на формирование танцевальной лексики Полесья позволяет сделать выводы о том, что хореографическая культура Полесья является частью украинской хореографической культуры. Танцы Полесья развивались в процес-
се исторического развития региона, в связи с чем можно обозначить, что они являются результатом национально-культурных и исторических особенностей жизни в Полесье. Танцевальные движения сформировались на основе копирования или имитации движений, связанных с трудовой деятельностью, повадками животных и др. В результате танцевальная лексика Полесья характеризуется динамизмом, стремительными движениями, прыжками, легкостью, быстротой и др.
Перспективной дальнейшего исследования является изучение особенностей танцевальных движений, преобладающих в хореографической культуре Полесского региона.
Список литературы:
1. Василенко К. Ю. Укра'шський танець: Пгдручник/К. Ю. Василенко. - К.: 1ПКПК, 1997. - 281 с.
2. Василенко К. Ю Лексика народно-сценичного танцю/К. Ю. Василенко. - К.: Мистецтво, 1971. - 257 с.
3. Верховинець В. М. Теорiя украшського народного танцю/В. М. Верховинець; вступ. ст. i заг. ред. Я. В. Вер-ховинця. - 5-те вид., доп. - К.: Муз. Укра'ша, 1990. - 150 с.
4. Годовський В. М. Танцг Полюся: Пгдручник/В. М. Годовський. - Рiвне, 2002. - 114 с.
5. ГрушевськийМ. С. Iсторiя украшсько! лгтератури в 6-ти т. Т. 1./М. Грушевський. - К.: Либгдь,1993. -Т. 1. -391 с.
6. Гуменюк А. I. Народне хореографiчне мистецтво Украши/A. I. Гуменюк. - К.: Видавництво Академи' наук УРСР, 1963. - 235 с.
7. Камгна Л. I. Формування реггональних особливостей украшського народно-сцешчного танцю [Електрон-ний ресурс]/Л. I. Камша. - Режим доступу: http://www.culturalstudies.in.ua/metod_amator_12_1.php
8. Камша Л. I. Роль балетмейстера у розвитку хореографiчного мистецтва: (Методичний посiбник: Формування особистосп балетмейстера - автора хореографiчних творiв) [Електронний ре-сурс]/Камша Л. 1.//Украшський центр культурних досл1джень. - 2007. - Режим доступу: http://www. culturalstudies.in.ua/2008_zv_13_2.php
9. Ковальчук В. П. Етнокультурна спадщина Рiвненського Полгсся/ред.-упоряд. В. П. Ковальчук. - Вип. 2. -Рiвне: Перспектива, 2002. - 119 с.
10. Самохвалова А. В. Хореографiя весгльного обряду Рiвненського Полюся [Електронний ресурс]/А. В. Самохвалова. - Режим доступу: ukrvesillya.inf.ua/books/polissya2.pdf
Markevich Larisa Anatolyivna, Lecturer of the Chair of Choreography of Rivne State Humanitarian University E-mail: [email protected]
Synthetic artistic language of Ukrainian national ballet performance as a result of ethno-national identification of the Ukrainian choreographic culture
Abstract: The article is devoted to the study of the artistic language synthesis of the Ukrainian national ballet performance. The notion ofchoreography and its constituents was systematized. The peculiarities of the choreographic culture of the Ukrainian people were revealed. The basic scientific publications on the study of ballet performance artistic language and influence of ethnic national specificity on the Ukrainian choreography were analyzed and
58