Section 5. Cultural studies
Если в понятие Полесский танец включить широкое содержание виртуозного этнографического танца, то можем констатировать, что этот танец стал сценическим в результате его постановок деятелями украинского профессионального театра (например, ансамбля им. П. П. Вирского).
Выводы исследования и перспективы дальнейших разработок в этом направлении.Исследование особенностей взаимовлияния фольклорного достояния и этнокультуры на формирование танцевальной лексики Полесья позволяет сделать выводы о том, что хореографическая культура Полесья является частью украинской хореографической культуры. Танцы Полесья развивались в процес-
се исторического развития региона, в связи с чем можно обозначить, что они являются результатом национально-культурных и исторических особенностей жизни в Полесье. Танцевальные движения сформировались на основе копирования или имитации движений, связанных с трудовой деятельностью, повадками животных и др. В результате танцевальная лексика Полесья характеризуется динамизмом, стремительными движениями, прыжками, легкостью, быстротой и др.
Перспективной дальнейшего исследования является изучение особенностей танцевальных движений, преобладающих в хореографической культуре Полесского региона.
Список литературы:
1. Василенко К. Ю. Укра'шський танець: Пгдручник/К. Ю. Василенко. - К.: 1ПКПК, 1997. - 281 с.
2. Василенко К. Ю Лексика народно-сценичного танцю/К. Ю. Василенко. - К.: Мистецтво, 1971. - 257 с.
3. Верховинець В. М. Теорiя украшського народного танцю/В. М. Верховинець; вступ. ст. i заг. ред. Я. В. Вер-ховинця. - 5-те вид., доп. - К.: Муз. Укра'ша, 1990. - 150 с.
4. Годовський В. М. Танцг Полюся: Пгдручник/В. М. Годовський. - Рiвне, 2002. - 114 с.
5. ГрушевськийМ. С. Iсторiя украшсько! лгтератури в 6-ти т. Т. 1./М. Грушевський. - К.: Либгдь,1993. -Т. 1. -391 с.
6. Гуменюк А. I. Народне хореографiчне мистецтво Украши/A. I. Гуменюк. - К.: Видавництво Академи' наук УРСР, 1963. - 235 с.
7. Камгна Л. I. Формування реггональних особливостей украшського народно-сцешчного танцю [Електрон-ний ресурс]/Л. I. Камша. - Режим доступу: http://www.culturalstudies.in.ua/metod_amator_12_1.php
8. Камша Л. I. Роль балетмейстера у розвитку хореографiчного мистецтва: (Методичний посiбник: Формування особистосп балетмейстера - автора хореографiчних творiв) [Електронний ре-сурс]/Камша Л. 1.//Украшський центр культурних досл1джень. - 2007. - Режим доступу: http://www. culturalstudies.in.ua/2008_zv_13_2.php
9. Ковальчук В. П. Етнокультурна спадщина Рiвненського Полгсся/ред.-упоряд. В. П. Ковальчук. - Вип. 2. -Рiвне: Перспектива, 2002. - 119 с.
10. Самохвалова А. В. Хореографiя весгльного обряду Рiвненського Полюся [Електронний ресурс]/А. В. Самохвалова. - Режим доступу: ukrvesillya.inf.ua/books/polissya2.pdf
Markevich Larisa Anatolyivna, Lecturer of the Chair of Choreography of Rivne State Humanitarian University E-mail: [email protected]
Synthetic artistic language of Ukrainian national ballet performance as a result of ethno-national identification of the Ukrainian choreographic culture
Abstract: The article is devoted to the study of the artistic language synthesis of the Ukrainian national ballet performance. The notion ofchoreography and its constituents was systematized. The peculiarities of the choreographic culture of the Ukrainian people were revealed. The basic scientific publications on the study of ballet performance artistic language and influence of ethnic national specificity on the Ukrainian choreography were analyzed and
58
Synthetic artistic language of Ukrainian national ballet performance as a result of ethno-national identification...
systematized. The ethnic national characteristics of Ukrainian choreography and their influence on the artistic language synthesis in the Ukrainian ballet performance were studied. The connection of national Ukrainian dance elements and classic ballet were analyzed.
Keywords: synthesis, choreography, choreographic culture, ballet performance, national dance, folklore, Ukrainian culture.
Маркевич Лариса Анатолпвна, преподаватель кафедры хореографии Ровенского государственного гуманитарного университета E-mail: [email protected]
Синтетический художественный язык украинского национального балетного спектакля как результат этнонацюнальной идентификации украинской хореографической культуры
Аннотация: Статья посвящена исследованию синтеза художественного языка украинской национальной балетной постановки. Систематизировано понятие хореографии и ее составляющих. Раскрыты особенности хореографической культуры украинского народа. Проанализировано и систематизировано основные научные публикации по исследованию художественного языка балетной постановки и влияния этнонациональной специфики на украинскую хореографию. Исследованы этнонациональные характеристики украинской хореографии и их влияние на синтез художественного языка в украинской национальной балетной постановке. Проанализирована связь элементов народного украинского танца и классического балета.
Ключевые слова: синтез, хореография, хореографическая культура, балетная постановка, народный танец, фольклор, украинская культура.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последние десятилетия, в балете как виде искусства происходит ряд существенных изменений, связанных с повышенным интересом к этнокультурным традициям и национально-исторической специфике. Перед балетмейстерами возникает задача постановки балетных спектаклей с использованием элементов украинского фольклора, культурных традиций в различных сферах жизни украинского общества. Этнокультурная специфика балетных спектаклей проявляется в использовании музыки украинских композиторов, элементов танца, заимствованных из народных украинских обрядовых игр, использовании известных сюжетов украинского фольклора. В современном балетном спектакле всё чаще используются народные образы и элементы народного танца, поскольку сегодня вопросы этнокультурной принадлежности находят отражение не только в социальной сфере, но и в области искусства — литературы, музыки, хореографии и др. Таким образом, современная украинская хореография является синтезом различных танцевальных элементов и художественно-образных средств.
Формирование целей статьи. Целью проведения данного исследования является раскрытие особен-
ностей синтетического художественного языка украинского национального балетного спектакля как результата этнонациональной специфики украинской хореографической культуры.
Анализ основных публикаций и исследований. Исследование художественного языка балетного спектакля и влияния этнонациональной специфики на украинскую хореографию многими учёными, например:
— О. В. Касьянова изучает особенности режиссуры балетных спектаклей в бальной хореографии [7];
— Л. Л. Козинко анализирует различные способы внесения балетмейстерами элементов фольклорного танца в балетный спектакль, проводит сравнение подходов балетмейстеров на примере балетных постановок «Княгиня Ольга», «Властитель Борисфена»
и др. [8];
— О. А. Мерлянова рассматривает особенности украинских женских танцев на оперно-балетной сцене [11].
Выделение нерешенных прежде составляющих общей проблемы, которым посвящена данная статья. Современное развитие хореографии в Украине обусловлено развитием примитивных форм танца. Становление украинской танцевальной культуры происходило под влиянием социально-исторических,
59
Section 5. Cultural studies
национально-культурных и других факторов жизни общества. Жизненные реалии находили отображение в культурных традициях, в частности в украинской народной хореографии, а потому актуальным является исследование влияния этнокультурных традиций на развитие хореографического искусства. Классический танец отличается стремлением к четкости движений и форм, а потому создаваемые в балете образы ограничены характерно-танцевальными элементами, в то время, как народно-сценический танец вобрал в себя особенности народных обрядов и обычаев — это результат тесной взаимосвязи с жизнью людей, художественными вкусами, своеобразный источник естественного движения. Народному танцу присущи тематическая и образная наполненность, от самых его истоков основным мотивом танца является идея или сюжет (весенние хороводы, обряды встречи или проводы зимы и др.). Народный танец — предшественник классического танца, а потому их объединение приводит к наполнению классического танца естественностью и экспрессивностью, присущими народносценическим танцам. Таким образом, в современном мире наблюдается тенденция к объединению различных видов искусства. В частности интерес представляет исследование особенностей балетного спектакля с позиции синтеза классического и народного танца. Исследуя классический танец в контексте визуального изменения фольклорной формы украинского народного танца, обратим внимание на формотворческую основу танца и эволюцию первичного природного движения, обусловленную феноменом украинского академического танца, а также рассмотрим принципы практического воплощения техники классического танца и балетного искусства и, его влияние на технику исполнения украинского танца.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Хореографическое искусство является сложным социокультурным явлением, вобравшим в себя основные черты многих видов искусств и воздействия на зрителей. Однако, как искусство, хореография также имеет свои собственные черты, которые дают возможность выделить ее как отдельную танцевальную культуру, занимающую видное место в национально-историческом наследии народа. Танец всегда был неотъемлемой составляющей развития общества.
Сегодня хореографическая культура украинцев обусловлена синтезом разных видов искусства — музыкального, художественного, литературного и др. Определение хореографии (от гр. yopeía — танец, хо-
ровод; ypaç^ — писать), как искусства постановки танцев и балетов вошло в употребление в середине Х1Х столетия. Сущность хореографии более емка по сравнению с танцем, в котором «средством создания художественного образа является движение и положение человеческого тела» [1, с. 503]. С одной стороны, хореография рассматривается как запись движений танца с использованием условных обозначений [3, с. 1351]. С другой, по мнению исследователя Р. В. Захарова [5], хореография — это искусство создания и постановки танца или спектаклей танцевального характера [12]. Так, Р. В. Захаров интерпретирует хореографию непосредственно как искусство танца, которое охватывает танцы народные, бытовые и классический балет [5, с. 93]. Будучи искусством, хореография является средством отображения национально-исторического и культурного развития общества и социальных процессов, принятых в обществе и преобладающих в тот или иной период развития. Соответственно, хореография воплощает в себе актуальные проблемы и вопросы, волнующие людей, с помощью танцевальной пластики, образно-художественной формы и композиции балетной постановки. Итак, хореографическая культура обусловлена этноспецификой. Украинская хореографическая эт-нокультура формировалась под влиянием различных факторов: социальных, исторических, культурных. Наивысшей формой хореографического искусства является балет. Он развивается на основе синтеза четырех основных составляющих, таких как: театр (режиссура, сценарий, программа спектакли), музыка (музыкальное сопровождение балетного спектакля), сценография (декорации) и хореография. Ведущей составляющей является хореография, поскольку танец — основное средство выразительности и развития сюжета. Танцевальные движения в балете раскрывают образ героя, являются своеобразным его портретом (например, «Спящая красавица» М. Петипа, «Викинги» Е. Станковича).
Украинская народная хореография — это отображение жизненного опыта народа. Народный танец связан с фольклором, вобравшим в себя знания народа, обусловленные географическими, историческими и социокультурными факторами. Соответственно, украинский народный танец — это своеобразный язык пластики, танцевальных традиций, композиций и музыкального сопровождения. Балетный танец, в отличие от народного, носит развлекательный характер, а потому балетные спектакли преимущественно светские мероприятия.
60
Synthetic artistic language of Ukrainian national ballet performance as a result of ethno-national identification...
Синтез примитивного (фольклорного) танца с классическим балетом формирует основы современной украинской академической хореографической культуры. Как отмечает О. А. Мерлянова, хореографическая культура любого балетного спектакля — это синтез классических элементов и фольклорного начала, целью которых является наилучшее соответствие музыкальной партитуре. По мнению исследователя, в балете прослеживаются цитатный материал, переосмысленный и синтезированный в той или иной постановке [11]. Например, синтез народного танца и классики ярко прослеживается в балете «Лилеи». Премьера его состоялась в 1940 году в городе Киеве, балетмейстером постановки выступила Г. Березовая, в основу сюжета были положены образы из произведений украинского классика Т. Г. Шевченко, таких как «Слепая», «Княжна», «Ведьма», «Причинна» и др. В балетной постановке раскрывается образ женщины — от покорной девушки («Катерина» Т. Г. Шевченко) до бунтарки («Слепая» Т. Г. Шевченко, образ Оксаны). Танцевальные движения балета вобрали в себя народные мотивы произведений Т. Г. Шевченко и классическую хореографию в постановке балетмейстера. По мнению Ю. Станишевского, украинские женские танцы, преисполнены пластики и переборы ног напоминают классические элементы pas de bourree [13, с. 128].
Г. Загайкевич, по поводу объединения классического и народного танцев в постановке «Лилеи» отмечает, что использование элементов народного танца в классическом балете — это не только попытка передать национально-культурный колорит, это процесс реинтерпретации образов, мотивов, модификации фольклорных символов [4, с. 54].
В хореографии «Лилеи» синтез народного и классического танца стал более органичным и глубинным, чем в «Пане Канёвском», формы и особенности классических вариаций, дуэтов и ансамблей гармонично слились с композиционными признаками и стилистикой сольного, парного и массового украинского народного танца [13].
Следует отметить, что сравнение особенностей народного танца и классического балета свидетельствует об отсутствии в народных движениях основных элементов присущих классике, таких как выпрямленные в коленях ноги и выворотность. Это связано с тем, что классическое балетное движение не является результатом повседневной жизни, оно возникло как стремление к четкости форм, а потому не соответствует физиологическим особенностям движения
человека. Если народный танец характеризуется естественностью движений, стремительными поворотами, прыжками и прочее, то в балете все эти элементы не являются хаотичными. Благодаря подготовленности постановки, они упорядочиваются, оттачиваются [9, с. 177]. Для украинского балета типичным является использования фигур elevation (способность задержаться в воздухе при прыжке) и поз arabesque или attitude, присущих классическому танцу. В украинском народном танце тоже присутствуют эти движения, но они являются менее упорядоченными.
Обогащение балетного спектакля элементами украинского народного танца — это результат эволюционных процессов и исторических изменений в развитии общества. Важной чертой классического балета является возможность показать целостность образа героя через технически сложные танцевальные движения. Попытки соединить народные танцы и классический балет начались еще в Х1Х ст. в постановке «Наталка-Полтавка» украинского театра и отдельных балетных спектаклях, таких как «Эсмеральда» Ц. Пуне. Поиски образов синтеза народного танца и классического балета оказались успешными, и уже в конце Х1Х ст. балетный театр и народная хореография положили начало новому балету («Запорожец за Дунаем» П. П. Гулака-Ар-темовского, «Тарас Бульба» М. В. Лысенко). Значительный вклад в развитие народного танца в балетной хореографии внёс В. Н. Верховинец, создавший балет «Господин Канёвский», который стал первым украинским балетом, посвященным героизму украинского народа в борьбе против барщины. В. Н. Верховинец старался использовать элементы украинского народного танца, чтобы разнообразить балетный спектакль, сделать его более эмоционально-насыщенной [5, с. 58]. Соответственно, в балетном спектакле возникла новая хореографическая система, соединившая сольные выступления, дуэты и кордебалет. Так, для мужского танца характерны высокие прыжки, вращения и разные классические элементы. В женском танце соединились пластика рук, изысканность, легкие прыжки и классические позы. Ярким примером использования народных танцевальных элементов может служить балет-сказание «Княгиня Ольга» Е. Станковича, балетмейстер
О. Николаев [14]. В начале спектакля изображается жизнь славянского племени. В хороводах девушек и маленьких детей, живущих в племени, встречаются элементы народного танца, такие как простой бег, легкий прыжок. Мужской танец в балете более раз-
61
Section 5. Cultural studies
нообразен. Как только на сцене появляются ребята, картина танца оживляется. Это традиционные для гопака притопы, удары по голенищам сапог, вынесение ноги на каблук и др. Дуэт мужской и женской партии характеризуется обращением к классическому балету. Таким образом, балетмейстер создал гармоничное объединение классического танца и народной хореографии. Первую премьеру этой постановки возглавлял А. Шекера. Ю. Станишевский, анализируя эту постановку, отмечает, что «А. Шекера, который стремился создать «симфонию» масштабности, образности и философского наполнения спектакли, смог в танцевальных движениях воплотить весь колорит жизни Киевской Руси». А. Шекера обратился к использованию в постановке народных элементов, что дало ему возможность воссоздать национально-исторический колорит времени правления князя Игоря и его жены Ольги, с помощью народных элементов он смог показать патриотизм народа Киевской Руси, его готовность бороться за свободу и гибнуть за нее. «Именно народные картины заняли особенно важное место
в музыкальной драматургии и многоплановом постановочном воплощении балета» [13].
Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований в этом направлении. Таким образом, исследование показывает, что украинская хореографическая культура является синтезом народного и классического хореографического искусства. Движения в народном танце характеризуются естественностью и хаотичностью, в классическом балете — четкостью и строгостью форм. Элементы фольклорных и культурных традиций раскрываются в использовании музыкального сопровождения балетных спектаклей. Народный танец является легким для восприятия, гармоническим и самодостаточным. Он воплощает переживания и обычаи украинцев, а потому использование его элементов в балетной постановке дает возможность отобразить всю глубину форм и образов, заложенных народом, в хореографии.
Дальнейший интерес для исследования представляет анализ средств достижения синтетичности художественного языка в украинском национальном балетном спектакле.
Список литературы:
1. Балет: Энциклопедия/Гл. ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 623 с.
2. Блок, Л. Д. Классический танец история и современность [Текст]/Л. Д. Блок. - М.: Изд-во «Искусство», 1987. - 556 с.
3. Великий тлумачний словник сучасно'1 украшсько'1 мови/Уклад. i голов. ред. В. Т. Бусел. - К.: 1ртнь: ВТФ «Перун», 2004. - 1440 с.
4. Загайкевич, М. П. Драматургш балету [Текст]/М. П. Загайкевич. - К.: Наук. думка, 1978. - 258 с.
5. Захаров Р. В. Слово о танце [Текст] /Р. В. Захаров. - М.: Молодая гвардия, 1976. - 159 с.
6. 1сторш украшсько'1 музики. Т. 5: 1941-1958 роки/М. В. Беляева [та ш.]; в^. ред. А. 1.Муха. - К.: НАН Украши; 1МФЕ iм. М. Т. Рильського, 2004. - 504 с.
7. Касьянова О. В. Специфша режисури балетних вистав у бальнш хореографн'[Электронный ресурс]/О. В. Касьянова. - Режим доступа: http://knmau.com.ua/chasopys/07_NBUV/docs/15_Kasyanova.pdf.
8. Козинко Л. Л. Елементи фольклорно'1 хореографн' у сучасному балетному театрi Украши/ЛЫя Леонщвна Козинко//Студи' мистецтвознавчк - 2011. - Вип. 3 (35). - С. 88-94.
9. Коменда О. I. Музика, поез1я й танець у хореодрамi Вштора Тиможинського «Неминуча» [Текст]/ О. I. Коменда//Студн мистецтвознавчк - 2007. - № 2. - С. 58-65.
10. Лопухов Ф. В. Ленинградский балет сегодня [Текст] /Ф. В. Лопухов. - Л., 1967.- 253 с.
11. Мерлянова О. А. Украшсью жiночi танщ на оперно-балетнш сцеш/О. А. Мерлянова//Науковi записки Рiвненського державного гумаштарного ушверситету. - Вип. 19. - 2013 ю - Том I. - 6 с.
12. Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.]. - Т. 6. Хейнце - Яшугин/гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Сов. Энциклопедия, 1982. - 1008 с.
13. Сташшевський Ю. Балетний театр Украши: 225 роюв Ктори'/Юрш Сташшевський. - К.: Муз. Украша, 2003. - С. 438.
14. Шедевр Станкевича в Днепропетровске [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.day.kiev. ua/ru/article/kultura/shedevr-stankovicha-v-dnepropetrovske.
62