Социология №1 2023
Этническая хореографическая культура и ее функции
Лаво Роза Сулеймановна,
доцент, доктор философских наук, профессор кафедры арт-бизнеса и рекламы ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры»
E-mail: [email protected] Чэнь Цзе,
аспирант, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» E-mail: [email protected]
Хореографическая культура является значимым структурным элементом социокультурной системы каждого социума. Она включает в себя как элементы духовной, так и материальной культуры - воспроизводство и репрезентацию аксиологических оснований этнической культуры, смыслов и ценностей духовной жизни общества в символизированной форме танца, являющейся основанием генерирования и ретрансляции культурного, символического, музыкального и эмоционального капиталов, с одной стороны, и воспроизводство и репрезентацию артефактов материального контекста танцевального творчества в виде костюмов, музыкальных инструментов, оформления танцевального пространства, выбора целевых аудиторий - с другой стороны. Статья посвящена этнической хореографической культуре как социокультурному явлению в целом и опирается на анализ воспринимаемых в различных социокультурных контекстах проявлениях и репрезентациях этнической хореографической культуры на материале русской и китайской хореографических культур на основе привлечения разнообразных материалов проведенных культурологических исследований. Этот анализ позволил выявить и описать универсальные типологические черты и социологические функции этнической хореографической культуры, выработать терминологические основания для последующего структурно-функционального изучения этнических хореографических культур, который позволит, опираясь на сформированный инструментарий осуществлять кросс-культурные исследования этнических хореографических культур различных этнокультурных сообществ.
Ключевые слова. Этническая хореографическая культура, культурологическая парадигма, структурно-функциональный анализ, социокультурные функции.
Актуальность. Хореографическая культура является значимым структурным элементом социокультурной системы каждого социума. Она включает в себя как элементы духовной, так и материальной культуры - воспроизводство и репрезентацию аксиологических оснований этнической культуры, смыслов и ценностей духовной жизни общества в символизированной форме танца, являющейся основанием генерирования и ретрансляции культурного, символического, музыкального и эмоционального капиталов, с одной стороны, и воспроизводство и репрезентацию артефактов материального контекста танцевального творчества в виде костюмов, музыкальных инструментов, оформления танцевального пространства, выбора целевых аудиторий - с другой стороны.
Степень научной разработанности проблемы. Различные вопросы этнического хореографического искусства в рамках культурологической парадигмы изучались в работах В.Е. Ба-глай, М.Я. Жорницкой, Э.А. Королевой, Е.В. Самойленко, Н.А. Терентьевой, В.И. Уральской, Т.А. Филановской. Вместе с тем, этническая хореографическая культура как системное явление до сих пор остается на периферии исследовательского интереса.
Цель, задачи и предмет исследования. Целью исследования в настоящей статье является определение и анализ социальных функций этнической хореографической культуры как системного социокультурного явления. Для достижения поставленной цели необходимо выделить системообразующие функции этнической хореографической культуры и дать их описание как предмета исследования.
Научная новизна исследования.
Научная новизна представленной статьи заключается в обосновании и анализе социокультурных функций этнической хореографической культуры.
Методология и методы исследования. Методологическим основанием
233
представленной статьи является опора на труды ученых - приверженцев структурно-функционального анализа. К ним относятся работы западных исследователей П. Бергера, К. Леви-Стросса, Н. Лумана, Т. Парсонса, М. Фуко, российских представителей структурно - функционального анализа -В.В. Иванова, В.М. Розина, В.С. Спирина, В.Н. Топорова, китайских ученых - последователей структурно-функционального анализа - Айто Чжао, М Лю, Мэнхуа Чэнь, Фун Сина, Ян Чжао и др.
Основная часть. Хореографической культуре до сих пор в научной литературе по культурологии уделяется недостаточно внимания. Согласно точке зрения Т.А. Филановской, одной из немногочисленных авторов, уделивших внимание обозначенной проблеме, хореографическая культура состоит из ядра подсистемы - хореографического искусства и «институтов, транслирующих произведения искусства» [1, с. 78]. В расширенном определении хореографической культуры Н.А. Терентьевой, под хореографической культурой понимается «комплекс исторически выработанных эстетических художественных ценностей и культурных смыслов, инструментованных стилистически соответствующей им системой выразительных средств, воплощающих и транслирующих образно-смысловое содержание посредством музыкально-пластических текстов (живое общечеловеческое достояние)» [2, с. 77-78].
В культурологической парадигме выделяют пять основных социокультурных функций танцевальной культуры - эстетическая, развлекательная, воспитательная, обучающая и коммуникативная [3, с. 58]. Близкой по смыслу к указанным являются пять универсальных функций танцевальной культуры - коммуникативная, идентификационная, регулятивная, гедонистическая и интегра-тивная. [4, с. 150] Однако, как полагают авторы статьи, представленные функции не вполне отражают весь спектр социокультурных функций этнической хореографической культуры.
С точки зрения структурно-функционального анализа этническая
хореографическая культура реализует следующие функции:
- воспроизводство и развитие этнической хореографической культуры;
- функция социализации человека в сфере этнической хореографической культуры;
- воспитательно-образовательная функция в этнокультурной хореографической культуре;
- функция социокультурной интеграции в данной социокультурной среде и самоопределения социокультурной идентичности человека посредством этнической хореографической культуры;
- функция адаптации к социокультурной динамике развития сферы культуры в социальной системе и кросс-культурным взаимодействиям в этнической хореографической культуре;
- функция реализации и визуализации религиозных ритуалов и обрядов в этнической хореографической культуре;
- коммуникативная функция в этнической хореографической культуре;
- деятельностно-творческая функция в этнической хореографической культуре;
- эстетическая функция в этнической хореографической культуре;
- релаксационная функция в этнической хореографической культуре. Рассмотрим перечисленные функции
подробнее.
Функция воспроизводства и развития этнической хореографической культуры реализует габитус этнокультурного сообщества, к которому принадлежит человек. Габитус метафорически можно рассматривать как наследуемое социокультурное бессознательное, обусловленное накопленным опытом и закрепленное в виде ментальных норм и моделей поведения в рамках этнокультурного сообщества. [5, 6] Это соответствует, в общем и целом, понятию этнокультурного архетипа. Воспроизводство этнической хореографической культуры опирается на предшествующие структурированные практики, которые обеспечивают стабильность социокуль-
™ г*
Ь* вдск-И
234
турным практикам (в нашем случае - этническим хореографическим социокультурным практикам), детерминированную эволюцией социокультурной сферы жизни общества. Стабильность же воспроизводства во времени обеспечивается высокой инерционностью социокультурных процессов (мифологем, религиозных представлений, форм проявления массовой народной хореографической культуры. [7,8]
Функция социализации в этнической хореографической культуре рассматривается представителям примордиалист-ского направления в этно-антропологи-ческих исследованиях в качестве «недобровольной («involuntary») группы людей, которые разделяют одинаковую культуру», которая и усваивается в процессе освоения этнической художественной хореографической культуры. [9, р. 120; 10, с. 87-88; 11]
Воспитательно-образовательная функция в этнической хореографической культуре реализуется посредством «единство материального и духовного аспектов, процессуальность существования, .. .как способ познания мира и себя». В ходе развития эстетических аспектов культуры обучение танцам становится частью школьных образовательных программ. [12, с. 20; 13]
В процессе реализации воспитательно-образовательной функции в этнической хореографической культуре происходит приобретение и накопление человеческого капитала, возрастание личности человека, усвоение социокультурного опыта и способов и средств самореализации человека в танце. [14, 15; 16, 17, 18,19]
Функция социокультурной интеграции и самоопределения социокультурной идентичности человека в этнической хореографической культуре проявляется в как в биологически обусловленной телесной идентичности и психосоматических свойствах этнокультурного сообщества, так и в закреплении этих базовых этнокультурных категорий в процессе танцев различной ориентации, направляющих и обуславливающих закрепление этнокультурных констант в сознании
и социокультурных практиках человека. [20, 21, 22, 23]
Функция адаптации к социокультурной динамике развития сферы культуры в социальной системе и кросс-культурным взаимодействиям в этнической хореографической культуре реализуется в синкретизме этнокультурных оснований традиционных танцев и заимствованных в ходе проникновения в этническую хореографическую культуру инокультурных хореографических элементов - хореографических жанров (балетного искусства и бальных танцев- как в Китае XVIII века, так и в России XVIII века) создания «характерных танцев» как в китайской хореографической культуре, так и в русской хореографической культуре).
Функция реализации и визуализации религиозных ритуалов и обрядов в этнической хореографической культуре проявляется в исполнении религиозных ритуально-обрядовых действий и раскрытии визуальных аспектов религиозно-магических действий в целях вовлечения в действия всех участников и наглядного представления ценностно-смыслового содержания происходящего. [24, 25, 26, 27, 28]
Коммуникативная функция в этнической хореографической культуре в генерировании и поддержании устойчивого коммуникативного взаимодействия в этнической хореографической культуре в иконической триаде коммуникации - боги и их метафорическая визуализация в форме культовых артефактов - медиаторы-посредники (в лице исполняющих ритуально-обрядовые действия и танцы) - участники ритуально-обрядовых действий. [29, 30, 31] Как справедливо, по мнению диссертантки, отмечал Я. Ассман, «Ритуальная коммуникация и идентичность тесно связана в единую систему. Обряды - это каналы, "жилы", в которых течет обеспечивающий идентичность смысл, инфраструктура идентификационной системы» [32, с. 143; 33].
Деятельностно-творческая функция в этнической хореографической культуре реализуется в творческом подхо-
235
де танцорам как к сложившимся в этнической хореографии социокультурным традициям, так и к их развитию в условиях кросс-культурных взаимодействий в хореографической культуре в соответствии с динамикой развития социокультурной сферы общества. [34,35,36,37]
Эстетическая функция в этнической хореографической культуре ретранслирует эстетические нормы и их аксиологические основания в хореографической культуре этноса. Л.Н. Стоялович обнаруживал в эстетической ценности бинар-ность содержания - пробуждающую эмоции актуальную реальность и латентное наполнение представляемой эстетической ценности аксиологическими смыс-лами.[38,39,40,41] Эстетическая направленность этнической хореографической культуры в Китае, как и в России, находила воплощение в аксиологической и эмоциональной сферах традиционной культуры, в том числе и в процессе ее эволюции и кросс-культурных взаимодействий в китайской и российском обществах.
Релаксационная функция этнических танцев соответствовала как выражению эмоционального состояния танцующих, так и сопровождению праздничных этнокультурных обрядов и традиций, что проявлялось как в обрядовых календарно-праздничных танцах и плясках, так и в публичных выступлениях танцоров.[42, 43, 44] Праздничные традиционные торжества и традиционные пляски и танцы во время их проведения позволяют как поддержать межпоколенные родственные коммуникации ориентированные по вертикали и соседские поселенческие коммуникации, ориентированные по горизонтали, осуществить укрепление семейной, локальной, региональной и цивилизационной социокультурной идентичности в рамках отреф-лексированного и принимаемого всеми членами этих сообществ отношения к представлениям о прошлых событиях или коммеморации. [45,46]
Заключение. Проведенный анализ показал сложность и многосостав-ность социокультурного феномена этнической хореографической культуры.
Архетипические и символические основания этой формы социокультурного воспроизводства позволяют в рамках структурно-функционального подхода в рамках культурологической парадигмы раскрыть разнообразные аспекты этнокультурного содержания и, в определенной степени, общности проявлений этнической хореографической культуры России и Китая, что позволяет углубить представления об эволюции различных сфер социокультурной жизни в различных цивилизациях с различными путями исторического развития.
Литература
1. Филановская, Т.А. Системный подход в исследованиях хореографической культуры / Т.А. Филановская. - Текст: непосредственный // Культурогенез и культурное наследие (Культурологические исследования' 09): Сборник научных трудов. - СПб.: «Астерион», 2009. С. 77-83.
2. Терентьева, Н.А. Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности (общероссийский и региональный аспекты). Дис...канд. культурологии. Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры. Челябинск, 2014. - 207 с. (на правах рукописи). - Текст: непосредственный.
3. Никулина, Е.А. Танец как предмет культурологического исследования / Е.А. Никулина. - Текст: непосредственный // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. -2016. - Т. 2 (68). - № 2. - С. 55-61;
4. Самойленко, Е.В. Танцевальная культура: проблема дефиниции, структура, ведущие функции. - Текст: непосредственный // Наука и современность. - 2011. - № 12-1. - С. 147-152.
5. Bourdieu, P. Esquisse d'une théorie de la pratique / P. Bourdieu. - Genève: Éd. de Droz, 1972. - 269 p. - Text: direct.
6. Подгорный, Б.Б. Габитусы российского населения: методология и классификация / Б.Б. Подгорный. - Текст: электронный // Современные ис-
236
следования социальных проблем. -2020. - Vol. 12. - № 2. - С. 280-301. URL: http://soc-journal.ru (дата обращения: 12.02.2023).
7. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс; [Пер.: Тюрина И.]. - М.: Академический проект, 2003. - 525 с. -Текст: непосредственныйю
8. Archer, M. Culture and agency. the place of culture in social theory / M. Archer. -Cambridge, Cambridge university press, 2004. - xxix, 351 p. - Text: direct.
9. Isajiw W.W. Definitions of ethnicity. / W.W. Isajiw. - Text: direct // Ethnicity. -1974. - Vol. 1. - P. 111-124.
10. Василенико, В.П. Художественная самодеятельность и фольклор: учебное пособие / В.П. Василенко - М.: Просвещение, 1979. - 186 с. - Текст: непосредственный.
11. Шэнь, Ли. Особенности китайского хореографического искусства / Ли Шэнь. - Текст: непосредственный // Хореографическое искусство и образование: теория, история, практика. Сборник материалов конференции. -М.: МГИК, 2022. С. 271-275.
12. Кистова, А. В. Образовательная функция художественной культуры / А.В. Кистова, М.Г. Смолина, Н.Н. Пименова, М.В. Тарасова. - Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. - 158 с.
13. Ли, Цзыцзянь История становления хореографического образования в Китае / Цзыцзянь Ли. - Текст: непосредственный // Хореографическое искусство и образование: теория, история, практика. Сборник материалов конференции. - М.: МГИК, 2022. С.152-156.
14. Афанасьева, А.Б. «Диалог культур» в музыкально-хореографическом фольклоре: история и современность, социокультурные и педагогические аспекты / А.Б. Афанасьева. - Текст: непосредственный // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2016. - № 1 (42). - С. 88-96;
15. Громов, Ю. И. Воспитание танцем /Ю.И. Громов. - СПб.: СПбГУП,
2004-210 с. - Текст: непосредственный.
16. Чэнь, Цзин. Педагогические основы развития национальных традиций хореографии Китая. Автореф. дис.. .к. пед.н.: специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. - М., 2012. - 25 с. -Текст: непосредственный.
17. Гаврилова, А.О. Компоненты и функции педагогического потенциала русской народной культуры / А.О. Гаврилова. - Текст: непосредственный // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: материалы VIII Международной научно-практической конференции, 16 дек. 2014 г. Т. 3. - СПб.: Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего», 2014. С.106-111.
18. Гаврилова, А.О. Сущность педагогического потенциала русской народной культуры / А. О. Гаврилова. - Текст: непосредственный // Фундаментальные исследования. -2015. - № 2. - С. 4280-4285.
19. Гаврилова, А. О. Этнокультурные основы художественного образования подростка в России и Китае / А.О. Гаврилова. - Текст: непосредственный // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VI Международной научно-практической конференции (Благовещенск - Хэйхэ, 16-18 мая 2016 г.). Вып. 6 / отв. ред. Д.В. Буя-ров, Д.В. Кузнецов. - Благовещенск: Издательство БГПУ, 2016. С. 398406.
20. Луговая, Е.К. Роль традиционных танцев в сохранении культурной идентичности / Е.К. Луговая. - Текст: непосредственный // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2015. - № 4 (39). - С. 162-166.
21. Дряева, Э.Д. Социокультурная идентичность в условиях современных коммуникаций и базовая идентичность индивида / Э.Д. Дояева, Д.И. Дубровский. - Текст: непосредственный // Философские науки. -2007. - № 8. - С. 63-75.
237
22. Ляушева, С.А. Религиозная идентичность в современной культуре / С.А. Ляушева, А.А. Нагой. - Текст: непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009. - Вып. 1. - С. 196-198.
23. Бочарникова, И.С. Народная культура в современных условиях: стратегия сохранения национальной идентичности: монография / И.С. Бочарникова, Н.А. Калюжная, С.И. Кулиба-ба. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2010. - 265 с. - Текст: непосредственный.
24. Чэ, Тунбо. Социоантрпоные константы в религиозной культуре Китая / Тунбо Чэ. - Автореф. дис.кан-та философ. наук: Специальность: 09.00.14 - Философия религии и ре-лиговедение. - Чита, 2011. - 25 с.
25. Сун, Мэнъинь. Сборник исследований культуры храмового торжества./ Мэнъинь. Сун. - Ланьчжоу: Ганьсу жзньминь чубаньшэ. 1994. - 324 с. (на кит. языке) - Текст: непосредственны.
26. Кучера, С. Музыка и культ в Древнем Китае: проблемы восприятия музыки и ее исполнения во время религиозных действ / С. Кучера. - Текст: непосредственный // Установления династии Чжоу (Чжоу ли): Разд. 1 Небесные чиновники. Цзюань 1 - М.: Восточная литература РАН, 2010. С. 343-390.
27. Пивоваров, Д.В. Визуальная сущность религии: монография / В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров - Красноярск: КрасГУ, 2006. - 460 с. - Текст: непосредственный.
28. Чистов, К.В. Актуальные проблемы изучения традиционных обрядов / К.В. Чистов. - Текст: непосредственный // Фольклор и этнография: обряды и обрядовый фольклор. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974. С. 9-18.
29. Нарожная, В.Д. Этнокультурные функции иконических жестов в невербальной коммуникации танце / В.Д. Нарожная. - Текст: непосред-
ственный// Язык: история и современность. - 2017. - № 4. - С. 94-104.
30. Вычужанова, Л.К. Язык хореографии: философский анализ: автореф.. .дис. канд. философ.н. Специальность: 09.00.01 - онтология и теория познания / Л.К. Вычужанова. Уфа, 2009. -21 с. - Текст: непосредственный.
31. Жиленко, М.Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве / Мария Николаевна Жиленко: автореф. дис. ... кандидата культурологии. Специальность: 24.00.01 - Теория и история культуры. - М., 2000. - 22 с. - Текст: непосредственный.
32. Ассман, Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. - М.: Языки славянской культуры, 2004. -368 с. - Текст: непосредственный.
33. Кораблева И.С. Китайские народные праздники, их коммуникативные особенности, сплачивающие идеи и традиции / И.С. Кораблева. - Текст: непосредственный // Коммуниколо-гия: электронный научный журнал. -2018. - Т. 3. - № 4. - С. 117-121.
34. Бутенко, Э. Сценическое перевоплощение: Теория и практика / Э. Бутенко. - М.: Прикосновение, 2005. -476 с. - Текст: непосредственный.
35. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности/Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. -434 с. - Текст: непосредственный.
36. Попова Е.Н. Анализ видов деятельности танцовщика по созданию художественного образа / Е. Н. Попова. - Текст: электронный // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - № 2-3. URL: https ://суЬег1етпка.ш/аг^с1е/п/апа^-vidov-deyatelnosti-tantsovschika-po-sozdaniyu-hudozhestvennogo-obraza (дата обращения: 11.02.2023).
37. Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии /К. Голейзовский. - М.: Искусство, 2014. - 326 с. - Текст: непосредственный.
38. Стоялович Л.Н. Природа эстетической ценности / Л.Н. Стоялович. - М.:
238
Политиздат, 1972. - 271 с. - Текст: непосредственный.
39. Ю, Линь. Эстетические особенности китайских традиционных народных танцев разных национальностей / Линь Ю. - Текст: непосредственный // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 1 (15). - С. 108112.
40. Есаулов, И.Г. Введение в эстетику классической хореографии. Письма к Ж.Ж. Новерру / И.Г. Есаулов. -Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2005-296 с. -Текст: непосредственный.
41. Танцы и традиционная культура. -Пекин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 2011. - 308 с. (на кит. языке). - Текст: непосредственный.
42. Хейзинга, Й. Человек играющий = Homo ludens: Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга; Сост. и пер. [с нидерл.] Д.В. Сильвестров. - [2. изд., испр.]. - М. Айрис пресс, 2003. -486, [1] с. - Текст: непосредственный.
43. Богданов, Г.Ф. Самобытность русского танца / Г.Ф. Богданов. - М.: Изд-во МГУКИ, 2001. - 224 с. - Текст: непосредственный.
44. Гао Цзя, Синь. Функции и семантика национального китайского танца: традиции и современность / Синь Гао Цзя, Д.А. Николаева. - Текст: непосредственный // Современная научная мысль. - 2019. - № 3. - С. 205-209.
45. Романовская, Е.В. Идентичность как социальный феномен / Е.В. Романовская. - Текст: непосредственный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2012. -Т. 12. - Вып. 4. - С. 34-37.
46. Мегилл, А. Историческая эпистемология / А. Мегилл. - М.: Канон+; РО-ОИ «Реабилитация», 2007. - 480 с. -Текст: непосредственный.
ETHNIC CHOREOGRAPHIC CULTURE
AND ITS FUNCTIONS
Lavo R.S., Chen Jie
Krasnodar State Institute of Culture
Choreographic culture is a significant structural element of the socio-cultural system of each society. It includes both elements of spiritual and material culture - the reproduction and representation of the axiological foundations of ethnic culture, the meanings and values of the spiritual life of society in a symbolized form of dance, which is the basis for the generation and retransmission of cultural, symbolic, musical and emotional capital, on the one hand, and reproduction and representation of artifacts of the material context of dance creativity in the form of costumes, musical instruments, design of the dance space, selection of target audiences - on the other hand.
The article is devoted to ethnic choreographic culture as a sociocultural phenomenon in general and relies on the analysis of the manifestations and representations of ethnic choreographic culture perceived in various sociocul-tural contexts based on the material of Russian and Chinese choreographic cultures based on the involvement of various materials of cultural studies. This analysis made it possible to identify and describe universal typological features and sociological functions of ethnic choreographic culture, to develop terminological grounds for the subsequent structural and functional study of ethnic choreographic cultures, which will allow, based on the formed toolkit, to carry out cross-cultural studies of ethnic choreographic cultures of various ethno-cultural communities.
Keywords: Ethnic choreographic culture, cultural paradigm, structural and functional analysis, sociocultural functions.
References
1. Filanovskaya, T.A. Systematic approach in the study of choreographic culture / T.A. Filanovskaya. - Text: direct // Cultural genesis and cultural heritage (Culturolog-ical research' 09): Collection of scientific papers. - St. Petersburg: "Asterion", 2009. S.77-83.
2. Terentyeva, N.A. Classical Ballet: Role and Functions in the Artistic Culture of Modernity (All-Russian and Regional Aspects). Dis... cand. cultural studies. Specialty: 24.00.01 -theory and history of culture. Chelyabinsk, 2014. - 207 p. (as a manuscript). - Text: direct.
3. Nikulina, E.A. Dance as a subject of cultural research / E.A. Nikulin. - Text: direct // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Philoso-
239
phy. Political science. Culturology. - 2016. -Vol. 2 (68). - No. 2. - S. 55-61;
4. Samoilenko, E.V. Dance culture: the problem of definition, structure, leading functions. - Text: direct // Science and modernity. - 2011. - No. 12-1. - S. 147-152.
5. Bourdieu, P. Esquisse d'une théorie de la pratique / P. Bourdieu. - Geneve: Ed. de Droz, 1972. - 269 p. - Text: direct.
6. Podgorny, B.B. Habituses of the Russian population: methodology and classification / B.B. Podgorny. - Text: electronic // Modern studies of social problems. - 2020. -Vol. 12. - No. 2. - P. 280-301. URL: http:// soc-journal.ru (date of access: 02/12/2023).
7. Giddens, E. Organization of society: Essay on the theory of structuration / E. Giddens; [Transl.: Tyurina I.]. - M.: Academic project, 2003. - 525 p. - Text: direct
8. Archer, M. Culture and agency. the place of culture in social theory / M. Archer. - Cambridge, Cambridge university press, 2004. -xxix, 351 p. - Text: direct.
9. Isajiw W.W. Definitions of ethnicity. /W.W. Isajiw. - Text: direct // Ethnicity. - 1974. -Vol. 1. - P. 111-124.
10. Vasileniko, V.P. Amateur art and folklore: textbook / V.P. Vasilenko - M .: Education, 1979. - 186 p. - Text: direct.
11. Shen, Li. Features of Chinese choreographic art / Li Shen. - Text: direct // Choreographic art and education: theory, history, practice. Collection of conference materials. - M.: MGIK, 2022. S.271-275.
12. Kistova, A.V. Educational function of artistic culture / A.V. Kistova, M.G. Smolina, N.N. Pimenova, M.V. Tarasova. - Novosibirsk: Siberian Federal University, 2013. -158 p.
13. Li, Zijian The history of the formation of choreographic education in China / Zijian Li. -Text: direct // Choreographic art and education: theory, history, practice. Collection of conference materials. - M.: MGIK, 2022. P. 152-156.
14. Afanas'eva, A.B. "Dialogue of cultures" in musical and choreographic folklore: history and modernity, socio-cultural and pedagogical aspects / A. B. Afanasiev. - Text: direct // Bulletin of the Academy of Russian Ballet. A. Ya. Vaganova. - 2016. - No. 1 (42). -P. 88-96;
15. Gromov Yu.I. Dance education / Yu.I. Gro-mov. - St. Petersburg: SPbGUP, 2004210 p. - Text: direct.
16. Chen, Ching. Pedagogical foundations for the development of national traditions
of choreography in China. Abstract disk. ped.n.: specialty: 13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education. -M., 2012. - 25 p. - Text: direct.
17. Gavrilova, A.O. Components and functions of the pedagogical potential of Russian folk culture / A.O. Gavrilova. - Text: direct // Fundamental and applied research in the modern world: materials of the VIII International Scientific and Practical Conference, December 16. 2014. T. 3. - St. Petersburg.: Information Publishing Educational and Scientific Center "Future Strategy", 2014. P. 106111.
18. Gavrilova, A.O. The essence of the pedagogical potential of Russian folk culture / A.O. Gavrilova. - Text: direct // Fundamental research. - 2015. - No. 2. - P. 42804285.
19. Gavrilova, A.O. Ethno-cultural foundations of the art education of a teenager in Russia and China / A.O. Gavrilova. - Text: direct // Russia and China: history and prospects for cooperation: materials of the VI International Scientific and Practical Conference (Blagoveshchensk - Heihe, May 1618, 2016). Issue. 6 / holes ed. D.V. Buyarov,
D.V. Kuznetsov. - Blagoveshchensk: BSPU Publishing House, 2016. S. 398-406.
20. Lugovaya, E.K. The role of traditional dances in the preservation of cultural identity /
E.K. Lugovaya. - Text: direct // Bulletin of the Academy of Russian Ballet. A. Ya. Vaganova. - 2015. - No. 4 (39). - S. 162-166.
21. Dryaeva, E.D. Sociocultural identity in the conditions of modern communications and the basic identity of the individual / E.D. Doy-aeva, D.I. Dubrovsky. - Text: direct // Philosophical sciences. - 2007. - No. 8. - S. 6375.
22. Lyausheva, S.A. Religious identity in modern culture / S.A. Lyausheva, A.A. Naked. -Text: direct // Bulletin of the Adyghe State University. Series: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies. - 2009. - Issue. 1. - S. 196-198.
23. Bocharnikova, I.S. Folk culture in modern conditions: a strategy for preserving national identity: monograph / I.S. Bocharnikova, N.A. Kalyuzhnaya, S.I. Kulibaba. - Astrakhan: Publishing House "Astrakhan University", 2010. - 265 p. - Text: immediate.
24. Che, Tongbo. Socioantronic constants in the religious culture of China / Tongbo Che. - Abstract. dis ... can-that philosopher. Sciences: Specialty: 09.00.14 - Philosophy
240
of Religion and Religious Studies. - Chita, 2011. - 25 p.
25. Song, Mengyin. Collection of studies of the culture of the temple celebration. / Meng-yin. Sun. - Lanzhou: Gansu life chubanshe. 1994. - 324 p. (in Chinese) - Text: direct.
26. Kuchera, S. Music and cult in ancient China: problems of perception of music and its performance during religious activities / S. Kuchera. - Text: direct // Establishment of the Zhou Dynasty (Zhou Li): Sec. 1 Heavenly officials. Juan 1 - M.: Eastern Literature of the Russian Academy of Sciences, 2010. S. 343-390.
27. Pivovarov, D.V. Visual essence of religion: monograph / V.I. Zhukovsky, D.V. Pivovarov - Krasnoyarsk: KrasGU, 2006. -460 p. - Text: direct.
28. Chistov, KV Actual problems of studying traditional rituals / KV Chistov. - Text: direct // Folklore and ethnography: rituals and ritual folklore. - L .: Nauka, Leningrad branch, 1974. S. 9-18.
29. Narozhnaya, V.D. Ethnocultural functions of iconic gestures in nonverbal dance communication / V.D. Narozhnaya. - Text: direct// Language: history and modernity. - 2017. -No. 4. - S. 94-104.
30. Vychuzhanova, L.K. The language of choreography: philosophical analysis: au-toref. dis. cand. philosopher.n. Specialty: 09.00.01 - ontology and theory of knowledge / L.K. Vychuzhanov. Ufa, 2009. -21 p. - Text: direct.
31. Zhilenko, M.N. Dance as a form of communication in the socio-cultural space / Maria Nikolaevna Zhilenko: author. dis. . candidate of cultural studies. Specialty: 24.00.01 - Theory and history of culture. -M., 2000. - 22 p. - Text: direct.
32. Assman, I. Cultural memory. Writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity / J. Assman. - M.: Languages of Slavic culture, 2004. - 368 p. -Text: direct.
33. Korableva I.S. Chinese folk holidays, their communicative features, rallying ideas and traditions / I.S. Ship. - Text: direct // Com-municology: electronic scientific journal. -2018. - T. 3. - No. 4. - S. 117-121.
34. Butenko, E. Stage reincarnation: Theory and practice / E. Butenko. - M .: Touch, 2005. - 476 p. - Text: direct.
35. Ilyin, E.P. Psychology of creativity, creativity, giftedness /E. P. Ilyin. - St. Petersburg: Peter, 2009. - 434 p. - Text: direct.
36. Popova E.N. Analysis of the activities of a dancer to create an artistic image / E.N. Popov. - Text: electronic // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2011. - No. 2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ analiz-vidov-deyatelnosti-tantsovschika-po-sozdaniyu-hudozhestvennogo-obraza (date of access: 02/11/2023).
37. Goleizovsky, K. Images of Russian folk choreography /K. Goleizovsky. - M.: Art, 2014. - 326 p. - Text: direct.
38. Stoyalovich L.N. The nature of aesthetic value / L.N. Stoyalovich. - M.: Politizdat, 1972. - 271 p. - Text: direct.
39. Yu, Lin. Aesthetic features of Chinese traditional folk dances of different nationalities / Lin Yu. - Text: direct // Bulletin of the Belaru-sian State University of Culture and Arts. -2011. - No. 1 (15). - S. 108-112.
40. Yesaulov, I.G. Introduction to the aesthetics of classical choreography. Letters to J.J. Noverre / I.G. Esaulov. - Izhevsk: Publishing House "Udmurt University", 2005296 p. - Text: direct.
41. Dances and traditional culture. - Beijing: Beijing Daxue Chubanshe, 2011. - 308 p. (in Chinese). - Text: direct.
42. Huizinga, J. Playing man = Homo ludens: Articles on the history of culture / J. Huizin-ga; Comp. and trans. [from the Netherlands] D.V. Silvestrov. - [2. ed., rev.]. - M. Iris press, 2003. - 486, [1] p. - Text: direct.
43. Bogdanov, G.F. Originality of Russian dance / G.F. Bogdanov. - M.: Publishing House of MGUKI, 2001. - 224 p. - Text: direct.
44. Gao Jia, Xin. Functions and semantics of national Chinese dance: traditions and modernity / Xin Gao Jia, D.A. Nikolaev. - Text: direct // Modern scientific thought. - 2019. -No. 3. - P. 205-209.
45. Romanovskaya, E.V. Identity as a social phenomenon / E.V. Romanovskaya. - Text: direct // Proceedings of the Saratov University. New episode. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. - 2012. - T. 12. - Issue. 4. - S. 34-37.
46. Megill, A. Historical epistemology / A. Me-gill. - M.: Canon +; ROOI "Rehabilitation", 2007. - 480 p. - Text: direct.
241