Научная статья на тему 'Народный танец: исток хореографической культуры'

Народный танец: исток хореографической культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3971
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ШКОЛА НАРОДНОГО ТАНЦА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпенко Ирина Анатольевна, Аршинин Вячеслав Анатольевич

В статье народный танец рассмотрен как исток хореографической культуры. Определены теоретические аспекты изучения хореографической культуры, выявлено основные подходы к понятию. Показано, что становление хореографической культуры как совершенно самостоятельной художественной системы было подготовлено различными компонентами, в том числе народным танцем, представляющим собой важную часть народной художественной культуры. Обоснована специфика народного танца, рассмотрено понятие и основные подходы; выделены выразительные средства народного танца и классификацию школ народного танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народный танец: исток хореографической культуры»

2. Даренская Н.В. Танец и хореография // Культурология и искусствоведение: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань, 2016. С. 42-43.

3. История танцевальной импровизации. URL: http://dancerussia.ru/publication/241.html.

4. Интервью с Анной Халприн // Art Practical. Part 1. 2 / пер. с англ. Воль Архипов . URL : http : //woldance. com/ru/text/intervieu-with-anna-halprin

5. Зачем Терпсихора надела кроссовки. URL: oteathe.info/amerikanskij-tanets-xx-veka-zachem-terpsihora-nadela-krossovki (загл. с экрана).

6. Карпенко В.Н. Хореографическое искусство и балетмейстер. М., 2015. 192 с.

7. Грем М. Цитаты и афоризмы. URL: https://quote-citation.com/topic/marta-grem

8. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. СПб., 2016. 520 с.

9. Пережовская А.Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь, 2015. С. 38-41.

10. Стив Пакстон и контактная импровизация. URL: http://denz1203.narod.ru/index/0-5

11. Структура спонтанности. Многообразие импровизационного опыта. URL: http:// old.girshon.ru/www.dancetrio/Articles/structure.htm

12. Техника GaGa. URL: http://plie.kiev.ua/2014/01/gaga-dance-technique-cho-eto

13. Уильям Форсайт. URL: http://www.mariinsky.ru/company/choreographers/forsyth

References

1. The vaccine is named Forsyth. URL: http://ptjspbru/arhive/36/music-theatre-36/vakcina-poimeni-forsajt (zagl. from the screen.)

2. Darenskaya N.V. Dance and choreography // Culturology and art criticism: proceedings of the II international. science. œnf. (Kazan, may 2016). Kazan, 2016. Рр. 42-43.

3. The history of dance improvisation. URL: http://dancerussia.ru/publication/241.html.

4. An interview with Anna Halprin // Art Practical. Part 1. 2 / English TRANS. Vol Arkhipov. URL: http://woldance.com/ru/text/intervieu-with-anna-halprin

5. Why would Terpsichore wear sneakers? URL: oteathe.info/amerikanskij-tanets-xx-veka-zachem-terpsihora-nadela-krossovki (zagl. from the screen.)

6. Karpenko V.N. Choreographic art and choreographer. Moscow, 2015. 192 p.

7. Graham M. Quotes and sayings. URL: https://quote-citation.com/topic/marta-grem

8. Nikitin V.Y. The skill of the choreographer in contemporary dance. Saint Petersburg, 2016. 520 p.

9. Perezhovskaya A.N. Continuing education: aims, objectives, content, functions, prospects of development // Problems and prospects of education development: materials of the VI Intern. science. conf. (Perm, April 2015). Perm, 2015. Рр. 38-41.

10. Steve Paxton and contact improvisation. URL: http://denz1203.narod.ru/index/0-5

11. The structure of spontaneity. Variety of improvisational experience. URL: http:// old.girshon.ru/www.dancetrio/Articles/structure.htm

12. GaGa Technique. URL: http://plie.kiev.ua/2014/01/gaga-dance-technique-cho-eto.

13. William Forsyth. URL: http://www.mariinsky.ru/company/choreographers/forsythe

УДК 37.02

И.А. КАРПЕНКО, В.А. АРШИНИН НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ: ИСТОК ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Карпенко Ирина Анатольевна, доцент кафедры хореографии Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), nikita-61@mail.ru

Аршинин Вячеслав Анатольевич, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), arshislav@mail.ru

Аннотация. В статье народный танец рассмотрен как исток хореографической культуры. Определены теоретические аспекты изучения хореографической культуры, выявлены основные подходы к понятию. Показано, что становление хореографической культуры как совершенно самостоятельной художественной системы было подготовлено различными компонентами, в том числе народным танцем, представляющим собой важную часть народной художественной культуры. Обоснована специфика народного танца, рассмотрено понятие и основные подходы; выделены выразительные средства народного танца, дана классификация школ народного танца. Ключевые слова: народный танец, хореографическая культура, художественная система, народная художественная культура, выразительные средства, школа народного танца.

UDC 37.02

I.A. KARPENKO, V.A. ARSHININ

THE FOLK DANCE: THE ORIGIN OF THE CHOREOGRAPHIC CULTURE

Karpenko Irina Anatolyevna, associate professor of the department of choreography of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), nikita-61@mail.ru

Arshinin Vyacheslav Anatolyevich, graduate of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), arshislav@mail.ru

Аbstract. In the article, folk dance is considered as the source of the choreographic culture. The theoretical aspects of the study of the choreographic culture are determined, the basic approaches to the concept are revealed. It is shown that the establishment of the choreographic culture as a completely independent artistic system was prepared by various components, including folk dance, which is an important part of the folk art culture. The specificity of folk dance is grounded, the concept and basic approaches are considered; expressive means of folk dance and the classification of schools of folk dance.

Keywords: folk dance, choreographic culture, artistic system, folk art culture, expressive means, folk dance school.

В настоящий момент хореографическая культура недостаточно сформирована как объект изучения. Современная хореографическая культура подвергается непрерывному процессу дальнейшего развития и изменения ее компонентов. Одной из тенденций ее развития является стремление к почти полному разрыву хореографической культуры с ее истоками (народными танцами), ее интернационализация, когда танец уже не отражает ту этническую уникальность, которую он создавал в самом начале ее зарождения.

Актуальность исследования обусловлена противоречиями:

- необходимостью исследования особенностей народного танца как источника формирования хореографической культуры и наличием дефицита теоретических и методических разработок в решении данной проблемы;

- наличием возрастающего научного интереса к трансформациям хореографической культуры, происхождению новых танцевальных жанров, теоретической неразработанностью историко-культурологического контекста хореографической культуры, отсутствием определения таких понятий, как «хореографическая культура», ее структура и основания.

Цель статьи - выявить специфику народного танца как истока хореографической культуры. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по хореографическому искусству и культурологии по проблеме исследования.

Каждый народ на протяжении своей истории создавал изумительные по красоте и рисунку, разнообразные по содержанию танцы. «У каждого народа есть свои традиционные танцы, особенности которых связаны прежде всего с его этническим

характером, системой духовно-нравственных ценностей и образов-идеалов. Народные танцы, их художественно-образное содержание и лексика отражают не только национальные образы мира, но также трудовые и бытовые традиции народа, особенности природной среды его проживания» [1, с. 339]. «Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев» [2, с. 239]. О.М. Герасимов считает, что «через песенное, музыкально-танцевальное искусство народ выражал свои мысли и переживания, мечты о счастье и думы о прекрасном. Если народные песни назвать философским лицом народа, а его музыкальные инструменты - олицетворением его художественно-исполнительского мастерства, то хореографическое творчество народа без преувеличения мы можем назвать его эстетическим лицом» [3, с. 6].

В условиях роста национального самосознания современная педагогическая наука часто апеллирует к историческим, народным культурным традициям, в частности, народной хореографии как средствам эстетического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время во многих регионах усиливается интерес к истинной народной культуре и истории своего населения, осмыслению своей культурной самоидентичности, что противодействует доминированию массовой культуры, способствует возрождению и сохранению подлинных культурных духовных ценностей. По мнению Н.А. Левочкиной, «сохранение народного танцевального искусства обусловлено настоятельным требованием времени» [4, с. 133], значительным эмоциональным воздействием танца на человека, ростом познавательного интереса к народному танцу и популярности, «благодаря программам, которые показывают профессиональные и любительские коллективы на концертных площадках и всевозможных отечественных и международных фестивалях» [5, с. 148].

До сих пор понятие «хореографическая культура» не выявлено, отсутствует четкое определение хореографической культуры, практически не различаются наименования этого феномена - «танцевальная», «танцевально-пластическая», «танцевально-музыкальная» и т.п. культура. Следствием отсутствия конкретных определений категорий становится проблема наличия границ феномена, осмысления его детальной структуры, а следовательно, разработки конкретной методологии его анализа. Н.А. Терентьева предлагает следующее определение: «Хореографическая культура - это комплекс исторически выработанных эстетических художественных ценностей, смыслов и приемов, воплощающих и транслирующих образно-смысловое содержание посредством музыкально-пластических текстов [6, с. 112]. По мнению Н.А. Догоровой, хореографическая культура -«одна из форм исторического становления, формирования и развития художественного мышления» [7, с. 4].

Хореографическая культура представляет собой совершенно самостоятельную художественную систему, определяемую художественным и социальным контекстом эпохи, становление которой было подготовлено различными компонентами. Одним из них является народный танец, представляющий собой важную часть народной художественной культуры, один из ее типов. Танец считается акциональной формой фольклора и характеризуется чертами, присущими всей народной художественной культуре: коллективностью; народностью; вариантностью; инвариантными признаками; этничностью; имп-ровизационностью; реализацией определенного сенсотипа личности при создании и восприятии хореографического образа конкретного танца. Народные танцы воплощают особую пластику, свойственную тому или иному этносу.

Под народным танцем понимаем танец, «основанный на этнопластических константах, составляющих инвариантную основу танцевальных традиций того или иного народа и сформированных на самых ранних этапах зарождения этноса или этносов, из которых образовалась определенная нация в процессе адаптации к природным и социальным

условиям» [8]. В ХХ веке народный танец трансформировался от народно-бытового танца к стилизованному народно-сценическому по пути профессионализации.

Народный танец располагает собственными выразительными средствами (композиция, форма, манера, лексика, стиль танца, архитектоника), своеобразное сочетание которых составляет общие и национальные самобытные черты танцевальных школ различных народов мира. Специфика народного танца обусловлена историко-географичес-кими и социально-бытовыми признаками, музыкой, песней, особенностями традиционного костюма. Главным основанием для классификации школ народного танца является система координации движений, что не исключает взаимовлияния и ассимиляции танцевальной культуры.

Итак, становление хореографической культуры как совершенно самостоятельной художественной системы было подготовлено различными компонентами. Одним из них является народный танец, представляющий собой важную часть народной художественной культуры, один из ее типов характеризуется чертами, присущими всей народной художественной культуре. Народный танец располагает собственными выразительными средствами, своеобразное сочетание которых составляет общие и национальные самобытные черты танцевальных школ различных народов мира.

Литература

1. Мурашко М.П. Классификация русского танца. М., 2012.

2. Левочкина Н.А. Проблема классификации народных танцев: историографический аспект // Народы Сибири и сопредельных территорий. Томск, 1995. С. 239-246.

3. Герасимов О.М. Очерки по народной хореографии мари: опыт музыкально-этнографического анализа. Йошкар-Ола, 2001.

4. Левочкина Н.А. Традиционная народная хореография сибирских татар: предварительные результаты исследования // Исторический ежегодник. Омск, 1997. С. 133-138.

5. Карпенко В.Н., Ежеченко П.С. Отличительные особенности танцевальной региональной культуры России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 148-150.

6. Самойленко Е.В. Феномен танцевальной культуры: особенности генезиса, функционирования и трансформации (на материале культуры России XX-XXI вв.). Екатеринбург, 2012. URL: http:// elar.urfu. ru/bitstream/10995/21947/1/Samoilenko_0tchet_po_GK_ 14.740.11.1311.pdf

7. Терентьева Н.А. Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности (общероссийский и региональный аспекты): дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. Челябинск, 2014.

8. Догорова Н.А. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до начала XX века: дис. ... канд. искусствоведения: 24.00.01. Саранск, 2006.

9. Петроченко Н.В. Народный танец в современных условиях: к вопросу о понятии и методологии исследования. URL://www.culturalnet.ru/main/getfile/91

Referenses

1. Murashko M.P. Klassifikatsiya russkogo tantsa [Classification of Russian dance]. Moscow, 2012.

2. Levochkina N.A. The problem of the classification of folk dances: the historiographic aspect // The peoples of Siberia and adjacent territories. Tomsk, 1995. Pр. 239-246.

3. Gerasimov O.M. Ocherki po narodnoj horeografii mari [Essays on the folk choreography of Mary: [experience of musical and ethnographic analysis]. Yoshkar-Ola, 2001.

4. Levochkina N.A. Traditional folk choreography of Siberian Tatars: preliminary results of research // Istoricheskiy yezhegodnik. Omsk, 1997. Pр. 133-138.

5. Karpenko V.N., Yezhechenko P.S. Distinctive features of Russia's dance regional culture // Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016. № 7-2. Рр. 148-150.

6. Samoylenko E. V. Fenomen tantscevalnoj kultury: osobennosti genezisa, funktsioniro-vaniya i transformatsii [The phenomenon of dance culture: features of genesis, functioning and transformation (on the material of Russian culture of the XX-XXI centuries)]. Yekaterinburg, 2012. URL: //http://elar.urfu. ru/bitstream/10995/21947/ 1/Samoilenko_Otchet_po_GK_ 14.740.11.1311.pdf

7. Terentyeva N.A. Classical ballet: role and functions in the contemporary art culture (all-Russian and regional aspects): the synopsis of the thesis ... PhD (cultural science): 24.00.01. Chelyabinsk, 2014.

8. Dogorova N.A. Formation and development of pedagogical systems in a choreographic culture: from XVII to the beginning of the XXth century: the synopsis of the thesis ... PhD (art criticism): 24.00.01. Saransk, 2006.

9. Petrochenko N. V. Narodnyj tanets v sovremennyh usloviyah: k voprosu o ponyatii i metodologii issledovaniya [Folk dance in modern conditions: to the question of the concept and methodology of research]. URL: //www.culturalnet.ru/main/getfile/91.

УДК 791.43.03

М.Е. ЗОЛЬНИКОВ

ОБРАЗ УЧЕНОГО В НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИХ ФИЛЬМАХ ПОЗДНЕЙ

НЕМОЙ ЭРЫ («ЖЕНЩИНА НА ЛУНЕ» И «КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС»)

Зольников Михаил Евгеньевич, кандидат искусствоведения, доцент кафедры фортепиано Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), zman1988@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена сравнению немецкого и отечественного фильмов на космическую тематику через анализ героев в историческом и социальном контексте. Выявлено, что авторский посыл читается по-разному. Немецкий режиссер видит опасность в фанатичной увлеченности какой-либо идеей, что ведет к большим жертвам, гибели. Посыл отечественного фильма воспринимается оптимистически, а полеты на Луну как недалекое будущее. Ключевые слова: Фриц Ланг, Василий Журавлев, немое кино, научная фантастика.

UDC 791.43.03 M.Ye. ZOLNIKOV

IMAGE OF A SCIENTIST IN SCIENCE FICTION MOVIES OF THE LATE SILENT ERA ("FRAU IM MOND" AND "SPACE FLIGHT")

Zolnikov Mikhail Yevgenyevich, PhD (art criticism), associate professor of the piano department of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), zman1988@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to comparison of German and Soviet movies on space subject through the analysis of heroes in historical and social context. It is revealed that the author's messages are different. The German director sees danger in fanatical enthusiasm for any idea that conducts to big victims, death. The message of the soviet movie is perceived optimistically - safe flights to the Moon will be possible in the near future.

Keywords: Fritz Lang, Vasiliy Zhuravlev, silent cinema, science fiction.

Космическое пространство с незапамятных времен привлекало внимание человека. Много тысячелетий назад ученые Востока и Запада заложили основы астрономии, мифологического, естественно-научного и философского понимания космоса. Успехи научно-технического прогресса начала XX сделали космос как никогда осязаемым и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.