Научная статья на тему 'РОЛЬ УСАДЬБЫ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ'

РОЛЬ УСАДЬБЫ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ УСАДЬБА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРА / ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна

Статья посвящена рассмотрению феномена русской усадьбы и её роли в отечественной культуре. Эта тема получает новое звучание в контексте проблематики охраны культурного наследия в Крыму на фоне интенсивного преобразования местного культурного ландшафта. Усадьба - это органичный феномен русской культуры, зарождение которого было вызвано главными социокультурными потребностями и детерминировано факторами предшествующего историко-культурного развития страны. Русская усадьба принадлежит фонду общечеловеческих ценностей, будучи самодостаточным фактом национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ESTATE IN RUSSIAN CULTURE

The article is devoted to the consideration of the phenomenon of the Russian estate and its role in the national culture. This topic receives a new sound in the context of the problems of preserving cultural heritage in Crimea against the backdrop of an intensive transformation of the local cultural landscape. The estate is an organic phenomenon of Russian culture, the origin of which was caused by the main socio-cultural needs and determined by the factors of the previous historical and cultural development of the country. The Russian estate belongs to the fund of universal values, being a self-sufficient fact of the national culture.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УСАДЬБЫ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ»

3. Арутюнова, А. Арт-рынок в XXI веке. Пространство художественного эксперимента / Арутюнова А.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2015. - 232 с.

4. Бокова, А.В. Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры: опыт концептуализации: диссертация ... канд. философ. наук: 24.00.01 / Бокова Анна Викторовна. - Томск, 2016. - 174 с.

5. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ерасов Б.С. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.

6. Золотухина, А.Ю. Арт-рынок и арт-индустрия: к вопросу терминологической неопределенности / Арина Юрьевна Золотухина // МедиаУектор. - 2021. - №1. -С. 24-28.

7. Золотухина, А.Ю. Потенциал крымской арт-индустрии (на примере развития регионального арт-рынка) / А.Ю. Золотухина // Молодая культурология: материалы IV студенческой научной конференции (13-15 апреля 2021, Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2021. - С. 81-83.

8. Золотухина, А.Ю. Теоретические основы креативной индустрии в современной культуре / Золотухина А.Ю. // Практическая философия: состояние и перспективы. Сборник материалов III научной конференции; Главный редактор О.А. Габриелян. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020 - С. 199-204.

9. Ильин, В.В. Теория познания. Симвология. Теория символических форм / Ильин В.В. - Текст: электронный. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. - 384 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/54666.html (дата обращения: 12.03.2021).

10. Кассирер, Э. Понятие символической формы в структуре о духе / Э. Кассирер // Культурология XX век. - 1998. - № 11. - С. 37-66.

11. Крачило, Н.П. Основы туризмоведения / Крачило Н.П. - Киев: Вища школа, 1987. - 120 с.

12. Моисеенкова, М.Г. Продвижение крымского побережья как туристской дестинации: интернет-образ на пересечении национальных интересов и личностных преференций / М.Г. Моисеенкова // Вестник Прикамского социального института. - 2018. - № 1 (79). - С. 95-100.

13. Сычева, Н.В. Туристский ресурс как фактор экономического развития региона / Сычева Н.В. // Вестник ОГУ. - 2011. - №8 (127). - С. 136-143.

14. Таппасханова, Е.О. Маркетинговые аспекты управления индустрией культурно-развлекательных и досугово-рекреационных услуг / Е.О. Таппасханова, С.В. Галачиева, С.А. Махошева. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2007. - 133 с.

15. Тросби, Д. Экономика и культура / Д. Тросби. - М.: Высш. шк. экономики, 2013. - 256 с.

УДК 008:728.83

РОЛЬ УСАДЬБЫ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена русской усадьбы и её роли в отечественной культуре. Эта тема получает новое звучание в контексте проблематики охраны культурного наследия в Крыму на фоне интенсивного преобразования местного культурного ландшафта. Усадьба - это органичный феномен русской культуры, зарождение которого было вызвано главными социокультурными потребностями и детерминировано факторами предшествующего историко-культурного развития страны.

Русская усадьба принадлежит фонду общечеловеческих ценностей, будучи самодостаточным фактом национальной культуры.

Ключевые слова: русская усадьба, отечественная архитектура, памятник архитектуры, культурное наследие, культурный ландшафт.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the phenomenon of the Russian estate and its role in the national culture. This topic receives a new sound in the context of the problems of preserving cultural heritage in Crimea against the backdrop of an intensive transformation of the local cultural landscape. The estate is an organic phenomenon of Russian culture, the origin of which was caused by the main socio-cultural needs and determined by the factors of the previous historical and cultural development of the country. The Russian estate belongs to the fund of universal values, being a self-sufficient fact of the national culture.

Key words: Russian estate, Russian architecture, architectural monument, cultural heritage, cultural landscape.

Постановка проблемы. Проблематика сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных ансамблей является животрепещущим вопросом в течение множества лет. Охрана этих объектов остаётся актуальной на протяжении десятилетий ввиду активных множественных преобразований в ходе хозяйственной деятельности либо процессов урбанизации, которые зачастую не предусматривают должного отношения к историко-культурным и экологическим ценностям.

Охрана объектов культурного наследия в России должна осуществляться, конечно, в отношении всех типов ОКН, но особенно это касается отечественной архитектуры - с учётом преобразований облика населённых пунктов в разных субъектах Российской Федерации, в том числе, в Республике Крым, где остро стоят вопросы сохранения целостности исторических имений и усадеб, - в условиях трансформации культурного ландшафта.

Цель данной статьи - выявление значения русской усадьбы в культуре России.

Изложение основного материала. Русская усадьба на протяжении многих веков была одним из главных отечественных явлений культуры. Она была отражением не только духовных и эстетических идеалов своего времени, но и выражением индивидуальных черт характера владельца, в ней органично соединялись общее и частное. При этом усадьбы являлись и очагами патриархальных устоев, и местом зарождения и воплощения самых неожиданных, смелых идей и начинаний.

Все типы русской усадьбы были динамически целостной системой, в которой отражалось взаимоотношение человека и окружающего мира. Роль русской усадьбы в конкретном социокультурном пространстве необходимо для постижения генезиса как многих явлений отечественной культуры в целом, так и региональных в частности.

Усадьба - это органичный феномен русской культуры, зарождение которого было вызвано главными социокультурными потребностями и детерминировано факторами предшествующего историко-культурного развития страны.

Одной из основополагающих характеристик, предопределяющих «жизненный цикл» усадьбы, является её укоренённость в русской культурной традиции. Единое пространство жизни нескольких поколений обитателей усадьбы, сближение таких понятий как могильная плита и колыбельная кровать, историческая привязанность к конкретному пространственному миру растушёвывала временные границы, вырабатывая специфику модели временной цикличности усадьбы.

Другой сущностной чертой русской усадьбы всегда была полифункциональность. Тип и назначение усадьбы обусловливали особенности её жизнедеятельности, но в течение всей истории развития явления усадьбы в нём органично сочетались два компонента - хозяйственный и культурный, так как благополучие жителей усадьбы и уровень их культурной жизни во многом зависели от финансовой рентабельности имения. В истории русской усадьбы регулярно происходили смены ведущих функций: то на первый план выходила репрезентативная или утилитарная функция, затем их могла сменить художественная. Но усадьба всегда была социокультурным, административным, экономическим, архитектурно-парковым и духовным центром конкретного района.

В основе усадебного устройства находилось манифестирование свободы помещика-дворянина, теория «жизнеустроения». Усадьба способствовала по-своему выражению

творческой энергии и эстетических представлений русского дворянства. В любой отдельно взятой усадьбе выстраивалась свойственная только ей идеальная модель реальности. Такая замкнутость, своего рода монологичность стала одной из ключевых характеристик русской усадебной культуры, что определяло её аутентичность и уникальность.

Наличие установленных границ с окружающим миром было необходимым фактором сохранения тщательно создаваемого идиллического «усадебного рая». Хотя усадьба могла находиться в непростых и противоречивых отношениях с метрополией или близлежащим уездным городом, с усадьбами по соседству и миром крестьян. Оставаясь ориентированной на столичную культуру, усадьба, тем не менее, могла быть оппозицией по отношению к центру, являясь также и феноменом провинциальной культуры.

Усадьба была и фактором формирования культурного ландшафта, часто преобразуя естественную среду, размещаясь на самом выгодном в эстетическом плане месте. Превалирующим типом в среднепоместной усадьбе в провинции был тип парка природного, который соответствовал русскому «пейзажному» мышлению.

Национальные характерные черты русских приусадебных участков заключались в открытом пространстве, которое сочетает камерность и связь с окружением, в сомасштабности и соразмерности человеку, в активном сочетании хозяйственной и художественной функций. Следы усадебного переосмысления природных ландшафтов народ хранит до сих пор.

Русская усадьба настолько укоренена в культурном сознании как «родовое гнездо» русского дворянства, что атмосферность рассматривается как сама суть и поддерживается портретными галереями, иллюстрировавшими «семейное родословное древо»; семейные музеи, хранящие память о заслугах предков; усадебные церкви, которые служили фамильными усыпальницами.

Главным принципом усадебного бытия является установка «жизнь как творчество». Гармонизирующим фактором жизни поместья является деятельный характер владельца усадьбы. К полезной деятельности одинаково относились интеллектуальные занятия и хозяйственные усовершенствования, художественное творчество и игровые моменты.

Одним из основополагающих характеристик усадебной культуры является её синтетичность. Мифологизированное представление о действительности как о «земном рае» способствовало формированию единства всех его частностей. В усадьбе находились в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии находились дворянская и крестьянская культуры, а также и культура религиозная.

В усадебной художественной культуре преобладали профессиональные, пластические и зрелищные виды; любительские и народные формы. Театр усадьбы был наиболее демократичным и по составу исполнителей, и по выбору репертуара.

Картинные галереи в усадьбах - прижившаяся культурная традиция западноевропейской жизни. Усадьба была одновременно музеем, и творческим центром.

Сам образ усадьбы характерен для отечественной художественной культуры. Наиболее часто он воплощался в произведениях пластического искусства и литературы. Различным периодам развития усадебной культуры соответствовали определённые литературные жанры, формы, а также виды искусства изобразительного.

Во второй половине XIX в. происходит трансформация русской усадьбы из субъекта художественного творчества в объект. Частыми ностальгическими сюжетами в литературе и живописи проявлялись воспоминания о прошлых этапах жизни усадьбы.

К концу XIX - началу XX вв. многие усадьбы перешли в собственность разбогатевшей промышленной буржуазии и купечества. Сама сущность понятия «усадебное искусство» в этой ситуации нивелировалось, а утилитарные функции стали преобладать над эстетическими. Но печальная участь настигнет русскую усадебную культуру чуть позже, когда после революции её как материальные, так и духовные компоненты будут окончательно утрачены.

Усадьба - постоянный участник отечественной художественной жизни, она является одним из важнейших культурогенерирующих факторов. В ней содержатся типологические и только ей свойственные характеристики, которые детерминированы определёнными историко-культурными условиями провинциальной жизни. Понимание региональной формы русской усадьбы как совокупности экономических или

географических характеристик не несёт потенциал для осмысления местности. Но с культурологической позиции эта форма предстаёт как фактор, способствующий осознанию типологической общности и характерных черт территории. В ней в синтетическом взаимодействии находятся архитектура, живопись, музыка и театр.

Выводы. Явление русской усадьбы характеризуется целостностью - внутренним единством, специфическими уникальными чертами.

Подводя итоги, мы должны обозначить, что усадьба - это органичное явление русской культуры, которое отражает живой образ России и занимает важное место в отечественном культурном наследии.

Изучение усадьбы как социокультурного явления с точки зрения исторических периодов даёт возможность делать определённые выводы о духовных основаниях и своеобразии русской культуры, способствующей укреплению национального самосознания, культурно-исторической памяти, а также уточнению и конкретизации представления о специфике культуры Отечества.

Русская усадьба принадлежит фонду общечеловеческих ценностей, будучи самодостаточным фактом национальной культуры.

Список литературы:

1. Берестовская, Д.С. Культурные ландшафты Крыма / Д.С. Берестовская // Культура народов Причерноморья. - № 210. - 2011. - С. 7-10.

2. Брагина, Т.А. Путешествие по дворянским имениям ЮБК / Татьяна Брагина, Наталья Васильева. - Симферополь: Таврия, 2001. - 224 с.

3. Васильева, Н.В. Хозяева и гости дворянских имений Крыма / Н. Васильева, Т. Брагина. - М.: Глобус, 2002. - 232 с.

4. Ганжа, И.С. «С холма господский видит дом...»: Барская усадьба в русской литературе XIX-XX веков / И.С. Ганжа // От Пушкина до Чехова: к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина / М-во культуры АРК, Дом-музей А.П. Чехова; Ред. Г.А. Шалюгин, Сост. А.Г. Головачёва. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2001. - С. 123-137.

5. Кокорина, Е.Г. Русская усадебная архитектура XIX - начала ХХ вв. как элемент культурных ландшафтов Южного берега Крыма (факторы развития, этапы, характерные черты) / Е.Г. Кокорина // Ученые записки Крымского федерального университета имени

B.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - Т. 4 (70). - № 3. - 2018. -

C. 179-189.

6. Кокорина, Е.Г. Крымская усадьба XIX-XX вв. как одно из формообразующих начал культурного ландшафта / Е.Г. Кокорина // Культура народов Причерноморья. -2011. - № 210. - С. 39-43.

7. Кокорина, Е.Г. Крымские усадьбы и парки / Е. Кокорина // Культурные ландшафты Крыма: коллективная монография. - Симферополь: ТА КФУ им. В.И. Вернадского, 2016. - С. 220-225.

8. Кокорина, Е.Г. Культурный ландшафт как текст и культурный ландшафт как знак / Е.Г. Кокорина // Культура народов Причерноморья. - 2012. - № 240. - С. 130-132.

9. Кокорина, Е.Г. Факторы формирования культурных ландшафтов Крыма / Кокорина Е.Г. // Материалы международной научной конференции в рамках Недели философии в Ялте «Проблемы современного гуманитарного знания и крымский культурный ландшафт», 20 ноября 2014 г. - Ялта, 2015. - С. 142-143.

10. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / М.Ю. Лотман. - СПб.: «Искусство», 1994. - 544 с.

11. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры / Юрий Михайлович Лотман. - СПб: «Искусство - СПБ», 2002. - 768 с.

12. Лотман, Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века / Ю.М. Лотман // Ученые записки Тартуского государственного университета. - 1977. -Вып. 411. - С. 65-89.

13. Маркевич, А.И. Симферополь. Его исторические судьбы, старина и недавнее прошлое / А.И. Маркевич. - Симферополь: Крымиздат, 1924. - 115 с.

14. Мир усадебной культуры: материалы I Крымских Международных научных чтений [Крым, Алупка, Воронцовский дворец, 22-24 мая 2000 г.] / Крым. центр гуманит. исслед., Реском по охране культур. наследия, Алупк. гос. дворцово-парковый музей-

заповедник; ред.: В.П. Казарин, А.И. Айбабин, М.Р. Акулов. - Симферополь: Крымский архив, 2002. - 203 с.

15. Мир усадебной культуры: материалы II Крымских Международных научных чтений [Крым, Алупка, Воронцовский дворец, 11-13 мая 2001 г.] / Крым. центр гуманит. исслед., Реском по охране культур. наследия, Алупк. гос. дворцово-парковый музей-заповедник; ред.: В.П. Казарин, А.И. Айбабин, М.Р. Акулов. - Симферополь: Крымский архив, 2002. - 147 с.

УДК 008:793.3

ТЕКСТУАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТАНЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ

ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ)

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Пасекова Александра Александровна,

студентка

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Рассматривая современные стили и направления танца с точки зрения семиотического анализа, мы берем во внимание теоритические данные этих стилей, их становление, развитие и нынешнее актуальное положение. В пространстве современной танцевальной культуры представлено внушающее количество стилей, большую часть из которых мы проанализируем в данной работе. В каждом из направлений мы выделяем знаки, символы и интерпретации, которые проявляются в них при импровизации, постановке или в баттловой сфере.

Ключевые слова: текст культуры, семиотика, танцевальная культура, хип-хоп, паппинг, вейвинг, вог, дансхолл, ваакинг, контемпорари, экспериментал.

Annоtation. Considering modern styles and directions of dance from the point of view of semiotic analysis, we take into account the theoretical data of these styles, their formation, development and current current situation. In the space of modern dance culture, an impressive number of styles are presented, most of which we will analyze in this work. In each of the directions, we highlight the signs, symbols and interpretations that appear in them during improvisation, staging or in the battle sphere.

Key words: culture text, semiotics, dance culture, Hip-hop, Popping, Waving, Dancehall, Vogue, Waacking, Contemporary dance, Experimental dance.

Постановка проблемы. Танцевальная культура, имеющая тысячелетнюю историю развития, является одним из феноменальных видов искусств. Ни одна культура не обходилась без такого явления, как танец, являющегося отражением культурного развития человечества на протяжении его истории. Танец - это сложный культурный, художественный текст, то есть высказывание на естественном языке, превращенное в закодированную формулу.

Способность использовать язык может осуществляться разными путями, не обязательно в звуковой форме, ведь люди общаются между собой не только с помощью слов, но и посредством телесных движений. Высокий семантический статус танцевального искусства позволяет избрать его в качестве объекта специального рассмотрения.

Целью данной статьи является выявление текстуальности в современных стилях танцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.