Научная статья на тему 'ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ЕДИНСТВО АРХИТЕКТУРНОГО ТЕКСТА И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ (НА ПРИМЕРЕ ДАЧИ "ГОЛУБКА" В Г. АЛУШТЕ)'

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ЕДИНСТВО АРХИТЕКТУРНОГО ТЕКСТА И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ (НА ПРИМЕРЕ ДАЧИ "ГОЛУБКА" В Г. АЛУШТЕ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ / КРЫМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна

Статья посвящена рассмотрению объекта культурного наследия - памятника архитектуры - как единства архитектурного текста и исторической памяти. В качестве примера приводится история дачи «Голубка» в г. Алуште. В стенах этого здания разворачивались события с участием тех, кто определял жизни целых поколений нашого народа. Будущий император Николай II, деятели первой крымской республики и И.В. Сталин - все они оказались связаны с дачей «Голубкой» в особо важные периоды в истории России и Крыма конца XIX - середины XX вв. Среди задач предлагаемой работы - рассмотреть художественную и конструктивную специфику архитектурного текста дачи «Голубка» в г. Алуште, обозначить важные исторические события в истории этого памятника, установить те связи между ними, посредством которых складывалась историческая память о них в привязке к изучаемому объекту культурного наследия Крыма. Установлено, что памятникам архитектуры свойственны не только характерные для них художественно-стилевые особенности и смыслы, которые они приобретали в разные периоды своего существования. Они неразрывно связаны и с той частью исторической памяти, формирующейся на основании событий, в которых конкретные архитектурные объекты культурного наследия играли важную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL HERITAGE OBJECT: UNITY OF ARCHITECTURAL TEXT AND HISTORICAL MEMORY (USING THE EXAMPLE OF DACHA "DOVE" IN ALUSHTA)

The article is devoted to the consideration of an object of cultural heritage - an architectural monument - as a unity of the architectural text and historical memory. As an example, the history of the cottage “Golubka” in the city of Alushta is given. Within the walls of this building, events unfolded with the participation of those who determined the lives of entire generations of our people. The future emperor Nicholas II, the figures of the first Crimean republic and I.V. Stalin - all of them turned out to be associated with the “Golubka” cottage in especially important periods in the history of Russia and Crimea in the late 19th - mid-20th centuries. Among the objectives of the proposed work is to consider the artistic and constructive specifics of the architectural text of the cottage “Golubka” in Alushta, to identify important historical events in the history of this monument, to establish the links between them through which the historical memory of them was formed in relation to the Crimean object of cultural heritage under study. It has been established that architectural monuments are characterized not only by their characteristic artistic and stylistic features and meanings, which they acquired in different periods of their existence. They are inextricably linked with that part of historical memory that is formed on the basis of events in which specific architectural objects of cultural heritage played an important role.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ЕДИНСТВО АРХИТЕКТУРНОГО ТЕКСТА И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ (НА ПРИМЕРЕ ДАЧИ "ГОЛУБКА" В Г. АЛУШТЕ)»

УДК 008:930.85:159.953.3

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ЕДИНСТВО АРХИТЕКТУРНОГО ТЕКСТА И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ (НА ПРИМЕРЕ ДАЧИ «ГОЛУБКА» В Г. АЛУШТЕ)

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь).

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению объекта культурного наследия -памятника архитектуры - как единства архитектурного текста и исторической памяти. В качестве примера приводится история дачи «Голубка» в г. Алуште. В стенах этого здания разворачивались события с участием тех, кто определял жизни целых поколений нашого народа. Будущий император Николай II, деятели первой крымской республики и И. В. Сталин - все они оказались связаны с дачей «Голубкой» в особо важные периоды в истории России и Крыма конца XIX - середины XX вв. Среди задач предлагаемой работы - рассмотреть художественную и конструктивную специфику архитектурного текста дачи «Голубка» в г. Алуште, обозначить важные исторические события в истории этого памятника, установить те связи между ними, посредством которых складывалась историческая память о них в привязке к изучаемому объекту культурного наследия Крыма. Установлено, что памятникам архитектуры свойственны не только характерные для них художественно-стилевые особенности и смыслы, которые они приобретали в разные периоды своего существования. Они неразрывно связаны и с той частью исторической памяти, формирующейся на основании событий, в которых конкретные архитектурные объекты культурного наследия играли важную роль.

Ключевые слова: объект культурного наследия, текст культуры, историческая память, памятник архитектуры, Крым.

Annotation. The article is devoted to the consideration of an object of cultural heritage - an architectural monument - as a unity of the architectural text and historical memory. As an example, the history of the cottage "Golubka" in the city of Alushta is given. Within the walls of this building, events unfolded with the participation of those who determined the lives of entire generations of our people. The future emperor Nicholas II, the figures of the first Crimean republic and I. V. Stalin - all of them turned out to be associated with the "Golubka" cottage in especially important periods in the history of Russia and Crimea in the late 19th -mid-20th centuries. Among the objectives of the proposed work is to consider the artistic and constructive specifics of the architectural text of the cottage "Golubka" in Alushta, to identify important historical events in the history of this monument, to establish the links between them through which the historical memory of them was formed in relation to the Crimean object of cultural heritage under study. It has been established that architectural monuments are characterized not only by their characteristic artistic and stylistic features and meanings, which they acquired in different periods of their existence. They are inextricably linked with that part of historical memory that is formed on the basis of events in which specific architectural objects of cultural heritage played an important role.

Key words: object of cultural heritage, text of culture, historical memory, architectural monument, Crimea.

Постановка проблемы. Работая с архитектурными объектами культурного наследия как источниками, исследователь-культуролог, в первую очередь, фиксирует те данные, которые точно характеризуют конкретное здание: расположение, имя автора проекта (если оно известно), материалы, использовавшиеся при строительстве, первоначальное назначение, имя заказчика или первого владельца и последующих, стилевые особенности, проявляющиеся и в планировке, и в декорировании экстерьера и интерьеров.

Но погружаясь в изучение памятника архитектуры, изучая страницы его жизни, мы обнаруживаем, что их смыслы невозможно заключить лишь в форму паспорта объекта. И сами эти смыслы зачастую контрастируют со стройным архитектурным текстом, создававшимся в определенную культурно-историческую эпоху, соответствовавшим социокультурной обстановке того времени. Но в то же время, они становятся неотъемлемой частью исторической памяти общества уже современного как одной «из важнейших характеристик культуры» [12, с. 82].

Примером такого сложного единства архитектурного текста и исторической памяти является объект культурного наследия Крыма - памятник архитектуры - дача «Голубка» в г. Алушта.

Изложение основного материала. Южный берег Крыма славится прекрасными архитектурными сооружениями ХУШ-Х1Х вв.: особняками и усадьбами, которые стали здесь возводиться через некоторое время после присоединения Крыма к Российской империи.

Учитывая особенности местоположения Крыма, его природные условия, подобные сооружения выполняли функцию летних резиденций или дач. Большая их часть была построена на территории так называемой Большой Ялты, но некоторые замечательные образцы находятся не в столь популярных в XIX в. Ялте и окружающих ее поселках и деревнях.

Определенное количество особняков знати и интеллигенции было построено в Алуште, однако в основном их появление приходится на вторую половину XIX - начало ХХ вв.

Одним из первых таких сооружений стало здание, заложенное в 1826 г. и окончательно возведенное в 1827 г. на средства Страхового общества на улице Кутузовской (сейчас это улица Ленина, д. 20, литера «А»). В то время этот дом был признан одним из самых красивых в Алуште.

Скромный главный фасад контрастирует с нарядным дворовым. Главный фасад опоясан карнизами. На старых фотографиях виден балкон, который ныне утрачен. Центральную часть главного фасада венчает небольшой фронтон. Окно под фронтоном обрамлено простыми невысокими пилястрами с навершиями из волютообразных кронштейнов. Выделяются арочные окна над входом с высокими сквозными люнетами. При постройке использованы известняк и популярный в Крыму диоритовый камень.

По внешнему виду это типичный образец южнобережной архитектуры. Особняк, площадь которого составляет около 500 м2, разделен на два крыла: правое -двухэтажное, левое выстроено в один этаж, в доме устроен подвал.

В 1893 г. отставной царский генерал Александр Миронович Голубов выкупил это красивое здание у Страхового общества и устроил здесь дачу на 18 комнат.

Личность А. М. Голубова представляет значительный интерес: «В службу вступил 18-летним юношей в Шлиссельбургский Егерский полк унтер-офицером и прошел славный путь боевого офицера, принимавшего участие во всех сражениях своего века, дослужившись до звания генерала» [11, с. 65].

После 32 лет в армии, получив множество высоких наград, 1874 г. был «за отличную усердную службу был всемилостивейше пожалован перстнем с вензелевым изображением Имени Его Императорского Величества, бриллиантами украшенным» [11, с. 66]. В следующем году А. М. Голубова произвели в генерал-майоры, а затем он из-за болезни ушел из армии «с мундиром и пенсионом» [11, с. 66].

В Крыму семья Голубовых поселилась в 1875 г., в Симферополе у генерала родился его третий сын. А в Алушту Голубовы перебрались в начале 1880-х гг.

Именно благодаря фамилии нового владельца дача получила название «Голубка». Это соответствовало общей крымской тенденции того времени, когда дачи и виллы получали романтические названия, которые подходили их предназначению в качестве мест отдыха.

Сейчас на стене дачи «Голубка» установлено три мемориальные доски, рассказывающие о последующих страницах ее истории.

Один из важнейших эпизодов в жизни дачи «Голубки» произошел буквально спустя год после ее покупки А. М. Голубовым. Алушта пережила небывалое в своей истории событие, надолго запечатлевшееся в памяти современников [10, с. 209].

В 1894 г. в Ливадии проводил свои последние дни Александр III, который, предчувствуя скорую смерть, торопился благословить на брак своего наследника, ставшего впоследствии императором Николаем II. С этой целью в Крым была вызвана невеста Николая Александровича принцесса Алисия Гессен-Дармштадская.

Именно на даче «Голубка» 10 октября 1894 г. произошла их встреча. Тогда же в дневнике будущий император оставил запись: «Проснулся чудесным жарким днем... В 9 У отправился с Сергеем (князем Сергеем Александровичем, дядей Николая. - Е. К.) в Алушту, куда приехали в час дня. Десять минут спустя из Симферополя подъехала моя ненаглядная Аликс с Эллой (великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга Сергея Александровича и родная сестра Алисии - Александры Федоровны. - Е. К.). Сели завтракать в доме отставного генерала Голубова. После завтрака сел вдвоем с Аликс в коляску, и вдвоем поехали в Ливадию. Боже мой! Какая радость встретиться с ней на родине и иметь близко от себя - половина забот и скорби как будто спала с плеч» [11, с. 63-64].

В Ливадийском дворце влюбленные получили высочайшее родительское благословение на брак, и вскоре Российская империя приобрела новую императрицу, которая после принятия православия получила имя Александры Федоровны.

В память о встрече Николая и Алисии на даче «Голубка» в начале ХХ в. была установлена мемориальная доска, которая была впоследствии уничтожена большевиками в 1917 г. Спустя почти столетие - в 1998 г. - по решению Дворянского собрания Крыма на здании вновь появляется памятная табличка с упоминанием об этом событии.

Вторая мемориальная доска рассказывает о тяжелом для Крыма и всей России 1918 г.

В марте 1918 г. в Крыму была создана Советская Социалистическая Республика Таврида, но она существовала совсем недолго.

В апреле 1918 г., нарушив условия Брестского договора, германские войска заняли Крым [14, с. 17]. Их поддержали белогвардейцы и националистически настроенные коллаборационисты. Члены молодого Крымского правительства ждали корабль из Севастополя, чтобы уплыть в Новороссийск, но, не дождавшись его, решили ехать автомобилем. Их путь лежал через Алушту, и вследствие предательства 21 апреля 1918 г. у деревни Биюк-Ламбат (современный Малый Маяк) они были захвачены.

Среди них были председатель Совета Народных Комиссаров Советской Социалистической Республики Таврида А. И. Слуцкий (участник октябрьской революции в Петрограде), народный комиссар внутренних дел С. П. Новосельский, народный комиссар финансов А. И. Коляденко, председатель Симферопольского городского совета Я. Ю. Тавратский и другие деятели первой крымской республики. Большевиков заключили в подвал особняка, жестоко пытали и через несколько дней -24 апреля 1918 г. - они были убиты в окрестностях Алушты [4, с. 550].

Табличка с упоминанием об этих событиях появилась на даче «Голубка» лишь в 1945 г.

На третьей памятной доске содержатся сведения о том, что в этом здании по пути на Ялтинскую конференцию, которая проходила с 4 по 11 февраля 1945 г., останавливался Иосиф Виссарионович Сталин.

Благодаря тому, что дача «Голубка» находится недалеко от дороги «Симферополь -Ялта», ее использовали как «путевой домик» для руководителей делегаций. 1 февраля 1945 г.

И. В. Сталин остановился в просторном зале, где пробыл около полутора часов. За это время он побрился, выпил чаю и отдохнул на кушетке.

Оригинальная мемориальная доска с информацией об этом событии была снята в период правления Н. С. Хрущева в 1961 г. (после XXII съезда КПСС) в рамках борьбы с культом личности, а современная появилась уже в 1995 г. - в год 50-летнего юбилея Ялтинской конференции.

С 1954 г. в здании дачи «Голубка» располагается библиотека, сейчас - Центральная городская библиотека имени С. Н. Сергеева-Ценского, где также экспонируется небольшая коллекция картин местных художников. Просторную комнату, где когда-то отдыхал И. В. Сталин, теперь занимает читальный зал библиотеки. Его стены украшены памятными для этого места фотографиями.

К сожалению, интерьеры не сохранили своего уникального вида, так как в здании были произведены неоднократные переустройства внутреннего пространства. Из исторических оригинальных материальных свидетельств важных событий сохранились оконные рамы с декоративными щеколдами, которые до сих пор функционируют, двери с ручками, за которые их открывали А. М. Голубов и члены его семьи, Николай II и -тогда еще его невеста - Александра Федоровна, мучители и палачи представителей Крымского правительства 1918 г. и И. В. Сталин. Также в читальном зале сохранилась стенка камина, украшенная плиткой. Остальные декоративные элементы интерьера (например, резные деревянные панели), которые можно наблюдать сейчас, относятся уже к советской эпохе. В большей части подвальных помещений хранятся библиотечные фонды, а комната, в которой содержались члены Совнаркома Таврической Республики, используется в качестве подсобного помещения.

Выводы. Культура текстуальна, и в разных их текстах зачастую фиксируются явления и процессы, обладающие особым значением для людей. Также знаковые для народа факты и события отражаются в его культурной и исторической памяти. В этом прослеживается взаимовлияние текстуальности феноменов культуры и исторической памяти.

Историческая память формируется на основании представлений людей о тех или иных событиях, в которых обязательно присутствуют ключевые акторы - как знаки в тексте явлений культуры: исторические личности, их деятельность и ее последствия. Но не менее важным знаком в текстах культуры выступает и культурное пространство их жизни, которое, в свою очередь, тоже представляется специфическим текстом культуры. В такой системе «знак - текст - знак - текст - и т. д.», фрактально разворачивающейся как золотое сечение, знаком-текстом может быть и архитектурное сооружение. Особенно в том, случае, если оно является памятником - объектом культурного наследия.

При анализе текстов таких зданий мы уделяем внимание не только художественно-стилевым особенностям, но также истории постройки и людей, связанных с нею. И в таком неразрывном единстве мы прочитываем архитектурные тексты и достраиваем их смыслы посредством исторической памяти.

Такова природа человека, реализующегося в культуре: перед тем, как приступить к разложению явления культуры, его анализу, мы первоначально «симультанно» прописываем в своем создание его текст из тех знаков, которые нам доступны. И продолжаем его, получая в ходе познавательной деятельности все больше и больше информации о заинтересовавшем нас феномене.

Текст рассмотренного в предпринятом исследовании объекта культурного наследия Крыма - дачи «Голубка» в г. Алуште, в первую очередь раскрывает свои художественную и конструктивную специфику, а затем наполняется смыслами важных исторических событий в истории этого памятника. Между ними образуются нерушимые связи, посредством которых складывалась историческая память о них в привязке к изучаемому объекту культурного наследия Крыма.

Установлено, что памятникам архитектуры свойственны не только характерные для них художественно-стилевые особенности и смыслы, которые они приобретали в разные периоды своего существования. Они неразрывно связаны и с той частью исторической памяти, которая образуется на основании событий, в которых конкретные архитектурные объекты культурного наследия играли важную роль.

Список литературы:

1. Андрющенко, И. А. Сохранение культурного наследия как приоритетная задача региональных стратегий культурной политики / И. А. Андрющенко // Культура народов Причерноморья с древнейших времен до наших дней: Материалы конференции. XLИ Международные научные чтения. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2017. - С. 26-29.

2. Брагина, Т. А. Путешествие по дворянским имениям ЮБК / Т. Брагина, Н. Васильева. - Симферополь: Таврия, 2001. - 224 с.

3. Васильева, Н. В. Хозяева и гости дворянских имений Крыма / Н. Васильева, Т. Брагина. - М.: Глобус, 2002. - 232 с.

4. Гражданская война и военная интервенция в СССР: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 720 с.

5. Департамент государственной охраны культурного наследия // Министерство культуры Республики Крым: сайт. - 2022. - URL: https://mkult.rk.gov.ru/en/structure/2287 (дата обращения: 22.10.2022).

6. Кокорина, Е. Г. Архитектура Симферополя как текст: город в объективе фотографа как творческое пространство / Екатерина Георгиевна Кокорина // Текст и коммуникация в пространстве культуры: коллективная монография / под общ. ред. Д. С. Берестовской, И. А. Андрющенко. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019 - С. 19-31.

7. Кокорина, Е. Г. Роль эскапизма в формировании творческого пространства Крыма / Е. Г. Кокорина // Сборник материалов конференции XXXIX международные научные чтения «Культура народов Причерноморья с древнейших времен до наших дней», 21-22 сентября 2015 г. - Симферополь, 2015. - С. 57-60.

8. Кокорина, Е. Г. Русская усадебная архитектура XIX - начала ХХ вв. как элемент культурных ландшафтов Южного берега Крыма (факторы развития, этапы, характерные черты) / Кокорина Е. Г. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - Том 4 (70). - № 3. -2018.-С. 179-189.

9. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек - текст - семиосфера -история / Лотман Ю. М. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.

10. Мальгин, А. В. Алушта - дитя курортной демократизации / А. В. Мальгин // Алушта и Алуштинский район с древнейших времен до наших дней : сб. - К.: Стилос, 2002.-С. 208-212.

11. Попова, Л. Н. Старый альбом / Лия Попова. - Симферополь: Таврия, 2001. -148 с.

12. Репина, Л. П. События и образы прошлого в исторической и культурной памяти / Л. П. Репина // Новое прошлое / The New Past. - 2016. - № 1. - С. 82-99.

13. Свешникова, И. П. Охрана культурно-исторического наследия Южного берега Крыма в контексте сохранения ценностей русской цивилизации / Свешникова И. П. // Электронный научный журнал «Архонт». - 2021. - Вып. № 2 (23). - С. 68-74. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-kulturno-istoricheskogo-naslediya-yuzhnogo-berega-kryma-v-kontekste-sohraneniya-tsennostey-russkoy-tsivilizatsii (дата обращения: 20.09.2022).

14. Талышев, В. П. Алушта: путеводитель / В. П. Талышев. - Симферополь: Таврия, 1984. - 96 с.

15. Тюкина, Л. А. Память и историческая память: соотношение понятий / Л. А. Тюкина // Верхневолжский филологический вестник. - 2020. - № 1 (20). - С. 181187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.