Научная статья на тему 'ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПУТЕМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЕГО В ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ СУРБ-НИКОГАЙОС В Г. ЕВПАТОРИИ)'

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПУТЕМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЕГО В ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ СУРБ-НИКОГАЙОС В Г. ЕВПАТОРИИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ / АРМЯНСКАЯ КУЛЬТУРА / ЕВПАТОРИЯ / КРЫМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна

Статья посвящена рассмотрению проблематике популяризации памятника архитектуры - объекта культурного наследия. В качестве примера приводится армянская церковь Сурб-Никогайос (Святого Николая) в г. Евпатории. Сам этот памятник представляет особый научный интерес для специалистов из разных областей: историков, этнологов, культурологов, религиоведов, архитекторов и т.д. Среди задач предлагаемой работы - рассмотреть художественную и конструктивную специфику архитектурного текста армянской церкви Сурб-Никогайос в г. Евпатории, обозначить его место и роль в пространстве исторического квартала «Малый Иерусалим». Установлено, что включение в экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим» данного объекта культурного наследия способствует его популяризации, так как он таким образом попадает в орбиту притяжения гостей и жителей Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION OF THE CULTURAL HERITAGE SITE BY INCLUDING IT IN THE TOURIST ROUTE (USING THE EXAMPLE OF THE SURB-NIKOGAYOS CHURCH IN EVPATORIA)

The article is devoted to the issues of popularization of an architectural monument - an object of cultural heritage. As an example, the Armenian church of Surb Nikoghayos (Saint Nicholas) in the city of Yevpatoria is given. This monument itself is of particular scientific interest to specialists from different fields: historians, ethnologists, culturologists, religious scholars, architects, etc. Among the tasks of the proposed work is to consider the artistic and constructive specifics of the architectural text of the Armenian church of St. its place and role in the space of the historical quarter “Little Jerusalem”. It has been established that the inclusion of this cultural heritage site in the excursion route “Little Jerusalem” contributes to its popularization, since it thus falls into the orbit of attraction for guests and residents of the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПУТЕМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЕГО В ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ СУРБ-НИКОГАЙОС В Г. ЕВПАТОРИИ)»

политический курс состоявшегося государства»: сайт. - 2023. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana- 14-dekabrya-2012-g/ ((дата обращения: 14.12.2012).

9. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 15 января 1992 года № 1128A-XII «О введении в действие Закона Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях».

10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2005 года № 1319. Вопросы Комитета по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан.

11. Республика Казахстан. Стратегическое планирование и агентство реформ Национальное статистическое бюро Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистике: сайт. - 2023. URL: https://new.stat.gov.kz.

12. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов об открытии Исламского банка в Республике Казахстан Астана, 11 июня 2009 года.

13. Указ Президента Республики Казахстан от 18 мая 2011 года № 84 «Об Агентстве Республики Казахстан по делам религий».

УДК: 008:930.85:379.852

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПУТЕМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЕГО В ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ СУРБ-НИКОГАЙОС В Г. ЕВПАТОРИИ)

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблематике популяризации памятника архитектуры - объекта культурного наследия. В качестве примера приводится армянская церковь Сурб-Никогайос (Святого Николая) в г. Евпатории. Сам этот памятник представляет особый научный интерес для специалистов из разных областей: историков, этнологов, культурологов, религиоведов, архитекторов и т. д. Среди задач предлагаемой работы - рассмотреть художественную и конструктивную специфику архитектурного текста армянской церкви Сурб-Никогайос в г. Евпатории, обозначить его место и роль в пространстве исторического квартала «Малый Иерусалим». Установлено, что включение в экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим» данного объекта культурного наследия способствует его популяризации, так как он таким образом попадает в орбиту притяжения гостей и жителей Республики Крым.

Ключевые слова: объект культурного наследия, экскурсионный маршрут, армянская культура, Евпатория, Крым.

Annotation. The article is devoted to the issues of popularization of an architectural monument - an object of cultural heritage. As an example, the Armenian church of Surb Nikoghayos (Saint Nicholas) in the city of Yevpatoria is given. This monument itself is of particular scientific interest to specialists from different fields: historians, ethnologists, culturologists, religious scholars, architects, etc. Among the tasks of the proposed work is to consider the artistic and constructive specifics of the architectural text of the Armenian church of St. its place and role in the space of the historical quarter "Little Jerusalem". It has been established that the inclusion of this cultural heritage site in the excursion route "Little Jerusalem" contributes to its popularization, since it thus falls into the orbit of attraction for guests and residents of the Republic of Crimea.

Key words: object of cultural heritage, excursion route, Armenian culture, Yevpatoria, Crimea.

Постановка проблемы. В соответствии с нормативными документами, в которых отражены функции и виды деятельности Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Республики Крым [3], помимо мер по непосредственной охране, использованию и поддержанию технического состояния объектов культурного наследия региона одновременно должны осуществляться и мероприятия по их популяризации.

Однако и исследователи истории культуры Крыма, и краеведы, и экскурсоводы зачастую сталкиваются с ситуацией, когда жители полуострова не знакомы с памятниками архитектуры даже в родном городе.

Это побуждает специалистов - и теоретиков, и практиков - икать наиболее эффективные способы и формы популяризации объектов культурного наследия региона.

В Крыму есть пример успешного интегрирования памятников архитектуры разных периодов крымской истории в единый туристский комплекс, уже ставший своеобразной «визитной карточкой» г. Евпатория и полюбившийся жителям и гостям полуострова.

Изложение основного материала. В одном из старейших городов Крымского полуострова - г. Евпатории, древней Керкинитиде, средневековом Гезлеве - в 2007 г. был реализован один из самых значительных в туристкой индустрии региона проект по реконструкции средневековой части города, приведению к единому стилистическому облику, как исторических объектов, так и частных жилых домов. Масштабные работы завершились разработкой и открытием одного из самых привлекательных для гостей и жителей Крыма туристического маршрута «Малый Иерусалим».

Евпатория - многонациональный город с богатой историей. За более чем 2500 лет существования город не только менял названия, менялись и пропорции этнического состава населения.

Греческая Керкинитида стала татарским Кезлевом или турецким Гезлеве, затем русским Козловым, а впоследствии была переименована в более благозвучную Евпаторию. Эти трансформации имени города отражают и доминировавшую в разные периоды его истории культуру.

Наряду с греками, татарами и турками, русскими и украинцами в культурное наследие города внесли свой вклад и представители других народов: караимов, евреев и армян.

История армянской общины в Евпатории насчитывает несколько веков. Традиционно представители разных этносов селились достаточно компактно, образуя, таким образом, свой квартал. Армяне заняли территорию в районе деревянного рынка за городской стеной, то есть в предместье Кезлева [6, с. 114].

Для каждой общины одним из важнейших центров являлось культовое сооружение. Первые упоминания об армяно-григорианском храме в Евпатории относятся к середине XVII в., их оставил турецкий путешественник Эвлия Челеби. Он написал о квартале «гяуров» армян и прекрасной церкви, которая там находилась.

Но храм, о котором говорил Челеби, не сохранился. Есть предположение, что он был на месте Текие дервишей. Эту церковь постигла печальная судьба: во время русско-турецкой войны, отступая перед русскими войсками и покидая город, татары и турки подожгли ряд строений, среди которых оказался и армянский храм.

Новая армянская церковь Сурб-Никогайос (Святого Николая) [2] была возведена из дерева, но со временем она ветшала, и армянская община, состоявшая из 90 дворов, приняла решение на ее месте возвести новый храм, теперь уже из камня.

Эта церковь, третья по счету, была заложена в 1817 г. и строилась в течение нескольких лет [6, с. 114]. Есть свидетельства, что быстрому возведению храма мешала нехватка денег. Полностью постройка была завершена между 1830-1840-м гг.

В архитектуре церкви Святого Николая объединились традиции армянского зодчества и элементы, характерные для классицизма.

Храм сложен из белого известняка и изначально представлял собой купольную базилику с тремя нефами и полукруглой апсидой, ориентированной на восток. Аналогичные постройки известны в Армении [4, с. 46].

Стороны храма имели длину двенадцать и двадцать два метра.

Четыре гладкие колонны (внешний вид характерен для классического стиля) толщиной около 80 сантиметров и высотой в 5-6 метров в центре строения поддерживали арки с парусами, на которых покоился восьмигранный барабан, завершавшийся куполом на четырех боковых арках.

Стены внутри были украшены фресками и лепниной.

В храме три входа, оформленные портиками с крестовыми перекрытиями: северный, южный и западный (он был выше других и выполнял функцию звонницы). Порталы арочные, с замковым камнем и ложной аркой.

Фасад был обрамлен колоннами, из которых сохранились лишь две. Над ними есть следы кронштейнов, на которых лежали арки свода.

Интересно, что линия карниза на фасаде разорвана, что позволяет сделать предположение о существовавших ранее пристроенных помещениях.

Оконные проемы разной формы: в нижнем ярусе они прямоугольные, забранные решетками, с наличниками со стрельчатой бровкой и килевидными закрытыми арками, над ними расположены окна круглой формы, которые, вероятно, первоначально были украшены витражами, а сейчас они забраны крестообразной решеткой.

Кровля над восточной частью значительно ниже, чем над другими.

Снаружи на стене над алтарным окном сохранилось вырезанное в нише изображение цветущего креста - хачкара, характерного для армянских культовых сооружений.

Евпаторийская церковь Святого Николая своей архитектурой схожа с феодосийской армяно-григорианской церковью Сурб-Саркис, в которой был крещен, венчался, а также был отпет и похоронен прославленный маринист Иван Константинович Айвазовский.

Следующая война на полуострове - Крымская (Восточная) кампания 1853-1856 гг. -также оставила свой след на храме, причем в буквальном смысле.

Когда войска союзников заняли Евпаторию, то французские части квартировали именно в армянской церкви Святого Николая. Развлекаясь, солдаты оставили памятную надпись на одной из стен фасада.

После завершения войны армянская община была вынуждена реставрировать храм, и «следы» пребывания здесь французов были заштукатурены. Но когда уже спустя более полутора веков началась реконструкция здания и стены очищали от и так уже осыпавшейся старой штукатурки, то на камне проступили французские имена (Шарль, Ришар, Филипп) и дата - 1855 г.

Затем для армянской церкви Святого Николая началась мирная жизнь. Вокруг нее высадили фруктовый сад.

Рядом в 1891 г. построили здание начального училища. В 1909 г. при храме открыли церковно-приходскую школу для мальчиков.

Этот период завершился после революции 1917 г. Церковь и школа были закрыты, настоятеля выселили из дома. Храм лишился куполов, порталов и колокольни. Помещение стало использоваться в подсобных целях.

В 1943 г. в здании церкви открыли Евпаторийский гериатрический дом-интернат для граждан преклонного возраста и инвалидов, который функционировал около пятидесяти лет.

За это время практически полностью был утрачен богатый интерьер: не сохранили фрески, разрушилась лепнина и деревянные резные элементы. Уцелели стилизованные розетки в овальных рамах на двух парусах, но от остальных остались лишь овалы. Традиционная черепица была заменена шифером.

В начале 1980-х гг. шла речь о сносе храма. Но в 1984 г. по решению Крымского областного исполнительного комитета армяно-григорианской церкви Сурб-Никогайос был придан статус памятника архитектуры.

В начале 1990-х гг. здание церкви возвращают армянской общине [7, с. 98]. В 1991 г. начинается восстановление жизни храма, вновь открыли воскресную школу.

В церкви на средства общины, а также благодаря спонсорской поддержке и добровольным пожертвованиям провели реставрационные работы, реконструировали некоторые утраченные элементы здания. Вновь на восьмигранном барабане высится купол, над центральным портиком восстановили звонницу под шатровой крышей -

восьмиугольную ротонду, арки которой поддерживают колонны с коринфскими капителями.

Возвращаясь к теме исторического квартала «Малый Иерусалим», отметим, что здесь собраны уникальные объекты культурного наследия, по которым проходит одноименный экскурсионный маршрут.

Однако, если большая часть его точек сгруппирована условно вдоль основной улицы маршрута - Караимской, то два памятника несколько отстоят от главной оси исторического квартала, находясь за пределами Одун Базар Къапусы, - это текие дервишей и армянская церковь Сурб-Никогайос. Их включение в экскурсионный маршрут способствует популяризации данных памятников как среди гостей Крыма, так и его жителей.

Данный маршрут интересен еще и тем, что здесь в интерактивной форме представлены традиционные ремесла народов Крыма - это специально оборудованные и стилизованные торговые места ремесленников, где они не только реализуют свою продукцию, но и проводят мастер-классы. Такие торговые точки расположены небольшими группами по всему маршруту, но именно на ул. Караимской пространства возле них стали местом проведение ежегодного городского праздника в формате фестиваля - «Летние вечера на Караимской».

Такие мероприятия проводятся уже более десятилетия, каждый год они реализуются по пятницам в течение двух месяцев - июля и августа. Каждый год программа фестиваля отличается неповторимостью, сохраняя общую направленность и свои традиционные структурные компоненты.

За время своего проведения городской праздник - фестиваль «Летние вечера на Караимской» приобрел популярность, и очень полюбился местным жителям и многочисленным гостям города потому, что здесь всегда царит праздничная атмосфера венецианского карнавала и восточного базара.

Выводы. Уникальность популярного маршрута «Малый Иерусалим» в том, что он объединил в себе культурное наследие разных этнических групп, проживающих в Крыму, - храмы различных религиозных конфессий, что позволяет в ходе экскурсий по данному маршруту знакомить гостей и жителей г. Евпатории с православной, армянской, мусульманской, караимской и иудейской культурой, и с историей средневекового города.

Маршрут «Малый Иерусалим» проходит по достаточной обширной исторической части города, однако основной его «артерией» считается ул. Караимская, а кульминацией маршрута - небольшая площадь на этой улице перед реконструированной башней Одун-Базар Къапусы - одними из средневековых гезлевских ворот.

Армянская церковь Сурб-Никогайос (Святого Николая) - уникальный объект культурного наследия Крыма - территориально выходит за пределы исторического квартала «Малый Иерусалим». Однако, будучи включенным в знаменитый экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим» среди памятников культуры разных этнических групп, «творивших» культурное пространство г. Евпатории в разные периоды истории этого города, храм Святого Николая выступает еще и как текст культуры евпаторийских армян.

Установлено, что таким образом эффективно осуществляется популяризация рассмотренного объекта культурного наследия, попадающего в орбиту притяжения гостей и жителей Республики Крым.

Список литературы:

1. Андрющенко, И. А. Сохранение культурного наследия как приоритетная задача региональных стратегий культурной политики / И. А. Андрющенко // Культура народов Причерноморья с древнейших времен до наших дней: Материалы конференции. XLII Международные научные чтения. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2017. - С. 26-29.

2. Армянская церковь Сурб-Никогайос. - Текст : электронный // Малый Иерусалим. Культурно-этнографический центр : официальный сайт. - URL : https://little-jerusalem.ru/surb-nikogajos/ (дата обращения: 22.01.2023).

3. Департамент государственной охраны культурного наследия // Министерство культуры Республики Крым : сайт. - 2022. - URL: https://mkult.rk.gov.ru/en/structure/2287 (дата обращения: 22.01.2023).

4. Кутайсов, В. А. Евпатория: Древний мир. Средние века. Новое время / В. А. Кутайсов, М. В. Кутайсова. - Киев : Стилос, 2007. - 284 с.

5. Объекты «Малого Иерусалима». - Текст : электронный // Малый Иерусалим. Культурно-этнографический центр : сайт. - 2022. - URL : https: //little -jerusalem.ru/marshrut/ (дата обращения: 22.01.2023).

6. Приднева, Т. Е. Памятники архитектуры Евпатории / Т. Е. Приднева // Материалы науч.-практ. конф. - Симферополь : Центр музейных технологий и этно-культурного туризма, 2006. - С. 108-127.

7. Эрлих, К. Крым. Армяне. Десять веков созидания : [фотоальбом] / Константин Эрлих ; [пер. : Инга Игнатова, Анаит Арутюнян, Галина Ныркова]. - Киев : Энергия+, информ.-изд. бюро ; [Симферополь] : Крымское армянское о-во, 2006. - 191 с.

УДК: 008:77:75.03

ФОТОГРАФИЯ И ИМПРЕССИОНИЗМ: АНАЛИЗ ВЗАИМОВЛИЯНИЙ В КОНТЕКСТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТОЛКНОВЕНИЕ

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь);

Грошева Василиса Александровна, студентка 3 курса направления подготовки «Культурология» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена специфике развития и места фотографии в визуальной культуре. Предметом данного исследования выступает влияние фотографии с момента ее зарождения на традиционную европейскую живопись и генезис импрессионизма. Появление фотографии существенно изменило восприятие искусства и проложило путь новым художественным течениям, которые, в свою очередь, изменили наши представления об искусстве. Поскольку фотография могла изображать мир точнее, чем живопись, последней пришлось изобретать себя заново. Внимание художников сместилось с изображения действительности на изображение эмоций и впечатлений, что стало одной из причин развития нового художественного течения. Фотографию в контексте визуальной культуры можно рассматривать как великий стимул к переосмыслению живописи, которое произошло в конце XIX и на протяжении всего XX вв.

Ключевые слова: визуальная культура, фотография, живопись, импрессионизм, художественные техники.

Annotation. The article is devoted to the specifics of the development and place of photography in visual culture. The subject of this study is the influence of photography since its inception on traditional European painting and the genesis of impressionism. The advent of photography significantly changed the perception of art and paved the way for new artistic movements, which, in turn, changed our understanding of art. Since photography could depict the world more accurately than painting, the latter had to reinvent itself. The attention of artists shifted from depicting reality to depicting emotions and impressions, which became one of the reasons for the development of a new artistic movement. Photography in the context of visual culture can be seen as a great stimulus to the rethinking of painting, which took place at the end of the 19th and throughout the 20th centuries.

Key words: visual culture, photography, painting, impressionism, artistic techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.