Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ (ОСОБЕННОСТИ) РАЗВИТИЯ ИСЛАМА В КАЗАХСТАНЕ'

ТЕНДЕНЦИИ (ОСОБЕННОСТИ) РАЗВИТИЯ ИСЛАМА В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / РЕЛИГИЯ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ / МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ХАЛЯЛЬ-ИНДУСТРИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кантарбаева Жанна Уринбасаровна, Мукан Айгерим Болатовна

В данной статье рассматриваются этапы становления и развития отношений между религией и государством, а также вопросы институционализации, корректировки и содействия правильному направлению религиозной деятельности в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кантарбаева Жанна Уринбасаровна, Мукан Айгерим Болатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS (FEATURES) OF THE DEVELOPMENT OF ISLAM IN KAZAKHSTAN

This article discusses the stages of formation and development of relations between religion and the state, as well as issues of institutionalization, adjustment, and assistance in the correct direction of religious activity in the country.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ (ОСОБЕННОСТИ) РАЗВИТИЯ ИСЛАМА В КАЗАХСТАНЕ»

10. De Giovanni, G. Problematiche di valorizzazione, fruizione e musealizzazione dei beni culturali. Tecnologie innovative per la città ritrovata / G. De Giovanni - Alcide Cervi: Gattatico, 2010 . - pp. 165-177.

11. Revitalization. - Текст: электронный // Educalingo: сайт. - 2023. - URL: https://educalingo.com/it/dic-it/rivitalizzazione (дата обращения: 15.01.2023).

12. Valorizzazione. - Текст: электронный // Большой итальянско-русский словарь: сайт. - 2023. - URL: https://classes.ru/all-italian/dictionary-italian-russian-universal-term-48469.htm (дата обращения: 06.01.2023).

13. Revitaliser. - Текст: электронный // CNRTL: сайт. - 2012. - URL: https://www.cnrtl.fr/definition/revitaliser (дата обращения: 15.01.2023).

14. Ш - Текст: электронный // Educalingo: сайт. - 2023. - URL: https://educalingo.com/it/dic-zh/zhen-xing-7 (дата обращения: 18.01.2023).

УДК 930.85

ТЕНДЕНЦИИ (ОСОБЕННОСТИ) РАЗВИТИЯ ИСЛАМА В КАЗАХСТАНЕ

Кантарбаева Жанна Уринбасаровна,

кандидат философских наук, доцент Казахский национальный университет имени аль-Фараб

(г. Алматы);

Мукан Айгерим Болатовна, докторант

Казахский национальный университет имени аль-Фараб

(г. Алматы)

Аннотация. В данной статье рассматриваются этапы становления и развития отношений между религией и государством, а также вопросы институционализации, корректировки и содействия правильному направлению религиозной деятельности в стране.

Ключевые слова: ислам, религия, многонациональный, многоконфессиональный, исламский банкинг, халяль-индустрия, сотрудничество, религиозная деятельность.

Annotation. This article discusses the stages of formation and development of relations between religion and the state, as well as issues of institutionalization, adjustment, and assistance in the correct direction of religious activity in the country.

Keywords: Islam, religion, multinational, multi-confessional, Islamic banking, Halal industry, cooperation, religious activity.

Постановка проблемы. Государственно-религиозные отношения приобрели особую актуальность в современном Казахстане. Значение государственно-религиозных отношений в прошлой истории и в наше время огромно. Религия и государство - это два сосуществующих с древности неотъемлемых элемента в жизни людей. Каждое из этих явлений имеет свои особенности: религия - это сфера человеческой духовности, связанная с реальностью, вечной, безграничной и постижимой [1].

Религия затрагивает особую священную сторону его многогранной духовной жизни. Религия людей обусловлена верой в спасение от неизбежного, в необходимость праведной жизни. Именно религия утверждает главные духовные ценности, прежде всего о милосердии друг к другу. Она призывает людей к добру, к праведной жизни, угодной Богу. Многое из того, что укрепляет общественную мораль, нравственность и, соответственно, общественный порядок, как показывает практика, зависит от уровня религиозности в обществе. Религия оказывает большую помощь государству в духовно-нравственном воспитании граждан. Государство является главным элементом политической системы. Это политический инструмент, который в своей деятельности ориентирован на решение практических проблем в жизни общества. Это реализация полномочий и суверенитета страны, организация общественной жизни, экономики и быта

общества, сфер образования и культуры. Созидательная сила государства проявляется в его функциях, которые оказывают влияние на все жизненно важные сферы общественной жизни [3].

Изложение основного материала. Таким образом, объективный характер исторического развития определяет тесную взаимосвязь религии и государства, характер, содержание и эволюцию их взаимообусловленных отношений. Эти отношения называются в науке «государственно-религиозными отношениями» [13]. Они коллективно исторически развиваются и изменяют многомерные связи и отношения в жизни конкретных обществ. Государственные и религиозные отношения в единстве выполняют важнейшую интегративную роль в рамках социальной системы. Государственно-религиозные отношения в Казахстане имеют долгую историю развития. Следует отметить, что определенный этап в истории Казахстана характеризуется ограничениями и ущемлением религии и религиозной деятельности. Независимость, провозглашенная с распадом многонационального держава - СССР, стала поворотным моментом для бывших советских республик в их далекой исторической судьбе. Независимость стала началом трансформации общества, проведения глубоких социально-экономических, политических, духовных преобразований. Это создание своей государственности на исконно многострадальной казахской земле. Это формирование и развитие гражданского общества и его институтов. Это также определяет смену мировоззренческой парадигмы в духовной сфере жизни - от общепризнанного постулата марксизма-атеизма к религиозной ориентации и свободе [5].

Это также стало основой трансформации всей системы государственно-религиозных отношений, которые сложились в стране. Формирование новых отношений, процесс духовного возрождения в независимом Казахстане разворачивались в процессе трансформации социального бытия общества с учетом всего лучшего в его собственной истории и опыта развития религиозных отношений в передовых странах. Новые государственно-религиозные отношения в Республике Казахстан органично воплотили в себе взаимодействие двух тенденций, идущих из глубин истории: сакрального, духовного (религия) и земного, светского (государство). Отношения между государством и религией развивались на основе новых идеологических императивов. На практике это были действительно конструктивные отношения. Они объединили многочисленные этнические группы и религии Казахстана на основе принципов толерантности, толерантности и активного общественно-политического партнерства. Перед лицом этих отношений полиэтническое и поликонфессиональное общество получило надежную поддержку во всех сферах, особенно в духовной жизни. Важную роль в возрождении национальных и религиозных традиций. Целенаправленная деятельность политических властей сыграла свою роль для народа Казахстана. Именно в лице президента страны считали, что «без доверия между людьми разных национальностей, без равенства всех перед законом не будет процветания государства, а значит, и счастливой жизни для простых людей» [10].

Она придавала большое значение обеспечению устойчивого и безопасного развития общества, сохранению мирных межэтнических и межрелигиозных отношений, полному осуществлению политической и религиозной свободы всех граждан страны и решению проблем их взаимоотношений [9]. С 1991 года работает Духовное управление мусульман, созданное впервые в стране. Был принят и введен в действие Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (1992, 2011). Страна последовательно проводит подлинно демократическую политику, объединяющую многие этнические группы, а различные религиозные объединения в светском казахстанском обществе основаны на принципах толерантности и веротерпимости. Это было решающим фактором в полной реализации прав и свобод человека, включая свободу совести и вероисповедания. Была восстановлена многовековая связь исторической и культурной традиции, прерванная в развитии религии и религиозного сознания народа.

Казахстан, расположенный на стыке цивилизаций, имеет глубокие исторические и духовные корни. На этой территории за долгое время сформировалось и развивалось множество различных религий. Граница двух крупнейших мировых религий - ислама и христианства - проходит по Евразийскому континенту. Но до христианства и до ислама

территорию Казахстана населяли племена, исповедующие множество других религий, которые мирно сосуществовали. Как свидетельствуют исторические и археологические факты, в древности на территории современной Центральной Азии существовала своя городская культура. Где мирно сосуществовали зороастрийский, буддийский, несторианский и другие храмы в одном городе [13].

В ходе исторического развития человечества религия была вовлечена в политические и социальные отношения, поскольку она способна влиять как на человека в отдельности, так и на общество в целом. Следствием этого является тесная связь между религией и политической властью, поскольку политическая власть достигается и поддерживается посредством принуждения или путем влияния на идеологию общества и духовное мировоззрение человека. В настоящее время идеологическое манипулирование общественным сознанием не только укоренилось, но и имеет тенденцию к росту. Религия часто является инструментом манипулирования общественным сознанием, поскольку это идеология и система социальных институтов, а эти сферы общественной жизни так или иначе связаны с государством.

Казахстан - поистине многонациональное и многоконфессиональное государство. Здесь проживают представители более 140 наций и 17 конфессий. За годы независимости в Казахстане произошел значительный количественный и качественный рост религиозных учреждений [1].

В настоящее время ханафитский ислам переживает настоящее возрождение, приобрел общественно-политический престиж и авторитет в обществе. Влияние ислама, православного христианства и других религиозных конфессий Казахстана на нравственный, духовный и социальный уровень развития казахстанского общества. Их социальная и гуманитарная деятельность, направленная на создание атмосферы мира и согласия в стране, воспитание взаимного уважения и терпимости, пронизана гуманизмом [5]. Наша страна характеризуется неоднородностью, наличием в ее населении различных социальных, этнокультурных и религиозных групп. Этническое, культурное и религиозное разнообразие, сложившееся в Казахстане, является реальностью исторического развития. Характерно, что сегодня полиэтничность и полирелигиозность, поликонфессиональность в казахстанском обществе воспринимаются как естественные, спокойно, без раздражения. Это не разъединяющее, а скорее духовное благо, объединяющее и взаимно обогащающее их, огромное социокультурное преимущество. В современном Казахстане религиозное мировоззрение, сознание, культы и богослужения реализуются без ограничений. Религиозные конфессии имеют необходимые возможности для свободного осуществления различных видов деятельности, включая их различные социально значимые мероприятия, посвященные языку, культуре и вере [10]. В Казахстане не отмечаются вместе на должном уровне значимые общественно-политические и духовные праздники - Наурыз, Пасха, Курбан-Байрам, Рамадан, Рождество и другие обычаи и традиции народов, проживающих в современном Казахстане.

В Казахстане наибольшее распространение и основные мировые и традиционные религиозные системы - ислам, православие, католицизм, иудаизм, буддизм и другие -пользуются влиянием в обществе.

Ситуация в сфере социальных, межэтнических и религиозных отношений как никогда нуждается в умелом управлении и направленности. Это должно сопровождаться поиском решений, адекватных возникающим социальным, межэтническим и межконфессиональным проблемам, чтобы не пустить их развитие на самотек. Известно, что сейчас государство перед лицом вызовов - глобальных угроз XXI века уделяет особое внимание обеспечению безопасности социальной системы и граждан от посягательств внутренних и внешних деструктивных сил. Республика Казахстан проводит политику идентичности, направленную на интеграцию различных социальных, этнических и религиозных сообществ, не разделяет тезис о различиях и несогласиях и неприемлемых противоречиях между ними [1]. Это, безусловно, не даст никому никаких преимуществ по этническим, религиозным и расовым признакам. Она занимает четкую и последовательную позицию по этим вопросам, чтобы не давать повода для обид, разногласий, разлада и конфликтов.

Новый курс исходит из того, что качественно изменилась парадигма задач, которые нам предстоит решать в долгосрочной перспективе в условиях глобальных вызовов XXI века. Это жизненно важно для независимого Казахстана. Сегодня нужна новая политика, новая идеология, новая система ценностей, адекватно отвечающая тенденциям нынешнего этапа исторического развития. Это обстоятельство определяет необходимость того, чтобы нация была конкурентоспособной, готовой к глобальному экономическому противостоянию [8]. Суть нового политического курса заключается в обеспечении устойчивого развития страны в 21 веке в быстро меняющихся исторических условиях. Стратегия предполагает реализацию задач по семи основным направлениям политического курса, глубокую и масштабную модернизацию основы развития нашего государства до середины ХХ1 века.

В результате пассивного отношения правительства в первые годы становления независимой Республики Казахстан к этой проблеме и недостаточной религиозной грамотности населения многие граждане Казахстана, особенно представители молодого поколения, попали под влияние деструктивных религиозных сил. Проблема потребовала всестороннего анализа, включающего изучение текущей религиозной ситуации в стране, действующего законодательства в религиозной сфере и разработку предложений и рекомендаций.

Выводы. Таким образом, за годы независимости казахстанское общество добилось беспрецедентной свободы, полнокровного и стабильного развития в социально-политическом и духовном плане. Это проявилось в стремлении к демократии, свободе, справедливости, сотрудничеству, культурному плюрализму, диалогу и принципам взаимопонимания и терпимости. Незыблемые общечеловеческие ценности -межрелигиозная терпимость, толерантность и гармония - стали приобретать доминирующее значение в обществе. Авторитет религии, в том числе ислама, значительно возрос. Взаимопонимание и взаимоуважение между народами и конфессиями стали приобретать системный характер. В практике повседневной жизни проявились демократические духовно-нравственные ценности: человечность, понимание и уважение к чужой культуре, обычаям и традициям, мыслям, убеждениям, благополучию и внешнему виду человека как общегражданским ценностям. Преодолев идеологическую, этнорелигиозную нетерпимость за годы независимости, Казахстан избежал конфликтов и розни в межэтнической и религиозной сферах. Все это является подтверждением формирования и развития в Казахстане своеобразной оптимальной модели государственно-религиозных отношений, основанной на принципе толерантности. Таковы объективные результаты позитивного развития государственно-религиозных отношений за годы независимого развития страны.

Список литературы:

1. Вопросов Агентства Республики Казахстан по делам религий. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2011 года № 888.

2. Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и Организации исламских финансов".

3. Закон Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях": принят 11 октября 2011 года № 483-IV.

4. Закон Республики Казахстан № 2-I от 15 мая 1996 года о ратификации Соглашения об учреждении Исламского банка развития, подписанного в Джидде 12 августа 1974 года.

5. Козырев Т. Родина или Бог? / Т. Козырев // Информация о законе portal.kz, 2011. -URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31055848&pos=4;-98#pos=4;-98 (дата обращения 20.09.2011).

6. Официальный сайт Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии: сайт. - 2023. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/mti-ktrm?lang=ru. 19

7. Официальный сайт Конгресса мировых и традиционных религий www.religions-congress . org /4.03.2012.

8. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года «Стратегия "Казахстан-2050": новый

политический курс состоявшегося государства»: сайт. - 2023. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana- 14-dekabrya-2012-g/ ((дата обращения: 14.12.2012).

9. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 15 января 1992 года № 1128A-XII «О введении в действие Закона Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях».

10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2005 года № 1319. Вопросы Комитета по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан.

11. Республика Казахстан. Стратегическое планирование и агентство реформ Национальное статистическое бюро Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистике: сайт. - 2023. URL: https://new.stat.gov.kz.

12. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов об открытии Исламского банка в Республике Казахстан Астана, 11 июня 2009 года.

13. Указ Президента Республики Казахстан от 18 мая 2011 года № 84 «Об Агентстве Республики Казахстан по делам религий».

УДК: 008:930.85:379.852

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПУТЕМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЕГО В ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ СУРБ-НИКОГАЙОС В Г. ЕВПАТОРИИ)

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблематике популяризации памятника архитектуры - объекта культурного наследия. В качестве примера приводится армянская церковь Сурб-Никогайос (Святого Николая) в г. Евпатории. Сам этот памятник представляет особый научный интерес для специалистов из разных областей: историков, этнологов, культурологов, религиоведов, архитекторов и т. д. Среди задач предлагаемой работы - рассмотреть художественную и конструктивную специфику архитектурного текста армянской церкви Сурб-Никогайос в г. Евпатории, обозначить его место и роль в пространстве исторического квартала «Малый Иерусалим». Установлено, что включение в экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим» данного объекта культурного наследия способствует его популяризации, так как он таким образом попадает в орбиту притяжения гостей и жителей Республики Крым.

Ключевые слова: объект культурного наследия, экскурсионный маршрут, армянская культура, Евпатория, Крым.

Annotation. The article is devoted to the issues of popularization of an architectural monument - an object of cultural heritage. As an example, the Armenian church of Surb Nikoghayos (Saint Nicholas) in the city of Yevpatoria is given. This monument itself is of particular scientific interest to specialists from different fields: historians, ethnologists, culturologists, religious scholars, architects, etc. Among the tasks of the proposed work is to consider the artistic and constructive specifics of the architectural text of the Armenian church of St. its place and role in the space of the historical quarter "Little Jerusalem". It has been established that the inclusion of this cultural heritage site in the excursion route "Little Jerusalem" contributes to its popularization, since it thus falls into the orbit of attraction for guests and residents of the Republic of Crimea.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.