Научная статья на тему 'К истории церквей и кладбищ города Нахичевани-на-Дону'

К истории церквей и кладбищ города Нахичевани-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
969
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЛИК / СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ХРАМЫ И КЛАДБИЩА Г. НАХИЧЕВАНЬ-НА-ДОНУ / ИСТОРИЯ Г. НАХИЧЕВАНЬ-НА-ДОНУ / CULTURAL-HISTORICAL APPEARANCE / PRESERVATION OF HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS / TEMPLES AND CEMETERIES IN NAKHICHEVAN-ON-DON / THE HISTORY OF NAKHICHEVAN-ON-DON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козлов Сергей Сергеевич

Старая часть современного Ростова-на-Дону представляет собой основу культурно-исторического облика города и отражение его прошлого, являясь памятником истории. Сохранение культурно-исторического наследия актуально в связи с застройкой центральной части города. В том числе это важно и для той территории, которую занимала Нахичевань-на-Дону (ныне Пролетарский район), основанная армянскими переселенцами из Крымского ханства в 1779 г. (через 30 лет после основания Темерницкой таможни и через 18 лет после основания крепости св. Димитрия Ростовского (будущего г. Ростова-на-Дону)). Мемориальные места и погребальные территории являются важной частью духовной жизни и исторической памяти жителей города. Исследуются кладбища и храмы старого г. Нахичевани-на-Дону: армянское кладбище и храм Сурб Карапет, а также православное кладбище и храм иконы «София премудрость Божия». Раскрываются отношение к ним администрации и населения города, политика государства на различных исторических этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF CHURCHES AND CEMETERIES OF THE CITY OF NAKHICHEVAN-ON-DON

The old part of the modern Rostov-on-Don, represents the cultural and historical appearance of the city and reflects its past, being a monument of history. The preservation of the cultural and historical heritage of the modern city is relevant in connection with the construction of its central part. We believe that it is vitally important for such a territory of modern Rostov-on-Don, as the area of the old city of Nakhichevan-on-Don (now Proletarsk district). It was founded by Armenian settlers from the Crimean Khanate in 1779 (30 years after the Temernik customs was founded and 18 years after the erection of the fortress of St. Demetrius of Rostov (the future city of Rostov-on-Don). Memorial places and burial grounds, such as temples and cemeteries, are an important part of the spiritual life and historical memory of the inhabitants of the city. In Nakhichevan-on-Don by the beginning of the twentieth century there were two cemeteries: the Armenian Surb Karapet and the Orthodox. The article examines the cemeteries and temples of the old city of Nakhichevan-on-Don: the Armenian cemetery and the Surb Karapet temple, as well as the Orthodox cemetery and the temple of the icon “Sophia the Wisdom of God”. The attitude to them of the administration and the population of the city, the policy of the state at various historical stages are revealed.

Текст научной работы на тему «К истории церквей и кладбищ города Нахичевани-на-Дону»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

2018. No. 2

УДК 94(470+57) «17/1917»

DOI 10.23683/0321-3056-2018-2-60-64

К ИСТОРИИ ЦЕРКВЕЙ И КЛАДБИЩ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ

© 2018 г. С.С. Козлов а

а Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону, Россия

TO THE HISTORY OF CHURCHES AND CEMETERIES OF THE CITY OF NAKHICHEVAN-ON-DON

Старая часть современного Ростова-на-Дону представляет собой основу культурно-исторического облика города и отражение его прошлого, являясь памятником истории. Сохранение культурно-исторического наследия актуально в связи с застройкой центральной части города. В том числе это важно и для той территории, которую занимала Нахичевань-на-Дону (ныне Пролетарский район), основанная армянскими переселенцами из Крымского ханства в 1779 г. (через 30 лет после основания Темерницкой таможни и через 18 лет после основания крепости св. Димитрия Ростовского (будущего г. Ростова-на-Дону)).

Мемориальные места и погребальные территории являются важной частью духовной жизни и исторической памяти жителей города. Исследуются кладбища и храмы старого г. Нахичевани-на-Дону: армянское кладбище и храм Сурб Карапет, а также православное кладбище и храм иконы «София - премудрость Бо-жия». Раскрываются отношение к ним администрации и населения города, политика государства на различных исторических этапах.

Ключевые слова: культурно-исторический облик, сохранение памятников истории и культуры, храмы и кладбища г. Нахичевань-на-Дону, история г. Нахичевань-на-Дону.

The old part of the modern Rostov-on-Don, represents the cultural and historical appearance of the city and reflects its past, being a monument of history. The preservation of the cultural and historical heritage of the modern city is relevant in connection with the construction of its central part. We believe that it is vitally important for such a territory of modern Rostov-on-Don, as the area of the old city of Nakhichevan-on-Don (now Proletarsk district). It was founded by Armenian settlers from the Crimean Khanate in 1779 (30 years after the Temernik customs was founded and 18 years after the erection of the fortress of St. Demetrius of Rostov (the future city of Rostov-on-Don).

Memorial places and burial grounds, such as temples and cemeteries, are an important part of the spiritual life and historical memory of the inhabitants of the city. In Nakhichevan-on-Don by the beginning of the twentieth century there were two cemeteries: the Armenian Surb Karapet and the Orthodox. The article examines the cemeteries and temples of the old city of Nakhichevan-on-Don: the Armenian cemetery and the Surb Karapet temple, as well as the Orthodox cemetery and the temple of the icon "Sophia - the Wisdom of God". The attitude to them of the administration and the population of the city, the policy of the state at various historical stages are revealed.

Keywords: cultural-historical appearance, preservation of historical and cultural monuments, temples and cemeteries in Nakhichevan-on-Don, the history of Nakhichevan-on-Don.

Данная тема является актуальной и малоизу- градостроительства на Дону, социальной поли-ченной проблемой, она связана с этно- тикой Российского государства в Северном конфессиональными процессами и историей Причерноморье, Приазовье и на Северном Кав-

а

S.S. Kozlov a

Rostov Regional Museum of Local History, Rostov-on-Don, Russia

а

Козлов Сергей Сергеевич -

старший научный сотрудник,

Музей русско-армянской дружбы,

Ростовский областной музей краеведения,

ул. Большая Садовая, 79, г. Ростов-на-Дону,

344052, Россия.

Е-mail: sid.220788@bk.ru

Sergey S. Kozlov -Senior Researcher,

Museum of Russian-Armenian Friendship, Rostov Regional Museum of Local History, Bolshaya Sadovaya St., 79, Rostov-on-Don, 344052, Russia. E-mail: sid.220788@bk.ru

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

казе. К ее разработке подтолкнул повышенный интерес посетителей «Музея русско-армянской дружбы» - отдела Ростовского областного музея краеведения - к памятникам истории, культуры и архитектуры старой Нахичевани (ныне Пролетарский район Ростова-на-Дону). В условиях активной застройки исторической части города многие памятники исчезают, разрушаются, меняют первоначальный облик. Это относится не только к архитектуре, но и погребальным территориям, храмовым комплексам. Проблема сохранения памятников истории и культуры в современном г. Ростове-на-Дону особенно актуальна, город теряет индивидуальность, изменяется планировка, «историческое лицо» размывается.

Храмы и кладбища всегда были и сегодня являются важной частью духовной и исторической памяти нашего народа. На примере кладбищ и храмов старого г. Нахичевани-на-Дону автор предлагает рассмотреть процесс сохранения и уничтожения памятников культурно-исторического наследия в различные эпохи.

Город Нор-Нахичеван (с 1838 г. - Нахичевань-на-Дону) был основан близ крепости св. Димитрия Ростовского в низовьях Дона армянами-переселенцами из Крыма по указу императрицы Екатерины II в 1779 г. и стал центром Ново-Нахичеванской армянской колонии. Поселившись здесь, армяне наряду с жилой и промышленной застройкой вели строительство храмов Армянской апостольской церкви.

В Нахичевани изначально было 6 церквей. Кафедральный собор Сурб Лусаворич (св. Григория Просветителя) располагался на центральной площади города. Церкви Сурб Теодорос (св. Тороса, или св. Федора), Сурб Аствацацин (Воскресенская церковь), Сурб Никогос (Никольская церковь), Сурб Амбарцум (Успенская церковь), Сурб Геворк (Георгиевская церковь) -все эти 5 храмов находились на окраинах города. Храмы были заложены в 1781-1783 гг., завершены и освящены соответственно в 17831787 гг. [1, с. 273-274]. Исключением стал храм Григория Просветителя, строительство которого завершилось гораздо позже (1783-1807 гг.).

В монографии В.Б. Бархударяна говорится, что «церковь св. Просветителя (Сурб Лусаво-рич) и другие строились в русско-византийском стиле» [2, с. 74]. Всего же в г. Нахичевани-на-Дону на 1904-1905 г. насчитывалось: православных церквей, соборов, монастырей и часовен - 1, единоверческих церквей и часовен -

нет, раскольничьих - нет, армяно-григорианских церквей - 7, монастырей - 1, римско-католических церквей - нет, протестантских церквей - нет, еврейских синагог -нет, молитвенных школ - 1, магометанских мечетей - нет, калмыцких хурулов - нет [3]. Священнослужителей в Нахичевани насчитывалось 218 [2, с. 97].

Почти у всех церквей, кроме главного собора, были кладбища в своих оградах, а храмы св. Амбарцума и св. Тороса имели кладбища за чертой города, для бедных прихожан этих храмов [4, с. 72]. У храма св. Просветителя в своей ограде кладбища не было. Ему отвели место за пределами города, за 1 -й Степной улицей в районе 10-й линии приблизительно в 1860-е гг. [1, с. 276]. Оно изначально не имело своей кладбищенской церкви, относилось к собору св. Лусо-ворича.

Нахичеванская купеческая вдова, дворянка Акулине Погосовна Аладжалова, умершая в 1871 г., в своем духовном завещании, утвержденном Таганрогским окружным судом 26 ноября 1871 г., дала следующие распоряжения: «...из сосредоточенного в банке всего капитала моего с наросшими процентами три части я определяю: А) на сооружение при Нахичеван-ском армянском соборном кладбище каменной церкви во имя Иоанна Крестителя и при ней деревянного наместнического дома, так же на устройство при этих зданиях колодца. Б) На постройку зданий же при кладбище нескольких деревянных домиков для жительства бедных беспричастных армянских семейств. Исполнение выше изложенной воли завещательницы возложенным этим же завещанием на душеприказчиков» [5, л. 1].

Душеприказчиками у А.П. Аладжаловой числились ее племянник, почетный гражданин г. Нахичевани-на-Дону И.Е. Хатранов, также гласные нахичеванской городской думы Христофор Титров и Николай Аджемов [5, л. 1]. 29 января 1875 г. городской голова Нахичевани-на-Дону отправил верховному патриарху и католикосу всех армян Кеворку IV прошение о дозволении строительства нового храма, на что получено согласие [5, л. 2]. Городская управа разработала проект строительства храма и отправила его в Екатеринославское губернское правление [5, л. 3].

Министерство внутренних дел 24 февраля приняло резолюцию № 143, в которой поручило губернскому архитектору Бродницкому прове-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

сти осмотр грунта земли под строительство кладбищенской церкви. Одновременно оно указало губернскому правлению выделить причитавшиеся для его командировки средства по чину статского советника от Екатеринославля до Нахичевани по 1 руб. 20 коп. в сутки, считая за сутки каждые 50 верст и трое суток на исполнение задания [5, л. 4].

Начало строительства храма затянулось. Губернский архитектор не спешил с выездом в Нахичевань, в мае И.Е. Хатранов написал заявление в городскую управу Нахичевани о том, что у него уже готовы все строительные материалы, но он не может приступить к строительству церкви. Губернский архитектор не прибыл на освидетельствование грунта [5, л. 7]. Последовало еще одно обращение в губернское правление [5, л. 8], но архитектор так и не приехал. Тем не менее храм был заложен в 1875 г., строительство длилось 6 лет. 11 июня 1881 г. он был освящен. По мнению Е.А. Шахазиза, автором проекта являлся городской архитектор В.В. Сазонов, строительство возглавлял племянник

A.П. Аладжаловой И.Е. Хатранов, он же был и автором эскизов. Впоследствии В.В. Сазонов и И.Е. Хатранов были похоронены у северовосточного фасада храма [4, с. 72-73].

Объёмно-пространственная композиция церкви Сурб Карапет была построена на сочетании форм базиликального и крестово-купольного храмов [6, с. 102]. Возвышающиеся над первым ярусом центральные и поперечные нефы в трансепте завершаются двенадцатигранным барабаном с шатром [7, с. 90]. В оформлении фасадов прослеживаются традиционные армянские мотивы с резными каменными деталями. В едином стиле с фасадами был оформлен и интерьер церкви, также выполненный по эскизам И.Е. Хатранова и городского архитектора

B.В. Сазонова, а иконостас из орехового дерева в «анийском стиле» - немецким мастером Коф-том. Стены храма и трапезной украшены орнаментальными плетеными рамками и медальонами, в которые помещены фрески. Центральные пилоны увенчаны орнаментальным карнизом. Главная икона храма «Богоматерь» установлена на ступенчатом подиуме за иконостасом.

Подлинные первоначальные фрески помещены в рамках и медальонах: «Георгий Победоносец», «Пантелеимон Целитель», «Святая Варвара-мученица», «Святой Степанос» и др. Они выполнены в академической манере и поражают своей лаконичностью, строгостью и благородством ко-

ричнево-оливкового колорита. Уникальная красота здания церкви Сурб Карапет определена необычной, взятой из древности декорировкой, основанной на контрасте белого камня (тонко профилированных тяг, аркад, хачкаров) и плоскостей красной кирпичной кладки. Е.А. Шахазиз считал эту церковь «единственной в России, построенной в древнеармянском стиле» [4, с. 72].

Одновременно с церковью на территории кладбища на средства А.П. Аладжаловой была построена богадельня [4, с. 72]. Она состояла из основного корпуса и пяти небольших, прямоугольных в плане, с выступами на торцах подсобных строений. Одноэтажное здание с подвалами сейчас используется как склад. Богадельня была рассчитана на обслуживание 60 одиноких бедных людей преклонного возраста. Жилые комнаты на несколько человек выходили в идущий параллельно главному фасаду длинный коридор. Конфигурация плана торцевых сторон несколько измельчена устройством небольших умывальных комнат и санитарных узлов, что, однако, не повлияло на стройность внешнего облика постройки.

По архитектурному убранству здание богадельни родственно жилым домам нахичеванцев конца XIX в. Оно расположено на территории, ранее отведенной Армянскому кладбищу, рядом с домом священника и входит в комплекс застройки подворья церкви Сурб Карапет. Начиная с советского времени, здание находится в оперативном управлении командования воинской части. В настоящий момент проходит процесс передачи его в ведение администрации кладбища, благодаря чему будет полностью восстановлен архитектурный комплекс, состоящий из храма Сурб Карапет и богадельни. Дом священника также входит в комплекс застройки подворья церкви Сурб Карапет. Он прямоугольной конфигурации в плане, одноэтажный, кирпичный, с многоскатной чердачной крышей, представляет интерес как элемент застройки подворья храмового комплекса церкви Сурб Карапет.

Кладбище имеет площадь 14 га, планировка -регулярная, в виде сетки пересекающихся аллей, разделяющих территорию на прямоугольные кварталы, объединяющие участки, принадлежащие отдельным семействам. С конца XIX в. их стали ограждать металлическими решетками, художественная форма которых менялась в зависимости от времени их сооружения. Церковь Сурб Карапет находится в юго-восточной части

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

кладбища как один из основных объектов комплекса. К храму ведут центральная продольная и поперечная аллеи - от южных и западных ворот, выходящих на 10-ю и 2-ю линии. Южный портал церкви, располагающейся у центральной аллеи кладбища, ныне является главным входом в храм. На армянском кладбище похоронены многие общественные деятели и деятели культуры г. Нахичевани и Ростова-на-Дону.

В Нахичевани-на-Дону, помимо армянского, было и православное кладбище. Находилось оно недалеко от армянского и имело свою церковь. Конечно, долгое время Нахичевань-на-Дону была городом с преимущественно армянским населением. Но начиная с 1860-х гг. в связи с постройкой завода «Аксай», мельницы братьев Парамоновых, шерстомоек и других промышленных заведений, начинается приток русского населения в город. Вскоре встал вопрос о постройке православного храма [1, с. 277]. Долго выбирали место строительства. В результате выбрали территорию западнее окраины города, напротив Георгиевской церкви, в створе улицы, позже получившей название 1-й Софиевской (ныне 1-я Майская улица). В 1863 г. была построена первая православная церковь Нахичевани, освященная в честь св. мученицы Софии (Софиевская). Главной храмовой иконой стала «София-Премудрость Божия» [8, с. 123].

Это был деревянный храм размером 17*10 саженей (36*21 м), на каменном цоколе, с шатровым завершением светового барабана и одноярусной звонницей высотой 15 м. Рядом с церковью в том же 1863 г. построили одноэтажное кирпичное здание православной церковноприходской школы [8, с. 124]. Так как храм был маленький, а русское население росло, 29 октября 1900 г. на заседании попечительского совета Софиевской церкви пришли к заключению, что приходу требуются: 1) постройка более или менее обширного каменного, теплого храма; 2) постройка или по крайней мере расширение школы и 3) устройство богадельни для престарелых и увечных [9, л. 1, 2]. Необходимость эта объяснялась тем, что к началу ХХ в. численность русского населения г. Нахичевани-на-Дону выросла и превышала цифру в 10 000 человек, из-за чего и встал вопрос о строительстве более вместительного, отапливаемого каменного храма, увеличения помещения школы и организации богадельни. Позже для этих целей попечительский совет попросил выделить городскую землю к югу до 1 -й Соборной улицы, об-

щей площадью 2500 кв. саженей (5325 кв. м) [9, л. 1, 2]. Прошение это было отправлено в городскую думу 15 ноября. Попечительский совет церкви на случай, если городская дума не сможет выделить землю до 1 -й Соборной, попросил выделить территорию на восток до 1 -й Софиевской [9, л. 5].

На заседании, состоявшемся 5 марта 1901 г., городская управа принимает решение удовлетворить оба ходатайства попечительского совета Софиевской церкви и выделить землю в собственность храма в размере 40 саженей (85,2 м) в длину до 1 -й Соборной и в ширину 20 саженей (42,6 м) до 1-й Софиевской улицы [9, л. 7]. 26 апреля городская управа поручила городскому архитектору Н.Н. Дурбаху просчитать и замерить выделяемую храму площадь. 15 мая Дурбах составил акт о выделении храму городской земли 40 саженей (85,2 м) с севера на юг и 20 саженей (42,6 м) с запада на восток, общей площадью в 800 саженей (3640 кв. м) [9, л. 10].

В 1904 г. был заложен монументальный пятиглавый Софиевский храм. Авторство проекта приписывают ростовскому архитектору В.В. Попову. Церковь освящена в 1912 г. [8, с. 124]. По ул. 1-й Степной к северо-западу от Софиевского храма находилось православное кладбище г. Нахичевани-на-Дону [1, с. 276]. Так как кладбище располагалось в отдалении от храма, при нем была деревянная часовня, построенная в 1863 г. и причисленная к Софиевскому храму [8, с. 124]. Часовня была освящена в честь святой царицы Александры. Каменное здание часовни, так же как и Софиевской церкви, построили в 1904 г. в стиле русского классицизма. В 1910 г. к ней была помещена шатровая звонница. На Софиевском кладбище изначально похоронили протоиерея Иоанна Домовского, позже после сноса кладбища его перезахоронили на армянском кладбище.

В 1955 г. северный фасад часовни преобразовали и в создавшемся левом пределе освятили престол во имя св. Александра Невского. Сама же Софиевская церковь просуществовала недолго. Еще в 1934 г. ее закрыли и стали разбирать. Когда часть стен была убрана, заложили взрывчатку, и храм был взорван [8, с. 124]. На месте, где располагалось подворье Софиевской церкви, сейчас находится детская больница № 1, естественнонаучный лицей № 11, в здании бывшей церковно-приходской школы расположен детский сад.

Итак, с течением времени и ростом Нахичевани в результате политики советского государства по

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

отношению к церкви в городе остались к настоящему времени одно армянское кладбище и армянский храм. К сожалению, многие старинные памятники и мемориальные места утрачены навсегда. Кладбище закрыто, разрешены подзахоронения к родственникам. За советские годы и новейшее время территория кладбища сократилась, здания дома священника и богадельни оказались на территории военной части, большинство склепов разрушены, от них остались лишь фундаменты.

Советское время не пощадило старые памятники, с них снимались мраморные плиты, обрамлявшие их ограждения и украшения. Только кладбищенский храм Сурб Карапет сохранился полностью, его внутреннюю роспись в наше время полностью восстановили мастера из Санкт-Петербурга. Как отмечалось выше, кладбище стало последним приютом для многих общественных, политических, культурных и научных деятелей Ростова и Нахичевани-на-Дону. Их имена и фамилии о многом могут сказать жителям города. Это первый историк Ростова-на-Дону и общественный деятель Г.Х.Чалхушьян, и городской архитектор Нахичевани Н.Н. Дурбах, и городской голова Ростова-на-Дону П.Ф. Горбачев, и известный фольклорист А.М. Листопадов. В целом же облик старого Армянского кладбища запущен и плачевен.

Православное кладбище, открытое во второй половине XIX в., к сожалению, не сохранилось, как и православный храм «Иконы св. Софии -Премудрости Божьей». В настоящее время уцелела только кладбищенская часовня с несколькими могилами русских купцов-нахичеванцев. На месте кладбища располагаются жилые кварталы частного сектора, отчасти стадион «Юность России» (бывш. «Трудовые резервы») и парк им. Октябрьской революции. Софиев-ский храм уничтожен, на его месте находятся естественно-научный лицей № 11 и детская городская больница № 1. Здание церковноприходской школы сохранилось, но в нем располагается детский сад на территории парка им. Октябрьской революции. Эти памятники архитектуры навсегда утрачены для потомков.

Литература

1. Келле-Шагинов И.М. Моя единственная жизнь: дневники и воспоминания. Ростов н/Д. : Старые русские, 2015. 320 с.

Поступила в редакцию / Received

2. Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань (1779-1917) / ред. С. Дароян, В. Хачатурян; пер. с арм. Н. Григорова. Ереван: Айастан, 1996. 528 с.

3. ГАРО. Ф. 91. Оп. 4. Д. 85. Л. 1.

4. Шахазиз Е.А. Новый Нахичеван и новонахи-чеванцы. Монастырь Сурб Хач Нового Нахичевана. Ростов н/Д. : Книга, 2005. 240 с.

5. ГАРО. Ф. 91. Оп. 1. Д. 124.

6. Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов н/Д. : Малыш, 1999. 289 с.

7. Халпахчьян О.Х. Архитектура Нахичевани-на-Дону. Ереван : Айастан, 1988. 166 с.

8. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов н/Д. : NB, 2006. 240 с.

9. ГАРО. Ф. 91. Оп. 1. Д. 1022.

References

1. Kelle-Shaginov I.M. Moya edinstvennaya zhizn': dnevniki i vospominaniya [My Only Life: Diaries and Memoirs]. Rostov-on-Don: Starye russkie, 2015, 320 p.

2. Barkhudaryan V.B. Istoriya armyanskoi kolonii Novaya Nakhichevan' (1779-1917) [History of the Armenian Colony of New Nakhichevan (1779-1917)]. Ed. by S. Daroyan, V. Khachaturyan; tr. from Arm. by N. Grigo-rov. Yerevan: Ayastan, 1996, 528 p.

3. GARO [State Archives of the Rostov Region]. Fund 91. In. 4. File 85. L. 1.

4. Shakhaziz Ye.O. Novyi Nakhichevan i novona-khichevantsy. Monastyr' Surb Khach Novogo Nakhiche-vana [New Nakhichevan and Novonakhichevan. The Monastery of Surb Khach New Nakhichevan]. Rostov-on-Don: Kniga, 2005, 240 p.

5. GARO [State Archives of the Rostov Region]. Fund 91. In. 1. File 124.

6. Esaulov G.V., Chernitsyna V.A. Arkhitekturnaya letopis' Rostova-na-Donu [Architectural Chronicles of Rostov-on-Don]. Rostov-on-Don: Malysh, 1999, 289 p.

7. Khalpakhch'yan O.Kh. Arkhitektura Nakhichevani-na-Donu [The Architecture of the Nakhichevan-on-Don]. Yerevan: Ayastan, 1988, 166 p.

8. Malakhovskii Ye.I. Khramy i kul'tovye sooru-zheniya Rostova-na-Donu, utrachennye i sushchestvuyushchiye [Churches and Religious Buildings of Rostov-on-Don, the Lost and the Existing]. Rostov-on-Don: NB, 2006, 240 p.

9. GARO [State Archives of the Rostov Region]. Fund 91. In. 1. File 1022.

_6 марта 2018 г. / March 6, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.