Научная статья на тему 'ТЕКСТУАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТАНЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ)'

ТЕКСТУАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТАНЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ / СЕМИОТИКА / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ХИП-ХОП / ПАППИНГ / ВЕЙВИНГ / ВОГ / ДАНСХОЛЛ / ВААКИНГ / КОНТЕМПОРАРИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна, Пасекова Александра Александровна

Рассматривая современные стили и направления танца с точки зрения семиотического анализа, мы берем во внимание теоритические данные этих стилей, их становление, развитие и нынешнее актуальное положение. В пространстве современной танцевальной культуры представлено внушающее количество стилей, большую часть из которых мы проанализируем в данной работе. В каждом из направлений мы выделяем знаки, символы и интерпретации, которые проявляются в них при импровизации, постановке или в баттловой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTUALITY OF MODERN DANCES (ON THE EXAMPLE OF TRENDS DEVELOPING IN THE SPACE OF MODERN DANCE CULTURE)

Considering modern styles and directions of dance from the point of view of semiotic analysis, we take into account the theoretical data of these styles, their formation, development and current current situation. In the space of modern dance culture, an impressive number of styles are presented, most of which we will analyze in this work. In each of the directions, we highlight the signs, symbols and interpretations that appear in them during improvisation, staging or in the battle sphere.

Текст научной работы на тему «ТЕКСТУАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТАНЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ)»

заповедник; ред.: В.П. Казарин, А.И. Айбабин, М.Р. Акулов. - Симферополь: Крымский архив, 2002. - 203 с.

15. Мир усадебной культуры: материалы II Крымских Международных научных чтений [Крым, Алупка, Воронцовский дворец, 11-13 мая 2001 г.] / Крым, центр гуманит. исслед., Реском по охране культур, наследия, Алупк. гос. дворцово-парковый музей-заповедник; ред.: В.П. Казарин, А.И. Айбабин, М.Р. Акулов. - Симферополь: Крымский архив, 2002. - 147с.

УДК 008:793.3

ТЕКСТУАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТАНЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ

ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ)

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Пасекова Александра Александровна,

студентка

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Рассматривая современные стили и направления танца с точки зрения семиотического анализа, мы берем во внимание теоретические данные этих стилей, их становление, развитие и нынешнее актуальное положение. В пространстве современной танцевальной культуры представлено внушающее количество стилей, большую часть из которых мы проанализируем в данной работе. В каждом из направлений мы выделяем знаки, символы и интерпретации, которые проявляются в них при импровизации, постановке или в баттловой сфере.

Ключевые слова: текст культуры, семиотика, танцевальная культура, хип-хоп, паппинг, вейвинг, вог, дансхолл, ваакинг, контемпорари, экспериментам.

Annotation. Considering modern styles and directions of dance from the point of view of semiotic analysis, we take into account the theoretical data of these styles, their formation, development and current current situation. In the space of modern dance culture, an impressive number of styles are presented, most of which we will analyze in this work. In each of the directions, we highlight the signs, symbols and interpretations that appear in them during improvisation, staging or in the battle sphere.

Key words: culture text, semiotics, dance culture, Hip-hop, Popping, Waving, Dancehall, Vogue, Waacking, Contemporary dance, Experimental dance.

Постановка проблемы. Танцевальная культура, имеющая тысячелетнюю историю развития, является одним из феноменальных видов искусств. Ни одна культура не обходилась без такого явления, как танец, являющегося отражением культурного развития человечества на протяжении его истории. Танец - это сложный культурный, художественный текст, то есть высказывание на естественном языке, превращенное в закодированную формулу.

Способность использовать язык может осуществляться разными путями, не обязательно в звуковой форме, ведь люди общаются между собой не только с помощью слов, но и посредством телесных движений. Высокий семантический статус танцевального искусства позволяет избрать его в качестве объекта специального рассмотрения.

Целью данной статьи является выявление текстуальности в современных стилях танцев.

Изложение основного материала. Hip-hop (хип-хоп). Данный стиль танца развивается с 1967 г. и изначально появился в неблагополучном районе Нью-Йорка -Южном Бронксе. Тщательно изучив базовые движения и принципы, на которых строится фристайл, мы выделяет следующие знаки и символы в этом обширном стиле.

Running man - это базовое движение в хип-хопе, которое полностью отражает словосочетание «бегущий человек». При выполнении этого движения создается иллюзия, что танцор бежит, но на самом деле он стоит на месте. Базовые движения smurf, bart simpson и rogger rabbit - взяли свое название из разных мультфильмов того времени, что говорит нам о символизме, которым пропитан весь хип-хоп.

В сфере соревнований между танцорами (в баттлах) мы обнаружили целостный язык жестов и движений, каждый из которых имеет определенное значение. Данный язык можно отнести к культуре брейк-данса, хип-хоп и других уличных направлений.

Crash! - данный жест визуально выглядит, как похлопывание ладонью по полу. Многие неосведомленные танцоры считают, что это проявление уважения или аплодисменты, но на самом деле такой жест несет негативный характер. Хлопок по полу применяется при падении или плохом выполнении любого элемента. На языке сленга это значит «запороть» (испортить) собственный выход. Если танцор во время баттла потерял равновесие, пошатнулся или поскользнулся это крэш!

Fish Lips (байт) - жест в баттловой сфере, который выглядит, как удар локтя одной руки об локоть другой. Если танцору показывают такой жест, то это значит, что он позаимствовал (украл) чужое движение другого человека. Известно, что каждый танцор нарабатывает свои движения и тут важно понимать, что байтом может выступать не все. Базовые движения, комбинации, вариации и позы - не могут быть байтом. А вот конкретное движение, придуманное определенным танцором, а потом примененное другим - байт. Иными словами, это «выдранный кусок» чужого стиля или чужое наработанное движение.

Smoked! - «тебя выкурили!» Этот жест является одним из серьезных, так как его название говорит само за себя. Если ваш выход во время баттла просто «убивает» соперника и он чувствует себя побежденным, не в силах дать вам отпор, то вы «выкурили» его! Такой жест знаменует абсолютную победу. Визуально выглядит этот жест, как воображаемая затяжка сигаретой и выбрасывание ее в сторону.

Во время баттла танцор может показать пальцами на ухо, что будет указывать сопернику, что он не слышит музыку и танцует мимо нее. Жест двух пальцев, которые стремятся на глаза того, кто его демонстрирует, значит для противника, как вызов, чтобы он приготовился и смотрел внимательнее. Жест, обращающий внимание на часы на руках, расшифровывается, как несоблюдение временных рамок и слишком длинный раунд в баттле.

Popping (паппинг). В этом стиле танца мы нашли множество знаков, символов и образов, которые легко читаются и становятся понятными зрителю при объяснении. Стиль берет начало ориентировочно в 1970-х гг. в небольшом городе Фресно (Калифорния). В честь этого города названо первое базовое движение стиля, что символизирует преданность истокам и уважение к месту, где все зарождалось. Паппинг -иллюзорное направление, которое включает в себя множество подструктур. Основой является pop - резкое сокращение в мышцах. Pop - также можно расшифровать, как некий взрыв, когда раскрывается зерно попкорна.

Waving - самостоятельное направление в стиле, которое значит «волноваться». Волна рассматривается в контексте тела и может иметь конец, или быть непрерывной. Все тело визуализируется в виде озера/моря, в котором есть исток, устья, приливы, отливы и т. д. С данным направлением связаны «глайды» - движения ногами, которые визуально напоминают скольжение по воде. К данной группе знаковых движений относится cobra -комбинация напоминающая извивание кобры. В таком способе движения активно задействованы почти все части тела.

Также есть несколько техник, которые взяты из нашей повседневной жизни и будут понятны при расшифровке. Toyman - игрушечный человек, который способен двигаться ограниченно и только по своей структуре. «Марионетка» - техника движения, в которой танцор представляет себя и свои части тела в подвешенном состоянии и многие части тела при импровизации расслаблены. «Пугало» - принцип движения в паппинге, когда

руки вытянуты в стороны и зафиксированы. Функционал в такой импровизации будет очень ограниченным, так как танцор полностью вживается в роль пугало.

Dancehall (дансхолл). Женственный стиль танца, который зародился на солнечной Ямайке и стал ответвлением рэгги в период с 1960-х по 1970-е гг. Множество движений из этого стиля являются знаковыми, и мы постараемся их интерпретировать. Подстиль badman связан с плохими временами и криминальными парнями. Именно поэтому движения в этом стиле агрессивны и динамичны. Во многих комбинациях присутствует жест выстрела пистолета, что лишний раз отсылает нас в те тяжелые «бандитские» времена.

Противоположным подстилем является female, в котором много женственности и раскрепощения. Танцуя в такой манере, женская половина Ямайки притягивала внимание мужчин. Основой dancehall female является wine - плавное движение бедрами по кругу. Если упомянуть символическое значение круга, мы приходим к мнению, что это некая цикличность и полное отсутствие углов и остановок. Круг выступает как момент постоянного обновления и начала жизни.

Vogue (вог). Эпатажный стиль танца, который зародился в 1970-х гг. в клубах Нью-Йорка. Основателями стиля являются латиноамериканские гомосексуальные мужчины. Взрывом в вог культуре стала премьера певицы Мадонны песни Vogu» в 1990 г. В клип были приглашены танцоры этого стиля.

Танцевальный стиль имеет три основных направления (подстиля), каждый из которых имеет свои ярко выраженные особенности (Old Way - позировки, New Way - акробатика, Vogue Femme - женственность). Одним из самых распространенных жестов в стиле является щелчок пальцами, который сопровождается фразой «эй» или «ай», когда танцующий падает на пол или «уходит в дип». Есть несколько видов походок, которые относятся к vogue femme и также поддаются анализу. Catwalk - походка кошки, очень часто используется на вог балах для презентации себя. Dackwalk - утиная походка. Hands performance - номинация, в которой задействованы только руки.

Contemporary (Контемпорари). Contemporary dance - переводится как «современный танец» и включает в себя множество стилей и техник. Главная особенность этого танца в том, что он обладает способностью развивать индивидуальность. Считается, что характерной особенностью contemporary dance является то, что в нем, танцующий находится в состоянии «здесь и сейчас», связанного с интеграцией всех аспектов личности.

Наиболее распространенными символами и знаками являются движения, которые соотносятся с жизнью. Падения, сжатие, раскрытие, прыжки, вырастание, перекатывание - все это взято из жизненных реалий и символизирует разные этапы в жизни человека. В контемпорари особое место занимает индивидуальность и все что вложено автором -может выступать в виде зашифрованного знака или символа.

В contemporary dance особое место отведено природе и животному миру. Достаточно часто педагоги этого направления на своих занятиях предлагают своим ученикам визуализировать себя как животное или растение. Также внимание уделяется космологическим процессам и стремлению к нему. Космос (греч. Kosmos) - «порядок» или «упорядоченность». Подобно космосу в теле могут происходить, как упорядоченные процессы, так и хаос.

Говоря о contemporary dance, jazz-modern и современном танце в целом, стоит сказать о присутствии символизма в коллективных постановках, в этих жанрах. За основу берутся некоторые схемы, связанные с пространством, такие как: круг, крест, спираль и т.д.

Круг в древности обозначал цикличность годовых сезонов, обновление и божественное начало. В коллективной постановке круг часто выступает связующим звеном между танцорами, логичным и гармоничным элементом, потоком и балансом. Крест - это, прежде всего геометрическая фигура, которая имеет две пересекающиеся линии. На стыке двух линий в танце происходит момент экспрессии. Если рассматривать спираль с точки зрения символики, то можно сказать, что это круговорот времени. Спираль - весьма сложный символ, который использовался со времен палеолита. В танце спираль может присутствовать в виде траектории, концепции движения или рисунка. Спираль также считают символом созидательной силы.

Experimental dance. Экспериментам не является стилем, так как его правильнее определить как подход или направление. Не является стилем, так как в нем отсутствуют базовые или характерные ему движения. Данный стиль синтетичен и вбирает в себя сразу несколько аспектов танца. Наиболее известная фигура в этом направлении - Уильям Форсайт, который создал собственную труппу экспериментального движения. Из его принципов можно выделить линию, как самостоятельную движенческую практику в танце.

Линия символизирует путь, по которому человек идет по жизни. Горизонтальная линия обозначает мир в состоянии сейчас, пассивный ход события. Линия по вертикали обладает активным аспектом, духовностью, связанной с мировой осью. Волнистая - идея движения (воды, тепла солнечных лучей и небесных тел), как раз то, что мы можем проследить с точки зрения танца. И последний вариант линии - прямая, обозначающая время, которое движется из точки отчета и до бесконечности.

В экспериментальном подходе к движению важной составляющей является эмоция и состояние. Только погружаясь в себя можно достичь образного мышления, отключить сферу разума и извлекать из тела все ресурсы.

Waacking. Waacking был создан под влиянием underground Disco. В то время ваакинг танцевали афроамериканцы и латиноамериканцы, так как стиль зародился в гей-клубах из-за ущемления чернокожих и сексуальных меньшинств. Лозунгом стиля является «празднование себя» (Celebrate yourself). Основным инструментом танцора являются руки и кисти. Кисть является индикатором настроения. Кулак обычно используют мужчины, тем самым показывая свою силу. Рука может быть мягкой, как облако, резкой, как ветер, твердой как камень. Мы анализируем и видим, что во многих стилях танца важную часть занимает способность к образному мышлению и визуализации. Эти умения необходимо разрабатывать, так как благодаря им появляются новые ощущения в теле и танце.

Одним из основных базовых движений является waack или петля. Это движение рукой, которое исполняется на высокой скорости и прокручивается в суставах, доставая до лопатки. В энциклопедии знаков и символов мы наталкиваемся на следующую трактовку петли: «двойственный знак остановки, закрепления и овладения чем-либо». Так как ваакинг сложен, в техническом исполнении, мы можем провести аналогию с овладением техники.

Выводы. Проанализировав современные стили и направления танца, мы, приходим к выводу, что каждый из них поддается семиотическому анализу, осмыслению и выявлению знаковых структур. Семиотика в танце выражается в различных формах: позы, фигуры, образы, интерпретации, визуализированные представления, конкретные знаки и собственный танцевальный язык.

Безусловно, с точки зрения культурологии, важно развивать в себе умение аналитического мышления, для того чтобы воспринимать искусство танца не поверхностно, а более глубоко и осмысленно. Язык танца представляет собой многоуровневую структуру, в которой место уделено не только физической составляющей процесса, но и эмоциональной, психической, творческой.

Список литературы:

1. Барт,Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / БартР.; пер. с фр. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

2. Бейнс, С. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн / Салли Бейнс. - М.: ООО «АртГид», 2018.-312 с.

3. Брыжак, О.В. Текстуальность танца в контексте диалога культур на примере танцев народов Крыма (славянская и крымскотатарская культуры) / Ольга Владимировна Брыжак // Текст и коммуникация в пространстве культуры: коллективная монография / под общ. ред. Д.С. Берестовской, И.А. Андрющенко. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - С. 66-73.

4. Кокорина, Е.Г. Анализ подходов к исследованию текстуальности творческого пространства // Екатерина Георгиевна Кокорина // Текст и коммуникация в пространстве культуры: коллективная монография / под общ. ред. И.А. Андрющенко. - Симферополь: КФУ им. В.И. Вернадского, 2021. - 184 с. - С. 37-42.

5. Пасекова, А.А. Танец как текст в культурном пространстве Средневековья и Возрождения: семиотический подход / А.А. Пасекова // Молодая культурология: материалы IV студенческой научной конференции (13-15 апреля 2021, Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2021. - С. 35-37.

6. Тихомирова, Е.Е. Анализ текстов культуры: учебно-методическое пособие / сост. Е.Е. Тихомирова; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014.-277 с.

7. Трипузов, М.Г. К вопросу изучения феномена культурного пространства в зеркале культурологического анализа / Трипузов М.Г. // Культура и цивилизация. - 2019. - Том 9. -№2.-С. 133-140.

8. Хамфри, Д. Искусство сочинять танец. Эмансипация Спящей Красавицы / Дорис Хамфри. - М.: ООО «Арт Гид», 2019. - 192 с.

9. Цорн, А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А.Я. Цорн. - М.: Лань, Планета музыки, 2011,- 544 с.

10. Чурко, Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность: Субъективные заметки о современной хореографии / Ю.М. Чурко. - 2-е изд. - Минск: Полымя, 2009. - 224 с.

УДК 82.0

ПОДГОТОВКА РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИЗДАНИЯ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ: РАБОТА С ОСНОВНЫМ ТЕКСТОМ

Костенко Ирина Вячеславовна,

старший преподаватель

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Грицкова Анастасия Алексеевна,

студентка

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Представлены принципиальные черты прошлых и современных переводов русской классической литературы на иностранные языки, выявленные в ходе сравнительно-исторического анализа и последующего обобщения. С опорой на труды таких видных деятелей в области лингвистики и перевода, как В.Н. Комиссаровой, И.С. Алексеевой, Е.К. Масловского разработан ранее отсутствовавший алгоритм перевода русской классической литературы на иностранные языки и определено место редактора в данном процессе.

Ключевые слова: русская классическая литература, алгоритм перевода русской классической литературы на иностранные языки, исходный язык, язык перевода, этапы перевода.

Annotation. The principal features of past and modern translations of Russian classical literature into foreign languages, revealed by comparative historical analysis and subsequent generalization, are presented. Russian classical literature translation algorithm was developed. The place of the editor in this process was determined. The algorithm was developed based on the works of such prominent figures in linguistics and translation as V.N. Komissarova, I.S. Alekseeva, and E.K. Maslovsky.

Key words: Russian classical literature, algorithm for translating Russian classical literature into foreign languages, source language, target language, stages of translation.

Постановка проблемы. В эпоху глобализации и интеграции всех процессов общества особенно важной становится межкультурная коммуникация, которая является одной из функций переводной художественной литературы. Понимание основ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.