Научная статья на тему 'МЕСТО АРТ-ИНДУСТРИИ В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ КРЫМА'

МЕСТО АРТ-ИНДУСТРИИ В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ КРЫМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА / АРТ-ИНДУСТРИЯ / АРТ-РЫНОК / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Золотухина Арина Юрьевна

Данная статья посвящена анализу значения арт-рынка в развитии туристкой индустрии в Республике Крым. Изучено явление крымского арт-рынка как элемента региональной арт-индустрии. Крымский арт-рынок как туристский и рекреационный ресурс имеет свою уникальную форму создания привлекательного туристического продукта, представляющую впоследствии туристский ресурс региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF THE ART INDUSTRY IN THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY OF CRIMEA

This article is devoted to the analysis of the importance of the art market in the development of the tourism industry in the Republic of Crimea. The phenomenon of the Crimean art market as an element of the regional art industry has been studied. The Crimean art market as a tourist and recreational resource has its own unique form of creating an attractive tourist product, which subsequently represents the tourist resource of the region.

Текст научной работы на тему «МЕСТО АРТ-ИНДУСТРИИ В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ КРЫМА»

3. Кушева, Д.С. Важность соблюдения юзабилити-правил при создании и поддержке интернет-ресурса // Д.С. Кушева / Научные исследования. - 2017. - № 2(13). - С. 10-13.

4. Золотарев, Д.А. Интерактивные технологии в дизайне как инструмент качественного изменения информации // Д.А. Золотарев, Т.В. Белько / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - С. 477-480.

5. Бородина, С.Д. Иллюстрация как средство достижения релевантности текста: межотраслевой подход // С.Д. Бородина, Ю.Г. Еманова, М.К. Яо / Филология и культура. - 2013. - № 4(34). - С. 260-265.

6. Воронцова, Е.А. Влияние цвета в современном искусстве и дизайне на эмоциональное состояние человека // Е.А. Воронцова / Наука, образование и культура. -2019. - С. 55-59.

7. Макарова, К.В. Связь композиции иллюстрации с литературным источником // К.В. Макарова / Преподаватель XXI век. - 2010. - №4. - С. 70-75.

УДК 008:7.075:316.74

МЕСТО АРТ-ИНДУСТРИИ В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ КРЫМА

Золотухина Арина Юрьевна,

аспирант

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Данная статья посвящена анализу значения арт-рынка в развитии туристкой индустрии в Республике Крым. Изучено явление крымского арт-рынка как элемента региональной арт-индустрии. Крымский арт-рынок как туристский и рекреационный ресурс имеет свою уникальную форму создания привлекательного туристического продукта, представляющую впоследствии туристский ресурс региона.

Ключевые слова: туристские ресурсы региона, арт-индустрия, арт-рынок, туристская индустрия, Республика Крым.

Annоtation. This article is devoted to the analysis of the importance of the art market in the development of the tourism industry in the Republic of Crimea. The phenomenon of the Crimean art market as an element of the regional art industry has been studied. The Crimean art market as a tourist and recreational resource has its own unique form of creating an attractive tourist product, which subsequently represents the tourist resource of the region.

Key words: tourist resources of the region, art industry, art market, tourism industry, Republic of Crimea.

Постановка проблемы. Определение перспектив и возможностей развития крымского арт-рынка, а также создание информационного поля в творческих сегментах культуры Крыма, способных влиять на брендирование региона, являются одними из приоритетных для развития туристкой сферы в регионе. Культурные ресурсы Крыма представляют собой многоаспектную платформу, применимую для различного рода художественно-эстетических и организационно-практических модификаций. Эта область деятельности является предметом исследования прикладной культурологии, поскольку связана сетью взаимодействующих субъектов, институций, которые создают, вводят в обращение и потребляют художественную продукцию. Мероприятия, проведенные с целью популяризации крымского региона как базы культурного туризма, способствуют развитию арт-индустрии на международном и внутреннем туристских рынках.

Целью данной статьи является определение места крымского арт-рынка в развитии туристкой индустрии региона.

Изложение основного материала. Сфера культурной экономики находится в стадии подробного определения сегментов, которые формируют основу арт-индустрии. Исследователи в данной области включают и туриндустрию, поскольку продукты, которые она производит также имеют определенное культурное содержание.

Важную роль в определении арт-рынка как туристского ресурса региона играет туристский и рекреационный потенциал. В свою очередь к Н. П. Крачило к туристскому потенциалу относит три группы ресурсов: природный, культурно-исторический и социально-экономический [11]. Из чего следует, что туристский потенциал арт-рынка выступает в качестве культурно-исторического ресурса, поскольку арт-рынок использует продукцию других индустрий культурного сектора: исполнительских искусств, музеев и галерей, культурных достопримечательностей и т.д. В рекреационном потенциале Н.В. Сычева выделяет две группы ресурсов - рекреационные и социально-экономические [13].

Для нашего исследования представляет интерес рекреационный ресурс, включающий антропогенные (материальные и духовные) ресурсы. К ним относятся искусствоведческий, исторический и ряд других ресурсов. По этой причине следует отметить, что арт-рынок формируется в составе искусствоведческих ресурсов.

Более того, учитывая категоризацию культурных продуктов, предложенную исследователями в области арт-менеджмента и туриндустрии, то правомерно заключить, что формирование тура и туристского продукта как культурного продукта туристической отрасли, возможно также благодаря его творческой составляющей.

По этой причине, необходимо выделить связь между туристским и арт-продуктам способную влиять на развитие друг друга. Поскольку в современных условиях немаловажное место уделено тематике арт-продукта размещенного в качестве сувенирного изделия предложенного в сфере туризма.

Во-первых, основной характеристикой, выступающей в создании конечного продукта, является творческая, креативная компонента. Во-вторых, нельзя не отметить существующую взаимосвязь туризма с социально-культурными отраслями.

Сравнивая области культуры с другими формами экономического производства, Н. Гарнам выделяет отличительные характерные черты в виде рисков, связанных со ставками на преобладающую по отношению к другим художественную продукцию, определение конфликтующих ролей между творчеством и коммерцией, высокие и низкие издержки производства продукции отраслей, формирование полусоциальных благ и необходимость создания дефицита [2].

Также креативные индустрии не только взаимосвязаны с экономическими, социальными и культурными изменениями, но также управляют творчеством и распространяют его. Немаловажным, является индустриализированная символическая креативность, которая находится в самом содержании культурных индустрий.

Д. Тросби сформулировал три характерных черты товара, который производят креативные индустрии. Во-первых, наличие креативности как основополагающего фактора производства. Во-вторых, они есть форма воплощения интеллектуальной собственности, но в промышленном масштабе. В-третьих, они наделены и несут в себе символический смысл [15].

По мнению современных зарубежных исследователей выдвигается мнение о том, что индустрия туризма на ряду с индустриями кино, моды, игр, рекламы и др. относится также к культурным индустриям. Таким образом, сфера туриндустрии в современном ее состоянии предполагает прогрессивный и универсальный процесс создания и распределения товаров и сервиса включенных в процессы массовизации и капиталооборота, от создания туров, и заканчивая музейной практикой и т.д.

Главенствующую роль в данном формировании текстов культуры занимает именно культурный туризм как источник определения культурных ценностей. Д. Тросби, определяет культурную ценность, как некую составляющую часть культурных явлений. По его мнению, она состоит из: истинной ценности (выразительность, целостность); духовная ценность (религиозный контекст); социальная, историческая, символическая ценность, ценность подлинности [15].

По мнению Э. Кассирера символические формы, преобразовывают хаос данных в целостный, связный мир, доступный восприятию человека. Важно, что эти формы едины, равны, не исходят одна из другой [10]. При этом они взаимосвязаны. Любая символическая форма - это попытка индивидуальное свести к общезначимому, не уничтожая при этом его самоценности. Для Кассирера все формы познания действительности, даже такие как миф, искусство, язык, обладают своей

рациональностью. Этим неокантианцы существенно отличаются от школ интуитивизма, которые противопоставляли рациональности иррациональность, логическому интуитивное. Образование понятий происходит внутри разных символических форм по разным законам рациональности. Рациональность Кассирером понимается шире привычного значения.

В восприятии жителей материальные и нематериальные символы приобретают определенный смысл и становятся значимой частью в социальном пространстве города, что помогает отстроиться от конкурентов - городов со схожими характеристиками. Как отмечает Б.С. Ерасов необходимо отказаться от спонтанных имиджевых акций и программ, рассчитанных на единичный результат [5, С. 28]. Чтобы включить символический капитал в социальное пространство города и сделать его основой образа территории, необходимо обратиться к опыту стратегического планирования и включить его в систему PR-коммуникаций.

Во всем мире объекты культурного наследия и города, богатые архитектурными, историческими и культурными памятниками, становятся местами паломничества большего числа туристов. Сфера культуры превращается в главную движущую силу развития общества, а символические ресурсы - уникальным торговым предложением.

Обратимся к основным компонентам творческой составляющей, которая является частью креативного продукта туриндустрии. Ввиду того что культурный туризм ориентирован на персонализированное удовлетворение туристских и культурных потребностей, ими могут быть: музыкальные фестивали, ярмарки, экскурсии, на основе которых достигается максимально приближенная связь с культурными практиками и образом жизни. По словам Д. Тросби, специфика культурного туризма определяется его объединением экономической и культурной составляющей в нишевом рынке [15].

В связи с этим заслуживает внимания культурно-просветительский проект «Алтын Майдан», в программу которого входят мероприятия, связанные с изучением народного фольклорного творчества, этнической самоидентификации посредством национальных музыкальных и хореографичных традиций.

В данном аспекте культурный туризм влияет на личностную трансформацию путешественника закладывая в него символическое содержание места пребывания.

Отдельно следует отметить мероприятия, способствующие созданию привлекательного имиджа Крымскому региону посредством проектной деятельности. К ним следует отнести научно-образовательную экспедицию «Крымская кругосветка -2018». Участниками мероприятия были молодые и уже опытные ученые 18 ведущих отечественных университетов и научно-исследовательских институтов. В состав программы входил маршрут по местам: «Киммерии», «Таврики», «Херсонесиды», «Скифии», «Феодоро». Данный проект был нацелен на популяризацию культуры и истории крымского полуострова среди молодого поколения ученых, а также их привлечение к интерактивной форме творческих подходок исследованию территорий.

Определенные связи констатирую ученые антропологи при рассмотрении взаимосвязей цивилизованного туризма. В частности, в работах Н.В. Сычевой и Е.О. Таппасхановой делается вывод о креативном туризме как туризме с помощью которого путешественник может использовать и демонстрировать творческий потенциал, в нем заложенный, через нестандартные интерактивные участия в развлекательных мероприятиях, получая при этом эмоциональный и символический опыт в местах отдыха [13; 14].

Стремясь уйти от натуралистского редукционизма, мы обращаем внимание на семиотику - науку о символах и способах символического конструирования и оперирования. Объектами семиотики являются такие мыслительные структуры, которые соотносятся не с видимой канвой предметов, а с ее воплощением в сфере смыслов, в сфере значимостей (но не значений, к которым отсылает знак, родственное понятие).

Символ, по мнению В.В. Ильина, отечественного семиотика, - «широкоохватная категория (гипероним), вводимая в лексический оборот под видом абстрактной выразительной единицы для обозначения значимого реального и реально значимого; символ обслуживает общепознавательную необходимость осуществлять знаковую кодировку (шифровку) предметности (отсюда - символизация), нацеленную на образное замещение многоразличных содержательных отношений» [9, С. 15].

Таким образом, креативный туризм является частью и разновидностью культурного туризма, поскольку проектирует новые креативные формы и символические смыслы в процессе отдыха. Прежде всего, туриста обеспечивают необходимым для творческой работы арсеналом предметов позволяющим раскрыть в процессе работы персональную креативную способность. Затем, последует непосредственное участие, благодаря которому возникает возможность связи и общения с местной культурой посредством предметов или живого взаимодействия. Не так важно, в какой форме и в каких условиях будет проходить форма творческого участия, поскольку важной ее особенностью будет полученный опыт. Следовательно, концепция креативного туризма будет выражена в сотворчестве между посетителем и принимающей стороной. Что в свою очередь приводит к пониманию того, как продукты, и сервис услуги производятся совместно с производителями и потребителями.

В следствии с этим, поэтапность процесса создания культурного продукта, который затем используется в туриндустрии, включает в себя: формирование замысла, повторное производство, популяризация (маркетинг, брэндинг, реклама), сбыт. Четкое следование данной программе, приводит к формированию нового продукта, который в процессе определяет потребительскую привлекательность и ее дальнейшее производство в массовом объеме.

Преобразование традиционных институтов в культурные индустрии лежит через изменение форм менеджмента, формирование новых партнерств, нахождение внебюджетных источников финансирования, предоставление современных услуг и т.д., что в целом помогает решать внутренние проблемы сферы культуры.

К перспективным объектам познавательно-развлекательного туризма на территории Крыма следует отнести: Симферопольский художественный музей, Гончарная мастерская «Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника», Историко-Приключенческий Центр «Феостория», Этно-центр «Славянская деревня», Этнографический музей Dervish-evi, Дом-музей М.А. Волошина в Коктебеле, Технологическая модель склепа Деметры, Дом-музей домовых, Музей В.И. Мухиной, Музей свободного полета им. К.К. Арцеулова, Музей Марины и Анастасии Цветаевых, Музей-усадьба А.Н. Бекетова, Греческий культурно-этнографический центр «Карачоль».

Развитие и включение креативности как новообразующего фактора, влияющего на получение конкретной прибыли, также приводит к удовлетворению потребностей. Также, однако, впоследствии формируются осмысление новых сценариев экономически выгодного предложения. Таким образом, предметом определения культурной ценности является ее непосредственное участие в формировании культурного туризма, который включен в сферу креативных и туриндустрий.

Выводы. Арт-рынок как туристский и рекреационный ресурс имеет свою уникальную форму создания привлекательного туристического продукта, представляющую впоследствии туристский ресурс региона. Основной характеристикой такого продукта являются материальные и духовные блага, которые приобретаются туристом в результате участия в художественных мероприятиях и приобретении художественной продукции, имеющей статус произведения искусства. К перспективным туристским ресурсам крымского арт-рынка следует отнести деятельность галерей, ярмарок, форумов.

Крымский арт-рынок состоит из продуктов художественного творчества, которые отличают его среди других экономических и неэкономических продуктов. Основные духовные и материальные ценности, которые он вырабатывает, могут быть использованы в качестве продукта туриндустрии, поскольку согласовываются с основными задачами предоставления персонализированного сервиса направленного на удовлетворение рекреационного вида отдыха.

Список литературы:

1. Art History, Art Market Studies and the Question of Theory / L. Fuchsgruber, T. Skowronek. - Текст: электронный // Journal for Art Market Studies 2 (2017), P. 2-4. -URL: https://www.fokumjams.org/index.php/jams/article/view/17/47 (дата обращения 16.03.2022).

2. Garnham N. Capitalism and Communication. London : Sage, 1990, P. 13-18.

3. Арутюнова, А. Арт-рынок в XXI веке. Пространство художественного эксперимента / Арутюнова А.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2015. - 232 с.

4. Бокова, А.В. Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры: опыт концептуализации: диссертация ... канд. философ. наук: 24.00.01 / Бокова Анна Викторовна. - Томск, 2016. - 174 с.

5. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ерасов Б.С. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.

6. Золотухина, А.Ю. Арт-рынок и арт-индустрия: к вопросу терминологической неопределенности / Арина Юрьевна Золотухина // МедиаУектор. - 2021. - №1. -С. 24-28.

7. Золотухина, А.Ю. Потенциал крымской арт-индустрии (на примере развития регионального арт-рынка) / А.Ю. Золотухина // Молодая культурология: материалы IV студенческой научной конференции (13-15 апреля 2021, Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2021. - С. 81-83.

8. Золотухина, А.Ю. Теоретические основы креативной индустрии в современной культуре / Золотухина А.Ю. // Практическая философия: состояние и перспективы. Сборник материалов III научной конференции; Главный редактор О.А. Габриелян. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020 - С. 199-204.

9. Ильин, В.В. Теория познания. Симвология. Теория символических форм / Ильин В.В. - Текст: электронный. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. - 384 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/54666.html (дата обращения: 12.03.2021).

10. Кассирер, Э. Понятие символической формы в структуре о духе / Э. Кассирер // Культурология XX век. - 1998. - № 11. - С. 37-66.

11. Крачило, Н.П. Основы туризмоведения / Крачило Н.П. - Киев: Вища школа, 1987. - 120 с.

12. Моисеенкова, М.Г. Продвижение крымского побережья как туристской дестинации: интернет-образ на пересечении национальных интересов и личностных преференций / М.Г. Моисеенкова // Вестник Прикамского социального института. - 2018. - № 1 (79). - С. 95-100.

13. Сычева, Н.В. Туристский ресурс как фактор экономического развития региона / Сычева Н.В. // Вестник ОГУ. - 2011. - №8 (127). - С. 136-143.

14. Таппасханова, Е.О. Маркетинговые аспекты управления индустрией культурно-развлекательных и досугово-рекреационных услуг / Е.О. Таппасханова, С.В. Галачиева, С.А. Махошева. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2007. - 133 с.

15. Тросби, Д. Экономика и культура / Д. Тросби. - М.: Высш. шк. экономики, 2013. - 256 с.

УДК 008:728.83

РОЛЬ УСАДЬБЫ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена русской усадьбы и её роли в отечественной культуре. Эта тема получает новое звучание в контексте проблематики охраны культурного наследия в Крыму на фоне интенсивного преобразования местного культурного ландшафта. Усадьба - это органичный феномен русской культуры, зарождение которого было вызвано главными социокультурными потребностями и детерминировано факторами предшествующего историко-культурного развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.