Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностная идентичность / профессиональная идентичность / «достигнутая» профидентичность / «диффузная» профидентичность / самоактуализация / профессиональный маргинализм / personal identity / professional identity / "achieved" professional identity / "diffuse" professional identity / self-actualization / professional marginalism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е.Н. Маковецкая

Статья посвящена анализу теоретических аспектов исследования профессиональной идентичности. Автор исследует основные функции, значение, социальнопсихологические особенности и проблемы формирования профессиональной идентичности у современного человека; соотносятся понятия «личностная идентичность» и «профессиональная идентичность»; анализируются разные виды профидентичности («достигнутая идентичность», «диффузная идентичность», «преждевременная идентичность»); раскрывается содержание основных составляющих элементов профидентичности человека: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. В исследовании уделяется внимание научным идеям Э. Эриксона, К. Ясперса, Дж. Марсия, Л. Шнейдер и других отечественных и зарубежных исследователей по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL IDENTITY RESEARCH

The article is devoted to the analysis of theoretical aspects of the study of professional identity. The author explores the main functions, meaning, socio-psychological features and problems of the formation of professional identity in a modern person; correlates the concepts of "personal identity" and "professional identity"; analyzes different types of professional identity ("achieved identity", "diffuse identity", "premature identity"); reveals the content of the main components of human identity: cognitive, emotional, behavioral. The research focuses on the scientific ideas of E. Erickson, K. Jaspers, J. Marcia, L. Schneider and other domestic and foreign researchers on this problem.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ

Е.Н. Маковецкая, канд. филос. наук, доцент Московский университет им. С.Ю. Витте (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-2-126-129

Аннотация. Статья посвящена анализу теоретических аспектов исследования профессиональной идентичности. Автор исследует основные функции, значение, социально-психологические особенности и проблемы формирования профессиональной идентичности у современного человека; соотносятся понятия «личностная идентичность» и «профессиональная идентичность»; анализируются разные виды профидентичности («достигнутая идентичность», «диффузная идентичность», «преждевременная идентичность»); раскрывается содержание основных составляющих элементов профидентичности человека: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. В исследовании уделяется внимание научным идеям Э. Эриксона, К. Ясперса, Дж. Марсия, Л. Шнейдер и других отечественных и зарубежных исследователей по данной проблеме.

Ключевые слова: личностная идентичность, профессиональная идентичность, «достигнутая» профидентичность, «диффузная» профидентичность, самоактуализация, профессиональный маргинализм.

В современном мире, где насыщенность глобальных событий и скорость жизни неуклонно возрастает, человеку становится сложнее не только осмысливать все происходящее, но и сохранять себя, свои жизненные ориентиры в этом водовороте событий и процессов. Одним из таких ориентиров для современного человека является идентичность (политическая, национальная, гендерная, религиозная, статусная, культурная, гражданская), с помощью которой он выделяет и определяет себя, способ своего бытия.

Можно сказать, что идентичность - это ни что иное, как система ценностей, идеалов, убеждений, определенных моделей поведения, которые формируют личность, выделяют ее из контекста окружающего мира. Процесс идентификации себя с той или иной социальной группой, общностью (этнической, политической, культурной), результатом которого становится идентичность, позволяет человеку ориентироваться в социальной реальности, адаптироваться к новым социальным условиям, выстраивать модели поведения. Именно поэтому феномен идентичности играет ключевую роль в развитии личности в рамках социума. «Социальная идентич-

ность не просто дает человеку чувство сопричастности, стабильности, но и является основой исполнения любой социальной роли и конструирования своего образа жизни» [1, с. 137].

Понятие «идентичность» можно интерпретировать не только в контексте социально-психологического измерения, но и экзистенциальной тождественности. «Экзистенциальная идентичность - это осознание себя и своего существования в контексте Бытия, ощущение собственной причастности к Бытию» [2, с. 226]. Если социокультурная идентичность - это ответ человека на вопрос о своем месте в социальном пространстве, то экзистенциальная идентичность - ответ на вопрос «кто Я?». Идентичность выступает одной из надежных опор в жизни человека.

Среди множества разных видов личностной идентичности особое место занимает профессиональная идентичность, поскольку именно профессиональное самоопределение человека во многом задает жизненную траекторию человека, является значимой частью ядра личности.

Профессиональная идентичность -сложный интегративный психологический феномен, ведущая характеристика профес-

сионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней [3, с. 240].

Профессиональная идентичность - это ни что иное, как результат профессионального самоопределения человека, для которого профессия является призванием. В этом случае, человек не просто отождествляет себя с профессией, определенным профессиональным сообществом, но и обретает экзистенциальную определенность своего «Я». Любимая профессия становится той сферой жизни, где личность расширяет границы своих возможностей, раскрывает свой творческий потенциал.

Справедливо отметить, что формирование профессиональной идентичности происходит не с началом трудовой профессиональной деятельности, а еще в процессе обучения, приобретения профессиональных навыков и компетенций. Сам процесс обучения в высшей школе или среднем специальном учебном заведении должен сопровождаться становлением профессиональной идентичности.

Целью данного исследования является анализ профессиональной идентичности как одной из ключевых характеристик в развитии личности на основе отечественных и зарубежных теоретических концепций. Автором делается попытка исследования структуры, функций, роли профессиональной идентичности в процессе развития личности. Кроме того, целью исследования является выявление особенностей, факторов и проблем формирования профессиональной идентичности.

Феномен идентичности изучается в контексте различных психологических школ: психоанализа (З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсия) символического интеракцио-низма (Ч. Кули, Дж. Мид, Г. Горфинкель), когнитивной психологии (Дж. Тэрнер, Г. Брейкуэлл) и др.

Принято считать, что именно Э. Эриксон не только ввел в научный оборот понятие идентичности, но и определил

вектор дальнейших исследований в этом направлении. Хотя Э. Эриксон опирался на идеи психоанализа З. Фрейда, он во многом изменил его методологические подходы, и проблема идентичности человека стала рассматриваться не в психодинамическом, а в социокультурном и историческом аспекте. По мысли Эриксона, личностная идентичность - это всегда результат социального взаимодействия, который выражается в осознании человеком своего места в той или социальной группе и обществе в целом, своей индивидуальности, жизненных целей и смысла [4].

Продолжая идеи Э. Эриксона, американский психолог Дж. Марсия исследовал механизмы и этапы формирования личностной идентичности.

Первый этап - это поиск своей идентичности. Человек рассматривает самые разные варианты идентичности: «Кем я хочу стать?», «В какой профессии я могу реализоваться лучше всего?», «Где найти дело по душе?», «Как найти спутника жизни?», «Как обрести себя самого?» На этом этапе жизненного пути каждый человек примеряет на себя разные социальные роли, разные виды деятельности, выбирает разные социальные группы, в которых ему будет комфортно.

Второй этап - это этап принятия. Человек делает важный жизненный выбор в личном, профессиональном, духовном плане и принимает за этот выбор ответственность. Другими словами, происходит принятие своей идентичности и выстраивание своей дальнейшей жизни в соответствии с ней.

Кроме того, в зависимости от того, самостоятельно или нет приобретена идентичность, сформировалась она или нет после кризиса в юности, американский исследователь классифицирует идентичность по четырем типам: «неопределенная, размытая идентичность», «досрочная, преждевременная идентификация», этап «моратория», «зрелая идентичность».

К проблеме идентичности обращался в своих работах известный экзистенциальный философ и психолог К. Ясперс. Он выделил четыре признака осознания личностью своего «Я», одним из которых счи-

тал идентичность: первый - осознание себя как активного представителя мира, второй - осознание внутреннего единства, третий - осознание собственной идентичности и четвертый - осознание отличия своего «Я» от всего остального мира [5].

Самый яркий представитель символического интеракционизма, Ч. Кули доказывал, что идентичность - это ничто иное, как важная часть Я-концепции, которая, выполняет роль регулятора поведения человека. По мысли Ч. Кули именно обратная связь, получаемая нами от других людей, становится для нас главным источником знаний о нас самих. По сути, «Я» и моя идентичность - это то, что обо мне думают». Ч. Кули обозначил это как понятие «зеркального Я», которое возникает на основе символического взаимодействия индивида с самыми разными социальными группами, членом которых он является (семья, школьный класс, студенческая группа, рабочий коллектив, спортивная команда и др.).

В контексте развития отечественных научных взглядов на проблему личностной идентичности можно выделить исследования Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной,

С.Р. Пантелеева, Л.С. Рубинштейна,

A.Г. Спиркина, В.В. Столина,

B.П. Зинченко, Е.В. Шорохова и др.

Одним из важнейших элементов личностной идентичности является профессиональная идентичность, которая представляет собой определенный результат профессионального развития. Профессиональная идентичность предполагает овладение профессией, формирование профессионального мастерства.

Ключевые научные работы, посвященные исследованию профессиональной идентичности, принадлежат Л.Б. Шнейдер, которая рассматривала профессиональную идентичность в разных аспектах: в «профессиональном плане речь идет о знании субъектом содержания работы, условий труда, требований, предъявляемых профессией к человеку. В личностном - об ориентации на собственные возможности и способности и их совершенствования. В социальном - об осведомленности субъек-

та о таких аспектах профессии, как общественная значимость, зарплата, перспективы, профессиональные и социально-экономические условия работы, объективная потребность в специалистах выбранной профессии» [6, с. 140].

Профидентичность, по Л.Б. Шнейдер, выстраивается через три составляющие: когнитивная составляющая (профессиональные знания и профессиональные умения); эмоциональная составляющая (эмоционально-оценочное отношение к профессии, профессиональным ценностям, гордость за свое дело, удовлетворенность); поведенческая составляющая (деятельность, направленная на повышение профессионального уровня).

Синтез этих трех элементов позволяет говорить о «достигнутой» профессиональной идентичности. Это наиболее благоприятный сценарий развития. Человек, обладающий достигнутой профидентично-стью, ставит перед собой четкие профессиональные цели, имеет не только объективные профессиональные амбиции, но и актуальные профессиональные навыки и компетенции, чувствует себя частью какого-либо профессионального

сообщества. «Достигнутая»

профидентичность позволяет человеку актуализировать свои личностные возможности, свой потенциал.

Однако, если выбор профессии, направления деятельности не был самостоятельным, а сформировался под влиянием чужих авторитетных мнений, профессиональных традиций в семье или модных профессиональных тенденций в обществе (например, мода на ту или иную профессию), то можно говорить о проблемной профессиональной

идентичности. Л.Б. Шнейдер использует понятие «преждевременная»

профессиональная идентичность.

Также разновидностью проблемной профидентичности является «диффузная» профессиональная идентичность

(терминология Л.Б. Шнейдер). Она становится результатом профессиональной дезориентации человека, когда не существует профессиональных целей, амбиций, интереса; когда человек не

осознает принадлежность ни к одной из Потеря личностной значимости

профессиональных групп и сообществ. профессии опасна и разрушительна для Несформированная профессиональная человека и общества в целом, поскольку идентичность грозит человеку профессиональная идентичность - это од-

профессиональным маргинализмом и на из важных составляющих самореализа-потерей личностной идентичности в ции и самоактуализации личности. целом.

Библиографический список

1. Маковецкая, Е.Н. Философия новой идентичности: от кидалтов, до синглтонов / Е.Н. Маковецкая // Современная наука: актуальные теории и практики. - Серия: Познание. - 2018. - № 5. - С. 137-140.

2. Колантаевская, А.С. Динамика идентичности в связи с жизненным выбором / А.С. Колантаевская // Вестник СПбГУ. - Психология и педагогика. - 2017. - Т. 7. -Вып. 3. - С. 224-234.

3. Кадырова, М.Ш. Профессиональная идентичность / М.Ш. Кадырова // Мировая наука. - 2020. - № 3 (36). - С. 240-243.

4. Эриксон, Э. Идентичность и цикл жизни. - СПб.: Питер. - 2023. - 208 с.

5. Павлова, О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. - М.: Идея-Пресс. - 2001. - 124 с.

6. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность. - М.: МОСУ, 2001. - 272 с.

THEORETICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL IDENTITY RESEARCH

E.N. Makovetskaya, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Witte Moscow State University (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the analysis of theoretical aspects of the study of professional identity. The author explores the main functions, meaning, socio-psychological features and problems of the formation of professional identity in a modern person; correlates the concepts of "personal identity" and "professional identity"; analyzes different types of professional identity ("achieved identity", "diffuse identity", "premature identity"); reveals the content of the main components of human identity: cognitive, emotional, behavioral. The research focuses on the scientific ideas of E. Erickson, K. Jaspers, J. Marcia, L. Schneider and other domestic and foreign researchers on this problem.

Keywords:personal identity, professional identity, "achieved"professional identity, "diffuse" professional identity, self-actualization, professional marginalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.