Педагогические науки
УДК 378
Албитова Екатерина Петровна Ekaterina Albitova
МОБИЛЬНАЯ ПРОФИДЕНТИЧНОСТЬ: ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ
FACTORS OF MOBILE PROFESSIONAL IDENTITY FORMATION
Рассматриваются факторы становления мобильной профидентичности, среди них социально-экономическая нестабильность государства, неопределенность и неоднозначность социальнопрофессиональных сфер, эмерджентное движение и генезис профессиональной деятельности, неадекватный выбор специальности (профессии) являются основными факторами становления мобильной профидентичности. Сравнительный анализ ключевых понятий позволил систематизировать особенности проявления и выражения мобильной профи-дентичности
Ключевые слова: идентичность, мобильность, профессионализм, профессиональная идентичность, профессиональная мобильность, мобильная профидентичность
The article is devoted to study of the factors of mobile professional identity formation. Among them there are social and economic instability of the state, uncertainty and ambiguity of socially-professional spheres, emerdgement movement and professional work genesis, an inadequate choice of a trade which are considered to be major factors of mobile professional identity formation. On the basis of comparative analysis of key concepts mobile professional identity’s peculiarities of display and expression were systemized
Key words: identity, mobility, professionalism, professional identity, professional mobility, mobile professional identity
В современных условиях социальноэкономическая нестабильность государства обусловлена неопределенностью и неоднозначностью социально-профессиональных сфер, которые повлекли за собой массовые миграционные процессы из одних профессиональных сфер в другие. Одновременно с этим происходит смещение жизненных ценностей, связанных с трудом и трудовой мотивацией. Проблематика миграционных процессов широко распространилась в высших образовательных учреждениях на этапах получения профессии. Решение поднимаемой проблемы видится современным студенчеством в поиске и выборе престижной профессии (специальности) [1; С. 17]. Как отмечают западные аналитики, это связано с тем, что студенты
часто бросают вызов ценностям взрослых и самостоятельно экспериментируют собственным образом жизни и профессиональным выбором. Практика полна примеров, когда студенты-выпускники ищут работу, не соответствующую полученному ими профилю, а находят другую, по которой приходится учиться дальше. Поэтому дальнейшие шаги современной личности становятся предсказуемы. Она проявляет готовность к новому обучению в решении создавшейся ситуаций. Новый профессиональный выбор предъявляет другой уровень требований профессиональной подготовки, а в некоторых случаях и переподготовки для соответствия новой профессии (специальности), что не всегда удается сделать личности самостоятельно.
Однако жизнь полна подобного рода примеров, при которых происходит «преломление» как самой идентичности, так и профидентичности личности к социальному, профессиональному окружению, инновационным, информационным средствам управления. Это возможно путем постоянного воздействия ряда факторов, ведущим среди которых становится процесс обучения, влияние которого личность испытывает на себе в периоде всей жизни.
Подтверждением становятся исследования канадских ученых, которые доказывают, что профидентичность личности становится мобильной, когда человек находится среди большего количества новшеств, инноваций в социальной, профессиональной сфере и испытывает их воздействие на себе. Отечественные психологи утверждают, что профидентичность личности становится мобильной в ходе активного, постоянного поиска и выбора развития жизненной стратегии. Поиск и выбор в данном случае являются залогом сохранения полноценности профидентичности личности (Л.Б. Шнейдер) [9; 10], а их отсутствие приводит к кризису идентичности (М.А. Заково-ротная) [3; С. 31].
На основе обобщенного материала мы приходим к выводу о том, что профи-дентичность личности является мобильной категорией, которая позволяет личности быстрее развиваться, обучаться, адаптироваться среди новых изменений и перемен в профессиональной сфере. Раскрывая про-фидентичность в контексте мобильности, ее следует обозначить в понятии «мобильная профессиональная идентичность» (далее мобильная профидентичность), которая содержит такие структурные единицы, как идентичность, мобильность, профессионализм, профидентичность, профмобиль-ность. Ключевым моментом исследования становится рассмотрение понятий «профессиональная идентичность» и «профессиональная мобильность» студентов вуза как основополагающих элементов понятия «мобильная профидентичность».
Ссылаясь на идеи зарубежных ученых, таких как С. Джошел, Т. Ллойд, К.
Мак — Говен, Р. Финчман, необходимо обозначить, что в середине 70-х гг. XX в. М. Аргай впервые упомянул о связи профи-дентичности с профессионализацией индивида. В зарубежной науке изучение вопросов профидентичности личности студентов вуза определяется двумя направлениями. Первое нацелено на изучение профессионального развития и личностного самосовершенствования студентов. Второе — на социальные стороны и факторы, влияющие на становление профессиональных качеств личности студентов вуза [7; С. 201]. Российские ученые рассматривают профи-дентичность как некий интегративно-психологический феномен. Он, в частности, указывает на степень принятия избранной профессиональной деятельности в качестве основного средства самореализации, самоопределения и результат длительного развития личности студента под влиянием социальных условий ( К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Ермолаева, Н.Л. Иванова, Ю.А. Кумырина, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер и др.).
Определяя профидентичность личности студентов вуза, мы придерживаемся точки зрения З.В. Ермаковой и соглашаемся с ней в том, что это неотъемлемый компонент профессионализма, который, по нашему мнению, раскрывает «взаимосоответствие» студента и выбранную им специальность ( профессию) на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, а также выполняет относительно самостоятельные функции:
1) адаптационную;
2) устойчивость профессиональной позиции;
3) преобразующую;
4) равновесную [4; С. 12-15].
В научной литературе понятие «профессиональная мобильность» широко анализируется через тождественное понятие «трудовая мобильность». В работах отечественных авторов О.М. Белоцерковского,
О.М. Дементьевой, С.Е. Каплиной, В.В. Новикова и др. профессиональная мобильность и уровень ее развития исследуются у студентов, поступающих и заканчиваю-
щих вуз. Придерживаясь точки зрения С.Е. Каплиной [5; С. 5] в определении понятия «профессиональная мобильность» ( далее профмобильность), понимаем, что это процесс движения индивидов между группами профессиональной структуры общества, который выражает переквалификацию социальных объектов ( изменение специализации, специальности или самой профессии).
Следовательно, роль профмобильности личности студентов вуза состоит в возможности перемещаться как в студенческой группе, так и в новых студенческих группах, коллективах и профессиональных средах для приобретения нового знания, опыта [6; С. 1О]. Кроме того, указывается такое важное интегративное качество, как готовность к успешной адаптации в новых условиях (О.К. Дементьева) [2; С. 15]. При этом профидентичность и профмобиль-ность являются главными и неотделимыми характеристиками личности студента вуза, связь которых обнаруживается в контексте профессионализма.
Проблема профессионализма встречается в трудах С.А. Дружилова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др. Понятие «профессионализм» указывает на наличие конкретных профессиональных навыков и качеств, устанавливающих действующего профессионала. Динамика в сфере становления профессионализма связывается и наблюдается исследователями с профи-дентичностью достаточно давно. Она определяется неразрывностью, целостностью, единством процесса обучения.
Рассмотренные ключевые понятия «профессиональная идентичность» и «профессиональная мобильность» позволяют определить содержание понятия «мобильная профидентичность», под которым мы понимаем интегративную характеристику личности, способную идентифицировать, изменять и отчуждать в ситуациях поиска и выбора как выбранную специальность ( профессию) , так и избранное профессиональное направление в связи с влиянием новых технологий, эмерджентного движения и генезиса профессиональной де-
ятельности. Наличие такой интегративной характеристики личности позволяет, как устанавливают отечественные психологи, выстраивать вектор постоянного поиска и выбора развития жизненной стратегии профессиональной пути.
В связи с этим становится очевидно, становлению мобильной профидентичнос-ти у личности предшествует неадекватный, не осознанный первоначальный выбор профессии ( специальности) , т.к. его мотивы не всегда связываются с социальной и профессиональной мобильностью, при которой активизируется поиск собственной идентичности и профидентичности.
Интересуясь мотивами выбора будущей профессии студентов Читинского государственного университета (г. Чита) — далее «ЧитГУ», мы провели исследование с 458 респондентами по методике факторов привлекательности профессии В. А. Ядова и выяснили основные мотивы профессионального выбора. Среди них такие, как совет родителей, знакомых, друзей, родственников обучающихся составил 142 человека (31 %); любопытство и интерес обучающихся выявлены у 87 человек (19 %) ; востребованность профессий «здесь и прямо сейчас» обучающихся отметили 174 человека (38 %); яркая заинтересованность в профессиональной потребности выявилась лишь у 23 человек (5 %); полное равнодушие к овладению будущей профессиональной деятельности и профессии обнаружилось у 32 человек (7 %). Кроме того, исследуя личностное развитие и профессиональную мотивацию студентов, мы наблюдали «перемещение» студентов с одной специальности на другую. «Перемещение», или движение с одной специальности на другую специальность, отмечалось в период с 2004 по 2009 гг. Исследовались следующие специальности: «Электроснабжение» (ЭЭС), «Антикризисное управление» (АУ), «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС), «Юриспруденция» (ЮР). Движение студентов или смена специальности осуществляется по каналу мобильности (см. рисунок).
Движение контингента студентов ЧитГУ
Адекватный выбор профессии встречается у 20...30 % студентов. Неадекватный выбор профессии происходит чаще и связывается с периодом кризиса идентичности личности, который, как полагает М.В. За-коворотная, проявляется в форме апатии, лени, потери поиска смысла жить и т.д. Именно поэтому 60.77 % студентов вуза осуществляют свой первый поиск и выбор специальности не на основе внутренней мотивации, а руководствуясь предпочтительностью и престижностью социальных воззрений, действующих в обществе. В последующем неадекватный выбор профессии отражает дальнейшую активность студента в поисках места работы. Как правило, поиск места работы включает прохождение ряда трудностей, которые не всегда удается преодолеть. Отсутствие рабочих мест связывается личностью с утратой надежды, прежней активности и нового поиска работы, в связи с чем она нередко пополняет ряды безработных. Проведенные нами исследования подтверждают ранее выдвинутую нами проблематику миграционных процессов в высших образовательных уч-
реждениях на этапах получения профессии.
На наш взгляд, это происходит в связи с тем, что политическая, экономическая, социальная, профессиональная ситуация в стране является нестабильной. Социально-профессиональные сферы насыщаются эмерджентным движением и генезисом профессиональной деятельности ввиду глобальных, мировых, научных открытий и достижений. Они влияют на личность, ее идентичность, профессиональную сферу, выстраивая образ жизни человека с большей долей ответственности за самого себя. Вследствие этого неподготовленная личность студента-выпускника часто осуществляет свой выбор в любой сфере деятельности. В школах, лицеях, поступающих абитуриентов не готовят к вновь возникающим новшествам в профессиональной деятельности, не развивают профиден-тичность, профмобильность, профессионализм, которые являются базовыми характеристиками личности. Поэтому, когда выбор специальности или будущей профессии личностью осознается как неадекват-
ный, неверный, предпринимается попытка отойти от данного выбора. Современная молодежь разрешает такую ситуацию по-разному. Ряд студентов ищет себя, меняя свою специальность в вузе на этапе получения профессии, а ряд, боясь новых трудностей, оставляет обучение. Некоторые получают несколько высших образований. Другие считают, что базовые знания, которые дают в российских вузах, недостаточны и в связи с этим уезжает учиться за рубеж. Часть студентов, получив российское образование, уезжает в поисках работы за границу и т.д.
Ситуации, отмеченные среди студенческой молодежи, позволяют условно поделить данную категорию на три группы: первая из которых не боится сложностей, трудностей, новшеств, готова мобилизовать и отождествлять себя столько раз, сколько потребует жизнь. Вторая такую готовность проявляет с учетом мнения и советов окружающих, чаще их самостоятельность проявляется реже, чем у первой группы. Третья подобную готовность не проявляет вообще, убегая от трудностей, изолируя себя от общества и окружающих и т.д. Для первой и второй групп свойственно наличие мобильной профидентичности, которая имеет свои критерии и уровни. Исследование данной характеристики личности проводилось социологами еще в период распада СССР (М.Ф. Черныш, В.А. Ядов). Так, М.Ф. Черныш в период распада СССР выделял категорию лиц, идентичность которых характеризовалась нисходящей мобильностью. Для них характерны советы близких, помощь государства, а также отсутствие желания перестроиться под новые требования: перемены, смена специальности, профессиональной деятельности. Для второй категории лиц свойственно самостоятельно изменяться в процессе всех социальных перемен. Их социальная самоидентификация претерпевала восходящую мобильность, так как она была всегда направлена на самих себя и активизировалась поиском но-
вой профессиональной деятельности [8; С. 163]. Как видим, исследования социологов в период распада СССР становятся актуальными. Определенные факторы заставляют личность изменять профессиональную сферу, профессиональное направление как в процессе обучения, так и по его окончании, то есть перестраиваться к происходящим социально-профессиональным переменам в период обучения. Обладая мобильной профидентичностью, личность быстрее развивается, обучается, адаптируется, идентифицируется, изменяется и отчуждается как к новым переменам, изменениям, так и ранее выбранным в социально-профессиональной сфере. На основании этого можно сделать вывод, если у человека повышается степень адаптивности и возрастает готовность к новым переменам, то современные условия действительности, характеризуемые высокой степенью непредсказуемости в профессиональной сфере, переживаются им легче. Такой характеристикой обладают не все, а лишь определенная часть, которая предъявляет себе повышенные требования. Подобные запросы ориентированы на будущие перспективы от освоения профессиональной деятельности, а значит и специальности ( профессии) , которая предполагает высокую заработную плату, успешную карьеру, востребованность на рынке труда и др.
Таким образом, проведенная опытноэкспериментальная работа и теоретический анализ научно-практического материала установили факторы становления мобильной профидентичности. Среди них социальноэкономическая нестабильность государства, неопределенность и неоднозначность социально-профессиональных сфер, эмер-джентное движение и генезис профессиональной деятельности, неадекватный выбор специальности (профессии). Факторы становления мобильной профидентичности вносят в жизнь человека осмысленность и устойчивость дальнейшего существования.
Литература
1. Андрющенко Н.Г. Педагогическая поддержка студентов на этапе смены направления профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ставрополь, 2005. - 26 с.
2. Дементьева О.М. Формирование социально-профессиональной мобильности студентов в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - РГБ - М., 2009. - 23 с.
3. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты: монография. — Ростов-н/Д.: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высш. шк., 1999. — 200 с.
4. Ермакова З.В. Профессиональная идентичность социального педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. — Владивосток, 2007. - 26 с.
5. Каплина С.Е. Профессиональная мобильность - залог качества подготовки будущих инженеров. — Чебоксары, 2008. — 350 с.
6. Каплина С.Е. Становление проблемы формирования профессиональной мобильности в истории развития общества // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск, 2008. — № 3. — С. 235-246.
7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности: монография. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
8. Черныш М.Ф. Социальная идентификация претерпевающих восходящую и нисходящую мобильность // Ядов В.А. Социальная идентификация личности: сб. науч. ст. — М., 1993. — С. 159-168.
9. Шнейдер Л.Б. Реконструкция идентичности: структурный и динамический аспект // Развитие личности. — 2000. — № 2. — С. 44-69.
10. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура. Генезис и условия становления: автореф. дис. ... д-р. психол. наук: 19.00.13. — М., 2001. — 43 с.
Коротко об авторе_____________________________________________Briefly about the author
Албитова Е.П., гл. специалист Центра дистанци- E. Albitova, post-graduate, the chief specialist of the онного обучения факультета дополнительного про- Center of remote training, faculty of additional voca-фессионального образования, Забайкальский госу- tional training, Zabaikalsky state university дарственный университет (ЗабГУ) [email protected]
Научные интересы: высшее профессиональное образование
Scientific interests: vocational training in higher school