Научная статья на тему 'Профессиональная идентичность специалиста: сущность, этапы формирования'

Профессиональная идентичность специалиста: сущность, этапы формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1951
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / Я-ОБРАЗ / Я-КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпота В. А.

В статье описывается сущность профессиональной идентичности, которая раскрывается опираясь на такие категории, как профессия, профессиональное самоопределение, профессионал, профессионализм. Из теоретических предпосылок была выражена графически структура процесса формирования профессиональной идентичности. В результате анализа выделены и раскрыты этапы формирования профидентичности у будущих специалистов. Статья составлена исходя из анализа психолога педагогической литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная идентичность специалиста: сущность, этапы формирования»

4. Родичев Н. Профориентация: новый вектор // Первое сентября. 2006. №2.

С.7.

Об авторе

Н.В. Матяш - докт. псих, наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Ьгуашк£и@ mail.ru.

Ю.В. Володина - аспирант, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Ьгуап5к§и@ mail.ru.

УДК 154.4

В.А. Шпота

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА: СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье описывается сущность профессиональной идентичности, которая раскрывается опираясь на такие категории, как "профессия", "профессиональное самоопределение", "профессионал", "профессионализм". Из теоретических предпосылок была выражена графически структура процесса формирования профессиональной идентичности. В результате анализа выделены и раскрыты этапы формирования профидентичности у будущих специалистов. Статья составлена исходя из анализа психолога - педагогической литературы.

Ключевые слова: профессия, самосознание, профессиональная идентичность, Я-образ, Я-концепция.

В отечественной психологии для раскрытия сущности профессиональной идентичности обычно опираются на такие категории, как "профессия", "профессиональное самоопределение", "профессионал", "профессионализм".

Профессиональная идентичность - профессиональный "Я-образ", включающий профессиональные стереотипы и уникальность собственного "Я"; осознание своей тождественности с профессиональным образом "Я" [2, с.324].

Л.Б. Шнейдер обосновала психологическую концепцию профессиональной идентичности [3]. Она исходит из того, что становление профидентичности осуществляется в рамках профессии. Понятие "профессия" задаёт содержательные характеристики профидентичности, обеспечивая "морфологию" профессиональной деятельности и профессиональной общности.

Но профессиональная идентичность несводима собственно к профессионализму, это результат профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации.

На основе этого по Л.Б. Шнейдер профессиональная идентичность определяется как психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой профессии определённому профессиональному сообществу [3, с. 113].

Профессиональная идентичность напрямую выводится из профессионального самосознания, которое является компонентом вообще. На основе самосознания складываются Я-концепция и образ профессии, формируется профидентичность.

Учитывая профидентичность реализуется через свой профессиональный опыт. Отождествление себя с профессиональной группой, которая оценивает личность позитивно, раскрытие своего профессионального потенциала, самоосуществления (позитивный образ профессионального Я).

Этапы формирования структурных компонентов профессиональной идентичности графически можно представить следующим образом:

Этап обучения в общеобразовательной школе

Этап обучения в профессиональном учебном заведении _

Этап профессиональной деятельности

Формирование Я-образа, Я- концепция

Формирование позитивного образа профес-сии и профессионального идеала

Формирование образа "Я-профессйонал" и профессиональной карьеры

Рис. 1 Этапы формирования профессиональной идентичности будущих специалистов

Исходя из этих теоретических предпосылок, структуру процесса формирования профессиональной идентичности графически можно представить следующим образом:

-_—-- у—----——- -

Профессиональная идентичность (осознание своей тождественности с профессиональным образом-Я), убеж-дённость в своей профессиональной самоэффективности

Рис, 2 . Структура процесса формирования профессиональной идентичности будущих

специалистов

Встаёт задача формирования у студентов профессиональной идентичности. Рассмотрим каждый компонент этого процесса.

С педагогической точки зрения профессиональная идентичность можно рассматривать в контексте профессионального самоопределения личности студента.

Исходным фактором процесса формирования профессиональной идентичности выступает профессиональное самосознание, которое является составным компонентом целостного самосознания личности.

П. А Шавир отмечает, что в наиболее обобщённом виде профессиональное самосознание проявляется в юности в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности [2, с. 76-77].

По мнению Л.Б. Шнейдер, профессиональное самосознание студентов включает в себя следующие компоненты: знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, знание о степени своего признания в профессиональной группе, представление о себе и о своей работе в будущем, соотнесённость профессиональной деятельности и образа Я [3, с.353].

Ведущим видом деятельности студента является учебно-профессиональная деятельность. Поэтому профессиональное самосознание студента - это осознание себя как студента учебно-профессиональной и будущей профессионально-производственной деятельности.

Основными (интегральными) компонентами профессионального самосознания студента являются такие сложные личностные образования, как "Я-образ", "Я-концепция".

В структуру обобщенного образа-Я студента входят не только знание своего внешнего облика, знание о своих различных качествах, способностях, характере, но представление о тех свойствах личности, которые являются профессионально важными.

В образ-Я студента включаются знания о своих интересах, склонностях, способностях и возможностях (т.е. о своей профессиональной направленности). Я-образ студента включает следующие формы: Я-идеальное (идеальное представление о самом себе), Я-нормативное (представление о своём соответствии определённым требованиям), Я-реальное (представление о наличных качествах и свойствах).

На основе Я-образа у студента складывается Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция позволяет студенту выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста.

Затем нужно сформировать у студентов позитивный образ избранной профессии: история и значение профессии в настоящее время, предмет, условия, средств труда, требования профессии к человеку, перспективы развития профессии.

Студент должен иметь представления о требованиях к современному профессионалу, положительные образцы для подражания профессиональной деятельности.

На основе сопоставления образа-Профессии с образом-Я у студента формируется профессиональный образ-Я и складывается осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности.

Проведённый анализ позволяет нам процесс формирования у студентов профессиональной идентичности графически выстроить следующим образом:

Результаты теоретического анализа позволяют нам выделить три основных этапа формирования у студентов профессиональной идентичности.

Первых этап (1 курс) - это период осмысления профессиональной идентичности, когда на основе вхождения в новую социальную и профессиональную среду внешняя студенческая идентичность переходит во внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. Это нестабильный этап, связанный с адаптацией к новой социальной роли студента. Суть его заключается в становлении студенческой

идентификации ("Я-студент") и предвосхищении будущей профессиональной идентичности. Этот этап можно назвать адаптационным.

Убеждённость в правильности выбора профессии и положительное отношение к себе как к субъекту учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности

Профессиональная идентичность (осознание свс ным образом-Я) к ей тождественности с профессиональ-

J Профессиональный образ-Я

к Я-концепция Я-образ: идеальный, нормативный, реальный t

Образ-Профессии i

Рис.3 Процесс формирования у студентов профессиональной идентичности

Второй этап (2-3 курсы) - это период, когда на основе осознания требований новой социально-профессиональной роли и собственных способностей и возможностей происходит осознание достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям. В этот период конструктивные схемы саморазвития находятся в достаточном стабильном состоянии, поскольку студент начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности ("Я-будущий специалист"). Этот этап можно назвать стаб ил из а цио н ным.

Третий этап (4-5 курсы) - период, когда на основе осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, происходит формирование новых целей и перспектив. Это второй нестабильный период, суть которого заключается в переосмыслении и уточнении различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построении профессиональной карьеры ("Я-и моя профессия и карьера"). Этот период условно можно назвать уточняющим.

Этапы формирования у студентов профессиональной идентичности не существует изолированно, они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

The article describes the esscnce of professional identity which can be defined in terms of such categories as 'profession', 'professional identity formation', 'professional', 'professionalism'. Based on the theoretical background the author presents in graphic form the structure of professional identity formation. This analysis made it possible to determine the stages of professional identity formation in future specialists. The article is written proceeding from the analysis of psychology and pedagogical literature.

The key words: profession, selfconsciousness, professional identity, self-image, self-concept.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с,

2. Шавир ПЛ. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.

3. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: МПСИ, 2005. 600 с.

Об авторе

В. А. Шпота - аспирант, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@. mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.