Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив внедрения информационных технологий в структуры ЖКХ
Theoretical Aspects of Research Issues and Prospects for the Introduction of Information Technology in the Structure of Housing and Communal Services
m
со <c
cc <
УДК 338.465:004
Кирсанов Сергей Алексеевич
заведующий кафедрой Санкт-Петербургского института гуманитарного образования, кандидат экономических наук, доцент 190020, Санкт-Петербург, Лифляндская ул., д. 4
Kirsanov Sergey Alekseevich
St. Petersburg Institute of Education in the Sphere of Humanities and Social Sciences Liflyandskaya Str. 4, St. Petersburg, Russian Federation, 190020
Краснов Алекс Сергеевич
ассистент кафедры Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета 194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50
Krasnov Aleks Sergeevich
St. Petersburg State University of Trade and Economics
Novorossiyskaya Str. 50, St. Petersburg, Russian Federation, 194021
Стремительно развивающиеся современные информационные технологии определили появление крайне важного в нынешних российских условиях вида хранения и передачи информации — электронного. Модернизация жилищно-коммунальной отрасли предполагает в первую очередь внедрение информационных технологий на предприятиях ЖКХ.
Материалы и методы. В статье предлагается проводить внедрение информационных технологий в ЖКХ на основе использования комплексного подхода к созданию нормативно-правовой, общеэкономической и деловой информации, инновационных программ для улучшения эффективности информационных ресурсов жилищно-коммунальных комплексов, улучшения взаимодействия между населением и предприятиями жилищно-коммунальных комплексов. В эту систему должны быть введены все существующие элементы инфраструктуры поддержки отрасли ЖКХ, а также доступные информационные ресурсы.
Результаты. Рассмотрены основные группы пользователей, заинтересованных в развитии и внедрении инновационных информационных систем в жилищно-коммунальной сфере. Приведен анализ решений государства к политике в области информационных технологий. В качестве оценки внедренных технологий и разработанных информационных систем предлагается использовать их полезность гражданам, бизнесу и всему обществу в целом. Проанализированы онлайн-сервисы национальной облачной платформы, внедренные в настоящее время. Отмечается, что, несмотря на оптимизм, связанный с перспективами внедрения !Т в сферу ЖКХ, на большей части территории России пока приходится скорее думать о латании дыр, чем об улучшении качества жизни.
Краснов Сергей Васильевич
заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, кандидат технических наук, доцент
194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50
Krasnov Sergey Vasil'evich
St. Petersburg State University of Trade and Economics
Novorossiyskaya Str. 50, St. Petersburg, Russian Federation, 194021
В большинстве муниципальных образований проблемы ЖКХ решаются крайне неэффективно, в первую очередь вследствие очень низких бюджетных доходов и коррупции. Сделан вывод о том, что для успешной информатизации жилищно-коммунального хозяйства, создания единого комплекса ЖКХ необходима стандартизация применяемых решений в рамках решения проблемы электронного правительства. Приводятся первоочередные задачи информационных систем ЖКХ. В заключение отмечается, что, несмотря на то что множество решений по вопросам информатизации системы ЖКХ технически осуществимы уже сейчас, более активное внедрение их в жизнь произойдет лишь после решения ряда нормативно-законодательных вопросов сферы ЖКХ.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, электронное правительство, информационная система, облачная платформа, информационные сервисы
Rapid development of information technology has resulted in modern reliance on electronic-based storage and transfer of information. Modernization of housing and communal services primarily involves the introduction of information technology into public utility enterprises.
Materials and methods. This study proposes to implement the introduction of information technologies in housing and communal services based on an integrated approach to the creation of legal, general economic and business information, involving (1) innovative programs to improve the efficiency of housing complexes' information resources, and (2) improving communication between the population and housing complex enterprises. All existing infrastructure elements of the housing and communal services, as well as available information resources, should be entered into this information system.
The Results. The main user groups interested in the development and implementation of innovative information systems in the housing and utilities sectors were analyzed. This study discusses the analysis results in terms of state policy in the field of information technology. As a measure of success of the implemented technologies and information systems, the authors suggest using their efficiency for individual users, businesses, and society as a whole. Currently implemented online services based on the national cloud platform were also
к analyzed. However, despite the optimism associated with
the prospect of implementing IT in the housing and m communal services business, for most of Russia, it re-
™ mains more important to prioritize maintaining current
Cl service levels and undertaking repairs rather than un-
^ dertaking quality of life improvements. Most munici-
^ palities manage utilities extremely inefficiently, primarily
^ due to their very low budget revenues and corruption.
^ The authors conclude that for IT to be successfully
о implemented in housing and communal services, it is
necessary to create a uniform housing and communal service and a standard set of solutions offered through ^ e-government. The authors prioritize the information
ш systems of public utilities. The authors further note that
K despite the fact that many decisions concerning the
< creation of public utilities' information systems are cur-
o rently technically feasible, such system may be imple-
=r mented only after numerous legal and regulatory prob-
lems are solved.
Keywords: housing and utilities, e-government, infor-q mation system, cloud platform, information services
v CD
Увеличение значения информации во многих сферах жизнедеятельности отражает определенные объективные тенденции повышения роли информационных процессов в развитии общества. Сегодня наблюдается тенденция формирования концепции информационного общества, о чем можно судить по работам Д. Белла, Б. Брукса, Ю. Гарфильда, Ч. Медоу, П. Пига-ньоля, А. Турена, Ж. Фурастье, Ш. Штейнбурха и др. Эти авторы утверждают, что благодаря информации в обществе происходит «информационная революция», позволяющая решить трудности экономики и усовершенствовать социальные системы в глобальном масштабе. Наиболее важным представляется информационно-технологическая парадигма М. Ка-стельса, объясняющая логику изменения социальной системы под воздействием информационных технологий. Роль государства в формировании «информационного общества» и перспективы развития России в этом направлении освещаются в трудах Л. С. Блях-мана, А. Е. Шадрина, Н. Н. Моисеева, А. В. Волокитина, А. П. Мамошкина, И. Н. Курносова.
Что касается научных разработок в области применения информационных технологий в деятельности органов власти и управления, особенно с целью предоставления публичных услуг, то здесь следует отметить работы А. А. Белова, Л. А. Василенко, Ю. С. Ва-сютина, С. А. Домрачева, В. Г. Зазыкина, В. К. Киселева, В. П. Мельникова, Ю. А. Михеева, А. В. Петрова,
A. Е. Саак, Ю. В. Травкина, А. А. Штрик и др. Роли информационных технологий в организации взаимоотношений государства и гражданина посвящены публикации В. В. Волошина, Е. П. Истомина, В. И. Морозова, Ю. М. Нестерова, Г. В. Осипенко, Т. В. Филиппова,
B. В. Чубинского. Однако научных работ по информационным технологиям в сфере ЖКХ до настоящего времени недостаточно.
Модернизация жилищно-коммунальной отрасли показывает, какое большое значение имеет внедрение информационных технологий на предприятиях ЖКХ. Решением существующей проблемы внедрения может стать комплексный подход к созданию нормативно-правовой, общеэкономической и деловой информации, инновационных программ для улучшения эффективности информационных ресурсов ЖКК, улучшения взаимодействия между населением и предприятиями ЖКК. В эту систему должны быть введены все существующие элементы инфраструктуры поддержки отрасли ЖКХ, а также доступные информационные ресурсы.
Дадим определение термину жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий в населенных пунктах, создающий удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путем предоставления им широкого спектра услуг. Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей [1].
Термин «ЖКХ» имеет советское происхождение, широко применяется во многих странах бывшего СССР. В англоязычных странах для данного комплекса отраслей используется термин public utility.
Жилищно-коммунальное хозяйство в широком смысле подразумевает [2]:
• энергоснабжение: электроснабжение — обеспечение поставки электричества; газоснабжение — обеспечение поставки газа; теплоснабжение — обеспечение поставки горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ; энергосбережение;
• водоснабжение и водоотведение: водопровод — прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор, очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты, в том числе для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления; канализация — отведение сточных вод;
• вентиляцию и централизованное кондиционирование воздуха;
• лифтовое хозяйство;
• слаботочные сети (системы коммуникации и контроля): радиотрансляционная сеть;телевизионная антенна и кабель; телефонная сеть; компьютерная сеть; домофон; видеонаблюдение в местах общего пользования; технические средства вневедомственной охраны;
• вывоз мусора: мусоропровод; утилизация и переработка отходов;
• молниезащиту здания;
• системы пожарной безопасности (пожарная лестница, сигнализация, средства пожаротушения);
• капитальный ремонт зданий;
• текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания);
• текущую уборку и санитарно-эпидемиологическую обработку мест общего пользования (в том числе дератизация и дезинсекция);
• содержание придомовых территорий (благоустройство).
Деятельность организаций, работающих в сфере оказания информационной поддержки предприятиям жилищно-коммунальной сферы, регулирует Министерство регионального развития [3]. Для решения вопросов информационного обеспечения отрасли осуществляются следующие мероприятия:
• сбор и анализ информации о ходе реализации реформы ЖКХ и комплексных целевых программ и проектов, направленных на развитие этой отрасли;
• информационная поддержка предприятий отрасли посредством своевременного информирования о разработанных и представленных на утверждение в исполнительных органах государственной власти (далее — ИОГВ) проектов законодательных и распорядительных документов, а также о результатах законотворческой и нормотворческой деятельности;
• повсеместное развитие инфраструктуры жилищно-коммунального сектора в направлении повышения
эффективности информационных и консультационных услуг, подготовки и переподготовки кадров, пропаганды идей реформы ЖКХ населению;
• ведение Реестра аккредитованных экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги и предоставление доступа к нему предприятий ЖКХ субъектов Российской Федерации и др.
К задачам информационных систем ЖКХ можно отнести следующие [4]:
• сбор и анализ информации о техническом состоянии жилого фонда территории;
• удаленное управление объектами ЖКХ;
• планирование деятельности;
• ведение бухгалтерского учета и расчета оплаты за коммунальные и прочие услуги;
• повышение уровня качества работы с населением;
• информационное обслуживание органов муниципального управления;
• обмен информацией между подведомственными организациями, органами муниципального управления;
• экономию бюджетных средств посредством прогнозирования, оценки финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), планирования бюджета. Современная система информационной поддержки
предприятий жилищно-коммунального комплекса федерального уровня включает межрегиональное некоммерческое партнерство «Центр содействия реформе ЖКХ», аудиторский консультационный центр «Жил-комаудит», Центр нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве, Институт экономики ЖКХ, фонд «Институт экономики города», издательско-консалтинговую компанию «Международный центр финансово-экономического развития», некоммерческое партнерство «Энергоресурсосбережение», Межрегиональный центр научных, информационных и образовательных услуг в лицензировании и сертификации и другие организации [5]. Каждая из организаций сектора поддержки решает задачи информационного обеспечения сектора жилищно-коммунального хозяйства сферы согласно специфике деятельности организаций и использует различные способы доведения необходимой информации до предприятий ЖКХ. К ним относятся [6]:
• печатная информация (узкопрофильные журналы, газеты, издания);
• повышение квалификации служащих (конференции, семинары, курсы, тренинги);
• ответы на вопросы, консультирование (конференции, опросы);
• аудит, экспертиза тарифов, консультации специалистов;
• электронная информация (сайты и порталы, освещающие деятельность ЖКХ).
Исторически наиболее развитым и социально-экономически доступным средством информационного обеспечения является печатная продукция. В последнее время появилась тенденция к изданию продукции остро востребованной финансово-экономической направленности. Издательско-консалтинговая компания «Международный центр финансово-экономического развития» выпускает «Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ» с ведением постоянных рубрик «Опыт городов и регионов», «Реформа», «Юридический практикум», «Бухгалтерский учет и налогообло-
жение». В журнале также печатаются нормативные ^ документы и тематические материалы, касающиеся ^ отраслей ЖКХ. Регулярно выходят номера, в которых ™ дается профессиональная оценка деятельности ЖКК, < обсуждается опыт применения моделей управления к ЖКХ различных регионов. Проект «Жилищное и ком- ^ мунальное хозяйство российских регионов» предо- ^ ставляет регионам возможность получить «журнал ^ в журнале» для обсуждения актуальных для жилищно- ^ коммунального хозяйства региона проблем. к
Центр нормирования и информационных систем о! в ЖКХ (выполняющий функции федерального центра 2 ценовой и тарифной политики в ЖКХ Госстроя России) ^ с периодичностью раз в 2 месяца выпускает сборник 2 «Цены и тарифы в жилищно-коммунальном хозяй- 2 стве», а также другие сборники нормативно-правовой х документации и рекомендации по нормированию, д охватывающие широкий круг аспектов жилищно-ком- ^ мунального хозяйства. ^
Аудиторским консультационным центром «Жилком-аудит» ежеквартально выпускается одноименное специализированное издание, содержащее подробный анализ типичных ошибок и проблем, выявленных в ходе аудиторских проверок.
Стремительно развивающиеся современные информационные технологии, в том числе Интернет, определили появление крайне важного в нынешних российских условиях вида хранения и передачи информации — электронного.
В жилищно-коммунальной сфере можно выделить основные группы пользователей, заинтересованных в развитии и внедрении инновационных информационных систем [7, с. 31-38]:
• предприятия всего жилищно-коммунального комплекса, включая предприятия подотраслей ЖКХ;
• специализированные подразделения органов местного самоуправления и субъектов РФ;
• ТСЖ, ЖСК, ЖК;
• союзы, объединения и ассоциации предприятий ЖКХ;
• отечественные и зарубежные поставщики материалов, машин и технологий для жилищной и коммунальной сфер;
• торговые представительства зарубежных стран;
• деловые круги, общественно-политические партии и движения, отдельные граждане, интересующиеся вопросами реформы ЖКХ.
Что же касается электронной информатизации, то будем рассматривать предоставление муниципальных услуг (в том числе жилищных и коммунальных) в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и государственной программы «Информационное общество (2010-2020 годы)».
Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства на период до 2010 г. была утверждена постановлением Правительства РФ от 16 августа 2007 г. в качестве дополнения к федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [8]. Предполагалось, что реализация мероприятий программы позволит уменьшить административную нагрузку на население и организации, повысит скорость и качество предоставляемых государственных услуг, что в свою очередь положительно отразится на общем уровне доверия населения к государству. Однако эксперты констатируют отсутствие практически значимых результатов в ее реализации [9, с. 34].
1 В 2002-2005 гг. в рамках ФЦП «Электронная Рос-^ сия» было выполнено всего лишь 2,5% от общего ™ объема запланированных проектов информатизации 5 органов власти. Объем финансирования программы к из федерального бюджета в этот период не превы-^ шал 25% от предусмотренной суммы. В последующие ^ годы в ФЦП неоднократно вносились существенные н изменения. Министерство связи и массовых комму-^ никаций РФ оценило возможность продления сроков к действия программы на 2011-2012 гг. и предложило съ считать это нецелесообразным [10, с. 171].
2 Итак, электронное правительство в России плани-^ ровалось создавать в два этапа:
2 1) 2008 г. — разработка и утверждение необходимых й правовых и технических документов и регламентов;
о 2) 2009-2010 гг. — практическое внедрение системы ^ в министерствах и ведомствах. ^ Инфраструктуру электронного правительства планировалось строить на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной основе его функциональных элементов [Там же]:
• информационных систем федеральных органов исполнительной власти;
• информационных систем субъектов РФ;
• информационных систем органов местного самоуправления;
• элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных;
• библиотек и ФГУП «Почта России»;
• ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания;
• сайтов государственных органов в сети Интернет;
• региональных многофункциональных центров оказания услуг.
В 2008 г. стало очевидным, что информационное общество в России развивается гораздо медленнее, чем в других странах, и в существовавших условиях нельзя ожидать каких-либо заметных перемен. В этой связи государство приняло решение пересмотреть подход к своей политике в области информационных технологий. Пришло понимание того, что ценны не внедренные технологии и разработанные информационные системы сами по себе, а то, какую пользу они приносят гражданам, бизнесу, всему обществу.
Для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод, была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» [11].
Перечислим направления государственной программы «Информационное общество» [Там же]:
• «Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса»;
• «Электронное государство. Повышение эффективности государственного управления»;
• «Развитие российского рынка ИКТ и российских технологий. Обеспечение перехода к цифровой экономике»;
• «Преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества»;
• «Обеспечение безопасности в информационном обществе. Обеспечение доверенной информационной среды»;
• «Развитие цифрового контента. Перевод контента
в электронный вид».
Распоряжением Правительства РФ № 453-р от 21 марта 2011 г. ОАО «Ростелеком» назначен единственным исполнителем работ в рамках мероприятий ГП РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)». В рамках программы ОАО «Ростелеком» обязалось обеспечить создание национальной платформы облачных вычислений: так, в марте 2011 г. началась работа по ее созданию, и через год она была запущенна в тестовом режиме [12].
Национальная облачная платформа — это комплекс интегрированных информационных систем, предназначенный для предоставления органам исполнительной власти различного уровня, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и физическим лицам услуг по модели облачных вычислений. К числу запущенных сервисов относятся онлайн-сервисы «ЖКХ», «Медицина», «Образование», «Сити» и другие.
Цель создания сервисов ЖКХ — автоматизация работы всех служб ЖКХ, усиление государственного контроля над тарифной политикой, расходованием бюджетных средств и эффективностью их использования, а также прозрачность расчетов между поставщиками коммунальных услуг и потребителями. Сервисы интегрируются с государственными информационными системами в сфере ЖКХ. Рассмотрим их более подробно.
Сервисы для органов государственной власти Сервисы позволяют обеспечить оперативный мониторинг исполнения производственных и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, прогнозирование, расчет и целевое использование бюджетных средств на предоставление социальной поддержки отдельным категориям граждан и субсидий по оплате ЖКУ, позволяют принимать оперативные решения по регулированию тарифов.
Сервисы для органов местного самоуправления Сервисы предназначены для информирования граждан о деятельности организаций ЖКХ, ведения учета электронных паспортов всех объектов жилого фонда, оперативной координации деятельности всех управляющих организаций. Сервисы также обеспечивают верификацию данных по расчетам между управляющими и ресурсоснабжающими организациями.
Сервисы для управляющих, ресурсоснабжающих организаций и РКЦ
Современные биллинговые и платежные сервисы позволяют проводить расчеты по многоставочным тарифам с возможностью автоматизированного сбора показаний с общедомовых и индивидуальных приборов учета, оптимизируя затраты на выставление счетов и сбор показаний.
Сервисы для населения
Сервис «Личный кабинет для населения» позволяет удаленно в любое время получить актуальные сведения о состоянии лицевого счета, заказать необходимые справки. Кроме того, с помощью сервиса можно проверить отчет управляющей организации о выполненных работах и проголосовать по вопросам управления общим имуществом многоквартирного дома.
Можно констатировать, что в настоящее время в России созданы концептуальные основы электронного правительства, происходит внедрение IT в деятельность государственных и муниципальных органов власти. Однако в целом Россия пока значительно отстает от многих стран мира. Согласно аналитическому обзору ООН (2008 г.) о готовности стран к внедрению электронного правительства среди 192 стран, охваченных обзором, Россия занимала 60-е место. В предыдущем обзоре (2005 г.) она находилась на более престижном 50-м месте. По отдельному показателю участия граждан в управлении государством Россия занимала 98-е место вместе с Республикой Беларусь, Руандой и Узбекистаном [13].
Результаты рейтинга e-government ООН за 2012 г. несколько обнадеживают: за 4 года Россия поднялась до 27-й строчки, оставив позади Венгрию, Польшу и Словакию [14].
Напомним, что по показателям других международных рейтингов, которые оценивают конкурентоспособность страны, — эффективности госуправления, индексу интеллектуального развития и процветания, индексу деловой активности и индексу восприятия коррупции — в России улучшений нет, т. е. рост одного индекса на фоне стагнации других не меняет общую картину.
Причина этого разрыва — в недостатках основополагающего нормативного документа — Стратегии развития информационного общества. К примеру, стратегия определяет, что к 2015 г. Россия должна попасть в число 20 ведущих стран в сфере развития информационного общества. И в тех же рейтингах мы должны оказаться в первой десятке стран по уровню «доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы» [15].
Иными словами, во главу угла ставится не внутренняя эффективность, не удовлетворенность пользователей — граждан и бизнеса, а позиция государства в международных рейтингах. Однако в международных рейтингах можно «померить» только то, что лежит на поверхности, т. е. сайты государственных структур и наличие на них доступных госуслуг.
В то же время есть и скрытые показатели, которые измерить по отчетам невозможно. Это качество предоставляемых услуг, снижение издержек и коррупционной составляющей. Прочувствовать это все можно только на практике, причем будучи гражданином России, получающим те самые услуги. В противном случае оказывается, что все усилия государства и бюджетные деньги потрачены на создание красивых веб-порталов, а не на налаживание межведомственного взаимодействия и внутренние системные улучшения.
В настоящее время система электронного правительства внедрена и наиболее успешно функционирует, по мнению экспертов, в Республике Татарстан и Свердловской области. Ведется работа по внедрению аналогичных систем еще в нескольких регионах России, например, в Санкт-Петербурге любой житель города может получить через Интернет более 350 государственных услуг. С 2011 г. тут работают 34 многофункциональных центра предоставления государственных услуг (МФЦ), где горожане могут получить свыше 150 госуслуг по принципу одного окна. Такие центры размещены во всех районах города, в них работают в общей сложности 42 инфомата. Есть в городе и инфопункты — 20 точек по всему
Петербургу. С помощью инфоматов и инфопунктов, ^
а также через Интернет можно зайти на все сайты ^
органов власти и подведомственных организаций, ™
а также на специализированные порталы и другие <
интернет-ресурсы, посвященные вопросам предостав- к
ления государственных услуг [16]. ^
Однако, несмотря на планы и перспективы, уро- ^
вень информатизации страны в целом и внедрения ^
информационных технологий в структуру ИОГВ в част- ^
ности оставляет желать лучшего. Для того чтобы ФЦП к
«Электронное правительство» и ФЦП «Информацион- о!
ное общество» начали работать, прежде всего необ- 2
ходимо решить ряд существующих проблем, подойти ^
к этому комплексно и системно. 2
Информационные технологии управления жилищно- ^ коммунальной сферой в России Щ
Современные информационные технологии позволяют ^ вести учет потребления тепло-, водо- и энергоресур- ^ сов, организовать контроль за состоянием объектов, обеспечить взаимодействие между поставщиками и потребителями ресурсов.
Качественная и достоверная информация является ценнейшим ресурсом, востребованным всеми участниками рынка. Органам власти применение 1Т в сфере ЖКХ позволяет оперативно контролировать ситуацию, что необходимо для бюджетирования и учета текущих платежей, планирования и контроля работ, разработки нормативно-правовой базы; инвесторам 1Т помогут рассчитать необходимые инвестиции и возможную отдачу от них. Рядовым гражданам, конечным потребителям услуг ЖКХ, внедрение информационных технологий позволит вести контроль над потребляемыми ресурсами и оптимизировать их расходование [17].
Немаловажно и то, что переход к широкому использованию информационных технологий в ЖКХ, приводящий к облегчению процедур оплаты и переходу к выплатам за потребленные, а не отпущенные ресурсы, оказывает и значительный социальный эффект. Даже простое информирование участников рынка о самой реформе ЖКХ и экономии средств на текущих платежах благодаря применению новых технологий учета потребления может положительно влиять на отношение участников рынка к реформе ЖКХ [9].
Информационные системы (ИС) ЖКХ обеспечивают повышение оперативности поступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов с целью быстрого реагирования на проблемные ситуации.
Обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории — это учет потребления энергоносителей и воды, контроль технических параметров отопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, вентиляции, работы лифтового оборудования, контроль технологической дисциплины, передача информации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов с целью расчета тарифов, принятия решений по капитальному ремонту и др.
Дистанционное управление объектами ЖКХ предполагает управление давлением и напряжением в сетях, включение-выключение освещения в подъездах и внутридворовых территориях, контроль доступа в технические помещения.
Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги включает:
• ведение учета зданий, квартир;
• управление лицевыми счетами;
^ • ведение поквартального учета коммунальных услуг ^ и нормативов потребления;
™ • начисление субсидий и учет льгот (в совокупности 5 и по каждому жильцу, вписанному в лицевой счет) ^ с возможностью изменения их перечня пользова-^ телем;
< • группировка зданий с целью изменения нормативов и других параметров для большого числа квартир, х оперативное выполнение расчетов в процессе та-^ ких изменений;
^ • ведение учета доходов каждой семьи и начисление ш субсидий в соответствии с этими данными; к • расчет суммы льгот (с возможностью ее перерасчета в случае изменения законодательства) для ш каждого жильца;
^ • ведение истории начислений (перерасчет по предыдущим периодам в соответствии с существовав-о шими тогда нормативами).
го Повышение качества работы с населением достигается сокращением очередей при получении справок, выписок, автоматизацией формирования и печати отчетов.
Экономия бюджетных средств достигается за счет сокращения трудозатрат на выполнение операций и численности персонала [18].
На сегодняшний день информационные системы ЖКХ уже внедрены и успешно работают в ряде регионов. Так, был проведен конкурс Минпромэнерго на разработку технического регламента требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ. Подобные технологии постепенно появляются в российских городах — не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, Ханты-Мансийском автономном округе, Сургуте, Перми и др.
Так, в Нижнем Новгороде на базе уже реализованных решений введена единая система оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства. Платежные трансакции осуществляются в режиме реального времени — эти технологии подобны тем, что применяют операторы сотовой связи. Кроме того, здесь вводится система предоплаты, которая позволит внести квартплату перед отпуском.
География внедрений достаточно обширна, однако «первопроходцами автоматизации» оказались, как правило, крупные города и в основном регионы-доноры. В большинстве небольших российских городов и поселений существенных успехов пока не видно, что связано в первую очередь с тяжелым финансовым положением муниципальных образований, их ограниченными возможностями для бюджетного финансирования работ по модернизации ЖКХ. Ведь в соответствии с законодательством сфера ЖКХ должна финансироваться из средств бюджетов муниципальных образований.
Среди положительных примеров можно назвать разработку и внедрение единого программного комплекса по начислению населению платежей за жилищно-коммунальные услуги (АИС ЖКХ), созданного в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» в Республике Чувашия. Это позволило резко повысить эффективность работы жилищно-эксплуатационных предприятий. Такой программный комплекс содержит полную информацию о количестве проживающих в том или ином жилищном фонде, площади жилфонда, применяемых ценах и тарифах на ЖКУ, льготниках с разбивкой по категориям, описа-
ние счетчиков и их показания, позволяет выводить итоговые суммы по лицевым счетам, осуществлять раскладку сумм оплаты по услугам и т. д. [19].
К числу лидеров автоматизации сферы ЖКХ относится и Москва, где в рамках городской целевой программы (ГЦП) «Электронная Москва» за последние годы созданы и развиваются информационные системы. Большинство жителей столичного мегаполиса уже смогли ощутить эффект от внедрения автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности единых информационно-расчетных центров» (АСУ ЕИРЦ), автоматизированных систем коммерческого учета потребления тепло-, водо-, и энергоресурсов (АСКУЭ), систем централизованных оперативно-диспетчерских служб (ОДС) и т. п. [5].
В рамках реализации программы «Безопасный город» была создана инфраструктура оконечных устройств, которые установлены в непосредственной близости от конечных потребителей — в жилых домах. Плодом усилий компании стало создание защищенных устройств — универсальных вычислителей. Такой «объектовый (общедомовой) концентратор информации» (ОКИ) объединяет в себе несколько функций, которые условно можно разделить на две группы: первая отвечает за безопасность, а вторая — за систему мониторинга услуг, предоставляемых в домах. Функциональность реализуется подключением к вычислителю различных устройств и датчиков, таких, например, как камеры видеонаблюдения, приборы учета потребления ресурсов (тепло-, водо- и электросчетчики), газоанализаторы и т. п. Архитектура устройства модульная, что позволяет добавлять к существующим сервисам новые услуги частного и коллективного пользования. Система изготовлена в ван-далозащищенном корпусе и имеет внутри температурные датчики, внутреннюю встроенную систему охлаждения, герметичные вводы и т. п.
Создание интегрального устройства стало возможным благодаря тому, что при реализации ГЦП «Электронный город» изначально был взят курс на интеграцию различных систем, в частности системы безопасности города и системы ЖКХ.
Для успешного взаимодействия оконечных устройств, в том числе счетчиков, анализаторов и пр., необходимо их объединение в единое целое на основе программно-аппаратных платформ и современной транспортной инфраструктуры, что обеспечивает эффективное управление всем комплексом ЖКХ.
Примером комплексного подхода к управлению является процесс по организации планово-предупредительных ремонтов, который тесно увязан с процессами обеспечения своевременности закупок и поставок необходимых материалов, оперативным отслеживанием наличия материалов, оборудования на складах и т. д. Информационные технологии позволяют не только наладить правильный и своевременный учет и контроль, но и увязать все процессы на предприятии ЖКХ в единое целое.
Предприятия, которые являются поставщиками услуг, должны быть клиентоориентированными. Несмотря на то что сейчас отношение к клиентам в системе ЖКХ оставляет желать лучшего, эта отрасль сейчас идет теми же путями, что и телекоммуникационные компании, которые в борьбе за клиента предлагают потребителям все новые и новые тарифы и сервисы [20].
Ярким примером клиентоориентированности системы ЖКХ является опыт Финляндии. Так, в стане «победившего хай-тека» телекоммуникационный сектор в высшей степени развит. При этом ИКТ активно используются во всех сферах жизни, в том числе и в ЖКХ. В частности, во многих управляющих компаниях действует такой сервис, как «Электронный ЖЭК». Пользователь сервиса может через Интернет заказать ряд услуг, получить справки по текущему состоянию платежей, получить доступ к текущим показаниям потребления горячей и холодной воды, электроэнергии и т. п. Что немаловажно, «Электронный ЖЭК» предоставляет возможность онлайн-заказа любых необходимых документов. По нашему мнению, финский опыт использования информационных технологий очень важен и для России.
Несмотря на оптимизм, связанный с перспективами внедрения 1Т в сферу ЖКХ, на большей части территории России пока приходится скорее думать о латании дыр, чем об улучшении качества жизни. В большинстве муниципальных образований проблемы ЖКХ решаются крайне неэффективно, в первую очередь вследствие очень низких бюджетных доходов и коррупции. Сегодня муниципальные предприятия, которые управляют на рынке ЖКХ, находятся на грани либо за гранью рентабельности.
Для успешной информатизации ЖКХ, создания единого комплекса ЖКХ необходима стандартизация применяемых решений. Сейчас надо говорить о проблеме «стандартизации информационного общества», одной из сфер которого является ЖКХ. При этом вопросы управления отраслью ЖКХ должны осуществляться в рамках решения проблемы электронного правительства. Именно в рамках развития электронного правительства надо создавать типовые стандартизованные решения для регионов.
Таким образом, к первоочередным задачам информационных систем ЖКХ можно отнести следующие:
• повышение оперативности диспетчеризации;
• обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории;
• дистанционное управление объектами ЖКХ;
• моделирование ситуаций;
• бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги;
• повышение качества работы с населением;
• информационное обслуживание органов муниципального управления;
• обмен информацией между органами муниципального управления;
• экономия бюджетных средств.
Несмотря на то что множество решений по вопросам информатизации системы ЖКХ технически осуществимы уже сейчас, более активное внедрение их в жизнь произойдет лишь после решения ряда нормативно-законодательных вопросов сферы ЖКХ. Лишь определение государством правил игры на этом рынке сделает перспективу массового внедрения 1Т в область ЖКХ более реальной [21].
В заключение следует отметить, что внедрение информационных технологий в структуры ЖКХ будет успешным несомненно при использовании комплексного подхода. В этом случае определяется как нормативно-правовая база, так и «стандартизированные» технические аспекты для организаций, реализующих решения по информатизации системы ЖКХ.
Литература ^
I—
1. Управление недвижимым имуществом: Учебник: [по s специальности 080502(060800) «Экономика и упр. на m предприятии отрасли (операции с недвижимым имуще- 5 ством)»] / И. А. Бузова, Н. В. Васильева, С. Н. Максимов к [и др.]; Под ред. С. Н. Максимова; Федер. агентство по 5 образованию, С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т. СПб.: ^ СПбГИЭУ, 2005. 469 с. 2
2. Система муниципального управления: Учебник для сту- о дентов высших учеб. заведений, обучающихся по специ- х альности «Государственное и муниципальное управле- ^ ние« / [Зотов В. Б., Бабун Р. В., Кириллова А. Н. и др.]; Под ред. В. Б. Зотова. 5е изд., испр. и доп. РостовнаДону: ° Феникс, 2010. 718 с. >-
3. Булавинов В. Е. О создании государственной инфор- < мационной системы жилищно-коммунального хозяй- о ства // Практика муниципального управления. 2013. № 3: ^ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gkh. ^ ru/journals/9249/85283/. §
4. Жадько П. А. Информационное обеспечение оценки со- 1 стояния и организации контроля в структуре ЖКХ ре- v гиона: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2009: [Электронный ® ресурс]. Режим доступа: http://economy-lib.com/disser/ 37116/d?#?page=1.
5. Зуйкина Т. В. Информационные технологии на предприятиях ЖКХ // ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2009. № 8. ч. 1. С. 65-67.
6. Соболевская Е. А. Концепция развития системы информационного обеспечения жилищно-коммунальной отрасли (извлечение): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.up.mos.ru/ForumGKH/sobol.htm.
7. Кирсанов С. А. Проблемы раскрытия информации в сфере ЖКХ управляющими компаниями Санкт-Петербурга // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. 2012. Вып. 6 (57). С. 31-38.
8. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 гг.): Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/184120/.
9. Информационные технологии сегодня // ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2010. № 5, ч. 1. С. 34.
10. Малышева М. А. Теория и методы современного государственного управления: Учеб.-методич. пособие. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011. 280 с.
11. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)»: Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/199708/.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 453-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/03/29/rostelekom-site-dok. html.
13. Электронное правительство: Россия катится на дно. Издание о высоких технологиях CNews: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/top/2008/ 03/03/(none)_290373.
14. ООН выпустила новый рейтинг e-government: Блог о государственных сайтах и государственных услугах в Интернете: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// gov-gov.ru/?p=2803.
15. Электронное правительство: догнать и перегнать Сингапур: Информ.-дискуссионный портал Newsland: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsland.com/ news/detail/id/1073831/.
16. Оболонцева А. Догнать и перегнать Сингапур: Электронное правительство поможет России занять достойное место в международных рейтингах // Петербургский правовой портал: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ppt.ru/columns/column.php?id=112578.
17. Авдеев В. В. Современные технологии и оборудование — основа реформирования ЖКХ // ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008. № 5.
18. Саак А. Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
19. Проект РИАС — электронное правительство для Чувашской Республики: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://egov.cap.ru/.
20. Комплексная автоматизация основной производственной деятельности предприятий, ЖКХ и служб заказчика (Win «Домовладелец») // ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2009. № 5. С. 61.
21. Штрикман Б. Системная автоматизация ЖКХ с помощью программных комплексов СКБ «Контур»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kontur.ru/press/publica-tions/2007/480.
References
1. Buzova I. A., Vasil'eva N. V., Maksimov S. N. et. al. Upravlenie nedvizhimym imushchestvom [Real estate management]. St. Petersburg, SPbSUEE Publ., 2005. 469 p.
2. Zotov V. B., Babun R. V., Kirillova A. N. et. al. Sistema mu-nitsipal'nogo upravleniya [System of municipal government]. Rostov-naDonu, Feniks Publ., 2010. 718 p.
3. Bulavinov V. E. O sozdanii gosudarstvennoy informatsionnoy sistemy zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva [On the development of the state information system of housing and communal services], Praktika munitsipal'nogo upravleniya, 2013, no. 3. Available at: http://www.gkh.ru/jour-nals/9249/85283/.
4. Zhad'ko P. A. Informatsionnoe obespechenie otsenki sos-toyaniya i organizatsii kontrolya v strukture ZhKKh regiona. Kand. ekon. nauk diss. [Information provision and assessment of the control organization of the region structure of housing and communal services. Cand. econ. sci. diss.]. Moscow, 2009. Available at: http://economy-lib.com/dis-ser/37116/d?#?page=1.
5. Zuykina T. V. Informatsionnye tekhnologii na predpriyatiyakh ZhKKh [Information technology in housing and communal services]. ZhKKh: zhurnal rukovoditelya i glavnogo bukhgal-tera, 2009, no. 8, pt. 1, pp. 65-67.
6. Sobolevskaya E. A. The concept of information management system development for the housing and communal services sector (extraction). Available at: http://www.up.mos. ru/ForumGKH/sobol.htm. (in Russ.).
7. Kirsanov S. A. Problemy raskrytiya informatsii v sfere ZhKKh upravlyayushchimi kompaniyami Sankt-Peterburga [Issues concerning disclosure of information in the field of housing management by companied in St. Petersburg]. Vestnik INZhEKONa. Ser.: Ekonomika [Herald of the St. Petersburg State Univ. of Engineering and Economics. Ser.: Economics], 2012, no. 6 (57), pp. 31-38.
8. RF Government Resolution of January 28, 2002 № 65 "On the federal target program "Electronic Russia (2002-2010)". Available at: http://base.garant.ru/184120/. (in Russ.).
9. Informatsionnye tekhnologii segodnya [Information technology today]. ZhKKh: zhurnal rukovoditelya i glavnogo bukhgaltera, 2010, no. 5, pt. 1, p. 34.
10. Malysheva M. A. Teoriya i metody sovremennogo gosudarst-vennogo upravleniya [Theory and methods of modern public administration]. St. Petersburg, HSE Publ., 2011. 280 p.
11. Order of the RF Government of October 20, 2010 № 1815-r "On the state program of the Russian Federation "Information Society (2011-2020)". Available at: http://base.garant. ru/199708/. (in Russ.).
12. Order of the RF Government of March 21, 2011 № 453-r. Available at: http://www.rg.ru/2011/03/29/rostelekom-site-dok.html. (in Russ.).
13. E-government: Russia is sliding to the bottom. CNews. 2008. Available at: http://www.cnews.ru/top/2008/03/03/ (none)_290373. (in Russ.).
14. The UN has launched a new e-government ranking. Gov-gov.ru. 2012. Available at: http://gov-gov.ru/?p=2803. (in Russ.).
15. E-government: to catch up and overtake Singapore. Newsland. 2012. Available at: http://newsland.com/news/detail/ id/1073831/. (in Russ.).
16. Obolentseva A. To catch up and overtake Singapore: E-go-vernment will help Russia to take its rightful place in the international rankings. 2012. Available at: http://ppt.ru/col-umns/column.php?id=112578. (in Russ.).
17. Avdeev V. V. Sovremennye tekhnologii i oborudovanie — osnova reformirovaniya ZhKKh [Modern technology and equipment — the basis of housing reform]. ZhKKh: zhurnal rukovoditelya i glavnogo bukhgaltera, 2008, no. 5.
18. Saak A. E., Pakhomov E. V., Tyushnyakov V. N. Informatsion-nye tekhnologii upravleniya [Information technology of management]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 320 p.
19. The Project of the Republican information and analytical system (RIAS) - e-government for the Chuvash Republic. Available at: http://egov.cap.ru/. (in Russ.).
20. Kompleksnaya avtomatizatsiya osnovnoy proizvodstvennoy deyatel'nosti predpriyatiy, ZhKKh i sluzhb zakazchika (Win "Domovladelets") [Integrated automation of the main production activities of enterprises, utilities and customer services (Win "Domovladelets")]. ZhKKh: zhurnal rukovoditelya i glavnogo bukhgaltera, 2009, no. 5, p. 61.
21. Shtrikman B. System housing and communal services automation using software packages of SDB Kontur. Available at: http://kontur.ru/press/publications/2007/480. (in Russ.).
Научно-конгрессная деятельность СПбУУиЭ
В рамках реализации основной цели научно-конгрессной
деятельности в Санкт-Петербургском университете управления и экономики решаются следующие задачи:
• интеграция Университета в дискуссионное поле научной общественности регионов, России, зарубежных стран;
• закрепление и развитие ведущего научного направления Университета, связанного с исследованием проблем управления инновационным развитием регионов и корпоративных структур;
• повышение качества и актуальности, стимулирование и тематическая диверсификация научных исследований, проводимых в Университете;
• повышение научного уровня профессорско-преподавательского состава, активизация научной деятельности аспирантов и студентов, вовлечение молодежи в постановку и решение научных проблем управления и экономики;
• расширение и развитие партнерских отношений Университета с органами государственной власти и местного самоуправления, отечественными и зарубежными организациями и учреждениями науки, образования, управления, экономики, финансовыми структурами, профессиональными общественными организациями, фондами поддержки науки и образования и т. д.;
• развитие внутренних интеграционных научно-образовательных процессов Университета между факультетами, кафедрами и региональными институтами и филиалами; между учеными, преподавателями и аспирантами, студентами Университета. Научно-конгрессная деятельность осуществляется
в СПбУУиЭ в следующих основных формах:
• организация и проведение научных и научно-практических конференций и семинаров, круглых столов и дискуссий международного, общероссийского, межрегионального, регионального и межвузовского уровней, в том числе в рамках интеграционных связей с научными, производственными, образовательными и иными партнерами Университета;
• организация и проведение студенческих научных и научно-практических конференций и семинаров, круглых столов и дискуссий различного вида и уровня;
• участие официальных представителей Университета в работе научных конференций, форумов, круглых столов, семинаров, организуемых на территории России и за ее пределами.
Ежегодно расширяется участие ученых Университета в научных конференциях, семинарах, форумах различного уровня.