Научная статья на тему 'ИКТ в госсекторе: информатизация в сфере ЖКХ'

ИКТ в госсекторе: информатизация в сфере ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1151
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖКХ / HOUSING AND PUBLIC UTILITIES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЖКХ / ГИС ЖКХ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEMS / СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (СМЭВ) / SYSTEM OF INTERAGENCY ELECTRONIC INTERACTION / INFORMATIZATIONOF HOUSING AND PUBLIC UTILITIES / GOVERNMENT INFORMATION SYSTEM ON HOUSING AND PUBLIC UTILITIES (GIS HPU)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова А.А.

В статье рассматривается сфера жилищно-коммунального хозяйстваРоссийской Федерации, обозначаются проблемы и несовершенства отрасли. Также обозначается значение информатизации в области ЖКХ и подробно рассказывается о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PUBLIC SECTOR: INFORMATIZATION IN THE HOUSING SECTOR

The article describes the housing and communal services of the Russian Federation, indicates problems and imperfections of the industry. Also there is the value of information and informatization of housing sector. The article details on the state information system of housing and communal services.

Текст научной работы на тему «ИКТ в госсекторе: информатизация в сфере ЖКХ»

УДК 332.8:004

ИКТ В ГОССЕКТОРЕ: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ЖКХ INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PUBLIC SECTOR: INFORMATIZATION IN THE HOUSING

SECTOR

Белова А. А.

Южно-Российский институт управления - филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Belova A.A.

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

Academy of

National Economy and Public Administration

Аннотация: В статье рассматривается сфера жилищно-коммунального хозяйстваРоссийской Федерации, обозначаются проблемы и несовершенства отрасли. Также обозначается значение информатизации в области ЖКХ и подробно рассказывается о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: ЖКХ, информатизация ЖКХ, ГИС ЖКХ, информационные системы,система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Annotation:The article describes the housing and communal services of the Russian Federation, indicates problems and imperfections of the industry. Also there is the value of information and informatization of housing sector. The

article details on the state information system of housing and communal services.

Key words: Housing and Public Utilities, informatizationof Housing and Public Utilities, Government Information System on Housing and Public Utilities (GIS HPU) information systems,system of interagency electronic interaction.

В рамках развития концепции «Электронного правительства» необходимо развивать информатизацию социальных и экономических отраслей.

Жилищно-коммунальное хозяйство (или сокращенно ЖКХ) — это комплекс социальных и экономических отраслей, который нацелен на обеспечение функционирования инженерной инфраструктуры разнообразных зданий и построек в населённых пунктах. Данный комплекс создаёт удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей, предоставляя им широкий спектр хозяйственных услуг.

В настоящее время ЖХК представляет собой очень сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных компонентов: от энерго- и водоснабжения до благоустройства и озеленения придомовых территорий. Каждый компонент имеет определенное поле деятельности с конкретными обязанностями и задачами, на реализацию которых и направлена его деятельность. Степень развития и область деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения. Без данной отрасли практически невозможно представить нормальное функционирование общества. Однако сфера ЖКХ несовершенна. В последнее время специалисты выделяют ряд проблем, которые резко влияют на эффективность работы всех компонентов. К таким проблемам относят (подробнее о проблемах рассказано в работе [1]):

низкаяэнергоэффективность жилищного фонда и коммунальных сетей; непрозрачность процедур установления тарифов на различные виды услуг; слабое развитие конкуренции на рынке управляющих организаций; отсутствие у граждан достоверной информации по жилищно-коммунальной сфере; нарушение законодательства; слабое взаимодействие организаций ЖКХ с органами местного самоуправления и т.д.

Также специалисты отмечают, что в течение последнего десятилетия управление сферой ЖКХ характеризуется практически полным отсутствием эффективности. Это вызвано торможением реформирования ЖКХ из-за нехватки стабильной и продуманной системы информационного обеспечения.

Политика в отрасли ЖКХ требует скорейшего пересмотра. Именно поэтому в течение последнего десятилетия все субъекты РФ, а также большинство крупных городов страны либо уже создали, либо создают сейчас региональные информационные системы, собирающие и обрабатывающие информацию в сфере ЖКХ.

Основными задачами использования информационных систем в сфере ЖКХ являются следующие: дистанционное управление объектами ЖКХ; повышение качества работы с населением; повышение оперативности диспетчеризации; бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги; обмен информацией между органами муниципального управления; экономия бюджетных средств; информационное обслуживание населения и органов муниципального управления; обработка информации и моделирование ситуаций.

Электронные технологии (информационные технологии) в управленческой деятельности являются одними из факторов оптимизации управления. Данному направлению посвящена работа [2].

Информатизация сферы ЖКХ имеет положительные перспективы. Однако для нормального и эффективного функционирования аппарата

ЖКХ, слаженной работе его компонентов и удобства граждан необходимо создание единой системы, которая бы могла осуществлять качественный контроль над данной сферой.

Именно поэтому в 2013 году Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено создать единый общероссийский ресурс, в котором будет находиться вся информация в сфере ЖКХ.

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства («ГИС ЖКХ») — это единая централизованная информационная система, действующая в федеральном масштабе, которая осуществляет свою деятельность на основе технических, программных средств и информационных технологий.

Данные технологии направлены на сбор, хранение, обработку, предоставление и использование информации о каком-либо жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом, работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Также данный ресурс направлен на накопление информации о предоставлении коммунальных услуг, о размере платы за конкретное жилое помещение и коммунальные услуги, о задолженности по определенной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также об иной информации, которая связана с жилищно-коммунальным хозяйством.

Благодаря ресурсу граждане смогут иметь четкое представление о расходах и доходах по дому, осуществлять контроль деятельности своей управляющей компании, напрямую подавать жалобы, если они возникнут, а также проверять правильность расчетов и начислений и осуществлять оплату начислений за жилищно-коммунальные услуги в личном кабинете через платежные системы.

Разработкой данной системы занимались Минкосвязь, Минстрой России а также ФГУП «Почта России». Правовая основа создания системы основывается на двух федеральных законах (более подробную нормативно-правовую информацию о системе см. в [3]).

Основная цель создания и развития «ГИС ЖКХ» - формирование технически необходимого, экономически оправданного и социально значимого информационного пространства для осуществления определенных установок. К ним относятся следующие:

1. создание развитой конкурентной среды на рынке по обслуживанию жилья и предоставлению коммунальных услуг;

2. объединение необходимой информации в сфере ЖКХ в едином месте и в режиме онлайн, то есть в реальном времени;

3. возможность получения органами власти информации о сфере ЖКХ для проведения аналитики по всей территории страны;

4. укрепление доверия граждан РФ к органам власти путем обеспечения свободного доступа граждан к информации в сфере ЖКХ, получения возможности направления обращений через систему в управляющую организацию, органы жилищного надзора с получением гарантированной реакции по ним;

5. повышение оперативности принятия решений и управляемости отраслью ЖКХ на всех уровнях власти

6. возможность получения гражданами полной и актуальной информации о доме.

На официальном сайте Минкомсвязи России, в чьи компетенции входила непосредственная разработка проекта ГИС ЖКХ, можно найти обширную информацию о системе, а также о всех её аспектах (см. [4]).

В феврале 2015 года у ГИС ЖКХ появился официальный и зарегистрированный Интернет-ресурс: www.dom.gosuslugi.ru ^как отмечалось на сайте Минкомсвязи заместителем министра связи и

массовых коммуникаций Российской Федерации Михаилом Евраевым 2 июля 2014 года, единая информационная система ЖКХ будет интегрирована в портал госуслуг/ По последним данным ГИС ЖКХ готова примерно на 80% , и сайт работает в режиме опытной эксплуатации (для ознакомления с новой и актуальной информацией о деятельности системы см. [5]). Однако уже сейчас можно увидеть, что для граждан будет предоставлен широкий набор электронных сервисов, включающий в себя оплату услуг, информацию о льготах и субсидиях и т.д.

Став частью Единого портала госуслуг, ГИС ЖКХ должна тесно взаимодействовать с инфраструктурой для предоставления различных электронных госуслуг и ИТ-системами государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления. В числе таких систем относятся: СМЭВ, ЕСИА, ЕГРЮЛ и ЕГРИП, муниципальные и региональные системы ЖКХ, системы управления жилыми многоквартирными домами, системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги, системы платежных агентов, а также Фонд содействия реформированию ЖКХ. Все компоненты, а также их взаимодействие наглядно представлены на схеме (рис.1).

Рис.1 ГИС ЖКХ (по данным CNEWSAnalytics) По данным Минкомсвязи, в соответствии с принятым законом, с 1 мая 2015г. на портале ГИС ЖКХ будет размещена вся информация по лицензированию управляющих компаний. Министерство также направило

предложение о пилотировании ГИС в их регионах всем российским губернаторам, и в 20 субъектах соответствующие соглашения уже подписаны. В середине 2015 года планируется подписать соглашения об опытной эксплуатации системы со всеми субъектами РФ. К лидерам по регистрации - Ивановской и Тульской областям, в которых опытная эксплуатация ГИС ЖКХ началась ранее, присоединились Владимирская, Вологодская, Московская и Псковская области, Пермский край и г. Москва.

Срок окончательной реализации государственной информационной системы ЖКХ назначен на 2017 год. К этому моменту планируется подключить к ресурсу все без исключения регионы, управляющие и ресурсоснабжающие компании, что позволит полностью контролировать сферу ЖКХ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Государственная информационная система ЖКХ дает огромные перспективы развития сферы жилищно-коммунального хозяйства. Информатизация сферы, а именно внедрение данного портала, позволит создать абсолютно новую систему управления ЖКХ. Такая система должна повысить качество принимаемых решений, обеспечить социальную защищенность и комфорт населения и в целом усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности (подробнее о практике использования ИКТ при оказании госуслуг см. [6]).

Интеграция ГИС ЖКХ с Единым порталом госуслуг позволит наладить прямое взаимодействие государственных и местных органов власти не только с управляющими компаниями и другими жилищными организациями, но и непосредственно с гражданами. Обладая достаточным потенциалом для реализации всех перечисленных целей, система выводит на новый этап развитие в области жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит качественно улучшить не только сферу ЖКХ, но и жизнь граждан в целом.

Список литературы:

1. Бобровская Н.И. Российская государственная политика в области жилищно-коммунального хозяйства: теоретические аспекты и проблемы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С. 31-40

2. Бакушев В.В., Григорьев Е.С. Электронные технологии в государственно-политической и системной управленческой деятельности аппаратов. Оценка предпосылок // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 1. С. 56-61.

3. Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"// "Российская газета", N 163, 23.07.2014

4. Минкомсвязь России [Электронный ресурс]// 24.12.2014, URL: http://www.minsvyaz.ru/

5. Воейков Д.И. ГИС ЖКХ готова на 80% [Электронный ресурс]// «CNews», 2015. URL: http: //www .cnews .ru/

6. Хашева И.А. Практика использования информационно-коммуникационных технологий при оказании государственных услуг// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 4. С. 99-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.