Научная статья на тему 'Внедрение информационных технологий в деятельность предприятий ЖКХ'

Внедрение информационных технологий в деятельность предприятий ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2311
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИИ В ЖКХ / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ / ЭНЕРГОПОТЕРИ / ЭНЕРГОЭФЕКТИВНОСТЬ / ПРИБОРЫ УЧЕТА / ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ / ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INFORMATION TECHNOLOGY / UNIFIED INFORMATION SPACE / INNOVATIONS IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / INFORMATION TECHNOLOGY MANAGEMENT IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / POWER LOSSES / ENERGY EFFICIENCY / METERING DEVICES / TARIFF SETTING / PROBLEMS OF INFORMATION SYSTEMS / ENERGY CONSUMPTION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якименко Иван Андреевич, Козин Игорь Юрьевич, Медведев Евгений Валерьевич

Увеличилась роль информационных технологий в реализации социально-экономического развития всей страны. Применение инноваций позволяет изменить принципы взаимодействия государственных органов с организациями и гражданами и увеличить эффективность взаимодействия и передачи информации. Без создания комплексного программного обеспечения невозможно организовать рациональное управление государственными структурами всех уровней. Информационные технологии становятся важным инструментом для решения задач по переходу ЖКХ России на инновационный путь развития. Внедрение инновационных технологий в организации жилищно-коммунального комплекса даст возможность формировать оперативную и достоверную информацию о состоянии ЖКХ. Также сделает возможным принятие эффективных управленческих решений, например, при регулировании стоимости услуг ЖКХ. Нужно обеспечить всестороннее содействие по внедрению инновационных технологий в деятельность экономических субъектов сферы ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Якименко Иван Андреевич, Козин Игорь Юрьевич, Медведев Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The role of information technologies in realization of social and economic development of all country increased Application of innovations allows to change the principles of interaction of government bodies with the organizations and citizens. Application of innovative technologies allows to increase efficiency of interaction and information transfer. Without creation of the complex software it is impossible to organize rational management of all levels of government institutions. Information technologies become the important tool for the solution of tasks of transition of housing and communal services of Russia on the innovative way of development. Introduction of innovative technologies in the organization of a housing-and-municipal complex will give opportunity to form operational and reliable information about a condition of housing and communal services. Introduction of innovative technologies will make possible adoption of effective administrative decisions, for example, at regulation of cost of services of housing and communal services. It is necessary to provide comprehensive assistance on introduction of innovative technologies in activity of economic subjects of the sphere of housing and communal services.

Текст научной работы на тему «Внедрение информационных технологий в деятельность предприятий ЖКХ»

Том 1: Общие руководства. Версия 2.3. - Министерство экономики Нидерландов, 2004. - 43 с.

2. Петин А.Ю. Тепловые насосы в теплоснабжении // Новости теплоснабжения. - 2001. - № 11. - С. 42-43.

3. Закиров Д.Г., Суханов B.C., Закиров Д.Д. Пути решения проблемы теплоснабжения в коммунальном хозяйстве с использованием тепловых насосов // Новости теплоснабжения. - 2002. - № 4. - С. 53-55.

4. Чаховский В.М. Роль и место теплонасосной технологии в системе централизованного теплоснабжения крупных городов Российской Федерации // Новости теплоснабжения. - 2003. - № 1. - С. 38-41.

5. Энергосберегающие теплонасосные системы теплоснабжения / Г.Н. Петраков, В.Г. Стогней, А.В. Мартынов, А.С. Левадный // Энергосбережение и водо-подготовка. - 2006. - № 2. - С. 66-68.

List of literature:

1. Guide to writing design documentation for fur-the mechanism of joint implementation. - Volume 1: General guidance. Version 2.3. - The Ministry of economy of the Netherlands, 2004. - 43 p.

2. Pettine A.Y Heat pumps in heating // News of heat supply. - 2001. № 11. - P. 42-43.

3. Zakirov D.G., Sukhanov B.C., Zakirov D.D. Solutions to problems of heat supply utilities using heat pumps // News of heat supply. - 2002. № 4. - P. 53-55.

4. Czachowski V.M. The role and place of heat pump technology in the system of centralized heat supply large cities of the Russian Federation // News of heat supply. -2003. № 1. - P. 38-41.

5. Energy-efficient heat pump heating system / G.N. Pe-trakov, V.G. Stagna, A.C. Martynov, A.S. Levadny // Saving and water treatment. - 2006. - № 2. - P. 66-68.

Якименко И.А. Козин И.Ю. Медведев Е.В.

студент студент студент

ФГБОУВО «Тюменский ФГБОУВО «Тюменский ФГБОУВО «Тюменский

государственный нефтегазовый государственный нефтегазовый государственный нефтегазовый

университет», университет», университет»,

Россия, г. Тюмень Россия, г. Тюмень Россия, г. Тюмень

УДК 332.8

внедрение информационных технологий в деятельность предприятий жкх

Увеличилась роль информационных технологий в реализации социально-экономического развития всей страны. Применение инноваций позволяет изменить принципы взаимодействия государственных органов с организациями и гражданами и увеличить эффективность взаимодействия и передачи информации. Без создания комплексного программного обеспечения невозможно организовать рациональное управление государственными структурами всех уровней. Информационные технологии становятся важным инструментом для решения задач по переходу ЖКХ России на инновационный путь развития. Внедрение инновационных технологий в организации жилищно-коммунального комплекса даст возможность формировать оперативную и достоверную информацию о состоянии ЖКХ. Также сделает возможным принятие эффективных управленческих решений, например, при регулировании стоимости услуг ЖКХ. Нужно обеспечить всестороннее содействие по внедрению инновационных технологий в деятельность экономических субъектов сферы ЖКХ.

Ключевые слова: информационные технологии, единое информационное пространство, инновации в ЖКХ, технологии управления, применяемые в жилищно-коммунальном хозяйстве, энергопотери, энерго-эфективность, приборы учета, тарифообразование, задачи информационных систем, энергопотребление, эффективность.

application of information technology in housing

and communal services

The role of information technologies in realization of social and economic development of all country increased Application of innovations allows to change the principles of interaction of government bodies with the organizations and citizens. Application of innovative technologies allows to increase efficiency of interaction and information transfer. Without creation of the complex software it is impossible to organize rational management of all levels of government institutions. Information technologies become the important tool for the solution of tasks of transi-

ВЫ^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 1 (11), 2015--=171

tion of housing and communal services of Russia on the innovative way of development. Introduction of innovative technologies in the organization of a housing-and-municipal complex will give opportunity to form operational and reliable information about a condition of housing and communal services. Introduction of innovative technologies will make possible adoption of effective administrative decisions, for example, at regulation of cost of services of housing and communal services. It is necessary to provide comprehensive assistance on introduction of innovative technologies in activity of economic subjects of the sphere of housing and communal services.

Key words: information technology, unified information space, innovations in housing and communal services, information technology management in housing and communal services, power losses, energy efficiency, metering devices, tariff setting, problems of information systems, energy consumption, efficiency.

В соответствии с государственной программой России «Информационное общество (2011-2020 гг.)» переход к современному информационному обществу связан с созданием информационных технологий и систем, основывающихся на сервисно-ориентированной архитектуре, развитием сетей доступа к информации, формированием цифрового контента, разработкой удобных сервисов для граждан [3]. Среди основных целей и задач программы выделена задача создания и развития электронных сервисов в области жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ). Направления развития жилищно-коммунальной отрасли отмечены в Распоряжении Правительства РФ от 2 февраля 2010 года № 102р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 гг.» [4].

Например, одной из основных причин неконтролируемого роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги является несовершенство сложившихся на сегодняшний день механизмов управления тарифообра-зованием в данной сфере. Отсутствие возможности оперативного сбора и анализа данных о происходящих процессах в сфере ЖКХ демотивирует рациональное экономическое поведение всех субъектов рыночных и административных отношений ЖКХ (от ресурсо-снабжающей организации до конечного потребителя).

Как и в любой другой мало контролируемой социально-экономической сфере, «бонусы» и сверхприбыли здесь достаются агрессивным и менее контролируемым организованным субъектам, а страдают от этого и расплачиваются за все самые незащищенные и дезорганизованные субъекты - конечные потребители услуг.

Эффективные преобразования отношений в сфере ЖКХ предполагают учитывать ее реформирование в странах с различным уровнем социально-экономического развития. Как показывает практика реформирования в странах Восточной Европы, первый этап, через который проходит сфера жилищно-коммунальных услуг в процессе реформы, состоит в общем упорядочивании сферы жилищно-коммунальных услуг (в том числе в налаживании взаимоотношений между участниками рынка), а также

в наведении порядка в расчетах, контроле качества предоставляемых услуг [1].

Перечень задач, на решение которых направлено использование информационных систем в сфере ЖКХ, можно сформулировать следующим образом:

1) повышение оперативности диспетчеризации;

2) обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории;

3) дистанционное управление объектами ЖКХ;

4) моделирование ситуаций;

5) бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги;

6) повышение качества работы с населением;

7) информационное обслуживание органов муниципального управления;

8) web-сервисы обмена данными;

9) экономия бюджетных средств [5].

Проникновение инновационных технологий

в сферу ЖКХ должно осуществляться как по вертикали органов федеральной, региональной и муниципальной власти, так и по горизонтали организаций жилищно-коммунального комплекса. Единое информационное пространство органов власти, бизнеса и потребителей должно иметь вертикально интегрированную иерархическую структуру в соответствии со структурой действующей власти - федеральный, региональный и муниципальный уровни. Каждому уровню иерархии должен соответствовать свой информационный центр, соответственно федеральный, региональные и муниципальные информационные центры. Решения, предпринимаемые органами власти, должны основываться на информационных потоках, поступающих от эффективно действующей инфокоммуникационной инфраструктуры бизнеса. В связи с этим нужно предоставить поддержку по внедрению инновационных технологий в деятельность экономических субъектов сферы ЖКХ.

Необходимо обеспечить содействие реализации таких бизнес-проектов, как:

1) введение ERP-систем (Enterprise Resource Planning System - система планирования запасов предприятия);

2) введение CRM-систем (автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП);

3) создание автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета энергоресурсов (АИИС КУЭ);

4) создание центров информирования потребителей, расчетно-сервисных систем, информационных порталов и др.

Внедрение указанных инновационных технологий в деятельность организаций жилищно-коммунального комплекса предоставит возможность формировать оперативную и достоверную информации о состоянии ЖКХ, что сделает возможным принятие эффективных решений, в частности, при регулировании стоимости услуг ЖКХ. Ввод инновационных технологий, как по вертикали органов власти, так и по горизонтали организаций жилищно-коммунального комплекса, снизит темпы роста стоимости жилищно-коммунальных услуг. Так, на сегодняшний день, когда отсутствует контроль со стороны федеральных органов власти за действиями органов региональной и муниципальной власти, возникает множество возможностей по включению в тариф дополнительных сборов и увеличению номинальной себестоимости жилищно-коммунальных услуг, что ведет к неконтролируемому росту тарифов. В таком случае, если внедрить только информационно-аналитические системы управления сферой ЖКХ в органах власти без внедрения инновационных технологий в бизнес-структурах, то ситуация будет характеризоваться жестким государственным контролем формирования стоимости ЖКУ, но только в части определения и учета официально предоставленной отчетной документации организаций жилищно-коммунального комплекса. При этом данные аналитических систем не будут содержать достоверной информации о реальных затратах (в частности, реального расхода энергоресурсов). Контроль увеличения стоимости ЖКУ будет сведен лишь к регулированию нормы прибыли организаций жилищно-коммунального комплекса. Такое одностороннее регулирование сейчас приводит к существенным искажениям данных, предоставляемых и принимаемых к сведению региональными регулирующими органами при очередном расчете тарифов.

С другой стороны, отсутствие механизмов эффективного государственного контроля на основе аналитических систем не мешает некоторым организациям жилищно-коммунального комплекса внедрять инновационные технологии с целью сокращения себестоимости оказываемых услуг в настоящее время. Однако в этом случае точными и оперативными данными о протекающих бизнес-процессах, формирующихся финансовых потоках, оптимизации распределения и расхода энергоресурсов обладают только организации жилищно-коммунального комплекса. При этом органы государственной вла-

сти не знают о возникающих улучшениях. Это дает организациям возможность после достижения сроков окупаемости на протяжении определенного периода времени получать дополнительную прибыль от внедрения инновационных технологий и обосновывать свои тарифные планы устаревшими стандартами энергопотерь. Таким образом, значите ль-ное увеличение эффективности управления сферой ЖКХ, формирование реальной равновесной стоимости ЖКУ и заметное увеличение их качества может быть достигнуто только при обеспечении достаточного уровня проникновения предлагаемых инновационных технологий как по вертикали органов власти, так и по горизонтали организаций жилищно-коммунального комплекса [2].

Очевидными преимуществами интеллектуальных приборов учета в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:

1) высокая точность за счет синхронного учета показателей всех приборов на 24:00 часа каждого дня;

2) возможность сведения балансов поквартир-ных и общедомовых приборов на 24:00 часа конца каждого месяца, квартала, года;

3) запоминание каждым прибором до 20 месячных и годовых показаний;

4) независимое питание приборов и возможность беспроводной передачи данных;

5) возможность снятия актуальных показаний приборов учета не только ежедневно, но и ежечасно;

6) возможность учета по нескольким тарифам;

7) высокая надежность системы;

8) простые процедуры расчетов и корректировок;

9) запоминание и выдача кодов ошибок по каждому прибору (самодиагностика, включая попытки вскрытия приборов);

10) невозможность фальсификаций;

11) снижение затрат, времени, средств на учет потребителем и управляющими компаниями.

При использовании подобных систем население оказывается в значительном выигрыше, получая технические средства регулирования, объективного измерения, учета и расчетов коммунальных ресурсов, очевидность и справедливость расчетов за потребленные ресурсы. Государство получает выгоду от снижения энергопотребления, социального спокойствия в обществе. Окупаемость мероприятий по установке регулируемых автоматических тепловых пунктов (АТП) в домах вместо неэффективных центральных тепловых пунктов (ЦТ П) с установкой квартирных приборов регулирования (термостатические вентили, балансировочные клапаны) и автоматических приборов и комплексов измерения и учета воды, тепла (теплосчетчики и распределители затрат на тепло), газа и электроэнергии составляет 2-3 года.

В^^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 1 (11), 2015

173

Они обеспечат гарантированное снижение энергопотребления в среднем 20-30 % у конечных потребителей, объективную оплату за ресурсы каждым потребителем, мотивацию каждого потребителя к снижению энергопотребления. Энергосбережение у конечного потребителя приводит к значительному снижению (до 2-3 раз) по сравнению с сэкономленной энергией потребления топлива при производстве и транспортировке энергии. По оценкам специалистов, технический потенциал увеличения эффективности использования конечной энергии в России равен 154 млн. т н. э. (тонн нефтяного эквивалента): в зданиях - 68 млн. т н. э. (в жилых зданиях - 53, в зданиях сферы услуг - 15). В промышленности (без ТЭК) потенциал составляет 41 млн. т н. э., что превышает годовое потребление энергии в таких странах, как, например, Польша, Нидерланды, Турция. Поэтому основным и самым существенным звеном в обеспечении снижения энергопотребления по всей цепи ресур-соснабжения должны стать работы по снижению потребления энергии конечными потребителями в помещениях с применением информационных технологий.

Список литературы:

1. Баликоев А.А. Коррекция курса реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг современной России: парадигма, принципы, ресурсы, инструменты, региональная составляющая: автореф. д-ра экон. наук / А.А. Баликоев. - Майкоп: АГУ, 2009. - 59 с.

2. Круглик С.И. Методологические основы управления жилищной сферой городов России: автореф. д-ра экон. наук / С.И. Круглик. - СПб.: СПбГАСУ, 2008. - 39 с.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р. О государствен-

ной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 20102020 гг.».

5. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: учебник для вузов. - 2-е изд. (+CD). - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.

List of literature:

1. Balikoev A.A. Correction of the reform of the housing and communal services of modern Russia: the paradigm, principles, resources, tools, regional component: Author. Dr.ehkon. Science / A.A. Balikoev. - Maikop: ASU, 2009. - 59 p.

2. Kruglic S.I. Methodological bases of management of the housing area cities of Russia: Author. Dr. ehkon. Science / S.I. Kruglic. - St. Petersburg: Civil Engineering, 2008. - 39 p.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of October 20, 2010, № 1815-p. On the State Program of the Russian Federation, «Information Society (2011-2020 years)».

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of February 2, 2010 № 102-p. The concept of the federal target program «Complex program of modernization and reform of housing and communal services for 2010-2020».

5. Sahak A.E., Pakhomov E.V., Tyushnyakov V.N. Information Technology Management: Textbook for high schools. - 2nd ed. (+ CD). - St. Petersburg: 2012. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.