Научная статья на тему 'Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности продукции в авиастроении'

Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности продукции в авиастроении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джамай Е.В., Зинченко А.С., Михайлова Л.В.

Проведен анализ понятийного аппарата инвестиционной привлекательности продукции и выявлены ее основные признаки. На этой основе проведена взаимосвязь инвестиционной привлекательности с конкурентоспособностью продукции на примере авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джамай Е.В., Зинченко А.С., Михайлова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности продукции в авиастроении»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

129

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В АВИАСТРОЕНИИ

© Джамай Е.В.* *, Зинченко А.С.*, Михайлова Л.В.*

«МАТИ» - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского, г. Москва Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва

Проведен анализ понятийного аппарата инвестиционной привлекательности продукции и выявлены ее основные признаки. На этой основе проведена взаимосвязь инвестиционной привлекательности с конкурентоспособностью продукции на примере авиационной техники.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, конкурентоспособность продукции, авиационная техника.

Инвестиционный процесс является определяющим элементом макроэкономического воспроизводства, он наиболее чутко реагирует на изменения в макроэкономической ситуации. Объем инвестиций представляет важнейшее условие успешного осуществления воспроизводственного процесса и устойчивого развития национальной экономики [1]. Динамика и структура инвестиций является показателем экономического роста, состояния эффективного совокупного спроса, направленности структурной перестройки и адаптации предприятий к изменениям среды хозяйствования. Она влияет на объем производства, уровень занятости, обороноспособность и экономическую безопасность страны [2].

Управление инвестиционным процессом строится на синтезе и согласовании интересов всех участников, которые обеспечиваются функционированием инвестиционного механизма, как системы методов, форм, источников финансирования и инструментов воздействия на воспроизводственный процесс [3]. В общем виде под инвестиционной привлекательностью понимается система экономических отношений между субъектами хозяйствова-

* Профессор кафедры «Производственный менеджмент» «МАТИ» - Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского, доктор экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры «Дифференциальные уравнения» Московского авиационного института (национальный исследовательский университет), кандидат экономических наук.

* Доцент кафедры «Производственный менеджмент» «МАТИ» - Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского, кандидат экономических наук, доцент.

130 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ния, которая обеспечивает эффективное развитие предприятия, обладающей совокупностью соответствующих требованиям инвесторов характеристик, а также поддержание его конкурентоспособности [4]. Инвестиционная привлекательность представляет собой обобщенную характеристику конкурентных преимуществ продукции и недостатков с позиций конкретного инвестора по формируемым им критериям. Инвестиционная привлекательность отражает заинтересованность потенциального инвестора, а также совокупность территориальных и точечных факторов производства; первые характеризуют инвестиционные климат и потенциал, вторые относятся к показателям эффективности инвестиций конкурентов данного инвестора. Выделяют отраслевую составляющую привлекательности, связанную с ресурсной базой и потенциалом и страновую, связанную с инвестиционным климатом, текущую и прогнозную привлекательность [5].

Основное назначение оценки инвестиционной привлекательности состоит в создании информационной базы данных с целью обеспечения разработки инвестиционной политики [6]. Важно отметить, что оценка инвестиционной привлекательности, является частью предынвестиционного проектирования и дает лишь предварительные ориентиры. Инвестиционная привлекательность любого вида продукции характеризуется двумя основными параметрами: инвестиционным потенциалом и системой инвестиционных рисков, именно они в большей мере определяет инвестиционную активность, которую связывают с объемами и темпами роста инвестиций в объектах оценки [7]. Важно соотнести инвестиционную привлекательность в уровне-вом отношении, тем более, что уровни управления воспринимаются инвестором как единое целое. Инвестиционная привлекательность предприятия является производной от инвестиционного статуса и факторов системы более высокого ранга. Оценка инвестиционной привлекательности производства представляет собой процедуру по выявлению общих и специфических признаков инвестиционной привлекательности производимого образца на всех уровнях экономических отношений [8].

С точки зрения понятийного аппарата необходимо соотнести понятия инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. В общем виде конкурентоспособность продукции определяется как степень удовлетворения ей конкретной потребности по сравнению с аналогичным объектом, как способность выдерживать конкуренцию на внутреннем и международном рынке или способность реализовать и создавать свои преимущества. Можно утверждать, что конкурентоспособность - это также способность предприятия или организации на основе конкурентных преимуществ реализовать все свои функции и обеспечить устойчивое развитие. В первом случае это определяет место объекта в очереди за инвестициями, а во втором -его долю на рынках товаров [9]. Конкурентоспособность рассматривается как сложное многоуровневое явление. Можно выделить лишь внешнюю и

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

131

внутреннюю конкурентоспособность, краткосрочную и долгосрочную конкурентоспособность [10].

Инвестиционная привлекательность является составной частью конкурентоспособности объекта, можно утверждать, что конкурентоспособность предприятия есть функция инвестиционной привлекательности [11]. Определяющим элементом конкурентоспособности продукции выступают конкурентные преимущества, как исключительная система ценностей и факторов. Инвестиционная привлекательность - это способность предприятия или организации в ходе осуществления инвестиционной политики реализовать свои факторные и ценностные преимуществ с целью привлечения инвестиций. В связи с этим представляется целесообразным уточнить определение инвестиционной привлекательности и дать толкование конкурентоспособности предприятия (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности

Признаки Инвестиционная привлекательность Конкурентоспособность

Ключевые слова определения место в отрасли; способность привлечь инвестиции степень устойчивости; место на рынке

Соподчиненность часть конкурентоспособности целое, конкурентоспособность

Родовой признак инвестиции, инвестирование конкуренция, конкурентная борьба

Родственный признак конкурентные преимущества конкурентные преимущества

Содержание конкуренции борьба за капитал, за инвестора борьба за рынки сбыта, покупателя

Преобладающий характер инвестиций воспроизводственный - поддержание и обновление основного капитала инновационный характер - создание инноваций

Вид рынка рынок капиталов рынок товаров и услуг

Категория, оценка и акцент в ней оценочная, многоплановая, сравнительная, комплексная; акцент на внутреннюю среду оценочная, многоплановая, сравнительная, комплексная; акцент на внешнюю среду

Объекты оценки продукция, предприятие, отрасль, регион, страна

Субъекты оценки инвесторы, государственные органы, корпорации, частные лица

Ключевой участник инвестор, продавец капитала конкурент, покупатель товара

Место «наблюдателя» снаружи, «внешний взгляд» внутри, «внутренний взгляд»

Стороны в оценке инвестор и получатель инвестиций оцениваемый продукт и эталон

Критерии оценки рост потенциала, эффективности увеличение доли на рынке

Экологичность учет экологических условий и факторов, критериев оценки

Принципы оценки системность, динамизм, интегральность, дифференциация, цикличность, непрерывность

Методы оценки факторный, динамический, эталонный

Ключевые элементы система потенциалов; некоммерческие риски система потенциалов, конкурентный статус; слабости и угрозы

Информация статистическая, экспертная

Методы свода статистические, экспертные, ранжирование и др.

Характер и уровень управления Многоуровневый (макроуровень, мезоуровень, микроуровень)

Цель управления стимулирование инвестиций | обеспечение устойчивого развития

Можно утверждать, что конкурентоспособность - это также способность предприятия или организации на основе конкурентных преимуществ реализовать все свои функции и обеспечить устойчивое развитие. В первом

132 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

случае это определяет место объекта в очереди за инвестициями, а во втором - его долю на рынках товаров. Понятие «конкурентоспособность продукции» тесно связано с понятием «качество». Параметры качества определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности - прежде всего из интересов потребителя. Уровень качества и технический уровень продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности нужно сопоставлять его с уровнем развития потребностей. При этом превышение уровня конкурентоспособности над уровнем развития потребностей по отдельным параметрам может быть не оценено покупателем и не даст необходимого экономического эффекта [12].

К примеру, конкурентоспособность авиационной техники - это совокупность летно-технических, технико-экономических и стоимостных характеристик, которые отражают ее отличия от аналогов по степени удовлетворения потребности и обеспечивают ей преимущества на рынке. Конкурентоспособность - это также способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичной зарубежной техникой [13]. Существует три группы основных параметров оценки отечественной авиационной техники в сравнении с ее зарубежными аналогами. К ним относятся технические параметры, которые отражают потребительские свойства, нормативные показатели, характеризующие соответствие обязательным нормам и стандартам, а также экономические параметры, связанные с эксплуатацией. К техническим параметрам относятся надежность и ресурс авиационной техники. К нормативным показателям относятся показатели безопасности, эмиссии и шума, которые должны соответствовать нормам ИКАО и ЕС [14]. Экономические показатели связаны с топливной экономичностью, доступностью или величиной двигательной составляющей прямых эксплуатационных расходов, стоимостью обслуживания и ремонта.

Основным результатом сопоставления инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности является установление соотношений между ними и понимание того, что управление инвестиционной привлекательностью производства в целом должно быть встроено в систему обеспечения ее конкурентоспособности. Сегодня уже осознана необходимость управления конкурентоспособностью промышленного производства и построения на практике систем ее обеспечения, а также создания системы управления инвестиционной привлекательностью, которая является одной из приоритетных задач.

Список литературы:

1. Аникина О.В., Зинченко А.С., Юдина О.В.Разработка инвестиционного и финансового циклов при организации производства продукции на предприятиях авиационного ракетостроения // Экономика и управление в машиностроении. - 2009. - № 4. - С. 3-6.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

133

2. Михайлова Л.В. Современные проблемы стратегической организации инновационной деятельности российских машиностроительных предприятия // Организатор производства. - 2004. - Т 23, № 4. - С. 63-66.

3. Сазонова М.В., Сазонов А.А. Реальные инвестиции: источники их формирования и финансирования // Научные труды (Вестник МАТИ). -2014. - № 22 (94). - С. 203-207.

4. Джамай Е.В., Анисимов Ю.П., Повеквечных С.А. Исследование проблем оценки экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты на предприятиях наукоемких отраслей промышленности // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2014. - № 5. - С. 25-31.

5. Михайлова Л.В. Некоторые аспекты инновационного развития наукоемкого производства машиностроительных предприятий России // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2006. - Т 74. - С. 211-225.

6. Калачанов В.Д., Джамай Е.В. Формирование и оптимизация ресурсного обеспечения программ авиастроительного производства // Авиакосмическая техника и технология. - 2005. - № 4. - С. 61-69.

7. Джамай Е.В., Зинченко А.С. Управление затратами предприятия машиностроения в современных финансовых условиях // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - № 7. - С. 110-113.

8. Арсеньева Н.В. Перспективные пути преодоления кризисной ситуации на предприятиях машиностроительного комплекса // Экономика и управление в машиностроении. - 2009. - № 3. - С. 16-19.

9. Джамай Е.В., Чернышова Г.Н., Федюнина Ю.И. Метод параметрической оценки конкурентоспособности наукоемкой продукции, создаваемой в рамках инновационных проектов // Насосы. Турбины. Системы. - 2014. -№ 1. - С. 38-45.

10. Сазонова М.В., Сазонов А.А. Влияние конкурентоспособности на управление торговыми предприятиями сферы услуг // Научные труды (Вестник МАТИ). - 2009. - № 16 (88). - С. 240-244.

11. Джамай Е.В., Шароватов С.В., Повеквечных С.А. Метод оценки конкурентной устойчивости отраслевых предприятия в современных экономических условиях // Насосы. Турбины. Системы. - 2014. - № 4. - С. 18-27.

12. Зинченко А.А., Юдина О.В. Метод финансового планирования производственной деятельности предприятий авиационной промышленности // Вестник Московского авиационного института. - 2009. - Т 16, № 1. - С. 15.

13. Джамай Е.В., Демин С.С. Экономическое обоснование направлений повышения конкурентоспособности производства наукоемкой продукции (на примере авиационной техники) // Организация производства. - 2006. -№ 3. - С. 80-83.

14. Калачанов В.Д., Джамай Е.В., Филатов М.В., Шапиров Б.М. Экономический анализ производства и испытаний гражданской авиационной техники // Авиакосмическая техника и технология. - 2001. - № 1. - С. 45-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.