Научная статья на тему 'Теоретические аспекты государственной поддержки сельского хозяйства'

Теоретические аспекты государственной поддержки сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
AGRICULTURE / GOVERNMENT SUPPORT FOR THE BUDGET / AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сундикова Ирина Александровна

В современной экономической ситуации проблемы агропромышленного комплекса не могут быть решены сельскохозяйственными производителями самостоятельно. Рынок производства сельхозпродукции не является самодостаточным и не может существовать без государственной поддержки. В статье описываются основные формы государственной поддержки сельского хозяйства, уточнены принципы, в соответствии с которыми формируется и функционирует система государственного регулирования аграрного сектора. Предложены мероприятия для сохранения динамики развития отраслей сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты государственной поддержки сельского хозяйства»

УДК 338.43

Экономические науки

Сундикова Ирина Александровна, студентка 5 курса экономического факультета специальности «Финансы и кредит», ФГБОУ ВПО «МГУ им.Н.П. Огарева», г. Саранск irinasu 93@mail. ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация. В современной экономической ситуации проблемы агропромышленного комплекса не могут быть решены сельскохозяйственными производителями самостоятельно. Рынок производства сельхозпродукции не является самодостаточным и не может существовать без государственной поддержки. В статье описываются основные формы государственной поддержки сельского хозяйства, уточнены принципы, в соответствии с которыми формируется и функционирует система государственного регулирования аграрного сектора. Предложены мероприятия для сохранения динамики развития отраслей сельского хозяйства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, бюджетная государственная поддержка, аграрный сектор экономики.

Annotation. In the present economic situation, problems of agroindustrial complex can't be solved by agricultural producers themselves. The market of agricultural production is not sufficient and can't exist without government support. The article describes the basic forms of state support for agriculture, refined the principles according to which formed and functioning system of state regulation of the agricultural sector. The measures to preserve the dynamics of the sectors of agriculture.

Keywords: agriculture, government support for the budget, the agricultural sector of the economy.

Сельское хозяйство - важнейшая базовая отрасль экономики нашей страны, которая выступает основным производителем жизненно важных продуктов питания. В сельском хозяйстве производится более 12% валового

общественного продукта и свыше 15% национального дохода России, сосредотачивается около 15,7% основных производственных фондов. Спрос населения на продовольственные товары почти на 75% покрывается за счет сельского хозяйства. От развития данной отрасли во многом зависит как благосостояние населения и его жизненный уровень: структура и размер питания, среднедушевой доход, потребление товаров и услуг, здоровье граждан, социальные условия жизни, так и обеспечение устойчивого развития сельских территорий и продовольственная безопасность страны в целом.

Сельское хозяйство в России всегда было донором для других отраслей экономики. Оно также выступало источником пополнения национального дохода для решения задач, имеющих важное значение для всей страны. Существенное отличие агросектора от большинства иных секторов экономики заключается в том, что по сравнению с ними он менее эффективен, т.к. это наиболее уязвимая отрасль в силу своей повышенной зависимости от экологических, территориальных, экономических, политических и других факторов. Капитал, вложенный в отрасль сельского хозяйства, приносит меньшую прибыль. Поэтому аграрный сектор экономики является низкодоходным и не в состоянии на равных (по сравнению с промышленностью) участвовать в межотраслевой конкуренции без внешней поддержки. В силу своего стратегического значения он нуждается в поддержке со стороны государства. [6]

Под государственной поддержкой сельского хозяйства следует понимать величину средств, предоставляемых сельскохозяйственным

товаропроизводителям для компенсации части затрат на производство сельскохозяйственной продукции на условиях эффективности использования полученных средств и сохранения производственного потенциала, с целью увеличения объемов производства, продуктивности и улучшения качества сельскохозяйственной продукции для достижения продовольственной безопасности страны. [2]

Необходимость государственной финансовой поддержки сельского хозяйства очевидна, т.к. данная отрасль не в состоянии на равных

конкурировать с иными отраслями экономики. Поэтому главную роль в поддержке аграрного сектора должно играть государство, используя при этом инструменты, выработанные теорией и практикой рыночной экономики, так как сельское хозяйство - одна из наиболее специфических отраслей экономики, что выражается в следующих особенностях:

1) Эта отрасль полностью зависит от природно-климатических условий, которые могут значительно отличаться год от года, что лишает сельское хозяйство стабильности: вредители, болезни животных и растений, засухи, наводнения, делают аграрный сектор сферой относительно рискованной для осуществления инвестиций, порождают аграрный риск;

2) Сельскому хозяйству присущ сезонный характер производства, что предопределяет неравномерность производства продукции и ее потребление в различные времена года;

3) Сельскохозяйственное производство пространственно рассредоточено и ведется на больших площадях. Следует иметь в виду, что его концентрация не всегда эффективна. Это связанно с качественными свойствами земельных участков, поскольку плодородность земли - один из главных факторов размещения производства сельскохозяйственной продукции;

4) Специфическими средствами производства в аграрном секторе экономики выступают живые организмы - животные и растения. Вследствие этого в развитии сельского хозяйства очень тесно переплетается действие биологических и экономических законов воспроизводства;

5) Сельское хозяйство также влияет и на работников, трудящихся в данной сфере (например, ненормированный рабочий день), что побуждает многих, при незначительной рыночной конъюнктуре, к переезду из села в город и трудоустройству на более приемлимых условиях. Однако, даже при улучшении условий труда на селе, возврат или привлечение новой рабочей силы происходит медленно, что обусловлено психологически сложным восприятием сельскохозяйственного труда. В результате чего занятость в данной отрасли плохо реагирует на экономическую конъюнктуру по сравнению с другими отраслями, или, другими словами, мобильность аграрного труда достаточно низкая;

6) Малоэластичность рынка продовольствия в зависимости от цен. Физиологические особенности населения обеспечивают относительно стабильное потребление определенных продуктов питания, при необходимости уменьшаются расходы на приобретение предметов длительного пользования и лишь в последнюю очередь, при снижении реальных доходов и повышении цен, сокращается использование продовольствия. Но т.к. потребление определяется одновременно действующими, но не совпадающими физиологическими и экономическими факторами, спрос на продовольствие не возрастает соответственно повышению доходов или снижению цен;

7) Также низкая эластичность самого производства аграрной продукции к ценам. Необходим достаточно большой период времени, чтобы приспособиться к новым ценам в связи с климатическими и технологическими особенностями сельского хозяйства, его зависимостью от отраслей, являющихся поставщиками требуемых ресурсов, высокой потребности в инвестициях и одновременно относительно низкой фондоотдаче. [1]

Все эти особенности производства сельхозпродукции стали причиной того, что именно здесь экономические законы рыночного хозяйства наименее совершенны и наиболее противоречивы. Вследствие этого общий экономический прогресс проявляется в сельском хозяйстве по-особому.

Исходя из вышесказанного, поддержка сельскохозяйственного производства является вполне обоснованным, необходимым и важным направлением деятельности государства в этой области экономики.

Отметим, что государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется в прямой и косвенной формах.

Особенность прямой формы проявляется в том, что она представляет собой систему мер целевого финансирования из соответствующего бюджета, средства которого прямо или опосредованно оказывают влияние на финансовые результаты хозяйствующих субъектов, и обязательных для исполнения требований государства по отношению к субъектам хозяйствования. Само по себе прямое (административное) регулирование предусматривает непосредственное влияние государства на объект

регулирования: законотворчество, систему органов управления и их полномочия, государственную собственность на материальные ресурсы и т. д.

Косвенная форма государственной поддержки предполагает создание особых экономических условий хозяйствования, в которых организации смогут конкурентоспособнее и успешнее функционировать. Косвенное вмешательство происходит с помощью различных мер экономической политики. Эти меры направлены на увеличение инвестиционных вложений и повышение производительности, стимулирование экспорта и понижение уровня импорта товаров сельского хозяйства, влияние на общий уровень цен на рынке продовольствия, финансовую помощь фермерских домохозяйств, снижение производства некоторых товаров агросектора и т. д. [5]

Формы и методы государственной поддержки воздействуют на аграрный сектор применяя специальные инструменты государственного регулирования, которые также называют регуляторами или рычагами (таблица 1).

Таблица 1 - Характеристика механизмов финансового воздействия государства на аграрный сектор

Финансовые меры воздействия Направления финансового регулирования сельскохозяйственного производства

Поддержка доходов производителей - компенсационные платежи; - платежи за ущерб от стихийных бедствий; - платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства.

Ценовое вмешательство на рынке продовольствия - поддержка внутренних цен на продовольствие; - установление квот на продовольствие и пошлин на импорт и экспорт продовольствия.

Компенсации издержек производителей на приобретение средств производства - субсидирование приобретения удобрений, кормов и пестицидов; - субсидирование выплат процентов по полученным кредитам; - субсидирование выплат по страхованию имущества.

Содействие развитию рынка - финансирование государственных рыночных программ; - субсидирование затрат на хранение продукции; - субсидирование затрат по перевозкам продукции АПК.

Субсидирование производственной инфраструктуры - финансирование мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства; - субсидии на осуществление проектов в области интеграции; - субсидии на рекультивацию земель; - субсидии для создания фермерских объединений.

Осуществление региональных программ - финансирование государственных программ развития производства.

Макроэкономическая политика - поддержка национальной валюты; - льготная налоговая политика; - внешнеторговая деятельность.

Таким образом, государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий осуществляется за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов в соответствии с уровнем принятых решений. Выбор конкретных форм поддержки, как и выбор методов регулирования, должен соответствовать условию максимальной эффективности расходования средств бюджета для достижения целей аграрной политики. Кроме того, государственная поддержка агросектора, сама по себе, не должна создавать такие условия, когда успех в сельскохозяйственном производстве полностью зависит от уровня бюджетных ассигнований. [3]

Анализ функционирования отрасли сельского хозяйства позволил нам выделить основные принципы его государственного регулирования.

Принцип программной поддержки макро- и микроэкономического характера. Реализация данного принципа на практике означает, что финансирование отрасли должно осуществляться на основе конкретных и хорошо продуманных программ, а не спонтанно. При этом нужно обеспечить разработку специальных программ по сохранению и повышению плодородных качеств почв, стимулированию сельскохозяйственной кооперации, объединений типа машинно-технологических станций (МТС), программы создания и финансирования лизинговых фондов, поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и т. п.

Принцип устойчивости. Обязательства государства перед производителями сельхозпродукции должны обеспечивать стабильность и устойчивость поддержки развития отрасли в течение 5 лет. Это позволит добиться устойчивости механизмов поддержки развития сельского хозяйства и даст возможность самим товаропроизводителям уверенно планировать свою деятельность, размер бюджетных поступлений и выработать критерии экономического поведения.

Принцип адресности. Сельхозтоваропроизводителям государственная поддержка оказывается непосредственно. Получение бюджетных средств на эти цели посредническими организациями не допускается. Другие участники аграрного рынка могут получать поддержку от государства только в том случае,

если они указаны в законе и включены в программы социально-экономического развития.

Принцип равнодоступности. Предполагается, что хозяйства всех категорий, в том числе крестьянские (фермерские) и индивидуальные, имеют равные права на бюджетную поддержку.

Принцип ограничения размеров государственной поддержки означает, что средства, получаемые в порядке государственной поддержки одним сельскохозяйственным предприятием из бюджета, ограничена и не может превышать определенного размера.

Также важным принципом государственной поддержки сельского хозяйства является нацеленность на инновационное развитие. Данный принцип предполагает государственную поддержку крупных животноводческих комплексов, племенных и семеноводческих хозяйств, введение финансирования научно-исследовательских институтов и опытно-производственных станций, которые находились бы на особом контроле и определяли развитие биотехнологий, генной инженерии, занимающихся выведением новых пород животных и сортов растений. [4]

На наш взгляд аграрная политика государства должна формироваться и претворяться в жизнь с помощью комплексного решения нижеследующих задач:

- наиболее полное удовлетворение спроса внутреннего рынка на сельскохозяйственную продукцию, в особенности обеспечение продовольственной безопасности страны;

- обеспечение, в качестве основополагающего средства повышения уровня жизни сельского населения, развития отраслей производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе, возможности увеличения доходов;

- развитие отраслей аграрного производства, которые обеспечат конкурентное положение страны на мировом аграрном рынке;

- регулирование возможного отрицательного эффекта производства сельхозпродукции на нарушение экологического равновесия;

- обеспечение укрепления технологической базы и инновационной направленности аграрного производства.

Таким образом, необходимость государственного вмешательства в аграрный сектор очевидно. Значимым аспектом является выработка эффективных мер поддержки сельского хозяйства и национального рынка с помощью поддержки отечественных производителей аграрной продукции, регулирования экспорта, импортных пошлин, цен для оптовой и розничной торговли на жизненно важные продукты питания, а также цен на материально-технические ресурсы, используемые для производства данных продуктов питания.

Библиографический список

1 Кундиус В.А. Экономика агропромышленного комплекса: Учебное пособие / В.А. Кундиус. - М.: КноРус, 2010. - 544 с.

2 Матвеев И., Захарова В. Государственная поддержка сельского хозяйства в регионе // АПК : экономика, управление. - 2014. - №9. - С. 35-37

3 Нечаев В.И. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: монография / В.И. Нечаев, Ю.И. Бершицкий, С.М. Резниченко. - СПб. : Лань, 2012. - 336 с.

4 Семенова Н. Н. Бюджетная поддержка сельского хозяйства: вопросы теории и практики - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 100 с.

5 Семенова Н. Н. Государственная финансовая поддержка как условие устойчивого развития аграрного сектора экономики // Финансовые исследования. - 2011. - № 4. - С.19-26

6 Ходос Д.В. Экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства региона // Управление экономическими системами. - 2013. - №3. - С.12-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.