Научная статья на тему 'Международный опыт государственной поддержки животноводства'

Международный опыт государственной поддержки животноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЖИВОТНОВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКИ / ECONOMY OF AGRICULTURE / ANIMAL HUSBANDRY / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зигаева И.А.

В статье детально проанализированы меры государственной поддержки сельского хозяйства в целом и животноводства в частности на примере стран запада, входящих в ВТО. Рассмотрены особенности государственной поддержки в историческом аспекте. На основе проведенный исследований даны предложения по направлениям совершенствования механизмов государственной поддержки животноводства в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF STATE SUPPORT OF LIVESTOCK

The article analyzes in detail the measures of state support of agriculture in General and animal husbandry in particular on the example of Western countries, members of the WTO. Features of the state support in historical aspect are considered. On the basis of the conducted researches the proposals on the directions of improvement of mechanisms of the state support of animal husbandry in modern conditions are given.

Текст научной работы на тему «Международный опыт государственной поддержки животноводства»

УДК 338.43.02

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИВОТНОВОДСТВА

И.А. Зигаева, аспирант Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я Горина

Аннотация. В статье детально проанализированы меры государственной поддержки сельского хозяйства в целом и животноводства в частности на примере стран запада, входящих в ВТО. Рассмотрены особенности государственной поддержки в историческом аспекте. На основе проведенный исследований даны предложения по направлениям совершенствования механизмов государственной поддержки животноводства в современных условиях.

Ключевые слова: экономика сельского хозяйства, животноводство, государственная поддержки.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF STATE SUPPORT OF LIVESTOCK

I. A. Sigaeva, postgraduate Belgorod state agricultural University named after V.Y Gorin

Annotation. The article analyzes in detail the measures of state support of agriculture in General and animal husbandry in particular on the example of Western countries, members of the WTO. Features of the state support in historical aspect are considered. On the basis of the conducted researches the proposals on the directions of improvement of mechanisms of the state support of animal husbandry in modern conditions are given.

Key words: economy of agriculture, animal husbandry, state support.

Важнейшим звеном АПК является сельское хозяйство. Данная отрасль занимает особе место не только в агропромышленном комплексе, но и во всем народном хозяйстве. Поддержка сельского хозяйства со стороны государства в настоящее время осуществляется во всех развитых странах мира. Это связано с тем, что данная отрасль является стратегически важной для внутренней экономики и обеспечения продовольственной безопасности любой из развитых стран мира.

В производстве сельскохозяйственной продукции и сырья в мире в последние несколько десятков лет произошли изменения. В разных странах эти изменения трактуются по разному.

При проведении исследования зарубежного опыта государственной поддержки АПК значительный интерес представляет изучение опыта крупных государств, таких как Россия, США, Канада, Польша и др.

Проведение исследования в области государственной поддержки сельского хозяйства некоторых стран мира показано в таблице 1.

Таблица 1- Программное обеспечение государственной поддержки сельского хозяйства

Страна Программы

Россия • федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996-2000 годы • Стратегия социально-экономического развития России на 2001-2010 годы • Социальное развитие села до 2010 г. (2003 г.) • Национальный проект Развитие АПК (2006-2007 гг.) • Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы • Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года • Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

США • Закон «О продовольственной безопасности» (1985 г.) • Закон «Об охране сельского хозяйства, обеспечении продовольствием и торговле» (1990 г.) • Закон «О совершенствовании и реформировании сельского хозяйства» (1996 г.) • Закон «О безопасности фермеров инвестициях на развитие сельских территорий» (2002 г.)

Канада • Закон «О защите доходности фермерских хозяйств» (1991 г.) • Рамки дальнейшего роста (2008 г.) • Рамки дельнейшего роста - 2 (2013 г.)

Польша • Программа активизации сельских территорий на 2000-2004 гг. • План развития сельских районов на 2004-2006 гг. • Реструктуризация и модернизация пищевого сектора и развитие сельских районов на 2004-2006 гг. • Программа развития сельских районов на 2007-2013 гг.

Мировой опыт развития сельского хозяйства показывает, что успешное развитие данной отрасли возможно только на основе действенной государственной поддержки. Ведущие стран мира направляют значительные бюджетные средства на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей регулирование продовольственного рынка, сельские социальные и природоохранные программы [19, с. 90].

Государства, которые работают в рыночных условиях хозяйствования, считают, что любой из секторов экономики должен повышать эффективность производства за счет использования действенных и многочисленных рыночных механизмов.

Одной из основных задач, поставленных Организацией Объединённых Наций перед мировым сообществом, в области устойчивого развития на период после 2015 года, является ликвидация голода на глобальном, мировом уровне. По мере дальнейшего развития структуры потребления и производства все более важную роль в удовлетворении растущих потребностей стран с дефицитом продовольствия будет играть торговля сельскохозяйственной и продовольственной продукцией [13, с. 62].

В настоящее время активно обсуждается государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, изучается опыт стран, которые оказывают со стороны государства поддержку сельскохозяйственным производителям.

Государственное регулирование агропромышленного производства в зарубежных странах, является одним из рычагов проведения финансовой и аграрной политики в сельском хозяйстве. С реформ 30 -х годов в системе государственного регулирования экономики стран Западной Европы и США сложилась ситуация, когда сельскохозяйственные производители были выделены в особую группу, которая получала финансовую помощь от государства в виде дотаций только за свой статус. Причиной такого внимания большинства стран к данному сектору экономики объяснялась специфическими особенностями сельскохозяйственного производства.

В странах ЕС к числу основных направлений по поддержке фермеров относятся:

- высокие фиксированные внутренние цены;

- субсидирование экспорта избыточной продукции.

В практике выделяется два важных правила государственного регулирования аграрной сферы в странах

ЕС:

- на территории страны запрещается продавать ввозимую продукцию по цене ниже, чем аналогичная продукция производства собственных производителей, то есть ниже цены внутреннего рынка страны;

- страна, которая ввозит продукцию в страну содружества, должен заплатить в бюджет ЕС на таможне разницу между предельной ценой и ценой на мировом рынке. Данная разница называется выплатой за сделку.

Оказание поддержки фермерам осуществляется не всем фермерам, а только тем, кто выполняет определенные условия, установленные для их получения на территории страны. Так, странах Евросоюза, для получения доступа к выплатам фермеры должны соблюдать требования безопасности продовольственной продукции, требования гуманного отношения к животным и соблюдении единых стандартов защиты окружающей среды.

Агропромышленный комплекс является одним из важных отраслей российской экономики. В нем сконцентрировано около 13% основных производственных мощностей, около 14% трудовых ресурсов, производится до 6% валового внутреннего продукта. На протяжении последних лет на территории Российской Федерации уделяется особое внимание развитию сельского хозяйства, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного АПК является основой стабильности страны.

В перечень актуальных задач российской экономики включаются проблемы сельского хозяйства и агропромышленного комплекса страны. Резкий рост цен на мировых рынках продовольствия серьёзным образом сказался и на ситуации в нашей стране. В этих условиях необходимо обратить самое пристальное внимание на развитие отечественного АПК, на укрепление стабильности внутреннего продовольственного рынка. Россия обладает по истине уникальным аграрным потенциалом, которые позволяет не только полностью обеспечить собственные нужды, но и заявить о себе как о крупном «игроке» на мировом продовольственном рынке.

Наши ключевые задачи, как говорил В. Путин [27, с. 2-5], - обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, повысить качество жизни на селе, добиться существенного роста эффективности АПК и конкурентоспособности отечественной продукции, а это значит застраховать себя от резких колебаний конъюнктуры мировых рынков. В. Путин заметил, что в конце 1990 - х годов 90% сельскохозяйственных предприятий в стране были убыточными. Сегодня их тоже не мало, но самое главное, что появилась тенденция к изменению в лучшую сторону настроения людей, работающих и живущих на селе.

В России государственная поддержка сельского хозяйства появилась еще при проведении реформ 1861 года. В манифесте об освобождении крепостных крестьян России, в приложениях к нему, других законодательных актах определялись не только порядок проведения реформ, но и определенная государственная поддержка крестьян при наделении собственной землей [41].

Финансирование сельскохозяйственных преобразований проходило по нескольким направлениям: на содержание землеустроительных организация; на оказание помощи крестьянам при землеустройстве; льготное кредитование. Так, для крестьян при переходе на новые формы землепользования могли выдаваться

беспроцентные долгосрочные ссуды для приобретения инвентаря и семян; развитие кустарной промышленности; «безусловный приоритет сельскому хозяйству за счет всего общества».

В 1907-1910 г. был выработан комплекс мер по материальной поддержке при переселении крестьян в восточную часть страны. Так, переселенцам оказывалась значительная материальная помощь для компенсации затрат при переселении крестьян и их обустройстве на новых территориях.

Государственная поддержка сельского хозяйства в СССР в наиболее последовательном виде имела место в совхозах.

Новый этап в развитии сельского хозяйства, обусловленный изменениями в механизме правового регулирования государственной поддержки, начался в 2006 году и связан с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и последующей разработкой Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» .

В проекте предусматривались средства на поддержку инвестиционной деятельности и соответствующие механизмы доведения их товаропроизводителю. До его принятия поддержка инвестиций практически не осуществлялась. В национальном проекте «Развитие АПК» бюджетные средства выделялись на три направления:

1. Животноводство;

2. Малые формы хозяйствования;

3. Обеспечение жильем молодых специалистов на селе [8, с. 2].

2008 год стал для работников агропромышленного комплекса России знаковым: впервые за последние полтора десятилетия аграрный сектор действовал опираясь на разработанную в соответствии с федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» комплексную пятилетнюю Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Согласно данной программы, объем финансирования должен был составить:

- за счет средств федерального бюджета - 551,3 млрд. руб.;

- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 544,3 млрд. руб.;

- за счет средств внебюджетных источников предусматривалось привлечь 311 млрд. руб.

Сегодня перед аграриями поставлены новые задачи, сформулированные в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, принятой в 2012 году постановлением Правительства РФ №717 от 14.07.2012 г.. В Госпрограмме закреплен новый подход государства к сельскому хозяйству как к перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли нашей экономики, а к селу - как к важному укладу жизни нашего народа.

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы из средств федерального бюджета составляет 2,1 трлн. руб. (в текущих ценах), в т.ч. Минсельхоз России - 2,0 трлн. руб., Россельхозакадемия - 66,1 млрд. руб.

Главными приоритетами Программы являются повышение благосостояния, занятости и уровня жизни граждан, устойчивое развитие сельских территорий, модернизация и технологическое перевооружение производства в АПК.

В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы обозначены следующие ожидаемые результаты:

- производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. должно составить 142,8% по отношению к 2010 г. (к 2009 г. - 126,7%), в том числе растениеводческой 165,6% (к 2009 г. - 126,2%), животноводческой - 124,5% (к 2009 г. - 125,7%);

- увеличение производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2020 г. в 1,6 раза к 2009 г.;

- рост физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 г. к 2010 г. в 2,3 раза;

- уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельхозорганизаций к 2020 г. - 25%;

- уровень заработной платы в сельхозорганизациях к среднему по экономике в 2020 г. - 95%;

- повышение индекса производительности труда в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2010 г. в 1,7 раза [22, с. 42-46].

Как отметил Д. Медведев [23, с. 4-9], от эффективности механизмов государственной поддержки сегодня зависит конкурентоспособность российского агропромышленного комплекса. Это важно сейчас, когда на ситуацию в АПК влияют целый ряд международных факторов наших обязательств, вступление во Всемирную торговую организацию Всемирную торговую организацию и участие в формировании евразийского экономического пространства. Государство должно продолжить всестороннюю поддержку отрасли, опираясь на ответственную позицию региональных властей, сельхозпроизводителей и бизнес-сообщество в целом без повышения эффективности аграрного производства будет трудно обеспечить конкурентные позиции нашей отечественной продукции, а значит, и уровень развития регионов, ну и соответственно, в конечном счете продовольственную безопасность государства.

В настоящее время в России реализуется 1,5 тысячи региональных целевых программа, величина финансирования данных программ в отдельных регионах страны может составлять до 50% расходов бюджета региона.

Государственные целевые программы предусматривают конкретные цели и задачи, индикаторы достижения поставленных целей и задач и эффективность программ. Государственные программы предусматривают выделение финансовых и материальных ресурсов для их выполнения в установленный срок. На их основе разрабатываются целевые региональные и отраслевые программы. В целях обеспечения эффективности реализации Госпрограммы на 2013 - 2020 гг., утвержденной с меньшими объемами финансирования по сравнению с потребностями сельского хозяйства функционирующего сейчас в условиях ВТО, Министерство сельского хозяйства РФ планирует выделение субсидий регионам за счет средств федерального бюджета при наличии у них схем территориального планирования, целевых программ и инвестиционных проектов [2].

На сегодняшний день в России сложились предпосылки развития сельского хозяйства, связанные с формированием комплекса условий для реализации программ и проектов импортозамещения, рассматриваемого как реальный «драйвер» ускоренного развития сельскохозяйственного сектора экономики и придания ему свойств пропульсивной отрасли со значительным потенциалом роста. Причем, сформировавшиеся условия благоприятны не только для роста как процесса, отражающего меру изменения количественных показателей функционирования, но и развития - процесса улучшения качественных (атрибутивных) признаков функционирования [24, с. 7, 42].

Как отмечает П. Эпштейн, в аграрной политике важно правильно оценивать величину государственной поддержки сельского хозяйства в России и сопоставлять ее с таковой в других странах. Это позволит мотивированно увеличивать объем поддержки инноваций, перераспределять и повышать её эффективность. Целесообразно так же определять подотрасли сельского хозяйства, которые имеют наибольшие шансы выхода на мировой рынок [39, с. 17].

В последние годы на территории страны осуществляются меры по формированию многоканальной системы государственной поддержки АПК, в том числе и сельского хозяйства. Принятые меры помогли обеспечить стабилизацию и увеличение производства продукции в сельскохозяйственных организациях. Государственная поддержка является неотъемлемой частью государственного регулирования отрасли и представляет собой совокупность различных инструментов и рычагов, льготного и безвозмездного финансирования предприятий и отраслей АПК, которые наиболее ущемлены в экономическом отношении.

Необходимость поддержки АПК со стороны государства вытекает из особенностей базовой отрасли АПК сельского хозяйства, которое наряду с другими отраслями АПК больше нуждается в поддержке в первую очередь. Общеизвестно, что отрасль сельского хозяйства подчиняется основным экономическим законам, при этом следует учитывать особенности сельскохозяйственного производства, которые обусловлены его в первую очередь сезонностью, характером технологий производства.

Сельское хозяйство является особой отраслью экономики. Производство в данной отрасли связано с природными условиями и находится в зависимости от климатических факторов. Производство в этой отрасли является формой хозяйственной деятельности, которая находится в зависимости от степени участия в производстве человека, земли, основного и оборотного капитала.

В качестве главного средства производства в сельском хозяйстве является земля. Качественное состояние земли улучшается при её рациональном использовании. Однако для поддержания необходимого уровня плодородия земли необходимо возмещать не только использованные питательные вещества, но и восстанавливать качественные показатели, что влечет за собой значительные финансовые вложения. При этом окупаемость внесенных инвестиций растянута во времени и может исчисляться годами.

В сельском хозяйстве в качестве средств производства так же выступают живые организмы, которыми являются животные, развитие которых происходит на основе биологических законов. Следовательно, экономический процесс воспроизводства тесно связан с естественным процессом развития живых организмов.

Производства сельскохозяйственной продукции осуществляется на огромных территориях и рассредоточено по различным климатическим зонам. Конечные результаты порой во многом зависят от конкретных условий, в которых осуществляется производство. Сезонный характер производственных процессов оказывает существенное влияние на организацию производства, эффективность использования сельскохозяйственной техники, трудовых ресурсов и в конечном итоге на эффективность отрасли в целом. В процессе производства продукции в данной отрасли деятельность человека тесным образом связана с неподвластными ему природными условиями. В связи с этим вероятность окупаемости капитала и получение прибыли в данной отрасли связаны с очень большими рисками.

Следует отметить, что указанные особенности сельского хозяйства порождают необходимость постоянного вмешательства и поддержки данной отрасли со стороны государства. Во многих развитиях странах с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов государства осуществляет стабильную и постоянную поддержку сельского хозяйства.

Одной из основных тенденций развития сельского хозяйства является техническая модернизация отрасли. Другим важным направлением является субсидирование сельскохозяйственных производителей.

Необходимость государственной поддержки аграрного сектора экономики основана так же на следующем важном теоретическом положении. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве проявляется в гораздо меньшей степени, чем в других отраслях, например в промышленности, где производительность труда растет гораздо быстрее. Кроме того, в сельском хозяйстве производительность труда ограничена физическими возможностями земли, и во многих развитых странах ресурс интенсификации практически исчерпан. Все это приводит к тому, что себестоимость продукции сельского хозяйства не снижается, а наоборот увеличивается. В результате относительные доходы промышленности растут, а сельскохозяйственных производителей падают. И на определенном этапе сельское хозяйство может оказаться убыточным не по причине малой производительности фермеров, а по объективным условиям. Если не принимать ни каких мер, то в недалеком будущем производители сельскохозяйственной продукции разорятся.

Таким образом, государственная поддержка является неотъемлемой частью государственного регулирования и представляет собой совокупность разных инструментов и рычагов, безвозмездного и льготного финансирования ущемленных отраслей и предприятий АПК.

Определенные меры государственной поддержки сельского хозяйства из зарубежной практики в настоящее время реализуются и на территории России. Так, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. было предусмотрено прямое субсидирование отраслей растениеводства и животноводства; повышения доступности кредитов; технологическая и техническая модернизация сельского хозяйства.

За последние несколько лет сельское хозяйство со стороны государства получило серьезный импульс для развития. Новые меры агарной политики, зафиксированной в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, сводятся к активному участию государства в распределении и перераспределении денежных потов в сельском хозяйстве. И хотя данные программы предусматривают огромные средства для поддержки сельского хозяйства, их не достаточно для полноценного функционирования сельскохозяйственных производителей.

На протяжении многих лет в США разрабатываются различные меры поддержки сельскохозяйственных производителей со стороны государства.

Результаты работы американского сельского хозяйства свидетельствуют о том, что принципы государственной поддержки фермерских хозяйств, заложенные в законе США «О безопасности фермеров и инвестициях на развитие сельских территорий» от 2002 г., сработали результативно. Государственная политика и своевременные действия федерального правительства США демонстрируют заинтересованность государства в делах аграриев [6, с.67].

В США программы поддержки фермеров осуществляются по каналам министерства сельского хозяйства. Реализация программ направлена на обеспечение стабильности роста ценна сельскохозяйственную продукцию и доходов фермеров. Данные программы поддержки предусматривают меры по контролю за объемами производства, уровнем цен на продукцию, прямые выплаты фермерам, субсидирование экспорта продукции, а так же другие формы косвенного субсидирования и поддержки фермерских хозяйств. Каждая программа поддержки имеет свои отличительные особенности. Для реализации данных мер требуются значительные расходы.

В законе по поддержке аграрного сектора США закреплены три программы поддержки и стабилизации доходов фермеров:

1. прямые выплаты;

2. циклические выплаты;

3. кредитные выплаты.

«Прямые выплаты» представляют собой сумму фиксированных выплат, размер которых не влияет уровень цен, который в данный момент складывается на конкретный уровень продукции сельского хозяйства. Сумма средств, которую фермер может получить по данной программе, вычисляется по формуле: 85% базовой площади каждой культуры умножается на базовую урожайность и ставку прямого платежа, которая предусмотрена для определенной с/х культуры. В качестве базовой урожайности при расчете суммы выплаты берется средняя урожайность за последние пять лет. В качестве базовой площади принимают сложившуюся исторически посевную площадь, которая находиться под контролем и регулируется Министерством сельского хозяйства США.

В 2002-2006 гг. ежегодные прямые выплаты составили около 5 млрд. долл. США, что в свою очередь обеспечило стабильность доходов производителям кормовых культур, пшеницы, масличных культур, хлопка, риса [6, с.68].

«Циклические платежи» обеспечивают дополнительный доход сельскохозяйственным производителям в периоды снижение цен на их продукцию на рынках её реализации. Данные выплаты фермеры могут получить только в те года, когда рыночная цена на продукцию ниже определенного уровня цен, уровень которых устанавливает правительство.

Расчет циклических платежей осуществляется на основе многолетних данных об урожайности и посевных площадях, уровня производства, который сложился за предыдущие годы. Размер выплаты за единицу продукции зависит от средней цены на рынке за единицу продукции [6, с.69].

Кредитные выплаты (залоговые платежи) осуществляются в том случае, если уровень рыночных цен упадет ниже залоговых ставок, уровень которых устанавливается федеральным правительством США.

Выдача залоговых кредитов фермерским хозяйствам производиться Корпорацией по товарному кредиту (это агентство Министерства сельского хозяйства США). Для получения фермером таких выплат, у него на момент подачи заявки должна быть произведенная сельскохозяйственная продукция. Фермеры, получившие залоговые кредиты за нереализованную продукцию, обязаны её хранить до тех пор, пока рыночные цены не поднимутся выше установленных залоговых ставок. В случае, если рыночная цена на данную продукцию поднимется выше залоговой ставки, фермер вправе её продать и вернуть Корпорации полученный кредит и проценты по нему [6, с.69].

Залоговые ставки за нереализованную продукцию предусмотрены не только на продукцию растениеводства, но так же и на продукцию животноводства.

Законодательство США предусматривает пересмотр аграрной политики страны примерно один раз в пять лет. Подготовкой проектов занимаются Министерство сельского хозяйства и Конгресс США при участии Президента США и его администрации. Однако в обсуждении участвуют фермеры, представители ассоциаций производителей, агробизнеса, ассоциации потребителей и др. Государственная политика США и своевременные действия федерального правительства демонстрирует заинтересованность государства в делах аграриев [6, с.67].

Основным элементом прямого государственного регулирования фермеров США является государственное субсидирование доходов. Данное субсидирование осуществляется путем выделения из государственного бюджета средств, которые направляются строго на определённые цели.

На федеральном уровне к числу главных относиться программа «Стабилизация доходов фермеров», на реализацию которой направляется 30-50% всего бюджета финансирования сельского хозяйства американцев.

Сельскохозяйственное кредитование как государственная система кредитования в США начало свой рост с 1916 года, когда Конгресс США принял закон о государственном кредитовании фермеров. Для повышения конкурентоспособности на финансовом рынке и расширения доступа к кредитным ресурсам Конгрессом для реализации этих целей были учреждены федеральные агентства и организации, которые находились под контролем государства [6, с.69]

Финансово-кредитные организации США осуществляют льготное кредитование фермеров, при котором субсидированная ставка процента ниже 4%. Льготный кредит предоставляется фермерам для приобретения ранчо или фермы, оборудования, скота, птицы, семян, кормов для животных [6, с.70].

Другой формой косвенного государственного регулирования аграрного сектора США является льготное налогообложение фермеров. По отношению к фермерам в Америке практикуется налоговый «фаворитизм», который проявляется в снижении уровня налогообложения, предоставлении скидок по уплате налогов, исключении из налогооблагаемой базы стоимости машин и оборудования, которые предназначены для сельскохозяйственных работ [6, с.71].

В настоящее время США остается одной из стран с довольно высоким уровнем государственной поддержки сельского хозяйства. Благодаря высокому уровню государственного субсидирования аграрный сектор Америки вступил в новый век как один из наиболее эффективных секторов экономики. Об эффективном применении механизма государственного регулирования в сфере сельского хозяйства свидетельствует практика США.

Рост товарности сельскохозяйственного производства превратил американских фермеров в коммерческих товаропроизводителей [6, с. 67].

Цена одного гектара земли в США значительно возросла - с 2842 дол. в 2001 году до 4695 дол. в 2006 году. При этом значительно увеличились цены на сельскохозяйственную технику [6, с.68].

В настоящее время американские фермеры реализуют на рынок не товарные излишки произведенной ими продукции, а практически всю продукцию.

В 2007 году в США истек срок действия закона «О безопасности фермеров и инвестициях на развитие сельских территорий», принятый в 2002 году. За период действия данного закона сельское хозяйство данной страны шагнуло далеко вперед [21, с.61-65].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным службы государственной статистики министерства сельского хозяйства США производство мяса увеличилось с 37,7 млн. т. В 2000 году до 39,6 млн. т. в 2005 году, молока - с 76,1 до 80,2 млн. т., яиц - с 91,1 до 96, 9 млрд. шт. От каждой коровы молочного стада получено в 2005 году в среднем 8896 кг. молока [21, с.61].

Благотворно сказались на доходах фермерских хозяйств довольно высокие показатели, которые были достигнуты в сельском хозяйстве США.

В 2006-2007 годах в группе товарных ферм средний доход одного фермерского хозяйства достиг 200 тыс. долл., в группе средних товарных ферм 68 тыс. долл. В среднем по стране доход одного домашнего фермерского хозяйства составил 63,3тыс. долл [21, с.61].

Продовольственная система США обеспечивает 300 миллионное население страны продуктами питания. Ежегодно средний американец потребляет около 120 кг. мясных продуктов и мяса, около 270 кг. молочных

продуктов и молока, порядка 250 яиц, 60 кг. картофеля, 126 кг. овощей, 110 кг. фруктов и ягод, 103 кг. хлеба [21, с.61].

Результаты, которые были достигнуты сельским хозяйством США, говорят о том, что принципы государственной поддержки, заложенные в законодательных актах, сработали эффективно и результативно.

В настоящее время сельское хозяйство США продолжает успешно конкурировать на мировых продовольственных рынках.

В целях сохранения государственного субсидирования правительство США впервые подключило к разработке сельскохозяйственного закона 2008 г. фермеров и владельцев ранчо, которые по своему опыту знают как работают сельскохозяйственные законы. С этой целью в каждом графстве были созданы и действуют на общественных началах специальные группы из представителей фермеров, которые избирают из числа наиболее эффективно работающих фермерских хозяйств. Этот общественный институт призван обеспечить обратную связь между правительством, законодательной властью и сельскохозяйственными товаропроизводителями США [21, с.61].

В течении многих десятилетий власти США субсидируют производство молока. Принимаемые программы по поддержке цен на молоко обеспечивают высокие стабильные доходы молочной отрасли. Благодаря государственной поддержке кооперации и возросшему профессионализму фермеров в США созданы самые крупные в мире молочные формы. По данным министерства сельского хозяйства США, в 2006 году 51,6% всего молочного стада было сосредоточено на фермах, имеющих по 500 и более молочных коров в одном хозяйстве. В мелких молочных фермерских хозяйствах, имеющих от 1 до 29 коров, содержалось лишь 1,2 всего поголовья молочных коров страны. К тому же средняя продуктивность молочных коров в крупных хозяйствах (500 и более коров) составила в 2002 году 9371 кг. молока на корову, а на мелких фермах - 5441 кг [21, с.64].

Американские фермеры считают, что действующая программа по поддержке цен на молоко служит важным инструментом для поддержания фермерских доходов, однако в нынешней форме является недостаточной «спасательной сеткой» для производителей молока, так как это дорогостоящий бизнес, требующий больших инвестиций [21, с.64].

Исходя из этого министерство сельского хозяйства США в следующем десятилетии предлагает сохранить действующий механизм поддержки цен на молоко, несколько изменив порядок исчисления субсидий. Эти изменения позволят, по расчетам специалистов, увеличить платежи фермерам за производство молока в следующем десятилетии на 793 млн. долл. В 2008 финансовом году уровень платежа составит 34% разницы в цене, в 2009 г. - до 31, в 2010 - до 28, в 2011 - до 25, в 2012 - до 22 и в 2013-2017 г. - до 20%. [21, с.64]

В 48 штатах США продолжится действие программы поддерживающих цен на молоко, закупаемое государством для обновления запасов сыров, масла и обезжиренного сухого молока. В соответствии с этой программой цена на молоко будет поддерживаться на уровне 0,218 долл. За 1 кг. путем федеральных закупок молочных продуктов. Государственные закупки варьируют из года в год в зависимости от спроса и предложения [21, с.65].

Таким образом, макромаркетинговая помощь, оказываемая государством фермерским хозяйствам, уменьшает рыночные риски, спасает многие фермерские хозяйства от банкротства и способствует повышению конкурентоспособности американского сельского хозяйства [21, с.65].

В 2005 году группа крупнейших коммерческих ферм США, в состав которой входят хозяйства, каждое из которых продает на рынке сельскохозяйственную продукцию на 250 тыс. долл. и более и составляющие 9% общей численности всех ферм США, получили 54% всех субсидий. Группа средних ферм, на долю которых приходилось 23%общей численности ферм, получила 27% всех правительственных платежей. Группа самых мелких ферм, в которую вошли 68% всех хозяйств страны, получила только 19% всех правительственных платежей. Из приведенных данных видно, что большую часть всех правительственных платежей получают наиболее крупные фермы, поставляющие на рынок основную массу товарной сельскохозяйственной продукции [21, с.65].

Учитывая требования владельцев мелких фермеров, министерство сельского хозяйства США предлагает принять мер по ограничению выплаты субсидии крупным коммерческим фермам, получающим не менее 75% всех своих доходов от сельского и лесного хозяйства. А тем, домашний доход которых от всех источников составляет 200 тыс. долл. и выше, не выплачивать правительственных субсидий за производство сельскохозяйственной продукции [21, с.65].

Таким образом, увеличение правительственных субсидий фермерским хозяйствам США в предстоящем пятилетии значительно облегчит микромаркетинговую деятельность на уровне хозяйств усилит макромаркетинговую деятельность государства. Тандем микромаркетинговой и макромаркетинговой деятельности будет способствовать дальнейшему укреплению конкурентоспособности американского сельского хозяйства на внутреннем и внешнем продовольственных рынков [21, с.65].

Канада занимает третью позицию в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции. Данная страна является одним из ведущих производителей в мире пшеницы, семян рапса, кукурузы, бобов сои, ячменя, молочных продуктов.

В 2008 году федеральное правительство Канады совместно с правительством провинций и территорий приняли пятилетний курс развития сельского хозяйства «Рамки дальнейшего роста». Целями данного курса являются достижение конкурентоспособного и процветающего сельского хозяйства, создание комплекса по производству продовольствия и других продуктов, вносящего вклад в поддержание продовольственной безопасности страны, охрану окружающей среды и укрепление здоровья граждан в целом. По окончании срока действия Соглашения о рамках дальнейшего роста, которое истекло 31 марта 2013 года, вступила в силу очередная пятилетняя программа «Рамки дальнейшего роста 2».

Доля агросектора в ВВП Канады составляет приблизительно 2%. В нем занято около 2 процентов общей численности работающих в стране. Начиная с 1995 года, сельскохозяйственная продукция играет все более и более важную роль в общем экспорте страны.

В настоящее время в Канаде насчитывается 277 тыс. фермерских хозяйств (средняя площадь земли 244 га) и 506 сельскохозяйственных кооперативов. В аграрном секторе зарегистрировано более 330 ассоциаций производителей, в том числе 84 ассоциации в животноводстве.

В данной стране сложилась многообразная система государственной поддержки сельского хозяйства. Именно в канадском обществе обсуждается необходимость и целесообразность сохранения сложившейся системы государственной поддержки сельского хозяйства. В качестве ключевых форм и инструментов государственного управления в Канаде используются:

- программы безопасности сельскохозяйственного производства среднесрочного периода действия;

- программа обеспечения безопасности продовольствия непосредственно на фермах (COFFSP), цель которой - объединение усилий правительства и союзов первичных производителей для адаптации стратегий и технологий для проведения анализа рисков, связанных с достижением более высокого качества и обеспечением безопасности продукции;

- программа адаптации безопасности продуктов питания (CFSAP), предусматривающая частичную компенсацию расходов перерабатывающей промышленности на контроль за качеством сельскохозяйственной продукции «от поля до прилавка» (инструменты, системы и стратегии управления рисками);

- программы посреднических услуг по реструктуризации задолженностей фермеров, поддержки маркетинга сельскохозяйственной продукции, снижения налогов при вынужденной продаже племенного скота в зонах, пострадавших от засухи.

- национальная и региональные адаптационные программы (CARD), обеспечивающие финансовыми ресурсами инновации, научно-исследовательские работы, продвижение и реализацию на рынки новых продуктов, природоохранные мероприятия, безопасность и качество продовольствия, обучение и повышение квалификации фермеров.

Основными направлениями государственной защиты производителей таких продуктов как молока, яиц и мяса птицы являются:

- планирование работы отрасли;

- ценовое регулирование рынков;

- поддержка рынков.

В случае уменьшения совокупного дохода от всей деятельности своего хозяйства фермеры Канады имеют возможность получить субсидии. При этом не учитывается, при производстве какого продукта были понесены убытки. При проведении расчётов выплаты рассчитываются на основе сравнения доходов со средним фермерским доходом по стране за последние пять лет. Чистый доход рассчитывается на основании выручки от реализации продукции и расходов на всю производственную деятельность фермера при определенной системе учета запасов. Платеж фермеру предоставляется в течении 60-90 дней после предоставления финансового отчета получателем субсидии.

В зарубежных странах хорошо развита система страхования, в которой государство принимает активное участие. Облегчение налогового бремени не является субсидированием, но относится к одной из форм существенной поддержки фермеров. Так, американские фермеры оплачивают налог с прибыли, но не с дохода, им дают право применить метод ускоренной амортизации сельскохозяйственной техники и её переоборудование на более высоких уровнях. Это даёт им возможность уменьшить размер дохода облагаемого налогом, с которого будут оплачены налоги по более низким ставкам.

Сельское хозяйство Польши одна из главных отраслей польской экономики. В 2008 г. на сельское хозяйство приходилось 4,5% ВВП, занято было в нём 17,4% (2005 г.) активного населения страны. В настоящее время в Польше 2 млн. частных хозяйств, занимающих 90% всех сельскохозяйственных угодий и на которые приходится примерно такой же процент от общего объёма сельскохозяйственного производства. На фермы площадью более 15 га приходится 9% от общего количества хозяйств. Но при этом они охватывают 45% от общей площади сельскохозяйственных угодий. Польша обладает благоприятными климатическими условиями для развития животноводства и растениеводства. В отрасли растениеводства преобладает производство ржи, пшеницы, ячменя, сахарной свеклы, льна, рапса и табака. Главная отрасль польского животноводства -свиноводство. Оно по популярности опережает разведение крупного рогатого скота, пчеловодство и рыболовство. Птицеводство и овцеводство распространено на юге страны. Польша считается первым производителем яблок в ЕС, второй - рожь и картофель, а на третьем - сахарной свеклы и рапса, а так же

является ведущим производителем пшеницы, молока и мяса. С момента вступления в ЕС польский экспорт сельскохозяйственных товаров и пищевых продуктов увеличился почти в пять раз - с 4,1 млрд. евро в 2003 году до 20 млрд. евро в 2013 г., это ежегодный 20% рост. В настоящее время на европейский рынок попадает более 3/4 польского экспорта этого сектора. На фоне остальных стран региона Центральной и Восточной Европы Польша является доминирующим производителем и экспортером продуктов питания. В 2013 году основными экспортными польскими товарами сельского хозяйства и продуктов питания были: мясо и пищевые мясные продукты (16,4%) молоко и молочные продукты, яйца и мед (9,4%), табак (7,7%).

Развитие сельских территорий в рамках парадигмы трансформируемой многофункциональности требует существенных инвестиций, в том числе со стороны бизнеса и государства. Основополагающим моментом структурных изменений на сельских территориях является бюджетная поддержка. Польша имеет явные преимущества. Она вошла в группу стран с самым высоком уровнем бюджетной поддержки в мире. Поддержку сельское хозяйство данной страны получает не только из национального бюджета, но и из бюджета Европейского Союза. Из ЕС Польша получает поддержку по программам PHARE, ISPA, SAP ARD. Данную поддержку страна начала получать еще в начале 2000-х годов, до вступления в состав ЕС. В первые годы членства Польши в ЕС из структурных фондов и других программ помощи на поддержку сельского хозяйства и развитие сельских территорий ей выделялись значительные средства в размере коло 14 млрд. евро в год [16, с.86].

Бюджетная поддержка аграрного сектора Польши оказывается в рамках реализации единой сельскохозяйственной политики ЕС направленной не только на развитие сельского хозяйства, но и на активизацию сельских территорий. В первом случае субсидирование осуществлялось в рамках секторальной оперативной программы, во втором программы активизации развития сельских территорий [16, с.86].

Программа активизации сельских территорий в 2000-2004 гг. финансировалась с использованием кредита Всемирного банка, который был получен польским правительством в размере 118,8млн. евро. Более 140 млн. евро выделила страна из собственных средств. Таким образом, общий бюджет программы превысил 259 млн.евро [16, с.86].

Реализация политики в отношении сельского хозяйства и сельских территорий осуществляется Агентством реструктуризации и модернизации сельского хозяйства. Данное Агентство выполняет функции платежного и внедряющего учреждения для программ и систем помощи, финансирование которых производится из различных источников (как национальных, так и из европейского Союза). Вместе с реализацией программ в сфере сельского и рыбного хозяйства, Агентство осуществляло реализацию Плана развития сельских районов в 2004-2006 гг., в марках которой получателями финансовой поддержки явились около 320 тыс. сельских хозяйств.

План развития сельских районов (ПРСР)на 2004-2006 гг. был ориентирован на социальные, экономические и связанные с окружающей средой аспекты развития сельских районов и дополнял мероприятия, осуществляемые в рамках политики связности, а также Общей сельскохозяйственной политики, реализуя стратегические цели:

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственно-пищевого хозяйства (мероприятия: «Структурные пособия», «Помощь низкотоварным хозяйствам», «Группы сельскохозяйственных производителей») ;

- уравновешенное развитие сельских районов (мероприятия: «Поддержка сельскохозяйственной деятельности в районах с неблагоприятными условиями хозяйствования (РНУ)», «Содействие предприятиям сельскохозяйственной среды и повышению благополучия животных», «Лесонасаждения на сельскохозяйственных землях» и «Адаптация фермерских хозяйств к стандартам Европейского союза»).

С начала ввода в действие Программы больше всего средств было передано на поддержку инвестиций в сельских хозяйствах и улучшение переработки и маркетинга сельскохозяйственных товаров. Реализованные в рамках поддержки инвестиций в хозяйствах задачи более чем на 88 % касались приобретения оборудования и подвижного инвентаря. В области «Совершенствования переработки и маркетинга сельскохозяйственных товаров» осуществлялись главным образом улучшение и проверка санитарно-гигиенических условий (26 %), повышение и проверка качества (22 %), а также применение новых технологий (18 %).

В 2013 году в Польше закончила реализацию Программа развития сельских районов в 2007-2013гг., финансирование которой осуществлялось совместно из бюджета Европейского союза и национальных средств. Общий объем финансирования данной Программы составлял около 14 млрд. евро.

Основной помощью, предоставляемой полностью из национального бюджета, являются доплаты, снижающие процентное обложение инвестиционных кредитов, выдаваемых банками субъектам сельского хозяйства и переработки продуктов питания. Эти доплаты выплачиваются через АРиМСХ на основании договоров, заключаемых с банками.В 2009 г. на программу утилизации павших сельскохозяйственных животных было израсходовано 55,10 млнзл., тогда как в 2008 г. эта сумма составляла 45,20 млн зл. В рамках израсходованных средств финансовой помощью в 2009 г. были охвачены затраты, понесенные сельскими хозяевами на утилизацию более 108 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 43 тыс. голов, подлежащих обследованию на наличие TSE (BSE); 5,6 тыс. голов овец и коз, в том числе 4,2 тыс. голов, подлежащих

обследованию на наличие TSE (BSE); 4,3 тыс. голов лошадей, а также 178 тыс. условных (в пересчете на 110 кг массы) голов свиней.

Научно-техническая революция, стремительное нарастание инновационных процессов в экономике на передний план выдвигают задачи эффективности производства, роста его технического уровня, наукоемкости, совершенствования организации и управления. В странах с развитой рыночной экономикой решение этих задач на прямую связано с государственным регулированием [25,c. 83].

Структура совокупной поддержки сельского хозяйства характеризуется долей (в %) расходов на поддержку сельхозпроизводителей, потребителей и общие меры поддержки. В Российской Федерации явное предпочтение отдается поддержке сельхозпроизводителей. В 2010 г. они составляли почти 85% всей совокупной поддержки. Остальная часть направлялась на общие меры. С1995 г. потребители сельскохозяйственной продукции не поддерживаются, хотя до этого трансферты им из государственного бюджета были весьма значительными (в 1986-1990 гг. - по 30 - 50 млрд руб. ежегодно). Совершенно иная структура совокупной поддержки в США: в 2010 г. более 50% средств использовалось на общие меры поддержки, около 30 - на поддержку потребителей и менее 20 % - на поддержку агропродуцентов. Резкий рост доли общих мер поддержки произошел лишь в последние годы. Видимо, это связано с реакцией на требования ВТО. В Европейском союзе структура совокупной поддержки примерно соответствует российской. Уровень поддержки производителей в советское время (1986 - 1990 гг) был более 80% и превышал аналогичные показатели в Евросоюзе и США в 2-3 раза. В начале 1990-х годов он упал до -110%, то есть имела место антиподдержка - изъятие доходов у сельхозпроизводителей. В последние годы уровень поддержки сельхозпроизводителей рос и в 2010 г. составил 21,4%.

Мировой опыт показывает, что экономический рост в большинстве европейских стран происходит соразмерно с увеличением малого бизнеса. Так, в США большее количество сельскохозяйственной продукции производится сельскохозяйственными предприятиями. За период 2008-2012 годов средний абсолютный прирост надоев в Российской Федерации составил 0,33 литра на корову, в США - он составил 0,15 литра на корову. За весь период 2008-2014 года надой увеличился на 2,24 литра на корову, что еще раз подчеркивает правильность выбранных инструментов государственного регулирования сельского хозяйства нашей страны [10, с. 75].

Как отмечает В. Узун [33], за анализируемый период уровень поддержки сельхозпроизводителей в США и Евросоюзе снижался, а в 2008 -2010 гг. стал ниже, чем в России. В Европейском союзе в 2008-2010 гг. 66,1% всей поддержки сельхозпроизводители получили в виде субсидий на 1 га, на 1 голову и т. д. В США на такие субсидии приходилось 44,9% всей поддержки агропродуцентов. В России субсидии, выделяемые в расчете на 1 га, на 1 голову и т. д., составляли 2,1% суммарной поддержки. Переход от субсидирования в зависимости от объемов производства продукции к субсидированию на обезличенный гектар посева или голову скота диктуется требованиями ВТО как мера, меньше искажающая рынок, чем ценовая поддержка и субсидии на единицу произведенной продукции.

Поддержка не должна выходить за требования Всемирной торговой организации (ВТО), которая считает, что государственное регулирование цен и субсидирование сельского хозяйства препятствует нормальной работе рынка и рыночных механизмов. При этом предполагается, что необходимо сохранить поддержку фермерских хозяйств, без которой аграрный сектор любого государства в силу его большой зависимости от природно-климатических условий не может обеспечивать население питанием по доступным ценам, работать рентабельно и оставаться конкурентоспособным.

Литература

1. Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" №264-ФЗ от 29.12.2006 (ред. от 23.07.2013) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150015/

2. Письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации руководителям исполнительных органов власти субъектов Р.Ф. «О мерах по обеспечению эффективности реализации Государственной программы» - сайт www.mcx.ru

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы

4. Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года

5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

6. Александрова О. А. Господдержка аграрной экономики США // Финансы. 2012. №3. С. 67-71.

7. Белгородская область в цифрах. 2017: Крат.стат. сб./Белгородстат. - 2017. - 272 с.

8. Беспахотный Г. В. Механизмы государственного финансирования инвестиционного развития сельского хозяйства //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. №8. С. 2-6

9. Большая книга по экономике / Пер. с нем. В. Гофрида. - М.: ТЕРРА, 1997. - 736 с.

10. Герасимов А., Барсуков М., Молчаненко С. Анализ результатов государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2016. №5. С. 74-77

11. Санду И.С., Бурак П.И. Полухин А.А. Формирование стратегических направлений модернизации технической базы сельского хозяйства на региональном уровне // Экономика сельского хозяйства России. 2014. №10. С. 11-19

12. Кибиров А. Я. Сельское хозяйство и социальная политика Германии в аграрной сфере // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. №2. С. 66-70

13. Комаров В. В., Литвина Н. И., Николаев О. В. Мировые рынки сельскохозяйственной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. №9. С. 62-66

14. Корчагин Ю. А. Современная экономика России. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 670 с.

15. Костюков В. Н. История экономических учений. - М.: Центр, 1997. - с. 23

16. Костяев А., Бойцов А., Жуковский П. Развитие сельских территорий в Росси и Польше //АПК: экономика, управление, 2012., №11 - с. 86) с.85-89)

17. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / под ред. Д.э.н., проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2001 г. - 832 с. - (серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»)

18. Кустова Т.Н., Камакина О.В. История экономики: Учебное пособие / РГАТА.- Рыбинск, 2001.- 129 с.

19. Лещева М., Гангало Е. Государственное регулирование аграрного сектора экономики: опыт зарубежных стран // Экономика сельского хозяйства России. 2016. №12. С. 90-96

20. Полухин А.А. Направления совершенствования организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения отраслей животноводства в условиях импортозамещения на ресурсных рынках // Вестник аграрной науки. 2018. № 6 (75). С. 70-76.

21. Магомедов А. Н., Оверчук Л., Оверчук А. Государственное субсидирование как фактор повышения конкурентноспособности сельского хозяйства США //АПК: экономика, управление. 2007, №8. С. 61-65.

22. Мазлоев В. Механизмы распределения субсидий сельхозорганизациям. // АПК: экономика, управления. 2012. № 9. С.42-46.

23. Медведев Д. У Российского АПК есть реальные возможности нарастить производство // Экономика сельского хозяйства России. 2012. №6. С. 4-9

24. Мельников А., Михайлушкин П., Пресняков Д. К вопросу о необходимости разработки региональных программ импортозамещения // Экономика сельского хозяйства России. 2017. №5. С. 7-11

25. Папцов А. Роль государства в аграрном секторе развитых стран. // АПК: экономика, управление. 2007. №4. С. 83-87

26. Полухин А.А. Economic evaluation of the potential of Russian agricultural engineering, producing machinery and equipment for livestock// Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2018. №3. С. 2-7

27. Путин В. Повышать эффективность государственной аграрной политики // АПК: экономика, управление. 2008. №7. С. 2-5

28. Полухин А.А., Семёнова Е.И. Новоселов Э.А. Методика обоснования проектов создания животноводческих комплексов // Экономика сельского хозяйства России. 2018. №12. С.35-39

29. Совершенствование производственных отношений и механизма хозяйствования в АПК / Ленинградский гос. ун-т им. А.А. Жданова ; ред.: В. А. Пешехонов, А. А. Маркин. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. - 176 с

30. Соловьева Т. Н., Кононов В. Ю. Совершенствование государственной политики развития животноводства (на примере Курской области) - Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий - 2016 - №7 - стр. 12-16

31. Статистический ежегодник. Белгородская область. 2012: Стат. сб./ Белгородстат. - Белгород,

2012. - 613 с.

32. Статистический ежегодник. Белгородская область. 2013: Стат. сб./Белгородстат. - Белгород,

2013. - 612 с.

33. Узун В.Я. Особенности господдержки сельского хозяйства в России // Экономика сельского хозяйства России. 2012. №7. С.57-64

34. Ушачев И. Стратегическое направление устойчивого развития агропромышленного комплекса России // АПК: экономика, управление. 2016. №11. С. 4-14

35. Экономика: учебник / И. В. Липсиц. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2012. - 320 с. - с.272

36. Экономическая теория. Макроэкономика - 1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Под общ.ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д.э.н. Г. П. Журавлевой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 920 с.

37. Экономическая энциклопедия / науч.-ред. Совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л. И. Абалкин. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. - 1055 с. - с. 635

38. Шендаков А.И., Полухин А.А., Ставцев А.Н., Гранкин Н.Н., Полухина М.Г., Климова С.П. Управление технико-технологической модернизацией и селекционным процессом в молочном скотоводстве // Вестник ОрелГАУ. 2012. №1(34) с. 76-93

39. Яллай В. А. Макроэкономика. - Псков: ПГПИ, 2003. - 302 с.

40. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. // Экономист. №6. 2008. С. 90-93.

41. Ставцев А.Н., Полухин А.А., Алпатов А.В., Тугачева Л.В., Парфенов А.С., Тришкина Е.С., Климова С.П., Полухина М.Г. Экономическая эффективность использования технического потенциала в молочном скотоводстве. Монография. Орел, 2011. 128 с.

42. Полухина М.Г. Эффективность государственной поддержки молочного скотоводства //Аграрная наука. 2018. № 1. С. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.