Экономика
-тшу
УДК 33.338.2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОДДЕРЖКА ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ
Статья ретрактирована 02.09.2019
Я. В. °аНИНА, (протокол № 10 от 02.09.2019 заседания
старший преподаватель,
Уральский государственный аграрный университет редакционной коллегии журнала "Аграрный
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42) „,
вестник Урала )
Ключевые слова: государственное регулирование, государственная поддержка, федеральный бюджет, бюджет Свердловской области, фермерские хозяйства.
Государственное регулирование представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на достижение намеченных целей, осуществляемых органами государственного управления; процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные проявления, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Она включает момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов). Государственное регулирование используется в интересах всего общества и для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Государственная поддержка аграрного сектора экономики - это механизм реализации стабилизационной политики в сельском хозяйстве через систему взаимосвязанных мер экономического регулирования: поддержание цен (комплекс мероприятий, направленных на повышение и стабилизацию цен и доходов производителей сельскохозяйственной продукции, осуществляемых в виде государственных программ закупок и займов, а также путем субсидирования разницы между закупочными и розничными ценами); борьба с излишками (проведение государственных мероприятий по сокращению производства сельскохозяйственной продукции и стимулированию спроса путем поиска способов ее нового применения). Таким образом, государственное регулирование остается одним из основных направлений государственной политики в различных сферах экономики. При этом государственная поддержка становится механизмом стабилизации с учетом тенденции развития рынков сельскохозяйственных и промышленных товаров: цены на товары сельскохозяйственных производителей растут медленнее, чем на товары, потребляемые ими, что приводит к неравенству доходов в соответствующих отраслях. В статье рассмотрены понятия «государственное регулирование» и «государственная поддержка». Показано, как на практике осуществляется государственная поддержка фермерских хозяйств на федеральном уровне и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Свердловской области).
GOVERNMENT REGULATION AND SUPPORT OF FARMING ENTERPRISE
Y. V. VORONINA, senior lecturer,
Ural State Agrarian University
(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)
Keywords: government regulation, government support, federal budget, budget of the Sverdlovsk region, farming enterprise.
Government regulation represents the system of measures of legislative, executive and monitoring character aimed at achievement of the purposes, carried out by state bodies. It is the process of state influence on economic life of society and related social developments; during that process the economic and social policy of the state based on a certain doctrine (concept) is implemented. It includes goal-setting, and certain means are used for the achievement of the goals. Government regulation is used for the benefit of society, for the activation of all forms of functioning and for the restriction of negative processes in the economy. Government support of the agrarian sector represents the stabilization policy in agricultural industry through interconnected measures of economic regulation. It remains to one of the main directions of public policy in various spheres of economy. At the same time the state support becomes the stabilization mechanism considering the tendency for development of the markets of agricultural and industrial goods: prices for agricultural products grow more slowly, than on the goods consumed by the manufactors that leads to the inequality of income in the relevant branches. This article considers such concepts as government regulation and government support. It is shown how the state support is carried out in practice on farms at the federal level and by means of the budget funds of the subject of the Russian Federation (on the example of the Sverdlovsk region).
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.
Экономика
тС/
В трудах отечественных и зарубежных ученых достаточно давно ведется разработка понятийного аппарата, касающегося области государственного регулирования. Чаще всего встречаются термины «государственное регулирование», «государственная поддержка», «государственная помощь». Они требуют соответствующих методологических пояснений [1, 2]. Понятие «государственное регулирование» наиболее полно может быть раскрыто через сравнительный анализ понятий «управление», «государственное управление», «регулирование», «государственное регулирование», хотя в этимологическом смысле различий между понятиями «управление» и «регулирование» практически нет [2]. В общеупотребительном смысле под управлением понимается направления движения чего-либо, руководство [3]. В теории управления это определяется как функция организационных систем различной природы. Под регулированием в управлении понимается выработка управляющего воздействия в соответствии с отклонением регулируемого параметра от задаваемой величины для приведения системы в рабочее состояние [4]. В Экономическом словаре дается следующее определение: «Государственное регулирование представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на достижение намеченных целей, осуществляемых органами государственного управления, процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Она включает момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)» [5]. Данное определение носит обобщающий характер, не увязывая между собой цели и мероприятия, осуществляющиеся государственными органами и поэтому требует определенных дополнений. Ряд авторов [5, 6, 7, 8] рассматривает государственное регулирование как форму участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающие эффективное формирование рыночных отношений. По нашему мнению, недостатком этого определения является то, что в нем отражается только односторонняя направленность воздействий государства, связанная с формированием рыночных отношений. Как показывает практика, рыночные отношения - не идеальная модель в силу того, что в них порою игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений, не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, нет экономического механизма
защиты окружающей природной среды и многого другого. Поэтому государственное регулирование призвано обеспечить не только формирование рыночных отношений, но и создать необходимые условия для преодоления последствий негативного влияния рынка на деятельность отраслей, наиболее подверженных этому. В рассмотренных выше подходах отсутствует внешнеэкономическая составляющая государственного регулирования, необходимость учета которой сегодня обусловлена глобализацией экономических отношений, в том числе предполагающей роль России в условиях нахождения в ВТО. Государственное вмешательство в рыночные отношения ограничиваются рамками закона в той мере, в какой сохраняется способность рынка оказывать решающее воздействие на развитие экономики страны. В ряде определений И. А. Минакова, В. И. Новичкова [11, 12] конкретизируется направление воздействия государства с учетом специфики тех или иных отраслей народного хозяйства, являющихся объектами государственного регулирования. На основании вышесказанного мы считаем, что «... государственное регулирование как одно из проявлений государственного управления позволяет государству реагировать на любые изменения конъюнктуры рынка с учетом интересов населения страны, используя как правовые, административные, так и экономические методы управления». Государственное регулирование может рассматриваться как метод государственного управления отраслью в целях оказания ей помощи, поддержки. Возникновение данных отношений обусловлено общественно значимым характером работ и услуг, осуществляемых данными субъектами хозяйствования, обеспечивающих государственную, продовольственную, информационную безопасность страны.
Переход к рыночным отношениям породил представление о необходимости отказа государства от своей регулирующей роли в экономике. Предполагалось, что весь хозяйственный комплекс, в том числе и сельское хозяйство, будет отдан на волю стихии рыночных сил, которые якобы способны гармонизировать все народнохозяйственные диспропорции. Применительно к рыночной экономике идеи либерализма впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем «Исследовании о природе и причине богатства народов». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства - это
Экономика
-тшу
придерживаться политики laissez faire (невмешательство государства) [13]. Поскольку главным координатором, по А. Смиту, выступает рынок, рынку должна быть предоставлена полная свобода. Последователей А. Смита относят к так называемой классической школе, связанной с именами Д. Рикардо, Ж. Сэя, Д. Милля, А. Маршалла, придерживающихся более точного выражения: laissez faire, laissez passer (фр.) -пусть каждый идет своим путем [14].
Классическая концепция не является достоянием истории. Идеи современных неоклассических концепций (монетаризм, теория рациональных ожиданий) исходят из классических воззрений на рыночную экономику. Вместе с тем при новых экономических условиях национальные правительства несут ответственность за экономическое положение страны, т.е. невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Идеи классиков Д. Рикардо, Д. Милля, А. Маршалла и др. содержали тезис о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне досягаемости рыночного конкурентного механизма [14]. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров (public goods), т. е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система и т.п.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату этой продукции гражданами. К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние или побочные эффекты (externalities). Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей природной среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты (очистка воды для населения, затраты на поддержание здоровья и т. п). При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние или побочные эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив. Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX и XXI вв., что существуют ситуации (так называемое фиаско рынка), когда рыночная координация не обеспечивает эффективное использование ресурсов. В XX в. это было подтверждено в ходе мирового финансового, экономического и правового кризиса.
Таким образом, в зарубежной литературе государственное регулирование рассматривается с позиции двух подходов: 1) государственное административное управление; 2) государственная помощь и под-
держка [2, 15, 16]. Первое направление связано с осуществлением государственной политики на макроуровне через систему регулирующих административных решений, второе - с обеспечением равного конкурентного положения и существования субъектов хозяйствования различных отраслей в условиях рынка. В европейской практике эти понятия четко разграничены: государственная помощь проявляется в использовании государственных ресурсов для поддержки отдельных отраслей, и данное определение лежит в основе закона о государственной помощи. На наш взгляд, понятия «государственное регулирование» и «государственная поддержка» необходимо развести и выявить, что из чего вытекает, а затем определить свой подход к данной проблеме. Государственное регулирование может быть косвенным или прямым. Косвенное регулирование определяется с использованием различных средств политики в сфере налогов, регламентирования цен на продукцию государственных предприятий, выделения средств на проведение НИР (научно-исследовательских работ), дифференцированную кредитную политику, государственные заказы частным компаниям и др. Прямое государственное регулирование - это вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования. Цель вмешательства заключается в перераспределении прибыли между различными группами предпринимателей, стимулировании структурной перестройки и повышении эффективности экономики, решении социальных задач, повышении конкурентоспособности национального экспорта. Методы прямого государственного регулирования могут быть, опять же, прямыми или косвенными. Прямые - лимитирование цен и их субсидирование из средств государственного бюджета, что является административной мерой с целью воспрепятствования росту инфляции. Субсидирование цен применяется, когда правительство стремится поддерживать развитие отдельной сферы экономики. Государство, воздействуя на экономические субъекты, замещает тем самым координацию экономики с помощью рынка координацией экономики с помощью государства. Косвенные -уточнение приоритетов государственной налоговой и финансово-кредитной политики.
Государственная поддержка аграрного сектора экономики - это механизм реализации стабилизационной политики в сельском хозяйстве через систему взаимосвязанных мер экономического регулирования: поддержание цен (комплекс мероприятий, направленных на повышение и стабилизацию цен и доходов производителей сельскохозяйственной продукции, осуществляемых в виде государственных программ закупок и займов, а также путем субсидирования разницы между закупочными и розничными ценами); борьба с излишками (проведение государ-
Экономика
тС/
ственных мероприятий на сокращение производства сельскохозяйственной продукции и стимулировании спроса цен с помощью поисков способов ее нового применения). Таким образом, государственное регулирование остается одним из основных направлений государственной политики в различных сферах экономики. Государственная поддержка при этом становится механизмом стабилизации с учетом тенденции развития рынков сельскохозяйственных и промышленных товаров: цены на товары сельскохозяйственных производителей растут медленнее, чем на товары, потребляемые ими, что приводит к неравенству доходов в соответствующих отраслях. На наш взгляд, данный подход целесообразно применять и в российской практике, четко разграничивая администрирование, государственную помощь и государственную поддержку, что актуально с позиций распределения бюджетных средств на эти цели. Распределение бюджетных средств для государственного регулирования экономики осуществляется в пределах имеющихся возможностей на основе пирамиды целей. Высшей целью государственного регулирования является формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития и общественной стабильности. Именно этим обусловлена необходимость государственного регулирования социально-экономических отношений в АПК на всех уровнях государственного управления, так как она напрямую связана с проблемами продовольственной безопасности страны, уровнем благополучия общества.
Поскольку объектом нашего исследования выступает аграрный сектор экономики, важно определить основные дефиниции исследования. «Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий» [17]. Агропромышленный комплекс (далее АПК) -совокупность отраслей, включающая как само сельское хозяйство, так и отрасли промышленности, непосредственно связанные с сельским хозяйством. Сельское хозяйство - отрасль хозяйства страны, производящая сельскохозяйственную продукцию. Понятие «аграрный сектор экономики» требует уточнения и может быть сформулировано следующим образом: «...это сектор экономики страны, производящий сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающий потребности в большинстве продуктов питания и в сырье; совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей; органическая часть системы государства».
Вмешательство государства в сельскохозяйственное производство и рынок продовольствия всегда противоречиво. На этот счет имеются два противо-
положных взгляда ученых и практиков. Одни считают, что правительству не следует регулировать производство сельскохозяйственной продукции, а другие полагают, что производство продуктов питания должно строго контролироваться государством [18,
19]. Придерживаясь второй точки зрения, приведем аргументы в ее пользу. Необходимость создания в России механизма государственного регулирования сельского хозяйства, включающего в себя весь комплекс мер воздействия государства на систему экономических отношений, вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике в целом.
Процесс расширенного воспроизводства в АПК в настоящее время по различным причинам не осуществляется. Во-первых, реальный процесс обращения денег, то есть превращения их в товар и обратно в деньги, разорван. Низкая платежеспособность населения не позволяет реализовать сельскохозяйственную продукцию по достаточно высоким ценам [2,
20]. К тому же большой поток относительно дешевого импортного продовольствия и (в ряде случаев) неконкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной и промышленной продукции являются в последние годы основной причиной упадка собственного производства, создания серьезной угрозы для продовольственной безопасности страны. Вышеизложенные обстоятельства обусловливают необходимость прежде всего государственного регулирования сельскохозяйственного рынка с целью обеспечения сельскохозяйственным организациям равных с другими отраслями народного хозяйства условий для осуществления расширенного воспроизводства и необходимого для этого уровня доходов и рентабельности производства, хотя это очень непростое дело. В Российской Федерации в условиях формирования рыночных отношений была сделана первая попытка регулирования в сельском хозяйстве. Федеральный закон № 8-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» [21] до его отмены в 2004 г. являлся основополагающим источником аграрного права РФ, хотя и не был лишен ряда серьезных недостатков. Следует, например, согласиться с ученым-юристом Б. А. Ворониным, что названный федеральный закон выполнен на самом низком уровне юридической техники. Он больше похож не на закон, а на план мероприятий или намерений государства, не содержит четкого правового механизма реализации, не фиксирует меры ответственности за невыполнение тех или иных своих норм и т. д. [9]. Хотя, безусловно, он сыграл свою позитивную роль в развитии процессов государственного регулирования в сельском хозяйстве, системный подход к такой сложной отрасли предполагает, что в условиях становления рыночных отношений экономическими рычагами государственного регулирования остаются
Экономика
цены - целевые, гарантированные (защитные), залоговые; налоги - льготные, дифференцированные; кредит - льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков; бюджет - ссуды, компенсации, дотации, лизинг, финансирование некоторых мероприятий; инвестиции в производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупочные и товарные; страхование - частичная уплата страховых взносов; таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья, продукции и продовольствия; аграрное законодательство. Этот логический ряд, как правило, поддерживается дальнейшими методами контрольно-организационного характера.
Как свидетельствует анализ различных теорий государственного регулирования и государственной поддержки [1, 4, 7, 8, 22], в современных условиях сельскохозяйственные товаропроизводители подавляющего большинства развитых стран не в состоянии поддерживать рентабельность, сопоставимую с предприятиями промышленного сектора и сфера услуг, поэтому многие из элементов вышеназванного системного подхода там востребованы. Учитывая, что в теоретическом плане пока еще не выработано универсального определения государственной поддержки, отвечающего потребностям как теории, так и практики, оно может быть уточнено и сформулировано следующим образом: «Государственная поддержка сельского хозяйства - система взаимосвязанных мер экономического регулирования, направленных на формирование, поддержание или изменение институциональной сферы, производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности, воздействующих прямо или косвенно на воспроизводственный процесс, конкурентную среду» [3].
Во всех странах с развитой аграрной экономикой государство уделяет первостепенное значение поддержке сельского хозяйства. Это дает возможность не только обеспечивать продовольствием население страны, но также экспортировать сельскохозяйственную продукцию и продукты питания, не ухудшая при этом продовольственную безопасность.
Важно отметить, что государственная поддержка сельского хозяйства в зарубежных странах направлена в то же время на сохранение местности и природной среды, ландшафта, экологии, закрепление населения в исторических местах обитания, поддержку традиционного образа жизни, что затрагивает гораздо больше аспектов, чем российская практика.
Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом представляет собой достаточно сложный механизм и включает систему инструментов воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. www. a vu.usaca.ru
Рассмотрим, как осуществляется государственная поддержка малых и средних форм хозяйствования в аграрной сфере Российской Федерации, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств. В докладе о реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы за 2015 год изложена информация о выполнении подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» [23].
В 2015 г. в мероприятиях по поддержке начинающих фермеров за счет средств федерального бюджета участвовали 79 субъектов Российской Федерации. По сравнению с 2014 г. количество фермеров, получивших грантовую поддержку, возросло на 1067 чел., или на 43,7 % (в 2014 г. грантовая поддержка оказана 2441 хозяйству начинающих фермеров). Средний размер гранта составил 1,14 млн руб. Среди получателей гранта 39 % - граждане в возрасте до 35 лет. Более 60 % участников региональных программ поддержки начинающих фермеров имеют специальное образование, в том числе 30 % - среднее специальное, 0,3 % - неполное высшее и 30 % - высшее. Еще 34 % участников имеют среднее образование и 5,75 % - неполное среднее образование. Свыше 60 % начинающих фермеров зарегистрировали крестьянские (фермерские) хозяйства на основе своего личного подсобного хозяйства, ведущего товарное производство сельскохозяйственной продукции. По информации субъектов Российской Федерации, конкурс на получение гранта составляет до 4 фермеров на один грант. Свыше 40 % фермеров ведут свою деятельность в области животноводства. Хозяйствами начинающих фермеров, получившими грантовую поддержку в 2015 г., приобретено более 103 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 34,9 тыс. голов коров, 610 тыс. голов птицы, 62 тыс. голов овец и коз, 3,5 тыс. голов свиней. Валовой надой молока в хозяйствах начинающих фермеров составил 242,2 тыс. тонн, а поголовье продуктивных голов -51,2 тыс. коров. Начинающими фермерами в течение срока использования гранта (18 месяцев) планируется создать в сельской местности более 4 тыс. новых постоянных рабочих мест. По итогам реализации мероприятий в 2015 г. можно сделать следующие выводы: мероприятия по поддержке начинающих фермеров имеют высокую социальную оценку среди сельских жителей и востребованы в субъектах Российской Федерации. В 2015 г. 73 субъекта Российской Федерации участвовали в реализации мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм.
В соответствии с соглашениями, заключенными между субъектами Российской Федерации и Мин-сельхозом России, планировалось оказать грантовую поддержку 542 крестьянским (фермерским) хозяй-
Экономика
ствам, развивающим семейные животноводческие фермы. Фактически грантовая поддержка оказана 953 фермерам, что на 76 % больше, чем было запланировано. Северо-Кавказский федеральный округ лидировал по выполнению индикатора (перевыполнение составило 227,3 %). На втором месте - Южный (200 % выполнения), на третьем - Приволжский (169 %). На долю этих округов приходится 56 % грантополучателей по реализации программы по развитию семейных животноводческих ферм. Всего получили гранты 953 семейные фермы.
Средний размер гранта на одну семейную животноводческую ферму в 2015 г. продолжил тенденцию роста, увеличившись на 6 % по сравнению с 2014 г. Регионами стал предоставляться грант большего размера для создания более эффективных и продуктивных семейных ферм.
В регионах конкурс на получение грантовой поддержки по развитию семейных животноводческих ферм составляет до 4 крестьянских (фермерских) хозяйств на один грант.
Основными направлениями деятельности семейных животноводческих ферм являются:
1. Разведение крупного рогатого скота (молочного и мясного направления) - 73 % от общего количества семейных животноводческих ферм;
2. Разведение овец, коз, птиц, лошадей - 15,5 %;
3. Смешанное сельское хозяйство - 12 %.
Семейные животноводческие фермы, получившие грантовую поддержку в 2015 г. приобрели 76,7 тыс. голов крупного рогатого скота в том числе более 35 тыс. голов коров, 752,8 тыс. голов птицы, 42 тыс. голов овец и коз, 2,2 тыс. голов свиней. Валовой надой молока, произведенный семейными животноводческими фермами, составил 307,9 тыс. тонн, поголовье продуктивного скот - более 74 тыс. голов. Средний надой молока - 4114 кг/гол. в год. В 2015 г. в семейных животноводческих фермах создано около 2 тысяч новых рабочих мест.
По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации, на семейных животноводческих фермах, получивших грантовую поддержку в 2015 г., создано более 137 тыс. скотомест для крупного рогатого скота, 63,7 тыс. - молочного направления, птицы - 754,4 тыс., овец и коз - 43,3 тыс. При этом достигнуто существенное снижение цены одного скотоместа, что имеет наибольшее значение для молочного и мясного скотоводства, учитывая масштабы строительства и реконструкции ферм.
Результаты реализации программ «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм» за 2012-2015 гг. по Свердловской области [24]. Реализация программ позволила оказать стартовую поддержку 90 начинающим хозяйствам из 285 вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств за последние 5 лет (2012-2016 гг.).
Таблица 1
Средний (расчетный) размер гранта, предоставленного на развитие семейной животноводческой фермы (по Минсельхозу России), руб.
Table 1
The average settlement sum of the grant provided for the development of a livestock farm (according to the Ministry of Agriculture of the Russian Federation), rub
Годы Years Сумма, млн руб. Amount, millions of rub
2013 3,8
2014 4,1
2015 4,35
Начинающими фермерами Свердловской области с 2012 по 2015 гг. на средства грантовой поддержки с использованием собственных средств приобретено 134 единицы сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе тракторов - 28 ед.; комбайны - 4 ед.; грузовых и грузопассажирских автомобилей - 14 ед.; навесного оборудования - 37 ед.; погрузчиков и пресс-подборщиков - 18 ед.; оборудования для производства молока - 11 ед.; производственное здание - 1 ед.; земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью 236,8 га; 384 головы сельскохозяйственных животных, в том числе: коров - 82 головы; молодняка КРС молочного направления - 78 голов; молодняка КРС мясного направления - 102 головы; лошадей - 36 голов; овец -66 голов; свиней - 20 голов. На единовременную помощь приобретена бытовая техника, мебель, компьютеры, произведен ремонт собственного дома. Общая сумма грантов за 2012-2015 гг. по программе «Начинающий фермер» составила 63 607, 9 тыс. руб.
За четыре года реализации программы начинающими фермерами произведено сельскохозяйственной продукции на 211 282,4 тыс. рублей, в том числе продукции растениеводства на 145 032,9 тыс. руб, продукции животноводства на 66 249,5 тыс. руб. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила 137 596,7 тыс. руб. С начала реализации программы начинающими фермерами дополнительно создано 74 новых постоянных рабочих места. В 2016 г. по итогам проведенного конкурса определено 26 КФХ-победителей. Сумма гранта составила 24 870,0 тыс. рублей. В конкурсе приняло участие 46 КФХ из 23 муниципальных образований. Средства будут направлены на приобретение сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственных животных.
Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами-участниками программы развития семейных животноводческих ферм за четыре года реализации программы на средства гранта и собственные средства построены 7 семейных животноводческих ферм, в том числе 1 роботизированная ферма с инновационными технологиями по обслуживанию животных
www. a vu.usaca. ru
Экономика
-тшу
(КФХ Барбашина Д. А.), и произведена реконструкция 1 семейной животноводческой фермы (КФХ Усу-бова У. Л.) на 100 скотомест, что позволило создать 600 скотомест. Приобретено и планируется закупить 672 головы сельскохозяйственных животных, в том числе 368 голов крупного скота молочного направления. На развитие семейных животноводческих ферм по выращиванию крупного рогатого скота мясной породы получили грантовую поддержку 6 крестьянских (фермерских) хозяйств, которыми приобретено и планируется приобрести 309 голов. Одно крестьянское (фермерское) хозяйство получило грант на приобретение 27 голов лошадей (КФХ Двухименного Г. А.)
Общая сумма грантов за 2012-2015 гг. по программе «Развитие семейных животноводческих ферм» составила 146 007,3 тыс. руб. За период с 20122015 годы грантополучателями произведено сельскохозяйственной продукции на 128366,6 тыс. руб. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила 167970,9 тыс. руб. Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами создано 29 постоянных рабочих мест.
В 2016 г. по итогам проведенного конкурса определено 6 КФХ-победителей Сумма гранта составила 43 000,0 тыс. руб. В конкурсе приняло участие
15 КФХ из 11 муниципальных образований. Средства будут направлены на строительство 2 животноводческих ферм (на 200 голов маточного поголовья); приобретение крупного рогатого скота мясного направления (140 голов); молочного направления (64 головы); животноводческого оборудования.
Выводы. Приведенный в статье анализ понятий «государственное регулирование» и «государственная поддержка» рассматривался с позиции управленческого воздействие на развитие аграрной экономики и эффективного функционирования фермерских хозяйств. Государственная экономическая поддержка аграрных предпринимателей - объективная необходимость. Это особенно важно для сохранения и дальнейшего развития фермерских хозяйств. Существующая практика государственной поддержки фермерства, прежде всего через программы «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма», созданная на базе крестьянского (фермерского) хозяйства, убедительно показывает, что это способствует росту численности крестьянских (фермерских) хозяйств и повышению эффективности действующих семейных фермерских хозяйств, что оказывает позитивное воздействие в целом на развитие фермерства в АПК страны.
Литература
1. Беспахотный В. Г. Комментарии к ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства». URL : http://www.aris.ru.
2. Кундиус В. А. Организационно-экономический механизм государственного регулирования в АПК региона // Труды независимого науч. аграр.-экон. о-ва России. 2008. № 4. С. 68.
3. Митин А. Н., Сачёв М. В. О государственном регулировании и государственной поддержке в аграрном секторе экономики // Аграрный вестник Урала. 2009. № 12. С. 7-11.
4. Ващильский Т. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования аграрного сектора экономики : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 1995. 35 с.
5. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.
6. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. 431 с.
7. Гордеев А. В. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства // Экономист. 1998. № 6. С. 90-93.
8. Животов Г. П. Государственная политика регулирования и поддержки АПК в Тверской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 9. С. 13-15.
9. Воронин Б. А. Аграрно-правовая наука России: история и тенденции развития. Екатеринбург, 2003. 331 с.
10. Гордеев А. В. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика сельского хозяйства. 1998. № 9. С. 15-20
11. Минаков И. А. Экономика сельского хозяйства. М. : КолосС, 2007. 228 с.
12. Новичков В. И. Развитие аграрных отношений в условиях радикальной экономической реформы : учеб. пособие. Саратов, 1991. Ч. 1. 112 с.
13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов : в 2 т. М. : Наука, 1993. 570 с.
14. Рикардо Д. Сочинения. Т. 1-5. М., 1961.
15. Гальперин В. М. Макроэкономика: учебник. СПб. : Изд-во СпбГУЭФ, 1997.
16. Максимова Н. В. Взаимодействие органов управления сельскохозяйственным производством : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1997. 16 с.
17. О развитии сельского хозяйства (с изменениями и дополнениями) : федер. закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 1. С. 27.
18. Катков Н. С. Государственное регулирование АПК при переходе к рынку. Йошкар-Ола : МарГУ, 1994. 149 с.
19. Кульнев В. Н. Понятие государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Аграрное и земельное право. 2005. № 7. С. 15-20.
20. Кураков Л. П. Проблемы реформирования российской экономики : монография. Чебоксары : Ассоциация содействия ВУЗам, 1997. 708 с.
21. О государственном регулировании агропромышленного производства : федер. закон РФ от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3501.
22. Адуков Р. Х. Совершенствование государственного управления агропромышленным комплексом страны // Менеджмент и бизнес-администрирование. № 1. 2007. С. 40-53.
23. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. URL : http://www.mcx.
24. Официальный сайт Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. URL : http://mcxso.midural.ru/.
References
1. Bespakhotny V. G. Comments to the Federal Law "On state regulation of agro-industrial production". URL : http://www.aris.ru.
2. Kundius V. A. The organizational and economic state regulation machinery in agrarian and industrial complex of the region // Independent works of sc. agr. econ. society of Russia. 2008. № 4. P. 68
3. Mitin A. N., Sachyov M. V. O state regulation and state support in agrarian sector of economy // Agrarian bulletin of the Urals. 2009. № 12. P. 7-11.
4. Vashchilsky T. Interaction of the state and market regulation of agrarian sector of economy : abstract of dis. ... dr. of economic sciences. M., 1995. 35 p.
5. Dolan E. G., Lindsay D. E. Microeconomics. SPb., 1992. P. 50.
6. Gubin E. P. State regulation of market economy and business: legal problems. M., 2005. 431 p.
7. Gordeev A. V. Economic mechanisms of regulation of agro-industrial production // Economist. 1998. № 6. P. 90-93.
8. Zhivotov G. P. Public policy of regulation and support of agrarian and industrial complex in the Tver region // Economy of agricultural and processing enterprises. 1997. № 9. P. 13-15.
9. Voronin B. A. Agrarian and legal science of Russia: history and tendencies of development. Ekaterinburg. 2006. 331 p.
10. Gordeev A. V. State regulation of agro-industrial production // Agricultural economy. 1998. № 9. P. 15-20.
11. Minakov I. A. Rural economics. M. : Colossus, 2007. 228 p.
12. Novichkov V. I. Development of the agrarian relations in the conditions of a radical economic reform. Saratov, 1991.112 p.
13. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations : 2 vol. M. : Nauka, 1993. 570 p.
14. Ricardo D. Essays. Vol. 1-5. M., 1961.
15. Galperin V. M. Macroeconomics: textbook. SPb. : SPSUE, 1997.
16. Maximova N. V. Interaction of governing bodies of agricultural production : abstract of dis. ... candidate of econ. sciences. M., 1997. 16 p.
17. About development of agricultural industry (with additional changes) : the federal law ofthe Russian Federation from December 29, 2006 № 264-FZ // Code of Laws of the Russian Federation. 2007. № 1. P. 27.
18. Katkov N. S. State regulation of agrarian and industrial complex upon transition to the market // Yoshkar-Ola : MARGA, 1994. 149 p.
19. Kulnev V. N. Concept of the state support of agricultural producers // Agrarian and land right. 2005. № 7. P. 15-20.
20. Kurakov L. P. Problems of reforming of the Russian economy : monograph. Cheboksary : Association of assistance to higher education institutions, 1997. 708 p.
21. About state regulation of agro-industrial production : the federal law of the Russian Federation from July 14, 1997 № 100-FZ // Code of Laws of the Russian Federation. 1997. № 29. Art. 3501.
22. Adukov R. H. Improvement of public administration of the agro-industrial complex // Management and business administration. № 1. 2007. P. 40-53.
23. Official site of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. URL : http://www.mcx.ru/.
24. Official site of the Ministry of agro-industrial complex and provision of the Sverdlovsk region. URL : http:// mcxso.midural.ru/.