Научная статья на тему 'Государственное регулирование сельского хозяйства России с учетом международного опыта'

Государственное регулирование сельского хозяйства России с учетом международного опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
774
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова Рабият Шамсудиновна

В статье рассматриваются задачи и основные направления государственного регулирования сельского хозяйства. Интересным представляется опыт зарубежных стран, в которых сельское хозяйство отнесено к стратегически приоритетным отраслям экономики, и поэтому государство в том или ином виде субсидирует сельскохозяйственное производство. Представлены предложения по совершенствованию государственной поддержки аграрного сектора как важнейшей составляющей обеспечения продовольственной безопасности страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование сельского хозяйства России с учетом международного опыта»

УДК 338.43 © Р. Ш. Абакарова, 2012

Р. Ш. Абакарова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

В статье рассматриваются задачи и основные направления государственного регулирования сельского хозяйства. Интересным представляется опыт зарубежных стран, в которых сельское хозяйство отнесено к стратегически приоритетным отраслям экономики, и поэтому государство в том или ином виде субсидирует сельскохозяйственное производство. Представлены предложения по совершенствованию государственной поддержки аграрного сектора как важнейшей составляющей

обеспечения продовольственной безопасности страны.

Рыночные принципы функционирования хозяйств диктуют необходимость коренного пересмотра методов хозяйствования и управления. При этом действие экономического механизма должно подчиняться государственному регулированию происходящих процессов. Сельское хозяйство является одной из сфер государственного регулирования.

С учетом вышеперечисленного в странах с рыночной экономикой применяются имеющие длительную историю механизмы государственного регулирования аграрного сектора.

В отечественной экономической науке необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производства часто подвергается критике, поскольку, по мнению отдельных авторов, единственный путь роста уровня продовольственной безопасности страны состоит в обеспечении макроэкономической стабилизации; подъем экономики обуславливает рост доходов населения и, следовательно, спроса, что и определит в будущем рост агропромышленного сектора. Однако анализ основных социально-экономических тенденций свидетельствует об обратном: повышение доходов населения привело к значительному росту импорта, что негативно сказалось на состоянии аграрного сектора российской экономики.

В условиях рыночной экономики важно учесть негативные факторы, влияющие на функционирование аграрного сектора и обусловливающие необходимость его государственного регулирования:

- более низкий по сравнению с дореформенным периодом платежеспособный спрос основной части населения (в особенности сельского) на продукты питания и сокращение производства продовольствия;

- конкуренция зарубежных поставщиков, пользующихся поддержкой государств-экспортеров, и производителей продовольственного рынка;

- недостаточно контролируемый вывоз нами из страны сельскохозяйственного сырья, снижающий сырьевые ресурсы перерабатывающей

промышленности, в связи с чем возрастает потребность в импорте более дорогостоящей по сравнению с экспортируемым сырьем конечной продукции АПК;

- сложившийся диспаритет цен на товары промышленного и сельскохозяйственного производства [4, с. 90].

Между тем обеспечение страны продовольствием относится к национальным интересам России и обусловлено помимо внутренних причин и глобальными тенденциями, действующими в мире.

Как известно, среди промышленно развитых стран наибольшими естественными преимуществами обладают немногие страны (США, Канада, Австралия), имеющие обширные сельскохозяйственные угодья в расчете на одного сельского жителя и благоприятные климатические условия. Однако на мировых рынках продовольствия в качестве экспортеров выступают практически все западные страны, оказывая существенное влияние на ценообразование.

Это о бъясняется не то лько высо ким техниче ским уровнем сельского хозяйства этих стран, важную роль играет аграрная политика государства. Развитие сельского хозяйства западных стран во многом зависит от субсидирования производства.

Расходы бюджета США на поддержку сельского хозяйства значительно превышают аналогичные затраты в нашей стране. Государственная поддержка американских фермеров составляет более 96 млрд. долл. в год, она осуществляется по многим направлениям. В частности, государством выплачиваются субсидии на весь объем произведенной продукции и на поддержание доходности фермеров, осуществляются расходы на государственное страхование, на обеспечение фермерских хозяйств электроэнергией, газом и водой, на строительство жилья для фермеров, на поддержку малого бизнеса и кооперативов. Большую часть сельхозтехники фермеры покупают по лизингу. Государство осуществляет льготное кредитование фермеров для

оплатытопливно-смазочных материалов. Оказывается помощь сельхозпроизводителям по осуществлению мероприятий, направленных на повышение плодородия земель. Техническая оснащенность аграрного сектора России и США несравнима. Так, по наличию тракторов Россия уступает США в 5,4 раза, по наличию грузовых автомобилей - в 6,5 раз, по количеству вносимых удобрений на 1 га пашни почти в 18 раз.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) аграрная поддержка в форме субсидирования сельского хозяйства в Японии составляет 66% от стоимости сельхозпродукции, в Канаде - 45%, в ЕС - 49%.

Отметим, что в России в условиях аграрных преобразований также формируется система государственной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Таким образом, для того чтобы российская продукция стала конкурентоспособной, необходима государственная поддержка аграрного сектора. В этом случае одновременно с субсидированием производства собственного продовольствия должна решаться проблема развития сельских территорий, повышаться уровень жизни на селе, снижаться социальная напряженность в обществе и, как следствие, создаваться условия для устойчивого экономического роста и реализации приоритетных национальных проектов. В подтверждение необходимости государственной поддержки АПК, на наш взгляд, полезно рассмотреть исторический опыт развитых государств в этой сфере. На сегодняшний момент в экономически развитых странах создана в разной мере регулируемая государством система хозяйствования, отражающая цели проводимой экономической политики.

Государственное регулирование агропромышленного комплекса может рассматриваться как экономическое воздействие со стороны государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, агросырья и продовольствия, на производственно-техническое обслуживание агропродовольственного производства и его материально-техническое обеспечение.

Государственное регулирование осуществляется органами государственного управления и включает систему специальных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

Обозначим основные направления государственного регулирования агропромышленного производства. Отметим, что направление государственного регулирования сельского хозяйства должно определяться в соответствии с основной целью агропродовольственной политики страны -создание конкурентоспособного, эффективного сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности государства.

Первое направление - формирование и эффективное функционирование рынка

сельхозпродукции, сырья и продовольствия. В рамках этого направления товаропроизводители в сфере АПК имеют возможность свободной реализации сельхозпродукции, сырья и продовольствия. В случае отсутствия возможности реализации на рынке отдельных видов сельхозпродукции или нарушения баланса производства и потребления государство выступает гарантом сбыта сельхозпроизводителями своей продукции.

Важными сферами государственного регулирования аграрной экономики являются зашита отечественных товаропроизводителей от импорта более дешевой сельхозпродукции, содействие экспорту отечественной продукции.

Следующее направление государственного регулирования квотирование объемов сельхоз-производства. Во всех странах мира существуют учреждения, нуждающиеся в продовольствии, в частности, школы, детские сады, армия. Государство осуществляет заказ предприятиям АПК определенного объема продукции для этих учреждений. Причем квотирование должно осуществляться исходя из их потребностей в продуктах питания [2, с. 20].

Квотирование применяется не только как механизм государственного регулирования, но также с целью осуществления перспективного планирования и как инструмент снижения рисков.

Формой государственной поддержки сельхозпредприятий служат тендерные торги, которые можно использовать для снабжения сельхозорганизаций материально-техническими ресурсами. Целесообразность проведения торгов заключается в том, что по их итогам определяется поставщик, предложивший наиболее выгодные условия, т.е. минимальную цену и высокое качество.

Таковы основные направления государственного регулирования аграрной экономики. Выделим основные направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей России:

- предоставление субсидий на компенсацию части затрат производителей по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур;

- компенсация части затрат на приобретение материально-технических ресурсов;

- субсидирование процентной ставки по кредитам;

- предоставление субсидий на поддержку таких отраслей сельского хозяйства, как элитное семеноводство, племенное животноводство, овцеводство и др.;

- поддержка агропродовольственного рынка;

- предоставление финансовых ресурсов на поддержку социальной инфраструктуры села.

На сегодняшний день по уровню удельных расходов на развитие сельского хозяйства Россия во много раз отстает от развитых государств. Так, в начале 3-го тысячелетия годовые объемы финансирования на 1 га сельскохозяйственных угодий в России были в 35 раз меньше, чем в

Германии, и в 1,5 раза меньше, чем в США. При этом необходимо подчеркнуть, что действующий механизм бюджетной поддержки АПК не является системным, не имеет долгосрочной правовой базы, носит вынужденный характер.

Общий размер бюджетных ассигнований на финансирование агропромышленного комплекса в долгосрочном плане законодательно не закреплен, определяется ежегодно при разработке проектов федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, не является защищенной статьей расходов. Таким образом, сегодня государство проводит политику реагирования на конъюнктурные потребности собственника в АПК, не думая о долгосрочных перспективах, что не соответствует современным реалиям западного мира. Принимая во внимание опыт развитых стран, следует отметить, что нельзя слепо копировать западный экономический механизм функционирования сельского хозяйства, что наглядно продемонстрировал российский опыт реформ 90-х годов.

Основной задачей АПК РФ является формирование устойчивого и эффективного производства продуктов питания, гарантирующего удовлетворение потребности в высококачественном отечественном продовольствии населения страны на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. В соответствии с этой целью первоочередными задачами являются увеличение производства высококачественных конкурентоспособных продуктов питания за счет улучшения отечественных сырьевых ресурсов, повышение технического потенциала промышленных предприятий, формирование их взаимовыгодных экономических связей с производителями сельскохозяйственного сырья.

Для решения поставленных задач был реализован Национальный проект «Развитие АПК» по трем направлениям - развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования (кредитование личных, коллективных, фермерских хозяйств и создаваемых ими кооперативов), а также обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе. Сегодня этот проект «продолжает жить» в разработанных государственных программах по поддержке сельхозтоваропроизводителей.

Подводя итог по рассмотрению сущности и необходимости государственной поддержки агропродовольственного сектора в новых условиях хозяйствования, выделим на наш взгляд наиболее важные аспекты совершенствования данного направления государственной политики.

На ближайшую перспективу государству необходимо все в меньшей степени участвовать в экономическом процессе как непосредственному субъекту, но своими мерами усилить поддержку возникаю щихрыночных институтов, инфраструктур

АПК; установить в доходной части федерального бюджета показатели роста в валовом внутреннем продукте, а также регламентировать предоставление бюджетной поддержки сельскому хозяйству в регионах в законодательном порядке. Дальнейший ход аграрных преобразований в стране во многом зависит от методов и подходов, которые должны быть основаны на использовании экономических рычагов и стимулов, ориентированных на сохранение в регионе ресурсного и биоклиматического потенциалов, стимулирование деловой и инвестиционной активности, повышение конкурентных позиций региона на российском и мировом агропродовольственных рынках.

По нашему мнению, превращение сельского хозяйства в высокоиндустриальную и высокопроизводительную отрасль сегодня является для России важнейшим условием технического, экономического и социального прогресса общества и устойчивого экономического роста, при этом формирование концепции государственного регулирования и обоснование размера государственной поддержки является основной составляющей решения поставленной задачи.

Следует отметить, что в условиях аграрного кризиса особую актуальность приобретают вопросы размеров бюджетной поддержки сельхозпроизводства. Несмотря на их рост, объемы бюджетной поддержки в России недостаточны для покрытия потребностей сельхозпроизводителей, а также значительно уступают объемам поддержки в странах с развитым агробизнесом.

В заключение отметим, что сегодня в мире складывается ситуация, характеризующаяся возрастающей ролью государственной

поддержки сельского хозяйства как главного двигателя экономического роста. Необходимо сконцентрировать внимание российских законодателей на поиске новых форм и методов оказания помощи сельскому хозяйству, а также обращать более пристальное внимание на то, как эта помощь используется на местах. При этом важно, доходят ли субсидии до сельскохозяйственных товаропроизводителей и как они распределяются между различными категориями и группами хозяйств.

И сегодня сельское хозяйство должно оставаться фундаментальной, базовой отраслью экономики, ее первоосновой. Особенно это становится очевидным в условиях мирового экономического и продовольственного кризиса. Но для того чтобы раскрыть свой потенциал, оно должно стать высокоразвитым. И нет сомнения, что подход к государственному влиянию на развитие сельскохозяйственного сектора должен быть решительно пересмотрен, и не без учета показательного зарубежного опыта. В этом залог общего прогресса российской экономики

Библиографический список

1. Борнякова Е. В. Международный опыт государственной помощи сельскому хозяйству // Вестник Удмуртского университета. 2011. №2. С. 10-15.

2. Воитлева 3. А. Государственное регулирование сельского хозяйства как инструмент повышения его эффективности //Новые технологии. 2011. № 1. С. 17-25

3. Гайсин Р. С. Основные направления и механизмы государственной поддержки спроса и производства продовольствия (зарубежный опыт и уроки для России) // Достижения науки и техники АПК. 2008. № 4. С. 7-9.

4. Ефимов А. Б., Камышенков В. Ю., Донских В. О., Попов А. В. Государственная поддержка аграрного сектора как важнейшая составляющая обеспечения продовольственной безопасности страны // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2011. № 1. С. 89-93.

Сведения об авторе:

Абакарова Рабият Шамсудиновна - преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение» ГАО УВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства», e-mail: abakaгоvarab i vat Vvтаi 1.ш. с 1 vira-dginlViT/ yandc\.ru (г. Махачкала, Российская Федерация).

Статья поступила в редакцию 20. 09. 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.