Научная статья на тему 'Концептуальные детерминанты государственного регулирования аграрного сектора экономики'

Концептуальные детерминанты государственного регулирования аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1246
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АПК / ГОСПОДДЕРЖКА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STATE REGULATION / AIC / STATE SUPPORT / SYSTEM APPROACH / INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халяпин Алексей Алексеевич

В статье дана авторская трактовка понятия «государственное экономическое регулирование аграрного сектора экономики», проведен анализ необходимости государственного вмешательства в сельское хозяйство и экономику в целом, а также форм и методов государственного воздействия на активизацию инвестиционной деятельности в АПК; уточнены и систематизированы цели, функции, инструменты, принципы, механизмы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL DETERMINANTS OF STATE REGULATION OF AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY

In this article, the author's treatment of concept «the state economic regulation of agrarian sector of economy» is given, the analysis of necessity of the state intervention is lead to an agriculture and economy as a whole, and also forms and methods of the state influence on activization of investment activity in agrarian and industrial complex; the purposes, functions, tools, principles, mechanisms and methods of state regulation of agrarian sector of economy are specified and systematized

Текст научной работы на тему «Концептуальные детерминанты государственного регулирования аграрного сектора экономики»

УДК 338.242.4:338.43

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Халяпин Алексей Алексеевич к.э.н.

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье дана авторская трактовка понятия «государственное экономическое регулирование аграрного сектора экономики», проведен анализ необходимости государственного вмешательства в сельское хозяйство и экономику в целом, а также форм и методов государственного воздействия на активизацию инвестиционной деятельности в АПК; уточнены и систематизированы цели, функции, инструменты, принципы, механизмы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики

Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АПК, ГОСПОДДЕРЖКА, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

UDC 338.242.4:338.43

CONCEPTUAL DETERMINANTS OF STATE REGULATION OF AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY

Halyapin Alexey Alekseevich Cand.Econ.Sci.

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

In this article, the author's treatment of concept «the state economic regulation of agrarian sector of economy» is given, the analysis of necessity of the state intervention is lead to an agriculture and economy as a whole, and also forms and methods of the state influence on activization of investment activity in agrarian and industrial complex; the purposes, functions, tools, principles, mechanisms and methods of state regulation of agrarian sector of economy are specified and systematized

Keywords: STATE REGULATION, AIC, STATE SUPPORT, SYSTEM APPROACH, INVESTMENT ACTIVITY

Цели, на которые направляется государственное регулирование, на каждом историческом этапе зависят от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, ее структуры, меры включения в международное разделение труда. Велико многообразие целей экономики, находящейся в неустойчивом, переходном состоянии. Ориентиры, которыми руководствуется государство в процессе регулирования экономики, включают показатели, характеризующие уровень экономического развития и качества жизни: продолжительность жизни человека, доход (валовой внутренний продукт) на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека, уровень знаний, состояние окружающей среды. Существует ряд причин, которые характеризуют необходимость государственного вмешательства в экономику. Государство обеспечивает определенность и целостность территориального пространства хозяйствования, отлаживает международные связи хозяйственной системы страны, защищает положение ее

субъектов на мировом рынке. Государство поддерживает конкурентную борьбу в экономике. Государство соблюдает интересы всего населения страны, на которые оказывают влияние ценностные ориентировки общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры, связанные с историческим индивидуальным и коллективным выбором [13].

Еще в 1776 г. А. Смит, указывая на необходимость государственного вмешательства в рыночные процессы, писал: «...иногда особые распоряжения правительства могут продолжительное время держать рыночную цену многих товаров намного выше их естественной цены... Подобные повышения рыночной цены могут держаться так до тех пор, пока сохраняют силу правительственные постановления, вызывающие их». Он выделял несколько способов вмешательства государства в рыночные процессы: «во-первых, ограничивая

конкуренцию в некоторых промыслах меньшим числом людей, чем сколько обратилось бы к ним без такого вмешательства; во-вторых, усиливая конкуренцию в других промыслах сравнительно с тем, что была бы при естественных условиях; в-третьих, стесняя свободный переход труда и капитала от одного промысла к другому и с одного места в другое» [11].

Особое внимание государственному регулированию рыночного механизма уделял Дж.М. Кейнс. Он, характеризуя рыночную экономику, указывал на ее недостатки: «Наиболее значительными пороками

экономического общества, в котором мы живем, являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов». Устранить эти «пороки» возможно лишь с помощью государственного воздействия на рыночные процессы [5].

В.И. Гайдук определяет, что «одним из важнейших условий,

обеспечивающих эффективное функционирование аграрного сектора, является наличие механизма регулирования происходящих в нем процессов. Механизм регулирования включает в себя рыночный механизм, а также механизм государственного регулирования» [3].

Механизмы рыночного саморегулирования и государственного регулирования имеют принципиально функциональные различия. Они тесно связаны между собой и имеют единую направленность на достижение устойчивого, эффективного равновесного социально-экономического развития. Рыночный механизм не в состоянии разрешить всю совокупность проблем экономического роста. В конечном счете, он зависит от характера, принципов и приоритетов использования как рыночных инструментов, так и всей системы государственного экономического и административного регулирования. Активная стимулирующая и регулирующая роль рыночного механизма реализуется более результативно при его опосредовании адекватной законам рынка гибкой системой государственного регулирования. Для АПК эта гибкость важна в связи с его спецификой: пространственной рассредоточенностью, многообразием условий производства, серьезно различающихся в отдельных регионах, и сезонностью, необходимостью оперативной реализации скоропортящейся продукции, особенно малорентабельной. Государственное регулирование обязательно должно присутствовать в рыночной экономике. Не может быть эффективным сельскохозяйственное производство, построенное и функционирующее только с учетом рыночных принципов. Сельское хозяйство остается для государства приоритетной отраслью, поскольку является основой, прежде всего, продовольственного обеспечения населения [4]. Эта проблема имеет не только экономический, но и социальный, и политический аспекты.

Сельское хозяйство является одной из немногих отраслей экономики как в развитых, так и в развивающихся странах, которые подвержены

усиленному государственному регулированию. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, с позиций государства сельскохозяйственный рынок считается одним из приоритетных, поскольку его состояние определяет решение таких государственных задач, как обеспечение продовольственной безопасности страны и социальной защищенности населения. Во-вторых, иррациональный характер рыночных отношений в сельском хозяйстве порождает специфические для этой сферы экономики «провалы рынка»: диспаритет цен на агропродукцию и потребляемые в агропроизводстве ресурсы промышленного происхождения («ножницы цен»), фермерская проблема, непредсказуемые колебания цен и т.п. [1].

П.Ф. Парамонов дает следующее определение государственного регулирования сельского хозяйства - «это системное воздействие государства на производство, хранение, переработку и рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственнотехническое и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства, вызванное объективной необходимостью поддержания экономического равновесия, пропорций и доходов в целях достижения наивысшей экономической и социальной эффективности функционирования АПК, продовольственной безопасности страны» [10].

В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» под государственным регулированием понимается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. В этой связи представляется, что государственно-административное регулирование АПК - это специально организованные в соответствии с целевыми ориентирами государства комплексные меры финансово-экономического и нормативно-правового

воздействия на АПК, направленные на обеспечение его стабильного и сбалансированного функционирования, а также на рациональное формирование агропродовольственных и производственных пропорций, распределение ресурсов [12].

Предложим следующую трактовку понятия «государственное экономическое регулирование аграрного сектора экономики» - это система рычагов, экономических инструментов и стимулов, с помощью которых государство влияет на развитие аграрного сектора экономики и эффективность деятельности его институциональных единиц в целях обеспечения продовольственной безопасности страны.

Государственное экономическое регулирование АПК и его внешнеэкономической деятельности осуществляется как на уровне макроэкономики и мезоэкономики с использованием денежно-кредитных, бюджетноналоговых и других методов, так и на микроуровне при регулировании внутриэкономических отношений предприятий. Речь идет о формировании в стране целостной системы экономических методов государственного рыночного регулирования АПК, направленной на создание условий его развития на началах агробизнеса, совершенствования форм собственности и хозяйствования предприятий, более интенсивного использования их внутренних материально-технических, трудовых, финансовых и природных ресурсов, повышения экономической эффективности.

По нашему мнению, в условиях современного развала аграрного сектора и нестабильной политической обстановки, блокирующей привлечение внешних и внутренних инвестиций, возникает задача существенного изменения стратегии и тактики аграрной реформы. Таким образом, необходимо усиление государственного регулирования на переходном этапе, которое надо рассматривать в тесном взаимодействии с развитием предпринимательства и проблемами саморегулирования на микроуровне.

Федеральный закон от 14.07.1997 г. № 100-ФЗ «О государственном

регулировании агропромышленного производства» определяет следующие основные направления государственного регулирования агропромышленного производства:

- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

- развитие социальной сферы села;

- иные направления, определенные законодательством Российской Федерации [12].

По нашему мнению, задача государственного регулирования - это поддержка рыночного равновесия, регулирование объемов производства и использования продукции, стимулирование производства ее дефицитных видов, сдерживание производства продуктов, по которым имеется перепроизводство или нет спроса.

В. Войтех следующим образом определяет цели государственного регулирования аграрного рынка: «первая основная цель регулирования рынка - гарантирование определенного уровня самообеспечения страны продовольствием», а «стабилизация рынка продовольствия и сельскохозяйственной продукции, устранение слишком резких колебаний цен на рынке - это вторая основная цель регулирования рынка...» [2].

На наш взгляд, объекты государственного регулирования АПК - аграрные отношения, рынок сельскохозяйственной продукции, виды продукции, процессы, отдельные отрасли и хозяйствующие субъекты АПК.

В.М. Баутин и А.Г. Зельднер считают, что государственное

воздействие на сельское хозяйство и другие сферы АПК эффективно, если оно базируется на следующих принципах:

- товаропроизводители, в основном, осуществляют воспроизводство на началах самофинансирования за счет собственных накоплений, а конкретные государственные меры по их поддержке и регулированию являются дополнительными;

- рыночные методы и инструменты, применяемые дифференцированно на основе программно-целевого подхода, должны стимулировать товаропроизводителей к интенсификации производства и повышению его эффективности [1, 6].

Е. Чирков считает, что современная концепция государственного регулирования базируется на следующих принципах: во-первых, сельхозтоваропроизводители работают на самофинансировании, меры поддержки являются дополнительными для обеспечения нормальных условий хозяйствования; во-вторых, регулирующие рычаги и инструменты должны ориентировать товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование, и их необходимо применять строго дифференцированно [14]. Однако эти принципы указывают лишь на его масштабы и ориентацию.

С.В. Киселев выделяет следующие принципы государственного регулирования сельского хозяйства:

- принцип аграрного протекционизма, предполагающий защиту сельского хозяйства во взаимоотношениях его с другими отраслями и регулирование импорта продовольствия в интересах отечественных товаропроизводителей ;

- принцип сочетания экономических и социальных целей, когда меры государственного регулирования учитывают ценностные ориентации, поведение различных групп населения;

- принцип сочетания индикативности и директивности, который вытекает из наличия разнородных систем управления и предприятий различ-

ных форм собственности (унитарные, частные, смешанные) при доминировании индикативности по мере продвижения к рынку;

- принцип программного регулирования, отражающий форму осуществления воздействия государства на аграрный сектор (разработка и реализация различных программ - межотраслевых, отраслевых, продуктовых, функциональных, региональных) [7].

П.Ф. Парамонов дополняет их такими важными принципами, как:

- принцип стабилизации агропродовольственного рынка (смягчение колебаний спроса и предложения);

- принцип поддержания эквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, паритета и регулирования доходов сельхозтоваропроизводителей;

- принцип учета региональных условий и особенностей сельского хозяйства [10].

В связи с тем, что задачи государства в области регулирования аграрного производства можно свести к обеспечению, во-первых, достаточного уровня доходности сельских товаропроизводителей, и, во-вторых, развития сельских территорий, инструменты государственного регулирования аграрного производства можно условно разделить на две группы (рис. 1):

1) инструменты по повышению эффективности сельскохозяйственного производства;

2) инструменты по обеспечению социальной защищенности сельского населения и развитию социально-производственной инфраструктуры сельских территорий.

Системный подход к проблеме государственного регулирования АПК предполагает разработку адекватного организационноэкономического механизма, методов и инструментов его воздействия на процесс расширенного воспроизводства в аграрной сфере экономики.

Организационно-экономический механизм государственного

регулирования АПК представляет собой комплекс мер государственного регулирования, обеспечивающий непрерывность и стабильность

сельскохозяйственного производства, а также технологически связанных с ним отраслей.

Механизм государственного регулирования АПК можно также представить в виде системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем (рис. 2).

Рисунок 1. Схема инструментов государственного регулирования агропромышленного производства

Организационно-экономический механизм Стабилизация

Ф акторы-подсистемы й ситуации, включая конъюнктуру рынка и колебания доходности сельского хозяйства, обеспечение экспорта сверхдостато чной продукции, снижение зависимости от импорта, предотвраще ние нежелательн ых социальных и экологически х катаклизмов, а также миграционны х процессов. »

О рганиз ационно-административные: организация управления АПК региона; введение государственной монополии на основополагающие виды производственной деятельности и средства производства, землю; определение, рекомендации рациональных форм организации аграрного производства и интеграции; протекционизм товаропроизводителей; развитие рыночной инфраструктуры, создание условий для функционирования приоритетных отраслей и агропромышленных формирований; антимонопольное регулирование пропорций внутри- и межотраслевого обмена; Финансово- экономические: государственна я поддержка (ассигнования из бюджета, направленные на реализацию программ, дотации, компенсации); цены и тарифы; кредитная политика; налоговая политика; стимулирование платежеспособно го спроса; страхование Технолого- экологические: поддержание высоких объемов капитальных вложений в основные фонды и энерго- и ресурсосберегаю щие технологии; разработка программ и мер рационального использования земель; стимулирование производства экологически чистой продукции; финансирование природоохранны х мероприятий Социальные: организация и охрана труда; поддержка сельского населения (стабильная и соизмеримая заработная плата, пенсионное обеспечение); обеспечение качественного воспроизводст ва рабочей силы

Стабилизация и развитие АПК

Рисунок 2. Структурная схема организационно-экономического механизма государственного регулирования АПК региона

По нашему мнению, в качестве рычагов воздействия выступают нормативно-правовые акты: законы, указы, инструкции, нормативы, стандарты, а также федеральные программы, планы, кредиты, налоги, инвестиции, которые должны обеспечивать сочетание интересов государства с интересами предприятий, организаций всех форм собственности.

Н.Д. Кондратьев выделял методы прямого и косвенного регулирования рынка, между которыми трудно провести четкую разделительную

грань, отмечал их взаимосвязь: «меры прямого государственного регулирования снабжения утрачивают свой частнохозяйственный характер и органически сливаются с мерами регулирования рынка» [8].

Мы считаем, что к ним можно добавить такие важные методы, как:

- экономический, т.е. гибкое рыночное воздействие, связанное с использованием финансового, денежно-кредитного, ценового, налогового, экспортно-импортного, валютного регулирования;

- программно-индикативный, который обеспечивает сельхозтоваропроизводителям ориентиры, прогнозы для выработки стратегии и тактики предпринимательской деятельности, свободу и право выбора условий участия в целевых, продуктивных программах, в реализации индикативных планов.

В экономической литературе встречается классификация методов государственного воздействия на активизацию инвестиционной деятельности в АПК (рис. 3) [9].

П.Ф. Парамонов выделяет следующие формы государственного регулирования сельского хозяйства, которые выступают внешним проявлением содержания процесса госрегулирования:

- административно-правовая - через законодательство, управление государственной собственностью, доведение госзаказа, установление цен, тарифов, естественных монополий, таможенных пошлин, через мониторинг и контроль;

- рыночная - основана на экономическом регулировании аграрного рынка;

- организационно-экономическая - через разработку прогнозов, концепций, программ, индикативных планов, содействие государства развитию интеграционных процессов и инвестиционной привлекательности АПК;

- финансово-экономическая - через поддержку эквивалентности об-

мена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, паритета доходов сельхозтоваропроизводителей, использование финансовых инструментов;

- социально-экономическая - основана на приоритетности и мерах социального развития предприятий, сельских территорий, повышения занятости и снижения сельской безработицы;

- эколого-экономическая - через осуществление мер по экологизации агропромышленного производства, соблюдение природоохранного законодательства [10].

Рисунок 3 - Инструменты государственного воздействия на активизацию инвестиционной деятельности в АПК

В основу систематизации форм и методов воздействия региональных органов управления на активизацию инвестиционной деятельности должен

быть положен принцип прямого и косвенного влияния (рис. 4).

Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК

I

Нормативно-правовое регулирование

Региональное законода -тельство, прямо и косвен-но воздействующее на инвестиционную дея -тельность хозяйствую -

Разработка

инвестиционных

программ

Разработка плана социальноэкономического развития

Регламент условий предоставления бюджетных кредитов, ссуд и государственных гарантий

Прямое стимулирование

Реализация инвестиционных программ

Конкурсный отбор и финансирование инвестиционных проектов

У правление государственными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выдача гарантий и поручительств

Инвестиционный налоговый кредит

Выпуск облигационных и гарантированных целевых займов

Приоритетное обеспечение реципиентов инвестиций госзаказом

1

Косвенное

стимулирование

Налоговы е

Освобождение от сборов и пошлин

Субсидии

Льготные кредиты и займы, тарифы, страховые платежи

Содействие

получению

грантов

Регистрация,

лицензирование,

квотирование

Льготное природопользован ие,аренда имущества, льготный и упрощенный порядок регистрации прав

Рисунок 4 - Методы воздействия на инвестиционную активность в АПК на уровне субъектов Российской Федерации

Достижение целей государственной сельскохозяйственной политики осуществляется системой мер государственного регулирования и управления сельским хозяйством. При этом основными принципами государственной сельскохозяйственной политики являются: устойчивость, адресность, гарантированность, разграничение полномочий, соблюдение равных условий конкуренции сельскохозяйственных товаропроизводителей и единого экономического пространства в стране, учет международных обязательств.

Анализ государственной политики в отношении АПК, осуществляемый до последнего времени в нашей стране, показывает, что она направлена

на решение текущих задач, а не на предотвращение обвального спада сельскохозяйственного производства. Стратегические вопросы развития АПК и рыбной отрасли с позиций продовольственной и экономической безопасности не находили должного решения. В «Основных направлениях агропродовольственной политики на 2001-2010 гг.» главные вопросы сводились к проблемам регулирования рынков (продовольственного, земельного, ресурсного). Само по себе повышение эффективности функционирования рынков путем усиления их регулирования не вызывает сомнений. Однако собственно регулирование рынков не может в современных экономических условиях возродить агропроизводство и обеспечить решение продовольственной проблемы.

Поэтому главное направление политики государства в аграрном секторе должно заключаться в его структурных преобразованиях, технологическом обновлении. Это позволит, как показывает практика, снизить себестоимость продукции в 1,5-2,0 раза при одновременном росте производства.

В отличие от западных стран, для России характерен высокий потенциальный спрос на продовольствие, что также будет способствовать увеличению его производства при повышении реальных доходов населения и стабилизации розничных цен.

Вышеназванные условия диктуют необходимость создания приоритетных структурных преобразований в сельском хозяйстве не только для АПК, но и для всей экономики страны. Помимо высокого уровня непосредственной отдачи вложений в сельское хозяйство, как системообразующий сегмент экономики, эта отрасль становится все более значимым катализатором общего экономического роста. Вложения в сельское хозяйство могут индуцировать быстрый эффект в других связанных с ним отраслях. Необходимые предпосылки для этого имеются: сохранились предприятия сельскохозяйственного

машиностроения, существуют высокий невостребованный научно-

технический потенциал и разработанные наукоемкие технологии, производится достаточное количество минеральных удобрений. Государственные ресурсы, в том числе эмиссионные, необходимо направить в инвестирование сельского хозяйства.

Предварительные расчеты показывают, что повышение капитальных вложений в сельское хозяйство на 50 млрд руб., приведет к росту ежегодной реализации сельхозпродукции на 20 млрд руб. и повышению розничного продовольственного товарооборота не менее чем на 70 млрд руб. Налоговые поступления в бюджет при этом возрастут на 20 млрд руб.

[9].

Для того чтобы привести в действие имеющиеся резервы, необходима переориентация государственной поддержки,

преимущественно, на создание условий для оптимального долгосрочного кредитования сельского хозяйства. Агропроизводство сможет в несколько раз снизить затраты на единицу продукции за счет модернизации действующих и освоения новых технологий, тем самым, уменьшить потребность в дотациях и компенсациях на поддержание затратного производства. Собственно, учет этого был заложен в приоритетный национальный проект «Развитие АПК», предусмотревший выделение средств из бюджета на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, а также по кредитам, привлекаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подворьями и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Эта мера позволила только на технико-технологическое перевооружение

животноводства привлечь десятки миллиардов рублей.

На рисунке 5 представлена схема государственного регулирования агропромышленного производства и агропродовольственного рынка, в котором уточнены и систематизированы цели, функции, инструменты, принципы, механизмы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики.

Принципы:

- аграрного протекционизма;

- сочетания экономических и социальных целей;

- сочетания индикативности и директивности;

- программного регулирования;

- стабилизации агропродовольственного рынка;

- принцип поддержания эквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, паритета и регулирования доходов сельхозтоваропроизводителей;

- принцип учета региональных условий и особенностей сельского хозяйства.

Механизмы:

- организационноадминистративный;

- финансовоэкономический;

- технологоэкологический;

- социальный.

Методы:

- прямого и косвенного регулирования;

- экономический;

- программно-индикативный;

- балансовый;

- нормативный.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Цели:

- обеспечение продовольственной безопасности государства и населения страны доступными высококачественными продуктами питания в объемах и ассортименте, поддерживающих нормальный уровень жизни;

- рациональное использование земельных и водных ресурсов;

- развитие инфраструктуры сельской местности и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- обеспечение сельхозтоваропроизводителям равных условий получения дохода в сравнении с хозяйствующими субъектами других отраслей экономики;

- регулирование импорта и стимулирование экспорта сельскохозяйственных продуктов.

Стимулы:

- дотации, субвенции, субсидии;

- налоговые льготы;

- специальные налоговые режимы;

- льготное кредитование;

- госинвестиции;

- инвестиционные и реинвестиционные льготы;

- госучастие;

- управление долгом.

Функции:

- контрольная (контроль за соблюдением паритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности);

- регулирующая (регулирование финансово-экономических отношений в АПК, охраны окружающей среды);

- правового обеспечения (законы, указы, нормативы);

- стимулирующая (создание стимулов к достижению объемов производства продукции, обеспечивающих продовольственную безопасность);

- кадрового обеспечения (подготовка кадров для АПК)_______

Формы

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЫНОЧНОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Инструменты - спрос, Инструменты

- бюджетная поддержка; - предложение, - антимонопольная политика;

- кредитно-финансовая полити- - конкуренция, - фитосанитарный, ветери-

а; к - цена нарный, экологический кон-

- налоговая политика; троль;

- ценовое регулирование; - стандартизация, лицензиро-

- товарные и закупочные интер- вание;

венции, госзаказ; - квотирование производства

- таможенно-тарифное регулиро- и экспорта-импорта.

вание внешнеэкономической

деятельности. ^

Потребители Агропродовольственный рынок Мировой рынок

Агропромышленное производство Социальная сфера села

Рисунок 5. Регулирование агропромышленного производства и агропродовольственного рынка (составлено автором)

Список литературы

1. Баутин, В.М. Формы совместного использования фермерами сельскохозяйственной техники в странах Западной Европы / В.М. Баутин. - М.: ВНИИТЭИагропром,

1992. - С. 127.

2. Войтех, В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия / В. Войтех // АПК: экономика, управление. - 1995. - № 32. - С. 60-64.

3. Гайдук, В.И. Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности предприятий АПК / В.И. Гайдук, И.В. Самодуров, Н.В. Гайдук, О.В. Козаченко. - Краснодар, 2000. - С. 169.

4. Демьяненко, В.Н. Экономические методы стимулирования сельскохозяйственного производства в США / В.Н. Демьяненко. - М.: ВНИИТЭИагропром, 1988. - С. 56.

5. Егоров, Е.В. Экономика общественного сектора / Е.В. Егоров. - М.: ТЕИС, 1998. - С. 168.

6. Зельднер, А.Г. Г осударственное регулирование в аграрной сфере / А.Г. Зельд-нер // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1993. -№ 3. - С. 3-7.

7. Киселев, С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики / С.В. Киселев. - М.: Институт экономики РАН, 1994. - С. 179.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кондратьев, Н.Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции / Н.Д. Кондратьев. - М.: Наука, 1991. - С. 487.

9. Нечаев, В. И. Региональные аспекты государственного регулиро-вания агропромышленного производства: Монография / В.И. Нечаев, Ю. И. Бершицкий, С. М. Резниченко. - С-П: Лань, 2009. - С. 162.

10. Парамонов, П.Ф. Организационно-экономические проблемы адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования / П.Ф. Парамонов. - Краснодар: КГАУ, 2002. - С. 427-482.

1 1 . Ремезков, А.А. Эффективность использования земли в Краснодарском крае / А.А. Ремезков, М.В. Пашков, М.И. Ленкова. - Краснодар: Агропромполиграфист, 2003. - С. 317.

12. Федеральный закон РФ от 14.07.1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства».

13. Халяпин А.А. Совершенствование инструментов государственного экономического регулирования АПК Краснодарского края / А.А. Халяпин, В.И. Гайдук, И.В. Заднепровский, Н.В. Гайдук // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар, №4 (25), 2010. - С. 19-26.

14. Чирков, Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства / Е. Чирков // АПК: экономика, управление. - 1998. - №7. - С. 15-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.