Научная статья на тему 'Теоретические аспекты государственного развития туристической сферы в современных условиях'

Теоретические аспекты государственного развития туристической сферы в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития туризма / внутренний и въездной туризма / формирование и продвижение туристского продукта / внутренний и международный туристский рынок / государственное регулирование / tourism development strategy / domestic and inbound tourism / formation and promotion of tourism product / domestic and international tourism market / state regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Борисовна Буздалина

Рассматривается необходимость дальнейшего проведения реформ государственного финансового регулирования с целью совершенствования мер поддержки регионов, разработки необходимых мероприятий, направленных на развитие приоритетных сфер деятельности, выявление наиболее стратегически важных направлений и дальнейшего социально-экономического развития государства. Рассмотрены некоторые теоретические аспекты государственного регулирования развития туризма, что является достаточно актуальным в настоящее время. Исследуются существующие проблемы в эффективном управлении государственными финансами, которые способны обеспечить заинтересованность субъектов Российской Федерации в развитии собственных регионов, высокое качество и уровень жизни населения. Проведен анализ применяемых методов и инструментов, которые используются в последние годы в России и зарубежных странах. Предложено уточнить понятия «качественное управление» и определить портфель инструментов, применяемых в разные периоды экономического цикла. Описание портфеля антикризисных инструментов является направлением дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Борисовна Буздалина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of state development tourism sector in modern conditions

The necessity of further reforms of state financial regulation to improve measures to support regions, to develop necessary measures aimed at the development of priority areas of activity, to identify the most strategically important directions and further socio-economic development of the state is considered. Some theoretical aspects of state regulation of tourism development are considered, which is quite relevant at present. The existing problems in the effective management of public finances that can ensure the interest of the subjects of the Russian Federation in the development of their own regions, high quality and standard of living of the population are studied. The methods and tools used in recent years in Russia and foreign countries are analyzed. It is proposed to clarify the concept of «quality management» and to define a portfolio of instruments used in different periods of the economic cycle. The description of the portfolio of anti-crisis instruments is the direction of further research.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты государственного развития туристической сферы в современных условиях»

Научная статья УДК 336.1

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-222-226 EDN: https://elibrary.ru/snztaw NIION: 2003-0059-2/24-027 MOSURED: 77/27-003-2024-02-226

Теоретические аспекты государственного развития туристической сферы в современных условиях

Ольга Борисовна Буздалина

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, obb7@rambler.ru

Аннотация. Рассматривается необходимость дальнейшего проведения реформ государственного финансового регулирования с целью совершенствования мер поддержки регионов, разработки необходимых мероприятий, направленных на развитие приоритетных сфер деятельности, выявление наиболее стратегически важных направлений и дальнейшего социально-экономического развития государства. Рассмотрены некоторые теоретические аспекты государственного регулирования развития туризма, что является достаточно актуальным в настоящее время. Исследуются существующие проблемы в эффективном управлении государственными финансами, которые способны обеспечить заинтересованность субъектов Российской Федерации в развитии собственных регионов, высокое качество и уровень жизни населения. Проведен анализ применяемых методов и инструментов, которые используются в последние годы в России и зарубежных странах. Предложено уточнить понятия «качественное управление» и определить портфель инструментов, применяемых в разные периоды экономического цикла. Описание портфеля антикризисных инструментов является направлением дальнейшего исследования.

Ключевые слова: стратегия развития туризма, внутренний и въездной туризма, формирование и продвижение туристского продукта, внутренний и международный туристский рынок, государственное регулирование

Благодарности: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Для цитирования: Буздалина О. Б. Теоретические аспекты государственного развития туристической сферы в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 2. С. 222-226. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-222-226. EDN: SNZTAW.

Original article

Theoretical aspects of state development tourism sector in modern conditions

Olga B. Buzdalina

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, obb7@rambler.ru

Abstract. The necessity of further reforms of state financial regulation to improve measures to support regions, to develop necessary measures aimed at the development of priority areas of activity, to identify the most strategically important directions and further socio-economic development of the state is considered. Some theoretical aspects of state regulation of tourism development are considered, which is quite relevant at present. The existing problems in the effective management of public finances that can ensure the interest of the subjects of the Russian Federation in the development of their own regions, high quality and standard of living of the population are studied. The methods and tools used in recent years in Russia and foreign countries are analyzed. It is proposed to clarify the concept of «quality management» and to define a portfolio of instruments used in different periods of the economic cycle. The description of the portfolio of anti-crisis instruments is the direction of further research.

Keywords: tourism development strategy, domestic and inbound tourism, formation and promotion of tourism product, domestic and international tourism market, state regulation

Acknowledgements: the article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

For citation: Buzdalina O. B. Theoretical aspects of state development tourism sector in modern conditions. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(2):222-226. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-222-226. EDN: SNZTAW.

Подход к туризму в последние годы изменился и это не случайно, так как туриндустрия имеет уникальную структуру и сопряжена с развитием других

© Буздалина О. Б., 2024

различных сфер. К ним можно отнести обслуживание и торговлю, транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров, ориенти-

ECONOMIC SCIENCE

рованных на массовое потребление. Первоначальные инвестиции в туризм привлекают еще большие инвестиции во вспомогательные и поддерживающие отрасли экономики, такие как гостиницы, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты. Таким образом, государственные инвестиции в инфраструктуру оправдают себя и в ближайшее время, и в среднесрочной перспективе.

Следует создавать экономически выгодные условия для привлечения коммерческих инвестиций, например, через государственно-частное партнерство, что позволит перераспределить финансовую нагрузку.

Можно назвать туризм одним из достаточно эффективных инструментов поддержки и стимулирования развития местной, региональной и национальной экономик. Приток туристов приводит к экономическому росту. Кроме того, туризм играет значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, создавая дополнительные рабочие места, обеспечивая занятость, а также активизируя внешнеторговый баланс.

Так, по данным Федерального агентства по туризму, вклад туризма в ВВП России составляет более 3 % и в ближайшем будущем может вырасти до 5 % (т. е. составить более 5 трлн руб.). Президентом России поставлена задача о достижении этого показателя. Этому будет способствовать увеличение потоков внутреннего туризма. Одним из проектов круглогодичных курортов является «Пять морей и озеро Байкал». В рамках реализации национального проекта будет создана инфраструктура для туризма во всех национальных парках до 2030 г.

За счет развития новых форм экономической интеграции между государством, туристическим бизнесом и населением страны можно добиться высокой конкурентоспособности на мировом туристическом рынке. Поэтому формирование и создание благоприятных условий для эффективного функционирования туристской сферы является одним из приоритетных направлений государственной политики в ближайшие годы. Сейчас важнейшим инструментом развития туризма являются информационно-коммуникационные технологии. Это может увеличить продажи туристических услуг и доходы бюджетной системы России.

Государственная политика в сфере туризма определяет основные направления и создает условия для

развития туристической индустрии и других отраслей экономики, ориентированных на туристический рынок. Сущность государственного регулирования в сфере туризма раскрывается его целями, инструментами, механизмами внедрения и реализации.

Это позволяет государству получать экономические выгоды от развития туризма в виде налоговых отчислений в бюджет, создания дополнительных рабочих мест, увеличения численности населения, сохранения культурных достопримечательностей и т. д.

Основными задачами для достижения успешного развития туристической сферы являются:

♦ использование передового опыта в сфере обслуживания как отечественных, так и зарубежных туристов;

♦ развитие конкурентоспособного туристского комплекса в стране;

♦ поддержание пропорционального развития отраслей экономики, связанных с туризм;

♦ создание условий для развития элементов туристической инфраструктуры и т. д.

Для достижения задач реализуются мероприятия, которые включают в себя:

♦ формирование правовой базы развития туристической отрасли;

♦ создание благоприятных условий для развития бизнеса в сфере туризма;

♦ содействие инвестиционной деятельности в сфере туристического бизнеса (особенно внутреннего туризма);

♦ совершенствование механизмов лицензирования и сертификации туристических услуг;

♦ повышение уровня качества и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности;

♦ увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристкой инфраструктуры;

♦ другие мероприятия, изложенные в принятой и реализуемой Стратегии развития в Российской Федерации на период до 2035 г. [2].

В настоящее время существуют разные подходы и методы государственного регулирования, в том числе прямые/административные и косвенные/неадминистративные.

Прямые методы с использованием определенных нормативных правовых актов органов власти и местного самоуправления регулируют разнообразные во-

просы, связанные с привлечением, распределением и перераспределением инвестиций. Инвестиции призваны решить серьезные вопросы, направленные на формирование инфраструктуры в рассматриваемой сфере, на подготовку кадров в туризме, строительство объектов недвижимости, рекламно-информационное обеспечение с целью продвижения национального туристского продукта и оказания услуги.

Иерархию законодательного регулирования можно представить через следующие уровни НПА:

♦ 1 уровень — международный:

♦ «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);

♦ «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16 декабря

1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) и др.;

♦ 2 уровень — федеральные нормативные правовые акты;

♦ 3 уровень — муниципальные нормативные правовые акты.

Базовым законом является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 (ред. от 25 декабря 2023 г.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в ст. 1 которого определены основные понятия, в том числе описан субъект и объект туризма.

Кроме того, анализируя понятия можно выделить следующую классификацию видов туризма (табл. 1).

Виды туризма в России

Таблица 1

№ п/п Вид туризма Характеристика

1 Выездной Туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну

2 Внутренний Туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации

3 Въездной Туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации

4 Международный Туризм выездной или въездной

5 Социальный Субсидируемый туризм, т. е. полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, а также средств работодателей

6 Самодеятельный Туризм, организуемый туристами самостоятельно

Эта классификация представлена в Федеральном законе; в учебных материалах также выделяют следующие виды, в зависимости от:

♦ возрастной категории туризма;

♦ уровня интенсивности (постоянный/сезонный туризм);

♦ географического положения;

♦ средств передвижения;

♦ отраслевой принадлежности (спортивный, образовательный, культурно-познавательный, научный, религиозный) и другие виды туризма.

Косвенные методы включают налоговые и неналоговые, в том числе предоставление льгот с целью стимулирования притока инвестиций, требования по норме прибыли и доступность кредитных ресурсов.

Все используемые методы, направленные на повышение эффективности функционирования туризма в России в целом и отдельных субъектах федерации являются методами государственного законодательного и финансового регулирования. Речь идет именно об эффективном управлении с целью предоставления качественного конкурентоспособного туризма.

Под эффективным финансовым менеджментом понимается планирование потребности в ресурсах и финансовом обеспечении, контроль за использованием выделяемых средств. Этот процесс способствует социально-экономическому развитию государства и сближению нашего много национального народа.

В основном законе дана характеристика туристической деятельности и описаны условия прове-

ECONOMIC SCIENCE

дения туроператорской деятельности. А именно: «В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта....» [1].

Обязательными документами, позволяющими проводить туристическую деятельность, являются следующие:

1) договор страхования ответственности туроператора;

2) банковская гарантия исполнения обязательств туроператора.

И в этой же статье указаны исключения по финансовому обеспечению, что является не совсем уместным в силу участившихся случаев возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций, влекущих невыполнение или выполнение не в полной мере туристический услуг; т. е. следует уточнить в законе наличие финансового обеспечения у всех туроператоров без исключения.

Финансовое обеспечение должно обеспечивать качественное (точнее надлежащее) исполнение тура-гентом обязательств по договору о реализации тур-продукта (услуги), заключаемое с туристом и имеющим цель заказа получение турпродукта или туристической услуги.

Опыт зарубежных стран является интересным и даже порой полезным для применения той или иной положительной практики. Ниже рассмотрим развитие туризма в Казахстане.

Государственное регулирование туризма — цели правительства в концептуальном отражении роли и места туризма в жизни человека и общества. Основывается на общественном согласии и является приоритетными направлениями развития туризма, регулирования въездного и выездного туризма, разработки местных и государственных программ, правовых, финансовых, кадровая и информационная безопасность [3].

Органом управления и координации является «Комитет индустрии туризма» и национальная компания (акционерное общество «Казах Туризм» яв-

ляется бренд-менеджером страны в сфере туризма и дочерней компанией Министерство культуры и спорта). Применяют разнообразные инструменты, но основным является использование правовых рычагов с целью поддержки туристической инфраструктуры. Созданная семь лет назад национальная компания достаточно успешно продвигает свою страну как пункт путешествия, достигнув показатель 7 % в ВВП при плане в 8 % (в 2025 г.). Это относительно невысокий, но тем не менее достаточный показатель, учитывая среднегодовой прирост и амбиционные настроения в развитии рассматриваемой сферы деятельности экономики.

В целом компании уделяют должное внимание маркетингу и позиционированию своей страны не только на международном уровне, но и внутри страны, активно развивая внутренний туризм согласно «Национальной стратегии развития туризма до 2025 года». Ниже представлены основные методы государственного регулирования развития туризма [3]:

♦ обеспечение нормативно-правовой основы для развития предприятий туристической отрасли;

♦ разработка и утверждение государственных, региональных программ развития и национальных стратегий;

♦ мониторинг и продвижение улучшения качества туристических услуг;

♦ разработка и внедрение инструментов для обеспечения безопасности туристов, т. е. создание условий для развития страхования учреждений и повышения их ответственности перед туристами в возникновении непредвиденных обстоятельств; создание условий на медицинское сопровождение туристов с момента прибытия до отправления;

♦ обучение профессиональных специалистов для туристического сектора;

♦ поддержка инноваций в туризме посредством экономического и финансового инструмента; развитие венчурного бизнеса и предпринимательства в производстве конечной продукции, направленное на удовлетворение потребностей туристов;

♦ активное позиционирование на международном уровне через информационно-коммуникационные технологии;

♦ льготное налогообложение участвующих туристических компаний в продвижении туристического имиджа;

♦ контроль за соблюдением принципов экологической политики и сохранение в стране культурного и исторического наследия и др.

Сравнивая методы развития туризма в России и других государствах, следует отметить, что намеченные в отечественной стратегии мероприятия действительно относятся к передовым и, несомненно, приведут к высоким показателям в рассматриваемой сфере.

Список источников

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 (ред. от 25 декабря 2023 г.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Mukanov A. Kh. The main directions of state regulation of the development of tourism in Kazakhstan // Regional economics: theory and practice. 2012. № 27 (258).

References

1. Federal Law No. 132-FZ of November 24, 1996 (as amended on December 25, 2023) «On the basics of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tourist activity in the Russian Federation» // LRS «Con-sultantPlus».

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated September 20, 2019 No. 2129-r «Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035» // LRS «ConsultantPlus».

3. Mukanov A. Sh. The main directions of state regulation of tourism development in Kazakhstan // Regional economics: theory and practice. 2012. № 27 (258).

Библиографический список

1. Буздалина О. Б. Совершенствование отдельных подходов государственного управления бюджетными средствами // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 59-63.

2. Панкратов В. В., Бондаренко Н. О. Финансирование масштабных инфраструктурных проектов посредством участия государства в капитале обществ // Финансовая жизнь. 2021. № 4. С. 100-102.

Bibliographic list

1. Buzdalina O. B. Improvement of individual approaches to public administration of budgetary funds // Audit statements. 2023. No. 4. Р. 59-63.

2. Pankratov V. V., Bondarenko N. O. Financing of large-scale infrastructure projects through state participation in the capital of societies // Financial Life. 2021. No. 4. Р. 100-102.

Информация об авторе

О. Б. Буздалина — профессор кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

О. B. Buzdalina — Professor of the Department of Public Finance of the Finance Faculty of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 18.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 29.03.2024.

The article was submitted 18.01.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 29.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.