Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СФЕРЫ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СФЕРЫ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
960
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / БРЕНДИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА / РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гурина Мария Анатольевна, Сокольская Тамара Игоревна, Гончарова Оксана Владимировна, Дехтярь Галина Максовна, Спатарь-козаченко Татьяна Ивановна

Статья посвящена исследованию вопроса одной из сложных отраслей современной экономики, с точки зрения социально-экономической ситуации в мире. В работе раскрываются теоретико-методологические принципы и нормативно-правовые основы регулирования туристической деятельности в России и обосновывается необходимость установления стратегических приоритетов в управлении этой отраслью, в том числе на региональном уровне. Авторами статьи проводится подробный анализ конкурентных преимуществ и проблемных сторон туристической сферы Липецкой области, предлагаются направления совершенствования деятельности органов государственного управления по развитию сферы туризма в регионе. Доказывается, что развитие сферы туризма относится к числу перспективных задач в деятельности региональных органов власти на современном этапе. Обосновывается необходимость ускорения темпов социально-экономического развития региона, что требует развития не только традиционных, но и новых стратегических направлений, среди которых безусловным приоритетом является развитие и функционирование индустрии туризма. В исследовании раскрываются проблемы и трудности развития туристической деятельности в регионе в условиях глобализации, что требует новых подходов для активного продвижения стратегических целей устойчивого роста внутреннего и въездного туризма. С целью повышения качества туристических продуктов и популяризации традиционных и событийных видов туризма в Липецкой области предложены такие направления, как формулирование концепции единого брендирования туристических продуктов на территории Липецкой области в рамках стратегической программы развития туризма; создание единого информационного поля на базе сайта Управления культуры и туризма Липецкой области по освещению инвестиционных проектов в туристической сфере; а также разработка в указанной сфере стратегии на среднесрочную перспективу до 2030 г. Результаты предложенных мероприятий должны найти отражение в повышении туристской привлекательности Липецкой области и наполняемости регионального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гурина Мария Анатольевна, Сокольская Тамара Игоревна, Гончарова Оксана Владимировна, Дехтярь Галина Максовна, Спатарь-козаченко Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PUBLIC ADMINISTRATION IN TOURISM AT REGIONAL LEVEL: THE THEORETICAL ASPECTS AND RESULTS OF PRACTICAL ACTIVITIES

The article is devoted to the studying the one of the most complex branches of the modern economy from the point of view of the socio-economic situation in the world. The article reveals the theoretical and methodological principles and regulatory framework for regulating tourism activities in Russia and substantiates the need to establish strategic priorities in the management of this industry, including at the regional level. The authors conduct a detailed analysis of the competitive advantages and problematic aspects of the tourism sector of Lipetsk region, suggest ways to improve the activities of public administration bodies for the tourism development in the region. It is proved that the tourism development is one of the promising tasks in the activities of regional authorities at the present stage. The necessity of accelerating the pace of socio-economic development of the region is justified, which requires the elaborating not only traditional, but also new strategic directions, among which the development and functioning of the tourism industry is an absolute priority. The study reveals the problems and difficulties for the development of tourism activities in the region in the context of globalization, which requires their new approaches to actively promote the strategic goals of sustainable growth of domestic and inbound tourism. In order to improve the quality of tourist products and popularize traditional and event-based types of tourism in Lipetsk region, such directions are proposed as the formulation of the concept of a single branding of tourist products in Lipetsk region within the framework of the strategic program for tourism development; the creation of the one information field based on the website of the Department of Culture and Tourism of Lipetsk Region to highlight investment projects in the tourism sector, as well as the developing the strategy in this area for the medium term until 2030. The results of the proposed measures should be reflected in increasing the tourist attractiveness of Lipetsk region and the filling capacity of the regional budget.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СФЕРЫ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 338.48

DOI: 10.24412/1995-042X-2021-4-90-109

ГУРИНА Мария Анатольевна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецк, РФ) кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]

СОКОЛЬСКАЯ Тамара Игоревна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецк, РФ)

кандидат биологических наук, доцент; e-mail: [email protected] ГОНЧАРОВА Оксана Владимировна

Армавирский государственный педагогический университет (Армавир, Краснодарский край, РФ)

кандидат биологических наук, доцент; e-mail: [email protected]

ДЕХТЯРЬ Галина Максовна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Российский государственный

гуманитарный университет (Москва, РФ) профессор; e-mail: [email protected]

СПАТАРЬ-КОЗАЧЕНКО Татьяна Ивановна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) старший преподаватель; e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СФЕРЫ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена исследованию вопроса одной из сложных отраслей современной экономики, с точки зрения социально-экономической ситуации в мире. В работе раскрываются теоретико-методологические принципы и нормативно-правовые основы регулирования туристической деятельности в России и обосновывается необходимость установления стратегических приоритетов в управлении этой отраслью, в том числе на региональном уровне. Авторами статьи проводится подробный анализ конкурентных преимуществ и проблемных сторон туристической сферы Липецкой области, предлагаются направления совершенствования деятельности органов государственного управления по развитию сферы туризма в регионе. Доказывается, что развитие сферы туризма относится к числу перспективных задач в деятельности региональных органов власти на современном этапе. Обосновывается необходимость ускорения темпов социально-экономического развития региона, что требует развития не только традиционных, но и новых стратегических направлений, среди которых безусловным приоритетом является развитие и функционирование индустрии туризма. В исследовании раскрываются проблемы и трудности развития туристической деятельности в регионе в условиях глобализации, что требует новых подходов для активного продвижения стратегических целей устойчивого роста внутреннего и въездного туризма. С целью повышения качества туристических продуктов и популяризации традиционных и событийных видов туризма в Липецкой области предложены такие направления, как формулирование концепции единого брендирования туристических продуктов на территории Липецкой области в рамках стратегической программы развития туризма; создание единого информационного поля на базе сайта Управления культуры и туризма Липецкой области по освещению инвестиционных проектов в туристической сфере; а

Гурина М.А., Сокольская Т.И., Гончарова О.В., Дехтярь Г.М., Спатарь-Козаченко Т.И.

К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности

также разработка в указанной сфере стратегии на среднесрочную перспективу до 2030 г. Результаты предложенных мероприятий должны найти отражение в повышении туристской привлекательности Липецкой области и наполняемости регионального бюджета.

Ключевые слова: сфера туризма, развитие туризма; туристско-рекреационные ресурсы; брендирование туристических продуктов; государственное регулирование сферы туризма, регулирования сферы туризма на региональном уровне.

Для цитирования: Гурина М.А., Сокольская Т.И., Гончарова О.В., Дехтярь Г.М., Спатарь-Козаченко Т.И. К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №4. С. 90-109. 001: 10.24412/1995-042Х-2021-4-90-109.

Дата поступления в редакцию: 16 августа 2021 г. Дата утверждения в печать: 13 октября 2021 г.

UDC 338.48

DOI: 10.24412/1995-042X-2021-4-90-109

Mariya A. GURINA

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk branch (Lipetsk, Russia) PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]

Tamara I. SOKOLSKAYA

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk branch (Lipetsk, Russia) PhD in Biological, Associate Professor; e-mail: [email protected]

Oksana V. GONCHAROVA

Armavir Social Psychological Institute (Armavir city, Krasnodar region, Russia) PhD in Biology, Associate Professor; e-mail: [email protected]

Galina M. DEKHTYAR

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration;

Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia) Professor; e-mail: [email protected]

Tatyana I. SPATAR-KOZACHENKO

Russian State University for Tourism and Service (Moscow, Russia) Senior Lecturer; e-mail: [email protected]

ON PUBLIC ADMINISTRATION IN TOURISM AT REGIONAL LEVEL: THE THEORETICAL ASPECTS AND RESULTS OF PRACTICAL ACTIVITIES

Abstract. The article is devoted to the studying the one of the most complex branches of the modern economy from the point of view of the socio-economic situation in the world. The article reveals the theoretical and methodological principles and regulatory framework for regulating tourism activities in Russia and substantiates the need to establish strategic priorities in the management of this industry, including at the regional level. The authors conduct a detailed analysis

of the competitive advantages and problematic aspects of the tourism sector of Lipetsk region, suggest ways to improve the activities of public administration bodies for the tourism development in the region. It is proved that the tourism development is one of the promising tasks in the activities of regional authorities at the present stage. The necessity of accelerating the pace of socio-economic development of the region is justified, which requires the elaborating not only traditional, but also new strategic directions, among which the development and functioning of the tourism industry is an absolute priority. The study reveals the problems and difficulties for the development of tourism activities in the region in the context of globalization, which requires their new approaches to actively promote the strategic goals of sustainable growth of domestic and inbound tourism. In order to improve the quality of tourist products and popularize traditional and event-based types of tourism in Lipetsk region, such directions are proposed as the formulation of the concept of a single branding of tourist products in Lipetsk region within the framework of the strategic program for tourism development; the creation of the one information field based on the website of the Department of Culture and Tourism of Lipetsk Region to highlight investment projects in the tourism sector, as well as the developing the strategy in this area for the medium term until 2030. The results of the proposed measures should be reflected in increasing the tourist attractiveness of Lipetsk region and the filling capacity of the regional budget.

Keywords: tourism sphere, tourism development; tourism and recreational resources; branding tourism products; tourism state regulation, public administration of tourism at regional level.

Citation: Gurina, M. A., Sokolskaya, T. I., Goncharova, O. V., Dekhtyar, G. M., & Spatar-Kozachenko, T. I. (2021). On public administration in tourism at regional level: the theoretical aspects and results of practical activities. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 15(4), 90-109. doi: 10.24412/1995-042X-2021-4-90-109. (In Russ.).

Article History

Received 16 August 2021 Accepted 13 October 2021

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2021 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Дехтярь Г.М., Спатарь-Козаченко Т.И. ил\/ии1 11/1

К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном , . „ | д

уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности /1\-У I \ \/ЛJ I

Введение

В условиях современной глобализации в качестве движущей силы экономического развития важное место занимает сфера туризма. Современная туристская индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.

В реализации конституционных прав граждан России на свободное перемещение, образование, здоровье и отдых, доступ к культурным ценностям особое место принадлежит индустрии туризма - экономически выгодной и экологически безопасной отрасли национальной экономики. Наша страна обладает высоким потенциалом и туристско-рекреацион-ными ресурсами для развития въездного и внутреннего туризма, как приоритета национальной политики, реализуемой органами власти на территориях субъектов Российской Федерации. Вместе с тем еще имеют место проблемы повышения эффективности туристической деятельности, конкурентоспособности внутреннего туризма и его видов, многосторонние аспекты методов государственного регулирования общественными отношениями в сфере индустрии туризма и оценки конкурентных преимуществ региональных территорий. Это является важнейшей предпосылкой осуществления работы по развитию сферы туризма в регионе, определяя ее актуальность.

Для такого субъекта Федерации, как Липецкая область, проблема развития туризма является очень актуальной. Историческая память свидетельствует о привлекательном туристическом дореволюционном прошлом нашего региона, в частности, Липецкий курорт на протяжении трёх столетий три столетия входил в культурную летопись города, края, всей европейской части России. Сегодня развитие территории невозможно без активизации туристического потенциала. Все вышесказанное позволило сформулировать цель нашего исследования - теоретическое обоснование современных подходов к государственному регулированию сферы туризма на региональном

уровне и проведение анализа деятельности органов власти субъекта федерации с целью выявления слабых мест и зон роста в туристической отрасли Липецкого региона.

Достижение цели исследования определило постановку и решение следующих задач: -рассмотреть туризм как объект государственного регулирования на современном этапе развития;

-выявить содержание функций и социально-экономическое значение и особенности развития туризма в субъекте Российской Федерации;

-исследовать механизмы государственного регулирования туристической деятельности;

-проанализировать деятельность региональных органов власти и предложить направления развития туризма Липецкой области.

Предметом исследования выступает деятельность региональных органов власти в сфере регулирования общественных отношений, возникающих в процессе развития туризма на территории региона.

Вопросы регулирования сферы туризмы на региональном уровне достаточно глубоко разработаны как в контексте нормативно-правовой базы, так и исследованы в трудах различных ученых, например, Е.И. Богдановой, А.Г. Бобкова, Л.И. Егоренкова, И.В. Зорина, С.А. Кудреватых, Ю.А. Матюхиной, Е.В. Михалки-ной, Е.Л. Писаревского, А.Д. Чудновского и др.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования и применения в сфере развития туризма Липецкой области результатов, полученных в процессе исследования.

Туризм и туристическая деятельность как объект государственного регулирования на современном этапе развития

В настоящее время наиболее привлекательной и востребованной сферой общественных отношений становится туризм, как особый вид деятельности и сферы услуг, затрагивающий интересы институтов государства, предпринимательства, общественности во многих

областях жизнедеятельности населения не только мирового сообщества, но и Российской Федерации, её субъектов. Современные концепции развития туризма имеют глубокие исторические корни, поскольку с древних времён человечество всегда было склонно к путешествиям, однако массовым социальным явлением туризм становится только после окончания Второй мировой войны, предопределившей ключевые перемены в общественных отношениях, что послужило формированию к настоящему времени мощной индустрии туризма [10, с. 68]. С развитием туризма существенно видоизменяется терминологический аппарат, отраслевая направленность и видовая классификация, что объясняется динамизмом преобразований во взаимоотношениях, возникающих в процессе трансформации российского социума и его взаимосвязей с поставщиками туристических продуктов, органами государственной и муниципальной власти, межкультурным обменом и связями на международном уровне, возрастающими потребностями населения.

Безусловно, туризм, в отличие от других отраслей сферы услуг, имеет специфические особенности и свойства, заключающиеся в объективной возможности познания окружающего мира, природы отдельных локальных территорий, их достопримечательностей, культуры, национальных традиций и носит характер индивидуального, духовного, интеллектуального, физического развития, здорового образа и активного отдыха, лечения, как условий повышения качества жизни населения. И именно такие свойства свободного саморазвития человека в современных условиях и повышенных требований к высокопроизводительному, наукоёмкому, интеллектуальному, аналитическому труду вызывают интерес к туризму.

Туризм и путешествия в современных условиях рынка составляют комплекс родственных сфер и выступают в качестве двух неразрывных понятий, характеризующих образ жизнедеятельности людей.

Между тем следует принимать во внимание и тот факт, что туризм, как общественное явление, характеризуется краткосрочностью перемещений и пребывания, массовостью в зависимости от сезонности, зависимостью от сложившейся социальной, политической и экономической ситуации в конкретной стране или регионе.

Более того, как отмечает Е.И. Богданов, организация туризма предполагает его осуществление «в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, познавательных, оздоровительных, гостевых или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте» [5, с. 36].

То есть в последнем случае не может идти речи о туризме, поскольку выполнение трудовых функций, связанных с переездом, свойственно процессу миграции трудовых ресурсов и противоречит понятию «свободное время». Появление термина «свободное время» нашло научное определение лишь в начале XX века и рассматривается экономистами с позиции внерабочего периода, связанного с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работников и направленного на их самосовершенствование и всестороннее развитие личности, будучи свободным от исполнения трудовых функций [11, с. 9]. Таким образом, учитывая данное обстоятельство, по нашему мнению, активное развитие туризма связано с категорией «свободное время», формируя при этом его видовые формы и направления досуга всей системы индустрии туризма в мировом и национальном масштабе.

На современном этапе развития общественных отношений в Российской Федерации туризм формирует новый образ и стиль жизни людей, используя накопленный туристический опыт, влияющий на уровень их потребностей и ожиданий, расширяет границы туристической деятельности, обогащая её моделями и формами современного менеджмента и маркетинга, качественными инновационными

Дехтярь Г.М., Спатарь-КозаченкоТ.И. ил\/ии1 11/1

К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном , . „ | д

уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности /1\-У I \ \/ЛJ I

продуктами, технологиями обслуживания, образуя индустрию туризма.

В контексте исследуемой темы под понятием «туристическая деятельность» следует понимать деятельность различных туристических организаций, участвующих в создании инфраструктуры туризма и предоставляющих туристические продукты, общественных институтов, государственных органов власти и местного самоуправления, обеспечивающих безопасность туристов и качество их обслуживания.

Динамические преобразования туристической деятельности преследуют создание условий для исполнения общепринятых в международной практике широкого диапазона гуманитарных функций познавательного, образовательного, воспитательного, духовно-эстетического, миротворческого, коммуникационного характера.

Указные функции, по мнению Е.И. Трофимова, в силу изменения предпочтений, стилей жизни, уклада, обычаев и традиций социальных групп, выступающих в качестве туристов, способствуют диверсификации туристических продуктов, по оценке аналитиков насчитывающих более двухсот специализированных видов отдыха, и создают предпосылки классификационных признаков туризма [12, с. 20].

Между тем, обращаясь к научным источникам, следует отметить, что видовая классификация туризма достаточно сложная по своей структуре и образуется по различным снованиям. В этой связи большинство учёных при классификации видов туризма исходят критериев, условно разделённых на группы: официальные виды (закреплённые в международных и национальных нормативных правовых актах) и неофициальные виды (разработанные для научных, образовательных и иных целей) [12, с. 86]. В частности, ряд учёных, исследуя формы и методы реализации туристических услуг в России и за рубежом, классифицируют виды туризма по таким характеристикам, как продолжительность; территориальное направление туристических потоков и их целей; в

зависимости от возрастной категории туристов; по способам организации передвижения; въездной и выездной туризм; внешний и внутренний туризм; специализированный и инновационный туризм. Виды туризма, реализуемые на российском рынке в 2020 г., приведены на рис. 1, а также в табл. 1.

□ Купыурно-познаватепьный ■ Агротуризм

□ Деловой □ Экологический

□ Спортивный (экстремальный) ■ Поломнический

■ Оздоровительный Р Событийный

Рис. 1 - Виды туризма и их доля на российском рынке в 2020 г., %

Приведенная классификация не охватывает весь спектр видов и направлений туризма. Существуют десятки критериев классификации, поэтому считаем целесообразным рассмотреть еще несколько важных вариантов классификации (табл. 1).

Представленная видовая классификация российской индустрии туризма свидетельствует о масштабности охвата различных социальных групп по предоставлению туристических услуг в различных сферах жизнедеятельности российского общества, предоставлении туристических продуктов в соответствии с общепринятыми в мировой практике функциями туристической деятельности, отмеченными нами выше.

Однако общая ситуация на рынке туристического бизнеса в последнее время сильно видоизменяется, что объясняется рядом объективных и субъективных факторов воздействия внешней и внутренней среды, в той или

иной степени определяющих как положительные, так и отрицательные аспекты функционирования отечественной туристической отрасли.

Представленные видовые классификации российской индустрии туризма свидетельствуют о масштабности охвата различных социальных групп по предоставлению туристических услуг в различных сферах жизнедеятельности российского общества, предоставляя туристические продукты в соответствии с общепринятыми в мировой практике функциями туристической деятельности. Однако общая ситуация на рынке туристического бизнеса в последнее время сильно видоизменяется, что объясняется рядом объективных и субъективных факторов под воздействием внешней и внутренней среды, в той или иной степени определяя как положительные, так и отрицательные аспекты функционирования отечественной туриндустрии.

Таблица 1 - Классификации видов туризма

Критерий Вид туризма

Количество участников Индивидуальный, семейный, групповой

Способ организации Организованный, неорганизованный

Цели Рекреационный, познавательный, научный, деловой, образовательный, религиозный, шоп-туризм

Возраст Детский, молодежный, взрослый

Способ передвижения Автомобильный, автобусный, водный, железнодорожный, авиационный, пешеходный

Источник финансирования Коммерческий, социальный

Способ размещения Гостиничного типа, негостиничного типа

Продолжительность турпоездки Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный

Интенсивность турпотоков Сезонный, круглогодичный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, любые динамические процессы, определяющие тенденции функционирования российской туристической индустрии нельзя рассматривать в отрыве от реалии

внешнего окружения и изменений на рынке туристических продуктов, к которым следует отнести наиболее важные [8, с. 54]:

- повышение уровня политического давления и антироссийские санкции, пропаганда теории «русофобии» рядом зарубежных стран;

- снижение уровня безопасности выездного туризма вследствие обострения террористических угроз, эпидемий и природных катаклизмов;

- повышение конкуренции между крупными участниками туристического бизнеса за расширение зон влияния, обострение противоречий между ними вследствие конкуренции и борьбы за рейтинговые оценки;

- повышение уровня неопределённости рынка, провоцирующей риск ведения предпринимательской деятельности в туризме в части демпинга цен и зависимости от заёмных средств участниками бизнеса;

- нестабильность курсов национальных валют и другие.

Это обусловлено факторами воздействия внешней и внутренней среды, которые в свою очередь определяют положительные и отрицательные стороны сферы туризма (табл. 2).

Несомненно, на видовую структуру туристических продуктов и услуг, расширения их спектра влияют и внутренние факторы. Так, основным причинам низкого темпа роста въездного туризма является, как создавшаяся геополитическая ситуация, так и недостаточное развитие инфраструктуры для принятия массового потока туристов, ограниченность финансовых ресурсов для инвестирования в инновационные туристические продукты, их качества, недостаточность квалифицированного персонала, снижающие конкурентоспособность туристических продуктов.

Факторы, рассмотренные выше, оказывают большое влияние на развитие и состояние сферы туризма в России [5, с. 36]. В свою очередь к положительным факторам развития рынка туристских услуг можно отнести:

- усиление урбанизации;

- упрощение фискальных и монетарных

Гурина М.А., Сокольская Т.И., Гончарова О.В., Дехтярь Г.М., Спатарь-Козаченко Т.И.

К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности

форм регулирования;

- стимулирование туризма для маргинальных групп населения;

- содействие развитию индустрии как приоритетной туристической деятельности.

Перечисленные факторы в значительной степени влияют на состояние и развитие российского рынка туристического сегмента

экономики, несмотря на высокие достигнутые мировые рейтинги по привлекательности туристической отрасли Российской Федерации (10-е место в мире согласно данным UNWTO), и высокие потенциальные возможности по принятию до 40 млн иностранных туристов в год (согласно прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям WTTC).

Таблица 2 - Факторы, влияющие на развитие рынка туристских услуг

Положительные факторы

■ усиление урбанизации;

■ упрощение монетарных и фискальных форм регулирования;

■ стимулирование туризма различных маргинальных групп населения (дети, молодежь, пожилые люди, инвалиды, малообеспеченные семьи) путем предоставления скидок и льгот;

■ изменение положения туристской отрасли в системе приоритетов государственного развития экономики

Отрицательные факторы

внешние

- обострение политической ситуации и «антироссийские

санкции»;

- снижение уровня безопасности выездного туризма вследствие террористических угроз;

- экономические кризисные явления;

- нестабильная ситуация с валютой и другие

внутренние

- недостаточное развитие инфраструктуры;

■ необеспеченность квалифицированными кадрами;

■ ограниченность финансовых средств;

■ слабая инвестиционная привлекательность и отсутствие инвестиционных стимулов для предпринимателей со стороны государства

Между тем из-за ситуации с пандемией данная сфера переживает сложные времена. В связи с закрытием границ снизилось как количество приезжающих, так и выезжающих туристов. В течение 2020 г. российские туристы по направлению внутреннего туризма совершили около 40-42 млн поездок по стране, что на 3538% меньше статистики 2019 г., когда общее количество поездок по стране составило 68 млн1,2.

На российском рынке формируется ситуация, когда для предоставляется больше возможностей реализовывать программы по внутреннему туризму, поскольку, в связи прекращением международного авиасообщения, была запущена программа его субсидирования. Таким образом, в связи со снижением доходности, ростом инфляции, несбалансированного курса национальной валюты,

временным ограничением туров за границу происходит переориентация на поддержку региональных форматов туризма.

Степень важности туристической отрасли для народного хозяйства предопределяют необходимость выявления социально-экономических факторов, влияющих на развитие туризма и управлением им на территории субъекта Российской Федерации. Приведенные выше факторы в сфере развития туризма, различны и обширны. Существование положительных факторов приводит к первенству не только отдельных регионов, но и страны в целом на рынке мирового туризма, и наоборот, отрицательные факторы снижают количество туристов.

Согласно ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ» от 24.11.1996 №132-Ф3 «туризм - временные выезды (путешествия)

1 Российский туризм после пандемии: перспективы восстановления турбизнеса. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/rossiyskiy-turizm-posle-pandemii-perspektivy-vosstanovleniya-turbiznesa/.

2 Показатели туристической отрасли // Официальный портал Федерального агентства по туризму (Ростуризм). URL: http://www.russiatourism.ru/ (Дата обращения: 28.04.2021).

граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания»3.

С позиции экономики современная индустрия туризма в России представляет собой весьма значительную по масштабам организационно-экономическую систему с разнообразными связями между отдельными отраслями народного хозяйства, как страны в целом, так и на уровне субъекта РФ и их образующих территориальных муниципальных образований. Отечественная практика свидетельствует, что туристическая сфера способна оказывать стимулирующее влияние на динамичное развитие многих отраслей экономики: промышленности, транспорта, строительства, 1Т-коммуникаций и связи, коммунального и дорожного, хозяйства потребительского рынка и других. Более того в условиях экономической нестабильности, ограниченности доступа к мировым финансовым ресурсам туризм становится катализатором притока инвестиционного капитала, перспективным источником дополнительных доходов в бюджет регионов.

Вместе с тем современный туризм с учётом специфики событийного направления является настолько сложным, многогранным и динамично развивающимся явлением, что в научной среде не выработано единого подхода к проблематике его функциональных особенностей, как общественного феномена в целом. В частности, анализ и обобщение научных источников позволяет констатировать, что российскими учёными Н.Н. Даниленко и Н.В. Рубцовой в рамках исследования характеристик по удовлетворению социальных потребностей выделяется двенадцать социальных функций, в числе которых эстетические, спортивные,

экзотические и другие [6, с. 47].

Обобщение различных научных подходов, изложенных в литературе, позволяет выделить основные социальные функции туризма, в числе которых, по нашему мнению, наиболее заслуживают внимания - оздоровительная, познавательная, просветительная, коммуникабельная, удовлетворение потребностей в смене места пребывания, рациональность использования свободного времени, обогащение культурного, спортивного уровня, интерес к национально-культурным ценностям и другие. Применительно к событийному туризму большинство из перечисленных социальных функций, несомненно, адекватны, но и имеют дополнительные характеристики в части особенностей познания гостеприимства, сохранения и популяризации природного и исторического культурного наследия, досугово-развлекательной функции, эмоциональное восстановление личности за счёт погружения в поток ярких и положительных впечатлений и, естественно, патриотического воспитания, межкультурного обмена.

Государственное регулирование в сфере туризма является одним из основополагающих факторов управления и развития отрасли.

В Российской Федерации правовой основой осуществления предпринимательской деятельности служит ГК РФ, регламентация деятельности субъектов туристской индустрии осуществляется Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №132-Ф3), другими нормативными правовыми актами. Основные функции государственного управления в сфере туризма представлены на рис. 2.

Реализация принципа регулирования сферы туризма со стороны государства предполагает, что оно признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России и оказывает содействие развитию туристской деятельности, создает

3 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 24 нояб. 1996 г. № 132- ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 4 окт. 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 нояб. 1996 г. // Рос. газ. - 1996. - 3 дек.

Дехтярь Г.М., Спатарь-КозаченкоТ.И. ил\/ии1 11/1

К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном , . „ | д

уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности /1\-У I \ \/ЛJ I

благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления. При этом основными целями государственного регулирования туристской деятельности является обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов; сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного потенциала страны, туристских ресурсов.

Рис. 2 - Функции и методы государственного регулирования туристской деятельности

Одним из приоритетных направлений государственного регулирования признаются поддержка и развитие внутреннего и

въездного туризма, а также социального и самодеятельного туризма. Государственное регулирование означает непосредственное вмешательство государства в функционирование туристского рынка, которое реализуется через прямые и косвенные экономические регуляторы.

Прямыми рычагами являются административные методы воздействия на субъекты рынка туристских услуг. Косвенные - финансово-кредитные, налоговые, валютные и таможенные регуляторы воздействия на производство и потребление туристических услуг [7, с. 68].

К рынку туристических услуг, как и к другим сферам экономической деятельности, применяются единые формы и методы государственного регулирования, которые вводятся законодательными или иными нормативными правовыми актами (рис. 3).

Формы и методы государственного регулирования рынка туристических услуг

прямые

• адмиистративные

• - Федеральные законы, нормативно-правовые документы

• - Лицензирование и сертификация

• - Применение санкций

косвенные • экономические

• - Федерально-целевые программы

• - Целевое финансирование

• - Субсидии

• - Таможенные тарифы

• - Регулирование налоговой системы

• - Антиинфляционные меры

• - Привлечение иностранного капитала

Рис. 3 - Формы и методы государственного регулирования рынка туристских услуг

Кроме законов, в некоторых регионах действуют концепции развития туризма на среднесрочную перспективу, приняты федеральные и региональные целевые программы развития туризма. Стимулирование развития туристкой инфраструктуры на региональном

уровне и осуществляется в рамках действующих федеральных целевых программ - «Юг России» (2014-2020 годы)", «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы», Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и др.

Основной федеральной целевой программой в настоящее время по развитию туризма является Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)»4, целями которой являются увеличение вклада отрасли туризма в валовый внутренний продукт России более чем на 70%, улучшение инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса России, повышение качества услуг, предоставляемых туристам.

Концепцией программы определены основные задачи, в частности - «комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров по приоритетным видам туризма, а также развитие отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии ту-ризма»4.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

- обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

- развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов;

- сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного потенциала страны, туристских ресурсов.

Особенность государственной политике

развития туризма на региональном уровнях состоит в том, что основная региональный туризм выступает средством, способствующим региональному развитию.

Таким образом, изменение глобализаци-онных процессов привело к объективной необходимости рассмотрения туризма как стратегической отрасли экономики нашей страны. Возрастающее разнообразие видов и форм туристической деятельности свидетельствуют о динамических процессах её развития. В современных условиях возрастает потребность в новых подходах к регулированию этой отрасли. Несмотря на значительную эволюцию нормативно-правовой базы в этой сфере, а также появления различных федеральных и региональных программ развития туризма, влияние отрицательных факторов на развитие туризма остается достаточно сильным. Требуется теоретико-методологическое осмысление современных процессов данной культурно-досуго-вой деятельности и дальнейший поиск эффективных механизмов развития туристской сферы на государственном уровне.

Анализ практической деятельности органов власти по развитию туризма в Липецкой области

Туристическая сфера Липецкой области имеет свои особенности и является объектом, задающего вектор развития региона. Последние годы региональные органы власти работают над созданием комплекса мер, которые бы позволили создать условия для повышения эффективности в туристическом отрасли.

Одним из важнейших и приоритетных направлений государственной политики является развитие механизма регулирования общественных отношений в сфере туристической деятельности, основанного на долгосрочном взаимодействии государства и субъектов туристического бизнеса по развитию конкурентоспособной региональной инфраструктуры туризма, реализуемой в рамках областных

4 О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20192025 годы)»: постановление Правительства РФ от 5.05.2018 №872-р // Собр. Законодательства РФ. 2018.

Гурина М.А., Сокольская Т.И., Гончарова О.В., Дехтярь Г.М., Спатарь-Козаченко Т.И.

К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности

целевых проектов и программ.

В соответствии с действующим законодательством государственные полномочия по организации и исполнению полномочий в области регулирования общественных отношений в туристической сфере возложены на Управление культуры и туризма Липецкой области. Управление является исполнительным органом региональной государственной власти по обеспечению проведения единой региональной политики и осуществлению общего руководства в сфере туристической деятельности и охране объектов культурного наследия на территории области.

Следует отметить, что в процессе проводимых административных реформ, направленных на повышение эффективности государственного управления и качества предоставления государственных услуг, принимая во внимание приоритет государственной политики по развитию внутреннего и въездного туризма, администрацией принято рациональное решение в объединении объекта регулирования общественных отношений в деятельности Управления путём объединения сфер культуры и туризма.

Основная цель образования Управления

заключается в проведении единой государственной политики на территории региона и укреплению институтов гражданского общества, информационному сопровождению деятельности администрации и созданию условий для развития внутреннего туризма, популяризации объектов культурно-исторического наследия, как фактора формирования туристического имиджа Липецкой области в России, в странах дальнего и ближнего зарубежья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для достижения общей цели региональные институты власти выделяют три группы задач, реализация которых позволяет развивать сферу туризма (рис. 4).

Основным инструментом по реализации поставленных задач является комплекс мероприятий подпрограммы «Развитие культуры и туризма в Липецкой области». Объем финансирования государственной программы из областного бюджета по годам представлен на рис. 55.

Решение задачи по развитию туристско-рекреационного комплекса области и повышение качества туристических услуг обеспечивалось путем развития автотуристских кластеров «Задонщина» и «Ораниенбург», туристско-ре-креационного кластера «Елец».

Рис. 4 - Основные задачи региональных органов власти по развитию сферы туризма

5 Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие культуры и туризма в Липецкой области»: постановление Администрации Липецкой области от 29.11.2013 №535 // ГАРАНТ: информационно-правовая система. URL: http://base.garant.ru (Дата обращения: 21.04.2021).

2020 876208,3

2019 873181,3

_1147782.32

2018 2017

2016 1092528,6

2015 ^■ 1012110,298

2014 1002136,3

0 200000 400000 600000 800000 1000000 1200000

Рис. 5 - Объемы финансирования государственной программы «Развитие культуры и туризма в Липецкой области» в 2014-2020 гг., тыс. руб.

Общий объем привлеченных инвестиций на развитие данных туристических кластеров составляет 5,9 млрд руб. (2018 г. - 292 млн руб.) - за счет всех источников финансирования, в т.ч. почти 4 млрд руб. (2018 г. - 148 млн руб.) - за счет внебюджетных источников финансирования. Создано около 2 тыс. рабочих мест (2018 г. - 33 места).

На средства федерального (1,2 млрд руб.) и областного бюджетов (688,2 млн руб.) были реализованы инфраструктурные проекты, связанные с реконструкцией и строительством водозаборных узлов, сетей водоотведения, транспортной инфраструктуры, набережной р. Дон, инженерной защиты территории, берего-укрепление в АТК «Задонщина».

В рамках дальнейшего развития кластеров в 2019 г. были подписаны соглашения по реализация инвестиционных проектов по:

- строительству рыбоводческого комплекса по разведению и выращиванию рыб осетровых и других пород с рестораном и гостиницей. Планируемый объем инвестиций 150 млн руб.;

- созданию многофункционального комплекса дорожного сервиса «ТРЭВЕЛПАРК». Планируемый объем инвестиций - 280 млн руб.6

На развитие АТК «Ораниенбург» за

период с 2013 по 2019 гг. из областного бюджета направлено 34,8 млн руб. Указанные средства израсходованы на проектирование территории, систем водоснабжения и канализации.

Объем туристического потока до карантинных мероприятий увеличился на 14,4 тыс. чел., а количество койко-мест в коллективных средствах размещения - на 83 ед.6 Зарегистрировано 11 участников особых экономических зон туристско-рекреационного типа «Елец» и «Задонщина» с объёмом инвестиций более 10 млрд руб., из которых освоено 0,6 млрд руб. Создано более 120 рабочих мест.

Кроме того, в текущем году подписан ряд соглашений, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма в регионе, в том числе соглашение с Ростуризмом о безвизовых групповых туристских поездках граждан КНР в Липецкую область.

В целях повышения качества обслуживания туристов на территории Липецкой области за период 2013-2019 гг. установлено 477 знаков туристской навигации к объектам культурного наследия (2019 г. - 128), рекламная стела на территории АТК «Задонщина». Разработано свыше 120 туристских маршрутов.

Кроме того, в пунктах продажи транспон-деров государственной компании «Автодор» и на АЗС «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» (Липецкая, Тульская области) были размещены стенды с путеводителями по Липецкой области.

В регионе функционируют «Центр кластерного развития туризма Липецкой области», «Областной центр событийного туризма», организованы туристско-информаци-онные центры в муниципальных образованиях региона, туроператор по внутреннему туризму на базе ОАУ «Областной центр событийного туризма».

Ежегодно на территории Липецкой области проводится более 100 туристских

6 Официальный сайт Управления культуры и туризма Липецкой области. URL: http://kultura48r.ru/ (Дата обращения: 10.04.2021).

Гурина М.А., Сокольская Т.И., Гончарова О.В., Дехтярь Г.М., Спатарь-Козаченко Т.И.

К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности

событийных мероприятий (рис. 6).

Следует отметить, что событийный туризм именно в последние 3-4 года стал предметом государственной поддержки на региональном уровне и показал первые результаты.

Наиболее крупными туристско-событий-ными мероприятиями региона являются международные туристские фестивали исторической реконструкции «Русброг» и «Ладейное поле», «Антоновские яблоки», «Казачья застава», «Раненбургское застолье», «Липецкие воды», «Татарский вал», Праздник русской псовой охоты «Отъезжающее поле» и другие.

2017 2018 2019

Рис. 6 - Количество туристских событийных мероприятий в Липецкой области, ед.

Реализация указанных мероприятий позволила увеличить объем внутреннего и въездного туристического потока на территорию Липецкой области (рис. 7).

250

200

234,7

g S 150

100

50

to О

215,6

II

2017

2018

2019

Рис. 7 - Численность туристского потока в Липецкой области, чел./год

Для продвижения туристического продукта Липецкой области на мировом и

внутреннем туристических рынках регион ежегодно принимает участие в основных крупных международных выставочно-ярморочных мероприятиях в сфере туризма. Презентации региона на отечественном и зарубежном рынках способствуют увеличению туристического и привлечение инвестиций в эту сферу.

В 2018 г. регион занял 20-е место во Всероссийском рейтинге субъектов Российской Федерации по развитию туризма. В 2013-2019 гг. в Липецкой области проводились крупные Всероссийские туристические мероприятия, в том числе при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по туризму, например, Всероссийский семинар-конференция по вопросу развития индустрии национальной сувенирной продукции России на основе художественных промыслов; семинар-конференция по развитию культуры и туризма в малых городах ЦФО Российской Федерации; Всероссийская конференция по паломническому туризму (мероприятие Министерства культуры Российской Федерации) и др.

В целях популяризации региона проводились такие наиболее значимые мероприятия как: съемки юбилейного 200-го выпуска программы «Поедем, поедим!»; финал национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards; рекламно-информационные туры по Липецкой области для журналистов ведущих республиканских и профильных туристических СМИ Италии и ведущих итальянских туроператоров; ознакомительный тур для блогеров с посещением объектов культурного наследия региона и фестиваля «Липецкие воды» (блогеры сообщества Travel.Russia опубликовали 157 материалов о Липецкой области); инвестблогтур по Липецкой области для инвесторов и ведущих СМИ России.

Создана интерактивная модульная выставочная композиция Липецкой области в сфере туризма (100 кв.м) с применением передовых интерактивных технологий. Размещено более 5 тыс. информационных материалов,

публикаций и упоминаний о сфере туризма Липецкой области во всех видах СМИ, в том числе информация публиковалась на более чем 10 крупных федеральных каналов и 11 региональных интернет-порталах.

В текущем году проводилась работа по наполнению информацией о туристических возможностях региона в следующих системах:

- национальном туристическом портале Russia.Travel;

- канале на портале YouTube;

- мобильном приложении ТорТпр^р «Путешествуй по России»;

- АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры»;

- системе обмена туристической информации (СОТИ). Разработаны 15 аудиогидов в мобильном приложении для туристов «IZI.Travel» по объектам, прилегающих к трассе М-4 в Липецкой области.

Кроме того, разработана «Туристическая карта Липецкой области», туристические паспорта муниципальных районов и городских округов региона, определяющие преимущества и основные направления туризма, на основе которых создан унифицированный туристический паспорт Липецкой области.

Следует отметить, что с 2016 г. в Липецкой области проходит Декада туризма, приуроченная к Всемирному дню туризма, которая ежегодно включает в себя более 15 различных мероприятий.

В 2019 и 2020 гг. также продолжалась работа по созданию и формированию имиджа Липецкой области как территории, благоприятной для туризма, увеличению туристического потока и привлечению инвестиций в сферу туризма. Так, в 2019 г. в регионе проведено более 120 событийных мероприятий c числом участников более 400 тыс. туристов1. Ведется тесное взаимодействие со средствами массовой информации, проводится реклама инвестиционных предложений на интернет-площадках. Ведется плановое наполнение и модернизация туристического портала tur.ru, например, в 2019 г. его страницы

просматривали более 70 тыс. уникальных посетителей.

Разработан туристический бренд «Липецкая Земля» и линейка сувенирной и печатной продукции в фирменном стиле «Липецкая Земля». Ведется продвижение разработанных 141 аудиогидов в мобильном приложении «IZI.Travel». Национальный рейтинг туристических брендов в номинации «Бренд региона» проект «Липецкая Земля» занял второе место, 30 место в Национальном туристическом рейтинге журнала «Отдых».

В группу «крепкие профи» вошла Липецкая область в Национальном туристическом рейтинге по итогам 2019 г. Регион занимает 31-ю строчку рейтинга с 70,5 баллами. Подготовлено исследование Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» и журналом «Отдых в России».

Критериями для оценки развития туристической отрасли российских регионов, их туристической привлекательности и туристического потенциала, популярности среди отечественных и иностранных туристов являются уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры, в т.ч. число гостиниц в регионе, число турфирм, работающих в регионе. Учитывают доходность отрасли туризма и гостеприимства региона, объем платных туристических услуг населению. Важна и популярность региона у туристов, в том числе иностранцев, туристская уникальность: количество памятников и достопримечательностей.

В регионе отмечается положительная динамика по объему внутреннего и въездного туристического потока.

Важной целью в сфере туризма является развитие современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию области, обеспечение эффективной координации мероприятий по развитию туристской и транспортной инфраструктуры Липецкой области.

Стратегические целевые задачи во многом предопределяют требования к

Дехтярь Г.М., Спатарь-КозаченкоТ.И. ил\/ии1 11/1

К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном , . „ | д

уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности /1\-У I \ \/ЛJ I

ответственности органов государственной власти за результативность деятельности по принятию эффективных решений, что чётко согласуется со Стратегией развития внутреннего туризма, формированием конкурентоспособной инфраструктуры туристической сферы, созданием и продвижением инновационных туристических продуктов, являющихся базой устойчивого роста региональной экономики, смежных отраслей, сглаживания диспропорций социально-экономического потенциала, качества жизни населения муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации.

Проведённый анализ реализации государственной политики по развитию туризма в Липецкой области свидетельствует об эффективности реализации программно-целевого метода в управлении туристической сферы и регулирования отношений с субъектами туристического бизнеса. Однако развитие сферы туризма в условиях современной глобализации требует разрешения проблем, препятствующих активному продвижению стратегических целей устойчивого роста внутреннего и въездного туризма:

-состояние автодорог на туристских маршрутах;

-отсутствие благоустроенных автостоянок (особенно вблизи объектов показа);

-недостаточная информативность на дорогах, нехватка объектов индустрии отдыха и развлечений для жителей и гостей области, недостаток современных, комфортабельных гостиниц;

-недостаточно развитая материальная база туристской индустрии и неразвитая туристская инфраструктура;

-неудовлетворительное состояние объектов показа;

-невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии;

-узкий спектр предлагаемых услуг индустрии развлечений, вследствие чего складывается их высокая стоимость;

-недостаток высококвалифицированных,

профессиональных кадров;

-недостаточное продвижение регионального турпродукта на внутреннем и российском рынках;

-недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг (транспортных, услуг гидов-экскурсоводов со знанием иностранных языков, гидов-проводников и других);

-недостаточно развитая система статистического учета, что не позволяет оценить динамику отрасли области в целом и четко просчитать бюджетную эффективность государственной поддержки развития туризма;

-низкая вовлечённость в туристическую сферу субъектов предпринимательства, некоммерческих организаций, объединений, добровольческого движения и др.

В рамках решения данных проблем развития туризма 2021-2022 гг. предполагается увеличение: потока инвестиций в основной капитал средств размещения гостей; количества койко-мест в коллективных средствах размещения; количества работающих в коллективных средствах размещения и туристических фирмах; объема платных услуг, оказанных населению туристическими фирмами и коллективными средствами размещения.

Планируется продвижение туристического продукта Липецкой области на внутреннем и международном рынках за счет проведения мониторинговых исследований объектов индустрии туризма, гостеприимства и развлечений региона; рекламной кампании; проведения форумов, конференций, семинаров, фестивалей, международных выставочно-яр-марочных и других мероприятий.

Для повышения туристской привлекательности Липецкой области и, соответственно, продвижению территории на рынке туризма могут способствовать следующие меры (рис. 8).

Для решения выявленных проблем в сфере туризма наиболее эффективными и действенными инструментами развития являются программно-целевой метод и механизмы государственно-частного партнерства. Необходи-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

мость программного подхода к развитию туризма в субъектах Российской Федерации объясняется в первую очередь тем, что сфера туризма представляет собой сложную, разветвленную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество факторов и состояние смежных отраслей и сфер деятельности.

■ Стимулирование применения новых технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий, для повышения качества услуг в секторе туризма

■ Внедрение и реализация безбарьерной среды на объектах туристской индустрии для людей с ограниченными физическими возможностями через создание соответствующей инфраструктуры

1 Совершенствование профессионального образования в сфере туризма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Совершенствование и расшнренпе применения механизмов поддержки бизнеса при реализации инвестиционных проектов с целью создания н развития туристских кластеров, а также применения принципов государственно-частного партнерства для привлечения внебюджетных инвестиций в создание и развитие обеспечивающей инфраструктуры и туристской инфраструктуры

■ Подготовка и формирование целевых программных мероприятий содействия развитию предпринимательства в сфере туризма и гостеприимства, включающих, в том числе, методические рекомендации по участию региональных предприятий_

1 Разработкан внедрение единой концепции медицинского обслуживания въездного и выездного туризма, обслуживание гостей Липецкой области, сотрудников гостиничных и туристских учреждений

1 Разработка!! реализация мер по обеспечению информирования о безопасности туризма, соблюдению законных прав и интересов граждан (туристов) на территории Липецкой области

1 Развитие детского, юношеского и молодежного туризма (в том числе туризма для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов) путем глубокой интеграции туристских программ в систему образования

1 Разработать Стратегию развития туризма в Липецкой области до 2030 года, которая определяет подходы к формированию конкурентоспособнойрегиональной туристской индустрии и механизмы ее реализации

Рис. 8 - Меры по повышению туристской привлекательности Липецкой области

Таким образом, координация действий и концентрация ресурсов при решении задач развития внутреннего и въездного туризма могут быть обеспечены только при использовании программно-целевого метода с привлечением ресурсов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. На фоне кодификации законодательства и нормативных правовых актов, публичного обсуждения и слушаний проектов стратегических направлений развития Российской Федерации и её субъектов особо

актуализируется проблематика выстраивания механизмов инструментария управления и регулирования отношений в туристической сфере на среднесрочный период, как базы достижения долгосрочных стратегических целей.

Для развития регионального туризма целесообразно сформулировать и разработать Стратегию развития туризма в Липецкой области на среднесрочную перспективу, которая определяет подходы к формированию конкурентоспособной региональной туристской индустрии и механизмы ее реализации.

Необходимость разработки Стратегии обусловлена изменениями, происходящими на внешнем и внутреннем рынках туризма; возрастающим влиянием туризма в экономике и социальной сфере региона; развитием межрегионального и международного сотрудничества; потребностью внедрения современных технологий организации туристского процесса.

Стратегия призвана способствовать развитию туризма в Липецкой области по следующим направлениям:

развитие отдельных видов туризма; сохранение и рациональное использование природного и историко-культурного наследия региона, развитие музейного дела;

-развитие инфраструктуры туристской отрасли в регионе с учетом обеспечения экологической безопасности;

-разработка системы информационного обеспечения туризма, создание конкурентоспособных объектов туристического притяжения и продвижение их на российский и международный рынки.

Обеспечение эффективной реализации Стратегии требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами исполнительной власти. Целесообразно в соответствующих органах исполнительной власти области, во всех городских округах и муниципальных районах области назначение лиц, ответственных за координацию деятельности в сфере туризма.

Таким образом, предлагаемый комплекс мероприятий по совершенствованию

— ■

— (

Дехтярь Г.М., Спатарь-КозаченкоТ.И. ил\/ии1 11/1

К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном , . „ | д

уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности /1\-У I \ \/ЛJ I

управления развитием туризма Липецкой области позволит в конечном итоге:

-увеличить туристский поток в регионе; -повысить рейтинг туристской привлекательности территории Липецкой области;

-способствовать развитию доступной и комфортной туристской среды;

-способствовать внедрению и реализации безбарьерной среды на объектах туристской индустрии для людей с ограниченными физическими возможностями;

-повысить качество туристского продукта Липецкой области на внутреннем и мировом рынках;

-ускорить процесс модернизации существующей и создания новой туристической инфраструктуры;

-увеличить налоговые поступления в бюджет.

Главным социальным эффектом можно считать сохранение, развитие и оптимальное использование природного и культурного наследия, продвижение туристической привлекательности региона.

Таким образом, развитие сферы туризма относится к числу перспективных задач в деятельности региональных органов власти. Необходимость ускорения темпов социально-экономического развития требует развития не только традиционных, но и новых стратегических направлений, среди которых безусловным приоритетом является развитие и функционирование индустрии туризма.

Заключение

Туризм - одна из наиболее перспективных отраслей мировой экономики, потенциал которой в России используется в недостаточной степени. При этом практически все российские регионы обладают определенной туристической привлекательностью и потенциалом для развития туристской инфраструктуры. Развивая туристическую отрасль в регионах, можно стимулировать их экономический рост в целом, сокращать количество миграций в более развитые центры, привлекать инвестиции, повышать уровень жизни населения.

Туризм и туристическая деятельность в Российской Федерации получают широкое распространение и, обладая широким диапазоном видов туристических продуктов и слуг, формируют целостную отрасль, образуя индустрию туризма. Услуги туристической индустрии несут дуальное предназначение: социальное и экономическое, в совокупности формируя бюджеты различных уровней, и в этой связи туризм следует относить к социально-экономической категории.

Целью государственного управления в туристической сфере России является обеспечение прав и свобод граждан в области туризма посредством создания в стране современной, высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, способной удовлетворить потребности граждан в разнообразных и качественных услугах.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма и Липецкая область не исключение.

В рамках нашего исследования был проведен подробный анализ конкурентных преимуществ и проблемных сторон туристической сферы Липецкой области, выработаны направления совершенствования деятельности органов государственного управления по развитию сферы туризма в регионе.

Проанализировав деятельность региональных органов власти в сфере развития туризма, можно сделать вывод, что данная сфера динамично развивается, растет количество событийных мероприятий, увеличивается объем внутреннего и въездного туристического потока.

Проведённый анализ реализации государственной политики по развитию туризма в Липецкой области свидетельствует об эффективности реализации программно-целевого метода в управлении туристической сферы и регулирования отношений с субъектами

туристического бизнеса. Однако развитие сферы туризма в условиях современной глобализации требует разрешения проблем, препятствующих активному продвижению стратегических целей устойчивого роста внутреннего и въездного туризма.

Таким образом, предлагаемые мероприятия для решения выявленных в ходе исследования проблем позволяют повысить эффективность деятельности региональных органов власти, что в целом будет способствовать повышению эффективности функционирования туризма и смежных отраслей за счет:

-повышения привлекательности внутренних туристских направлений;

-ускорения процесса модернизации существующей и создания новой туристической инфраструктуры.

С целью повышения качества туристических продуктов и популяризации традиционных и событийных видов туризма в Липецкой области предложены следующие направления:

-в рамках стратегической программы развития туризма сформулировать концепцию единого брендирования туристических

продуктов на территории Липецкой области;

-создать единое информационное поле на базе сайта Управления культуры и туризма Липецкой области по освещению инвестиционных проектов в туристической сфере.

Кроме того, на основе предложенных подходов возможна разработка стратегии на среднесрочную перспективу до 2030 года. Стратегия призвана способствовать развитию туризма в Липецкой области по следующим направлениям: формирование нормативной правовой базы; развитие отдельных видов туризма; сохранение и рациональное использование природного и историко-культурного наследия региона, развитие музейного дела; развитие инфраструктуры туристской отрасли в регионе с учетом обеспечения экологической безопасности.

Предлагаемые мероприятия направлены на формирование и стабильное развитие видов традиционного и событийного туризма, его позитивного влияния на социально-экономические составляющие Липецкого региона и его муниципальных образований.

Список источников

1. Александрова А.Ю., Ступина О.Г. Туристское регионоведение: влияние региональной интеграции на мировой туристский рынок: Монография. М.: КНОРУС, 2016. 176 с.

2. Афонин Г.И., Мельчаков Г.П. Туризм как социально-культурное явление // Экономическая социология. 2018. №7. С. 32-38.

3. Башкатова И.В. Теоретические подходы к проблемам развития туризма: Автореф. дисс. М.: МГУ, 2017. 189 с.

4. Бобкова А.Г., Кудреватых С.А., Писаревский Е.Л., Чудновский А.Д. и др. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма / Под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Фед. аг-во по туризму, 2016. 180 с.

5. Богданов Е.И., Богомолова Е.С., Орловская В.П. Экономика отрасли туризм. М.: НИЦ ИН-ФРА-М, 2016. 318 с.

6. Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Влияние социальных функций туризма на устойчивое развитие региона // Известия ИГЭА «Модернизация экономики региона», 2018 № 6 (86). С. 4550.

7. Десятиченко Д.Ю., Куклина Е.А. Управление развитием туризма и рекреации в регионе: теоретические основы и практические направления деятельности //Управленческое консультирование. 2016. №5(89). С.68-74.

8. Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма. М.: ИНФРА-М, 2017. 304 с.

9. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой. М.: Финансы и статистика, 2018. 320 с.

Дехтярь Г.М., Спатарь-КозаченкоТ.И. ил\/ии1 11/1

К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном , . „ | д

уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности /1\-У I \ \/ЛJ I

10. Матюхина Ю.А. Индустрия туризма. М.: Флинта, 2016. 340 с.

11. Михалкина Е.В. Белокрылова О.С., Фурса Е.В. Экономика труда. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. С. 9.

12.Трофимов Е.И. Основы туризма / Под ред. Е.И. Писаревского. М.: Фед. аг-во по туризму, 2016. С. 20.

13.Трухачев А.В. Варивода В.С. Государственное регулирование в сфере туризма на региональном уровне // Фундаментальные исследования. 2017. №11-1. С. 155-161.

14. Фролова Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2015. 260 с.

15. Чудиновский И.М. Менеджмент туризма. М.: Фед. аг-во по туризму, 2016. 576 с.

References

1. Aleksandrova, A. Yu., & Stupina, O. G. (2016). Turistskoe regionovedenie: vlijanie regional'noj integracii na mirovoj turistskij rynok [Tourist Region Study: influence of regional integration on the world tourist market]: Monography. Moscow, KNORUS. (In Russ.).

2. Afonin, G. I., & Melchakov, G. P. (2018). Turizm kak socialno-kulturnoe yavlenie [Tourism as the welfare phenomenon]. Ekonomicheskaya sociologiya [Economic sociology], 7, 32-38. (In Russ.).

3. Bashkatova, I. V. (2017). Teoreticheskie podhodi k problemam razvitiya turizma [Theoretical approaches to problems of development of tourism]: The dissertation author's abstract. Moscow, MSU. (In Russ.).

4. Bobkova, A. G., Kudrevatykh, S. A., Pisarevskiy, E. L., Chudnovskiy, A. D., & et al. (2016). Gosu-darstvennoe i municipalnoe upravlenie v sfere turizma [The state and municipal management in tourism sphere]. Moscow: Federal Agency for Tourism. (In Russ.).

5. Bogdanov, E. I., Bogomolova, E. S., & Orlovskaya, V. P. (2016). Ekonomika otrasli turizm [Economy of branch tourism]. Moscow: NIC INFRA-M. (In Russ.).

6. Danilenko, N. N., & Rubtsova, N. V. (2018). Vliyanie socialnih funkcii turizma na ustoichivoe razvi-tie regiona [Influence of social functions of tourism on a region sustainable development]. Izvestiya IGEA «Modernizaciya ekonomiki regiona» [Bulletin of IGEA «Region Economy Modernization»], 6(86), 45-50. (In Russ.).

7. Desyatichenko, D. Yu., & Kuklina, E. A. (2016). Upravlenie razvitiem turizma i rekreacii v regione, teoreticheskie osnovy i prakticheskie napravleniya deyatelnosti [Management of development of tourism and recreation in region: theoretical bases and practical directions of activity]. Up-ravlencheskoe konsultirovanie [Administrative consultation], 5(89), 68-74. (In Russ.).

8. Egorenkov, L. I. (2017). Vvedenie v tehnologiyu turizma [Introduction in technology of tourism]. Moscow: INFRA-M. (In Russ.).

9. Endjeichik, I. (2018). Sovremennii turistskii biznes. Ekostrategii v upravlenii firmoi [Modern Tourist Business. Management Strategy Of Firm]. Moscow: Finansi i statistika. (In Russ.).

10. Matyukhina, Yu. A. (2016). Industriya turizma [The tourism industry]. Moscow: Flinta. (In Russ.).

11. Mikhalkina, E. V., Belokrilova, O. S., & Fursa, E. V. (2017). Ekonomika truda [Labor Economy]. Moscow: INFRA-M. (In Russ.).

12.Trofimov, E. I. (2016). Osnovi turizma [Tourism bases]. Moscow: Federal Agency for Tourism. (In Russ.).

13.Trukhachev, A. V., & Varivoda, V. S. (2017). Gosudarstvennoe regulirovanie v sfere turizma na regionalnom urovne [State regulation in tourism sphere at regional level]. Fundamentalnie issle-dovaniya [Basic researches], 11(1), 155-161. (In Russ.).

14. Frolova, T. A. (2015). Ekonomika i upravlenie v sfere socialno-kulturnogo servisa i turizma [Economy and Management in Sphere of Welfare Service and Tourism]. Taganrog: TTI YuFU. (In Russ.).

15. Chudinovskiy, I. M. (2016). Menedjment turizma [Tourism management]. Moscow: Federal Agency for Tourism. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.