Инновационные возможности и решения для развития регионального туризма (на примере Липецкой области)
сч о сч
СП О!
о ш т
X
<
т О X X
Полякова Ирина Евгеньевна,
к.филол.н., доцент, кафедра туризма и гостиничного дела, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, [email protected]
Иванова Раиса Михайловна,
к.филол.н., доцент, кафедра туризма и гостиничного дела, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, [email protected]
Скроботова Ольга Владимировна,
к.филол.н., доцент, кафедра туризма и гостиничного дела, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, [email protected]
В статье рассматривается инновационный вектор развития регионального туризма, основанный на тенденциях инновации и цифровизации современной российской экономики, в частности, туризма. Освещаются инновационные возможности и решения в развитии туризма в Липецкой области. Необходимость инноваций в сфере туризма особенно остро наблюдается в условиях инновационной экономики в целом и особенно в кризисный период развития экономики, непременно сказывающийся на снижении внутренних и международных туристских потоков. В этом случае разного рода инновационное реформирование в туризме будет способствовать как краткосрочным, так и долговременным улучшениям показателей туристского спроса, росту числа туристских предприятий и, соответственно, рабочих мест в данном секторе экономики, повышению качества и конкурентоспособности отечественного туристского продукта. Большое значение для развития отечественного туризма имеют инновационные трансформации туристского продукта на уровне регионов. Сюда относятся разработка и проведение инновационных мероприятий, новые услуги, новые туристские и экскурсионные маршруты или их модификация, в том числе с использованием цифровых технологий, а также новые виды туризма. Авторами предлагается как одно из инновационных решений в сфере туризма разработка единой информационной туристской базы по Липецкой области, доступной и понятной пользователю, что в сочетании с другими инновационными формами и инструментами развития туризма будет способствовать повышению эффективности туристской сферы региона.
Ключевые слова: туризм, региональный туризм, инновации в туризме, цифровизация туризма, инновационный туристский продукт, технологические инновации в туризме, Липецкая область.
Несмотря на усилившиеся в последние годы кризисные тенденции в мировой экономике, связанные, в первую очередь, с ситуацией пандемии коронавируса, туризм был и остается приоритетной отраслью, приносящей колоссальную прибыль в казну большинства государств мира. Кроме того, в ряде стран туристская индустрия является главным сектором экономики. В Российской Федерации отрасль туризма все еще продолжает отставать по экономическим показателям от ведущих туристских держав, тем не менее, доля туризма в экономике нашей страны росла все предыдущее десятилетие, с некоторыми отклонениями, связанными с обострением взаимотношений России с Европой и США, а также исключая период пандемии с начала 2020 вплоть до настоящего времени, когда произошел масштабный спад как внутренних, так и международных туристских поездок. Увеличение доли туризма на отечественном рынке обусловлено во многом обострившимся в последнее время вниманием государства к данной сфере, о чем свидетельствуют разработанные и приведенные в действия программа и стратегия развития туризма (федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» (2021-2030 годы), субсидии, государственные меры поддержки национального турбизнеса в условиях пандемии и пр.
Такой политический вектор в сторону развития туризма становится особенно актуальным в свете того, что более трети культурно-географического пространства Российской Федерации пригодно для туризма, но лишь малая его доля используется в туристских целях, а развитие туризма на территории страны идет слабыми темпами (сравнительно с мировыми тенденциями). Объективным фактом в связи с этим является относительно небольшой вклад туризма в российскую экономику (3,8% в 2019 году - доэпидемиологический период, в целом, благоприятный для развития туризма) [1]. Кроме того, важной проблемой для развития туризма в современной России является «поляризация и сжатие обжитых и освоенных пространств» [2], тенденция урбанизации, «измельчания» периферии, концентрации основных государственных ресурсов внутри социально-экономических и культурных центров - Москвы и Санкт-Петербурга, что непременно находит негативное отражение на развитии регионального туризма. В связи этим ориентация государственной политики на туризм может стать катализатором социально-экономического, культурного развития территорий, обладающих огромным туристским потенциалом, как природным, так и культурно-историческим.
В частности, за счет своевременно принятых мер правительственной поддержки (туристский кэшбек, субсидии на заработную плату для работников туристской индустрии, отсрочка обязательств по турам, снижение
налогов на региональном уровне и др.) Российская Федерация смогла минимизировать (сравнительно с другими туристскими державами) ущерб в сфере туризма, вызванный ограничениями, принятыми в связи с эпидемией [1, с. 17].
Более того, в соответствии с объявленным национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства», к 2030 году количество поездок по стране должно увеличится в три раза, во столько же раз запланировано увеличение вклада туристской индустрии в ВВП, а также в два раза, до 5,6 млн. человек, должно вырасти число занятых в туристской индустрии [3, с. 13].
Огромное внимание в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года уделяется инновациям как главным двигателям прогресса в данном экономическом секторе, в том числе «модернизации и развитию туристской инфраструктуры», внедрение цифровых технологий, совершенствованию системы продвижения национального туристского продукта на внутреннем и международном рынках, в том числе его интеграция в современные коммуникационные сервисы, цифро-визация элементов продвижения, «развитие систем информирования туристов с использованием современных технологий», «создание качественного видеоконтента и видеоигрового контента» [4] и др.
Необходимость инноваций в сфере туризма особенно остро наблюдается в условиях инновационной экономики в целом и особенно в кризисный период развития экономики, непременно сказывающийся на снижении внутренних и международных туристских потоков. В этом случае разного рода инновационное реформирование в туризме будет способствовать как краткосрочным, так и долговременным улучшениям показателей туристского спроса, росту числа туристских предприятий и, соответственно, рабочих мест в данном секторе экономики, повышению качества и конкурентоспособности отечественного туристского продукта, увеличению вклада российского туризма в ВВП.
В условиях инновационной экономики развитие инноваций в туризме обеспечивается:
1. подготовкой квалифицированных кадров в данной сфере, обладающих профессиональными компетенциями, направленными на формирование и реализацию инновационных проектов в туризме;
2. активизацией проектной деятельности в сфере туризма, которая обеспечивается, в свою очередь, финансированием фундаментальных и прикладных исследований, созданием инкубаторов, бизнес-акселераторов и т.п., содействующих инновационным кампаниям в туризме;
3. цифровизацией туризма, в частности, созданием единой информационной базы туристских ресурсов, предприятий, электронной туристской карты гостя, формированием «туристского маркетплейса и централизацией усилий по продвижению туристского продукта Российской Федерации» и т.д. [4].
Среди инновационных типов в туристской деятельности выделяют, как правило, следующие:
1. маркетинговые, рассчитанные на продвижение товара или услуги;
2. продуктовые, предполагающие создание принципиально нового или преобразование старого туристского продукта;
3. организационные, направленные на реорганизацию в системе управления туристским предприятием или сферой туризма в целом;
4. технологические, основанные на использование новых технологических приемов, методов и методик создания турпродукта, использование 1Т-технологий;
5. социальные, предполагающие обновление общественных явлений, изменение жизни социума, неизбежно влияющее на сферу жизнедеятельности индивида [5, с. 7].
Таким образом, развитие туристского сектора в современных экономических условиях может быть обеспечено большим разнообразием инновационных решений, начиная преобразованиями в менеджменте и маркетинговой деятельности туроператорских компаний и заканчивая диверсификацией самого турпродукта и способами его предоставления.
Большое значение для развития отечественного туризма имеют инновационные трансформации туристского продукта на уровне регионов. Сюда относятся разработка и проведение инновационных мероприятий [5, с. 8], новые услуги, новые туристские и экскурсионные маршруты или их модификация, в том числе с использованием цифровых технологий [6], наконец, новые виды туризма (глэмпинг, иммерсивный туризм, фитнес-ту-ризм, виртуальный туризм, трэвел-журналистика, кинотуризм и т.д.)
Основным видом туризма в большинстве регионов Российской Федерации является культурно-познавательный туризм. Липецкая область, обладающая богатым наследием культурно-исторических ресурсов, в этом аспекте не стала исключением. Традиционно среди всех подвидов культурно-познавательного туризма в данном регионе продолжают функционировать и доминировать квазитуризм (перемещение жителей внутри региона с экскурсионно-познавательными целями), профессиональный туризм, а также специализированный, целью которого является удовлетворение культурных потребностей [7, с. 59]. Во многих случаях эти направления культурно-познавательного туризма объединяются или образуют переплетения, например, профессионального и квазитуризма или специализированного и квазитуризма и т.п.
Однако традиционные формы культурно-познавательного туризма в настоящее время вынуждены претерпевать изменения, ориентируясь на новейшие тенденции в сфере экономики, в частности, инновационные достижения в туристской деятельности.
Так, одним из актуальных, инновационных и стремительно набирающих обороты направлений современного туризма стал бэкпэкинг (термин, близкий к термину «самодеятельный туризм») - форма туризма, при которой турист путешествует самостоятельно, без помощи туроператора, но разрабатывает самостоятельный маршрут, исходя из личных предпочтений, прибегая к разного рода информационным контентам в поисковых системах сети Интернет, приложениях и пр. Что привлекает бэкпэкера? Прежде всего независимость и самостоятельность, т.е. возможность создавать собственное «пространство» и окружение в путешествии, знакомиться с новыми людьми, по-своему познавать мир и открывать для себя неизведанные территории, не ограничиваясь рамками туроператорских маршрутов и услуг туристских предприятий. А также сравнительно низкая цена путешествия, формирующаяся с учетом всевозможных скидок, льгот, ваучеров, кэшбеков и других благоприятных предложений для такого рода туристов. Подобные льготы, а также другая актуальная информация для самостоятельных путешествий предоставляются
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
сч
0 сч
СП
01
о ш Ш X
<
m о х
X
транспортными компаниями, гостиницами и другими предприятиями сферы туризма, а также самими туристами через специальные сайты и приложения, которыми бэкпэкеры с удовольствием пользуются (Aviasales, Booking.com, Airbnb, Couchsurfing, Travelata, MAPS.ME, Galileo, Аудиогид Azbo, Iknow.travel, izi.TRAVEL, Cool Cousin, Eventbrite, TripAdvisor и многие другие) [8]. Таким образом, по справедливому замечанию Е.А. Байкова, «туроператором в последнее время становится сам турист» [7, с. 60].
Минусом для туризма является факт, что бэкпэкер не готов переплачивать за дорогие туристские услуги и гостиницы, выбирая в качестве места размещения дешевую гостиницу, хостел или же останавливаясь у местных жителей, тем самым, глубоко погружаясь как бы в культурную «реальность» выбранного для путешествия места, что придает поездке дополнительный романтический ореол. Тем не менее, учитывая тенденцию значительного роста числа бэкпэкеров не только в сфере международного, но и во внутреннем туризме, предприятиям, работающим в туристской сфере в регионах, при формировании предложений следует, на наш взгляд, учитывать потребности туристов нового поколения. В связи с этим, для Липецкой области будет целесообразным пересмотреть инфраструктурный компонент туризма, в основном, в сфере питания и гостеприимства, что предполагает прежде всего создание большего количества бюджетных средств размещения (типа хостел) с минимальным набором услуг.
Однако главным инновационным решением в данной области может стать разработка единой информационной туристской базы по Липецкой области, доступной и понятной любому пользователю. Такая электронная база объединит в себя возможности интерактивного туристского путеводителя и маркетплэйса, где в удобном формате будет размещена постоянно обновляющаяся информация о туристских ресурсах территории, инфраструктуре, туристских предложениях, актуальных в режиме реального времени, а также возможности блога, где туристы могут поделиться впечатлениями о путешествии по региону, социального контента с рейтингом и отзывами об объектах туристской дестинации. Учитывая потребности и тенденции цифровизации туризма, «развития туристских информационных систем и платформ» [4, 48], подобная туристско-информационная база, объединившись с информационными контентами других регионов, может впоследствии стать частью единой централизованной туристско-информационной системы. Сопутствующим дополнением к электронной базе данных может стать предлагаемое Правительством в «Стратегии развития туризма» на период до 2035 года мобильное приложение и электронная туристская карта гостя «в городах и субъектах Российской Федерации, аналог международных карт и приложений для мобильных устройств, позволяющих туристу перемещаться общественными видами транспорта, узнавать о культурных мероприятиях и событиях, пользоваться скидками при посещении объектов туристского показа, а также предоставляющих другие льготы» [4, с. 49].
Интересна для Липецкой области идея и возможности еще одной инновационной формы культурно-познавательного туризма, а именно - иммерсивного туризма, также снискавшего в последнее десятилетие широкую популярность в мировой туристской практике. Элементы такого вида туризма уже сейчас ак-
тивно используются в региональных событийных туристских мероприятиях («Русская закваска», «Антоновские яблоки», г. Елец), театрально-костюмированная атмосфера которых пропитана духом XIX-начала XX вв. и заставляет гостей фестивалей погрузиться и ощутить себя очевидцами исторического прошлого, увидеть город глазами юного писателя И.А. Бунина. Возможности иммерсивного туризма целесообразно применять (и применяются) и в экскурсионных программах по местам жизни и творчества писателя, воссоздавая сцены из его произведений, где отчетливо прослеживаются картины елецких реалий, конкретные топографические элементы. В результате такого представления экскурсант из пассивного слушателя превращается в активного зрителя и, более того, в участника события [9]. Такой подход значительно разнообразит программу путешествия и делает полученные впечатления от поездки поистине живыми, яркими, уникальными и незабываемыми.
Кроме рассмотренных инновационных решений, в регионе практикуются так называемые программы (маршруты) выходного дня, ставшие востребованными благодаря современной тенденции к сокращению продолжительности поездок в связи с возросшей интенсивностью рабочего времени. Помимо этого, данные программы предпочитают туристы старшего поколения, преимущественно пенсионеры, не желающие надолго покидать место постоянного пребывания и выбирающие, как правило, недорогие туры в близлежащие регионы.
Несмотря на тенденцию к широкомасштабным технологическим инновациям в туризме, перспективной нишей регионального туризма становятся ретроиннова-ции, также успешно функционирующие в лоне культурно-познавательного туризма Липецкой области. Ту-ристско-экскурсионные программы, позволяющие гостям проникнуться атмосферой местной культуры и быта древних провинциальных городов (Елец, Усмань, Лебе-дянь, Задонск) и районов области, попробовать блюда домашнего приготовления, посетить местные музеи, поучаствовать в мастер-классах и т.д., являются традиционными туристскими продуктами, не только популярными в прошлом, но и широко востребованными в настоящее время и в перспективе. А.А. Петрова в рамках ретроинноваций отдельной группой выделяет набирающие популярность исторические фестивали и реконструкции [10]. Подобного рода фестивали, имеющие как межрегиональный, так и международный статус, занимают особое место в туристской практике Липецкой области («Русборг», «Ладейное поле», «СтрЕлец», «Казачья застава»).
Таким образом, развитие туризма в России в большой степени основано на тенденциях развития регионального туризма, который, в свою очередь, базируется на инновационных преобразованиях в данной отрасли, связанных, в основном, с процессом «цифровизации» современной экономики. Туристский продукт в Липецкой области также подвержен подобной трансформации. Его развитие и повышение конкурентных преимуществ идет по пути диверсификации, использованию новых технологий в предоставлении туристских услуг, созданию новых маршрутов и модификации старых. Главным решением на пути инновационного развития туризма в регионе будет создание
электронно-информационной туристской базы, доступной как для профессионалов в области туризма, так и для самодеятельных туристов.
Литература
1. Джанджугазова Е. А. Развитие туризма и гостеприимства: временная остановка или новый путь? // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2021. Т.7. № 1. С. 15-22.
2. Нефёдова Т.Г., Трейвиш А.И. Поляризация и сжатие освоенных пространств в центре России: тренды, проблемы, возможные решения // Демографическое обозрение. 2020. ТОМ 7, №2. С. 31-53.
3. Селезнев М. Закрытая Россия // Профиль. М.,
2020. № 35-36 (136), 28 сентября. - С. 13
4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourism.gov.ru/upload/iblock/298/Страте-гия%20развития%20туризма%20на%20пе-риод%20до%202035%20года.pdf
5. Новичков Н.В., Новичкова А.В., Малыгина О.В. Инноватика туристического бизнеса в развитии экономики впечатлений // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 2. С. 6-19. doi: 10.24411/1995-042Х-2018-10201.
6. Neidhardt J., Worndl W. (2020) Information and Communication Technologies in Tourism 2020. Proceedings of the International Conference in Surrey, United Kingdom, January 08-10, 2020, Springer, 322 p.
7. Байков Е.А. Инновационные аспекты развития культурно-познавательного туризма в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2014. №2. С. 58-65.
8. Старкова И.И., Тапхаров М.В., Кондрашова, Е.В. Самодеятельный туризм: современное состояние и перспективы развития // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2019. №2. С. 77-81.
9. Мухоморова И.В. Инновации в развитии регионального туризма в России // Инновации и инвестиции.
2021. №3. С. 16-18.
10. Петрова А.А. Ретроинновации как фактор развития внутреннего туризма Уральско го региона // Актуальные проблемы современного краеведения на Среднем Урале : материалы Всерос. науч. конф. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — С. 197-199.
Innovative opportunities and solutions for the development of regional tourism (on the example of the Lipetsk region)
Polyakova I.E., Ivanova R.M., Skrobotova O.V.
Yelets State University named after I.A. Bunin
JEL classification: D24, D41, D84, D92, O11, O12, O31, O32, O34_
The article considers the innovative vector of regional tourism development based on the trends of innovation and digitalization of the modern Russian economy, in particular, tourism. Innovative opportunities and solutions in the development of tourism in the Lipetsk region are highlighted. The need for innovation in the field of tourism is especially acute in the conditions of an innovative economy as a whole and especially during the crisis period of economic development, which certainly affects the decline in domestic and international tourist flows. In this case, various kinds of innovative reforms in tourism will contribute to both short-term and long-term improvements in the indicators of tourist demand, an increase in the number of tourist enterprises and, accordingly, jobs in this sector of the economy, improving the quality and competitiveness of the domestic tourist product. Innovative transformations of the tourist product at the regional level are of great importance for the development of domestic tourism. This includes the development and implementation of innovative events, new services, new tourist and sightseeing routes or their modification, including using digital technologies, as well as new types of tourism. The authors propose as one of the innovative solutions in the field of tourism the development of a unified tourist information base for the Lipetsk region, accessible and understandable to the user, which in combination with other innovative forms and tools of tourism development will contribute to improving the efficiency of the tourism sector of the region.
Keywords: tourism, regional tourism, innovations in tourism, digitalization of tourism, innovative tourist product, technological innovations in tourism, Lipetsk region.
References
1. Dzhandzhugazova, E.A. Development of tourism and hospitality: a temporary stop or a new way? Research Result. Business and Service Technologies, 7 (1), 2021. Pp. 15-22.
2. Nefedova, T.G., Treivish, A.I. Polarization and compression of the developed spaces in the center of Russia: trends, problems, possible solutions // Demographic Review. 2020. VOL. 7, No. 2. Pp. 31-53.
3. Seleznev, M. Closed Russia // Profile. M., 2020. No. 35-36 (136), September 28. P. 13/
4. The strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035 (approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated September 20, 2019 No. 2129-r) [Electronic resource]. - URL: https://tourism.gov.ru/up-load/iblock/298/CTpaTerHa%20pa3BHTHq%20TypH3Ma%20Ha%20nepHO A%20flO%202035%20rofla.pdf
5. Novichkov, N.V., Novichkova, A.V., Malygina, O.V. Innovation of tourism business in the development of the economy of impressions // Service in Russia and abroad. 2018.Vol. 12. 2.S. 6-19. doi: 10.24411 / 1995-042X-2018-10201.
6. Neidhardt J., Worndl W. (2020) Information and Communication Technologies in Tourism 2020. Proceedings of the International Conference in Surrey, United Kingdom, January 08-10, 2020, Springer, 322 p.
7. Baikov, E.A. Innovative aspects of the development of cultural and educational tourism in modern conditions // St. Petersburg Economic Journal. 2014. No. 2. Pp. 58-65.
8. Starkova, I.I., Tapkharov, M.V., Kondrashova, E.V. Amateur tourism: current state and development prospects // Bulletin of the Buryat State University. Economics and Management. 2019. No. 2. Pp. 77-81.
9. Mukhomorova, I.V. Innovations in the development of regional tourism in Russia // Innovations and investments. 2021. No. 3. Pp. 16-18.
10. Petrova, A.A. Retroinnovations as a factor in the development of domestic tourism in the Ural region // Actual problems of modern local history in the Middle Urals: materials of the All-Russian. scientific. conf. - Yekaterinburg: Ural Publishing House. University, 2015 . - Pp. 197-199.
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О M