о
SCIENCE TIME
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Бажук Оксана Владимировна, Калинина Кристина Олеговна Филиал Омского государственного педагогического университета, г. Тара
E-mail: bajuk141183@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам формирования социальной компетентности у студентов педагогического вуза через (I) волонтёрское движение. Рассмотрены теоретические подходы к понятию О «социальная компетентность», а также волонтёрство, как форма вовлечения студентов в социальную активность.
Ключевые слова: социальная компетентность, социальная
активность, волонтерская деятельность.
Современный этап развития общества характеризуется инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Успешной социализации студентов в немалой степени
способствует освоение способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений друг с другом. На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности у студентов формируются ключевые компетенции, приводящие к образованности и компетентности в определенной сфере.
Важнейшую сферу и особый уровень активности человека составляет социальная компетентность. Изучению данной проблемы посвящено значительное количество работ в зарубежной (У. Пфингстен, Р. Хинш, С. Витманн, Ю.Мель, Р. Ульрих и др.) и отечественной (М.Л. Кубышкина, А.П. Корнилов, Л.Н. Боголюбов, Е.В. Коблянская, В.Н. Куницина и др.) науке.
Обратимся к содержательному рассмотрению базового понятия «социальная компетентность», представленному в табл.1.
32
о
SCIENCE TIME
Таблица 1
Понятие «социальная компетентность» с позиций отечественных ученых
Автор Понятие «социальная компетентность»
Г.Э. Белицкая ... это наивысший уровень социальной активности личности -освоение и развитие социальной действительности, достигаемый в ходе деятельности, общения [1].
В.Н. Куницина ... это система сложных социальных знаний, умений, навыков взаимодействия, способов поведения в различных социальных ситуациях, позволяющих приспосабливаться, принимать решение, извлекать максимальную возможность из обстоятельств дела [2].
Е.В. Коблянская . это умение выбрать правильные социальные ориентиры в своей деятельности [3].
А. А. Гусев ... это уровень социальной готовности воспитанников, позволяющий им обладать необходимыми правами и обязанностями, знаниями, умениями, навыками, и быть конструктивными в основных сферах деятельности личности [4].
Н. В. Калинина ... это важное психологическое новообразование, позволяющее гармонично и конструктивно разрешать проблемы возрастного юношеского кризиса [5].
Е. И. Зарипова . это способность человека эффективно решать задачи взаимодействия с обществом по устранению жизненных проблем в социальной сфере, волнующих конкретную общность и личность, с использованием знаний, учебного, жизненного опыта, ценностей и наклонностей индивида [6].
Анализируя содержание подходов, под социальной компетентностью мы понимаем способность и готовность студентов к решению задач взаимодействия с субъектами образовательного процесса с использованием их знаний, учебного, жизненного опыта, а также ценностей и наклонностей.
Социальные компетенции включают в себя социальную активность студентов, т.е. овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности, умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.
Одной из новых форм вовлечения студентов в социальную активность,
33
о
I
SCIENCE TIME
I
способствующую формированию и совершенствованию социальной компетентности, как самих студентов, так и подрастающего поколения является волонтёрское движение.
В РФ волонтёрская деятельность регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: "Волонтеры - это граждане, осуществляющие
благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации" [7].
Нельзя не отметить, что формирование компетентности возможно только в единстве с личностными ценностями, т.е. при глубокой заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Основными направлениями деятельности волонтёров являются: социальная защита, экология, благоустройство, профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни, правозащитная деятельность, сохранение исторического и культурного наследия, содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения и многое другое.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию - это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.
В связи с этим можно говорить о том, что для формирования и развития социальной компетентности волонтёров возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации.
Для создания такой развивающей среды большую роль играет совместная работа, которая повышает внутреннюю мотивацию и инициативу волонтёров, побуждает их участвовать в принятии решений. Взаимодействуя между собой, волонтёры приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, брать на себя ответственность за реализацию отдельных инициатив.
По целевой ориентированности волонтерство, может быть, направлено:
а) на взаимопомощь, когда люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или общества;
б) на благотворительность, когда объектом помощи является участник группы, в которую не входит сам волонтер;
в) на участие в местном самоуправлении, когда член какого-либо сообщества на добровольной основе включается в деятельность по управлению им.
Профилактические занятия, тренинги, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, благотворительные акции,
34
а
о
SCIENCE TIME
конференции, обучающие сессии - всё это будет способствовать формированию социальной компетенции волонтеров.
Таким образом, именно совместной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности в силу того, что она служит повышению активности волонтера; даёт возможность творческого сотрудничества между собой и детьми; предполагает вариативность форм организации, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности.
Литература:
1. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 42-57.
2. Куницына, В.Н., Межличностное общение / Н.В.Казаринова, В.М.Погольша.-СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
3. Коблянская, Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности. -СПб. : СПбГУ, 1995. - С. 210.
° 4. Гусев, А.А. Воспитание социальной компетентности у детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома:- Екатеринбург, 2003. - 152 с.
5. Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. - С . 16-21.
6. Зарипова, Е.И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды: - Омск, 2005. - 215 с.
7. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях.
35
а