Научная статья на тему 'Волонтерское движение как фактор формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Социальная работа»'

Волонтерское движение как фактор формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Социальная работа» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / SOCIAL WORKER / COMPETENCE / VOLUNTEER MOVEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рахматуллина Л.Ш., Кечаева Н.В., Финогентова Л.А., Лифанов А.Д., Зенуков И.А.

Для повышения качества образовательного процесса и отслеживания непосредственно процесса формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа» применяется социально-воспитывающий потенциал волонтерского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To improve education quality and monitoring of the educational process of professional competence formation of bachelors social work is using a potential of volunteer movement.

Текст научной работы на тему «Волонтерское движение как фактор формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Социальная работа»»

УДК 796

Л. Ш. Рахматуллина, Н. В. Кечаева, Л. А. Финогентова, А. Д. Лифанов, И. А. Зенуков

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Ключевые слова: социальный работник, компетентность, волонтерское движение.

Для повышения качества образовательного процесса и отслеживания непосредственно процесса формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа» применяется социально-воспитывающий потенциал волонтерского движения.

Key words: social worker, competence, volunteer movement.

To improve education quality and monitoring of the educational process of professional competence formation of bachelors social work is using a potential of volunteer movement.

Введение

Социальная работа - отрасль профессиональной деятельности направленная на помощь и поддержку нуждающихся граждан в рамках государственной системы, обеспечиваю-щей защиту своих граждан. Эти задачи и огромная ответственность профессии определяют

потребность в высококвалифицированных кадрах.

Социальный работник должен иметь ряд определенных личностных качеств - доброта, честность, общительность, добросовестность, исполнительность. Также это и сочувствие, сострадание, готовность помочь другому человеку, он должен быть грамотным, иметь широкий кругозор знаний, как того и требуют основные задачи профессии [1].

Согласно Федеральному государствен-ному образовательному стандарту высшего

профессионального образования (ФГОС ВПО 3 поколения) направления «Социальная работа», «социальная работа представляет собой систему мер по оказанию помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также и деятельность, характеризуемую на международном и всероссийском обще-государственном уровне в качестве средства, системы мер по осуществлению социальных изменений и обеспечению социального благополучия человека и общества в целом, отдельных людей, личности, сообществ» [2].

Также в нем отмечено, что результаты обучения - это усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции. Под компетенциями понимается способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Бакалавр по направлению «Социальная работа» должен обладать рядом компетенций, в общей сумме которые и составляют его профессиональную компетентность.

Профессиональные компетенции, их 35, подразделяют на несколько групп (категорий) компетенций [3]:

1) социально - технологические. Быть готовым к разработке и эффективной реализации социальных технологий на высоком уровне, быть посредником, консультантом, оказывать помощь и

поддержку, обеспечивать благоприятную среду в социальных организациях и службах, заниматься инновационной деятельностью, предупреждать профессиональную деформацию, оценивать качество социальных услуг, соблюдать профессионально - этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК 1 - 12);

2) исследовательские. Быть способным проводить анализ и исследования в социальной сфере общества, определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач, использовать результаты этой деятельности в форме методических рекомендаций, отчетов и публичных обсуждений, осуществлять прогнозирование, моделирование и экспертную оценку социальных процессов, как индивидуально, так и коллективно (ПК 13 - 21);

3) организационно - управленческие. Быть способным к координационной, организационно -управленческой деятельности в различных учреждениях социальной работы (ПК 22 - 29);

4) социально - проектные. Быть готовым к социально - инженерной и проектной деятельности с учетом региональной специфики, к разработке инновационных социальных проектов, участию в них, а также привлечению дополнительных финансовых средств в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики (ПК 30 - 35).

В последнее время волонтерское движение набирает силу, становясь новым трендом современной российской реальности [3]. Независимо от его формы (уход за нуждающимися людьми, взаимопомощь, оказание услуг,

организация благотворительных общественных кампаний) добровольчество выражает стремление людей помочь ближнему трудиться на благо общества [3-5]. Особенно важно культивировать добровольчество в молодёжной среде. Так как сформированное в молодые годы мировоззрение и культура поведения остаются у человека на всю жизнь [5]. В последние годы в молодёжной среде наблюдается растущее стремление к активному участию в жизни общества. В то же время эта активность нередко сопровождается недостатком

опыта, знаний, умений и навыков для действенного участия в крупных социально-значимых проектах страны, гражданской и правовой незрелостью молодых людей, а порой и отсутствием культуры поведения.

Целью настоящей работы является исследование роли активного участия студентов в волонтерском движении в формировании профессиональной компетентности будущих социальных работников.

Методы исследования

С целью выявления знаний, мотиваций и ценностей студентов-волонтеров Универсиады 2013 нами проведено анкетирование студентов института управления инновациями (ИУИ). В исследовании приняло участие 138 студентов 2-4 курсов направления «Социальная работа».

В нашей работе, в качестве методологической основы выступают аксиологический подход, в рамках которого бескорыстное служение людям и обществу, рассматривается в сфере ценностных ориентаций социального работника и личностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноцен-ного развития и саморазвития личности.

Результаты и их обсуждение

Волонтерское движение - это добровольная форма объединения для мобилизации социальной инициативы, достижения общественно значимых целей, совместного решения общих проблем, способствующая личностному росту его участников и развитию социальной активности молодежи [1]. Волонтерское движение носит добровольный характер. Добровольчество дает возможность будущему социальному работнику на протяжении всего периода профессиональной подготовки иметь регулярную социальную практику в различных видах социальной и профессиональной деятельности [5].

В работе Н.П. Клушиной [1] показано, что добровольческая практика, являясь компонентом непрерывного практического обучения студентов, организованная как профессионально

ориентированная безвозмездная работа студентов, с учетом индивидуально-личностных особенностей, обеспечивает получение студентами опыта: организации прямой социальной помощи; сотрудничества с другими общественными организациями; а также непосредственного общения и выполнения социальной работы с представителями различных групп населения, нуждающихся в помощи и формирует профессиональные умения и навыки.

Реализация трех групп педагогических условий: а) разработка содержания добровольческой практики, в тесной взаимосвязи с теоретическим и практическим обучением; б) использование интерактивных форм и методов практического обучения в добровольческих программах,

позволяющих поставить студента в активную позицию; в) активность и включенность в добровольческую деятельность студентов, их высокая мотивация на оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в помощи, способствовали переходу на средний и высокий уровни сформированности профессиональных умений и навыков у бакалавров социальной работы [1].

Анкетирование показало, что до участия в универсиаде лишь 2,2% студентов будущих социальных работников добровольно оказывали помощь, ухаживая, например, за инвалидами, одинокими или больными людьми. Ещё 4,3 % регулярно посещали детские дома. 10,9 % однократно участвовали в акциях в поддержку тяжелобольных детей, собирая деньги на лечение, в озеленении города, в компаниях против курения и наркотиков.

Волонтерское движение как лишь благотворительную помощь нуждающимся людям рассматривают 52 % опрошенных студентов. Добровольный труд на благо общества - так воспринимают волонтерство остальная часть (48 %) респондентов.

На основе исследований, проведенных в Казанском национальном исследовательском технологическом университете [6,7], нами выделены причины, побудившие молодых людей записаться в ряды волонтёров:

При исследовании мотивации участия в волонтерском движении1 нами установлено, что для 63 % студентов - это потребность в общении, установления личных контактов;

10,9 % ощущают необходимость помогать

людям;

19,6 % возможность проявить активность и зарекомендовать себя, реализовать собственную инициативу

8,7 % приобрети опыт, развить организаторские способности,

13 % желание почувствовать себя частью исторического события;

2,2 % убеждения нравственного характера; 6,5% студентов признались, что были вынуждены участвовать в Универсиаде в качестве волонтёров

Все будущие волонтёры принимали активное участие в подготовке столь важному и ответственному событию города и страны. В программе подготовке волонтеров были запланированы и реализованы беседы, тренинги, коммуникативные игры, упражнения на развитие организаторских качеств, мастер-классы. Преподавателями кафедры физического воспитания и спорта КНИТУ совместно с исполнительной дирекцией Универсиады были организованы группы болельщиков- волонтёров:

В задачами созданных групп входило: - умение активно поддерживать участников соревнований;

1 Были возможны несколько вариантов ответа

- умение адекватно реагировать на внезапно возникшие нестандартные ситуации;

- умение правильно использовать атрибутику болельщиков;

-умение сформировать в глазах общественности положительный облик

студенческой молодёжи Казани;

-умение контактировать с представителями сборных команд и болельщиками из других городов, округов, стан.

- умение проявлять вежливость и в целом культуру поведения, общения.

После окончания спортивных

соревнований, в завершении культурных событий Универсиады среди волонтёров, и волонтёров-болельщиков был проведен блиц-опрос, который показал, что хотя личностные мотивы для вступления в ряды волонтёров Универсиады у студентов были самые разные, в итоге 100% студентов посчитали свой опыт участия в волонтёрском движении - положительным. Своё отношение к этой организации волонтёрского движения среди молодёжи пересмотрели 74 % из них. 83 % будущих социальных работников готовы принимать участие в любых крупных культурно-спортивных событиях города, благотворительных акциях, помогать нуждающимся в помощи детям. Чуть более 48% студентов впервые посещали спортивные соревнования подобного ранга и имели первый опыт спортивных болельщиков. 23,9 % студентов отметили, что Универсиада для них стала

неким толчком для их личного участия как в культурно-спортивных событиях университета, так и общественной жизни города. Приобщились к спору и стали регулярно посещать городские и республиканские и мировые первенства 13% опрошенных волонтёров, в том числе и Зимние Олимпийские игры 2014 в г. Сочи. Принимать активное участие в благотворительных акциях изъявили желание 28,3 % учащихся. В ряды спортивных болельщиков записались 8,7 % студентов. Все это свидетельствует о положительной ориентации студенческой молодежи на здоровый стиль жизни [7].

Литература

1.Н. П. Клушина, Л. С. Кириллова, Вестник СевероКавказского государственного технического университета. №2 (23), 2010.

2. В.Н. Фролов, Г.Б. Хасанова, Вест. Казан. технол. ун-та, 16, 23, 325-327 (2013).

3. Э.Д. Ахметгалеев, Казанский педагогический журнал, 3, 27-33 (2009).

4. Е.В. Великанова Вест. Томск. ун-та. Сер. Гуманитарные науки, 8, 172-179 (2012).

5. С. Екимова Высшее образование в России, 12, 95-97 (2006).

6. А.Д. Лифанов, Л.Ш. Рахматуллина, В.Д. Лифанова, Вестн. Казан. технол. ун-та, 16, 24, 302-304 (2013).

7. Э.Т. Ахметвалеева, А.В. Фадеев, И.А. Зенуков, Н.Н. Мамяшева, Ю.А. Бабушкин. Вестн. Казан. технол. ун-та, 16, 24, 192-194 (2013).

© Л. Ш. Рахматуллина - ст. преп. каф. физвоспитания КНИТУ, Lilia120@mail.ru; Н. В. Кечаева - ст. преп. той же кафедры, Л. А. Финогентова - доц. той же кафедры, А. Д. Лифанов - канд. хим. наук, доц. той же кафедры, Lifanov84@mail.ru, И. А. Зенуков - канд. техн. наук, зав. каф. физвоспитания КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.