Научная статья на тему 'Компетентностный подход в современной системе образования'

Компетентностный подход в современной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
785
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫ Й ПОДХОД / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Елизавета Александровна

В статье раскрываются понятия социальная компетентность и компетентностный подход в образовании. Трактовка данных понятий отечественными и зарубежными авторами. Рассмотрены современные взгляды на обучение, воспитание и социализацию детей и подростков. Статья рассчитана на широкий круг специалистов, работающих в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в современной системе образования»

Компетентностный подход в современной системе образования

Романова Елизавета Александровна Московский городской педагогический университет,

г. Москва

Email: eliz_rom@yahoo.com

Аннотация: в статье раскрываются понятия социальная

компетентность и компетентностный подход в образовании. Трактовка данных понятий отечественными и зарубежными авторами. Рассмотрены современные взгляды на обучение, воспитание и социализацию детей и подростков. Статья рассчитана на широкий круг специалистов, работающих в сфере образования.

Ключевые слова: социальная компетентность, компетентностный подход, социализация, обучение, воспитание.

Модернизация образовательной системы в России, связанная со сменой образовательной парадигмы под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, новой законодательной базы, нового понимания прав ребенка, ведет к расширению понятия образования. В настоящее время, оно подразумевает не только усвоение знаний и умений, а развитие личности в целом. Так в федеральном законе «Об образовании» (№ 273-ФЗ) от 12 июля 2012 г. образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, представляющий собой общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и глубины в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Под воспитанием рассматривается деятельность, предусматривающая развитие личности, создание условий для ее самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Под обучением понимается

целенаправленный процесс организации деятельности обучаемых по развитию способностей, овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни и, наконец, по формированию у обучаемых мотивации расширения образования в течение всей жизни.

Социализация с современных научных позиций рассматривается как процесс усвоения, интериоризации индивидом норм, ценностей общественного бытия. Исследователи (Е.В. Коблянская и др.), сопоставляя понятия «воспитание» и «социализация» говорят об их синонимичности в широком социальном смысле, в то время как более узком, педагогическом смысле, воспитание признается педагогическим компонентом процесса социализации, а, следовательно, и целенаправленного освоения социально-культурных ценностей общества. Воспитание, как отмечают исследователи, состоит в обеспечении социальной интеграции человека, которая развивает личность, помогает ей достичь баланса между адаптированностью и обособлением в социуме. Воспитание является условием самореализации человека, его позитивного проявления и развития. Реализация данного процесса возможна только на основе компетентного социального поведения. Социализация предполагает адаптацию детей, в том числе и с нарушениями интеллекта, к социальному окружению и одновременно с этим в их обособлении в условиях конкретного социума, т. е. в нахождении своей собственной социальной ниши. Главным системообразующим фактором в этом процессе является максимально возможное формирование жизненной компетенции, на чем базируется социальная независимость индивида в его повседневной жизни. Именно в процессе социализации каждый человек, интегрируясь в социум, самоактуализируется, приобретает неповторимую индивидуальность, что представляет одну из конечных целей образования.

Таким образом, воспитание и обучение детей становятся индивидуальноличностно ориентированным процессом, приближенным к практической жизни, в которую ребенок включается в качестве участника социального взаимодействия.

Как отмечает И.А. Зимняя [4], происходящие во всем мире события, связанные с необходимостью обеспечения вхождения человека в социум, приводят к изменению целей образования. В Российской Федерации в законе об образовании указаны новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), отражающие совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ; при этом фундаментальным ядром современного национального стандарта образования является развитие личностно-социальной сферы. Утверждение стандартов, в основу которых положен компетентностный подход, приводит к изменению традиционных моделей организации образовательного процесса. Образование должно быть

направлено не столько на освоение определенных знаний, умений и навыков, сколько на формирование социальных компетентностей (СК) и развитие социально-значимых компетенций, соотносимых с требованиями жизни.

Применение компетентностного подхода в образовании в последние годы приобретает системный характер. Это обусловлено сменой образовательной парадигмы под влиянием решений Болонского процесса, доклада ЮНЕСКО от 1997 г., принятой в стране «Стратегией модернизации содержания общего образования до 2010 года» и др. Компетентность признана фактором, детерминирующим успешное развитие личности и единицей измерения «качества образования». При этом под «качеством образования» понимается его соответствие современным социокультурным условиям и требованиям.

Происходящие в России глубокие социокультурные изменения предопределяют важность модернизации образовательных подходов, программ и технологий, ориентированных на качественное совершенствование процесса социализации обучаемых. Гуманистические тенденции в развитии образования требуют определения путей изменения подходов к структуре и содержанию обучения и воспитания. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010) обращается внимание на то, что главным результатом образования будут признаваться не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни и что в любой школе должна быть обеспечена успешная социализации детей.

В западной педагогике компетентностные педагогические цели, ценности и соответствующие технологии обучения органично выросли из размышлений и/ или действий, направленных на преодоление недостатков образования. При этом определение проблем образования исходило из учета позиции потребителей образовательного продукта. При переводе этого запроса на язык образовательных понятий возникло понятие «компетентность».

Проблемам применения компетентностного подхода в образовании посвящены многие отечественные и зарубежные исследования (К.А. Абульханова, Г.Э. Белицкая, А.В. Брушлинский, А.А. Вербицкий, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, Е.В. Коблянская, С.Н. Краснокутская, А.Б. Куклина, В. Н. Куницина,

О.Н. Мачехина, О.П. Николаев, Л.А. Петровская, У. Пфингстен, В.Г. Ромек, Н.А. Рототаева, Г.И. Сивкова, Ю.Г. Татур, Р. Хинтч, М.А. Холодная, М.А. Чошанов,

Н.В. Яковлева и др.). В тоже время само по себе это понятие является новым для науки и практики и приобретает междисциплинарный характер. Его исследуют на философском (Г.Э. Белицкая, Л.Н. Шабатура), социально-психологическом (Н.В. Веселкова, Н.В. Куницына, Е.В. Коблянская, Ю. Мель, Е.В. Прямикова, У.П. Каннинг, У. Пфингстен, Р. Хинтч) и психолого-педагогическом уровнях (С.С. Бахтеева, Д.Е. Егоров, Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова, В.В. Цветков, Б. Зейфрит, А. Ленцен, Ф. Петерманн), что порождает разнообразие теоретических

обобщений, которые не всегда согласуются между собой.

Компетентность рассматривается и как единица социализации - процесса присвоения, освоения человеком социальных норм и ценностей; и как социокультурная умелость - способность встраиваться в ситуацию, проявлять гибкое социальное поведение, эффективно и комфортно пребывая в социуме; и как способность индивида к активному, ответственному действию. По Г.Э. Белицкой [1], компетентность свидетельствует о высшем уровне социальной активности личности - освоении и развитии социальной действительности, достигаемых в процессе деятельности, поведения, общения, созерцания и т. п. В.Н. Куницина [6] трактует компетентность как систему знаний о социальной действительности и о собственном «Я», систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, действовать по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекая максимум возможного из сложившихся обстоятельств. В диссертационном исследовании Е.В. Коблянской [5] дается определение компетентности, как «взаимодействия в отношениях между «Я» и обществом, как способность выбрать правильные

о

социальные ориентиры, умение организовывать свою деятельность в соответствии с такими ориентирами, которые становятся «векторами адаптационного процесса». В.В. Цветков [9] рассматривает компетентность с позиции теории социальных ролей как социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду активно взаимодействовать с социумом, выполнять различные социальные роли, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, участвовать в социально-значимых проектах. Подобное понимание отражено и в работе Н.И. Белоцерковец [2]. По мнению Г.И. Сивковой [8], компетентность — это наличие уверенного поведения, которое реализуется посредством разных автоматизированных навыков, позволяющих человеку гибко менять свое поведение в зависимости от складывающихся ситуаций. Еще более определенно эта мысль выражена В.Г. Ромеком [7], который включает в состав компетентности способность человека менять стратегию своего поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекстов его деятельности.

Согласно представлению зарубежных ученых (Donohue W.A. и KrasnerS.D., 1995; ReshkeS., 1999) компетентность - это позитивный ресурс личности, который влияет на психосоциальную жизнь человека, его социальное поведение и отношения. У. Пфингстен и Р. Хинтч (1999) считают, что это - умение преодолевать проблемы в социальных отношениях при повседневных контактах с окружающими, под компетентностью они понимают наличие и возможность использования когнитивных, эмоциональных и моторных моделей поведения,

которые в определенных социальных ситуациях ведут к возникновению длительного благоприятного соотношения позитивных и негативных последствий для действующего лица.

Рассматриваемые нами понятия «компетентность» и «компетентностный подход» в образовании, при все более широком их применении в практике и очевидном внимании к ним в научно-практических исследованиях пока не имеет четкого определения и находится в процессе развития, уточнения, верификации. Обобщая высказанные соображения, можно сказать, что «компетентность» объединяет в себе: совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для эффективной деятельности в конкретной социальной ситуации; процесс освоения и присвоения социальных норм, ценностных ориентиров.

Близкое к нему понятие «компетенция»отражает способность деятельно применять приобретенные компетентности, успешно действовать на основе практического опыта при решении различных задач.

Оба понятия и компетентность, и компетенция, будучи связанными с понятием социализация, становятся взаимноинтегрированными, дополняющими

и взаимообусловливающими друг друга. Компетентность выступает и как

о -

результат, и как условие успешной социализации, и в зависимости от понимания

процесса социализации используется в узком и широком смыслах.

Таким образом, указав на разнообразие подходов к трактовке понятия «компетентность», еще раз отметим, что компетентность рассматривается как базисная интегративная характеристика личности, формирующаяся в процессе социализации и отражающая уровень социально-личностного развития индивида.. Данное свойство характеризует ребенка, как субъекта отношений, обеспечивая конструктивное общение с миром и социумом, отражает его способность к функционированию в различных заданных и изменяющихся условиях и к овладению социальной ситуацией, а также решению проблемных ситуаций, т.е. способность выстраивать свое поведение в соответствии с принятыми социальными нормами. Знания, умения, навыки, способы деятельности в этом случае выступают как материал для формирования социально-личностных компетентностей и определяются не только как информация, но как представление о мире, дополненное собственным социально -культурным, духовным опытом индивида. Знание выступает как условие и основа действия.

И.А. Зимняя (2004) [4] разграничивает три основные группы

компетентностей: относящиеся к самому себе как к личности, к субъекту жизнедеятельности; относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; относящиеся к деятельности человека и проявляющиеся во всех ее типах и формах. При этом автор отмечает, что все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо формируются в рамках социальной ситуации.

Анализируя структуру компетентности, ученые (Г.Э. Белицкая, А. В. Брушлинский, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Е.В. Коблянская, С.Н. Краснокутская, А.Б. Куклина, В.Н. Куницина, О.П. Николаев У. Пфингстен, В.Г. Ромек, Н.А. Рототаева, Г.И. Сивкова, Ю.Г. Татур, Р. Хинтч и др.) указывают на различные ее аспекты: во-первых, деятельностнуюсоставляющую

(операционные навыки и умения, способы деятельности); во-вторых, когнитивную составляющую (знания, понимание, умение представлять, анализировать и т. п.); и, в-третьих, социально-психологические характеристики личности (мотивированность, эмоционально-волевые особенности, наличие определенных ценностей и др.).

Для реализации компетентностного подхода необходимы определенные педагогические условия. Под педагогическими условиями (Сластенин В.А., 2008 и др.) понимается взаимообусловленное функционирование в различных сочетаниях элементов образовательной среды, обеспечивающее достижение педагогами поставленной цели. Значимым элементом образовательной среды является личность педагога: его гуманистическое отношение к личности учащегося. При чем это важнейшее условие для реализации не только компетентностного подхода, но и для осуществления образовательного процесса как такового, так как именно от педагога зависит его гуманистического отношения к ребенку, перспективность применения того или иного подхода. Профессиональное саморазвитие учителей и воспитателей; постоянное и непрерывное повышение уровня профессионализма -все это определяет успешность применение новых подходов и методов.

Еще одним существенным элементом является создание в учреждении социально-личностно ориентированной среды, включающей поиск социализирующего начала во всех компонентах педагогической деятельности. Анализ проблем образования и социализации личности ребенка в отечественной теории и практике образования (М. М. Безруких, В. Г. Безродов, П. А. Беляева, В. А. Болотов, Е. В. Бондаревская, Л. И. Маленкова, А. В. Мудрик, В. В. Краевский, С. В. Кульневич и др.) позволяют утверждать, что именно в процессе социализации воспитанников, обусловленном направленным педагогическим воздействием, происходит формирование СК ребенка.

Значительное число современных педагогических исследований (М.Д. Виноградова, Г. Гудьонс, Д. Данн, Т. Дигитц, В.К. Дьяченко, А. Ленцен, Х.Й.

Лийметс, Э.Мейер И.Б. Первин, Е.С. Полат, Х.С. Розенбуш, А.Ю. Уваров, Г.Г.

Херманн, Г. А. Цукерман, И. Швердфегер и др.) посвящено изучению потенциала групповой учебной работы, направленного на развитие личности. Как организационная форма, обучение в системе «ученик - ученик» предоставляет существенные возможности для формирования мотивации достижений, способствующей повышению познавательной активности, развитию умения работать в группе, разрешать конфликты и проблемы, формируя адекватные

стереотипы поведения, развивая коммуникативные возможности, иными словами, способствуя развитию компетентности. Согласно многочисленным исследованиям (М.Д. Виноградова, В.В. Гузеев, В.К. Дьяченко, Е.В. Коротаева, Х.Й. Лийметс, И.Б. Первин, Е.С. Полат, А.В. Петровский, А.Ю. Уваров, Г. А. Цукерман, Г. Гудьонс, Г.Данн, Т.Дигитц, А. Ленцен, Э. Майер, Х.С. Розенбуш, Г. Херманн, И. Швердфегер), учебное сотрудничество признается ведущим для развития личности учащегося.

Таким образом, хотя в современной системе образования компетентность и признается базовой интегративной характеристикой личности, ее развитие еще только становится целенаправленным процессом, приобретающим научно обоснованный характер. Формирование и развитие компетентности - неотъемлемые составляющие как процесса социализации, так и современного понимания задач образования в целом, в котором индивид участвует на протяжении всей своей жизни. Несмотря на признание современности и актуальности данной проблемы, феномен компетентности существует в условиях фрагментарности педагогических средств его становления: отсутствует четкость в показателях и уровнях его оценки, компетентность формируется в условиях скорее стихийного, чем целенаправленного педагогического воздействия. На наш взгляд, процесс формирования компетентности необходимо сделать организованным и целенаправленным и ввести его в структуру деятельности специалистов, работающих с детьми данной категорией.

В настоящее время в соответствии с принятием ФЗ-273 (2012),

Федеральных государственных стандартов образования для общего и дошкольного образования (2013), проектом ФГОС для обучающихся с ОВЗ (2013) расширены права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции. Остается актуальной проблема определения возможностей и содержания образования; чрезвычайно востребована разработка технологий обучения с применением компетентностного подхода.

Литература:

1. Белицкая Г.Э.Социальная компетенция личности. // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995. -С.42-57.

2. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения // Вестн. Томскогогос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып.

4. С. - 56-58.

3. Закон об образовании 2012.

SCIENCE TIME

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. М.: Пер Сэ, 2004.

5. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Дисс...канд. психол. наук. - СПб., 1995.

6. Куницына В.Н. Межличностное общение. - СПб.: Питер. - 2001.

7. Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога, 1999. № 9. С. 3-14.

8. Сивкова Г.И. Социальная компетентность Текст. / Г.И. Сивкова // Вакансия. 2001. - № 13. С. 5.

9. Цветков В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников: дисс. . канд. пед. наук / В.В. Цветков. — Великий Новгород, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.