Научная статья на тему 'Организация деятельности по привлечению и отбору добровольцев из числа студентов вуза'

Организация деятельности по привлечению и отбору добровольцев из числа студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEER ACTIVITIES / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIAL AND EDUCATIONAL SUPPORT / ИНФОРМИРОВАНИЕ И ОТБОР ДОБРОВОЛЬЦЕВ / INFORMATION AND SELECTION OF VOLUNTEERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюмина Юлия Николаевна

В статье рассмотрены технологические аспекты организации добровольческой деятельности студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing activities to attract and selection of volunteers from among the students of the university

The article describes the technological aspects of the organization of volunteer activities of university students.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности по привлечению и отбору добровольцев из числа студентов вуза»

5. Васильев, В.В. Дробное исчисление и аппроксимационные методы в моделировании динамических систем / В. В. Васильев, Л. А. Симак. - Киев : НАН Украины, 2008. - 256 с.

УДК 378

Ю.Н. Рюмина, г. Шадринск

Организация деятельности по привлечению и отбору добровольцев из числа студентов вуза

В статье рассмотрены технологические аспекты организации добровольческой деятельности студентов вуза.

Добровольческая деятельность, социально-педагогическое сопровождение, информирование и отбор добровольцев.

YU.N. Ryumina, Shadrinsk

Organizing activities to attract and selection of volunteers from among the students of the university

The article describes the technological aspects of the organization of volunteer activities of university

students.

Keywords: volunteer activities, social and educational support, information and selection of volunteers.

Молодежь как наиболее активная социально демографическая группа может стать основой развития волонтерского движения в нашей стране. Опыт деятельности по созданию добровольческих групп, существующих на сегодняшний день, стал основой выявления некоторых технологических основ развития волонтерского движения среди молодежи.

Молодежное волонтерское движение, как правило, организуется на базе образовательных учреждений (общего или профессионального образования), учреждений молодежной сферы (например, молодежного центра), молодежных общественных объединений и организаций.

В качестве механизма формирования социально-значимых качеств личности студентов в процессе добровольческой деятельности может выступать социально-педагогическое сопровождение.

В общих чертах социально-педагогическое сопровождение организации добровольческой деятельности студентов вуза может осуществляться в рамках трех модулей: ориентировочном, обучающем и основном (рис. 1)

Планирование

Координация

Анализ деятельности

Оценка эффективности

118

Ориентировочный модуль

Обучающий модуль

Основной модуль

Рис. 1. Структура социально-педагогического сопровождения деятельности студентов-волонтеров

Ориентировочный модуль предназначен для информирования и привлечения; отбора и ориентации участников в предстоящей добровольческой деятельности; углубленного изучения собственных мотивов и установок добровольческой деятельности.

Обучающий модуль подразумевает обучение основам добровольческой деятельности, развитие навыков добровольческой деятельности, формирование социально-значимых качеств личности студента, потенциального волонтера.

Основной модуль представляет собой блок практической деятельности, в процессе которой осуществляется непосредственная добровольческая деятельность студентов по различным направлениям [3].

Социально-педагогическое сопровождение предполагает планирование, консультирование, координацию и анализ деятельности студентов - волонтеров.

Остановимся на характеристике организационной деятельности в рамках ориентировочного модуля.

Работа в рамках данного модуля предполагает, прежде всего, информирование о создании добровольческой организации на факультете и направлениях ее деятельности и привлечение студентов к добровольческой деятельности.

Для информирования и привлечения волонтеров можно использовать разные методы, включая:

- размещение информации о деятельности волонтёрского клуба на сайте вуза;

- объявления и статьи о волонтёрской работе в многотиражной газете института;

- наглядную агитацию (стенды, плакаты) и распространение брошюр в вузе. Этот метод привлечения волонтёров является традиционным. Такой метод действенен, если агитационная продукция интересно оформлена и расположена в людном месте. Текст объявления должен быть составлен так, чтобы привлечь внимание, заинтересовать, чтобы у студентов возникло желание обратиться к вам за более подробной информацией;

- публичные выступления о деятельности волонтёрского клуба перед студенческим активом института. Используя этот метод привлечения студентов-волонтёров, можно достигнуть несколько целей: сделать идею волонтёрства более популярной и привлекательной, показываете значимость волонтёрской работы для блага общества и имеете возможность обратиться к потенциальным волонтёрам;

- проведение рекламных акций, которые расскажут о деятельности вашего волонтёрского клуба наибольшему количеству студентов. Данный метод очень эффективен, т.к. вы получаете доступ к большому количеству потенциальных волонтёров.

- «личные» письма-приглашения (разосланные на основании информационных баз учреждений, и пр.

Для проведения отбора студентов в ряды добровольческой организации можно использовать следующие методы работы: собеседование; наблюдение; анкетирование; тестирование.

Данный инструментарий можно использовать как выборочно, так и в комплексе. Выбор зависит от типа работы, так и от налагаемой на добровольца ответственности.

Собеседование. Цель собеседования - определение опыта и интереса к выполняемой работе, в некоторых случаях - и навыков (например: коммуникабельности). Собеседование помогает определить, подходит ли студент для волонтерской работы, а также подобрать ему такое занятие, которое удовлетворит как нужды волонтера, так и волонтерского движения. Во время собеседования с начинающим волонтером необходимо подчеркнуть личностные качества, которые желательны для добровольцев: ответственность, надежность, искренность, компетентность, уважительность, гибкость, общительность, щедрость, доброта, уверенность и т.п. В процессе собеседования так же необходимо описать потенциальному добровольцу предстоящий объем работы.

Наблюдение. Наблюдение может дать следующую информацию: наличие коммуникабельности; особенности поведения и взаимодействия с окружающими; работоспособность и пр.

Наблюдение можно проводить в процессе обучения студентов, во время какой-либо части набора, непосредственно работы или деловой игры.

Анкетирование. Анкетирование не должно быть единственным способом, с помощь которого отбирается доброволец. Лучше всего его совместить с процессом, предусматривающим непосредственное общение.

Анкетирование можно использовать на первом этапе, когда существует много заявок ограниченное число рабочих мест. Существует множество вариантов анкет для добровольцев. В работе со студентами ответы на вопросы анкеты должны содержать следующую информацию:

- Фамилия, имя, отчество.

- Краткое описание той работы, которую хотел бы выполнять доброволец.

- Имеется ли опыт добровольческой деятельности.

- Какую работу предпочел бы доброволец: в группе с другими людьми; не связанную с общением; индивидуальную деятельность; творческую деятельность и пр.

- Сколько часов в неделю студент готов посвятить добровольчеству. Какие дни недели, время суток.

- Любимое занятие добровольца в свободное время:

- Какими навыками он владеет: компьютер, иностранный язык, вождение автомобиля, и пр.

- Образование, специализация.

- Личные и контактные данные.

Тестирование. Деятельность по ориентации и отбору добровольцев тесно связана с мотивированием студентов для участия в деятельности добровольческой организации в вузе. Мотивация - одно из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности человека.

Необходимо отметить, что мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом:

1) потребность в признании люди хотят, чтобы их работа или проявленные способности высоко оценивались другими;

2) потребность в достижении людям нравится ощущать, что они выполнили что-то важное;

3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки;

4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать одно и

тоже;

5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

6) потребность в общении - потребность человека принадлежать к какой-то группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые задания;

7) потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее всех остальных;

8) потребность быть единственным - это потребность человека чувствовать себя особенным и значимым.

Анализируя опыт организации добровольческой деятельности, О.В. Решетников выделяет ведущие социально-значимые мотивы этой деятельности: самореализация личностного потенциала, общественное признание, чувство социальной значимости, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных социальных и практических навыков, возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками, приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия и др. [1].

Исследование мотивации к добровольческой деятельности начинается еще на этапе отбора кандидатов. Диагностический блок может включать методики и тесты, направленные на исследование мотивов деятельности, альтруистических установок личности, коммуникативных, организаторских способностей, толерантных качеств добровольцев (Н. П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп). Так, например это могут быть следующие методики:

1. «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман);

2. «Мотив беспомощного поведения» (А.Х. Газизов)

3. «Мотив уклонения от оказания помощи другим людям» (А.Х. Газизов),

4. «Методика изучения альтруистических установок» (В.Е. Кипе, Е.Е. Насиловская, О.В. Овчинникова) и др.

В частности использование «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности. Для выявления наиболее типичных способов реагирования человека в различных жизненных ситуациях используется методика А.Х. Газизова «Мотив беспомощного поведения». Результаты опросника могут быть использованы для разработки психологических методов оказания помощи в сложных ситуациях.

Для выявления наиболее типичных способов реагирования человека в различных жизненных ситуациях используют методику А.Х. Газизова «Мотив уклонения от оказания

помощи другим людям». Методика представляет собой бланковый опросник с описанием двенадцати ситуаций, в которых Вам предлагается высказать оценку поведения персонажа в сложных жизненных ситуациях, когда персонаж не стал оказывать помощь в случае ее предполагаемой необходимости.

Методика изучения альтруистических установок (В.Е. Кипе, Е.Е. Насиловская, О.В. Овчинникова) предполагает несколько диагностических тестов и проводится поэтапно: социометрический тест; Методика Лири с целью определения альтруистического и эгоцентрического типа поведения личности; экспертная оценка педагогом [2].

Неотъемлемой частью ориентировочного модуля деятельности по организации добровольческой деятельности студентов вузе является планирование работ и документирование.

Организация волонтерской группы заключается, прежде всего, в определении целей, содержания и направленности добровольческой деятельности.

В процессе работы на предварительном этапе организаторы должны ответить на ряд вопросов:

- Зачем нам добровольцы?

- Чего мы хотим добиться с их помощью: привлекать других добровольцев, увеличить объем и виды оказываемых услуг, увеличить число подопечных организаций?

- Есть ли у нас ясное представление о том, какие нужны добровольцы?

- Сколько добровольцев нужно: 10, 50 или 100 человек?

Целесообразно определить для себя, что будут делать добровольцы, какие навыки работы требуются от них, где и с кем они будут работать.

Далее необходимо попытаться описать работу добровольца. Четкая проработка названных вопросов позволит: определить типы работ и виды ответственности за осуществляемую деятельность; более подробно объяснить добровольцам суть обращения к ним, какой вклад они могут внести в работу организации; разработать план оценки эффективности использования добровольцев.

Планировать и осуществлять добровольческие программы должен руководитель (может быть из числа добровольцев), способный постоянно взаимодействовать со штатными сотрудниками организации, выяснить их потребности и организовать работу по набору добровольцев, постоянно ее, анализируя: что может быть в организации сделано силами добровольцев, что может быть для них достаточно привлекательным и т.д.

Эффект работы руководителя добровольческой программы зависит от грамотного общения с людьми, понимания их нужд и желаний, гибкости и умения приспосабливаться к изменяющимся требованиям и интересам, способности к достижению компромиссов, умения определять потенциальные возможности людей и создавать условия для их осуществления.

Сфера ответственности руководителя добровольческой программы может включать: планирование программы по набору добровольцев; описание работы для каждой добровольческой должности; собеседование, отбор и расстановку добровольцев; ориентацию и обучение добровольцев; ведение повседневной регистрации работ добровольцев; распространение информации о программе среди общественности; оценку хода добровольческой программы; поддержку связей с добровольцами.

Таким образом, руководителю/куратору необходимо разработать положение

создаваемой добровольческой организации, где будут отражены: название, ясно и точно сформулированы цель и задачи данной деятельности, определены основные направления работы, права и обязанности волонтёров.

Итак, планирование волонтёрской работы - это планирование её стратегии и тактики, постановка целей, задач, разработка перспективного плана с указанием конкретных мероприятий, а также сроков их исполнения и исполнителей. При планировании необходимо учитывать подходящие виды деятельности для волонтёров, определить количество волонтёров для того или иного вида деятельности, определить, какое обучение и поддержка необходима волонтёрам, определить ресурсы, необходимые для осуществления планируемой деятельности. Вся планируемая работа должна быть полной смысла, логически восприниматься каждым студентом-волонтёром, представляться как полезная и необходимая.

Ведение документации - составная и обязательная часть успешной волонтёрской деятельности. Любая деятельность должна документироваться, если вы заинтересованы, чтобы она была результативной, имела продолжение, и о ней было известно не только вам. На основе документально зафиксированных данных можно представить достоверный отчёт о деятельности волонтёрского клуба, о том, сколько человек получили помощь или сколько часов волонтёры затратили на работу. Ведение документации важно и для студентов-волонтёров. Это показывает, что к их волонтёрской деятельности относятся серьёзно, интересуются их потребностями. На основании документов студент-волонтёр может получить удостоверение волонтёра, в качестве поощрения за свою добровольческую работу может быть отмечен благодарственной грамотой, дипломом, памятным подарком, материальным поощрением.

В документацию может входить:

- анкета волонтёра. Она помогает получить начальную информацию о новом волонтёре и заполняется студентом перед собеседованием;

- книжка волонтёра. Является документом, который позволяет увидеть в динамике работу студента-волонтёра и дать оценку его работы. Книжка необходима для поддержания связи со студентом-волонтёром, оказания поддержки, предоставления обучения, поощрения;

- отзывы о деятельности добровольцев;

- лист учёта времени. В нём отмечаются часы, которые волонтёр затрачивает на проведение мероприятий, включая время на обучение и подготовку к мероприятиям. Ведение листа учёта времени даёт возможность собрать и проанализировать информацию о персональном вкладе студента-волонтёра в деятельность волонтёрского клуба. Лист учёта времени заполняется самим волонтёром после каждого мероприятия и сдаётся в актив волонтёрского отряда.

Таким образом, ориентировочный модуль деятельности по организации добровольческой деятельности студентов предполагает проведение подготовительной работы, в процессе которой осуществляется информирование, привлечение, отбор, диагностирование личности студентов. Параллельно с этим осуществляется организационная работа по планированию деятельности отряда добровольцев из числа студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Решетников, О. В. Организация добровольческой деятельности : учеб.-метод. пособие / О.В. Решетников. - М. : РГСУ, 2005. - 60 с.

2. Рюмина, Ю.Н. Основы добровольческой деятельности : учеб.-метод. пособие / Ю.Н. Рюмина. -Шадринск : ШГПИ, 2010. - 177 с.

3. Формирование социально-значимых качеств личности студентов в процессе волонтерской деятельности : монография / О.В. Вакуленко [и др.] ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2011. -263 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.