дискуссия
журнал научных публикаций
В. А. Разумовский, методист, Московский строительный техникум, г. Москва, Россия, [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема — подготовка учителя к управленческой деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования. Рассмотрены требования профессионального стандарта педагога в области решения задач управления образовательным процессом. Управленческая деятельность в статье рассматривается как реализация учителем управленческих функций. Дана содержательная характеристика функций анализа, планирования, реализации, контроля и регулирования в деятельности учителя. Отмечены возможности применения средств информационных и коммуникационных технологий при решении задач управления образовательным процессом. Сформулировано определение компетентности учителя в области реализации управленческих функций как совокупности его знаний, умений и опыта. Рассмотрено содержание принципов формирования данной компетентности учителя, а именно системности, научности, ориентированности на практику, дискретности, опоры на опыт управленческой деятельности учителя, актуализации результатов обучения, использования средств ИКТ при подготовке, блочно-модульного представления содержания подготовки. Описаны требования к репродуктивному, адаптивному, эвристическому и творческому уровням сформированности компетентности учителя в области реализации управленческих функций. Представлены результаты практического применения рассматриваемых в статье теоретических аспектов подготовки учителя к управленческой деятельности, которые реализованы в программе повышения квалификации для учителей Подмосковья.
Ключевые слова: управленческие функции, компетентность учителя, повышение квалификации учителя, принципы формирования компетентности, уровни сформированности компетентности.
Современный период развития отечественного образования характеризуется внедрением новых требований, обязательных при реализации основной образовательной программы (ООП) общего образования, которые выражены в федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования. В соответствии с требованиями к условиям реализации ООП уровень квалификации
работников образовательной организации должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании; воспитатель, учитель)» современный педагогический работник должен быть подготовлен к решению профессиональных за-
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
дач в области управления образовательным процессом. В соответствии со стандартом учитель должен знать «основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения ... органи- =
зационно-управленче-ских задач», «теорию и методы управления образовательными системами»; уметь «управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность»1.
Вслед за Т.И. Шамовой управленческую деятельность учителя будем понимать как систему управленческих действий, реализующихся в управленческих функциях: анализе, планировании, организации, контроле и регулировании2.
Дадим содержательную характеристику управленческих функций в деятельности учителя. В рамках анализа учитель проводит сбор, обработку, классификацию, систематизацию и хранение информации о компонентах системы учебной деятельности учащихся: целях, мотиве, содержании, действиях, результате и условиях ее осуществления (в том числе с применением систем электронного тестирования учащихся, обработкой полученных результатов в электронных таблицах Microsoft Excel, созданием базы данных класса в Microsoft Access и т. п.).
На этапе планиро- =
вания осуществляется выявление задач, реализация которых позволит изменить педагогические, материально-технические, временные условия учебной деятельности учащихся с целью качественного изменения ее результатов. На данном этапе учитель может руководствоваться известными ему примерами решения типовых управленческих задач либо предлагать собственный вариант решения: подбор новых технологий обучения; использование
В соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы уровень квалификации работников образовательной организации должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Учитель может руководствоваться известными ему примерами решения типовых управленческих задач либо предлагать собственный вариант решения: подбор новых технологий обучения; использование современных средств обучения, в том числе применение средств информационных и коммуникационных технологий.
современных средств обучения, в том числе применение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); применение нестандартных типов урока;
= реализацию проектной деятельности учащихся и т. п. Выбор способа изменения условий учебной деятельности учащихся является управленческим решением учителя.
Организация представляет собой осуществление управленческого решения, доведение его до учащихся и применение материально-технического обеспечения для выполнения данного решения.
Контроль заключается в мониторинге качественных изменений в учебной деятельности учащихся, вызванных изменением учителем условий ее осуществления.
Регулирование предполагает координирование деятельности учителя по изменению условий учебной деятельности учащихся на основе информации, полученной в ходе контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценку ее эффективности на основании результатов контроля.
В качестве результата подготовки учителя к управленческой деятельности будем рассматривать сформированность его компетентности в области реализации управленческих функций.
Основываясь на подходе к определению понятия «компетентность» как совокупности знаний, умений, опыта и личностных качеств (В.И. Во-ротилов, И.А. Зимняя, В .А. Исаев, А.К. Маркова и др.), а также результатах исследований в области управления образовательным процессом (В.П. Беспаль-ко, Ю.А. Конаржев-ский, М.М. Поташник, В.П. Симонов, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова и др.), под компетентностью учителя в области реализации управленческих функций будем понимать совокупность знаний, связанных с основными
дискуссия
журнал научных публикаций
положениями теории управления образовательными системами, умений в области управления учебной деятельностью учащихся, опыта проектирования собственной управленческой деятельности учителя.
На наш взгляд, готовность учителя к решению профессиональных задач в области управления образовательным процессом обусловливают принципы формирования компетентности в области реализации управленческих функций, обоснованные и сформулированные нами в результате анализа общепедагогических принципов обучения, особенностей процесса обучения взрослых, а также вопросов подготовки учителя к управленческой деятельности. Рассмотрим их.
♦ Принцип системности — основной принцип подготовки учителя к управленческой деятельности. Он предполагает рассмотрение управленческой деятельности учителя как системы, состоящей из самостоятельных взаимодополняющих компонентов (функций), каждый из которых имеет свое специфическое значение.
♦ Принцип научности предполагает соответствие содержания подготовки учителя современному уровню развития теории и методологии управления образовательными системами.
♦ Принцип практической ориентированности предполагает направленность подготовки учителя на реализацию деятельности по решению организационно-управленческих задач в изменяющихся технологических, нормативно-правовых и материально-технических условиях учебного процесса.
♦ Принцип дискретности предполагает отражение в содержании подготовки возможности выделения в управленческой деятельности учителя отдельных циклов, связанных с решением конкретной организационно-управленческой задачи, которые реализуются в образовательных проектах.
♦ Принцип опоры на опыт управленческой деятельности учителя предполагает использование в процессе подготовки имеющегося у учителя опыта управления учебной деятельностью учащихся в качестве одного из ресурсов обучения как для него самого, так и для его коллег.
♦ Принцип актуализации результатов обучения предполагает безотлагательное применение в профессиональной деятельности приобретенных знаний, умений и опыта в области управленческой деятельности.
♦ Принцип использования средств ИКТ при подготовке предполагает реализа-
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
цию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, в том числе технологий дистанционного обучения, при реализации программы повышения квалификации.
♦ Принцип блоч-но-модульного представления содержания подготовки предполагает представление содержания программы повышения квалификации в виде образовательных модулей, отражающих содержание тем для изучения, объединенных в блоки и позволяющих слушателям выстраивать индивидуальную траекторию обучения.
В соответствии с методикой определения уровня обученности, предложенной В.П. Беспалько, для оценки степени сформированности компетентности учителя в области реализации управленческих функций нами определены четыре уровня сформированности: репродуктивный, адаптивный, эвристический и творческий3.
На репродуктивном уровне учитель обладает ограниченными знаниями (имеет представление) в области возможностей применения теории управления образовательными системами в профессиональной деятельности, умениями применять известные методы управления при решении управленческих задач по заданному алгоритму, ограниченным опытом реализации отдельных управленческих функций или не имеет его.
На адаптивном уровне — знаниями в области содержательной характеристики управленческих функций в педагогической деятельности и управления учебной деятельностью учащихся, умением самостоятельно переносить усвоенные способы решения управленческих задач профессиональной деятельности в новые, но типовые педагогические ситуации, опытом самостоятельного принятия управленческого решения в случае, подобном или аналогичном рассмотренному в процессе обучения.
На эвристическом уровне — глубокими знаниями в области теории управления об-
разовательными системами, умением самостоятельно использовать общие принципы управления для достижения поставленной цели, выбирать методы управления и адаптировать их к конкретной педагогической ситуации, опытом применения полученных знаний и умений для разрешения нетиповых ситуаций в профессиональной деятельности.
На творческом уровне — знаниями в области применения теории управления в своей профессиональной деятельности, умением комплексно использовать методы и средства решения управленческих задач с последующей оценкой результатов их применения, опытом реализации завершенного управленческого цикла решения управленческой задачи.
Рассмотренные выше содержательная характеристика управленческих функций в деятельности учителя, принципы формирования компетентности в области реализации управленческих функций, а также требования к уровням ее сформирован-ности легли в основу разработанной нами программы повышения квалификации, апробированной и реализованной на базе факультета дополнительного образования ГОУ ВПО «Московский государственный областной гуманитарный институт» в 2011— 2014 гг. Анализ результатов педагогического тестирования и защиты итогового проекта, проведенных по завершении обучения, показал, что большинство слушателей программы повышения квалификации достигли эвристического и творческого уровней сформированности компетентности в области реализации управленческих функций4.
Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные теоретические аспекты формирования компетентности учителя в области реализации управленческих функций, а также выделенные принципы ее формирования являются основой для подготовки учителя к решению профессиональных задач в области управления образовательным процессом в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Принцип системности - основной принцип подготовки учителя к управленческой деятельности. Он предполагает рассмотрение управленческой деятельности учителя как системы, состоящей из самостоятельных взаимодополняющих компонентов (функций), каждый из которых имеет свое специфическое значение.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций «
Литература
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/129 (дата обращение 19.05.2014).
2. Шамова ТИ. Профессиограмма директора общеобразовательной школы / Шамова Т.И., Ахле-стин К.Н. М: МГПИ им. В.И. Ленина, 1988. 66 с.
3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогиче-
ского обеспечения технических обучающих систем). Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. 304 с.
4. Сердюков В.И., Сердюкова Н.А. Оценка качества педагогического теста // Информатизация образования и науки. 2014. № 1 (21). С. 131-142; Сердюков В.И., Сердюкова Н.А. Актуальные вопросы организации и проведения педагогического эксперимента и пути их решения // Педагогическое образование в России. 2013. № 6. С. 84-90
THEORETICAL ASPECTS OF TEACHER'S COMPETENCE FORMATION IN THE FIELD OF MANAGEMENT FUNCTIONS REALIZATION
V. A. Razumovsky, methodologist, Moscow Civil Engineering Technicum, Moscow, Russia, [email protected]
This article considers the urgent problem of today as preparation of teacher to management activity as a part of basic educational program of general education realization. It considers the requirements for pedagogue's professional standard in the field of solving tasks for educational process management. Management activity is considered as realization of management functions by teacher. This paper gives content characteristic of functions of analysis, planning, realization, control and regulation in teacher's activity. The work also marks the possibilities for information and communication technology means' application for solving tasks of educational process management. It forms a definition of teacher's competence in the field of management functions' realization as a result of his knowledge, skills and experience. The article considers content of this competence principles and especially system, scientific character, practice-oriented character, discreteness, support of teacher's management experience, education's results urgency, application of information and communication technologies for training, block-module representation of training's content. The author describes requirement for reproductive, adaptive, heuristic and creative levels of teacher's competence formation in the field of management functions' realization. The article presents the results of practical application of the considered theoretical aspects of teacher's preparedness for management activity which are realized in the program of training for Podmoskovye teachers.
Key words: management responsibilities, competence of teachers, training of teachers, the principles of competence, levels of development of competence.
References
1. Professional'nyi standart «Pedagog (pedagogicheskaia deiatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')» [Professional standard in teaching (pedagogical activity in pre-school, primary General, basic General, secondary education) (educator, teacher)]. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129 (accessed 19.05.2014).
2. Shamova T.I. Professiogramma direktora obshcheobrazovatel'noi shkoly [Professiogram Director of a secondary school]. Moscow, MGPI im. V.I. Lenina Publ., 1988. 66 p.
3. Bespal'ko V.P. Osnovy teorii pedagogicheskikh sistem (Problemy i metody psikhologo-pedagogicheskogo obe-specheniia tekhnicheskikh obuchaiushchikh sistem) [Fun-
damentals of the theory of pedagogical systems (Problem, methods and psycho-pedagogical support technical training systems)]. Voronezh, Izdatel'stvo Voronezhskogo universiteta Publ., 1977. 304 p.
4. Serdiukov V.I., Serdiukova N.A. Otsenka kachestva pedagogicheskogo testa [Assessment of the quality of pedagogical test]. Informatizatsiia obrazovaniia i nauki — Informatization of education and science, 2014, no. 1(21), pp. 131-142; Serdiukov V.I., Serdiukova N.A. Aktual'nye voprosy organizatsii i provedeniia pedagogicheskogo eksperimenta i puti ikh resheniia [Actual questions of organization and conducting of pedagogical experiment and ways of their solution]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical education in Russia, 2013, no. 6, pp. 84—90.