ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
В.В. УРУЙМАГОВ,
аспирант кафедры финансов и кредита Владикавказского института управления
Аннотация. Анализ научных воззрений в области финансов позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода, отражающего взаимообусловленность воспроизводственного процесса, государства и финансов. Автор исследует сущностные особенности финансовой политики, определяет цели, границы и взаимосвязь финансовой политики и государства.
Ключевые слова: воспроизводственный процесс, государство, финансы, финансовая политика, теория финансов.
THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF A FINANCIAL POLICY OF A STATE
V.V. URUIMAGOV,
a post-graduate student the department of finance and credit of
Vladikavkaz institute of management
The Summary. The Analysis of scientific views in the field of the finance allows to draw a conclusion on absence of the uniform approach reflecting the state and the finance. The author investigates intrinsic features of a financial policy, defines the purposes, borders and interrelation of a financial policy and the state.
Key words: industrial process, the state, the finance, the financial policy, the theory of the finance.
Переходные процессы в российской экономике, начавшиеся еще в середине 80-х годов ХХ в., выявили неготовность отечественной экономической и финансовой науки к новым для нее рыночным (хоть и находящимся в зачаточном состоянии) реалиям. Начиная с этого периода в российской научной литературе стали появляться работы, наполненные заимствованиями из зарубежных источников, где под финансами понимается широкий круг экономических отношений, существенно отличающихся от традиционных воззрений в отечественной финансовой науке. Это обусловлено не столько прагматическим подходом зарубежных ученых-финансистов, а разным методологическим базисом, на который опирается теория финансов в российской и зарубежной науке1.
Ошибки и неудачи экономических реформ в период начала 90-х годов ХХ в. были обусловлены переходом к монетаристской системе по рекомендации МВФ и американских советников Правительства РФ. В большей степени эти ошибки были вызваны отсутствием в наследии советской экономической и финансовой науки теоретических разработок, способных быть успешно реализованными для безболезненного перехода к рыночным отношениям. Причины данного обстоятельства кроются в изолированном развитии советской финансовой науки от достижений мировой экономической мысли. В ре-
зультате стихийной адаптации структурно несбалансированной экономики к рыночной среде возникли финансово-экономические проблемы и кризис государственного управления.
Смена общественно-экономической формации вызвала необходимость трансформации системы публичных финансов, переориентации финансовой политики и ее инструментов к новым условиям развития.
Вопросы изучения финансовой политики следует рассматривать сквозь призму финансов как экономической категории. А это вопросы сугубо теоретические, и ответы на них следует искать также, обратившись к науке.
Задачи финансовой науки заключаются в выработке научно обоснованных рекомендаций для успешного применения финансовой политики и ее инструментов в социально-экономическом развитии государства и общества в целом. Радикальные преобразования системы публичных финансов, выявление их роли и места в расширении макроэкономических связей воспроизводственного процесса — ключевая проблема с точки зрения финансовой науки и социально-экономического развития государства.
Терминологическая путаница, имеющая место в современной отечественной финансовой науке, может быть причиной ошибочного понимания таких
важных для существования и развития публичных союзов отношений, как финансы. Определение в понятиях — ключевая задача любой науки, в том числе и финансовой.
В современной российской финансовой науке воззрения на дискуссионные вопросы теории финансов, отражающие предмет научного исследования в этой области, базируются на нескольких концепциях, имеющих сущностные отличия и особенности в понимании финансов как экономической категории. Учитывая различный характер взглядов ученых на предмет исследования финансовой науки, на сущность самих финансов и выполняемые ими функции, а также роль финансов в общественном воспроизводстве, можно выделить несколько концепций, подлежащих условной классификации на: распределительную, перераспределительную и воспроизводственную. Последняя (воспроизводственная) в силу объективных обстоятельств не дает возможности для научного рассмотрения данного вопроса, так как авторами (Д.А. Аллахвердян, Г.М. Точильников, Д.С. Моляков, Е.И. Шохин и др.) финансы рассматриваются как отношения, связанные со всеми стадиями воспроизводственного процесса. Следствием чего, по их мнению, является совпадение финансовых ресурсов с денежными средствами, а денежных операций — с финансовыми. Это обстоятельство не позволяет сделать вывод с точки зрения самостоятельности категории финансов от категории денег, что лишает содержательности рассмотрение данной позиции.
В рамках распределительной концепции авторами (В.М. Родионова, Л.А. Дробозина, А.Г. Грязнова, Г.Б. Поляк, С.И. Лушин и др.) отстаивается точка зрения о возникновении и функционировании финансов исключительно на стадии распределения, не отрицая при этом взаимозависимости последней с другими стадиями воспроизводственного процесса. Сторонники данной концепции всегда считали финансы экономическими (а не денежными) отношениями. И только в последних (по времени) работах представители распределительной концепции ограничили финансы денежными отношениями, представив их как «...совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач»2. Как видно из приведенного определения, авторами не делается отличий по поводу характера поведения в отношениях хозяйствующих субъектов, государства. Следовательно, финансы централизованного и децентрализованного уровня составляют идентичную группу отношений.
Финансы, конечно, представляют собой денежные отношения. Но это лишь только часть денежных отношений. При системе функционирования финансов навстречу денежным потокам не возникает встречного движения товаров (работ, услуг). Им присуще отсутствие эквивалентного характера. И только факт наличия государства и местного самоуправления как главного органа управления обществом и товарно-денежными отношениями порождает феномен финансов как экономической категории.
В отличие от своих коллег несколько с иных позиций трактуют финансы сторонники перераспределительной концепции (А.М. Александров, Э.А. Вознесенский). Последователи данного направления в финансовой науке (М.В. Романовский, Б.М. Сабан-ти и др.) считают, что термин «финансы» поддается определению с точки зрения традиционного (государственные или публичные финансы) и широкого понимания финансов. В рамках традиционного понимания представители перераспределительной концепции рассматривают финансы как «...систему денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций»3 (курсив наш. — У.В.). С точки зрения определения в широком смысле, по мнению профессора Б.М. Сабанти, финансы представляют собой «...систему отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с функциями и ролью.»4 (курсив наш. — У.В.) структурных элементов категории «денежного хозяйства страны». Под структурными элементами данное определение подразумевает: государственные (публичные) финансы, кредитную систему, финансы отраслей воспроизводственного процесса, вторичный финансовый рынок и международные финансы.
Такой подход к изучению предмета научного исследования, согласно которому из совокупности денежных отношений следует выделять денежные отношения, регламентированные государством, представляется более логичным и обоснованным, поскольку на практике механизм государственного вмешательства в экономику через налоги (в основном) оказывает существенное влияние на весь воспроизводственный процесс.
Таким образом, финансы представляют собой совокупность денежных отношений, регламентированных публичной властью, опосредующих процесс перераспределения стоимости совокупного общественного продукта (валового национального продукта и национального дохода) с целью формирования и использования фондов денежных средств, необходимых публичным союзам для выполнения их специфических функций.
Из приведенного выше определения вытекают функциональные особенности и отличительные
признаки финансов как экономической категории. Процесс перераспределения стоимости совокупного общественного продукта осуществляется путем выполнения финансами двух функций — формирования фондов денежных средств и их использования. А в качестве отличительных признаков выступают следующие:
Ф финансы — всегда денежные отношения; Ь финансы — перераспределительные отношения; Ь финансы — носящие неэквивалентный характер отношения;
финансы — императивные отношения.
Другими словами, сочетание регламентированных процессов перераспределения фондов денежных средств позволяет выделить финансы в структуре всей совокупности денежных отношений.
Необходимость выработки более определенной позиции по сущностным вопросам понимания финансовых отношений делает интересной и актуальной точку зрения некоторых ученых (Б.М. Сабан-ти, Т.Ш. Тиникашвили). Согласно их логике, для преодоления терминологической путаницы, проявляемой отнесением к финансам широкой группы денежных отношений, современной отечественной экономической науке необходимо выделение новой, обобщающей категории. В качестве идентификации подобной группы отношений предлагается использовать категорию «денежное хозяйство страны»5. Как экономическая категория денежное хозяйство страны представляет собой «...выражение системы денежных отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления, т.е. в процессе воспроизводства»6. Необходимость выделения такой обобщающей экономической категории вызвана единством воспроизводственного процесса и позволяет раскрыть все зависимости экономических процессов в их взаимодействии.
Финансовая политика поддается определению на основе категории финансов и представляет собой комплекс мероприятий, принимаемых и осуществляемых на нормативно-правовой основе, направленных на использование финансов для исполнения публичной властью своих функций.
Финансовая политика — инструмент осуществления экономической, социальной, военно-политической и других направлений государственной политики. Именно поэтому главной целью
финансовой политики выступает обеспечение выполнения всех направлений государственной политики (проявление сущности финансов как экономической категории).
Границы осуществления финансовой политики не выходят за рамки финансовой системы и распространяются на:
$ бюджетную политику; $ налоговую политику;
$ политику в области государственного кредита; $ таможенную политику; $ эмиссионную политику;
$ политику в области создания специальных фондов и др.
Важным моментом, требующим акцентирования внимания со стороны финансовой науки, является вопрос, касающийся субъектов публичной финансовой политики. Изучение их функций и полномочий наукой позволит оптимизировать и сделать более эффективным процесс управления финансами.
Главная задача научного изучения вопросов, связанных с финансовой политикой государства, — систематизация и классификация имеющейся методологической базы для целей объективной оценки степени обратного влияния проводимой финансовой политики на социально-экономическое развитие государства.
Роль финансовой науки в проводимой финансовой политике заключается в построении методологии выработки финансовой стратегии и финансовой тактики для достижения фундаментальных целей экономического развития (роста), благосостояния населения и социального мира.
1 См.: Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 15.
2 Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2007. С. 13.
3 Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М.: Перспектива: Издательство Юрайт, 2000. С. 20.
4 Там же. С. 21.
5 Денежное хозяйство России: Монография / Б.М. Сабанти, ТШ. Тиникашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.
6 Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. С. 14.