5000 рублей за тонну, а самого дорогого природного газа XI ценового пояса — 1714 рублей за 1000 м3. Следовательно цена одного МДж тепла, содержащегося в мазуте 12 копеек, а в газе — только 5 копеек. Диспропорция налицо. При таких условиях никто добровольно не перейдет с газа даже на мазут, не говоря уже о каменном угле. Сдерживающим фактором в стремлении регионов к увеличению или сохранению в топливном балансе превалирующей доли природного газа станет наметившаяся тенденция увеличения цены на природный газ, а также твердая государственная политика стимулирующая энергосбережение.
Таким образом, с подписанием Россией Протокола наступил новый период в жизни страны. С ростом российской экономики потребности в энергоресурсах будут возрастать. Кроме того, встанет необходимость полномасштабного учета экологического фактора в национальном развитии, и принятые Россией обязательства в этой сфере будут распределены по регионам. В этих условиях появляется необходимость экономического обоснования региональных квот на выбросы диоксида углерода. Сама по себе эта проблема осложняется многосторонним характером использования энергии и исторически сложившейся традицией ее слабой экономии. Изложенное выше позволяет выделить следующие направления ее решения. Во-первых, следует установить научно обоснованные годовые нормы потребления энергии на одного жителя, определиться с количеством выбросов парниковых газов в регионах и ввести квоты на них с определением минимального выброса диоксида углерода на одного человека (т. е. установить коэффициент потребления энергии). В последствии рассмотреть возможность введения прогрессивного налога, опираясь этот коэффициент, по принципу: больше комфорта — выше налог. Во-вторых, использование предложенной нами методики позволит давать
ТИНИКАШВИЛИ т.ш.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
оценку применяемому топливу, в том числе в аспекте его экологических параметров, и связанных с £
ними потенциальных затрат в связи с необходимостью соблюдения установленных квот. В-третьих, ^
необходимо ввести в законодательном порядке энергетический паспорт регионов, что позволит от- ^
слеживать потребление энергии и выявлять возможности ее экономии. В-четвертых, следует помнить, о что нельзя разработать эффективную систему энергосбережения без использования возобновляемых
источников энергии, к которым относятся: солнечная, ветровая, геотермальная энергия, энергия во- □
дотоков, приливов и морских волн, биомассы, а также твердые и жидкие отходы, низкопотенциальное О тепло воздуха, воды и земли. И, наконец, в-пятых, мероприятия, связанные с введением лимитов и
торговлей квотами, должны быть включены в тарифную политику российских регионов. ^
о
ЛИТЕРАТУРА. ®
1. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении кли- о мата. 11.12.1997. ®
2. Лапонш Б., Филимон Т., Жгенти В. Российско-европейский диалог по вопросам энергетики и энергети- х
ческая стратегия России — определяющая роль энергосбережения // Теплоэнергетика. 2004. № 7. о
о
X X
3. Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. М.: Прогресс, 1978.
4. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от ф 28.08.2003 № 1234-р. ¡3
5. Energy Balances of Non-OECD Countries. 2002-2003. Paris: IEA Press, 2005. о
6. Pain without Gain: Canada and the Kyoto Protocol. Ottawa: Canadian Manufacturers & Exporters Press, 2006. ¡J
0
1_
0
1_
о о
m О i— О О CL
О ф
В отечественной финансовой науке теоретической разработке фундаментальных понятий уделе- ф
но немало внимания. Однако в опубликованных работах предметом исследования, как правило, является финансовое, а не денежное хозяйство. Так, еще в 1929 году А.И. Буковецкий предложил определение финансового хозяйства государства, с которым трудно не согласиться и сегодня: «Сово-
о
х О
О
п л
I-
0 со
7
си
01
г
1П
о IN □
□
N
о
I—
ф
I—
^
о а ф
X
>
0
1_
О х х Ф ш
I—
О
а
о <
>
о о
о о о.
о ф
купность материальных ресурсов, которыми располагает публично-правовой союз для удовлетворения коллективных потребностей своих сочленов, является его финансовым хозяйством» [1, с. 5].
В настоящее время лишь некоторые авторы рассматривают денежное хозяйство страны как совокупность денежных отношений, опосредующих процесс общественного воспроизводства, выделяя при этом его структурные звенья и осуществляемые функции [4, с. 17-18].
В трактовке сущности денежного хозяйства, в целом, можно выделить два подхода. В первом из них присутствует тенденция к отождествлению денежного хозяйства и денежных средств. Недостаток этого подхода состоит, на наш взгляд, в отсутствии четкого критерия, на основе которого можно было бы установить количественные границы денежного хозяйства и охарактеризовать его специфику, отличие от категории «денежные средства». Выделение в качестве главного признака, определяющего состав и количественные границы денежного хозяйства, источников его формирования является явно недостаточным.
Согласно второму подходу денежное хозяйство рассматривается как денежное выражение валового внутреннего продукта. В этом подходе сущностные особенности денежного хозяйства представлены более четко: указано его целевое назначение и очерчены рамки его выделения в составе стоимости валового внутреннего продукта. Вместе с тем в них утрачена специфика денежного хозяйства как части денежного оборота. Любой агрегированный материально-вещественный показатель, относящийся к процессу воспроизводства в целом, имеет смысл и может быть представлен только в денежном выражении.
Денежное хозяйство государства — система денежных отношений, опосредующих воспроизводственный процесс — объективная экономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики.
о ф
Рисунок 1. Структура денежного хозяйства страны
Каждая из структурных частей (звеньев) денежного хозяйства страны представляет достаточно 5 обособленное понятие, выполняющее конкретную роль в экономике. Любое звено денежного хозяй-
о
ства может претендовать на роль экономической категории, имеющей свое общественное назначение, реализуемое через свои специфические функции. Но каждой из этих категорий присущи функции, общие с категорией «денежное хозяйство страны». Такими функциями являются: образование денежных фондов и использование денежных фондов.
Так, в рамках финансовой системы государства происходит формирование и использование денежных фондов общественного назначения. Их образование объясняется необходимостью финансирования государством своих функций и задач в целях обеспечения социально-экономического развития страны в целом. Образование государственных денежных фондов происходит, в основном, посредством налоговых и неналоговых методов перераспределения ВВП и НД, а их использование связано с финансированием государственного общественного и личного потребления.
Для характеристики конкретных денежных потоков необходимо учитывать все основополагающие признаки их классификации. Наиболее сложные взаимосвязи складываются в процессе формирования и использования финансов. Они характеризуются уровнем их функционирования (федеральные, региональные, муниципальные), целевой направленностью отдельных статей бюджета, формой собственности (государственная, муниципальная), конкретными сроками формирования доходных и использования расходных статей бюджета. Бюджетные потоки имеют в основном вертикальные направления движения — восходящие и нисходящие, жестко законодательно регулируются в процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов разных уровней.
Более просты взаимосвязи денежных потоков на микроуровне — у хозяйствующих субъектов. Здесь определяющими признаками является конкретная сфера деятельности. Так, денежные потоки производственных предприятий характеризуются кругооборотом денежных средств в воспроизводственном цикле, включающем горизонтальные взаимосвязи с поставщиками и потребителями, получению и использованию кредитов, и вертикальные — по уплате налогов (финансовые потоки). Обобщающими показателями характеристики денежных потоков производственных предприятий служат размеры основного и оборотного капитала, конечная эффективность производственной деятельности.
Финансовые потоки представляют собой движение финансовых ресурсов в процессе формирования и использования государственных фондов денежных средств. Финансовый поток отличается от обычного денежного потока рядом особенностей. Последний есть акт обмена эквивалентами, выраженными в товарной (у продавца) и денежной (у покупателя) форме. Первый же безэквивалентен в системе образования и использования денежных фондов: исходящая денежная сумма возмещению не подлежит, то есть получатель этой суммы приобретает ее, а отправитель полностью ее утрачивает. То, что самые простые финансовые потоки, скажем, налоговые, по своей экономической природе не возмещают и не компенсируют источники своего возникновения, легко проиллюстрировать следующим примером: обязательство физического лица уплатить государству налог не находится в причинной связи с выплатой государством, допустим, детского пособия семейству этого физического лица.
Специфическое содержание финансов достаточно полно определяется наличием следующих признаков:
1. Это фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода.
2. Это конечные доходы, то есть денежные средства, которые предназначены к обмену на товары.
3. Они образуются в результате реализации товаров и услуг, то есть это те доходы, которые имеют материальное покрытие.
4. Они охватывают денежные потоки институциональных участников воспроизводственного процесса, причем один из них наделен особыми полномочиями (государство).
В силу относительной узости категории «финансы» по сравнению с «деньгами» любой финансовый поток является частью денежного. Выделить его можно однозначно на основании четырех определяющих признаков финансовых потоков, о которых говорилось выше. В свою очередь, финансовые потоки охватывают бюджетные и налоговые: любой налоговый или бюджетный поток является финансовым, который, в свою очередь, является денежным, но не наоборот.
Специфика связи финансового механизма с денежным хозяйством состоит в том, что предоставление последнему покупательных и платежных средств на основе финансовых расходов не содержит условий возвращения этих средств из каналов оборота и несет в себе опасность переполнения обращения денежной массой. Чтобы исключить такое переполнение, финансовые расходы должны
производиться после образования достаточных финансовых ресурсов на основе безэквивалентного и безвозвратного изъятия их у субъектов денежного хозяйства. Это значит, что покупательные и платежные средства могут предоставляться обороту лишь после того, как они безвозвратно изъяты в других его звеньях. Общая масса денег в обращении при прочих равных условиях остается неизменной.
Таблица 1. Динамика макроэкономических показателей РФ [5, с. 30-32]
Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
ВВП, млрд.р. 7306,4 8944,8 10831,5 13243,2 16966,5 21598,0
Доходы консолидированного бюджета РФ, млрд.р. 2097,7 2683,7 3519,2 4138,7 5429,9 7611,6
Доходы
консолидированного бюджета, в % к ВВП 28,7 30,0 32,5 31,2 32,0 35,2
Денежная масса М2, млрд.р. 1154,4 1612,6 2134,5 3212,7 4363,3 6045,6
Денежная масса М2, в % к ВВП 15,8 18,0 19,7 24,3 25,7 28,0
П
л ь
и со
7
0J
01
z
1П
о
ь
N □
□
ГУ
о i— ф i—
х о а ф
ш
X
X >
0
1_
О х
X ф
ш
I—
О
а
D <
>
о
0
1_
0
1_
о о
ш
о
I—
о о
CL
о ф
В среднем за анализируемый период объем денежной массы относительно объема ВВП в США составляет 80%, а в Росси не превышает и 30% (табл. 1), что говорит о недостаточности денежных средств для хозяйственной деятельности экономических агентов. Это создает довольно ограниченные условия для роста темпов развития отечественной экономики, обусловливает ограниченное обслуживания со стороны денежной массы количества совершаемых сделок во времени. В период развития необходимо обеспечить экономику достаточным количеством денежных средств для прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах экономики, для расширенного воспроизводства, роста предпринимательского сектора, оптимизации финансовых потоков в целом и бюджетных в частности и т.п.
Оптимизация финансовых потоков важна для совершенствования взаимоотношений между бюджетами разных уровней, устранения неоправданных встречных потоков денежных средств, выработки новой концепции бюджетного федерализма, основанной на приоритетном финансировании социального развития регионов и повышении реального жизненного уровня населения.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. Ленинград, 1929.
2. Павлова Л.Н. Бюджетные потоки и проблемы бюджетного регулирования // Финансы. 1996. № 4.
3. Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2005.
4. Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Юрайт, 2000.
5. Финансы России. 2006: Стат. сб. М.: Росстат, 2006.
ТИХОВ С.А.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОСТОЯНИИ БАНКРОТСТВА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
о ф
о
х О
о
При проведении банкротства юридического лица арбитражный управляющий, утвержденный и именуемый временным управляющим для целей проведения процедуры наблюдения, осуществляет анализ финансового состояния должника.