Денежное хозяйство
методы оптимизации денежного хозяйства
российской федерации
т.Ш. ТИНИКАШВИЛИ, кандидат экономических наук, доцент Северо-Осетинского государственного университета
Ключевой проблемой социально-экономического развития общества является радикальное преобразование механизма организации его денежных отношений, выявление места и роли денежного хозяйства в расширении макроэкономических связей воспроизводственного процесса современной России.
Действующие в условиях рыночных отношений экономические категории — финансы, деньги и кредит — в реальном секторе функционируют взаимообусловленно и кумулятивный эффект действия этих категорий значительно шире, чем эффект каждой из них. Последние объединены общей категорией — денежное хозяйство, ибо объективно эти три категории имеют денежную базу.
Денежное хозяйство государства представляет собой систему денежных отношений, опосредующих воспроизводственный процесс, содержание и значение которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики.
Существующие до сих пор в денежном хозяйстве России темпы роста инфляции характеризуются воздействием как монетарных, так немонетарных факторов (рис. 1):
• монетарные факторы: эмиссия денежных знаков, скорость обращения денег, состояние финансово-кредитной системы, паритет национальной валюты;
• производственные факторы: степень монополизации промышленной
сферы и отсутствие конкурентных отношений, высокий уровень издержек производства;
• структурные факторы: несбалансированность структуры народного хозяйства, дефицит потребительских товаров.
Важной причиной нарушения денежного хозяйства переходного периода явился дефицит государственного бюджета, который определялся наличием следующих факторов:
• падением показателя реального ВВП;
• неспособностью правительства провести жесткую финансово-бюджетную политику, направленную на сокращение государственных расходов.
Отметим, что решение вопроса о выборе эмиссии в качестве инструмента регулирования предложения денег жестко связано с оценкой значимости монетарных и немонетарных факторов в возникновении и развитии инфляционных
Монетарные факторы
Объем денежной массы Структура денежных агрегатов
Уровень монетизации ВВП Золотовалютные резервы Денежная эмиссия и пр.
Финансовые факторы
Налоговая нагрузка Дефицит (профицит) бюджета Методы формирования доходов
Бюджетное финансирование Резервные фонды и пр.
Денежное хозяйство страны
Кредитные факторы
Учетная ставка ЦБР Ставка рефинансирования Нормы обязательного резервирования Прямые количественные ограничения и пр.
Ценовые факторы
Индекс цен в секторах экономики
Уровень и динамика цен производителей Уровень и динамика цен на рынке жилья и пр.
Рис. 1. Факторы, влияющие на состояние денежного хозяйства
финансы и кредит
41
12 10 8 6 4 2 0
процессов в экономике. Признание достаточности денежной массы служит предпосылкой осуществления антиинфляционной политики с помощью ограничения массы платежных средств в обороте.
В качестве основного метода, направленного на урегулирование проблемы бюджетного дефицита, использовалась фидуциарная эмиссия Центрального банка РФ, что привело к резкому росту денежной массы и, соответственно, инфляции. Денежная эмиссия в 1992 г. выросла по сравнению с предыдущим годом почти в 17 раз, в 1993 г. — в 7,2 раза и в 1994 г. — в 2,1 раза соответственно (рис. 2).
Увеличение денежной массы происходило, прежде всего, за счет роста объема денежной базы. В свою очередь, рост последней был связан как с налично-денежной эмиссией, так и с активным кредитованием ЦБ РФ государства, коммерческих банков, а также конкретных юридических лиц, определяемых по решению Правительства РФ в рамках программ конверсии военного производства, развития сельского хозяйства и т. п., через определенные коммерческие банки.
Однако рост инфляции в России в переходный период связан не только с избытком денежной массы, а в первую очередь с практикой монопольного повышения цен при отсутствии конкуренции. Монопольные структуры в производственной и
1300 1200 1100 1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0
■ Денежная эмиссия □ Дефицит госбюджета
1991 1992 1993 1994
1995
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
-прирост ВВП, % -прирост М2, %
Рис. 3. Темпы ежегодного прироста ВВП и М2, %2
1 Рассчитано по: Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат - М., 2005, с. 6.
2 Рассчитано по: Финансы в России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 1996, с. 33 - 34.
Рис. 2. Динамика денежной эмиссии и консолидированного бюджета РФ, % к ВВП1
товарно-распределительной системах овладели процессом реализации товарной массы, что привело к возможности монопольного установления цен. Кроме того, специфическим фактором, способствовавшим росту цен в условиях российской экономики при ее переходе к рынку (этот фактор сохраняет свое действие и в настоящее время), явилось то, что цены поднимали не столько производители, сколько посредники-перекупщики в сфере оптовой и розничной торговли (розничные цены на товары и услуги в несколько раз превышали цены производителей). Все это в совокупности обеспечивает инфляционный рост ВВП и денежной массы в стране (рис. 3).
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой денежная масса растет быстрее по сравнению не только с реальным ВВП, но и с ВВП в текущих ценах. Так, по данным Всемирного банка,
в экономически развитых странах в 1992 — 1996 г. денежная масса (М2) в среднем за год увеличивалась на 3,5 %, а прирост реального ВВП составлял 1,9 %, т. е. денежная масса росла в 1,8 раза быстрее. В РФ же в период с 1992 по 1996 гг. наблюдалось, наоборот, опережение темпов прироста ВВП по сравнению с темпами прироста денежной массы, причем в 1992 г. — на 700 %, в 1993 г. - на 437 %, в 1994 г. - соответственно на 61,5 %. Это - на наш взгляд, напрямую связано с ростом потребительских цен. Последние возросли в 1991 - 1995 гг. в 1 787 раз. В период с 1991 по 1995 г. рост денежной массы от-
300 250 200 150 100 50 0
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
♦ Индекс потребительских цен
Индекс цен производителей промышленной продукции
* Темп роста денежной массы
• Темп роста ВВП
Рис. 4. Динамика индексов потребительских цен, цен производителей промышленной продукции и темпов роста денежной массы, %3
100% 80 60 40 20 0
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ■ Наличные деньги □ Безналичные средства
Рис. 5. Динамика структуры денежной массы РФ, %4
ставал от роста потребительских цен в 3,5 раза, цен производителей в промышленности - в 6,9 раза, транспортных тарифов - в 18,3 раза5. Стремительный рост цен, с одной стороны, и денежный голод, с другой, стали одной из причин резкого падения объема предлагаемых товаров и услуг в реальном выражении, снижения ВВП и падения инвестиций, что, в свою очередь, вновь подстегивало раскрутку инфляционной спирали (рис. 4).
В 1992 г., принимая во внимание рекомендации МВФ, правительством был выбран путь, направленный на ужесточение денежной, кредитной и финансовой политики в целях сокращения темпов роста денежной массы и государственных расходов. В качестве основной задачи макроэкономической политики был выбран курс, нацеленный на сниже-
3 Рассчитано по: Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Рос-стат - М., 2005, с. 15; Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат - М., 2007, с. 427.
4 Рассчитано по: Финансы России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2000, с. 262; Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат - М., 2007, с. 351.
5 Сенчагов В. Денежная масса и факторы ее формирования // Вопросы экономики. 1997. № 10. С. 23.
ние инфляции до уровня, не являющегося запретительным для производственных инвестиций (менее 40 % в год). Основным инструментом регулирования инфляционных процессов была избрана рестрикционная монетарная, кредитная и фискальная политика. В этом, на наш взгляд, состояла основная ошибка правительства. Исключив из зоны своего внимания немонетарную составляющую инфляции, правительство пошло на увеличение налоговых ставок, что незамедлительно отразилось на росте издержек предприятий, в том числе и в сфере монопольного производства. Данные меры привели к еще большему росту цен, в результате инфляция спроса, имевшая место в России первоначально, переросла в инфляцию издержек. Ограничительная денежная политика, направленная на сокращение количества денег в экономике, привела к росту процентных ставок и, следовательно, удорожанию заемных ресурсов.
Это повлекло за собой снижение возможности предприятий в сфере модернизации основных фондов вследствие нехватки внутренних инвестиционных источников, ограничение притоков внешних инвестиций, уклонение от налогов и иных обязательных платежей и обусловило, в свою очередь, повышение доли наличных денег в структуре денежной массы до 35 - 40 % (рис. 5).
Основными причинами высокого удельного веса наличности в денежной массе в отечественной экономике, на наш взгляд, являются:
• стремление хозяйствующих субъектов и населения уклониться от непосильного налогового бремени;
• крайне невысокий уровень жизни большинства населения страны в период перестройки и рыночных реформ, при котором в торговле товарами и услугами преобладают мелкие операции;
• сильно подорванное доверие к банковской системе;
29%
32%
34%
32%
Рис. 6. Структура и динамика денежного хозяйства РФ по годам, %6
2006 г.
■ Доходы консолидированного бюджета РФ {1)
Я Кредиты, предоставленные предприятиям, организациям, банкам и физлицам (2)
□ Сальдированный финансовый результат деятельности организаций (3)
□ Финансовые вложения предприятий, организаций (4)
Ш Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов (5)
Основное воздействие налогов на денежное хозяйство
Таблица I1
Налоги Воздействие на денежное хозяйство
Прямые С позиции предложения: сокращает уровень чистой прибыли и увеличивает стоимость рабочей силы. Прямая зависимость: снижение налогов может вызвать понижение цен за счет роста объема производства. С позиции спроса: сокращают располагаемый доход и платежеспособный спрос. Обратная зависимость: снижение налогов может повлечь рост цен
Косвенные Напрямую влияют на цену товаров, работ, услуг, что требует повышение заработной платы и влечет дальнейший рост цен. НДПИ увеличивает цены на нефтепродукты, отдельные стройматериалы, влияет на рост тарифов естественных монополий.
ЕСН С позиции предложения: увеличивает стоимость рабочей силы и является фактором роста инфляции. С позиции спроса: является фактором, сдерживающим инфляцию
• хроническая инфляция;
• потери вкладов в финансовых «пирамидах»;
• девальвация рубля и рублевых вкладов в 1998 г.
В структуре денежного хозяйства РФ государственные финансы занимают особое место (рис. 6).
Как элемент финансового механизма налоговое регулирование является инструментом воздействия государства на деятельность и результаты деятельности предприятий и сфер хозяйствования, осуществляется через опосредованное воздействие на экономическое поведение предприятий и населения и в ходе своего осуществления приводит в действие множество рычагов и стимулов, способс-
6 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. - М., 2006, с. 31, 335, 408 - 409, 418 - 419.
7 Борисов О. И. Финансовые и налоговые методы регулирования инфляции: влияние на банковскую систему // Банковское дело. 2006. № 7. С. 23.
твующих наиболее эффективному осуществлению деятельности.
Налоговое регулирование денежного хозяйства осуществляется посредством налогового механизма, в котором заключены различные методы налогового регулирования, а именно: введение или отмена налогов, определение субъектов и объектов налогообложения, уточнение порядка формирования налоговой базы, снижение или повышение налоговых ставок, предоставление или отмена льгот, усиление или ослабление налоговых санкций, тем самым государство воздействует на экономику на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, исходя из общенациональных интересов и приоритетов социально-экономического развития (табл. 1).
Таким образом, налоговый механизм может выступать в качестве средства обеспечения расширения сферы денежного хозяйства, повышения финансовой устойчивости государства или, наобо-
44
финансы и кредит
100%-
80 ■
60 ■
40 ■
20 ■
П ■
26,:
26,'
рот, фактора усиления угроз и рисков. Очевидно, это зависит от особенностей этапа экономического развития, характера проводимой государственной экономической политики.
Эффективность налогового механизма и регулирования в целом характеризуется количественными (долей налогов в ВВП, удельным весом различных налогов, как в общей сумме налоговых поступлений, так и в ВВП, пропорциями распределения налогов между различными уровнями бюджетной системы) и качественными показателями (рост рентабельности производства и инвестиций, повышение благосостояния хозяйствующих субъектов и граждан, финансовая самодостаточность территорий (субъектов федерации и муниципальных образований). Эффективность налоговой системы падает с количеством налогов и тяжестью налогообложения.
В нашей стране реальная налоговая нагрузка, по оценкам разных экспертов, составляет до 40 % национального дохода (рис. 7), в то время как фактическая собираемость налогов только с 2000 г. вышла на максимально возможный уровень с 80 -85 %-ной отметки, наблюдавшейся ранее9.
Отсюда, задача снижения налоговой нагрузки -одна из приоритетных при проведении налоговой реформы, имеющей целью среди прочих преодоление и следующих негативных явлений:
• нестабильность налоговой политики и налоговой системы;
• чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика;
• уклонение от уплаты налогов юридическими лицами, вызванное, в том числе отменой инвестиционной льготы;
• отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики;
• эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку;
• чрезмерно высокий уровень ЕСН;
29,9
32,7
432,1
33,3
35,4
35,6
8 Рассчитано по: Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Рос-стат - М., 2007, 164; Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. - М., 2006, с. 613 - 614.
9 Пансков В. Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе // Финансы. 1998. № 11. С. 21.
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 I Национальный доход ♦ Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ
Рис. 7. Уровень налоговой нагрузки в РФ, %8
• единая ставка налога на доходы физических лиц. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость;
• ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низко оплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);
• перенос основного налогового бремени на производственные отрасли.
Отметим, что в условиях современной России созданы довольно благоприятные условия для снижения налоговой нагрузки на экономику в виде нарастающего профицита федерального бюджета. Так, складывающиеся темпы накопления средств в Стабилизационном фонде РФ существенно превысили оценки, принятые в бюджетных расчетах на 2004 - 2007 гг. Это было связано, прежде всего, с высокими мировыми ценами на нефть, существенно превосходящими самые благоприятные варианты предполагаемых расчетов. В результате, по данным Министерства финансов РФ, совокупный объем Стабилизационного фонда РФ достиг в 2006 г. уровня почти 9 % к ВВП (рис. 8).
Анализ фактического использования средств Стабилизационного фонда РФ с момента его образования по 1-е полугодие 2007 г. показал, что для приобретения иностранной валюты и осуществления платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга РФ в совокупности из Стабилизационного фонда было потрачено 4 328,7 млрд руб., или более 90 % (рис. 9).
Таким образом, с момента своего появления и до настоящего времени Стабилизационный фонд
■ ВВП
- Стабфонд
2004 г. 2005 г. 2006 г.
Рис. 8. Динамика Стабилизационного фонда РФ, % к ВВП10
0,7%
29,3%
70%
■ Покрытие дефицита Пенсионного фонда
□ Платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга РФ
□ Приобретение иностранной валюты в целях управления средствами СФ РФ
Рис. 9. Структура использования средств Стабилизационного фонда РФ за период 2004 г. — июнь 2007 г., %п
характера и может быть охарактеризована как инфляция издержек. Возникающий в связи с этим рост инфляции усиливается резким повышением тарифов естественных и неестественных монополий и следующим за этим ростом издержек во всех секторах экономики. Так, за первые 2 мес. 2006 г. индекс потребительских цен составил 4,1 %, а тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 15 %. Влияние повышения цен и тарифов на услуги естественных монополий на темп инфляции, по оценкам, составило около 36 % в 2001 г. против 26 % в 2000 г., а влияние монетарных факторов -27 и 30 % соответственно13. Следует также отметить, что в последние годы индекс роста тарифов на ЖКХ превышал индекс роста потребительских цен в два раза.
используется как один из инструментов регулирования денежной массы за счет искусственного сжатия платежеспособного спроса посредством ограничения государственных расходов. Мы полностью разделяем точку зрения экономистов, считающих, что главная проблема российской инфляции состоит в том, что с ее преимущественно немонетарными причинами денежные власти борются исключительно монетарными методами, снижая ликвидность и конкурентоспособность несырьевой экономики12.
Подобный метод борьбы с инфляцией был бы, на наш взгляд, приемлем, если бы она была связана только с избытком денежной массы. Однако инфляция, которая имеет место в России в последнее время, не носит преимущественно монетарного
Таблица 2
Динамика ИПЦ, индекса роста тарифов на ЖКХ,
на продовольственные и непродовольственные товары
14
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Индекс потребительских цен 112,0 111,7 110,9 105,0
Тарифы ЖКХ 128,7 123,5 132,7 121,3
Продовольственные товары 110,2 112,3 109,6 106,2
Непродовольственные товары 109,2 107,4 106,4 101,3
10 Сведения о движении по счету ФК в ЦБ по учету средств Стабилизационный фонда РФ в рублях за 2004 — 2006 гг., [Электронный ресурс] / Режим доступа www. minim. ru/ stabfond_rus
11 Сведения о движении по счету ФК в ЦБ по учету средств Стабилизационный фонда РФ в рублях за 2004 — 2006 гг., [Электронный ресурс] / Режим доступа www. minfin. ru/ stabfond_rus
12 Гамза В. А. Стабилизационный фонд и инфляция: сиамские близнецы // Банковское дело. 2006. № 5. С. 14.
Поэтому попытка противостоять такого рода инфляции ограничением бюджетных расходов, полагаем, является практически безуспешной. Для борьбы с инфляцией следует использовать другие методы: сдерживать внутренние цены на сырье и энергоносители, по возможности, не допуская их роста вслед за мировыми ценами, используя инструменты экспортных пошлин и отдельные налоговые меры; проводить активные антимонопольные мероприятия в области ЖКХ и осуществлять действен-
13 Клепан А. Конец денежного изобилия // Эксперт. 2001. № 37.С. 62.
14 Рассчитано по: Финансы России. 2006: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2006, с. 703 - 705.
ный контроль за тарифами, а также задействовать другие меры борьбы с инфляцией издержек.
Таким образом, в процессах разбалансирован-ности денежного хозяйства, наблюдавшихся в России до настоящего времени, переплетаются как монетарные факторы, типичные для инфляции спроса, так и немонетарные, характерные для инфляции издержек. Отсюда, оптимизация денежного хозяйства страны, на наш взгляд, может происходить лишь комплексно, с учетом взаимодействия различных методов государственного регулирования: финансового, денежного, кредитного и т. д. Повышение эффективности государственного регулирования денежного хозяйства, основанное на оптимизации финансового, налогового, бюджетного, денежного и кредитного воздействия, будет способствовать росту потенциала развития социально-экономической системы и расширению возможностей финансирования ее самоорганизации, обеспечивать качественное его функционирование.
В этой связи, как нам представляется, необходим комплекс мероприятий в области соответственно финансового, денежного и кредитного регулирования.
1. В части финансового регулирования денежного хозяйства:
• существенное снижение налоговой нагрузки, в первую очередь за счет реформирования системы косвенного налогообложения, повышающего цену товаров, работ, услуг;
• в целях регулярного поступления доходов в бюджет сохранение в составе косвенных налогов НДС, но не как элемента цены, а как авансового платежа из прибыли;
• прогрессивное налогообложение прибыли предприятий и организаций сверх нормативного уровня рентабельности, направленное на государственное регулирование цен (особенно это касается сферы торговли и транспорта);
• изменение механизма исчисления и уплаты ЕСН, предусматривающее его отнесение не на себестоимость продукции, а за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли предприятий и организаций;
• введение прогрессивного обложения доходов физических лиц исходя из важнейшего принципа налогообложения - его справедливости;
• расширение платежеспособного спроса населения как основного рычага стимулирования развития производства путем повышения денежных доходов работников бюджетной сферы с одновременным снижением числа чиновников;
• стимулирование привлечения зарубежного капитала в экономику России путем создания льготных условий таможенной, налоговой и валютной политики;
• снижение уровня государственных внутренних заимствований РФ в условиях бюджетного профицита, направленного на стерилизацию денежной массы в обращении;
• инвестирование средств государственных резервных фондов (стабилизационного, будущих поколений) внутри страны, что будет способствовать повышению активности экономических агентов, увеличению эффективности их деятельности и расширению производства товаров и услуг, а, следовательно, приведет к росту ВВП;
• усиление антимонопольной политики, направленной в первую очередь на жесткое регулирование тарифов естественных монополий. Необоснованный рост цен и тарифов, на наш взгляд, должен изыматься в бюджет на налоговой или административной основе.
2. В части монетарного регулирования денежного
хозяйства:
• регулирование необходимого объема денежной массы в целях обеспечения нормального функционирования экономики на основе баланса между последней и стоимостью производимых и реализуемых в стране товаров (услуг) с учетом движения их цен;
• прекращение практики наращивания золотовалютных резервов страны за счет денежной эмиссии Центрального банка РФ. Рост последних должен обеспечиваться, на наш взгляд, либо за счет прибыли ЦРБ, либо за счет средств бюджета;
• установление оптимальных пропорций наличного и безналичного денежного оборота (рост доли безналичных платежей) на основе повышения транспарентности к банковской системе, рациональной организации платежной системы страны;
• нормализация оборота капитала и сокращение скорости оборота денег на основе синхронизации денежной массы с динамикой цен, соотношения спроса и предложения денег по различным секторам экономики за счет укрепления основы денежного обращения - рубля.
3. В части кредитного регулирования денежного
хозяйства:
• дальнейшее снижение ставки рефинансирования Банка России до уровня, не превышающего нормы рентабельности внутренне
ориентированных секторов экономики в целях повышения доступности банковского кредита, его роли в обеспечении расширенного воспроизводства и пр.;
• отказ от практики эмиссии денег под прирост валютных резервов на основе перехода к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных предприятий реального сектора;
• переориентирование политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности, что снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы: соответствующим регулированием процентных ставок обеспечивается ее связывание в кредитовании роста объемов и повышения эффективности производства и предложение товаров и услуг;
• синхронизация установления норм резервирования с изменением денежной массы, ориентирование политики резервирования на
долгосрочные цели развития экономики, поддержание хозяйственно-финансовых сделок, всего делового оборота на уровне, достаточном для выхода экономики на траекторию развития и устойчивого роста ВВП; • дифференциация нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России, в зависимости от доли кредитов реальному сектору в общем объеме активов банков.
Оптимизация денежного хозяйства страны приводит к повышению уровня финансового и денежного обеспечения всего воспроизводственного процесса, что влечет за собой расширение отраслевых и межотраслевых интеграционных границ взаимодействий, диверсификацию спроса на денежные средства и их предложения, формирование материальной основы для развития институтов финансового и денежного рынка, адекватных перманентным эволюционным преобразованиям российской экономики.
К сведению авторов и читателей
Федеральное агентство по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ и Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU приступили к реализации проекта «Разработка системы статистического анализа российской науки на основе данных российского индекса научного цитирования (РИНЦ)» по Федеральной целевой научно-технической программе.
В Российский индекс научного цитирования включены все издания, выпускаемые нашим издательским домом: «Финансы и кредит», «Дайджест-Финансы», «Экономический анализ: теория и практика», «Региональная экономика: теория и практика», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Международный бухгалтерский учет», «Всё для бухгалтера», «Бухгалтер и закон», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии».
РИНЦ - это многофункциональная информационная система, в которой обрабатывается библиографическая информация, аннотации и пристатейные списки цитирования из российских научных журналов. Поисковые и информационные сервисы базы данных эффективно реализуют различные виды поиска информации, анализируют и рассчитывают индексы цитирования отдельных авторов, научных коллективов и организаций, тематических направлений, импакт-факторы журналов. Авторам предоставлена возможность самостоятельно вводить и корректировать информацию о том, что, где и когда они опубликовали, используя для этой цели интерфейс Единого реестра научных публикаций. Используя систему управления ссылками, возможно без труда выходить не только на полные тексты статей, которые обрабатываются в самом РИНЦ, но и на статьи, которые цитировались в этих публикациях.
Подробная информация о проекте размещена на сайте разработчика
- www.elibrary.ru.
Уважаемые авторы и читатели!
Мы также напоминаем Вам, что электронные версии всех наших журналов доступны на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.
Мы прилагаем все усилия для того, чтобы доступ к необходимой информации был максимально быстрым и простым для Вас, и надеемся, что использование современных информационных технологий сделает Вашу работу с материалами наших изданий еще более удобной!