производиться после образования достаточных финансовых ресурсов на основе безэквивалентного и безвозвратного изъятия их у субъектов денежного хозяйства. Это значит, что покупательные и платежные средства могут предоставляться обороту лишь после того, как они безвозвратно изъяты в других его звеньях. Общая масса денег в обращении при прочих равных условиях остается неизменной.
Таблица 1. Динамика макроэкономических показателей РФ [5, с. 30-32]
Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
ВВП, млрд.р. 7306,4 8944,8 10831,5 13243,2 16966,5 21598,0
Доходы консолидированного бюджета РФ, млрд.р. 2097,7 2683,7 3519,2 4138,7 5429,9 7611,6
Доходы
консолидированного бюджета, в % к ВВП 28,7 30,0 32,5 31,2 32,0 35,2
Денежная масса М2, млрд.р. 1154,4 1612,6 2134,5 3212,7 4363,3 6045,6
Денежная масса М2, в % к ВВП 15,8 18,0 19,7 24,3 25,7 28,0
П
л ь
и со
7
0J
01
z
1П
о
ь
N □
□
ГУ
о i— ф i—
х о а ф
ш
X
X >
0
1_
О х
X ф
ш
I—
О
а
D <
>
о
0
1_
0
1_
о о
ш
о
I—
о о
CL
о ф
В среднем за анализируемый период объем денежной массы относительно объема ВВП в США составляет 80%, а в Росси не превышает и 30% (табл. 1), что говорит о недостаточности денежных средств для хозяйственной деятельности экономических агентов. Это создает довольно ограниченные условия для роста темпов развития отечественной экономики, обусловливает ограниченное обслуживания со стороны денежной массы количества совершаемых сделок во времени. В период развития необходимо обеспечить экономику достаточным количеством денежных средств для прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах экономики, для расширенного воспроизводства, роста предпринимательского сектора, оптимизации финансовых потоков в целом и бюджетных в частности и т.п.
Оптимизация финансовых потоков важна для совершенствования взаимоотношений между бюджетами разных уровней, устранения неоправданных встречных потоков денежных средств, выработки новой концепции бюджетного федерализма, основанной на приоритетном финансировании социального развития регионов и повышении реального жизненного уровня населения.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. Ленинград, 1929.
2. Павлова Л.Н. Бюджетные потоки и проблемы бюджетного регулирования // Финансы. 1996. № 4.
3. Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2005.
4. Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Юрайт, 2000.
5. Финансы России. 2006: Стат. сб. М.: Росстат, 2006.
ТИХОВ С.А.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОСТОЯНИИ БАНКРОТСТВА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
о ф
о
х О
о
При проведении банкротства юридического лица арбитражный управляющий, утвержденный и именуемый временным управляющим для целей проведения процедуры наблюдения, осуществляет анализ финансового состояния должника.
Наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, выявления кредиторов должника и составления реестра их требований, созыва и проведения первого собрания кредиторов. Основной целью процедуры наблюдения считают достижение баланса интересов должника и кредиторов [5, с. 156].
Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он представляет собой именно ту базу, на которую опирается разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой отчетности. На основе данных анализа финансово-экономического состояния осуществляется разработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица принимающего управленческие решения в области финансовой политики [5, с. 62].
По мнению ученых, с введением в действие Постановления Правительства РФ № 367 [3] можно предположить, что Правительство РФ существенно изменило концепцию финансового анализа. Если раньше анализ финансово-хозяйственной деятельности сводился к определению значений финансовых коэффициентов (путем деления одних отчетных данных на другие отчетные данные), то в настоящее время они играют скорее второстепенную роль. Отсутствуют нормативные значения коэффициентов, а также законодательная база, закрепляющая их.
В Правилах не указаны какие-либо критерии значений коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника. Несмотря на четкое описание информации, которая должна выявляться в ходе финансового анализа, отсутствуют механизмы ее определения и источники, например, по ана- ^ лизу внешних условий деятельности, анализу рынков, т.е. конкретные значения коэффициентов не ^ являются основой для выводов по финансовому анализу. Поэтому заключение должно основываться ^ на анализе причин, повлекших за собой данную динамику коэффициентов [6]. о
Утвержденные Правительством РФ Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, который осуществляется не только временным управляющим, но иными категориями 07 арбитражных управляющих при различных процедурах банкротства, делают цели финансового ана- О лиза шире по сравнению с целями анализа финансового состояния должника, проводимого временным управляющим в ходе наблюдения. Между тем критерии оценки (коэффициенты финансово-хо- ^ зяйственной деятельности и требования к анализу деятельности должника) и перечень оснований для о проведения анализа должны быть взяты за основу временным управляющим при проведении анали- £ за финансового состояния должника. Указанными Правилами установлено, что временный управля- о ющий проводит финансовый анализ, используя результаты ежегодной инвентаризации, проводимой ^ должником, а также основывает свои выводы на анализе: х
- статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерско- о го и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщи- ° ков; ф
ш
- учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний о
совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций; о
^
о о
- положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;
- отчётности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;
0
1_
о о
ш
О ¡—
- материалов налоговых проверок и судебных процессов; о
- нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника. ^ При проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться
о
принципами полноты и достоверности. ф
Проведение анализа финансового состояния должника, таким образом, является сложной исследовательской работой, которая включает изучение, обработку и обобщение информации, получен- ^ ной временным управляющим из анализа бухгалтерских, экономических, учредительных докумен- ® тов и материалов [1]. 2
Арбитражным управляющим при обосновании своих выводов и заключений по финансовому § анализу предоставляется право самостоятельного поиска источников и механизмов определения о
информации, которая должна быть непосредственно отражена в финансовом анализе.
Государственная политика Правительства РФ сводится к значительному повышению планки в оценке квалификации арбитражных управляющих, т.к. лишь высококвалифицированный арбитражный управляющий сможет выявить причины, повлиявшие на платежеспособность предприятия, провести четко ориентированный комплекс мер на восстановление платежеспособности, вывести предприятие из кризисного состояния [6].
Анализ финансового состояния должника в соответствии с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» проводится в целях:
- определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим;
- определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и сроки, которые установлены Законом о несостоятельности.
Прежде всего, временный управляющий исследует вопрос о достаточности либо недостаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов, связанных с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим. В литературе отмечается, что указанный вопрос напрямую связан с оценкой ликвидности имущества должника, в связи с чем временным управляющим выявляются денежные средства, а также определяется перечень иного принадлежащего должнику имущества с указанием, как балансовой стоимости такого имущества, так и наиболее вей роятной выручки от его продажи, которая может быть использована для покрытия указанных выше -. расходов. Минимальный уровень судебных расходов, а также расходов на выплату вознаграждения
П
л ь
о
I-
х
арбитражным управляющим определяется включением в данные расходы государственной пошлины, вознаграждения временного управляющего за весь срок наблюдения, а также за установленный Законом о несостоятельности срок наиболее вероятной последующей процедуры банкротства долж-о ника. Необходимо добавить, что с принятием ныне действующего Закона о несостоятельности к обязательным судебным расходам можно также отнести расходы, связанные с обязательным опублико-^ ванием арбитражным управляющим сведений, предусмотренных ст. 28 Закона [1]. □ Другой целью проведения анализа финансового состояния должника является определение воз-^ можности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и сроки, ко-^ торые предусмотрены Законом о несостоятельности. Поскольку восстановление платежеспособности 0 должника возможно при проведении финансового оздоровления или внешнего управления, то срок, ® на который должен ориентироваться временный управляющий при проведении анализа, ограничен о двумя годами. Временный управляющий должен определить достаточность ликвидного имущества ® должника для погашения требований кредиторов на основе сопоставления размера вероятной выручки от реализации указанного имущества и размера подлежащих удовлетворению требований кредиторов. Если выяснится, что имущества должника недостаточно для погашения требований кредиторов, ° временный управляющий на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности должника, ана-ф лиза его активов и пассивов, рынков, на которых осуществляется деятельность должника, инвестици-о онной привлекательности должника вырабатывает предложения относительно дальнейшей процеду-о ры банкротства должника [1].
и Анализ финансового состояния должника должен быть представлен арбитражному суду, первому собранию кредиторов и саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом 2 которой является временный управляющий.
* Таким образом, анализ финансового состояния предприятия находящегося в состоянии кризиса о является первоочередной задачей, своеобразной отправной точкой для осуществления арбитражного управления и реализации процедуры банкротства, обусловленной необходимостью иметь свежую, достоверную информацию о развитии ситуации вне и внутри предприятия, в целях принятия наибо-
х лее адекватных мер.
0
(В
ЛИТЕРАТУРА.
| 1. Дорохина Е.Г. Особенности деятельности временного управляющего при проведении наблюдения
? // Право и экономика. 2004. № 6.
1 2. Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. Антикризисное управление. М., 2006.
^ 3. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении правил проведения ар-
(Г) битражным управляющим финансового анализа».
о о о.
4. Федеральный Закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002).
5. Федорова Г.В. Учёт и анализ банкротств. М., 2006.
6. Четверкина А.Г. Правила проведения арбитражным управляющим финансово-экономического анализа // Право и экономика. 2004. № 9.
ТОМАШУК Е.А., ЗИЛЬБЕРОВА И.Ю.
КЛАСТЕРНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Развитие малого бизнеса в строительстве стало одним из важнейших направлений экономичес- 3 ких преобразований. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание ¡5 общих рыночных, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концеп- ^ ции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка малого и 1 среднего бизнеса как, в общем, так и в строительной сфере в частности, должна быть отнесена к чис- ^ лу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на регио- ^ нальном уровне. ^
Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической 2 системы в значительной степени зависит от структуры взаимодействия малого, среднего и крупного \-бизнеса. |\
Современная рыночная экономика отличается развитыми производственными связями между 00 крупным и малым бизнесом, которые можно охарактеризовать как кооперацию в условиях конкурен- Ш
зарубежных стран. Взаимоотношения между крупными промышленными комплексами и малыми предприятиями существовали еще в 70-80-е гг., и носили преимущественно технологический характер.
Малые предприятия обеспечивали производство узлов и деталей, комплектующих изделий, специфичной и мелкосерийной продукции, ремонт и обслуживание оборудования и др.
ции. ^
Усиление сложности и нестабильности экономического пространства приводит к тому, что стандартные типы адаптационного поведения предприятий строительного комплекса и процессы управ- 2 ления изменениями становятся все менее эффективными. В связи с этим возникает потребность по- -Е новому посмотреть на проблему взаимодействия предприятий строительного комплекса и внешней о. среды.
В своей хозяйственной практике крупные строительные предприятия стремятся минимизировать объем производственных операций, сопряженных с повышенными издержками. Среди путей ^
решения этой проблемы наиболее перспективным является развитие контрактных, субподрядных х
ф
отношений. ™
Развитие малого бизнеса и его кооперационных связей с крупными предприятиями не являет- а
ся принципиально новым элементом в организационной структуре промышленного производства <
о о
х >
0
1_
О
о
ш
О
I—
О
С точки зрения системного подхода микроэкономические взаимодействия объектов малого биз- а-неса следует рассматривать как процесс, результат которого зависит как от предпринимаемых дей- ^ ствий субъектов этого процесса, так и от условий внешней среды. При этом в качестве экономичес- о ких агентов фигурируют различные самостоятельные единицы, рассматриваемые как системы. Про- ® цесс взаимодействия предприятий предполагает связи между выходом одной или нескольких систем | и входом другой (других) систем. Этот процесс может быть описан и классифицирован с использова- ^ нием различных признаков в зависимости от целей и задач исследования. 1
Рассматривая экономическое содержание взаимодействия предприятий, можно отметить, что о
данная ситуация складывалась, как правило, на базе крупных предприятий реального сектора. При 9
о