Научная статья на тему 'Теоретические аспекты экологической подготовки младших школьников с особыми образовательными потребностями'

Теоретические аспекты экологической подготовки младших школьников с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Т. В.

Данная статья посвящена проблеме экологической подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями младших классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Автор исходит из того, что на современном этапе взаимодействия общества и природы назрела необходимость совершенствования системы работы по экологическому образованию и воспитанию таких детей. Особое внимание уделено основным концептуальным положениям экологической подготовки учащихся младших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of Ecological Training of Junior Students of Special Educational Institution

This article is devoted to the problem of ecological education of students with special educational needs in junior classes of special (correctional) VIII-type educational institution. The author bases on the idea of necessity in enhancement of system of work on ecological education and the upbringing of such children. The special attention is given to the mail conceptual theses of ecological training of junior classes students.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты экологической подготовки младших школьников с особыми образовательными потребностями»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

изучаются разрозненно, отсутствует четкое представление о структуре поиска эвристик. Целостный подход к проблеме открывает ее новые аспекты, требующие дальнейшего изучения. Противоречие между потребностью в совершенствовании методики обучения эвристическим приемам и ее реальным состоя-

нием определяет актуальность проблемы исследования, которая заключается в систематизации, классификации эвристик, в нахождении путей и средств формирования умений самостоятельно находить эвристики, которые объективно заложены в конкретной теме школьного курса геометрии основной школы.

Поступила 15.11.07.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Т. В. Миронова, ассистент кафедры коррекционной педагогики и специальных методик МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Данная статья посвящена проблеме экологической подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями младших классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Автор исходит из того, что на современном этапе взаимодействия общества и природы назрела необходимость совершенствования системы работы по экологическому образованию и воспитанию таких детей. Особое внимание уделено основным концептуальным положениям экологической подготовки учащихся младших классов.

Современные проблемы взаимодействия общества и природы выдвинули ряд новых задач для решения коррекционной педагогикой и специальными (коррекционными) образовательными учреждениями VIII вида. В связи с обострением экологической обстановки необходимо готовить в школе такое поколение, которое будет способно преодолевать последствия негативных антропогенных воздействий на природу и оптимизировать их в последующем. Основные направления, отражающие сущность ответственного отношения школьников с особыми образовательными потребностями к состоянию окружающей среды, предполагают единство познавательной и практической деятельности учащихся по улучшению природы. Особое место занимают непосредственное общение такого школьника с природой, овладение им навыками правильного поведения в природе, сочетание учебной, игровой и трудовой деятельности по облагораживанию окружающей природной среды.

© Т. В. Миронова, 2008

Полноценная социальная адаптация учащихся с особыми образовательными потребностями невозможна без формирования системы их нравственного сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного, эстетического, экологического просвещения и воспитания личности учащихся. Школа готовит воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном и природном окружении. В связи с этим необходимо, чтобы поведение школьников с особыми образовательными потребностями в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Проблема формирования экологического поведения учащихся с особыми образовательными потребностями младших классов приобретает особое значение. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-норматив-

№ 1, 2008

ного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении. Специальные исследования А. В. Усвайской, В. Д. Хохловой и др., в частности по проблемам формирования бережного отношения к природе школьников младших классов, указывают, что интеллектуальный дефект изменяет их социальное поведение. Важно подчеркнуть, что отечественная олигофренопедагогика утверждает принципиальную общность экологической направленности воспитания учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ. Нравственные качества личности, так же как и содержание сознания человека, являются продуктом влияния средовых, в том числе и педагогических, факторов, действующих на человека в онтогенезе. Социальное поведение школьника с особыми образовательными потребностями определяется качеством воспитательной работы с ним на протяжении всех лет обучения. В то же время исследователями признаются трудность и методическое своеобразие решения задач воспитания социальнонормативного поведения в природном окружении школьников, что вызвано недостаточностью познавательного и эмоционально-волевого развития таких детей.

Подход к анализу развития ребенка с позиций выяснения взаимодействия биологической и культурной линий развития был предпринят Л. С. Выготским. В результате были намечены так называемые ядерные и вторичные признаки умственной отсталости. Известно, что вторичные признаки, к которым относятся и различные нарушения характера и поведения при умственной отсталости, поддаются педагогической коррекции и в принципе не являются обязательными. Как указывала С. Я. Рубинштейн, в абсолютном большинстве случаев они возникают в результате неправильного взаимодействия аномального ребенка со средой в ходе его развития в условиях средовых факторов, не учитывающих

специфические особенности данного ре-бенка1.

A. В. Усвайская перечислила основные особенности восприятия учащимися вспомогательных школ учебного материала: незнание функциональных органов растения, их значения в жизнедеятельности растения, условий и факторов, влияющих на его рост, развитие. Автор сделала вывод, что дети затрудняются выявлять и анализировать причинноследственные зависимости между объектами природы и факторами окружающей действительности. В тот период (1960-е гг.) были сделаны первые попытки описания методики работы по данному направлению, а именно разработаны методические рекомендации по уходу за комнатными растениями, изучению природы во 2 и 3 классах специальной школы2. Следует отметить, что данные пособия утратили актуальность в связи с отсутствием в них концептуальных положений экологического образования школьников. Предложенные методы, формы работы не отвечают современному социальному запросу экологической подготовки школьников младших классов.

B. Д. Хохлова, ориентируясь на средние общеобразовательные школы, предлагала использовать экскурсии и прогулки с целью формирования адекватного поведения в природном окружении учащихся с особыми образовательными потребностями младших классов. Исследование отражает ряд проблем в восприятии природы детьми указанной категории. В частности, они не замечают красоты природного окружения, не проявляют интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы, их отличает нецелесообразное поведение в природе. По мнению В. Д. Хохловой, увеличение числа экскурсий и прогулок окажет положительное влияние на формирование экологически оправданного поведения детей3. Предложенная автором методика проведения указанных форм работы является лишь узким направлением в учебно-воспитательной системе и, к сожалению, не

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

решает глобальных задач экологической подготовки младших школьников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Проблема формирования бережного отношения к природе умственно отсталых детей рассматривалась Е. Д. Худен-ко. Она указывала, что природоохранительное воспитание есть сложный и многоплановый процесс, который обеспечивается согласованным влиянием школьных предметов, внеклассной работы, обстановкой в семье, быту, школе. Этот процесс начинается еще до поступления ребенка в школу, продолжается в школе и завершается в послешкольный период. В своей работе Е. Д. Худенко не только обозначила особенности изучения учебного материала экологического содержания, но и выделила ряд методических принципов по экологической подготовке таких школьников: единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, краеведческий принцип, принцип активного вовлечения школьников в посильную для них практическую деятельность по охране природы. Автор также указывала, что отсутствие методического аспекта экологической подготовки учащихся младших классов провоцирует экологически нецелесообразное поведение детей в старшем возрасте4.

Анализ программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида (1997) показал, что в младших классах экологическое образование и воспитание в большей степени проводятся на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, чтения и развития речи, музыки и пения5. Тематика программы по указанным учебным предметам предполагает изучение объектов и явлений, установление причинно-следственных зависимостей в природе, формирование любви и доброго отношения к природной среде. Так, в подготовительном и 1 классах дети знакомятся с основными признаками времен года, изменениями в погоде.

Во 2 и 3 этот материал усложняется, а в 4 — систематизируется и обобщается.

Изучение растений, животных, птиц, насекомых, фруктов и овощей, объектов и явлений окружающей действительности, а также их взаимодействия, влияния на них человека прослеживается в течение всего обучения детей в начальной школе. На уроки развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1 и 2 классах отводится 1 ч в неделю, а в 3 и 4 — 2 ч, причем приоритетным аспектом становится выявление их специфических характеристик. На уроках чтения и развития речи предполагается изучение произведений о сезонных изменениях в природе, о жизни животных и растений в разные времена года, об отношении людей к природе, друг другу, об их профессиональной деятельности. На освоение данного материала отводится 5 ч в неделю. Такой учебный предмет, как «Музыка и пение», планирует изучение музыкальных произведений о животных, растениях, человеке (1 ч в неделю). В процессе знакомства детей с музыкальными произведениями организуются воспитательные беседы о бережном отношении к природному окружению.

Таким образом, отсутствие достоверных сведений о состоянии экологических представлений, знаний и умений школьников с особыми образовательными потребностями, несовершенство методики экологического образования и воспитания являются достаточными аргументами для разработки концептуальных положений экологической подготовки младших школьников.

Важнейшими условиями формирования бережного отношения к природе служат обеспечение взаимосвязей содержания экологического образования и основных направлений воспитания; активизация разнообразной деятельности учащихся по изучению и охране природы; мобилизация всего педагогического коллектива на решение задач экологического образования.

№ 1, 2008

Полноценная разработка концептуальных положений экологической подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями младших классов возможна только при использовании философских, естественно-научных и психолого-педагогических метод ологи-ческих оснований. В качестве философских оснований нами выдвинуты идеи взаимодействия человека (общества) с окружающей средой, причинности, устойчивого развития общества и природы. В качестве естественно-научных — идеи длительного существования биологического разнообразия, устойчивости, стабильности и иерархии организации экосистем, взаимодействия организмов и окружающей среды. Психолого-педаго-гическими основаниями стали социокультурный, системно-содержательный, гуманистический, междисциплинарный, целостный, комплексный, личностно ориентированный, деятельностный подходы в обучении школьников начальных классов.

Учитывая вышеизложенное, сформулируем цели и задачи экологической подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями младших классов. Их логично представить в определенной иерархии. Генеральная цель заключается в формировании экологической культуры школьников на основе представлений о гражданской ответственности за рациональное использование ресурсов природной среды и ее защиту от загрязнения во всех видах общественнотрудовой деятельности. Основной целью в деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является становление бережного отношения к природе как ключевого качества личности при усвоении системных знаний о нормах и правилах социального поведения в различных видах деятельности и умений, связанных с целесообразным использованием, защитой и улучшением окружающей среды, а также воспитание экологически оправданного поведения. Целью экологической подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями младших

классов выступает формирование у них элементов социального, эмоциональноценностного и практического опыта, отражающего важнейшие потребности сознательного соблюдения норм бережного отношения к природной среде в личном поведении и различных видах деятельности.

Бережное отношение к социоприрод-ной среде проявляется в трех аспектах: 1) осознание ответственного регулирования своих поступков в окружающей среде; 2) потребность в сохранении природной и социоприродной сред, определяющих условия жизни человека; 3) осознание ответственности за преобразование окружающей действительности и предупреждение отрицательных последствий различных влияний на окружающую среду и здоровье человека.

Достижение целей формирования определенных личностных качеств учащихся необходимо конкретизировать в виде педагогических задач: коррекционно-образовательной, коррекционно-воспитательной, коррекционно-развивающей.

Коррекционно-образовательные задачи включают в себя формирование системы базовых элементарных знаний и представлений об экологических объектах и явлениях, понимания взаимосвязей общества и природы, влияния социума на развитие отношений природы и человека; формирование системы практических умений по улучшению ближайшей природной среды.

Коррекционно-развивающие задачи устремлены на активизацию аналити-ко-синтетической деятельности на основе анализа, сравнения, объяснения явлений, протекающих в природе под влиянием различных факторов, установления взаимосвязей организма человека с окружающей средой; развитие эмоций, чувств при анализе ответственного и безответственного отношения людей к природе; развитие потребностей в улучшении окружающей социоприродной среды.

Коррекционно-воспитательные задачи направлены на формирование мо-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тивов, потребностей и привычек бережного отношения к природе в различных видах деятельности; стимулирование стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Сформулированные цели и задачи основываются на ряде принципов, которые позволяют осуществлять целенаправленный отбор экологического содержания и построения экологической подготовки учащихся младших классов. Такими принципами являются природо-сообразность, научность, гуманизация, регионализация, наглядность обучения, коррекционная направленность, воспитывающая и развивающая направленность обучения, связь с жизнью, активное вовлечение школьников в посильную деятельность по охране среды, единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

На основе вышеуказанных целей, задач и принципов возникает возможность сконцентрировать содержание учебного материала и выделить в нем познавательный, деятельностный, ценностный и нормативный аспекты. Их усвоение предполагает вовлечение школьников в разнообразную деятельность, что обеспечивает достижение обучающего, воспитывающего и развивающего эффектов экологического образования, формирование природоохранительного поведения.

Процесс становления бережного отношения к природе учащихся с особыми образовательными потребностями происходит в системе использования разнообразных видов деятельности. Условно его можно разбить на три этапа. Подготовительный этап основан на непосредственном восприятии экологических объектов и явлений. Здесь создаются условия для формирования у школьников элементарных представлений о строении и функциях, процессах в природе и животном мире. Особое внимание обращается на накопление эмоционально-чувственных восприятий, так как для становления рационального отношения к миру необходимо первоначально вызвать

определенные чувства, переживания. Таким образом, на данном этапе приобретается начальный опыт бережного отношения к природе, животному миру и здоровью человека. Основной этап реализуется на уровне базового экологического образования. На данном этапе происходит формирование у учащихся экологической культуры и ее составляющих. Особое внимание обращается на усвоение элементарных экологических знаний о влиянии окружающей среды на жизнедеятельность организма человека, положительных и отрицательных факторах, определяющих состояние здоровья. Наряду с этим школьники готовятся к установлению и раскрытию причинных, пространственных, временных связей между элементарными экологическими явлениями. Заключительный этап отражает рефлексию полученных знаний, представлений и умений по отношению к природе. Формирование экологической культуры у учащихся младших классов проявляется в определенном наборе качеств личности и реализуется в умении регулировать собственные поступки в социоприродной среде, осуществлять работу по охране и восстановлению природной среды своей улицы, двора, территории школы.

Изложенная концепция является теоретической основой для реализации практической деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. М., 1986.

2 См.: Усвайская А. В. Изучение комнатных растений в младших классах вспомогательной школы / А. В. Усвайская. М., 1966.

3 См.: Хохлова В. Д. Прогулки и экскурсии с учащимися вспомогательной школы / В. Д. Хохлова // Спец. шк. М., 1967. С. 78—83.

4 См.: Худенко Е. Д. Принципы природоохранительного воспитания умственно отсталых учащихся / Е. Д. Худенко // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. М., 1989. С. 113—121.

5 См.: Программы для 0—4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). М., 1997.

Поступила 16.05.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.