Научная статья на тему 'Концептуальные положения экологического образования учащихся младших классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида'

Концептуальные положения экологического образования учащихся младших классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррекционное образовательное учреждение / концептуальные положения / образовательное учреждение viii вида / учащиеся младших классов / экологическое образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Т. В.

Статья посвящена проблеме взаимодействия общества и природы и необходимости совершенствования системы работы по экологическому образованию школьников с особыми образовательными потребностями. Особое внимание уделено основным концептуальным положениям экологической подготовки учащихся младших классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of interaction between society and nature and necessity of improvement of the ecological education system among schoolchildren with special educational requirements. Particular attention is paid to the main conceptual principles of younger schoolchildren"s ecological training in a special (defective) educational institution of the 8th kind.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения экологического образования учащихся младших классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Работа представлена кафедрой коррекционной педагогики и специальных методик Мордовского государственного педагогического института и.и. М. Е. Евсевъева.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. А. Якунчев

Статья посвящена проблеме взаимодействия общества и природы и необходимости совершенствования системы работ ' ы по экологическому образованию школьников с особыми образовательными потребностями. Особое внимание уделено основным концептуальным положениям экологической подготовки учащихся младших классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

The article is devoted to the problem of interaction between society and nature and necessity of improvement of the ecological education system among schoolchildren with special educational requirements. Particular attention is paid to the main conceptual principles of younger schoolchildren’s ecological training in a special (defective) educational institution of the 8th kind.

Современные проблемы взаимодействия общества и природы выдвинули ряд новых задач ;щя решения коррекционной педагогикой и специальным (коррекционным) образовательным учреждением VIII вида. В связи с обострением экологической обстановки необходимо готовить в школе такое поколение, которое преодолевало бы последствия негативных антропогенных воздействий на природу и оптимизировало бы их в последующем.

Основные направления, отражающие сущность ответственного отношения школьников с особыми образовательными потребностями за состояние окружающей среды, предполагают единство познавательной и практической деятельности учащихся по улучшению природы. Особое место занимает непосредственное общение такого школьника с природой, овладение им навыками правильного поведения в природе, сочетание учебной, игровой и трудовой деятельности по облагораживанию окружающей природной среды.

Перед специальным (коррекционным) образовательным учреждением VIII вида ставится задача формирования экологической культуры учащихся. В культуре раскрывается целостное понимание и единство мира, обобщенное представление о многообразии и уникальности видов деятельности человека, его духовные богатства и сущностные особенности мировоззрение, мышление, память, способности, потребности, знания, умения и др. При этом культура выступает как мера реализации и развития человека в процессе его социальной деятельности. Д.ля 'того чтобы сознательно действовать, личность в процессе ее социализации должна усвоить общекультурные нормы и идеалы, которые трансформируются в конкретные правила поведения культурного плана, выдвигаемые обществом.

Важнейшими условиями формирования экологической культуры являются обеспечение взаимосвязей содержания экологического образования и основных направлений воспитания; активизация разнооб-

разной деятельности учащихся по изучению и охране природы; мобилизация всего педагогического коллектива на решение задач экологического образования.

Полноценная разработка концептуальных положений экологического образования учащихся с особыми образовательными потребностями младших классов возможна только при использовании философских, естественнонаучных и психологопедагогических методологических основа-„ 1

ний .

В качестве философских оснований нами выдвинуты идеи взаимодействия человека - общества с окружающей средой, причинности, устойчивого развития общества и природы. В качестве естественнонаучных оснований использованы идеи длительного существования биологического разнообразия, устойчивости, стабильности и иерархии организации экосистем, взаимодействия организмов и окружающей среды. Психолого-педагогическими основаниями стали социокультурный, системно-содержательный, гуманистический, междисциплинарный, целостный, комплексный, лично ориентированный, деятсльно-стный подходы в обучении школьников с особыми образовательными потребностями начальных классов.

Учитывая вышеизложенное, сформулируем цели и задачи экологического образования учащихся с особыми образовательными потребностями младших классов. Их логично выразить в определенной иерархии. Генеральная цель заключается в формировании экологической культуры школьников на основе представлений о гражданственной ответственности за рациональное использование ресурсов природной среды и ее защиту от загрязнения во

всех видах общественно-трудовой деятель-

2 г, -

ности . Основной целью в деятельности

специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является становление бережного отношения к природе как основного качества личности при усвоении системных знаний о нормах и правилах социального поведения в различных

видах деятельности и умений по целесообразному использованию, защите и улучшению окружающей среды, а также воспитание экологически оправданного поведения. Целью экологического образования учащихся с особыми образовательными потребностями младших классов выступает формирование элементов социального, эмоционально-ценностного и практического опыта, отражающего основные потребности сознательного соблюдения норм бережного отношения к природной среде в личном поведении и различных видах деятельности.

Достижение целей формирования определенных личностных качеств умственно отсталых учащихся необходимо конкретизировать в виде педагогических задач -коррекционно-образоватсльной, коррек-ционно-воспитатсльной, коррекционно-развивающей. Коррекционно-образовательные задачи включают в себя: формирование системы базовых элементарных знаний и представлений об экологических объектах и явлениях, понимания взаимосвязей общества и природы,влияния социума на развитие отношений природы и человека; формирование системы практических умений по ознакомлению и улучшению ближайшей природной среды. Коррекци-ошю-развивающис устремлены на активизацию аналитико-синтетической деятельности на основе анализа, сравнения, объяснения явлений, протекающих в природе под влиянием различных факторов, установления взаимосвязей организма человека с окружающей средой, развитие потребностей в улучшении окружающей социоп-риродной среды. Коррекционно-воспита-телъные задачи направлены на формирование мотивов, потребностей и привычек бережного отношения к природе в различных видах деятельности; стимулирование стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Сформулированные цели и задачи основываются на таких принципах, как при-родосообразность, научность, гуманиза-

ция, регионализация, наглядность обучения, коррекционная направленность, воспитывающая и развивающая направленность обучения, связь с жизнью, активное вовлечение школьников в посильную деятельность по охране среды, единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, которые позволяют осуществлять целенаправленный отбор экологического содержания и построения экологического образования учащихся младших классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

На основе целей, задач и принципов возникает возможность сконцентрировать содержание учебного материала, который должен вюпочать познавательный, деятельностный, ценностный и нормативный аспекты. Усвоение указанных аспектов содержания предполагает вовлечение школьников с особыми образовательными потребностями в разнообразную деятельность, что обеспечивает достижение обучающего, воспитывающего и развивающего эффектов экологического образования, формирование природоохранительного поведения.

Процесс становления бережного отношения к природе учащихся с особыми образовательными потребностями происходит в системе использования разнообразных видов деятельности. Условно его можно представить тремя этапами. Подготовительный этап основан на непосредственном восприятии экологических объектов и явлений. Здесь создаются условия для формирования элементарных представлений о строении и функциях, процессах в природе и животном мире. Особое внимание обращается на накопление эмоционально-чувственных восприятий, так как для становления рационального отношения к миру необходимо первоначально вызвать определенные чувства, переживания. Основной этап реализуется на уровне базового экологического образования. На этом этапе происходит формирование элементарных экологических знаний и представлений о влиянии окружающей среды на жизнедеятельность организма человека, положи-

тельных и отрицательных факторах, определяющих состояние здоровья. Заключительный этап отражает рефлексию полученных знаний, представлений и умений по отношению к природе. У учащихся младших классов формируется экологическая культура, которая проявляется в определенном наборе качеств личности и реализуется в умении регулировать собственные

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. М.: Просвещение,

1983. С. 43-47.

2

Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования. М.: Педагогика, 1984. С. 32-141.

поступки в социоприродной среде, осуществлять работу по охране и восстановлению природной среды своей улицы, двора, территории школы.

Таким образом, изложенная концепция является теоретической основой для реализации практической деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.