4. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы: портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/3 (дата обращения 03.02.2014).
5. Купер И. Р. Гипертекст как способ коммуникации // НИР: Наука, Интернет, Россия [Электронный ресурс]. URL: http://www.nir.ru/sj/ sj/sj 1-2-00kuper.html (дата обращения 03.02. 2014).
6. Структура и виды работы в музее [Электронный ре-
сурс]. URL: http://gendocs.ш/v3929/лекции_-_му-зееведение (дата обращения 03.02.2014).
7. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002.
8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
9. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения 03.02.2014).
УДК 376 ББК 74.5
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
COMPETENCY BUILDING APPROACH IN EDUCATION OF PUPILS WITH DISABILITIES
Т. В. Маркова, Т. В. Шевырева, Ю. А. Костенкова
Содержание специального образования в современных условиях должно формировать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья способности эффективно решать задачи, возникающие при взаимодействии с окружающей средой - то есть компетентности. В статье рассматриваются понятия «компетенция», «компетентность», дается характеристика «естествоведческой компетенции» и «естествоведческой компетентности» учащихся с ограниченными возможностями здоровья (на примере умственно отсталых школьников).
T. V. Markova, T. V. Shevireva, Yu. A. Kostenkova
The content of special education under present conditions should develop by pupils with disabilities the skills to solve effectively problems appearing during their interaction with the environment - i.e. competencies. The article considers the concepts of "competence", "competency", the description of "natural science competence" and "natural science competency" of the pupils with disabilities is given as well (by the example of mentally retarded pupils).
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, школьники с нарушениями интеллектуального развития, естествоведческая компетенция, естествоведческая компетентность, модернизация.
Keywords: Federal State Educational Standard, pupils with mental development disorders, natural science competence, natural science competency, modernization.
Согласно образовательным стандартам, главным требованием к результатам освоения образовательной программы всех ступеней обучения является достижение учащимися личностных, предметных и метапредмет-ных результатов, (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, получать и применять новые знания на практике [1]. Поэ-
тому одним из главных векторов модернизации отечественной системы образования, в том числе и специального, в условиях перехода на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является внедрение компетентностного подхода, основанного на идеях гуманистической педагогики.
Компетентностный подход в определении целей и содержания образования опирается на ведущие положения
отечественных педагогов и психологов: М. Н. Скаткина, И. А. Лернера, В. В. Краевского, Л. С. Выготского и др. Необходимость компетентностного подхода, по мнению С. Г. Во-ровщикова, продиктована, «с одной стороны, желанием достичь нового качества образования, соответствующего современным потребностям развития общества, с другой -пониманием бесперспективности экстенсивного пути решения проблемы за счет увеличения объема знаний» [2]. Компетентностно-ориентированное обучение направлено на комплексное освоение школьниками знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих их успешную социализацию в основных сферах жизнедеятельности. На сегодняшний день в России появились фундаментальные научно-теоретические и методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей у учащихся массовой школы (Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспржак, А. В. Хуторской, И. А. Зимняя, Т. И. Шамова и др.).
Как показывает анализ литературных источников, в современной общей и специальной педагогике приоритеты и результаты обучения смещаются от достижения обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков к овладению совокупностью различных компетентностей, позволяющих школьникам успешно адаптироваться в социуме [3-5].
Данный вид адаптации особенно значим для детей с ограниченными возможностями здоровья как наиболее социально уязвимой и незащищенной категории населения.
Компетентностная модель положена в основу проекта Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта [6]. В этой концепции, опубликованной в 2013 г., в структуре образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выделены два компонента: «академические компетенции» и «жизненные компетенции». Данные компоненты дополняют друг друга и формируются применительно к каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, с учетом психофизических возможностей конкретного ребенка.
Вопросы модернизации специального образования с учетом компетентностного подхода обсуждаются отечественными и зарубежными дефектологами. Структура отдельных ключевых компетенций и технологии их формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в работах Г. В. Бабиной, М. М. Бело-бородовой, Е. Л. Гончаровой, С. Ю. Ильиной, Н. П. Карповой, Е. А. Малхасьян, М. Н. Русецкой, Т. В. Тумановой и др.
В рамках научной деятельности преподавателей дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета под руководством профессора Б. П. Пузанова анализируются проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании этой категории учащихся.
Компетентность^ подход в специальном образовании рассматривается нами как направленность образования на развитие личности обучающегося, создание ситуаций и поддержку действий, которые будут способствовать
формированию компетентностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящее время не сложилось однозначного определения понятий «компетенция» и «компетентность».
Наиболее дискуссионным этот вопрос является в дефектологии. Это положение обусловлено прежде всего тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья являются весьма неоднородной группой как по виду и степени выраженности нарушения, так и по состоянию здоровья. Как следствие, не все учащиеся оказываются способными овладеть цензовым образованием; например, умственно отсталые школьники, обучающиеся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Тем не менее мы считаем возможным говорить о формировании компетентности и этой категории детей.
По нашему мнению, применительно к умственно отсталым учащимся, компетенция может рассматриваться как заранее заданное требование к их образовательной подготовке, отражающее их способность применять знания, умения и успешно действовать на основе имеющегося практического опыта.
В Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта в структуре обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья предлагается выделить следующие области образования [6, с. 20-21]:
Язык - знания о языке и речевая практика.
Математика - знания математики и практика применения математических знаний.
Естествознание - знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром.
Человек - знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; практика трудового взаимодействия.
Искусство - знания в области искусств и практика художественных ремесел.
Физическая культура - знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования.
В данной Концепции заложены требования к результатам образовательной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Например, в образовательной области «Естествознание» предусматривается:
1. Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире.
2. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
3. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы [6, с. 24].
Как известно, в связи со своеобразием познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы учащихся с
ограниченными возможностями здоровья (Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная, Л. В. Занков, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн и др.) в процессе их обучения и воспитания значительное место отводится естествоведческой подготовке. Содержание естествоведческого образования располагает большими коррекционно-образовательными, воспитательными и практическими возможностями (Е. А. Ковалева, В. А. Постовская, Л. В. Румянцева, Л. С. Стожок, А. В. Усвайская, Е. Д. Худенко, Т. В. Шевырева и др.). На современном этапе развития общества особенно важным становится развитие умения эффективно решать задачи, возникающие при взаимодействии с окружающей средой, готовности к самостоятельной жизни, а также формирование миропонимания у этих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, мы считаем, что естествоведческая компетенция выражает способность умственно отсталых школьников применять умения и знания о мире живой и неживой природы, о взаимоотношениях человека и природы, а также успешно взаимодействовать с окружающей природной средой.
В образовательной области «Естествознание» следует четко определить необходимое и достаточное число связанных между собой изучаемых объектов и явлений окружающей действительности, формируемых при этом знаний, умений, навыков, составляющих содержание естествоведческой компетенции. Как отмечает И. А. Зимняя [3], актуальным проявлением компетенции является компетентность.
В ряде работ термином «компетентность» обозначают интегративную качественную характеристику личности (В. А. Сластенин, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков и др.).
Итак, компетентность умственно отсталых учащихся можно рассматривать как интегральную характеристику их личности, целостно сочетающую овладение академическими знаниями, умениями, навыками и жизненной компетенцией, выраженной в приспособленности к реальной повседневной жизни. Интегральный характер понятия «компетентность» определяется тем, что оно относится к человеческой деятельности, базирующейся на различных сторонах человеческой личности. Компетентность обучающегося определяется уровнем сформиро-ванности его компетенций.
Естествоведческая компетентность умственно отсталых учащихся - интегральная характеристика личности школьников, определяющая успешность и социальную адекватность их взаимодействия с живой и неживой природой (окружающим миром) на основе сформированных ценностей, мотивов, знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
Таким образом, естествоведческая компетентность сочетает овладение умственно отсталыми учащимися естествоведческими знаниями, умениями, навыками и жизненной компетенцией, выраженной в приспособленности к реальной повседневной жизни.
В Концепции Специального Федерального государственного стандарта достаточно подробно раскрываются критерии развития жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
• адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
• способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создание специальных условий для пребывания в школе, о своих нуждах и правах в организации обучения;
• владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (то есть самой формой поведения, его социальным рисунком);
• осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;
• осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей [6, с. 28].
Естествоведческая компетентность учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет сквозное воплощение на начальной и основной ступенях обучения - на каждом этапе специального школьного образования формируются различные естествоведческие компетенции, так как в определенный возрастной период учащийся должен овладеть различными дидактическими единицами в совокупности со сформированными ценностными установками. В процессе обучения происходит изменение или расширение объектов, к которым относится компетенция. Поскольку традиционное выстраивание связей начальной ступени обучения с основной ступенью базируется на заложенных знаниях, умениях и навыках в начальной школе, процесс формирования естествоведческих компетенций необходимо начинать с начальной ступени обучения.
Взяв за основу трехкомпонентную модель компетентности Дж. Равена [7], мы выделяем в структуре естествоведческой компетентности умственно отсталых школьников три компонента: мотивационный (познавательный интерес, целеполагание), деятельностный (естествоведческая деятельность,) и когнитивный (знания, умения, навыки, владение способами познания окружающего мира). В работах Т. В. Шевыревой, Т. В. Марковой [5] приводится описание диагностико-оценочного аспекта формирования компонентов данной компетентности, определены качественные характеристики уровней сформированно-сти естествоведческой компетентности школьников с нарушениями интеллектуального развития.
Например, при изучении раздела «Сезонные изменения в природе» в курсе «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» [8] у умственно отсталых учащихся 4-го класса формируются такие естествоведческие компетентности, как:
• способность определять время года, время суток;
• способность подбирать одежду и обувь в соответствии с временем года;
• способность применять правила поведения в различных погодных условиях: под дождем, градом и т. п.;
• способность осуществлять сезонную экологическую природоохранительную деятельность;
• способность производить сезонные наблюдения за изучаемыми явлениями и описывать результаты наблюдений;
• осознание значимости и ценности природы, ответственность при взаимодействии с природными объектами.
Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени в дефектологии достаточно активно разрабатывается и разносторонне рассматривается проблема реализации компетентностного подхода в образовании разных категорий учащихся. В то же время необходимо уточнение понятийного аппарата области компетентностного подхода; определение средств и приемов эффективного формирования компетенций у школьников с ограниченными возможностями здоровья; разработка диагностических средств оценки сфор-мированности компетентностей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
2. Воровщиков С. Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управ-
ленческий аспект: моногр. М.: АПКиППРО, 2006.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетнтностно-го подхода в образовании: авт. версия. М.: Ис-следоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
4. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Нар. образование. 2003. № 2. С. 58-64.
5. Шевырева Т. В., Маркова Т. В. Естествоведческая компетенция учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида // Вестн. МГОУ. Сер. «Педагогика». 2012. № 4. С.102-107.
6. Малофеев Н. Н. Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 42 с.
7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под ред. В. В. Воронко-вой. М.: Просвещение, 2010. 192 с.