Научная статья на тему 'О роли творческих конкурсов в системе подготовки современных школьников (на примере творческих конкурсов по истории)'

О роли творческих конкурсов в системе подготовки современных школьников (на примере творческих конкурсов по истории) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2749
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ / SELF-EDUCATION AND SELFDEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL ORIENTATION AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ИНТЕР НЕТ-ТЕСТИРОВАНИЕ / ЭССЕ / ESSAY / ЭКСКУРСИИ / EXCURSIONS / INTERNET TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко А.В., Талина Г.В., Хапалажева Э.А., Шушарина О.П.

Статья посвящена формам и методам проведения творческих конкурсов, роли конкурсов в условиях поиска эффективных средств повышения качества образования и организации активной познавательной и творческой деятельности обучающихся. Предложены способы организации интернет-конкурсов, нестандартные формы формулировки заданий эссе, формы организации конкурсов научных работ и принципы вовлечения экскурсионных практик в поле конкурсных заданий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко А.В., Талина Г.В., Хапалажева Э.А., Шушарина О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ROLE OF CREATIVE COMPETITIONS IN THE SYSTEM OF PUPILS TRAINING (by the example of creative competitions in history)

The article is devoted to the forms and methods of carrying out creative competitions, their role in search for effective means for further improvement of education quality and the organization of an active cognitive and creative activity of pupils. The methods of organizing Internet competitions, non-standard forms of essay exercises formulating, forms of the organization of scientific work competitions and principles of the excursion practice involving into the field of competition tasks are offered.

Текст научной работы на тему «О роли творческих конкурсов в системе подготовки современных школьников (на примере творческих конкурсов по истории)»

УДК 373.1

ББК 74.202.661, 74.26.30-266

О РОЛИ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (на примере творческих конкурсов по истории)

ABOUT THE ROLE OF CREATIVE COMPETITIONS IN THE (by the example of creative competitions in history)

А. В. Кравченко, Г. В. Талина, Э. А. Хапалажева, О. П. Шушарина

Статья посвящена формам и методам проведения творческих конкурсов, роли конкурсов в условиях поиска эффективных средств повышения качества образования и организации активной познавательной и творческой деятельности обучающихся. Предложены способы организации интернет-конкурсов, нестандартные формы формулировки заданий эссе, формы организации конкурсов научных работ и принципы вовлечения экскурсионных практик в поле конкурсных заданий.

SYSTEM OF PUPIL'S TRAINING

A. V. Kravchenko, G. V. Talina, E. A. Khapalazheva, O. V. Shusharina

The article is devoted to the forms and methods of carrying out creative competitions, their role in search for effective means for further improvement of education quality and the organization of an active cognitive and creative activity of pupils. The methods of organizing Internet competitions, non-standard forms of essay exercises formulating, forms of the organization of scientific work competitions and principles of the excursion practice involving into the field of competition tasks are offered.

Ключевые слова: система образования, самообразование и саморазвитие, профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение, творческая деятельность, дистанционное обучение, интернет-тестирование, эссе, экскурсии.

Keywords: educational system, self-education and self-development, professional orientation and professional self-determination, creative activity, distance learning, Internet testing, essay, excursions.

В условиях развития современного общества все более очевидна тенденция к повышению роли образования как важнейшего фактора конкурентоспособности молодого человека; к раскрытию творческого потенциала личности в овладении ею навыками креативного мышления.

Важнейшей задачей современной системы образования является поиск эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов школьников; предоставление возможности каждому учащемуся проявить свой творческий потенциал и реализовать личностные планы и т. д.

В этой связи весьма актуален вопрос об организации активной познавательной и творческой деятельности обучающихся, способствующей накоплению творческого опыта как базы, без которой невозможна самореализация личности в будущем.

В этом контексте организация и проведение творческих конкурсов является одним из важнейших условий выявления интеллектуального и творческого потенциала нынешнего школьника. Если исходить из позиции, что творческая деятельность - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно нового, ни-

когда ранее не существовавшего [1, с. 286], то можно утверждать, что творческие конкурсы стимулируют познавательную активность обучающихся, создают условия, при которых каждый может реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего развития и профессионального самоопределения [2, с. 12].

В свою очередь, стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами [1, с. 286].

Спецификой любого конкурса, в том числе и творческого, является формирование стойкой мотивации учащегося к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Еще одной важной стороной в организации и проведении творческих и интеллектуальных конкурсов является взаимодействие учреждений высшего профессионального и общего образования по вопросу реализации общеобразовательных программ старшей школы. Подобная интеграция разных уровней образования крайне важна как для образовательных организаций, так и для учащихся. Для вуза это своего рода диагностика готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выявление одаренной учащейся молодежи, имеющей повышен-

ный уровень общеобразовательной подготовки и ориентированной на получение профессии в области гуманитарных и социальных наук [3, с. 1].

Сегодня существует немало мероприятий, разнообразных по формам проведения, направленных на раскрытие потенциальных возможностей и талантов учащихся, стимулирующих их познавательный интерес, дающих «толчок» к творческому поиску, к научному познанию и т. д.

Так, ЕГЭ, олимпиады, творческие конкурсы - это данность, без которой невозможно представить жизнь современного школьника старших классов. Дав перечень этих испытаний, представив их как некую единую систему, не стоит забывать и о существенных различиях между ними. Различия касаются и формы и содержания заданий. Проще говоря, разработка заданий наталкивается в каждом случае на свой комплекс «нельзя». Для ЕГЭ этих запретов, пожалуй, больше всего. Задания не могут выходить за рамки школьной программы, форма заданий должна быть максимально понятной, структура задания не может служить препятствием для правильного ответа и т. д.

«В рамках школьной программы» - требование, естественное и законное для ЕГЭ: нельзя спрашивать сверх того, чему научили. Однако «рамки программы» -препятствие для шага к неизведанному, к тому, где заканчивается ученичество и школярство, и начинается исследование и наука.

Выбирая ЕГЭ, не являющиеся обязательными, школьники и их родители чаще всего отталкиваются не столько от интереса ученика к конкретной дисциплине, сколько от набора ЕГЭ, установленного государством для поступления на определенное направление подготовки. При этом выбор направления нередко диктуется престижностью профессии в обществе на тот или иной момент. Убежденность школьника, говорящего: «Я не люблю математику, историю и т. д.» нередко проистекает от того, что интерес к дисциплине не был сформирован. «Я не люблю» часто означает «я не знаю, что это такое».

Помимо прочего, творческий конкурс - одна из возможностей показать скрытый для школьника спектр той или иной дисциплины (в рамках школы) и направления подготовки (в рамках системы высшего профессионального образования). В данном случае «показать» тесно связано не с наказанием за непродемонстрированные знания, а с поощрением за проявляемый интерес. Эта разница определяется различной мотивацией участия в ЕГЭ и творческих конкурсах. Если при решении заданий ЕГЭ главное не ошибиться, поскольку от этого во многом зависит возможность продолжить обучение на ступени высшего образования, то участие в творческом конкурсе - это партнерство разработчиков, с одной стороны, и «испытателей» - школьников, с другой.

Творческие конкурсы - это и поиск новых форм заданий. Прежде чем в ЕГЭ появиться задание, принципиально новое по форме, оно должно пройти апробацию. Представляется, что именно олимпиады и творческие конкурсы могут стать тем «испытательным полигоном»,

который создает и проверяет новое, отбирает лучшие наработки, «питает» ими систему ЕГЭ.

Максимальная вариативность форм заданий творческих конкурсов позволяет достичь основной цели этих мероприятий - выявления и развития творческих способностей молодежи.

Ритм современной жизни, ее насыщенность событиями ставят перед организаторами творческих конкурсов и олимпиад целый ряд условий. Одно из первых - они должны быть доступны для максимального количества школьников. Представляется, что оптимально проводить конкурс в несколько этапов: заочный, очно-заочный, очный.

При выставлении итоговой оценки и определении победителей логично разделить все туры конкурса на две группы. Первая - заочный тур. Его задания школьник должен получить возможность решить везде, где есть компьютер и доступ в Интернет. Задача организаторов конкурса - разработка и запуск портала дистанционной поддержки интеллектуальных конкурсов в рамках среды дистанционного обучения. Оценку за интернет-тестирование выставляет программа, лишенная возможности поощрить нестандартность мышления или хороший, но не выразившийся в конкретных знаниях потенциал конкурсанта. Основная задача заочного тура - определить тех, кто хочет и способен идти дальше. Поскольку задания творческих конкурсов априори сложнее заданий ЕГЭ, проходной балл не должен быть завышен. Мы предлагаем - 50 баллов из 100 возможных.

Очно-заочный и очный тур - поле непосредственного общения конкурсанта и жюри. Баллы за выполненные задания по двум турам могут суммироваться; успех конкурсанта в работе с одной формой может стать компенсацией относительной неудачи в выполнении заданий другой формы.

Определив основные этапы творческого конкурса, остановимся на более подробной характеристике каждого из них.

Интернет-тур обеспечивает работу всех пожелавших принять участие в конкурсе. Его задания могут выполняться как отдельным школьником самостоятельно, так и группой, например, целым классом. В силу этого разработчики должны обеспечить максимально возможное количество вариантов. Самым оптимальным для достижения данной цели представляется путь, при котором задания одной формы группируются в одну линию. Из каждой линии методом случайной сортировки программа выбирает для каждого участника свой вопрос.

Важный вопрос, возникающий при определении условий работы с порталом, - возможен ли для конкурсантов во время решения конкурсных заданий доступ к информационным ресурсам Интернета? Какой бы крамольной для сторонников концепции «обучать - значит формировать знания» ни показалась наша следующая мысль, на этот вопрос ответим «да» и постараемся аргументировать, почему так.

ЕГЭ, олимпиады, конкурсы - своего рода «пропуск» в высшее образование. Стандарты ВПО предполагают фор-

мирование, в первую очередь, компетенций [4]. Важнейшей общекультурной компетенцией вне зависимости от направления подготовки является «способность к восприятию, обобщению, анализу информации». Поток информации в последнее время увеличился многократно, важно правильно искать и быстро находить ответ на поставленный вопрос. Когда речь заходит об Интернете, важно еще и верно ставить вопрос, отбирать из противоречивой информации верную (подтверждающуюся несколькими источниками). Говоря об открытом доступе в Интернет, мы не отрицаем и открытый доступ к учебникам, энциклопедиям и т. д. Вы скажете, что при желании можно найти и списать все что угодно. Конечно можно, но сколько времени понадобится для этого?

Заочный тур всегда строго ограничен по количеству заданий и по времени, за которое конкурсант может их выполнить. Продолжительность всего теста должна быть такой, при которой только по части заданий можно обратиться к разного рода источникам за дополнительной информацией. Другая часть заданий может быть решена только с опорой на знания и логику конкурсанта. Конкурсант должен уметь быстро и оперативно принимать решение: в каком случае он нуждается в подсказке, в каком - полностью берет ответственность за правильность ответа на себя. Следовательно, в начале тестирования конкурсант должен получить возможность просмотра всех заданий теста для формирования своего собственного алгоритма работы с пакетом тестовых вопросов.

Анализируя типы вопросов интернет-тура, заведомо требующих обращения за дополнительной информацией, отметим несколько.

Во-первых, это вопросы, выходящие за рамки школьного курса. Это вопросы, нацеленные на демонстрацию «скрытых» для большинства школьников составляющих тестируемой дисциплины. В истории к таковым можно отнести знание специальных (вспомогательных) исторических дисциплин, таких как геральдика, генеалогия, палеография и др. Задача не столько в том, чтобы заставить школьника выучить, например, гербы разных городов и областей РФ, хотя и эти знания не повредят. Важно показать, что существуют другие «языки» - языки символов, эмблем, их постижение - такая же задача истории, как и изучение фактов и явлений прошлого.

Еще один плюс, который могут дать вопросы из области специальных исторических дисциплин, это предоставление возможности школьнику найти новые способы запоминания имен, фактов, обилием которых отличается информация по истории. В качестве примера: последовательность правлений монархов в той или иной династии легче запомнить при помощи генеалогической таблицы (генеалогического древа), нежели заучивая по схеме «имя - даты правления». Даже если на первый раз в творческом конкурсе конкурсант не смог расставить все исторические персоналии по строго отведенным для каждого ветвям генеалогического древа, о том, что есть такая наука генеалогия, он уже узнал. Если же интерес к этой дисциплине возник, то не за горами и шаг к осознанию того,

что генеалогическое древо - не только прерогатива монархов, его можно составить для каждого рода, и предки каждого из нас - неотъемлемая часть истории человечества, история - наука не только о других, но и о себе.

Тип вопросов, также требующих дополнительной проверки перед окончательным ответом, это вопросы «с подвохом». Такой вопрос, в первую очередь, должен сформировать у конкурсанта четкое понимание того, что каждая полученная нами информация нуждается в проверке и подтверждении. История как наука социально-гуманитарная, предполагающая не только дискусси-онность, но и базирующаяся на внешней и внутренней критике источника, особенно показательна в этом плане. В эпоху нашей тотальной зависимости от Интернета принцип «доверяй, но проверяй» многократно усиливает свою актуальность. В качестве примера приведем задание на соотнесение имени исторической персоналии с известным высказыванием. Крылатую фразу «Все, взявшие меч, мечом погибнут» («Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!») нередко приписывают Александру Невскому. Однако установилось это соответствие только тогда, когда советский писатель П. А. Павленко создавал сценарий к фильму «Александр Невский» (1938). Именно он вложил в уста князя слова Иисуса, зафиксированные в Евангелии от Матфея.

В целом определяя формы заданий для заочного тура творческих конкурсов, задача разработчиков состоит в том, чтобы сделать их нешаблонными и интересными. В связи с этим представляется необходимым уйти от работы с текстом как основной и единственно возможной формы. Учитывая развитие Интернета, можно констатировать, что представления о тексте существенно трансформировались. Пользователь Всемирной паутины привык работать с так называемым гипертекстом [5], при котором единицы текстового материала представлены не в линейной последовательности. Характерные примеры гипертекста - веб-страницы - содержат информацию, представленную в самых разнообразных формах (собственно текст, статистические и графические изображения, аудио, видео и пр.). Рассматривать изображение стало столь же характерным, как и читать. Фотографии вещественных и художественно-изобразительных исторических источников, географические карты, таблицы, схемы и т. д. могут быть использованы в тестах интернет-тура с не меньшим успехом, чем выдержки из исторических текстовых источников, высказывания исторических деятелей, суждения профессиональных авторов.

Приведем лишь некоторые примеры заданий подобной формы:

а) в задании даны названия городов и фотографии архитектурных и культурных сооружений; задача конкурсанта - соотнести каждый памятник с городом, в котором он воздвигнут;

б) в задании даны фотографии, отобразившие внешний и внутренний облик нескольких архитектурных сооружений; задача конкурсанта - соотнести внешний и внутренний облик каждого архитектурного памятника;

в) в задании даны карта определенной территории, несколько портретов исторических деятелей без подписи, несколько имен исторических персоналий; задача конкурсанта - установить соответствие портрета и имени исторической персоналии, чья деятельность была связана с территорией, отображенной на карте;

г) в задании дана фотография фрагмента палеографического источника (слово, словосочетание), написанное на уставе, полууставе, скорописи и несколько вариантов перевода на современный русский язык; задача конкурсанта - выбрать верный вариант;

д) в задании даны несколько картин на историческую тему; задачи конкурсанта: 1) выстроить последовательность картин в порядке хронологии, отображенных в их сюжетах исторических фактов, 2) выстроить последовательность картин, исходя из принципа времени их написания.

Картины на историческую тему - перспективный материал и для развития заданий такой формы, как эссе. От традиционных эссе данные будут отличаться, в первую очередь, тем, что побудительным толчком для написания произведения, выполненного посредством литературного языка (эссе) служит произведение, созданное языком живописи (изобразительного искусства). У таких эссе нет заранее заданного названия, например афоризма или высказывания, принадлежащего известной персоналии. Тема (имя эссе) станет таким же проявлением творческого подхода его автора, как и вся данная работа. Как известно, эссе допускает полемику с другими авторами, но эссе не предполагает чрезмерного цитирования. Когда тема эссе - фраза известного автора, соблазн молодого человека процитировать корифея велик. В нашем же случае спор с художником автора эссе в гораздо большей степени подталкивает последнего проявлять себя, аргументировать и отстаивать свою позицию. Историческая тематика картины при ее анализе в свободной форме допускает элементы воссоздания эпохи. Оценки, данные историческому событию, запечатленному на полотне, могут перекликаться с оценкой изобразительных средств, используемых художником.

Эссе - возможная, но далеко не единственная форма очно-заочного тура. Задание может быть более «академичным», выразиться в форме научной статьи на определенные жюри конкурса темы. Эта форма в большей степени позволит конкурсантам испробовать себя на поприще научной деятельности. Задача организаторов конкурса -предоставить участником основные правила написания подобной научной работы, ознакомить с принятыми способами цитирования источников и научной литературы. Такие сведения может содержать материал в электронной форме, направленный на адрес конкурсанта. Однако же, более оптимальным представляется проведение мастер-классов. Мастер - исследователь, чьи публикации хорошо известны научной общественности, ученый, которой может не только проанализировать, как нужно писать, но и увлечь молодежь той проблемой, которой он лично занимается. Второе, возможно, и не даст конкретного ре-

зультата с точки зрения организации и проведения конкурса. Между тем не стоит забывать, что творческий конкурс не самоцель. Он - один из первых шагов на пути молодежи, стремящейся к науке. Здесь важно не только охарактеризовать, что и как нужно делать, важно увлечь на конкретном примере. Личность мастера, его неординарность, самоотдача, наконец, влюбленность в свою проблему, своих героев могут послужить не меньшим стимулом в приобщении молодежи к науке, чем высокие баллы за тот или иной тур конкурса.

Важный вопрос - научная значимость статей конкурсантов, необходимость публикации данных работ. Будучи реалистами, оговорим сразу, что в большинстве случаев того, что называется «открытием в науке», не произойдет. И все же лучшие работы публиковать необходимо. Хорошо известны сборники лучших сочинений. Почему не может быть сборников лучших научных статей школьников? Данная публикация преследует несколько целей. Назовем, на наш взгляд, основные: 1) каждое целенаправленно предпринимаемое действие должно получить конкретный результат; опубликованная статья школьника таким результатом является, она служит и стимулом к дальнейшей деятельности в избранном направлении; 2) публикация - способ привлечь внимание научной общественности к ее автору, способ заинтересовать научные школы новым исследователем.

Учитывая, что задания в форме эссе или научной статьи требуют анализа данного сочинения специалистом и фактор субъективности оценки достаточно высок, работа с сочинениями такого рода требует создания критериев оценивания. Помимо этого задания очно-заочного тура должны содержать мероприятия, которые образно можно назвать «работой над ошибками». Важно не только выставить балл, но и провести показ эссе (статей), то есть собеседование конкурсанта и представителей жюри конкурса, дать конкурсанту право на апелляцию.

Очный тур и его задания должны принципиально отличаться от заданий всех предшествующих этапов конкурса. Способствующей достижению максимальной свободы и проявлению творческих способностей из всех форм деятельности, пожалуй, является игра. Именно игру мы предлагаем выбрать в качестве формы очного тура. Эта игра будет ролевой. (Роль школьника - экскурсовод.) И эта игра будет командной: экскурсию должны планировать и проводить малые группы, составленные из школьников, успешно выполнивших задания заочного тура и написавших статью или эссе в рамках очно-заочного тура. Команды могут состоять из школьников, представляющих одно образовательное учреждение, но могут быть и сборными. Придавая столь существенное значение команде, мы исходим из того, что практически ни одни профессиональные навыки не могут быть реализованы вне взаимодействия с коллегами. Вся профессиональная деятельность тех, кто сейчас являются школьниками, а в дальнейшем станут студентами и, получив диплом о высшем образовании, уйдут в профессиональный мир, невозможна в отрыве от взаимодействия с коллегами. Слышать друго-

го, понимать другого, осознавать его интересы, реализовать свои интересы через взаимодействие с другими - далеко не весь перечень задач, с которыми встречается специалист в любой области. К решению этих задач лучше готовиться заблаговременно. Творческие конкурсы - хорошая возможность попробовать себя в качестве участника команды.

Команда изначально предполагает и наличие внешней атрибутики, и особые формы и методы взаимодействия внутри коллектива. Команда должна придумать свое имя, свой девиз, может создать свою эмблему или дополнить свой костюм элементом, благодаря которому костюм приобретет черты формы.

Предлагая экскурсию как форму работы группы, охарактеризуем ключевые этапы взаимодействия ее членов.

Оговоримся, что поверхностное представление об экскурсии как неком действе, осуществляемом одним активным участником - экскурсоводом и группой пассивных участников - экскурсантов, - явное преуменьшение представлений о музейном деле нынешних школьников. Более полное представление о функционировании музея, о таких направлениях деятельности, как фондовая работа, коммуникационная деятельность, экспозиционная и экскурсионная работа, музейное законодательство, охрана памятников и т. д., может дать мастер-класс, предшествующий командным экскурсиям, организованным самими школьниками.

В проведении командных игр в форме экскурсий, безусловно, необходима соответствующая база (собственно музей или его зал) и профессионалы из числа музейных работников, включенные в состав группы разработчиков задания и в жюри конкурса. В тех случаях, когда организатором творческого конкурса выступает тот или иной ведущий российский университет, данная задача вполне разрешима, так как университеты такого ранга располагают музеями истории университета. МПГУ - характерный пример. Задача разработчиков - создание критериев конкурса, организация профессиональной фотосъемки экспозиции выбранного для конкурса зала, создание пакета фотографий стендов и отдельных экспонатов с соответствующими комментариями. Данный пакет отражает логику экспозиции, пересылается на электронный адрес участника конкурса, прошедшего в очный тур.

В тот момент, когда отдельные участники очного тура группируются в команды, каждый из них уже имеет представление об экспозиции музея, имел возможность проработать источники и литературу по теме.

Задачи команды состоят в следующем: а) определить цель и задачи экскурсии, составить ее план, б) определить структуру экскурсии (маршрут): содержание текста, состав демонстрируемых экспонатов, методы и приемы проведения экскурсии. Команда вольна в выборе метода: она может провести экскурсию-лекцию, экскурсию-беседу, экскурсию-сказку и т. д. [6]. Команда может поручить проведение совместно подготовленной экскурсии одному экскурсоводу, а может распределить роли так, чтобы на этом этапе смогли проявить себя все участники кол-

лектива. В последнем случае важно, какие приемы проведения экскурсии будут использованы конкурсантами.

Если основной прием - демонстрационный, при котором рассказ экскурсовода сочетается с обращением внимания экскурсантов на отдельные объекты экспозиции, то, скорее всего, конкурсанты проведут экскурсию по принципу передачи слова от одного участника к другому при переходе от стенда к стенду. В этом случае все участники команды определяют себе роль экскурсовода, экскурсантами становятся члены жюри. Такая экскурсия наиболее шаблонна и вряд ли заслужит дополнительные очки от членов жюри за нестандартность решения.

Экскурсию можно провести по схеме «вопрос - ответ». Команда делится на «экскурсоводов» и «экскурсантов», первые задают вопросы, вторые отвечают. Ответов «экскурсантов» на один и тот же вопрос может быть несколько, например, один классически верный, другой -содержащий верные и ложные суждения, приводящие к ложным умозаключениям. Экскурсия может содержать и игровые приемы, когда обыгрываются отдельные экспонаты, активно используется элемент фантазии. В этом случае важно не перейти ту грань, за которой работа с экспонатом, трактовка сюжета перестают быть корректными.

Предложенные нами формы проведения различных туров творческих конкурсов являются далеко не единственно возможными. Когда проведение подобного рода мероприятий становится одним из способов постоянного взаимодействия творческих коллективов вузов и школ, возможности испытать и усовершенствовать предложенное нами, найти принципиально новое становятся неограниченными. Да и партнерство коллективов разных образовательных учреждений не должно ограничиваться временем, отводимым на конкурс. Среда дистанционного обучения - не только портал дистанционной поддержки того или иного творческого конкурса или олимпиады. Это постоянно обновляемый, пополняемый с учетом интересов школ и вузов ресурс, используемый в ежедневной образовательной практике, различные очные конкурсы для школьников на базах университетов - элемент постоянной работы в области профподготовки и профориентации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.: ил.

2. Фиш Я. Г. Организационно-педагогические условия обучения в многопрофильной школе: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2005.

3. Положение о конкурсе творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность» // Площадь Лихачева: сайт акад. Д. лихачева [Электронный ресурс]. URL: http://www. lihachev.ru/konkurs/obshchie/ (дата обращения 03.02.2014).

4. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы: портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/3 (дата обращения 03.02.2014).

5. Купер И. Р. Гипертекст как способ коммуникации // НИР: Наука, Интернет, Россия [Электронный ресурс]. URL: http://www.nir.ru/sj/ sj/sj 1-2-00kuper.html (дата обращения 03.02. 2014).

6. Структура и виды работы в музее [Электронный ре-

сурс]. URL: http://gendocs.ш/v3929/лекции_-_му-зееведение (дата обращения 03.02.2014).

7. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002.

8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.

9. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения 03.02.2014).

УДК 376 ББК 74.5

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

COMPETENCY BUILDING APPROACH IN EDUCATION OF PUPILS WITH DISABILITIES

Т. В. Маркова, Т. В. Шевырева, Ю. А. Костенкова

Содержание специального образования в современных условиях должно формировать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья способности эффективно решать задачи, возникающие при взаимодействии с окружающей средой - то есть компетентности. В статье рассматриваются понятия «компетенция», «компетентность», дается характеристика «естествоведческой компетенции» и «естествоведческой компетентности» учащихся с ограниченными возможностями здоровья (на примере умственно отсталых школьников).

T. V. Markova, T. V. Shevireva, Yu. A. Kostenkova

The content of special education under present conditions should develop by pupils with disabilities the skills to solve effectively problems appearing during their interaction with the environment - i.e. competencies. The article considers the concepts of "competence", "competency", the description of "natural science competence" and "natural science competency" of the pupils with disabilities is given as well (by the example of mentally retarded pupils).

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, школьники с нарушениями интеллектуального развития, естествоведческая компетенция, естествоведческая компетентность, модернизация.

Keywords: Federal State Educational Standard, pupils with mental development disorders, natural science competence, natural science competency, modernization.

Согласно образовательным стандартам, главным требованием к результатам освоения образовательной программы всех ступеней обучения является достижение учащимися личностных, предметных и метапредмет-ных результатов, (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, получать и применять новые знания на практике [1]. Поэ-

тому одним из главных векторов модернизации отечественной системы образования, в том числе и специального, в условиях перехода на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является внедрение компетентностного подхода, основанного на идеях гуманистической педагогики.

Компетентностный подход в определении целей и содержания образования опирается на ведущие положения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.