ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С СОВРЕМЕННЫМИ УЧЕБНЫМИ РЕСУРСАМИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
Е. Н. Соломина, Т. В. Шевырева
Аннотация. На современном этапе развития специального (дефектологического) образования существует противоречие между возможностями формирования необходимых профессиональных компетенций и реальным преобладанием традиционных форм организации подготовки студентов-олигофренопедагогов. Авторы рассматривают инновационные пути становления дидактических компетенций с использованием проектной деятельности. В работе раскрывается содержание занятий на различных этапах формирования у студентов умения работать с УМК для специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Ключевые слова: компетентностный подход, дидактические компетенции, инновационные методы, дети с нарушениями интеллектуального развития, учебные ресурсы, образовательные технологии, проектная деятельность
Summary. In the modern period ofdevelopment ofspecial (defectology) education there are contradictions between the possibilities of necessary competences forming and real prevalence of the traditional forms of organization of students training in the field of teaching mentally retarded. The authors consider innovative ways ofdidactic competences formation with the use of project activities. This paper clarifies lessons content at the different stages of student's skills development to work with training methodological resources for special (correctional) schools of the VIII type.
Keywords: competence approach, didactic competences, innovative methods, mentally retarded children, training resources, educational technologies, project activities.
191
Решение актуальных задач специального (дефектологического) образования требует современного подхода к пониманию профессиональной компетентности олигофренопедаго-га, его ориентации на инновационные методы оказания педагогической по-
мощи детям с нарушениями интеллектуального развития.
В документах, которые определяют основные направления модернизации современного высшего профессионального образования, подчеркивается, что основным результатом деятельности
192
учреждений высшего профессионального образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах [1-3].
Модель профессиональной компетентности олигофренопедагога представляет собой единство ценностно-смысловой сферы, профессионально-личностных качеств и профессиональных компетенций. Важным компонентом, определяющим дееспособность педагогических кадров в сфере специального образования, является интегральное качество личности - готовность к оказанию педагогической помощи людям с нарушениями интеллектуального развития. Основными видами профессиональной деятельности олигофренопедагога, включающей весь комплекс его профессиональных компетенций, являются коррекционно-развивающая, дидактическая, воспитательная, социально-педагогическая и организационная. Их содержание определяется целями коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями интеллекта.
Анализ исследований, посвященных компетентностной модели обучения (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, Е. А. Таможняя, И. М. Яковлева и др.) показывает, что понятие «профессиональная компетентность» трактуется по-разному, однако определяющим является опыт деятельности личности, ее активная позиция, готовность к целеполага-нию. Так, И. М. Яковлева определяет содержание профессиональной компетентности олигофренопедагога как «готовность к развитию, воспитанию,
обучению, социальной адаптации и интеграции лиц с нарушениями интеллектуального развития, а также сопровождению семей, их воспитывающих, в соответствии с социокультурными потребностями конкретной исторической эпохи» [4].
На современном этапе развития специального (дефектологического) образования существует противоречие между возможностями формирования необходимых профессиональных компетенций и реальным преобладанием традиционных форм организации подготовки студентов-олиго-фре нопедагогов.
Инновационные изменения в процессе подготовки учителя должны затрагивать весь комплекс его профессиональных компетенций: коррекци-онно-развивающей, дидактической, воспитательной, социально-педагогической, организационной. Главным принципом в этом случае выступает принцип комплексности как основополагающий при построении учебного курса предметов методического блока.
Руководство познавательной деятельностью обучающихся является неотъемлемым компонентом готовности будущего учителя-олигофренопе-дагога к овладению дидактической компетентностью. Таким образом, реализуется основанное профессором К. П. Ягодовским направление в методике преподавания естествознания в школе VIII вида - формирование естествоведческих понятий как психолого-педагогическое руководство познавательной деятельностью умственно отсталых учащихся [5]. Поиску оптимальных путей организации учебно-познавательной деятельности школьника способствует знакомство и создание современных учебно-методиче-
ских комплексов (УМК), состоящих из разных учебных пособий. Их создание является важным направлением в развитии инновационных подходов к формированию учебных ресурсов на текущем этапе развития специального образования [6-8].
На лекциях, лабораторных и практических занятиях по дисциплинам, входящим в блок ДПП, формируются дидактические компетенции в процессе работы с современными учебными ресурсами, одним из которых является учебно-методический комплект (УМК) по разным предметам для специальных (коррекционных) школ.
В отличие от общеобразовательных школ, в школах VIII вида только в последние несколько лет стали появляться УМК нового поколения, которые отвечают современным требованиям обучения на основе компетентностного подхода и модернизации специального образования в целом. Впервые в 20102011 уч. г. был создан УМК по курсу естествознание «Естествознание. 9 класс», в который входят программа, учебник, тетрадь на печатной основе, рекомендации для учителя [9-12].
В связи с этим возникает необходимость методического сопровождения работы с УМК по естествознанию для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Неоднородный состав учащихся этих школ требует от учителя не только умения использовать готовые УМК, но и самостоятельно расширять вариативность учебного материала, опираясь как на типологические, так и на индивидуальные особенности школьников.
При изучении курса «Методика преподавания естествознания» мы формируем у будущих олигофренопе-дагогов компетенции необходимые
для решений дидактических и коррек-ционно-развивающих задач их профессиональной деятельности, на основе работы с УМК «Естествознание. 9 класс».
Учебные занятия со студентами строятся с учетом введения в учебный процесс инновационных подходов к отбору содержания, форм, методов, технологии обучения и контроля за эффективностью и качеством учебно-познавательной деятельности студентов.
Формирование у студентов умения работать с УМК включает 4 этапа:
• подготовительный;
• репродуктивный;
• проектировочный;
• функционально-деятельност-ный (практический);
• заключительный.
Первый этап - подготовительный (ознакомительный, аналитический). На этом этапе на лекциях и практических занятиях студенты знакомятся с психолого-педагогическими основами построения УМК, требованиям к учебникам для специальной (коррекционной) школы VIII вида, их основными функциями анализируют содержание учебников и тетрадей на печатной основе.
Важнейшей функцией любой учебной книги является информационная [12]. Отбор и систематизация учебного материала проводятся с учетом содержательно-логического и психологического критерия. Организм человека рассматривается по системам, а внутри каждой системы соблюдается баланс анатомической, физиологической и санитарно-гигиенической информации. Авторы учитывают, что формирование анатомических и физиологических понятий, входящих в содержание курса 9 класса, который завершает естественнонаучное образование умствен-
193
194
но отсталых учащихся, начинается еще в специальных дошкольных образовательных учреждениях, а затем в младших классах специальной (коррекцион-ной) школы VIII вида.
В соответствии с Программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В. В. Воронковой (2010) систематическое изучение курса «Естествознание» начинается с 6 класса. Таким образом, к 9 классу у учащихся с нарушениями интеллекта имеется определенный запас морфологических, анатомо-физиологических и санитарно-гигиенических знаний, что позволяет вводить более сложный, по сравнению с младшими классами, анатомический материал и использовать в текстах учебника специальные термины (минеральные вещества, тонкий кишечник, толстый кишечник, бронхи, мочевой пузырь, мочеточник, гортань и т.д.).
Курс «Человек» является завершающей частью естествоведческого (биологического) цикла. На уроках естествознания девятиклассники получают сведения об организме человека, об органах и их функциях, а также жизненно значимую информацию о профилактике различных заболеваний, о причинах некоторых нарушений здоровья, здоровом образе жизни, узнают о специализации врачей, которым можно обратиться в случае заболевания. В учебнике «Человек» информация практического характера представлена как в учебных статьях, так и в рубриках «Доктор предупреждает» и «Доктор советует». Прак-тико-ориентированный учебный материал был подобран с учетом психологических и познавательных особенностей данной группы учащихся, а также того, что образование большин-
ства из них заканчивается после 9 класса, учебник является единственным печатным научным источником подобной информации. Ее усвоение важно для подготовки учащихся к самостоятельной жизни в социуме.
В учебнике можно выделить текст и внетекстовые компоненты. В текстах раскрываются основные теоретические анатомо-физиологические и санитарно-гигиенические сведения: описание внешнего вида и строения органов и систем, их функций и взаимодействий, элементарные меры профилактики заболеваний и т.п. Содержание текстов ориентировано на преемственность знаний и базируется на внутрипредметных связях, поэтому доступно по содержанию. Термины, обозначающие новые биологические понятия, выделены шрифтом и обозначены звездочкой (*). Их значение разъясняется как в тексте статьи, так и в словаре, в конце учебника. Разъяснение нового слова непосредственно в тексте статьи будет способствовать прочному усвоению понятия, так как его определение дополняется описаниями, сравнениями и опирается на соответствующий иллюстративный ряд. Работа со словарем поможет школьнику обобщить изученный материал и запомнить в виде конкретного понятия, а также актуализировать ранее изученное. Большинство текстов содержит не только фактические сведения, но и информацию, способствующую наиболее полному раскрытию программного материала, поэтому основные анатомо-физиологиче-ские и санитарно-гигиенические сведения, которые должны усвоить школьники с нарушениями интеллектуального развития, повторяются в конце каждой статьи.
В учебнике кроме основного текста созданы рубрики «Доктор рассказывает», «Доктор советует», «Доктор предупреждает». В данных рубриках предлагается информация, которая дополняет материал статьи («Доктор рассказывает»), способствует формированию элементарных санитарно-гигиенических и здоровьесберегаю-щих навыков («Доктор советует»), направлена на предупреждение появления вредных привычек («Доктор предупреждает»).
Рабочая тетрадь для 9 класса школ VIII вида включает набор заданий, составленных в соответствии с программой по курсу «Естествознание» и позволяющих не только закреплять новую информацию, но и расширить представления умственно отсталых учащихся, помочь формированию системы понятий по предмету. Этому в первую очередь способствуют специально разработанные схемы, охватывающие все понятийное поле по каждой системе организма человека (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и т.д.).
Следующей функцией УМК является организация учебно-познавательной деятельности умственно отсталых учащихся в процессе обучения, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Учебник является основным средством обучения не только для учащихся, но и для учителя. Педагог, готовясь к уроку, ориентируется на содержание статьи учебника, перерабатывает и преломляет представленный материал под конкретную группу учащихся (Т. И. Пороцкая, А. В. Усвайская, Т. Н. Федорова и др.).
С 7 класса, то есть с начала изучения живой природы в курсе «Естествознание», начинается формирова-
ние тщательно отобранных сложных, но жизненно необходимых биологических понятий (К. П. Ягодовский, Л. А. Исаенко, В. А. Постовская, Е. А. Ковалева, А. В. Усвайская, Е. Д. Худенко, Т. В. Шевырева и др.). Проследим, как расширяется содержание основных физиологических понятий - «питание», «дыхание», «рост и развитие организмов» - в процессе изучения живой природы. В 7 классе - питание и дыхание растительных организмов, в 8 классе - питание и дыхание животных. Курс «Животные» заканчивается углубленным изучением млекопитающих (36 параграфов), строение и функционирование организмов которых сходно с человеческим, поэтому данный раздел можно рассматривать как прямую подготовку к изучению курса «Человек». В 9 классе происходит завершение формирования и развития этих понятий на примере изучения организма человека, следовательно, содержание текстов ориентировано на преемственность знаний и базируется на внутрипредметной связи. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся с нарушениями интеллекта осуществляет аппарат ориентировки учебника с помощью прямых указаний на назначение каждого компонента учебника. Ориентироваться в тексте учебника школьникам помогает деление его на логические фрагменты (абзацы), обозначение важнейших понятий и новых терминов другим шрифтом, выделение ключевых слов и выводов в конце статьи. В учебнике управляющую функцию берут на себя шрифт, цвет, разнообразные значки и др. Так гарнитурой ЗсЬсюШсюк набран основной текст; более мелким шрифтом -дополнительный; полужирным шрифтом в тексте выделены ключевые поня-
195
196
тия; курсивом со «звездочкой» (*) - новые слова; «цветная рамка» - выводы, то есть материал, который надо запомнить; графическое изображение «ключа» - новые слова (понятия); графическое изображение «вопроса» - вопросы, на которые необходимо ответить после прочтения статьи; синим треугольником - вопросы повышенного уровня сложности; стилизованные изображения «доктора» - дополнительный материал.
Различные компоненты УМК предусматривают управление процессом повторения и актуализации учебного материала. Мы считаем, что эффективным является повторение, при котором учебный текст представлен таким образом, что ранее усвоенные знания включаются в текущий процесс изучения. При этом новые знания перестраивают и обогащают прошлый опыт учащихся как на уровне понятий, так и на уровне используемых алгоритмов действий. Помимо текущего повторения, предусматривается итоговое, каждый раздел учебника завершается рубриками «Повторение» и «Вопросы для повторения», задачей которых является систематизация, повторение и закрепление ранее изученного материала.
УМК создает условия для формирования умений сравнивать, классифицировать, доказывать; включает средства управления процессом самообучения. В тексте параграфа предлагается разъяснение программного материала, а дополнение основной статьи учебника, позволяющее углублять и закреплять знания программного материала, обогащать и расширять представления учеников, дано в рубриках «Доктор рассказывает», «Доктор советует». Проверка знаний и уме-
ний, приобретенных на занятиях, может осуществляться при выполнении заданий, предлагаемых как после статьи учебника, так и представленных в тетради на печатной основе.
Управление учебно-познавательной деятельностью включает и использование средств стимулирования умственно отсталых учащихся к самостоятельной работе («посмотри в словаре», «составь меню», «выполни опыт»). Учебные тексты и задания предполагают разную степень включенности школьников с интеллектуальными нарушениями в самостоятельную деятельность. Известно, что успешность этого вида учебной работы напрямую зависит от посиль-ности задания и сформированности алгоритма его выполнения (Л. А. Румянцева, В. С. Ликий). С учетом этого положения, опыты и практические работы, которые должны выполнять ученики в соответствии с требованиями программы, сопровождаются поэтапной (пошаговой) инструкцией. Задания, предложенные в УМК, несут различную дидактическую нагрузку: на этапе закрепления знаний выполняются под руководством учителя, на последующих уроках могут выполняться самостоятельно с целью проверки и актуализации знаний.
Управляющая функция учебника определяется также разнообразным методическим аппаратом: вопросы и задания размещены до и после текста учебника. Перед статьей помещены задания и вопросы, которые позволяют подготовить учащихся к активному восприятию материала. В конце статьи предлагаются вопросы, направленные на выявление знаний, а также задания, способствующие закреплению изученного и формированию разнообразных предметных умений.
ЕК
Помимо вопросов, на которые можно найти в тексте прямой ответ, в учебнике предлагаются вопросы, которые требуют анализа прочитанного материала и составления правильного ответа. Это вопросы на сравнение, выделение главного и второстепенного, объяснения причин и взаимосвязи биологических (физиологических) процессов, приведение доказательств, использования знаний в различных учебных ситуаций.
В учебнике и тетради для создания более отчетливого образа, излагаемый материал подкрепляется соответствующими иллюстрациями описываемого предмета или процесса схемами, схематическими рисунками, позволяющими лучше усвоить и запомнить учебную информацию. К каждой статье предлагается в среднем 2-3 иллюстрации. Рисунки сопровождаются лаконичными подписями, которые облегчают восприятие информации.
Реализация воспитывающей функции учебника рассматривается в контексте приоритета воспитания перед обучением: формирование мировоззрения учащихся и жизненных компетенций (ценностно-смысловой, со-ци аль но-трудовой, коммуникативной, учеб но-познавательной и информационной, социально-личностной).
Большинство учебных текстов является ценностно-ориентированными и личностно-значимыми для умственно отсталого ученика. В текстовом материале учебника представлен дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и других задач. Таким образом, содержание текстов направлено на эмоционально-эстетическое, нравственное, экологическое, экономиче-
ское и правовое развитию учащихся, расширение опыта ориентировки их в бытовых ситуациях.
Наличие в тексте мировоззренческих знаний позволяет оказывать влияние на воспитание личности умственно отсталых учеников. Любой объект характеризуется в учебнике не только со стороны его объективных свойств, но и по отношению к человеку, его нормам, идеалам и целям. Таким образом, средствами учебного текста можно передать учащимся обобщенные способы познания окружающей действительности и обеспечить формирование в сознании школьников современной естественнонаучной картины мира.
В учебниках по курсу «Естествознание» примерами этого являются тексты, которые дают возможность узнать о нормах здорового образа жизни, правилах поведения в той или иной ситуации, познакомиться с жизнью и работой ученых, с историей некоторых научных открытий и современными достижениями базовой науки, увидеть роль естествознания в общечеловеческой культуре.
Для того чтобы учебник играл свою воспитательную функцию, он должен быть интересен ученику. При этом изложение учебного материала по содержанию остается строго научным, в то же время по форме он как бы «беседует» со школьником на доступном живом языке. При подготовке УМК для умственно отсталых учащихся 9 класса для этого использовались образные сравнения, яркие аналогии, опора на личный опыт учащихся. Содержание учебного текста не было ограничено узкопредметным сведениями по основам данной научной области, его грани-
197
198
цы были расширены за счет включения рубрик «Доктор советует» и «Доктор предупреждает».
Особую роль при реализации воспитательной функции учебника играет гуманизация его содержания и форм предъявления учебной информации («очеловечивание» материала»). Этому способствует введение рубрик «Доктор», в которых изложение материала ведется от лица доктора, включение в аппарат организации усвоения знаний различных проблемных ситуаций, при решении которых необходимо помочь школьникам - ровесникам девятиклассников.
Учебник должен содействовать развитию психических функций школьников: интеллектуальной и мотивацион-ной сфер, личностных качеств, то есть готовить выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида к активной, продуктивной самостоятельной жизни в социуме.
Содержание материала, представленного в УМК (учебнике и тетради на печатной основе) способствует развитию и коррекции высших психических функций учащихся с нарушениями интеллекта. В процессе изучения материала школьники учатся видеть и устанавливать причинно-следственные связи и зависимости (увеличение объема грудной клетки при вдохе, зависимость частоты сердечных сокращений от физической нагрузки, неправильный (нездоровый) образ жизни как причина заболевания внутренних органов). Работа с учебником позволяет корригировать внимание (работа с иллюстрациями, словарем, дополнительным материалом), обогащать словарь, развивать речь (текст статьи - образец рассказа для ученика, вопросы, требующие приведения
доказательств, сравнения, описания), закладывать элементарные практические санитарно-гигиенические навыки, формировать умение использовать ранее полученные сведения в новых учебных ситуациях.
Вопросы и задания в учебнике и тетради ставились таким образом, чтобы учащийся их решал, имитируя в упрощенном виде работу того или иного специалиста. Были включены специальные проблемные вопросы, прямые ответы на которые в тексте отсутствовали.
Построение и содержание учебника и тетради на печатной основе учитывает основные этапы формирования научных понятий, а также психологические и возрастные закономерности развития детей с нарушениями интеллекта, что способствует созданию условий для интеллектуального и личностного роста учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Таким образом, на уроках при работе с различными компонентами УМК будут не только решаться образовательные задачи курса естествознания, но и реализовывать-ся коррекционно-образовательный компонент обучения.
Учебник является средством передачи информации ученику, который в процессе обучения взаимодействует с учебной книгой, тем самым выполняется коммуникативная функция. Обычно это взаимодействие, коммуникация, представлено в свернутом виде. Включение в тексты вопросов, поднимающих жизненно-важные проблемы, затрагивающих повседневную жизнь школьников, привлечет внимание учащихся к различным аспектам учебных знаний. Этому могут служить и риторические вопросы, которые усилива-
ют эффект общения ученика с текстом как увлекательным «собеседником». В учебнике «Естествознание. Человек» включению учащихся в процесс опосредованного общения с текстом помогает рубрика «Доктор», который то рассказывает, то предупреждает, то советует. Это по замыслу авторов формирует у умственно отсталых учащихся модель поведения: о здоровье говорить, спрашивать и советоваться можно, нужно и полезно именно с врачом. Рубрики для дополнительного чтения, с учетом психолингвистических разработок, включают слово «доктор», таким образом, умственно отсталые и на подсознательном уровне усваивают приоритет врачебной помощи над самолечением.
Известно, что для учащихся с нарушениями интеллекта диалоговая форма общения наиболее эффективна, так как диалог выступает в качестве психологического фактора, с помощью которого можно помочь ему поверить в свои силы, снять страх перед самостоятельным овладением материала. Широкое использование, с учетом возраста и особенностей учащихся, иллюстративного материала, сравнений, примеров, ярких графических приемов оформления усиливает экспрессивный характер учебника и тетради на печатной основе, способствует побуждению к речевой коммуникации, а также к самостоятельному высказыванию. Этому же способствует занимательность и увлекательность изложения, которые повышают активное взаимодействие ученика с учебником.
Индивидуализация и дифференциация обучения реализуются с помощью различных форм подачи содержания учебного материала так, чтобы
каждый учащийся был ориентирован на наиболее подходящий для него способ учебной деятельности.
Реализация разноуровневой доступности учебника осуществляется через отбор содержания текстов и их структурирование. В учебнике тексты распределены на уровни: минимальный, основной и углубленный. Основной текст - статья учебника, в которой изложен программный материал, рассчитанный на большую часть учащихся специальной (коррекцион-ной) школы VIII вида (школьников с легкой степенью нарушения интеллекта). Минимальный - представленный в цветной рамке - предназначен как для учащихся с легкой степенью умственной отсталости в качестве лаконично представленной необходимой информации (выводов), так и для школьников с умеренной умственной отсталостью как основной учебный материал, которым они должны овладеть. Минимальный текст не содержит большого количества биологических сведений, названий и терминов и написан простым, доступным языком. Углубленный текст представлен в рубриках «Доктор рассказывает» и содержит дополнительный материал по курсу «Человек».
Второй этап - репродуктивный. На этом этапе студенты учатся работать с УМК. Они делятся на микрогруппы, самостоятельно выбирают раздел программы по курсу «Естествознание. 9 класс». Студенты составляют тематическое и поурочное планирование, предполагающие работу с УМК, а также конспекты уроков, подбирают материал к уроку по выбранному разделу из учебника и тетради на печатной основе с учетом особенностей учащихся специальной школы и степени вы-
199
200
раженности интеллектуального нарушения, определяют место учебных заданий на уроке.
Третий этап - творческий. Студенты самостоятельно подбирают учебный материал для учащихся (обязательный материал по теме, дополнительный для учащихся с разными возможностями усвоения учебного материала, занимательный материал: загадки, ребусы, кроссворды, дидактические игры и т.п., задания для проверки и контроля знаний) и учителей.
Вопросы и задания в учебнике и тетради должны быть рассчитаны на учащихся с разной познавательной активностью, неодинаковыми возможностями освоения программного материала, различной степенью самостоятельности при выполнении учебных поручений. Они должны предусматривать использование:
• разных форм самоконтроля (тетрадь: реши ребус, проверь правильность выполнения задания, вписав ответ);
• различных способов разрешения проблемной ситуации;
• контрольных вопросов и заданий в разных вариантах и с разными формами контроля;
• разноуровневых заданий с дифференциацией по степени сложности;
• занимательного материала.
Рекомендации для учителя должны предполагать использование заданий с учетом особенностей усвоения учебного материала учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида (с опорой на текст, иллюстрацию, требующие самостоятельного воспроизведения знаний, решения проблемной ситуации), степени их самостоятельности и решаемой на уроке дидактической задачи (формирова-
ние навыка самоконтроля, проверки знаний, закрепление материала, актуализация знаний).
На практических занятиях студенты представляют свои проекты УМК.
Четвертый этап - функционально-деятельностный (практический). В соответствии с ФГОС ВПО для студентов отделения олигофренопедагогики предусмотрена педагогическая практика в младших и старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. В рамках этой практики студенты должны продемонстрировать профессиональную компетентность при работе с имеющимися (изданными) УМК, а также получать возможность апробировать подготовленные на практических занятиях проекты УМК. При этом, если потребуется, можно внести коррективы, исправить ошибки, опираясь на принцип педагогического оптимизма и толерантности. Таким образом, в процессе подготовки и проведения школьных уроков у будущих олигофренопедагогов закрепляются и совершенствуются дидактические, а также организационные, методические и исследовательские компетенции.
Пятый этап - заключительный. Подведение итогов функционально-деятельностного (практического) этапа формирования дидактических компетенций происходит по окончанию практики. Студенты рассказывают о практических результатах и о процессе своего творческого самовыражения, демонстрируют отчеты в форме презентаций, отражающие их опыт использования современных учебных ресурсов. В процессе этого развиваются рефлексивные умения студентов, а именно: выражать свои впечатления, проводить самоанализ, самоо-
ценку и т.д. Все это составляет заключительный этап, который подводит итог процессу формирования умения с УМК нового поколения.
Итак, введение в процесс формирования дидактических компетенций будущих олигофренопедагогов работы с современными учебными ресурсами позволит поднять на творческий уровень усвоение знаний и умений в области методик преподавания в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Осуществляя работу с УМК по курсу «Естествознание. Человек» для учащихся специальной (кор-рекционной) школы VIII вида, студенты овладевают знаниями по олигофренопедагогике, психологии детей с нарушениями интеллекта, методиками преподавания в специальной школе, у них формируются и совершенствуются дидактические, организационные и методические компетенции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В. И., Максимов Н. И. Методические рекомендации по разработке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Проект. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМО и НМС высшей школы. - 2007.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования // Высшее образование. - 2003. - № 5.
3. Таможняя Е. А. Формирование методических компетенций учителя географии в ходе работы с новым учено-методическим комплексом по дисциплине «Теория и ме-
тодика обучения географии» // Преподаватель XXI век. - 2010. - № 2. - Ч. 1.
4. Яковлева И. М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога: Монография. - М.: Изд-во «Спутник+», 2009.
5. Ягодовский К. П., Исаенко Л. А. Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе. - М., 1946.
6. Антропов А. П., Ходот А. Ю., Ходот Т. Г. Научно-методические принципы построения нового учебника математики // Дефектология. - 2006. - № 4.
7. Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. Современный подход к использованию учебников нового поколения в процессе преподавания географии в специальной (кор-рекционной) школе 8 вида // Коррекцион-ная педагогика. - 2004. - № 4.
8. Шевырева Т. В. Новый учебно-методический комплекс «Природоведение. Биология. 5-9 классы» для специальных (коррекционных) школ // Биология. Все для учителя! - 2011. - № 11(11).
9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы / Под ред. В. В. Воронко-вой. - Москва: ВЛАДОС, 2010.
10. Соломина Е. Н., Шевырева Т. В. Человек: 9 класс. Учебник для специальной (кор-рекционной) школы 8 вида. - Москва: Просвещение, 2010.
11. Соломина Е. Н., Шевырева Т. В. Человек: 9 класс. Тетрадь для специальной (кор-рекционной) школы 8 вида. - Москва: Просвещение, 2010.
12. Шевырева Т. В., Кустова С. А. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. - Москва: Дрофа, 2011.
13. Федорова Т. Н. Использование учебника на уроках во вспомогательной школе // Сб. Коррекционно-развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта / Под ред. Б. П. Пузанова. - М., 1993. -С. 58-65. ■
201
ЕК