Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе изучения курса «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида»'

Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе изучения курса «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.Н. Соломина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе изучения курса «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида»»

бенно это актуально при обучении в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Так как у обучающихся специальной (коррекционной) школы слабая учебная мотивация, поэтому важно построить обучение таким образом, чтобы он постоянно чувствовал свой успех. Это возможно при использовании разноуровневого обучения, которое позволяет учитывать особенности ребёнка и строить процесс обучения исходя из них. Готовясь к уроку, подбираю задания различной сложности, благодаря чему каждому ребёнку на уроке будет интересно. Учащиеся сильной группы полностью себя реализовывают, а учащиеся средней и слабой групп могут улучшить свои результаты и перейти из одной группы в другую.

Поэтому для успешного развития связной письменной речи на каждом уроке русского языка разрабатываю разновариантные упражнения по следующим видам работ:

S работа с деформированным текстом;

S изложение с изменением лица и времени;

S сочинение по картине с дополнением предшествующих и последующих событий;

S продолжение рассказа по данному началу;

S составление рассказа по опорным словам и др.

При систематической работе по развитию связной письменной речи с использованием разноуровневого обучения обучающиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида меньше испытывают затруднений при выполнении творческих работ, каждый ученик находится в «ситуации успеха». Вследствие чего успешно овладевают речью, что облегчает их адаптацию после окончания школы.

Е.Н. Соломина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики, Московский педагогический государственный университет

Формирование профессиональных компетенций студентов

в процессе изучения курса «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

На современном этапе становления специального образования возникает необходимость в развитии новых подходов к подготовке педагогов для работы с умственно отсталыми детьми. Изменения в процессе подготовки учителя смещаются в сторону становления и развития профессиональных компетенций. Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. И.М. Яковлева (2010) определяет содержание профессиональной компетентности олигофренопедагога как «готовность к развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации и интеграции лиц с нарушениями интеллектуального развития, а также сопровождению семей, их воспитывающих, в соответствии с социокультурными потребностями конкретной исторической эпохи».

279

На лекциях, лабораторных и практических занятиях по курсу «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида» формируются профессиональные компетенции, которые предполагают использование знаний и умений в области олигофренопедагогики, психологии детей с нарушениями интеллектуального развития, методик преподавания в специальной школе в процессе обучения умственно отсталых детей.

Данный подход создает условия для развития творческого мышления студентов, формирования у них аналитических, исследовательских и проектировочных умений, формирование навыков совместной деятельности, развития организаторских и коммуникативных способностей.

В процессе изучения методики преподавания истории студенты приобретают умения подбирать адекватные и эффективные методы и приемы обучения, ставить образовательные и коррекционно-воспитательные задачи, направленные на развитие умственно отсталых учащихся, методически верно организовывать процесс обучения (планировать, проводить и анализировать уроки), уметь объективно оценивать знания умственно отсталых учеников, используя разные формы и методы контроля, оказывать адресную помощь разным категориям учащихся, использовать на уроках ИКТ.

Курс «Методика преподавания истории» включает лекции, в которых излагаются вопросы теории и практики обучения истории в специальной школе, а также лабораторные занятия.

Учебный курс состоит из двух разделов: общие вопросы методики преподавания истории и обществоведения и частные вопросы методики преподавания истории и обществоведения.

Первый раздел курса рассматривает общеметодические вопросы преподавания истории и обществоведения и опирается на знания студентов, полученные при изучении общей и специальной педагогики, а также на знания особенностей интеллектуальной и психической сферы учащихся специальных школ.

Эта часть курса дает возможность студентам познакомиться с принципами, приемами и содержанием преподавания истории и обществоведения, организационными формами обучения, овладеть методами обучения, направленными на коррекцию недостатков интеллектуального развития и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, научится управлять процессом познавательной деятельности учащихся на уроке. Студенты приобретают умения выбирать методы обучения, использовать дополнительную художественную и научнопопулярную литературу (на уроке и при подготовке к нему), подбирать наглядный материал и методически грамотно его использовать, составлять вопросы и задания для учащихся с целью обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода, составлять тематическое планирование и поурочные планы, анализировать уроки истории и обществоведения различных видов.

Вторая часть курса знакомит студентов с содержанием отдельных разделов учебной дисциплины и особенностями их преподавания. На ос-

280

нове имеющихся у студентов знаний рассматриваются вопросы методики изучения умственно отсталыми школьниками основных разделов курсов истории и обществоведения, выявляются особенности формирования понятий по каждой из отдельных частей курса, определяются методы и приемы работы, обеспечивающие максимальное усвоение знания. Студенты знакомятся с современными учебниками и учебными пособиями для учащихся, учатся планировать работу по предмету, учитывая и систематизируя знания учащихся, полученные ими на предыдущих годах обучения, а также на других предметах, приобретают умение выбирать из всего конгломерата исторических наук факты, закономерности и события, явления, которые регламентируются программой учебного предмета.

На лабораторных занятиях студенты изучают школьные программы, учебники и учебные пособия (учебники, карты, атласы, картины, приборы и др.), приобретают первоначальные навыки тематического планирования, упражняются в применении различных методов обучения (работа с лентой времени, картой, рассказ, беседа, использование макетов, моделей, проведение графических работ и т. п.), учатся составлять методические разработки уроков различных типов, знакомятся с методикой организации и проведения экскурсии, посещают и анализируют уроки истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для ознакомления с опытом учебно-воспитательной работы, наблюдений и анализа уроков организуется систематическое посещение уроков истории (просмотр видеозаписей) и последующий их анализ.

В курсе «Методика преподавания истории» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Она заключается в изучении методической литературы, анализе школьных программ и учебников, подборе дидактического и наглядного материала по темам занятий, изготовлении наглядных пособий, составлении тематического и поурочного планирования, конспектов уроков, работе с наглядными пособиями (лентой времени, историческими картинами, макетами, историческими картами). В процессе выполнения этих заданий у студентов вырабатываются прочные знания, формируются необходимые методические умения, они учатся применять теоретические сведения в практической деятельности.

Контроль за самостоятельной работой студентов систематически проводится на лабораторных занятиях, результаты обсуждаются и анализируются. Предлагаемые мероприятия выполняют развивающую, образовательную и диагностическую функции. Задания разработаны с целью более глубокого осмысления студентами учебного материала, развития их логического мышления, обучения рациональным методам и приемам учебной деятельности, выработки привычки и потребности в самоконтроле и самооценке своей работы.

Подобное построение курса «Методика преподавания истории» позволяет сформировать у студентов профессиональные педагогические компетенции, необходимые для обучения умственно отсталых учащихся как в специальной (коррекционной) школе, так и в условиях инклюзивного образования.

281

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.