Научная статья на тему 'Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования'

Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2325
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бродовская Зинаида Владимировна

В статье обоснована необходимость организации экологического воспитания учащихся на первой ступени школьного образования. Проведен анализ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с целью выявления экологической составляющей в его содержании. Названы показатели сформированности экологической культуры ребенка, которые являются ориентиром для учителя начальных классов при планировании и осуществлении экологического воспитания. Раскрыты условия и механизмы воспитания у младших школьников основ экологической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования»

модернизация общего образования

УДК 37.091

Бродовская Зинаида Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, zina3010@mail.ru, Новосибирск

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕННОСТНАя КОМПОНЕНТА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИя

Аннотация. В статье обоснована необходимость организации экологического воспитания учащихся на первой ступени школьного образования. Проведен анализ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с целью выявления экологической составляющей в его содержании. Названы показатели сформированности экологической культуры ребенка, которые являются ориентиром для учителя начальных классов при планировании и осуществлении экологического воспитания. Раскрыты условия и механизмы воспитания у младших школьников основ экологической культуры личности.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, концепция экологического воспитания, нравственно-экологическая позиция личности.

Brodovskaya Zynaida Vladimirovna

Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer oft the department of pedagogics and training technique of elementary education of the Institute of childhood at the Novosibirsk state pedagogical university, zina3010@mail.ru, Novosibirsk

ECOLOGICAL EDUCATION OF THE PERSONALITY AS VALUABLE COMPONENT OF MODERN EDUCATION

Abstract. The author proves the necessity to organize the ecological education of pupils at the first step of school education. The analysis of the federal state educational standard of the primary general education for the purpose of identification of an ecological component in its contents is carried out. Indicators of formation of ecological culture of the child which are a reference point for the elementary school teacher during the planning and implementation of ecological education are called. Conditions and education mechanisms as well as bases of ecological culture of the personality of younger school students are opened.

Keywords: ecological education, ecological culture, concept of ecological education, moral and ecological position of the personality.

Экологическая ситуация, сложившаяся за последние десятилетия на планете, поставила перед человечеством проблему достижения устойчивого развития общества. Такое развитие предполагает не только разумную эксплуатацию природных ресурсов, но и формирование соответствующего сознания по отношению к экологическим проблемам, воспитание личности, способной жить в гармонии с окружающим миром. Экологические проблемы - проблемы нравственные, их невозможно решить только технически

или технологически. Любые знания по отношению к нравственности человека нейтральны, поэтому важно, каким образом он умеет распорядиться «багажом» полученных им знаний. Для этого необходимо образование («введение в образ»), которое позволяет личности усвоить необходимые в жизни эко-лого-нравственные нормы, ценности и отношения. «Экологическая ситуация требует перевода знаний в убеждения, предполагает перестройку взглядов и представлений человека, когда усвоенные им нормы становят-

ся одновременно нормами его поведения» [3, с. 87]. Становится очевидным, что одной из важнейших составляющих образовательного процесса современной школы становится экологическое образование учащихся. Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются основы экологических знаний и навыки взаимодействия с природой.

В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить этапы, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует, на наш взгляд, назвать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;

наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их; потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему; проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения [1].

Названные показатели сформированно-сти экологической культуры ребенка являются ориентиром для учителя начальных классов при планировании и осуществлении экологического воспитания. По определению Б. Т.Лихачева сущность экологической культуры «может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности» [7, с. 35]. Анализ ФГОС НОО позволил нам выявить экологическую компоненту в его содержании. В документе отмечается, что «стандарт ориентирован на становле-

ние личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»). При внимательном прочтении составляющих «портрета выпускника начальной школы» становится очевидным, что все перечисленные качества в той или иной степени являются составляющими экологической культуры личности.

В новых стандартах определены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). При анализе личностных результатов ООП НОО (п.10) находим, что они должны отражать «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» [8, с. 94].

Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают в себя конкретные учебные предметы. Система экологических понятий включена в содержание предметной области «Обществозна-ние и естествознание» (Окружающий мир) (п.12.3). [8].

Содержание курса «Окружающий мир» обеспечивает естественнонаучную основу понимания младшими школьниками законов природы, необходимости ее охраны, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний об объектах живой и неживой природы.

Также следует отметить, что для становления и развития ответственного отношения к природе, формирования экологической культуры младших школьников не последнюю роль играет содержание и других учебных предметов начальной школы, которые несут ту или иную информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, «содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях кра-

сок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Уроки технологии способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов [4].

Одно из обязательных требований ФГОС НОО - реализация программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 19.7). Данная программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Для успешной реализации данной программы учителю начальных классов следует ориентироваться в целом ряде специальных понятий, таких как экология, экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое сознание, также четко представлять себе задачи экологического воспитания, которые в дальнейшем и станут и его результатами.

Для характеристики сущности и структуры экологической культуры личности Б. Т. Лихачев использует такие понятия как «экологическое восприятие» (обеспечивающие человеку видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности), «экологическое воображение» (продуктивное, творческое воссоздание последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы и общества), «экологическое чувствование» (сознательно-бессознательное единение человека с природой, переживание страдания, боли, мучения от ее ущербности, восторг, упоение, вызванное чистотой, гармонией природы), «дей-

ственно-практическое волевое, экологически обоснованное, практическое отношение к природе, поведение в ней в соответствии с объективными законами взаимодействия, нормами права, морали, этики, безущербной целесообразности» [7, с. 165].

Экологическая культура - качественное новообразование личности, часть ее общей культуры. Показатели ее сформированности необходимо исследовать на двух уровнях: внутреннем и внешнем - качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром.

На первом (внутреннем) уровне мы оперируем такими категориями, как потребности, способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, чувства, эмоции, знания, умения, навыки, субъективная позиция и др. На втором (внешнем) уровне мы пользуемся такими категориями, как отношение, поведение, поступок, деятельность, взаимодействие и др. На каждом этапе личностного развития общие категории имеют свое конкретное содержание и формы выражения, обусловленные психолого-педагогическими особенностями, спецификой возраста [1].

В качестве одного из наиболее существенных моментов в воспитании экологической культуры школьников следует считать преодоление в сознании экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и привитие нового мироощущения, при котором природа и человек в ней воспринимались бы во взаимной связи и зависимости. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.

Концепция экологического воспитания младших школьников во внеурочное время, ориентирующая педагогический процесс на развитие экологической культуры личности, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающей социоприродной средой разработана И. В. Цветковой. Она выделяет следующие требования к содержанию экологического воспитания детей младшего школьного возраста: деятельность, способствующая развитию эмоционально-чувственной сферы, обогащающая позитивными примерами личный опыт младшего школьника; комплексный характер и обе-

спечивать разнообразие видов (практическая, творческая, познавательная, игровая, др.) и направлений (эколого-экономиче-ского, -эстетического, -природоохранного) деятельности детей; соответствие ступеням развития экологической культуры личности, обеспечивать ребенку позитивный опыт по взаимодействию с окружающим миром; отражение особенностей окружающей среды; наличие сюжетно-образной основы содержания воспитательного процесса, соответствующей мифологическому мироощущению младших школьников [9].

Из вышесказанного, очевидно, что важнейшим компонентом экологического воспитания становится деятельность младших школьников, направленная на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Разные ее виды на уроке и вне его дополняют друг друга: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; решение экологических задач направлено на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы; сюжетно-ролевая игра выступает средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям; массовые экологически ориентированные мероприятия-праздники расширяют опыт детей в соблюдении эко-культурных норм поведения в социоприрод-ной среде; игры-маршруты с элементами туристско-краеведческой деятельности, общественно-полезная деятельность послужат приобретению опыта принятия экологических решений, позволят внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей; проектная деятельность формирует опыт по формированию проблемы, рождению идей о путях ее решения; развивает творческие способности младших школьников; диалоги с природой развивают эмоционально чувственную сферу ребенка; дискуссия стимулирует учебную деятельность, способствуя проявлению личного отношения уча-

щихся к экологическим проблемам, поиску возможностей их решения [6].

Таким образом, только при условии системного, комплексного подхода к экологическому воспитанию учащихся на первой ступени школьного образования возможно заложить такие культурные ценности, которые в дальнейшем станут составляющими экологичной личности.

Библиографический список

1. Бродовская З. В. Содержание и организация курсовой подготовки учителей начальных классов в процессе повышения квалификации по экологическому воспитанию школьников: дис ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2004. - 233 с.

2. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико-прикладного исследования). -М.: Институт развития личности, 1997. - 64 с.

3. Гирусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы. - М., Изд-во МГУ, 1986. -С. 76-81.

4. Джураева А. Х. Экологическое воспитание в начальной школе. [Электронный ресурс]. URL: ReportSource.aspx?docId=118&colId=134&repN umb=1&srcInd=2&bn=-1#bn-1 (дата обращения: 13.06.2013).

5. Карташова Е. С. Формирование социально-экологической устойчивости личности школьника в контексте развития нормативного отношения к природной среде // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 9. - С. 137-150.

6. Кузина Г. В. Экологическое воспитание младших школьников на уроках «Человек и мир» [Электронный ресурс]. URL: ReportSource.aspx ?docId=118&colId= 134&repNumb= 1&srcInd= 1& bn=-1#bn-1 (дата обращения: 13.06.2013).

7. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: ReportSource. aspx?docId=118&colId=134&repNumb=1&srcInd= 2&bn=-1#bn-1 (дата обращения: 13.06.2013).

9. Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.