УДК:330
Хачатрян К.М. студент 1 курса магистратуры
Егоров М.П. студент 1 курса магистратуры Институт экономики и финансов Научный руководитель- Швецова И. Н., доцент
зав.каф.финансового менеджмента Сыктывкарский Государственный Университет им. Питирима Сорокина
Россия, г. Сыктывкар ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» В РФ
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к определению расходов федерального бюджета по направлению «Физическая культура и спорт»
The article considers approaches to Federal spending in the direction of "Physical culture and sport"
Ключевые слова: Государственная поддержка физической культуры и спорта, расходы, классификация расходов федерального бюджета
State support of physical culture and sport, costs, classification of expenses of the Federal budget
Государственная поддержка физической культуры и спорта в широком смысле — это система финансово-экономического, организационно-правового и социального обеспечения эффективного функционирования и развития сферы физической культуры и спорта.
Под расходами федерального бюджета по направлению «Физическая культура и спорт» подразумевается часть расходов федерального бюджета, обеспечивающая функционирование институтов, деятельность которых связана с указанным направлением, в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование [1].
В соответствии с функциональной бюджетной классификацией расходов федерального бюджета, расходы на физическую культуру и спорт подразделяются на расходы по направлениям:
1. физическая культура;
2. массовый спорт;
3. спорт высших достижений;
4. прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;
5. другие вопросы в области физической культуры и спорта [2].
Выполнение государством возложенных на него функций связано с
наличием необходимых финансовых ресурсов. Это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в
государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиком и получателем бюджетных средств. Эти отношения выстраиваются в соответствии с бюджетной политикой, от качества которой зависит их результативность. В научной литературе дефиниция «бюджетная политика» используется авторами, однако следует констатировать, что она до сих пор не приобрела статуса категории. Более того, законодательные акты, в частности Бюджетный кодекс РФ, законы о федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не содержат определения данного термина. Поэтому возникает необходимость углубленной разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов обоснования современной бюджетной политик и ее региональной составляющей, установления ее содержания и структуры, принципов формирования, стратегий и инструментов реализации. По своей экономической сущности бюджетная политика - это общественно- экономическая категория, выражающая общественно-экономические отношения в процессе выработки и потребления общественных благ и услуг, регулирования общественных и экономических процессов. [3]
Значение физической культуры и спорта для экономики и общества чрезвычайно высоко. Учитывая это обстоятельство, государственные органы в России активно содействуют развитию профессионального и любительского спорта внутри страны, а также и на межгосударственном уровне [4].
К числу приоритетных направлений развития физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
1. Вовлечение граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом, прежде всего детей и молодежи;
2. Повышение уровня физической подготовленности населения Российской Федерации;
3. Повышение доступности объектов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
4. Совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
5. Усиление конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене [5].
К федеральным полномочиям в первую очередь относится реализация мероприятий, направленных на развитие спорта высших достижений, — это подготовка и участие в международных и российских соревнованиях наших спортсменов, а развитие физической культуры и массового спорта в большей части относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
Бюджетную политику региона определяет сложившийся на территории бюджетный потенциал, составными элементами которого выступают
налоговый потенциал, неналоговый потенциал, безвозмездные поступления. Структурными элементами бюджетной политики являются: бюджетная политика в области доходов, бюджетная политика в области расходов и бюджетная политика в области межбюджетных отношений. Эффективность бюджетной политики в области доходов определяет уровень налогового администрирования налоговых и неналоговых доходов. Эффективность бюджетной политики в области расходов достигается за счет их оптимизации. Основной целью политики в сфере межбюджетных отношений должна стать гармонизация отношений между уровнями власти, повышение качества бюджетного менеджмента в субъектах РФ, в том числе за счет расширения практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов РФ при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки из федерального бюджета. [6]
По данным Таблицы 1 показатель «Спорт высших достижений» занимает наибольший удельный вес и составляет 50-57 млрд. руб. Не менее значимая доля расходов принадлежит «Массовому спорту». Расходы на данное направление за 2013-2015 гг. варьировались от 9 до 13 млрд. руб.
Таблица 1 - Структура расходов федерального бюджета РФ в сфере физической культуры и спорта, млрд. руб._
Показатель 2013 год 2014 год 2014/2013 2015 год 2015/2014 2013/2013
1 2 3 4 5 6 7
Физическая культура 2,64 2,47 93,56% 4,58 185,43% 173,48%
Массовый спорт 13,77 9,19 66,74% 11,75 127,86% 85,33%
Спорт высших достижений 50,56 57,58 113,88% 56,65 98,38% 112,05%
Прикладные научные исследования в области 0,33 0,32 96,97% 0,32 100,00% 96,97%
физической культуры и
спорта
Другие вопросы в области 1,17 1,95 166,67% 1,28 65,64% 109,40%
физической культуры и
спорта
Примечание - Составлена автором по данным [7]
Рассматривая динамику приведенных в таблице показателей, можно прийти к выводу, что в целом за период наибольшим изменениям подверглась строка «физическая культура». Так, в период с 2013 по 2015 годы финансирование по данному направлению увеличилось почти вдвое, тогда как, например, по направлению «массовый спорт», происходило сокращение расходов (порядка 15%).
Существенная часть расходов осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» и идет на подготовку спортивной инфраструктуры. Так, ежегодно около 8 миллиардов рублей выделяется на строительство спортивных объектов федерального значения [8].
Существенную долю в общей структуре расходов федерального бюджета на спорт высших достижений в последние годы составляли расходы на проведение особо значимых спортивных мероприятий, прежде всего на подготовку к Олимпийским играм 2014 года в Сочи, Универсиаде-2013 в Казани и другим крупным соревнованиям [9].
Основными выгодоприобретателями от реализации бюджетной политики выступают регион, население, частный бизнес. Эффекты от реализации региональной бюджетной политики для региона, частного бизнеса и населения представлены на рисунке 1.
Эффекты от реализации региональной бюджетной политики для частного бизнеса
Прямой эффект Мультипликативный эффект
11 u
Расширение господдержки субъектов малого и Расширение спектра
среднего предпринимательства социальных услуг
л
Предоставление субъектам частного бизнеса:
- налоговых льгот по налогу на прибыть организаций, налогу на нмушсство организаций;
земельных участков с готовой инженерной инфраструктурой, включающей обьекты газо-. водо-и энергоснабжения, очистных сооружений, автодорог н ограждений:
- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам
Рис. 1 - Эффекты от реализации региональной бюджетной политики для частного бизнеса
Таким образом методологические наработки по раскрытию сущности и содержания бюджетной политики и ее региональной составляющей создают базу для дальнейших исследований в данной предметной области. [10]
Использованные источники: 1.Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс] http://www.grandars.ru/ (дата обращения 08.11.2015)
2.Годовые отчеты Министерства Спорта РФ за 2010 -2011 годы
3.Швецова И.Н., Найденова И.Н. Теоретические аспекты разработки и реализации бюджетной политики региона // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014 - 1 с.
4.Корсаков Г. В., Галицын С. В. Технология разработки программ развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании // Ученые записки университета Лесгафта. 2009. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razrabotki-programm-razvitiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-mumtsipalmm-obrazovami (дата обращения: 22.12.2016).
5.Колесникова Т. П. Модель развития и регулирования сферы физической культуры и спорта // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. №2-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-i-regulirovaniya-sfery-fizicheskoy-kultury-i-sporta (дата обращения: 26.12.2016).
6.Швецова И.Н., Найденова И.Н. Теоретические аспекты разработки и реализации бюджетной политики региона // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014 - 4 с.
7.Дьяков Д. И. Некоторые итоги реализации Федеральной целевой программы развития физической культуры и спорта в РФ с 2006 по 2015 гг. // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. №2 (120). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-itogi-realizatsii-federalnoy-tselevoy-programmy-razvitiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-rf-s-2006-po-2015-gg-na-munitsipalnom (дата обращения: 16.11.2016).
8. Федеральное казначейство РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.roskazna.ru (дата обращения: 01.12.16).
9.Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. - Тюмень: ИПК ПК, 1996. - 78 с.
Ю.Швецова И.Н., Найденова И.Н. Теоретические аспекты разработки и реализации бюджетной политики региона // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014 -7 с.
УДК 336.0
Хворов А. С. студент
1 курс, факультет «Экономика» Россия, г. Курск Научный руководитель: Быстрицкая А.Ю.,
доцент кафедры экономики Россия, г. Курск СТРАХОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО РИСКА Аннотация. Статья раскрывает сущность страхования коммерческого риска. Также рассмотрены иные методы снижения рисков.
Ключевые слова: страхование, риск, коммерческий риск, диверсификация, лимитирование.
Для любого предприятия, даже в самых благоприятных экономических условиях, всегда сохраняется возможность наступления кризисных явлений. Такая возможность ассоциируется с риском. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Ответственность за исполнения некоторых рисков взяли на себя страховые компании.
Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их интересов от различного рода