Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБЪЕКТАМИ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБЪЕКТАМИ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
917
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЙ СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНОЕ СООРУЖЕНИЕ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / МАКСИМАЛЬНАЯ ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Ю.О., Антоненко С.П., Войнова А.А., Гетун Д.О.

Исследованы теоретические основы создания объектов инфраструктуры массового спорта и установлены проблемы их обслуживания. Проанализирована инвестиционная активность при создании объектов инфраструктуры массового спорта в РФ, в частности, определена потребность в них в регионах, выявлены причины низкой инвестиционной активности при создании объектов инфраструктуры массового спорта в регионах. Определено, что ряд проблем в значительной степени тормозит появление новых объектов инфраструктуры массового спорта и успешное функционирование уже существующих. Функциональный подход к решению данных проблем позволит повысить темпы строительства массовых спортивных объектов в стране, а также сделать спортивную сферу более привлекательной для инвесторов. Установлено, что инвестиции в спорт несут в себе как экономический, так и социальный аспект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF SPORTS INFRASTRUCTURE FACILITIES

The theoretical foundations of the creation of objects of mass sports infrastructure have been investigated and the problems of creation and maintenance of objects of mass sports infrastructure have been established. Investment activity in the creation of infrastructure facilities for mass sports in the Russian Federation has been analyzed, in particular, the need for infrastructure facilities for mass sports in the regions has been determined, the reasons for low investment activity in the creation of infrastructure for mass sports in the regions have been identified. It has been determined that a number of problems to a large extent hinder the emergence of new infrastructure facilities for mass sports and the successful functioning of existing ones. A functional approach to solving these problems will increase the pace of construction of mass sports facilities in the country, as well as make the sports sector more attractive for investors. It has been established that investment in sports has both an economic and a social aspect.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБЪЕКТАМИ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

УДК 005; 338.012

doi:10.52210/2224669X_2021_2_92

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБЪЕКТАМИ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Ю.О. Иванова, С.П. Антоненко, А.А. Войнова, Д.О. Гетун

Аннотация. Исследованы теоретические основы создания объектов инфраструктуры массового спорта и установлены проблемы их обслуживания. Проанализирована инвестиционная активность при создании объектов инфраструктуры массового спорта в РФ, в частности, определена потребность в них в регионах, выявлены причины низкой инвестиционной активности при создании объектов инфраструктуры массового спорта в регионах. Определено, что ряд проблем в значительной степени тормозит появление новых объектов инфраструктуры массового спорта и успешное функционирование уже существующих. Функциональный подход к решению данных проблем позволит повысить темпы строительства массовых спортивных объектов в стране, а также сделать спортивную сферу более привлекательной для инвесторов. Установлено, что инвестиции в спорт несут в себе как экономический, так и социальный аспект.

Ключевые слова: массовый спорт, спортивная инфраструктура, физическая культура, спортивное сооружение, материально-техническая база, максимальная заполняемость, эффективность.

MODERN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF SPORTS INFRASTRUCTURE FACILITIES

Yu.O. Ivanova, S.P. Antonenko, A.A. Voinova, D.O. Getun

Abstract. The theoretical foundations of the creation of objects of mass sports infrastructure have been investigated and the problems of creation and maintenance of objects of mass sports infrastructure have been established. Investment activity in the creation of infrastructure facilities for mass sports in the Russian Federation has been analyzed, in particular, the need for infrastructure facilities for mass sports in the regions has been determined, the reasons for low investment activity in the creation of infrastructure for mass sports in the regions have been identified. It has been determined that a number of problems to a large extent hinder the emergence of new infrastructure facilities for mass sports and the successful functioning of existing ones. A functional approach to solving these problems will increase the pace of construction of mass sports facilities in the country, as well as make the sports sector more attractive for investors. It has been established that investment in sports has both an economic and a social aspect.

Keywords: mass sports, sports infrastructure, physical culture, sports facility, material and technical base, maximum occupancy, efficiency.

С каждым годом теме спорта в России уделяется всё больше и больше внимания. Для развития интереса к спорту среди всех слоёв населения необходимо обеспечить их функциональными объектами спортивной инфраструктуры. В рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» введено в эксплуатацию 78 объектов массового спорта, и это лишь часть запланированного количества объектов [2].

При строительстве и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры возникает ряд проблем:

1. Материально-техническая база. Все элементы спортивной инфраструктуры должны соответствовать действующим нормативам и санитарно-гигиеническим требованиям [3]. Зачастую отсутствие достаточного уровня оснащённости становится проблемой, мешающей реализации всех этапов строительства, в том числе - сдаче объекта в срок. Хорошей материально-технической базы только на этапе открытия сооружения недостаточно, необходимо её поддержание на достаточном уровне и в ходе дальнейшей эксплуатации.

В приказе Министерства спорта РФ «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и эксплуатации некоторых видов спортивных сооружений» содержатся методические рекомендации по планированию спортивных зон, включённых в состав объектов спорта, для проведения спортивных мероприятий, требования, а также предложения по улучшению степени безопасности и эффективности эксплуатации объектов спорта [1]. Объекты инфраструктуры массового спорта, которые остались после проведения каких-либо международных соревнований, в равной мере должны соответствовать как российским, так и международным требованиям [8]. Безусловно, чем шире функционал объекта, тем большему количеству требований он должен соответствовать. Для некоторых проектов соблюдение всех норм на этапе создания и поддержание их в течение всего срока обслуживания становится настоящей проблемой.

В настоящее время достаточно распространена аренда с целевым назначением под спорт. Открываются спортивные залы, разнообразные кружки, групповые занятия по направлениям, любительские секции. Все это требует конкретных объектов, помогающих реализовывать спортивные услуги. Аренда помещений

для спорта может быть выделена в самостоятельный, динамично развивающийся сегмент рынка коммерческой недвижимости, отличающийся определёнными особенностями, среди которых наиболее важны конфигурация и локация помещения. Удачная локация - залог успеха. Должны удовлетворяться функциональные требования помещений под спорт, например, наличие душевых и раздевалок. Также распространена аренда помещений в торговых центрах под фитнес-клубы и небольших залов для проведения узкоспециализированных групповых занятий.

2. Финансирование. Согласно информации, которая содержится в отчёте о реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20162020 годы», следующим после Федерального бюджета источником финансирования является Консолидированный бюджет субъектов. Ещё одному источнику финансирования, а именно внебюджетным фондам, уделяется довольно много внимания. Однако этот источник средств всё ещё составляет меньшую часть в общей доле средств [4].

Существование следующих ограничений в значительной мере тормозит процесс привлечения инвестиций в спортивную инфраструктуру:

- налоговые обременения с учётом целевого назначения;

- отсутствие возможностей для реализации бизнес-проектов;

- отсутствие достаточного количества средств у населения для оплаты услуг на объектах спорта;

- кадры.

Ещё одна проблема, которая зачастую усложняет процесс создания и обслуживания объектов инфраструктуры массового спорта, - недостаток квалифицированных кадров. Она касается специалистов различных уровней (квалифицированных тренерских кадров для работы с различными группами населения; медицинского персонала с опытом работы в спортивной сфере и знанием её особенностей; управленческих кадров в сфере физической культуры и спорта для правильного регулирования всех процессов, происходящих как внутри, так и вне объекта и обеспечения его успешного функционирования; профессионалов с юридическим образованием для обеспечения соответствия законодательным нормам в области физической культуры и спорта).

3. Посещаемость. Для того чтобы объект массового спорта успешно функционировал, необходимо поддерживать его посещаемость. От степени посещаемости спортивного сооружения напрямую зависит его окупаемость, а значит и успешность проекта. Обеспечение полной заполняемости отдельно стоящего объекта массового спорта - ещё одна довольно распространённая проблема. Того количества посетителей, которые сами приходят и регулярно занимаются спортом, смотрят матчи или принимают участие в соревнованиях, не хватает. Необходимо постоянно придумывать новые алгоритмы для увеличения заполняемости спортивного объекта.

В мировой практике удалось добиться повышения посещаемости за счёт совмещения спортивного объекта и торгово-раз-влекательных площадей. Например, в Торонто находится крытая арена Эйр Канада Центр площадью 62 тыс. кв. м и вместимостью до 19 800 болельщиков (1 % мест предназначен для лиц с ограниченными возможностями и их сопровождающих). В состав объекта, кроме спортивных площадок, входит несколько ресторанов и баров с различным меню. Арена используется не только как спортивный объект, но и в качестве театральной и концертной площадки, что обеспечивает максимальную заполняемость сооружения.

В РФ подобная практика только начинает приносить свои положительные результаты. ВТБ Арена в Москве, открывшаяся в 2018 г., включает в себя торговый центр Арена Плаза. Кроме ресторанов здесь функционируют фитнес-клубы и магазины атрибутики. На площадках также проводятся концерты. Всё это оказывает значительное влияние на рост посещаемости объекта и успешность его функционирования. Тем не менее, остаётся открытым вопрос применения подобной практики на менее масштабных проектах и внедрения её на региональном уровне.

С целью увеличения доли граждан страны, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 40 %, а уровня обеспеченности населения объектами спорта - до 48 %, в РФ был возобновлён физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [5]. Итоги за весь период его совершенствования и внедрения следующие: более 12 млн граждан были зарегистрированы на официальном сайте ГТО; более 7,5 млн россиян приняли участие в выполнении комплекса нормативов; 3,3 млн чел. имеют высокие результаты, награждены знаками отличия ГТО. По результатам

2019 г. наблюдался прирост количества зарегистрированных на портале пользователей на 121 % по отношению к предыдущему году.

Таким образом, существование перечисленных проблем в значительной степени тормозит появление новых объектов инфраструктуры массового спорта и успешное функционирование уже существующих. Функциональный подход к решению данных проблем позволит повысить темпы строительства массовых спортивных объектов в стране, а также сделать спортивную сферу более привлекательной для инвесторов.

Одним из основных приоритетов политики развития в РФ является распространение здорового образа жизни, создание подходящих условий для этого. Расширение и модернизация объектов спортивной инфраструктуры обусловливает актуальность использования государственно-частного партнёрства, а также привлечение частных инвестиций. В настоящее время большая часть культурного и спортивного финансирования обеспечивается за счёт бюджетных инвестиций. Например, в 2015 г. 86 % инвестиций в области физической культуры и спорта осуществлялись за счёт бюджетных средств.

Государственно-частное партнёрство (далее - ГЧП) достаточно успешно используется в зарубежных странах для развития инфраструктуры. С помощью данного механизма осуществляется привлечение частных средств для решения общественно значимых задач. На сегодняшний день в РФ в процессе создания или реконструкции различных объектов находится 870 проектов ГЧП, 23 из которых относятся к сфере спорта и физической культуры, с объёмом частных вложений около 640 млрд руб. Многие из этих проектов носят региональный характер и удовлетворяют большую потребность в развитии инфраструктуры для водных, игровых видов спорта и спорта на льду. Препятствовать привлечению инвестируемых средств могут следующие факторы:

- стоимость строительства существенно отличается в каждом регионе вследствие отсутствия единых стандартов строительства объектов;

- отсутствие систематизации различных мер государственной поддержки для проектов государственно-частного партнёрства;

- недоверие потенциальных инвесторов к рассматриваемому инструменту финансирования;

- высокие банковские риски проектов.

Для успешной реализации проектов в сфере инфраструктуры массового спорта должны быть грамотно и эффективно выстроены отношения между государством, бизнесом и обществом. Долгое время эти три сферы существовали в РФ скорее параллельно, чем вместе. Необходимо, чтобы между предпринимателями и руководящими органами власти был выстроен диалог, направленный на осуществление совместных целей, одной из которых является совершенствование спортивной инфраструктуры.

Эффективными мерами поддержки предпринимательства в сфере спорта могут быть: открытие школ спортивного бизнеса, создание различных ассоциаций бизнесменов, корректировка законодательства [7]. В том числе, для эффективного взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП в спорте был создан специальный Межведомственный проектный офис, где объединены усилия Министерства спорта и Министерства экономического развития, а Аналитический центр при Правительстве РФ выступает в роли методологического партнёра [6].

Одной из проблем является недостаточный охват предпринимателей мерами поддержки и недоверие со стороны бизнеса к тому, что делает государство. Около 40 % представителей бизнеса не знают о мерах поддержки, и лишь 4-5 % пользуются ими. Такая тенденция сохраняется, несмотря на программы по льготному кредитованию, льготному лизингу и меры поддержки, которые регионы оказывают на местах.

Большую часть существующих спортивных объектов можно было бы использовать более эффективно. Сегодня функционирует достаточное количество специализированных центров поддержки предпринимателей, центры инноваций социальной сферы, центры поддержки экспорта, центры кластерного развития и многие другие. Чтобы понять, как эффективно управлять инвестиционными моделями создания объектов инфраструктуры массового спорта в РФ, необходимо прислушаться к мнению специалистов в данной отрасли.

Как отмечают эксперты, в среднем у 92 % существующих спортивных объектов отсутствует нормальное управление. Практически все объекты спортивной инфраструктуры находятся в собственности государства, их функционирование обеспечивается в основном из бюджетных средств, но государственные управляющие не пре-

следуют цель обеспечения востребованности этих объектов. Необходимо информировать местных и региональных служащих, каким образом можно взаимодействовать с предпринимателями, не нарушая при этом норм российского законодательства. При создании таких условий будет возможно обеспечить эффективное функционирование объекта, получение прибыли предпринимателем и беспрепятственное осуществление его основных функций, экономию государственного бюджета и сил властей.

В образе спортивного предпринимателя должны сочетаться следующие черты: обладание профессиональными спортивными знаниями или любовью к спорту и желание использовать их для создания прибыльного дела. В спортивном бизнесе есть масса направлений деятельности: управление ранее созданной инфраструктурой, разработка и производство спортивного инвентаря, фитнес-активности, цифровые сервисы.

Спорт можно продолжать популяризировать, но решающие изменения произойдут только тогда, когда спортивная деятельность сможет приносить выгоду всем: и гражданам, и руководству, и бизнесу, и государству. Такой позиции придерживается председатель Комитета по инновационным спортивным технологиям и здоровому образу жизни общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Давид Чичуа. Кроме бюджетной существует также внебюджетная часть финансовых средств на реализацию национальных спортивных проектов. Однако сейчас структура мер поддержки и возможности этой поддержки достаточно сложные. Первоочередная цель сегодня заключается в том, чтобы не только эффективно потратить государственные деньги, но и, привлекая бизнес, соблюсти его интересы, и в первую очередь гарантировать получение прибыли.

«Государство готово услышать предпринимателей и оказать им ту помощь, которая позволит совместно реализовать национальные проекты, достичь поставленных целей, - уверен Илья Винокуров, начальник Управления проектного менеджмента в госсекторе Аналитического центра, - В частности, если говорить о проекте «Спорт - норма жизни», то сейчас самое время для формирования эффективной системы мер поддержки МСП в спорте».

Необходимо использовать принципы и инструменты проектного управления, где есть ресурсное управление, работа со стейкхол-

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

дерами и функциональным заказчиком. Ещё на этапе планирования строительства объекта спортивной инфраструктуры необходимо учитывать, кто и как будет его использовать. Именно для этого создан межведомственный проектный офис. Государство активно перенимает эти принципы и старается всё чаще их использовать, создавая тем самым широкие перспективы для совместной работы с различными уровнями бизнеса.

Таким образом, прислушиваясь к мнению экспертов, можно увеличить доли малого и среднего спортивного бизнеса в экономике. Крайне важно, чтобы правительство постоянно обсуждало, какие меры с точки зрения бизнеса должны быть приняты, чтобы эта индустрия развивалась, и прислушивалось к рекомендациям со стороны предпринимательства. Только методом активного взаимодействия можно обеспечить успешное создание, функционирование и управление перспективными инвестиционными проектами создания объектов инфраструктуры массового спорта в РФ.

Библиографический список

1. Приказ Минспорта России «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и эксплуатации некоторых видов спортивных сооружений» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=537925#046621581208255725 (дата обращения: 24.01.2021).

2. Отчёт о ходе реализации государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта» за 2019 год // Минспорта РФ. 2020. URL : minsport.gov.ru/2019/doc/OtchetGP_RFKS_2019.pdf (дата обращения: 23.01.2021).

3. Арбузина Н.Р., Сусикова Т. С. Тенденции и проблемы развития материально-технической базы в отрасли физической культуры и спорта // КиберЛенинка. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-problemy-razvitiya-materialno-tehnicheskoy-bazy-v-otrasli-fizicheskoy-kultury-i-sporta/viewer (дата обращения: 23.01.2021).

4. Воронина В.Т. Динамика развития и финансирование спортивных сооружений в России // Иннов: электронный научный журнал. 2017. URL: http://www.innov.ru/science/economy/dinamika-razvitiya-i-finansirovanie/ (дата обращения: 19.04.2020).

5. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» // gto.ru - официальный сайт ГТО. URL: https://www.gto. ru/news (дата обращения: 11.05.2020).

6. Государство рассчитывает на поддержку малого предпринимательства в развитии спорта // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2019. URL: https://www.ac.gov.ru/news/page/ gosudarstvo-rasscityvaet-na-podderzku-malogo-predprinimatelstva-v-razvitii-sporta-21888 (дата обращения: 10.04.2020).

7. Малый бизнес в сферах спорта и экологии ждет помощи от государства // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2019. URL: https://www.ac.gov.ru/news/page/malyj -biznes-v-sferah-sporta-i-ekologii-zdet-pomosi-ot-gosudarstva-22177 (дата обращения: 10.04.2020).

8. Мамаев А.В., Батура О.В. Проблемы правового регулирования развития на территориях муниципальных образований физической культуры и спорта // Юридическая наука. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-razvitiya-na-territoriyah-munitsipalnyh-obrazovaniy-fizicheskoy-kultury-i-sporta/viewer (дата обращения: 27.01.2021).

Ю.О. Иванова

кандидат экономических наук

старший преподаватель, заместитель руководителя

по учебной и методической работе Департамента управления

бизнесом факультета «Высшая школа управления»

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

E-mail: cardamina@gmail.com

Д.О. Гетун, С.П. Антоненко, А.А. Войнова

студенты

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.