Научная статья на тему 'Теоретическая основа фискализма в экономической науке'

Теоретическая основа фискализма в экономической науке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИСКАЛИЗМ / FISCALISM / БЮДЖЕТ / BUDGET / НАЛОГ / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ФИНАНСЫ / FINANCE / ПРИБЫЛЬ / INCOME / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / TAX BURDEN / НАЛОГОВАЯ ГАВАНЬ / TAX HAVEN / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматов Бахромджон Баротжонович, Ибрагимова Азиза Уктамджоновна

В научной статье исследованы и изучены теоретические основы фискализма. Также было выдвинуто и обосновано определение фискализма. На основе выдвинутого определения также выявлены типы, с помощью которых можно различать формирование бюджетов государств. Новая гипотеза в экономической науке может дать толчок в понимании других основных понятий. Фискализм во всех государствах играет важнейшую роль в своевременном исполнении взятых на себя обязательств. На основе фискализма можно определить налоговую нагрузку и пути усовершенствования налоговой системы каждой страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическая основа фискализма в экономической науке»

• учет интересов государства в лице органов власти, хозяйствующих субъектов и населения;

• согласованность приоритетов территориального и отраслевого развития;

• развитие партнерских отношений и др.

Рассматривая территорию как ключевой ресурс и пространство развития, необходимо на основе комплексного учета межотраслевых и межсекторальных взаимодействий разработать максимально эффективную систему стратегий регионального развития, которая позволила бы нивелировать пространственно-временные диспропорции и привести в соответствие стратегические цели на всех иерархических уровнях.

Список литературы / References

1. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 321 с.

2. Доманицкий А.А. Бюджетное планирование в управлении пространственным развитием России (на примере регионов Севера) Текст: диссерт. на соиск. уч. степ. канд. эк. наук / Андрей Александрович Доманицкий; Институт проблем региональной экономики РАН. Санкт-Петербург, 2015. 206 с.

3. Доронина Ф.Х. Пространственный подход в стратегии развития регионов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. № 4 (15), 2015. С. 15-18.

4. Иванов С.А., Ложко В.В. О пространственном подходе в теории региональной экономики // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». № 1. Т. 9, 2015. С. 18-25.

5. Илаева З.М., Алихаджиева Д.Ш. Региональные аспекты социально-экономического развития Чеченской Республики. // Вестник Чеченского государственного университета, 2015. Выпуск 4. С. 17.

6. Кузнецов Ю.А., Шмакова М.В. Разработка стратегии развития региона на основе пространственного подхода // Проблемы современной экономики. № 2 (42), 2012. С. 267270.

7. Магомадов Э.М., Рамзанов А.М. Организация экономики региона с точки зрения пространственного подхода // Экономика и предпринимательство, 2016. № 10-3 (75-3). С. 211-213.

8. Смешко О.Г. Региональная экономика: факторы развития: монография. СПб.: Изд-во СПбУТУиЭ, 2014. 266 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФИСКАЛИЗМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

НАУКЕ

Рахматов Б.Б.1, Ибрагимова А.У.2 Email: Rahmatov627@scientifictext.ru

'Рахматов Бахромджон Баротжонович - кандидат экономических наук, старший преподаватель; 2Ибрагимова Азиза Уктамджоновна - магистрант, кафедра финансов и кредита, Институт экономики и торговли Таджикский государственный университет коммерции, г. Худжанд, Республика Таджикистан

Аннотация: в научной статье исследованы и изучены теоретические основы фискализма. Также было выдвинуто и обосновано определение фискализма. На основе выдвинутого определения также выявлены типы, с помощью которых можно различать формирование бюджетов государств. Новая гипотеза в экономической науке может дать толчок в понимании других основных понятий. Фискализм во всех государствах играет важнейшую роль в своевременном исполнении взятых на себя обязательств. На основе фискализма можно определить налоговую нагрузку и пути усовершенствования налоговой системы каждой страны.

Ключевые слова: фискализм, бюджет, налог, экономика, финансы, прибыль, налоговое бремя, налоговая гавань, финансирование, налогообложение.

THEORETICAL BASES FISCALISM IN ECONOMICS Rahmatov B.B.1, Ibragimova A.U.2

'Rahmatov Bahromjon Barotjonovich — PhD in Economics, Senior Lecturer; 2Ibragimova Aziza Uctamjonovna - undergraduate, DEPARTMENT OF FINANCE AND CREDIT, INSTITUTE OF ECONOMY AND TRADE, TAJIK STATE UNIVERSITY OF COMMERCE, KHUJAND,

REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Abstract: the article examines the scientific and theoretical bases fiscalism studied. It was also put forward and justified determination fiscalism. On the basis of the definitions putforward also revealed the types that can be used to distinguish between the budget states. The new hypothesis in economics can give impetus to the understanding of other basic concepts. Fiscalism in all states plays a crucial role in the timely performance of their obligations. Based fiscalism can determine the tax burden, and ways to improve the tax system of each country.

Keywords: fiscalism, budget, taxes, economy, finance, income, tax burden, tax haven, financing, taxation.

УДК 330.8

Государство посредством налогов воздействует на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли.

Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государством по поводу формирования государственных финансов выражают экономическое содержание налогов. С одной стороны, сумма налоговых поступлений обязана обеспечивать наполнение государственного бюджета, а с другой - величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Важнейшей задачей функционирования налоговой системы любой страны всегда являлось определение оптимального уровня налогового бремени, позволяющего сочетать перспективные интересы государства и хозяйствующего субъекта. Тем самым выявление и устранение проблемы в области формирования источников государственного бюджета является актуальной в современных условиях.

Фиск (от латинского «fiscus»- корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче.

С конца 1 века до нашей эры фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополняемая доходами с императорских провинций. С 4 века нашей эры фиск - единый общегосударственной центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны). Фискальную функцию налогов и ее использования можно увидеть во всех странах.

В процессе исследования выявлено, что в научной литературе и в работах зарубежных и отечественных экономистов не используется и в целом отсутствует понятие фискализма. Тем самым мы старились сформулировать новое определение термина фискализм в экономической науке.

Перед тем как дать определение фискализму нам необходимо уточнить, что означает слово «-изм-». Значение слова «-изм-» согласно Дудниковой «это суффикс словообразовательной единицы, образующей: имена существительные мужского рода, которые представляют собою названия общественно-политических, научных или эстетических учений, направлений, систем, а также качеств, склонностей, действий или состояний, связанных с тем, что названо мотивирующим именем существительным, редко - глаголом (артистизм, байронизм, гамлетизм, героизм, дарвинизм, дилетантизм, ленинизм, марксизм, отзовизм, планеризм, реваншизм, символизм, терроризм и т.п.)» [1, с. 105].

Фискализм встречается во всех странах мира и ее используют для выполнения государственных задач. Ни одно государство не может обойтись без фискализма, суть этого заключаются в том, что с помощью фискализма государство привлекает необходимое количество денежных средств для покрытия государственных и иных нужд. Государственный бюджет является приоритетным и для его выполнения правительство принимает решительные меры, проводят жесткую налоговую политику. Фискализм во всех странах используется по-разному, в одних странах он превалирует или усугубляет интересы налогоплательщиков, а в

других соответствуют интересам налогоплательщиков. Отсюда вытекает новое определение этого термина:

Фискализм - совокупность отношений, определяющих приоритетность или доминирование интересов государственного бюджета, превалирование общегосударственных задач над интересами налогоплательщиков, присущие всем экономическим системам с учетом факторов, характеризующих эти системыь

На основе вышеизложенных моментов мы разделили фискализм на следующие типологии.

1. Ультрафискализм - этот тип крайнего фискализма, иначе говоря, диктатуры узкой социальной группы, самолично контролирующий все имеющиеся финансовые ресурсы и создаваемые в рамках этого общества все материальные блага и доходы, расходующие мобилизованные через обязательные платежи финансовые средства на удовлетворение личных потребностей, присущий странам с авторитарными режимами. Главным и основным источником покрытия государственных расходов в этих государствах выступают налоговые платежи. Кроме налоговых источников государство других источников не имеет и в то же время режим управления заставляет по принуждению уплачивать по высоким фиксированным ставкам налоговые платежи. В связи с этим в этих государствах развивается теневая экономика и коррупционные действия.

2. Следующий тип фискализма - это сбалансированный, т.е. страны, которые используют этот тип, прежде всего приоритетным направлением принимают модель социально-ориентированной экономики, смешанной экономики с высоким развитием демократических и институциональных основ в обществе. В связи с постепенным развитием экономики, государство смягчает налоговую нагрузку для налогоплательщиков. Посредством реформирования экономики и внесения изменения и дополнения в законодательно-нормативные акты.

3. Относительный (символический) фискализм - этот тип фискализма используется в тех странах, которые считаются раем для ведения предпринимательской деятельности и предпринимательской среды. Там где используется относительный фискализм, для ведения предпринимательской деятельности созданы все условия, и налогоплательщик считает своим долгом уплатить или добровольно волеизъявляет в отчуждении части своего дохода или прибыли в виде налогов. При этом налоговый платеж не вызывает ни у кого уменьшения дохода налогоплательщика.

Для определения, к какому типу относится государство, можно выделить следующие факторы и классифицировать их:

Таблица 1. Типы фискализма

Типы фискализма

Ультрафискализм Сбалансированный Относительный

1. Авторитарный режим Социально ориентированная экономика Развитая рыночная экономика

2. Ограниченная свобода предпринимательства Демократическая основа управления Оптимальная налоговая нагрузка

3. Милитаризация экономики Свобода выбора и предпринимательства Государственная поддержка предпринимательской Деятельности

4. Антидемократическое управление Свободный приток капитала Предоставление привилегий для инвесторов

5. Высокая налоговая нагрузка Богатая природными ресурсами Существование офшорных зон

6. Низкий уровень жизни Независящая от экономики других стран

7. Высокий уровень насилия

8. Низкий уровень знаний

9. Дешевая рабочая сила

10. Низкая производительность труда

11. Закрытая экономика

По мнению авторов Г.В. Бойцова и М.Н. Долгова, «в современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции» [2, с. 189].

В.В. Андрощук, П.А. Борноволоков, и Е.В. Еремина считают, что «основная общепризнанная фискальная функция налогов непосредственно происходит из функции государственных финансов «образования централизованных денежных фондов (доходов)» и отражает движение стоимости в форме фиска обязательного платежа юридических и физических лиц в государственный бюджет и/или государственные внебюджетные фонды. В этом проявляются единство и взаимосвязь частной категории налогов с более общими категориями государственных финансов в целом, а также специализация налогов в общей системе финансовых отношений как правовой формы движения стоимости от собственника денежных средств в государственную казну» [3, с. 205].

С начала XX в. фискальная роль налогов возрастает вместе с ростом экономического уровня развития общества. Государство расходует все больше финансовых средств на содержание государственного аппарата, на экономические и социальные мероприятия. По утверждению Л.А. Дробзина «в доходной части бюджетов всех уровней развитых государств преобладают налоги. Они достигают в доходах центрального бюджета 80 - 90%, а в местных бюджетах - более 50%» [4, с. 95].

Финансирование государственных нужд есть один из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Таким образом, аккумуляция финансовых средств, необходимых для финансирования государственных нужд, является основной задачей налогов, и это во многом позволяет провести различие между налогами и платежами, имеющими компенсационное значение

По мнению И.Д. Еналеева и Л.В. Сальникова, «налог не должен рассматриваться в качестве компенсационной меры. Компенсация выплачивается одним лицом другому для того, чтобы восстановить какое-либо ранее нарушенное имущественное или неимущественное право этого другого лица. Когда же налогоплательщик производит налоговый платеж, он не имеет своей целью компенсировать государству какое-либо нарушенное имущественное или неимущественное право. Налог выплачивается в связи с тем, что государство нуждается в финансовых ресурсах, а не в связи с нарушением налогоплательщиком каких-либо прав государства» [5, с. 156].

Рассматривая цель взимания налога, следует также отметить, что «налог взимается именно в пользу самих публичных субъектов, а не в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. То есть бенефициарами налоговых платежей являются государство или иной публичный субъект в целом, в то время как органы государственной власти только лишь организуют сбор налога, выполняя, по сути, представительские функции от имени публичных субъектов» [6, с. 232].

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

- Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Основная задача налога - формировать ресурсы государства, т.е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций.

- Финансирование государственных нужд является одной из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной.

Список литературы / References

1. Дудников А.В. Русский язык: учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений. Изд. «Высшая школа», 1988. М. Стр. 105.

2. Бойцов Г.В., Долгова М.Н., Бойцова Г.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2008.

3. Андрощук В.В., Борноволоков П.А., Еремина Е.В. и др.; Правовое регулирование экономических отношений. Альманах / под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008. Вып. 1. 206 с.

4. Дробзиной Л.А. Общая теория финансов / М., 2009. С. 95.

5. ЕналееваИ.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. М.: Юстицинформ, 2009.

6. Невская М.А., Сибикеев К.В. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2009. 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.